МЕТОДИЧЕСКАЯ РАМКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
МАУ ДО «Детский экологический центр»
Номинация «Экологическое воспитание»
Название воспитательной практики «Формирование экологического сознания у детей через экологическое просвещение в образовательных учреждениях города».
Автор воспитательной практики: Ковалева Любовь Александровна, руководитель структурного подразделения, педагог дополнительного образования.
Цель: Развитие экологического сознания личности ребёнка, посредством формирования экологических привычек, экологического поведения и готовности к активной природоохранной деятельности.
Приоритетное направление: экологическое воспитание личности.
Адресат воспитательной практики:
Практика предназначена для учащихся младшего школьного возраста 6 - 12 лет, посещающих Экологическую Школу на базе МАУ ДО «Детский экологический центр».
Обоснование: Свою педагогическую деятельность осуществляю с 2015 года по настоящее время в соответствии с актуальными нормативными документами. В период 2017 – 2021г.г. разработала дополнительные общеобразовательные программы (далее ДООП) «Второе дыхание» (предпрофильная подготовка), «Экологический факультатив» (экологическое воспитание), «Нейробика» (нейрокоррекция) и работала в качестве педагога дополнительного образования на базе МАОУ «СОШсУИОП № 4», МБОУ «СОШсУИМ № 15», МАУ ДО «Детский экологический центр» в детских объединениях «Пилигрим», отряд ЛОУ «Пульс», Школа раннего развития «Солнышко». Весь период практического применения вышеуказанных образовательных практик стал предпосылкой к созданию комплексной системной воспитательной практики, решающей не только задачу воспитания и образования детей, но и проблемы их занятости.
Вместе с тем, нужно учесть, что экологическая педагогика опирается на следующие принципы: принцип природосообразности Я. А. Коменского, принцип всеобщности (предполагает доступность и обязательность экологического образования), принцип непрерывности, преемственности и системности, принцип интегративности (предполагает горизонтальную и вертикальную координацию), принцип единства образования и воспитания (экологическое сознание не формируется в процессе овладения знаниями: психолого-педагогические механизмы формирование заниий, умений и навыков и экологического сознания не одинаковы (В. А. Ясвин, С. Д. Дерябо), принцип опережающей функции экологического образования, принцип гибкости и вариативности, принцип культуросообразности, принцип региональности (предполагает учет национально-культурных, демографических, природных и социально-экономических условий жизни людей), принцип экогуманизма и нравственного экологического империтива (Н. Моисеев).
Таким образом, в 2022 году мною была разработана комплексная программа «Экологическая Школа».
Аннотация воспитательной практики: развитие экологического сознания личности ребёнка, посредством формирования экологических привычек, экологического поведения и готовности к активной природоохранной деятельности осуществляется посредством регулярных занятий по экологическому просвещению в рамках комплексной ДООП «Экологическая Школа».
Новизна данной воспитательной практики опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта и нравственных качеств, направленных на освоение предметного содержания и заключается в системном, комплексном применении широкого спектра современных образовательных технологий на разных этапах образовательного процесса.
Воспитательная практика «Формирование экологического сознания у детей через экологическое просвещение в образовательных учреждениях города» содержательна, вариативна, гибка в использовании. На ее основе можно выстраивать работу, которая будет отвечать социально-экономическим особенностям Магаданской области, традициям, возможностям и интересам различных групп обучающихся, их родителей, педагогов, населения.
Содержание программы:
1. Подпрограмма «Нейробика».
Цель: развитие с помощью комплексных упражнений межполушарного взаимодействия, способствующего общему оздоровлению, активизации мыслительной деятельности, что в свою очередь способствует развитию памяти, внимания, мышления, зрительно-моторной координации, пространственной ориентировки, мелкой и крупной моторики, мыслительной деятельности ребёнка, помогают выдерживать нагрузки, проявлять волевые качества.
2. Подпрограмма «В мире животных»
Цель: формирование личности ребёнка с нравственно ориентированным поведением, устойчивой познавательной мотивацией. Выработка у учащихся чувства ответственности по отношению к домашним питомцам и диким обитателям фауны.
3. Подпрограмма «Магия творчества»
Цель: развитие мелкой моторики через занятия различными видами декоративно-прикладного творчества.
4. Подпрограмма «Увлекательный английский»
Цель: создание условий для развития у обучающихся желания изучать иностранный язык, для развития коммуникативных способностей, познавательных потребностей, для формирования поликультурной личности, её межкультурной компетенции.
5. Подпрограмма «Занимательная математика».
Цель: Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений.
6. Подпрограмма «Грамматика».
Цель: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
7. Подпрограмма «Скорочтение».
Цель: создание условий для развития навыков рационального чтения, повышения скорости чтения и усвоения информации.
8. Подпрограмма «Юные геологи-краеведы». Модуль «Экошкола».
Цель: формирование знаний об окружающем мире, умений использовать эти знания на практике, а так же навыков геолого-краеведческой деятельности.
Объём и срок реализации воспитательной практики.
Программа рассчитана на 1 академический год обучения (9 месяцев) и реализуется в группах по 10 - 15 человек, формируемых по возрасту обучающихся. Занятия проводятся пять раз в неделю по 4 занятия в день. Продолжительность занятий составляет 45 минут и включает две динамические паузы по 7 – 8 минут. Перерыв между занятиями – 10 минут. Общее количество часов на реализацию программы 720.
После изучения материала данного курса учащиеся должны овладеть следующими теоретическими знаниями и практическими навыками.
Должен знать:
• Основы рационального использования природных богатств.
• Экологические требования к антропогенной деятельности.
• Последствия неразумного поведения в природе.
• Основные заповедные места края и страны.
• Редкие и исчезающие виды флоры и фауны.
• Связи человека и природной среды, их значение.
• Последствия антропогенного воздействия на все оболочки Земли.
Должен уметь:
• Составлять проекты.
• Проводить исследования.
• Работать со справочной литературой.
• Закладывать и составлять гербарные материалы.
• Проводить фенологические наблюдения.
• Работать с определителями растений и животных.
• Проводить опыты.
Данная программа способствует:
• пониманию современных проблем окружающей среды;
• овладению проектно-исследовательскими навыками;
• наблюдению природных тел и явлений;
• умению анализировать состояние окружающей среды на основе взаимосвязей в природе.
• формированию здорового образа жизни
• формированию нравственной культуры человека
• формированию патриотизма
Для реализации воспитательной практики необходимы следующие ресурсы:
Материально-технические: мультимедийное оснащение, компьютерная техника, оборудование. Информационные: социальные сети, интернет, экологические просветительские порталы. Интеллектуальные: научно-теоритическая и эмпирическая литература. Кадровые: сотрудники экологических и образовательных организаций.
Данная практика может быть использована педагогами дополнительного образования, учителями, как со стажем, так и молодыми специалистами, классными руководителями, воспитателями ЛОУ. Материалы опыта могут быть востребованы в различных образовательных учреждениях; при организации классно-урочных занятий, занятий в системе дополнительного образования, факультативных занятий, во внеурочной деятельности, воспитательной работе.
Результат образовательной практики: организация регулярных занятий по экологическому просвещению в рамках ДООП «Экологическая Школа» побуждает к выработке экологических привычек, а как следствие, экологическому поведению, которое и формирует в конечном итоге экологическое сознание воспитанника и повышает мотивацию участников учебного процесса к бережному отношению к окружающей среде, способствует всестороннему развитию школьников, а также приобщает родителей и других членов семьи к процессу воспитания. Реализация практики, органично вписываясь в единое образовательное пространство школы, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию экологического поведения, практических умений и навыков воспитанников, т.е. осуществляется практико-ориентированный подход благодаря хорошо продуманной практической части. Содержанием программы предусмотрено формирование и патриотических чувств воспитанников: через изучение природы родного края, прививается чувство долга, ответственности за природные богатства Родины, за сохранение и приумножение ценностей родного края.
Результативность апробации воспитательной практики:
Международный конкурс «Лучший экологический урок», конспект занятия «Атмосфера Земли» Диплом за 1 место.
V Всероссийский педагогический конкурс «ФГОСобразование», Диплом победителя (2 место).
Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучшие педагогические идеи и находки в образовательном процессе», Диплом за II место.
Цифровые следы образовательной практики: Публикации на личном сайте педагога https://multiurok.ru/id11409241/files/6/?&publish=1
Информационные источники:
Список литературы, рекомендуемый педагогам
Айала, Ф., Кайгер, Дж. Современная генетика. - М: Мир, 1987.
Акимушкин, И. Мир животных. - М.: Молодая гвардия, 1973.
Акимушкин, И. Мир животных. - М.: Молодая гвардия, 1975.
Бабочки мира. - М.: Аванта+, 2001.
Биологический энциклопедический словарь. - М.: Изд-во БРЭ, 1995.
Биология охраны природы / под ред. М. Сулея и Б. Уилкокса. - М.: Мир, 1983.
Грин. Н, Стаут. У., Тейлор Д. Биология: в 3 т. - М.: Мир, 1990.
Дубинин, Н П. Общая генетика. - М.: Наука, 1986.
Журнал «Химия и жизнь». 1985-2004 гг.
Журнал «Вокруг света». 2000-2004 гг.
Журнал «Природа». 1990-1999 гг.
Журнал «Знание - сила». 2000-2004 гг.
Журнал «Наука и жизнь» 1991-2004 гг.
Жизнь животных. Т. 1,4.- М.: Просвещение, 1983.
Заяц, Р. Г., Рачковская, И. В., Стамбровская, В. М. Пособие по биологии для абитуриентов. - Минск: Вышэйшая школа, 1997.
Клауснитцер, Б. Экология городской фауны. - М.: Мир, 1990.
Константинов, А. С. Общая гидробиология. - М.: Высшая школа, 1986.
Лобашов, М. Е., Ватти, К. В., Тихомирова, М. М. Генетика с основами селекции. -М.: Просвещение, 1979.
Наумов, Н. П., Карташев, Н. Н. Зоология позвоночных. - М.: Высшая школа, 1979.
20. Наумов, Д. Мир океана. - М.: Молодая гвардия, 1983.
Список литературы, рекомендуемый детям
Никольский, Г. В. Экология рыб. - М.: Высшая школа, 1974.
Одум, Ю. Экология: в 2 т. - М.: Мир, 1986.
Скулачев, В. П. Электродвигатель бактерий / Соросовский образовательный журнал. - 2003.
Смирнов, А. Мир растений. - М.: Молодая гвардия, 1988. - 303 с.
Смирнов, А. Мир растений. - М.: Молодая гвардия, 1982. - 335 с.
Смирнов, А. Мир растений. - М.: Молодая гвардия, 1979. - 320 с.
Сосновский, И. П. Редкие и исчезающие животные. - М.: Энерго-атомиздат, 1987. - 366 с.
Тупикин, Е. И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. -370.
Халидов, А. Б. Насекомые - разрушители грибов. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1984. - 150 с.
Шилов, И. А. Экология. - М.: Высшая школа, 1998. - 512 с.
Эдхард, Ж.-П., Сежен, Ж. Планктон. -Л.: Гидрометеоиздат, 1984.
4