Мастер производственного обучения ПЛ № 4 Бычкова Е. А.
г. Владикавказ, 2019г.
Труханов А.Г. «Иллюстрированное пособие по технологии легкой одежды».
Труханов А.Г. «Технология женской и детской легкой одежды».
Практикум по производственному обучению профессии «Портной».
Схемы, чертежи, образцы обработки по последовательности, образцы готовых изделий, оформленная доска.
Рабочие столы, швейные машины 97-А и 1022-М кл., спецмашины 51 и 25 кл., утюги М-2 и М-5.
Ножницы № 10-12, игольница с портновскими булавками, иглы машинные № 100-110, иглы ручные № 3, 5, 7, наперсток, сантиметровая лента, резец, портновский мел, шкатулка.
Различные виды ткани, прокладочные материалы, нитки: х/б № 40-50, шелковые № 20, армированные № 35, пуговицы, крючки, петли, тесьма-молния.
последовательности обработки операции, демонстрации наглядных пособий.
оборудование, зарисовки на доске, журналы мод.
№ п/п | Наименование вопросов и их краткое содержание | Методические указания |
1 | 2 | 3 |
| I Организационная часть | |
1.1 | Приветствие учащихся | |
1.2 | Отчет общественного мастера о наличие учащихся, их готовности к уроку, комплектности инструментов и приспособлений. | Отметить отсутствующих в жур-нале. Выявленные недостатки по возможности устранить. |
1.3 | Отчет общественного механика о наличие и состоянии оборудования | |
| II Вводный инструктаж | |
2.1 | Сообщить тему занятия: «Обработка застежки на тесьму-молнию в боковом шве юбки» | |
2.2 | Опрос учащихся по материалу предыдущего занятия: «Обработка выточек, боковых и среднего срезов юбки» и закрепление знаний уч-ся из спец. предметов. | Раздать карточки-задания, задать несколько вопросов по прошлым темам индивидуально, провести фронтальный опрос по терминологии и технике безопасности. |
| 1. От чего зависит выбор фасона юбки? | От фигуры заказчика и вида ткани |
| 2. Какие по конструкции и покрою юбки вы знаете? | Одно-, двух-, трехшовные, клиньевые, бесшовные, на кокетках, с подрезами, драпировками, складами и т.п. |
| 3. Какие размерные признаки используются для построения чертежа основы юбки? | Ст, Сб, Дизд. |
| 4. Что необходимо учитывать при раскрое изделия? | Направление нитей основы, ворса, рисунок (полоска, клетка, односторонний рисунок). |
| 5. От чего зависит величина припусков на швы? | От вида переплетения и структуры ткани (чем рыхлее и сыпучее ткань, тем больше припуск на шов). |
| 6. Какие правила т/б необходимо соблюдать при раскрое? | Ножницы остро заточены; не ос-тавлять ножницы раскрытыми, передавать их кольцами от себя; при скалывании ткани пользоваться только портновскими булавками, острыми, не ржавыми. |
| 7. Перечислить детали кроя юбки, указать названия конструктивных срезов? | На примере прямой трехшовной юбки: передняя часть, задняя часть (2 дет.). Срезы: боковые, средний, срезы шлицы, срез талии, срез низа. |
| 8. Что означают термины: сметать, приметать, заметать? | Сметать-соединить одинаковые по размеру детали ручными стежками временного назначения. Приметать-временное ниточное соединение мелких деталей с более крупными. Заметать-временное ниточное закрепление подогнутого края. |
| 9. Какие правила ТБ необходимо соблюдать при выполнении ручных работ? | Иголки должны находиться в игольнице, на пальце-наперсток по размеру, выполнять работу на рабочем столе, наличие спецодежды. |
| 10. От чего зависит обработка швов «взаутюжку» или «вразутюжку»? | От толщины и структуры ткани (раздвигаемость нитей в швах, рыхлость). |
| 11.Правила ТБ при выполнении ВТО и машинных работ? | Резиновый коврик, тапки на резиновой подошве, визуальный осмотр розетки, вилки, шнура и корпуса утюга. |
1. | 12.Рассказать последовательность обработки выточек? 2. | Выточки намечают на изнаночной стороне 3 линиями: 1- середина выточки, 2- боковая сторона выточки, 3-линия, ограничивающая длину выточки.. Перегибают деталь по средней линии 1, сметывают ( и стачивают) по боковой линии2, заканчивая строчку строго у ограничивающей линии3.Сметывание выполняют по наиболее косой стороне выточки. Длина прямых сметочных стежков равна 1-1,5см.Стачивают , начиная от среза по боковой линиис верху вниз к концу плавно сводя . В начале и конце строчки должна быть закрепка. На тонких тканях вконце выточки , концы ниток завязывают узлом. Перед ВТОнитки сметывания выточек удаляют. Выточки приутюживают на ребро , а затем заутюживают к центру переда и задней половинки юбки., одновременно сутюживая слабину в концах выточек. 3 |
| 13. Какое оборудование и приспособления используются при пошиве юбки? | Рабочие столы, швейные машины 97-А и 1022-М кл., спецмашины 51 и 25 кл., утюги М-2 и М-5, спецколодки. |
| 14. Как обработать боковые и средний срезы? | Ширина шва 1,5-2.0смУравнивают срезы, сметывают , затем стачивают. припуски шва разутюживают. |
| 15. Какие дефекты могут возникнуть при пошиве юбки, причины возникновения и устранение? а) выпустить подобрать | а) изделие узко или широко в бедрах или талии причина: неправильно рассчитан R вытачек, увеличена или уменьшена Пт и Пб; устранение: еще раз измерить талию и бедра, рассчитать вытачки |
| б) | б) юбка вздернута посередине заднего или переднего полотнища причина: неучтены особенности фигуры - выступающий живот, ягодицы; слишком глубокий прогиб по линии талии устранение: выпустить запас ткани посередине переда, спинки или подобрать припуски по линии талии возле бокового шва |
| | в) слабина в концах вытачек причина: не сутюжена слабина в концах вытачек, не плавно сведена строчка в конце вытачки устранение: сутюжить конец вытачки, свести строчку в конце вытачки на нет |
| | г) складки, шлица или разрез по низу юбки сходятся или расходятся причина: нарушен баланс по линии талии устранение: поверх юбки завязать установочный пояс и сбалансировать линию талии на фигуре |
2.3 | Собрать карточки-задания. Объявить оценки за устные ответы. | Оценки выставить в журнал. |
2.4 | Объяснение новой темы: «Обработка застежки на тесьму-молнию в боковом шве юбки». | Тему написать на доске. |
2.5 | Разъяснение цели: на данном занятии познакомиться со способом обработки застежки в юбке на тесьму молнию. К концу занятия каждый должен обработать данный узел. | Довести до сведения учащихся, что они будут выполнять на занятии, чему научатся. |
2.6 | Застежка молния может быть расположена в верхней части левого бокового шва, среднего шва переднего или заднего полотнища. | Предложить учащимся самим назвать известные им способы обработки застежки . |
2.7 | Застежка молния может быть соединена с юбкой различными способами : 1-притачена на одинаковом расстоянии от сгибов; 2- притачена со смещением звеньев в сторону переднего полотнища юбки. 3- притачена по линии края застежки на юбке | Тканую ленту традиционной тесьмы молнии притачивают по лицевой стороне отделочными нитками в цвет ткани или контрастными нитками( если предусмотрено моделью).Цвет потайной застежки и ниток подбирают в соответствии с цветом ткани юбки. Застежку притачивают на стачивающей машине с применением спец.лапки. |
2.8 | Перед обработкой застежки –молнии срезы юбки стачивают( шов заутюживают или разутюживают), припуски на застежку разутюживают. Срезы припусков должны быть обработаны . | Застежку молнию притачивают т.о., чтобы звенья не были видны с лицевой стороны изделия. Верхний край ленты застежки – молнии должен попасть в шов обработки верхнего среза юбки. Замок застежки –молнии располагают на 1,0см ниже верхнего среза юбки.. |
2.9 | Под заутюженный срез заднего полотнищаюбки подкладывают правую часть растегнутой застежки – молнии зубьями встык к сгибу припуска. Приметывают , располагая строчку на расстоянии 0,2-0,3см отверхнего среза к концу застежки. Затем закрывают застежку – молнию и совместив сгибы припусков на застежку переднего и заднего полотнищ, приметывают ее левую сторону к переднему полотнищу, ширина шва равна 0,8-1,2см. При этом следят за тем , чтобы сгибы припусков на застежку являлись продолжением шва юбки. Звенья застежки молнии не должны быть заметны с лицевой стороны юбки. | |
2.10 | Притачивают в один прием , начиная от верхнего среза переднего полотнища , и заканчивают у верхнего среза заднего полотнища. Строчка проходит на переднем полотнище на расстоянии 0,7-1,1см., на заднем -0,2см от припусков швва. Нитки приметывают удаляют , застежку приутюживают. | |
2.11 | Проверить качество притачивания тесьмы –молнии | Провести самоконтроль притачивания тесьмы –молнии. |
2.12 | Дефекты, которые могут возникнуть при обработке застежки на тесьму –молнию: а) кривая строчка притачивания б) концы застежки находятся на разном уровне причина: посадка одной из сторон. | Устранение :.выровнять ширину шва Устранение: распороть и приметать заново. |
| III Текущий инструктаж | |
3.1 | Упражнения учащихся в выполнении обработки верхнего среза юбки притачным поясом. | Добиться, чтобы учащиеся выполняли операции наиболее рациональными способами с наименьшим количеством ошибок и недостатков. |
3.2 | Практический показ операции | |
3.3 | Наблюдение за правильностью выполнения технологических приемов. | В процессе обхода рабочих мест следить за работой всех учащихся, давать по ходу наблюдения необходимые указания, исправлять и предупреждать ошибки, обращать внимание на недостатки в работе. Не давать учащимся готовых указаний относительно того, как исправить ошибки, а добиваться того, чтобы они сами нашли способы их устранения. Обеспечивать правильный режим труда. |
3.4 | Наблюдение за организацией труда и рабочего места. | |
3.5 1. | Наблюдение за соблюдением правил безопасности труда 2 | 3 |
3.6 | Пресечение небрежного отношения к инструментам и оборудованию. | |
3.7 | Дать опережающее задание сильным учащимся. | |
3.8 | Контроль за качеством выполняемой работы. Разъяснение, советы. | |
3.9 | Повторный показ приемов и способов выполнения работ индивидуально на рабочих местах учащихся. | Индивидуальная работа со слабыми учащимися: 1 2 3 |
| IV Заключительный инструктаж | |
4.1 | Подвести итоги рабочего дня. | Ответить на вопросы учащихся |
4.2 | Закрепить пройденный материал занятия, отметить степень достижения цели. | |
4.3 | Провести краткий разбор занятия: а) отметить дисциплину учащихся б) указать на недостатки в работе и типовые ошибки в)выделить наиболее активных учащихся г) оценить работу учащихся на занятии | Указать способы устранения ошибок Выставить оценки в журнал |
4.4 | Дать задание на самоподготовку | Задание написать на доске |
4.5 | Убрать рабочие места | Сделать запись в журнале о наличие и исправности оборудования |
4.6 | Назначить дежурных | По списку |
4.7 | Убрать учебно-производственную мастерскую | Закрыть цех |