Методическая разработка
Тема: «Такие разные рыбы» (аппликация)
Цель: закреплять представление детей о подводной флоре и фауне.
Задачи:
-развивать умение выделять цвета и оттенки сине-зеленой гаммы из общей цветовой палитры;
-формировать навыки работы в технике «обрывная аппликация»;
-развивать творческое воображение и образное мышление, побуждать к оригинальному выражению творческой мысли.
Оборудование: кукла Нептун, фигурки рыб( кит, вуалехвост, карась, осьминог, морской конек, морская звезда, ерш, осетр, рыба-зебра), водоросли , аудиозаписи.
Предварительная работа: украсить комнату для занятия в желто-зеленой и сине-зеленой цветовой гамме. На окнах сделать витражи на тему воды и волн, морского дна, водорослей. Посередине поставить большой стол (составить из маленьких столов). Вокруг стола поставить стулья , напротив каждого стула положить материалы для занятия. В центре стола разместить фигуру кита .На его спине разложить вырезанные контуры рыбок. Над столом на расстоянии 40-50 см укрепить металлический обруч ,к нему подвесить фигуры рыб в последовательности : вуалехвост- карась-осьминог- морской конек -звезда- ерш-осетр- рыба-зебра.
Ход занятия
1.Педагог :
Ну, садитесь поскорей.
Что нам скажет царь морей?
Вызываем Нептуна:
Поднимайся ,дед, со дна! ( появляется кукла Нептун)
Нептун «подходит» к каждой рыбке , дотрагивается до нее и рассказывает о ней:
Вот плывет вуалехвост.
У него шикарный хвост.
Он медлителен, ленив
Но зато как он красив.
Ну, а вот его братишка,
Трус, а также хвастунишка,
Называется карась,
Любит зарывать в грязь.
Посмотрите – это ерш
Он колючий , как ваш еж.
Забияка и болтун,
Заявляет, просто смех,
Будто он сильнее всех.
И вот раз о деле том,
Начал спорить с осетром.
Но осетр- ноль внимания,
Говорит : «Ерш-до свидания,»-
Плавником пошевелил
И степенно так поплыл.
Смотрим дальше, мой народ,
Рыба-зебра к нам плывет.
Ей на месте не сидится
Она плавает, резвится.
И совсем не любит спать ,
Ей бы больше погулять.
Этих рыб я всех создал
И конечно же устал
Верный мой помощник кит .
Хорошо мне помогает
Этих рыбок вырезает.
Я хочу вас попросить
Рыбок взять и оживить.
Просто их раскрасить нужно
Тут они и оживут
А потом и уплывут.
Нептун достает из кита рыбок и отдает детям.
Но раскраска лишь начало
Надо как то рыб назвать
Каждой свой характер дать.
Рассказать кто как ныряет
Кто где спит и как играет.
Ну а мне пора поспать
Стал я что-то уставать
Но меня вы разбудите
Своих рыбок покажите.
Нептун «исчезает» под столом.
Занятие по аппликации(15-20мин). Идет музыкальное сопровождение ( шум моря, волн, плеск прибоя и любая спокойная музыка).
Бумажный кит «подплывает» к каждому ребенку, ребенок выбирает понравившийся контур рыбки и цветную бумагу. Педагог объясняет технику обрывной аппликации, напоминает последовательность выполнения работы.
Задача каждого ребенка- украсить рыбку с двух сторон. Педагог предлагает придумать для своей рыбки имя, описать ее характер, придумать историю ( где живет, куда она плавает, с кем дружит) Совсем не обязательно раскрашивать ее одинаково с двух сторон( с одной стороны –у нее домашний наряд, с другой- праздничный ,для гостей)
Педагог:
Вызываем Нептуна
Поднимайся , дед, со дна
Ты вставай и погляди,
Наших рыбок оцени.( поднимается кукла и рассматривает рыбок)
Вы ,ребята молодцы.
Настоящие творцы.
А меня не забывайте.
И почаще приплывайте.
Снова с вами поиграем .
Рыбок поизобретаем.
На следующем занятии дети продолжают творить и создавать волшебный морской мир. Могут сделать водоросли - взять круг из плотной бумаги, наклеить на него цветную бумагу или раскрасить красками и разрезать ножницами по спирали.
Также можно поработать с природным материалом и сделать морскую звезду. Взять плоский контур звезды и наклеить орнамент из гороха, крупы, макарон, желудей и т.д.