СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»

Тема урока «Внутренняя среда организма и ее значение»

Автор: Яковлева Иванна Николаевна, учитель химии и биологии МБОУ «Вилюйская гимназия им. И. Л. Кондакова»

Класс:8

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока: формирование представления о внутренней среде организма, составе и функциях крови.

Задачи:

- образовательные:

  • познакомить учащихся с составом и функциями внутренней среды;

  • раскрыть значение постоянства внутренней среды;

-развивающие:

  • формировать умение работать самостоятельно, оформлять результаты работы в схематической форме;

  • развивать навыки работы в группе;

  • развивать навык устанавливать причинно-следственные связи, формулировать вывод.

  • Развивать коммуникативные навыки

        -воспитывающие:

  • воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;

  • воспитывать у учащихся интерес к предмету;

  • воспитывать ответственное отношение к выполнению полученного задания;

Предметные результаты: освоение представлений о крови как внутренней среде организма; роли и значении крови в жизнедеятельности организма человека;понятий «внутренняя среда».

Метапредметные результаты:

  • регулятивные: управлять своей деятельностью; контролировать и оценивать результаты своей и чужой деятельности; адекватно формулировать результаты своей деятельности в устной и письменной форме; вносить коррекцию в результаты деятельности по ходу этой деятельности; развивать волевую саморегуляцию

  • познавательные: работать с предложенными источниками информации;трансформировать информацию и предъявлять ее различными способами; выполнять логические операции и строить логические цепи рассуждений

  • коммуникативные; уметь вести диалог и коллективное обсуждение; аргументировать и доказывать свое мнение; формировать навык активного слушания.

Оборудование: карточки с инструкциями, учебник, таблица для заполнения, дополнительная литература.


Технологическая карта урока



Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

  1. Организационный момент

Форма контроля: педагогическое наблюдение

1 мин.

- Ребята, встали, успокоились, приготовились к уроку. Здравствуйте! Садитесь. Кто сегодня дежурный? Кто в классе отсутствует?

- Здравствуйте!

Дежурный отвечает.



II. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся

Форма контроля: индивидуальная по обучающей структуре КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД (ОПРОСИ-ОПРОСИ-ОБМЕНЯЙСЯ КАРТОЧКАМИ) внутри группы

10 мин.

1.Сигнал учителя (включается музыка)


1.А) У каждого учащегося есть карточка с готовым вопросом и ответом на этот вопрос.

Б) По сигналу учителя, ученики встают, поднимают руку и находят себе ближайшую пару не из своего стола;

В) ученик А спрашивает ученика Б (Задает вопрос);

Г) ученик Б отвечает;

Д) ученик А помогает и хвалит (если ответ правильный), а если ответ не правильный, то подсказывает еще раз, потом, если результат такой же, учит его, переспрашивает и хвалит.

Е) ученики меняются ролями;

Ж) ученики меняются карточками и благодарят друг друга;

З) ученики повторяют шаги Б-Ж несколько раз со свойственным им темпом.

2.Таким образом, по вопросам учащиеся осуществляют взаимопроверку – знает ли его партнер пройденную тему или нет.


III. Мотивация

2 мин.

Чем отличается многоклеточный организм от одноклеточного?

- Вспомните, что такое ткань?

- Из каких частей состоит ткань?

- У каких животных впервые появилась кровеносная система?

- Какое значение имеет кровь в жизни животных?

-Хорошо. Молодцы!

Демонстрируют свои знания. Отвечают на разноуровневые познавательные вопросы.


IV. Сообщение темы цели и задач урока

1 мин.

Итак, тема сегодняшнего урока «Внутренняя среда организма». Открыли тетради, записали число, классная работа и тему урока. Наша задача состоит в изучении внутренней среды организма, ее составляющих и их функций.

Учащиеся записывают.


V. Изучение нового материала

20 мин.

Организация работы групп: 3 группы по 4 учащихся, постоянного состава. Наблюдает, советует, косвенно руководит учащихся.



Внутренняя среда — единая система жидкостей — является естественным про­должением водной основы клеток.

-             Из каких компонентов состоит внутренняя среда? 







Теперь, сделайте вывод о внутренней среде организма. Проведем ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН.

 Раздает текст (материал приложения 3).

3. Раздает инструкции к групповой работе



Хорошо! Молодцы!



1.РЕЛЛИ РОБИН (обмен в парах «по плечу» и «по лицу» короткими ответами).

Самостоятельно прочитайте параграф учебника до раздела «Свертывание крови» и обсудите ответы на 4 вопроса в конце параграфа.


2. ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН (ПОДУМАЙ-ЗАПИШИ-ОБСУДИ В КОМАНДЕ):

1 группа

Изображают  в виде схемы процесс свертывания крови при помощи тромбоцитов. Составляют план ответа

2группа

Формулируют и записывают определение “Эритроцит – это…”,      

Какие условия являются неблагоприятными для эритроцитов? Изображают  строение эритроцита.

3 группа

Определяют форму и значение лейкоцитов. Составляют схему действия лейкоцитов в случае проникновения в кровь антител.



3. КЛОК БАДДИС (друзья по часам) 

Встречаются с учениками других групп в «отведенное учителем» время для эффективного взаимодействия, заполняют таблицу.




VI. Закрепление изученных на уроке понятий и ранее усвоенных знаний

8 мин.


4. КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД – «опроси – опроси – обменяйся карточками» - ученики проверяют друг друга и обучают по изученному материалу.


VIII. Подведение итогов урока. Оценка работы всего класса и знаний отдельных учеников

2 мин.

Сегодня мы с вами изучили внутреннюю среду организма и ее значение.

5. Поставьте оценку.

6. Поблагодарите за совместную работу.


IX. Домашнее задание

1 мин.

Откройте дневник и запишите домашнее задание.

Подготовить вопросы.

Учащиеся записывают.

До свиданья!






Таблица, заполняемая учащимися в ходе урока по теме «Внутренняя среда организма»




Составляющие внутренней среды

Их состав и строение

Местонахождение

Выполняемые функции

1

Межклеточная (тканевая) жидкость

Вода, неорганические и органические вещества, кислород, продукты распада, выделившиеся из клеток

Промежутки между клетками всех тканей

Дыхание клеток, питание клеток, очищение от продуктов распада клеток

2

Лимфа

Вода с растворенными в ней продуктами жизнедеятельности, белки – 1-2 %, лимфоциты, лейкоциты

Лимфатическая система

Защита организма от болезнетворных микроорганизмов

3

Кровь

Плазма, клетки крови (эритроциты, лейкоциты) и кровяные пластинки (тромбоциты)

Сердце и кровеносные сосуды

Дыхательная, транспортная, питательная, выделительная, терморегуляторная, защитная, гуморальная










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!