СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Омонимы" 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока

ОМОНИМЫ

5 класс

Место урока в системе урока по данной теме: первый

Цель деятельности учителя: создать условия для изучения и применения знаний об омонимах при работе с текстами, учебником.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся формулируют определение, опираясь на имеющиеся знания, самостоятельно истолковывают слова, при затруднении пользуясь словарем. Находят омонимы в тексте, умеют отличать омонимы от многозначных слов.

Метапредметные: познавательные – определяют значение слова омоним, выстраивают логические суждения

Личностные: дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного «знания и незнания»,

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу по теме, вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки, адекватно воспринимают оценку участников образовательного процесса.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, работая в паре и группе.

Методы обучения: проблемно-поисковыйсловесный, практический.

Приемы развивающего обучения

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование, наглядность: учебник, раздаточный материал.

 

 

 

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний:

 

Анализ слов

Карточки

Тест по теме «Антонимы»

 

 

  1. Мотивация.

Чтобы определить тему сегодняшнего урока послушайте стихотворение

С. Долженко «Говорю своей сестрёнке»:

Говорю своей сестрёнке:

На воскресник мне пора.

Разобьём сегодня клумбу в центре нашего двора».

И быстрей на плечи курту

Да на голову платок.

«Подожди, -

кричит сестрёнка. – Ты забыла … молоток».

 

4 . Формулировка проблемы

1.Что придаёт стихотворению шуточный диалог?

2. Почему девочку не поняла свою старшую сестру?

3. В каком значении в тексте употреблено слово «разбить»?

4. А что имела в виду младшая сестра?

- Составьте 2 предложения со словом «разобьём».

- Что общего в этих предложениях?

 

  1. Целеполагание:

Что узнаю? узнать, что такое омонимы, находить их в тексте, уметь отличать омонимы от многозначных слов.

 

6. Первоначальное  усвоение новых знаний: учащиеся читают рассказ

Н.      Сладкова « Овсянка»

Встретились две подруги: Оля и Надя. Надя и говорит:

- А у меня дома овсянка.

- Подумаешь,- сказала Оля,- у меня дома тоже овсянка.

 -Люблю я овсянку!- добавила Надя.

 -И я люблю!- сказала Оля.

- Она желтая, красивая такая!

- И  вкусная, особенно с молоком!

- Как это вкусная? Как это с молоком?

- Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком

- Да ты про что говоришь?

- Как это про что? Про овсянку!

- Про какую овсянку?

- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

- Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

- Каша песни пела?

- Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка!

- Не слыхала про такую, что ли? Айда ко мне  мою овсянку слушать!

- А потом ко мне мою овсянку кушать!

 

- Почему подруги долго не понимали друг друга? - Вы знаете, как называются такие слова? Можно ли эти слова назвать многозначными?

 

- Ответим на вопрос «Что такое омонимы»? Учтите значение греческих корней, от которых образовано слово: «омос»  - «одинаковый», «онима» - «имя»

Учебник с. 90

- Составьте схему отличия многозначных слов от омонимов.

Сходства-отличия омонимов и многозначных слов

СХОДСТВО  Пишутся одинаково

ОТЛИЧИЕ Многозначные Омонимы имеют абсолютно общее в ЛЗ разные ЛЗ (по форме, цвету, характеру, действию )

 

Следует различать многозначные слова и омонимы.

В многозначных словах лексические значения связаны между собой.

Омонимы – это разные слова, в значениях которых нет ничего общего. Не случайно омонимы сочинили о себе следующую хвастливую песенку:

Одинаково нас слышат,

Одинаково нас пишут,

Сходным лицам вопреки

Мы по смыслу далеки.

 

- Найдите многозначные слова и омонимы в стихотворении «Мы и иностранец Билл»:

 

Мы на Неве любовались моржами,

Как они плавали, стиснуты льдами.

А иностранец по имени Билл

Был с нами рядом и всех удивил:

«Вы говорите, что это моржиха,

Что ж она в шапочке, словно пловчиха?»

«Жаль – я сказал, – что москвичи в финале

У ленинградцев очки отобрали».

А иностранец по имени Билл

Был с нами рядом и всех удивил:

«Дайте, – сказал, – до Нью-Йорка добраться,

Вышлю очки дорогим ленинградцам».

Многозначные слова называют предметы, в чем-то сходные между собой.  Многозначным в этом стихотворении является слово морж – крупное северное морское животное и любитель зимнего купания. Общая смысловая часть, объединяющая эти значения, – умение плавать в ледяной воде.

Иностранец по имени Билл не понял значение слова очки. Он думал, что это предмет для улучшения зрения, а в стихотворении говорится о счете в спортивной игре. Между лексическими значениями этих слов нет сходства. Перед нами омонимы.

7.Первичное закрепление:

  1. горький лук – лук охотника;

подземный ключ – ключ от входной двери;

кисть рябины – кисть для рисования:

шуба из норки – мышиные норки

 

  1. Разгадайте загадки, запишите ответы.

Загадка 1

Право, я прическа – чудо!

Заплести меня не худо.

На лугу с шипеньем острым

Управляюсь с сенокосом.

В воду я вдаюсь полоской –

Узкой, серенькой и плоской.

Загадка2

Я сборник карт; от ударения

Зависит два моих значения;

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

Загадка 3

Я травянистое растение

С цветком различного цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету.

 

Физкультминутка

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь – богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво;

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой «л» расставим ноги.

Точно в танце - руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

 

Упр.199

 

  1. Подведение итогов
  2. Домашнее задание

По выбору:

Упр.201 (4,5)

Составить мини-стихи с омонимами;

10. Рефлексия

- Какие цели мы ставили на уроке? Удалось ли их достичь?

- Что вызвало затруднение?

- Понравилось ли вам, как вы работали на уроке?

Сегодня я узнал…

Сегодня я научился…

Для меня стало новым…

Для меня было трудно…

 

Приложение

Следует различать многозначные слова и омонимы.

В многозначных словах лексические значения связаны между собой.

Омонимы – это разные слова, в значениях которых нет ничего общего. Не случайно омонимы сочинили о себе следующую хвастливую песенку:

Одинаково нас слышат,

Одинаково нас пишут,

Сходным лицам вопреки

Мы по смыслу далеки.

Найдите многозначные слова и омонимы в стихотворении «Мы и иностранец Билл»:

Мы на Неве любовались моржами,

Как они плавали, стиснуты льдами.

А иностранец по имени Билл

Был с нами рядом и всех удивил:

«Вы говорите, что это моржиха,

Что ж она в шапочке, словно пловчиха?»

«Жаль – я сказал, – что москвичи в финале

У ленинградцев очки отобрали».

А иностранец по имени Билл

Был с нами рядом и всех удивил:

«Дайте, – сказал, – до Нью-Йорка добраться,

Вышлю очки дорогим ленинградцам».

Многозначные слова называют предметы, в чем-то сходные между собой.  Многозначным в этом стихотворении является слово морж – крупное северное морское животное и любитель зимнего купания. Общая смысловая часть, объединяющая эти значения, – умение плавать в ледяной воде.

Иностранец по имени Билл не понял значение слова очки. Он думал, что это предмет для улучшения зрения, а в стихотворении говорится о счете в спортивной игре. Между лексическими значениями этих слов нет сходства. Перед нами омонимы.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Омонимы" 5 класс»

Конспект урока

ОМОНИМЫ

5 класс

Место урока в системе урока по данной теме: первый

Цель деятельности учителя: создать условия для изучения и применения знаний об омонимах при работе с текстами, учебником.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся формулируют определение, опираясь на имеющиеся знания, самостоятельно истолковывают слова, при затруднении пользуясь словарем. Находят омонимы в тексте, умеют отличать омонимы от многозначных слов.

Метапредметные: познавательные – определяют значение слова омоним, выстраивают логические суждения

Личностные: дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного «знания и незнания»,

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу по теме, вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки, адекватно воспринимают оценку участников образовательного процесса.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, работая в паре и группе.

Методы обучения: проблемно-поисковыйсловесный, практический.

Приемы развивающего обучения

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование, наглядность: учебник, раздаточный материал.




Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний:


Анализ слов

Карточки

Тест по теме «Антонимы»



  1. Мотивация.

Чтобы определить тему сегодняшнего урока послушайте стихотворение

С. Долженко «Говорю своей сестрёнке»:

Говорю своей сестрёнке:

На воскресник мне пора.

Разобьём сегодня клумбу в центре нашего двора».

И быстрей на плечи курту

Да на голову платок.

«Подожди, -

кричит сестрёнка. – Ты забыла … молоток».


4 . Формулировка проблемы

1.Что придаёт стихотворению шуточный диалог?

2. Почему девочку не поняла свою старшую сестру?

3. В каком значении в тексте употреблено слово «разбить»?

4. А что имела в виду младшая сестра?

- Составьте 2 предложения со словом «разобьём».

- Что общего в этих предложениях?


  1. Целеполагание:

Что узнаю? узнать, что такое омонимы, находить их в тексте, уметь отличать омонимы от многозначных слов.


6. Первоначальное усвоение новых знаний: учащиеся читают рассказ

Н. Сладкова « Овсянка»

Встретились две подруги: Оля и Надя. Надя и говорит:

- А у меня дома овсянка.

- Подумаешь,- сказала Оля,- у меня дома тоже овсянка.

 -Люблю я овсянку!- добавила Надя.

 -И я люблю!- сказала Оля.

- Она желтая, красивая такая!

- И  вкусная, особенно с молоком!

- Как это вкусная? Как это с молоком?

- Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком

- Да ты про что говоришь?

- Как это про что? Про овсянку!

- Про какую овсянку?

- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

- Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

- Каша песни пела?

- Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка!

- Не слыхала про такую, что ли? Айда ко мне  мою овсянку слушать!

- А потом ко мне мою овсянку кушать!


- Почему подруги долго не понимали друг друга? - Вы знаете, как называются такие слова? Можно ли эти слова назвать многозначными?



- Ответим на вопрос «Что такое омонимы»? Учтите значение греческих корней, от которых образовано слово: «омос» - «одинаковый», «онима» - «имя»

Учебник с. 90

- Составьте схему отличия многозначных слов от омонимов.

Сходства-отличия омонимов и многозначных слов

СХОДСТВО Пишутся одинаково

ОТЛИЧИЕ Многозначные Омонимы имеют абсолютно общее в ЛЗ разные ЛЗ (по форме, цвету, характеру, действию )


Следует различать многозначные слова и омонимы.

В многозначных словах лексические значения связаны между собой.

Омонимы – это разные слова, в значениях которых нет ничего общего. Не случайно омонимы сочинили о себе следующую хвастливую песенку:

Одинаково нас слышат,

Одинаково нас пишут,

Сходным лицам вопреки

Мы по смыслу далеки.


- Найдите многозначные слова и омонимы в стихотворении «Мы и иностранец Билл»:


Мы на Неве любовались моржами,

Как они плавали, стиснуты льдами.

А иностранец по имени Билл

Был с нами рядом и всех удивил:

«Вы говорите, что это моржиха,

Что ж она в шапочке, словно пловчиха?»

«Жаль – я сказал, – что москвичи в финале

У ленинградцев очки отобрали».

А иностранец по имени Билл

Был с нами рядом и всех удивил:

«Дайте, – сказал, – до Нью-Йорка добраться,

Вышлю очки дорогим ленинградцам».

Многозначные слова называют предметы, в чем-то сходные между собой.  Многозначным в этом стихотворении является слово морж – крупное северное морское животное и любитель зимнего купания. Общая смысловая часть, объединяющая эти значения, – умение плавать в ледяной воде.

Иностранец по имени Билл не понял значение слова очки. Он думал, что это предмет для улучшения зрения, а в стихотворении говорится о счете в спортивной игре. Между лексическими значениями этих слов нет сходства. Перед нами омонимы.

7.Первичное закрепление:

  1. горький лук – лук охотника;

подземный ключ – ключ от входной двери;

кисть рябины – кисть для рисования:

шуба из норки – мышиные норки


  1. Разгадайте загадки, запишите ответы.

Загадка 1

Право, я прическа – чудо!

Заплести меня не худо.

На лугу с шипеньем острым

Управляюсь с сенокосом.

В воду я вдаюсь полоской –

Узкой, серенькой и плоской.

Загадка2

Я сборник карт; от ударения

Зависит два моих значения;

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

Загадка 3

Я травянистое растение

С цветком различного цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету.


Физкультминутка

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь – богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво;

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой «л» расставим ноги.

Точно в танце - руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!


Упр.199


  1. Подведение итогов

  2. Домашнее задание

По выбору:

Упр.201 (4,5)

Составить мини-стихи с омонимами;

10. Рефлексия

- Какие цели мы ставили на уроке? Удалось ли их достичь?

- Что вызвало затруднение?

- Понравилось ли вам, как вы работали на уроке?

Сегодня я узнал…

Сегодня я научился…

Для меня стало новым…

Для меня было трудно…










































Приложение

Следует различать многозначные слова и омонимы.

В многозначных словах лексические значения связаны между собой.

Омонимы – это разные слова, в значениях которых нет ничего общего. Не случайно омонимы сочинили о себе следующую хвастливую песенку:

Одинаково нас слышат,

Одинаково нас пишут,

Сходным лицам вопреки

Мы по смыслу далеки.

Найдите многозначные слова и омонимы в стихотворении «Мы и иностранец Билл»:

Мы на Неве любовались моржами,

Как они плавали, стиснуты льдами.

А иностранец по имени Билл

Был с нами рядом и всех удивил:

«Вы говорите, что это моржиха,

Что ж она в шапочке, словно пловчиха?»

«Жаль – я сказал, – что москвичи в финале

У ленинградцев очки отобрали».

А иностранец по имени Билл

Был с нами рядом и всех удивил:

«Дайте, – сказал, – до Нью-Йорка добраться,

Вышлю очки дорогим ленинградцам».

Многозначные слова называют предметы, в чем-то сходные между собой.  Многозначным в этом стихотворении является слово морж – крупное северное морское животное и любитель зимнего купания. Общая смысловая часть, объединяющая эти значения, – умение плавать в ледяной воде.

Иностранец по имени Билл не понял значение слова очки. Он думал, что это предмет для улучшения зрения, а в стихотворении говорится о счете в спортивной игре. Между лексическими значениями этих слов нет сходства. Перед нами омонимы.



 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!