СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для успешного обучения, развития творческих способностей необходимо применять на уроке "Проблемное обучение"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»

Проблемное обучение

Проблемное обучение

Проблемное обучение — это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний     (В. Оконь, 1975). — это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей      (Г. К. Селевко, 1998).

Проблемное обучение

это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний

(В. Оконь, 1975).

это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей

(Г. К. Селевко, 1998).

Теория проблемного обучения достаточно хорошо разработана. Этой проблемой занимались многие психологи и педагоги, такие как М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, Н.М. Зверева, Р.И. Малафеев и другие.   Сущность проблемного обучения состоит в создании учителем цепи проблемных ситуаций и управлении деятельностью учащихся по самостоятельному решению учебных проблем.
  • Теория проблемного обучения достаточно хорошо разработана. Этой проблемой занимались многие психологи и педагоги, такие как М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, Н.М. Зверева, Р.И. Малафеев и другие.
  • Сущность проблемного обучения состоит в создании учителем цепи проблемных ситуаций и управлении деятельностью учащихся по самостоятельному решению учебных проблем.
Цель ПО Приобретение знаний, развитие умений и навыков Развитие компетенций учащихся в сфере самостоятельной познавательной деятельности Развитие творческих способностей

Цель ПО

  • Приобретение знаний, развитие умений и навыков
  • Развитие компетенций учащихся в сфере самостоятельной познавательной деятельности
  • Развитие творческих способностей
Девиз ПО  «Открывать знания вместе с детьми»

Девиз ПО

«Открывать знания

вместе с детьми»

   Схема проблемного обучения   постановка преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации;  осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний;  применение данных способов для решения конкретных систем задач.

Схема проблемного обучения

  • постановка преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации;
  • осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний;
  • применение данных способов для решения конкретных систем задач.
Структура проблемного урока I. Организационный момент Включение детей в деятельность Выделение содержательной области II. Актуализация знаний  1. Воспроизведение понятий, необходимых для «открытия» нового знания  2. Фиксирование затруднения в деятельности

Структура проблемного урока

I. Организационный момент

Включение детей в деятельность

Выделение содержательной области

II. Актуализация знаний

1. Воспроизведение понятий, необходимых для «открытия» нового знания

2. Фиксирование затруднения в деятельности

Структура проблемного урока III. Постановка учебной проблемы  1. Определение затруднения и его место  2. Определение необходимости нового знания IV. «Открытие» учащимися нового знания  1. Выдвижение гипотезы  2. Проверка гипотезы V. Первичное закрепление   Включение нового материала в систему  знаний

Структура проблемного урока

III. Постановка учебной проблемы

1. Определение затруднения и его место

2. Определение необходимости нового знания

IV. «Открытие» учащимися нового знания

1. Выдвижение гипотезы

2. Проверка гипотезы

V. Первичное закрепление

Включение нового материала в систему знаний

Структура проблемного урока VI. Самостоятельная работа   Решение задач на повторение и закрепление  ранее изученного материала  VII. Итог урока  1. Рефлексия деятельности на уроке  2. Самооценка учащимися собственной деятельности

Структура проблемного урока

VI. Самостоятельная работа

Решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала

VII. Итог урока

1. Рефлексия деятельности на уроке

2. Самооценка учащимися собственной деятельности

В основе проблемных заданий содержатся  противоречия: между необходимостью и невозможностью выполнить требование учителя;  между двумя положениями; между ошибочным представлением учащихся и научным фактом

В основе проблемных заданий содержатся противоречия:

  • между необходимостью и невозможностью выполнить требование учителя;
  • между двумя положениями;
  • между ошибочным представлением учащихся и научным фактом
Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием. Теория провозглашает тезис о необходимости стимуляции творческой деятельности учащегося и оказании ему помощи в процессе исследовательской деятельности и определяет способы реализации через формирование и изложение учебного материала специальным образом. Основу теории составляет идея использования творческой деятельности обучающихся посредством постановки проблемно сформулированных заданий и активизации, за счет этого, их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения : при объяснении, закреплении, контроле.
  • Проблемная ситуация это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.
  • Теория провозглашает тезис о необходимости стимуляции творческой деятельности учащегося и оказании ему помощи в процессе исследовательской деятельности и определяет способы реализации через формирование и изложение учебного материала специальным образом. Основу теории составляет идея использования творческой деятельности обучающихся посредством постановки проблемно сформулированных заданий и активизации, за счет этого, их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности.
  • Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения : при объяснении, закреплении, контроле.
Типы проблемной  ситуации 1. « Затруднение»  2. « Удивление»

Типы проблемной ситуации

1. « Затруднение»

2. « Удивление»

Действия ученика при создании учителем  проблемной ситуации :

Действия ученика при создании учителем проблемной ситуации :

Проблема  Проблема должна быть посильной, т. е. не слишком трудной для решения (иначе она не вызовет интереса и учащиеся попытаются обойти её) и не слишком лёгкой (лёгкие проблемы быстро решаются и недостаточно активизируют мыслительную деятельность учащихся или вовсе не воспринимаются как проблемы).

Проблема

Проблема должна быть посильной, т. е. не слишком трудной для решения (иначе она не вызовет интереса и учащиеся попытаются обойти её) и не слишком лёгкой (лёгкие проблемы быстро решаются и недостаточно активизируют мыслительную деятельность учащихся или вовсе не воспринимаются как проблемы).

Алгоритм подготовки урока 1. Тема урока, новое знание. 2. Постановка проблемы. 3. Поиск решения. 4. Продуктивные задания на воспроизведение знаний.

Алгоритм подготовки урока

1. Тема урока, новое знание.

2. Постановка проблемы.

3. Поиск решения.

4. Продуктивные задания на воспроизведение знаний.

Технология ПО: Обеспечивает высокое качество усвоения знаний Развивает интеллект Способствует развитию творческих способностей Воспитывает активную личность Является здоровьесберегающей технологией (снижает риск стресса)

Технология ПО:

  • Обеспечивает высокое качество усвоения знаний
  • Развивает интеллект
  • Способствует развитию творческих способностей
  • Воспитывает активную личность
  • Является здоровьесберегающей технологией (снижает риск стресса)
Методы ПО монологический рассуждающий диалогический эвристический исследовательский программированный

Методы ПО

  • монологический
  • рассуждающий
  • диалогический
  • эвристический
  • исследовательский
  • программированный
Монологический метод  Учитель сам объясняет сущность новых понятий, фактов; даёт учащимся готовые выводы науки, но делается это в условиях проблемной ситуации.

Монологический метод

Учитель сам объясняет сущность новых понятий, фактов; даёт учащимся готовые выводы науки, но делается это в условиях проблемной ситуации.

Рассуждающий метод  Первый вариант – создав проблемную ситуацию, учитель анализирует фактический материал, делает выводы и обобщения.  Второй вариант – излагая тему, учитель идёт путём поиска и открытия учёного, т. е. создаёт искусственную логику научного поиска путём построения суждений и умозаключений на основе логики познавательного процесса.

Рассуждающий метод

Первый вариант – создав проблемную ситуацию, учитель анализирует фактический материал, делает выводы и обобщения.

Второй вариант – излагая тему, учитель идёт путём поиска и открытия учёного, т. е. создаёт искусственную логику научного поиска путём построения суждений и умозаключений на основе логики познавательного процесса.

Диалогический метод  Представляет диалог учителя с коллективом учащихся.  Учитель, в созданной им проблемной ситуации, сам ставит проблему и решает её, но с помощью учащихся. Учащиеся участвуют в постановке проблемы, выдвижении предположений и доказательстве гипотез.

Диалогический метод

Представляет диалог учителя с коллективом учащихся.

Учитель, в созданной им проблемной ситуации, сам ставит проблему и решает её, но с помощью учащихся. Учащиеся участвуют в постановке проблемы, выдвижении предположений и доказательстве гипотез.

Эвристический метод  открытие нового закона или правила совершается не учителем при участии учащихся, а самими учащимися под руководством и с помощью учителя.

Эвристический метод

открытие нового закона или правила совершается не учителем при участии учащихся, а самими учащимися под руководством и с помощью учителя.

Исследовательский метод  Организуется учителем путём постановки перед учащимися теоретических и практических исследовательских заданий, имеющих высокий уровень проблемности. Ученик совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия.

Исследовательский метод

Организуется учителем путём постановки перед учащимися теоретических и практических исследовательских заданий, имеющих высокий уровень проблемности. Ученик совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия.

Программированный метод  Учащиеся с помощью подготовленных дидактических средств приобретают новые знания и новые действия.

Программированный метод

Учащиеся с помощью подготовленных дидактических средств приобретают новые знания и новые действия.

Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения   Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.  Быть доступным для учащихся и соответствовать их познавательным способностям.  Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.  Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения

  • Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.
  • Быть доступным для учащихся и соответствовать их познавательным способностям.
  • Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.
  • Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
Достоинства : 1. Высокая самостоятельность учащихся; 2. Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося; 3. Развитие мыслительных способностей учащихся. Недостатки: 1. В меньшей степени, чем другие подходы в обучении применима при формировании практических умений и навыков; 2. Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний, чем другие подходы.
  • Достоинства :
  • 1. Высокая самостоятельность учащихся;
  • 2. Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося;
  • 3. Развитие мыслительных способностей учащихся.
  • Недостатки:
  • 1. В меньшей степени, чем другие подходы в обучении применима при формировании практических умений и навыков;
  • 2. Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний, чем другие подходы.
 « Не пытайтесь объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься сам. Дайте возможность каждому ребёнку сделать своё маленькое открытие»   Э.И. Александрова

« Не пытайтесь объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься сам. Дайте возможность каждому ребёнку сделать своё маленькое открытие»

Э.И. Александрова

Список литературы: Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии» (глава «Педтехнологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся») Дж.Дьюи, Н.С. Якиманская, Т.А. Ильина, Т.В. Кудрявцев, Р. Курбатов

Список литературы:

  • Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии» (глава «Педтехнологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся»)
  • Дж.Дьюи, Н.С. Якиманская, Т.А. Ильина, Т.В. Кудрявцев, Р. Курбатов

Рекомендуемая литература:

  • 1. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - М.: Знание, 1983.
  • 2. Булгаков В. И. Проблемное обучение - понятие и содержание // Воспитание школьников. -1985. - № 8.
  • 3. Генц Н. и др. Проблемное обучение в системе образования. - М., 1980.
  • 4. Дискуссия «Проблемное обучение - понятие и содержание»// Вестник высшей школы. -1976-1983. 144
  • 5. Дьюи Дж. Образование и демократия. - М., 2000.
  • 6. Дьюи Дж. Школа и общество. - М., 1925.
  • 7. Идеи Дж. Дьюи и Чикагская лабораторная школа // Цырлина Т.В. На пути к совершенству. - М.: Сентябрь, 1997.
  • 8. Ильина Т. А. Проблемное обучение // Вестник Высшей школы. - 1976. - №2.
  • 9. Ильина Т.А. Что такое современная лекция? Как ей придать проблемный характер? // Вестник высшей школы. - 1984. - № 9.
  • 10. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. - М.: Знание, 1985.
  • 11. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. - М.: Знание, 1985.
  • 12. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение - истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991
  • 13. Курбатов Р. Педагогика ковчега // Частная школа. - 1995. - №3, 4, 5.
  • 14. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972.
  • 15. Махмутов М.И. Проблемное обучение. - М.: Педагогика, 1975.
  • 16. Мельникова Е.Л.Проблемный урок или как открывать знания с учениками.М.: АПК и ПРО,2002
  • 17. Никандров Н.Д. Проблемное обучение // Воспитание школьников. - 1983. - № 12.
  • 18. Оконь В. Основы проблемного обучения. - М., 1968.
  • 19. Пойа Д. Как решать задачу. – М.: Учпедгиз, 1961.
  • 20. Пойа Д. Математическое открытие. - М.: Наука, 1976.
  • 21. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. - М., 1962.
  • 22. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
  • 23. Шевкин В.С. Педагогика Дьюи на службе современной американской реакции. - М., 1959.
  • 24. Якиманская И.С. Развивающее обучение. - М., 1979.
«Как различить добро от зла?»

«Как различить добро от зла?»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!