СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»







Методическая разработка

«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»




















Автор: Морозова Наталья Вячеславовна,

педагог дополнительного образования








город Нижний Новгород,

2022 г.



Изобразительная деятельность является одним из самых интересных видов деятельности дошкольников. Она позволяет в изобразительных образах отразить свои детские ощущения мира, передать свои эмоции, передать свое отношение ко всему живому, дать волю фантазии.

Рисование для ребенка - это радостный вдохновенный труд, которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать ребёнка, постепенно открывать перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

Я поняла, что нетрадиционные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребёнка, позволяет почувствовать свойства красок их характер и настроение.

Каждое занятие с применением нетрадиционных техник, превращается в настоящий праздник, приятно видеть когда дети искренне смеются, удивляются, общаются. Несомненно это для них большой труд, в процессе которого, незаметно для себя развивается логическое, абстрактное мышление, внимание и уверенность в себе. Много случаев в моей практике, когда дети изначально не любили рисовать, а родители заранее предупреждали о том, что ребёнок ни на что не способен и это всегда «подогревало» мой интерес и желание изменить ситуацию. В итоге я снова и снова делала выводы, что нетрадиционные методы рисования детям помогают преодолевать страх перед неудачей. Приятно видеть успех маленького художника, который чувствует себя счастливым и уверенным. Такой опыт работы даёт «плоды» в дальнейшем, потому что дети меняют своё отношение к рисованию, их деятельность становится самостоятельной.

Нетрадиционное рисование.

Нетрадиционно –

  • Не на основе традиций

  • Не придерживаясь традиций

(Толковый словарь Т.Ф. Ефремовой 2000 г.)

Синонимы: индивидуально, на новый лад, неординарно, неповторимо оригинально, нестандартно, по – новому, по – своему, самобытно, самостоятельно, своеобразно. (Словарь синонимов)

Нетрадиционное рисование – это искусство изображать не основываясь на традиции. Деятельность детей превращается в творческую лабораторию, так называемую развивающую среду, которая способствует развитию творчества. Организуется запас необходимых интересный вещей (зубная щетка, трубочки для сока, ватные палочки, фактурные ткани, жидкое мыло, парафиновые свечи и многое другое). Необычные материалы и оригинальная техника привлекает детей тем, что можно рисовать чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику.

Всё разнообразие техник применены на занятиях.

Кляксография.

Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

Тычок жесткой полусухой кистью.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

«Граттаж»

Средства выразительности:точка,линия,штрих.Материалы:Парафиновые свечи,масляная пастель,тушь.Способ получения изображения:на бумагу наносят толстый слой парафина или масляную пастель. Широкой кистью наносят тушь. После высыхания острым предметом процарапывают рисунок.

«По-сырому»

Средства выразительности:Фактура бумаги,цвет. Материалы:Бумага,акварель,акварельные карандаши.Способ получения изображения: Бумага сминается,увлажняется в воде.По сырой поверхности рисуется изображение.

«Набрызг»

Средства выразительности:Точка,фактура.Материалы:Гуашь,щетинная кисть,щетка,шаблон.Способ изображения:Дети располагают шаблон на поверхости листа бумаги,далее набрызгивается краска,дорисовывается по желанию.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:



  • Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

  • Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

  • Внимания и усидчивости;

  • Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

  • Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.



Творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:



  • игра, которая является основным видом деятельности детей;

  • сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

  • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

  • музыкальное сопровождение. И т.д.



Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:



  • рисование пальчиками;

  • оттиск печатками из картофеля;

  • рисование ладошками.



Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:



  • тычок жесткой полусухой кистью.

  • печать поролоном;

  • печать пробками;

  • восковые мелки + акварель;

  • свеча + акварель;

  • отпечатки листьев;

  • рисунки из ладошки;

  • рисование ватными палочками;

  • волшебные веревочки.



А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:



  • рисование песком;

  • рисование мыльными пузырями;

  • рисование мятой бумагой;

  • кляксография с трубочкой;

  • монотипия пейзажная;

  • печать по трафарету;

  • монотипия предметная;

  • кляксография обычная;

  • пластилинография.



Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.



Конспект занятия 1 «Нежный цветок» (техника «набрызга»).

Задачи:

1. Воспитательная - воспитывать уважительное отношение к культуре и традициям разных стран.

2. Развивающая - формировать у детей творческую и познавательную активность; развивать чувство прекрасного; развитие эмоционального отклика.

3. Обучающая – научить детей правильно подбирать художественные материалы, в соответствие теме, добиваясь большей выразительности; формировать практические навыки.

Задание: изобразить цветок в технике «набрызга».

Учебно-методическое оснащение: подборка фото и открыток с изображением цветов (икебана), варианты творческих работ (техника «набрызга»).

Материалы для детей: гуашь, кисти-щетина, бумага белая/ цветная(по выбору), палитра, цветы-шаблоны из бумаги разных форм.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Сообщение материала темы, постановка задачи.

3. Практическая деятельность.

4. Подведение итогов, анализ рисунка.

Ход занятия:

Сегодня я предлагаю отправится в настоящее путешествие в удивительную Страну Восходящего солнца - Японию. Осенью японцы отмечают праздник хризантем. Хризантема у японцев символизирует радость, поэтому получить в подарок букет цветов - это значит получить пожелание хорошего настроения.

Древнейшее японское искусство расстановки цветов в вазах называется - икебана (Жизнь цветов»). В композиции икебаны присутствует, как правило, три обязательных элемента, обозначающих небо, землю и человека. Они могут воплощаться цветком, веткой, травой. По традиции в икебане воспроизводится время года, а сочетание растений образуют общеизвестные в Японии символические значения: сосна и роза - долголетие; пион и бамбук - процветание мира; хризантема и орхидея – радость, магнолия - духовная чистота и др. (Внимательно рассмотреть с детьми живые цветы и их репродукции, обратить внимание на конструкцию головки цветка, как расходятся лепестки, словно солнечные лучики. Прочитать стихотворение (например, В. Рождественского «Астра», Е. Серова «Ромашки» и др.)

Постановка задачи: Предлагаю Вам выбрать самый красивый цветок и нарисовать его для мамы. Чтобы цветок получился нежным, мы с вами выберем самую необычную технику рисования. (Показ приема работы и последовательности).

В конце занятия подводим итоги:

 обобщение основных моментов;

 осмысление полученных навыков;

 поощрение наиболее выразительных моментов в работе каждого.





Конспект занятия 2 «Фрукты на тарелке» (техника «по-сырому»).



Задачи:

1. Воспитательная - воспитывать уважительное отношение к труду художника, бережное отношение к природе.

2. Развивающая - развитие фантазии, нестандартного мышления, творческих способностей, эмоционального отклика на процесс работы.

3. Обучающая - познакомить детей с новой техникой рисования акварелью «по сырому» на мятой бумаге.

Задание: составить несложную композицию из фруктов на тарелке.

Учебно-методическое оснащение урока: выставка репродукций картин художников на тему «Осенний натюрморт», творческие работы, выполненные в технике «по-сырому», муляжи фруктов на тарелке, драпировка.

Материалы для детей: акварель, акварельные кисти, бумага, палитра, салфетки.

Предварительная работа: Провести занятие на тему «Профессия - художник. Кто такой художник?»

План занятия:

5. Организационный момент.

6. Сообщение материала темы, постановка задачи.

7. Практическая деятельность.

8. Подведение итогов, анализ рисунка.



Ход занятия

На прошлом занятии мы с вами узнали, кто такой художник, узнали о его профессии, для чего она нужна, и как много художник знает и видит.

Когда-то сами художники были как вы – юными. А вы можете себя назвать художниками? (Да). Все кто очень любит рисовать - все художники. Художники очень веселый и творческий народ, они не боятся выдумывать придумывать, поэтому настоящим художникам я предлагаю «похулиганить», но только с пользой. Мы знаем, что рисовать можно на чем угодно: на картоне, (вспоминайте на чем мы с вами рисовали), (ответы), на обоях, на бархатной бумаге, на ткани, на глине и конечно на обычной бумаге. Сминаю лист бумаги. А на таком листочке можно рисовать? (Ответы – «нет»). Оказывается можно!!! (Показ вариантов работ) Интересно? Хотите попробовать? (Да) (Показ этапов подготовки бумаги).

Бумага приобрела новое качество, как будто уже что-то на ней нарисовано, появился какой-то секрет, тайна.

За окном ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ. В садах созрели плоды (внимание на экспозицию).

Сегодня я предлагаю нарисовать любимые фрукты. Они как «осенние краски» расположились у нас на столе. (Рассмотрим, определив форму, цвет. Обговариваем композицию, технические приемы изображения шкурки цитрусовых).

Берем в руки волшебные карандаши, которые очень любят рисовать по сырой бумаге.

Вкусное, румяное, для всех ребят приятное,

Сверху - гладко, откусишь - сладко. (Яблоко)

С него можно начать всем, а далее - по выбору. Успехов вам!

Итоги занятия:

 отмечаются наиболее интересные композиции, цветовые находки;

 поощряется поиск и применение технических приемов;

 делимся впечатлениями от процесса и результата работы.





Конспект занятия 3 «Ветка рябины» (техника «граттаж»).



Задачи:

1. Воспитательная – воспитывать любовь к природе своего края.

2. Развивающая – развитие чувства ритма и цвета; умения переносить свои впечатления от природы в рисунки.

3. Обучающая – познакомить детей с новой техникой рисования, показать новые возможности материалов и их сочетание; закрепить представления о соплодиях (кисть, гроздь) и их строении.

Задание: выполнение творческой работы в технике «граттаж».

Учебно-методическое оснащение занятий: репродукция картины И. Грабаря «Рябинка», ветка рябины.

Материалы для детей: гуашь, палочка для процарапывания, бумага, масляная пастель, салфетка.

Предварительная работа: наблюдение осенних изменений в природе, рисование ягод карандашами, закрашивание листьев, ягод в раскрасках.



Ход занятия

Детям показывается ветка рябины, отдельные грозди и предлагается полюбоваться и послушать стихотворение А.К. Толстого.

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.



Далее дети рассматривают гроздь, задавая вопросы о её строении, элементах, форме и цвете. Детям предлагается нарисовать картинку на тему этого стихотворения – осень и гроздь рябины.

Чтобы у нас получилось выразительно – нам помогут краски. Берём самую большую кисть, попробуем нарисовать своё настроение. Какого оно цвета – осеннего? (Дети выбирают цвет своего настроения). Окрашиваем лист цветом. Не будем ждать высыхания. Вооружаемся палочкой и смело начинаем рисовать гроздь и листья. Получается? Такое рисование, или способ рисования, называется «граттаж», то есть процарапывание. Теперь нужно подождать, пока высохнет.

Где-то ягоды у нас не созрели – давайте поможем золотой осени их превратить в сочные, спелые и яркие.

Осень в сад к нам пришла

И яркий факел зажгла! –

дети раскрашивают ягоды масляной пастелью.

Итоги занятия:

 отмечаются наиболее интересные композиции, цветовые находки;

 поощряется поиск и применение технических приемов;

 делимся впечатлениями от процесса и результата работы.



Конспект занятия 4 «О какой тайне рассказывает наш натюрморт?» (авторская техника).

Задачи:

1. Воспитательная - формирование художественно – эстетической и нравственной культур через приобщение к произведениям изобразительного искусства.

2. Развивающая - развитие творческих способностей, развития интереса к изобразительной деятельности, развитие эмоциональной сферы, развитие инициативы и самостоятельности.

3. Обучающая - ознакомить детей с новой техникой, показать новые возможности материалов, их сочетания.

Задание: Выполнение творческой работы; приобретение нового опыта творческой деятельности.

Учебно – методическое оснащение занятия: выставка репродукций с картин художников на тему «Натюрморт» (репродукция картины Ф. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»); творческие работы в нетрадиционных техниках.

Материалы для детей: масляная пастель, цветные карандаши, бумага (наждачная) различного цветового фона.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Сообщение материала темы, постановка задачи.

3. Практическая деятельность.

4. Подведение итогов, анализ рисунка.

Ход занятия:

Сейчас мы с вами будем рассматривать очень интересный натюрморт, в котором художник спрятал удивительную тайну. Её смогут открыть только самые внимательные. Что же это за тайна? Посмотрите на эту картину. Сначала молча её рассмотрите, полюбуйтесь и подумайте. Кто догадался, какую тайну нам поведал художник этим натюрмортом? (Ответы) Мы с вами много видели разных натюрмортов, а чем необычен этот? Да, кроме цветов здесь художник нарисовал ещё птичку, бабочку, гусеницу. А ещё? На зеленых листочках несколько мушек. Как все они украсил этот натюрморт! Они такие же нарядные, как цветы. Как богата природа, как щедро она дарит нам красоту во всём! И как украшают эти маленькие живые существа натюрморт! Если мы закроем бабочку – сразу букет что – то потеряет, не будет таким нарядным. То же будет, если мы закроем птичку или гусеницу. Как удивительно художник расположил букет и маленьких насекомых, бабочку и птичку! Как нарядно они сочетаются по цвету! А сейчас посмотрите и скажите, какого цвета фон? Коричнево – зеленоватый. Он значительно темнее чем цветы, поэтому цветы кажутся такими яркими. Давайте их рассмотрим. В букете множество самых разных сортов цветов, каждый прекрасен по – своему. Вода в вазе так чиста и прозрачна, что видны стебельки цветов. Бабочка сидящая на вазе, - жёлтая, с зеленовато – чёрными узорами, с красными и голубыми капельками на крылышках, сверкает, как солнечное пятнышко. А птичка? Как нарядное светлое пятно. Посмотрите как она освещает вазу. Капелька росы сверкает на лепестке розового цветка. Так какую же мы с вами увидели тайну в этой картине. (Ответы) Да, гармонию сорванных цветов и живых маленьких существ. Как все они красивы, как удивительно их нарядила природа какой праздник для глаз! И художник своей картиной говорит нам: Будьте внимательны к природе и она щедро откроет вам свою красоту, свои тайны.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!