Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»
Тема урока «Внутренняя среда организма и ее значение»
Автор: Яковлева Иванна Николаевна, учитель химии и биологии МБОУ «Вилюйская гимназия им. И. Л. Кондакова»
Класс:8
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока: формирование представления о внутренней среде организма, составе и функциях крови.
Задачи:
- образовательные:
познакомить учащихся с составом и функциями внутренней среды;
раскрыть значение постоянства внутренней среды;
-развивающие:
формировать умение работать самостоятельно, оформлять результаты работы в схематической форме;
развивать навыки работы в группе;
развивать навык устанавливать причинно-следственные связи, формулировать вывод.
Развивать коммуникативные навыки
-воспитывающие:
воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;
воспитывать у учащихся интерес к предмету;
воспитывать ответственное отношение к выполнению полученного задания;
Предметные результаты: освоение представлений о крови как внутренней среде организма; роли и значении крови в жизнедеятельности организма человека;понятий «внутренняя среда».
Метапредметные результаты:
регулятивные: управлять своей деятельностью; контролировать и оценивать результаты своей и чужой деятельности; адекватно формулировать результаты своей деятельности в устной и письменной форме; вносить коррекцию в результаты деятельности по ходу этой деятельности; развивать волевую саморегуляцию
познавательные: работать с предложенными источниками информации;трансформировать информацию и предъявлять ее различными способами; выполнять логические операции и строить логические цепи рассуждений
коммуникативные; уметь вести диалог и коллективное обсуждение; аргументировать и доказывать свое мнение; формировать навык активного слушания.
Оборудование: карточки с инструкциями, учебник, таблица для заполнения, дополнительная литература.
Технологическая карта урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
Организационный момент Форма контроля: педагогическое наблюдение | 1 мин. |
- Ребята, встали, успокоились, приготовились к уроку. Здравствуйте! Садитесь. Кто сегодня дежурный? Кто в классе отсутствует? | - Здравствуйте! Дежурный отвечает. | |
II. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся Форма контроля: индивидуальная по обучающей структуре КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД (ОПРОСИ-ОПРОСИ-ОБМЕНЯЙСЯ КАРТОЧКАМИ) внутри группы | 10 мин. |
1.Сигнал учителя (включается музыка) | 1.А) У каждого учащегося есть карточка с готовым вопросом и ответом на этот вопрос. Б) По сигналу учителя, ученики встают, поднимают руку и находят себе ближайшую пару не из своего стола; В) ученик А спрашивает ученика Б (Задает вопрос); Г) ученик Б отвечает; Д) ученик А помогает и хвалит (если ответ правильный), а если ответ не правильный, то подсказывает еще раз, потом, если результат такой же, учит его, переспрашивает и хвалит. Е) ученики меняются ролями; Ж) ученики меняются карточками и благодарят друг друга; З) ученики повторяют шаги Б-Ж несколько раз со свойственным им темпом. 2.Таким образом, по вопросам учащиеся осуществляют взаимопроверку – знает ли его партнер пройденную тему или нет. | |
III. Мотивация | 2 мин. |
Чем отличается многоклеточный организм от одноклеточного? - Вспомните, что такое ткань? - Из каких частей состоит ткань? - У каких животных впервые появилась кровеносная система? - Какое значение имеет кровь в жизни животных? -Хорошо. Молодцы! | Демонстрируют свои знания. Отвечают на разноуровневые познавательные вопросы. | |
IV. Сообщение темы цели и задач урока | 1 мин. |
Итак, тема сегодняшнего урока «Внутренняя среда организма». Открыли тетради, записали число, классная работа и тему урока. Наша задача состоит в изучении внутренней среды организма, ее составляющих и их функций. | Учащиеся записывают. | |
V. Изучение нового материала | 20 мин. |
Организация работы групп: 3 группы по 4 учащихся, постоянного состава. Наблюдает, советует, косвенно руководит учащихся. Внутренняя среда — единая система жидкостей — является естественным продолжением водной основы клеток. - Из каких компонентов состоит внутренняя среда? Теперь, сделайте вывод о внутренней среде организма. Проведем ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН. Раздает текст (материал приложения 3). 3. Раздает инструкции к групповой работе Хорошо! Молодцы! | 1.РЕЛЛИ РОБИН (обмен в парах «по плечу» и «по лицу» короткими ответами). Самостоятельно прочитайте параграф учебника до раздела «Свертывание крови» и обсудите ответы на 4 вопроса в конце параграфа. 2. ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН (ПОДУМАЙ-ЗАПИШИ-ОБСУДИ В КОМАНДЕ): 1 группа Изображают в виде схемы процесс свертывания крови при помощи тромбоцитов. Составляют план ответа 2группа Формулируют и записывают определение “Эритроцит – это…”, Какие условия являются неблагоприятными для эритроцитов? Изображают строение эритроцита. 3 группа Определяют форму и значение лейкоцитов. Составляют схему действия лейкоцитов в случае проникновения в кровь антител. 3. КЛОК БАДДИС (друзья по часам) Встречаются с учениками других групп в «отведенное учителем» время для эффективного взаимодействия, заполняют таблицу. | |
VI. Закрепление изученных на уроке понятий и ранее усвоенных знаний | 8 мин. |
| 4. КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД – «опроси – опроси – обменяйся карточками» - ученики проверяют друг друга и обучают по изученному материалу. | |
VIII. Подведение итогов урока. Оценка работы всего класса и знаний отдельных учеников | 2 мин. |
Сегодня мы с вами изучили внутреннюю среду организма и ее значение. | 5. Поставьте оценку. 6. Поблагодарите за совместную работу. | |
IX. Домашнее задание | 1 мин. |
Откройте дневник и запишите домашнее задание. Подготовить вопросы. | Учащиеся записывают. До свиданья! | |
Таблица, заполняемая учащимися в ходе урока по теме «Внутренняя среда организма»
№ | Составляющие внутренней среды | Их состав и строение | Местонахождение | Выполняемые функции |
1 | Межклеточная (тканевая) жидкость | Вода, неорганические и органические вещества, кислород, продукты распада, выделившиеся из клеток | Промежутки между клетками всех тканей | Дыхание клеток, питание клеток, очищение от продуктов распада клеток |
2 | Лимфа | Вода с растворенными в ней продуктами жизнедеятельности, белки – 1-2 %, лимфоциты, лейкоциты | Лимфатическая система | Защита организма от болезнетворных микроорганизмов |
3 | Кровь | Плазма, клетки крови (эритроциты, лейкоциты) и кровяные пластинки (тромбоциты) | Сердце и кровеносные сосуды | Дыхательная, транспортная, питательная, выделительная, терморегуляторная, защитная, гуморальная |