Умножение многочлена на одночлен
Цели: сформулировать правило умножения многочлена на одночлен; показать учащимся, как выполнять преобразование произведения одночлена и многочлена в многочлен стандартного вида.
Ход урока
II. Устные упражнения.
1. Вычислите .
2. При некоторой паре (m; n) значений переменных m и n значение выражения m – n равно 2. Чему равно в этом случае значение выражения:
а) ; б) ; в) ?
3. Представьте одночлен в виде произведения двух одночленов, один из которых равен:
а) ; б) ; в) ; г) ; д) .
IV. Изложение нового материала.
1. Целесообразно вспомнить с учащимися распределительное свойство, которое учащиеся уже применяли при раскрытии скобок в выражении вида , где а, b и с – некоторые числа, а х – переменная, то есть выполняли преобразование произведения числа и линейного многочлена относительно переменной выражения.
2. Рассмотреть общий случай преобразования произведения одночлена и многочлена в многочлен стандартного вида.
3. Приведем пример. Найдем произведение многочлена и одночлена: .
4. Правило умножения многочлена на одночлен:
Чтобы умножить многочлен на одночлен, нужно каждый член многочлена умножить на этот одночлен и полученные произведения сложить.
5. В результате умножения многочлена на одночлен снова получается многочлен, который нужно упростить, записав его в стандартном виде.
V. Закрепление изученного.
№ 255 (устно).
№ 257 (на доске и в тетрадях).
1) ; 2) ;
3) ; 4) .
№ 259.
1) ;
2) .
№ 260 (1, 3).
1) если а = 2, b = – 3, то
;
3) если а = 10, b = – 5, то
.
№ 261 (1, 3).
1) Решение: О т в е т: . | 3) Решение: О т в е т: 2. |
№ 262.
1) Решение: О т в е т: при х = 2,6. | 2) Решение: О т в е т: при х = 1. |
№ 263.
Решение:
Пусть в первый день турист прошел х км, тогда во второй день он прошел (0,9х + 2) км, а в третий – 0,4(х + 0,9х + 2) км. За три дня турист прошел х + (0,9х + 2) + 0,4(1,9х +2) км. Зная, что общий его путь равен 56 км, составим и решим уравнение.
х = 20.
1) 20 км прошел турист в первый день,
2) 0,9 · 20 + 2 = 20 (км) прошел турист во второй день,
3) 0,4 · (20 + 20) = 16 (км) прошел турист в третий день.
О т в е т: 20 км, 20 км, 16 км.
VI. Итоги урока.
Сформулировано правило умножения многочлена на одночлен; показаны разного рода упражнения, где это правило применяется.
Домашнее задание. § 16, №№ 256, 258, 260 (2, 4), 261 (2, 4