СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая рамка воспитательной практики

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Направленность (профиль) образовательной программы

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экологическая Школа»  успешного ребёнка имеет естественно-научную направленность и формирует посредством системного подхода экологическое воспитание, представление о взаимосвязи и взаимозависимости живого и неживого, экологическое просвещение, в области «устойчивого развития». Развивает навыки изучения (юные исследователи природы) и сохранения живой природы, рационального природопользования (сфера деятельности «человек-природа»). Направлена на формирование научного мировоззрения, научного мышления, освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских способностей обучающихся, с наклонностями в области естественных наук (сфера деятельности «человек-природа» или окружающий мир), реализует потребность человека в классификации и упорядочивании объектов окружающего мира через логические операции.

Общая характеристика программы

Программа носит комплексный характер. Средствами реализуемых подпрограмм, она решает задачи развития и воспитания детей по основным образовательным областям начального общего и дополнительного образования.

Новизна

 Данная дополнительная образовательная программа предполагает — новое решение проблем дополнительного образования и проблем занятости детей школьного возраста. Опирается на понимание приоритетности воспитательной работы и основана на комплексном подходе.

Актуальность программы

 Современным детям в современных условиях необходима программа занятости по интересам. Дополнительная программа ЭкоШколы решает как проблему занятости детей, так и проблему выбора занятия по интересам, так как реализация Программы осуществляется на базе современного Центра дополнительного образования, где широко представлен спектр объединений для формирования индивидуальной траектории развития успешного ребёнка. Спрос на программы дополнительного образования базируется на анализе социальных проблем, на анализе педагогического опыта, на запросе родителей.  

Педагогическая целесообразность

Программа подчёркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения. Педагогические действия в рамках комплексной дополнительной образовательной программы системны и направлены на всестороннее развитие личности ребёнка, на построение предпрофильной траектории. Данная дополнительная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при её реализации Детский экологический центр, органично вписываясь в единое образовательное пространство начальной школы, оставаясь самостоятельным структурным подразделением, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию экологического поведения и гражданского сознания, воспитанию патриотизма, прививает навыки предпрофессиональной деятельности: исследовательской, поисковой, литературоведческой, проектной.

Просмотр содержимого документа
«Методическая рамка воспитательной практики»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАМКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

МАУ ДО «Детский экологический центр»

Номинация «Экологическое воспитание»

Название воспитательной практики «Формирование экологического сознания у детей через экологическое просвещение в образовательных учреждениях города».

Автор воспитательной практики: Ковалева Любовь Александровна, руководитель структурного подразделения, педагог дополнительного образования.

Цель: Развитие экологического сознания личности ребёнка, посредством формирования экологических привычек, экологического поведения и готовности к активной природоохранной деятельности.

Приоритетное направление: экологическое воспитание личности.

Адресат воспитательной практики:

Практика предназначена для учащихся младшего школьного возраста 6 - 12 лет, посещающих Экологическую Школу на базе МАУ ДО «Детский экологический центр».

Обоснование: Свою педагогическую деятельность осуществляю с 2015 года по настоящее время в соответствии с актуальными нормативными документами. В период 2017 – 2021г.г. разработала дополнительные общеобразовательные программы (далее ДООП) «Второе дыхание» (предпрофильная подготовка), «Экологический факультатив» (экологическое воспитание), «Нейробика» (нейрокоррекция) и работала в качестве педагога дополнительного образования на базе МАОУ «СОШсУИОП № 4», МБОУ «СОШсУИМ № 15», МАУ ДО «Детский экологический центр» в детских объединениях «Пилигрим», отряд ЛОУ «Пульс», Школа раннего развития «Солнышко». Весь период практического применения вышеуказанных образовательных практик стал предпосылкой к созданию комплексной системной воспитательной практики, решающей не только задачу воспитания и образования детей, но и проблемы их занятости.

Вместе с тем, нужно учесть, что экологическая педагогика опирается на следующие принципы: принцип природосообразности Я. А. Коменского, принцип всеобщности (предполагает доступность и обязательность экологического образования), принцип непрерывности, преемственности и системности, принцип интегративности (предполагает горизонтальную и вертикальную координацию), принцип единства образования и воспитания (экологическое сознание не формируется в процессе овладения знаниями: психолого-педагогические механизмы формирование заниий, умений и навыков и экологического сознания не одинаковы (В. А. Ясвин, С. Д. Дерябо), принцип опережающей функции экологического образования, принцип гибкости и вариативности, принцип культуросообразности, принцип региональности (предполагает учет национально-культурных, демографических, природных и социально-экономических условий жизни людей), принцип экогуманизма и нравственного экологического империтива (Н. Моисеев).

Таким образом, в 2022 году мною была разработана комплексная программа «Экологическая Школа».

Аннотация воспитательной практики: развитие экологического сознания личности ребёнка, посредством формирования экологических привычек, экологического поведения и готовности к активной природоохранной деятельности осуществляется посредством регулярных занятий по экологическому просвещению в рамках комплексной ДООП «Экологическая Школа».

Новизна данной воспитательной практики опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта и нравственных качеств, направленных на освоение предметного содержания и заключается в системном, комплексном применении широкого спектра современных образовательных технологий на разных этапах образовательного процесса.

Воспитательная практика «Формирование экологического сознания у детей через экологическое просвещение в образовательных учреждениях города» содержательна, вариативна, гибка в использовании. На ее основе можно выстраивать работу, которая будет отвечать социально-экономическим особенностям Магаданской области, традициям, возможностям и интересам различных групп обучающихся, их родителей, педагогов, населения.

Содержание программы:

1. Подпрограмма «Нейробика».

Цель: развитие с помощью комплексных упражнений межполушарного взаимодействия, способствующего общему оздоровлению, активизации мыслительной деятельности, что в свою очередь способствует развитию памяти, внимания, мышления, зрительно-моторной координации, пространственной ориентировки, мелкой и крупной моторики, мыслительной деятельности ребёнка, помогают выдерживать нагрузки, проявлять волевые качества.

2. Подпрограмма «В мире животных»

Цель: формирование личности ребёнка с нравственно ориентированным поведением, устойчивой познавательной мотивацией. Выработка у учащихся чувства ответственности по отношению к домашним питомцам и диким обитателям фауны.

3. Подпрограмма «Магия творчества»

Цель: развитие мелкой моторики через занятия различными видами декоративно-прикладного творчества.

4. Подпрограмма «Увлекательный английский»

Цель: создание условий для развития у обучающихся желания изучать иностранный язык, для развития коммуникативных способностей, познавательных потребностей, для формирования поликультурной личности, её межкультурной компетенции.

5. Подпрограмма «Занимательная математика».

Цель: Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений.

6. Подпрограмма «Грамматика».

Цель: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

7. Подпрограмма «Скорочтение».

Цель: создание условий для развития навыков рационального чтения, повышения скорости чтения и усвоения информации.

8. Подпрограмма «Юные геологи-краеведы». Модуль «Экошкола».

Цель: формирование знаний об окружающем мире, умений использовать эти знания на практике, а так же навыков геолого-краеведческой деятельности.

Объём и срок реализации воспитательной практики.

Программа рассчитана на 1 академический год обучения (9 месяцев) и реализуется в группах по 10 - 15 человек, формируемых по возрасту обучающихся. Занятия проводятся пять раз в неделю по 4 занятия в день. Продолжительность занятий составляет 45 минут и включает две динамические паузы по 7 – 8 минут. Перерыв между занятиями – 10 минут. Общее количество часов на реализацию программы 720.

После изучения материала данного курса учащиеся должны овладеть следующими теоретическими знаниями и практическими навыками.

Должен знать:

• Основы рационального использования природных богатств.

• Экологические требования к антропогенной деятельности.

• Последствия неразумного поведения в природе.

• Основные заповедные места края и страны.

• Редкие и исчезающие виды флоры и фауны.

• Связи человека и природной среды, их значение.

• Последствия антропогенного воздействия на все оболочки Земли.

Должен уметь:

• Составлять проекты.

• Проводить исследования.

• Работать со справочной литературой.

• Закладывать и составлять гербарные материалы.

• Проводить фенологические наблюдения.

• Работать с определителями растений и животных.

• Проводить опыты.

Данная программа способствует:

• пониманию современных проблем окружающей среды;

• овладению проектно-исследовательскими навыками;

• наблюдению природных тел и явлений;

• умению анализировать состояние окружающей среды на основе взаимосвязей в природе.

• формированию здорового образа жизни

• формированию нравственной культуры человека

• формированию патриотизма

Для реализации воспитательной практики необходимы следующие ресурсы:

Материально-технические: мультимедийное оснащение, компьютерная техника, оборудование. Информационные: социальные сети, интернет, экологические просветительские порталы. Интеллектуальные: научно-теоритическая и эмпирическая литература. Кадровые: сотрудники экологических и образовательных организаций.

Данная практика может быть использована педагогами дополнительного образования, учителями, как со стажем, так и молодыми специалистами, классными руководителями, воспитателями ЛОУ. Материалы опыта могут быть востребованы в различных образовательных учреждениях; при организации классно-урочных занятий, занятий в системе дополнительного образования, факультативных занятий, во внеурочной деятельности, воспитательной работе.

Результат образовательной практики: организация регулярных занятий по экологическому просвещению в рамках ДООП «Экологическая Школа» побуждает к выработке экологических привычек, а как следствие, экологическому поведению, которое и формирует в конечном итоге экологическое сознание воспитанника и повышает мотивацию участников учебного процесса к бережному отношению к окружающей среде, способствует всестороннему развитию школьников, а также приобщает родителей и других членов семьи к процессу воспитания. Реализация практики, органично вписываясь в единое образовательное пространство школы, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию экологического поведения, практических умений и навыков воспитанников, т.е. осуществляется практико-ориентированный подход благодаря хорошо продуманной практической части. Содержанием программы предусмотрено формирование и патриотических чувств воспитанников: через изучение природы родного края, прививается чувство долга, ответственности за природные богатства Родины, за сохранение и приумножение ценностей родного края.

Результативность апробации воспитательной практики:

  • Международный конкурс «Лучший экологический урок», конспект занятия «Атмосфера Земли» Диплом за 1 место.

  • V Всероссийский педагогический конкурс «ФГОСобразование», Диплом победителя (2 место).

  • Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучшие педагогические идеи и находки в образовательном процессе», Диплом за II место.

Цифровые следы образовательной практики: Публикации на личном сайте педагога https://multiurok.ru/id11409241/files/6/?&publish=1

Информационные источники:

Список литературы, рекомендуемый педагогам

  1. Айала, Ф., Кайгер, Дж. Современная генетика. - М: Мир, 1987.

  2. Акимушкин, И. Мир животных. - М.: Молодая гвардия, 1973.

  3. Акимушкин, И. Мир животных. - М.: Молодая гвардия, 1975.

  4. Бабочки мира. - М.: Аванта+, 2001.

  5. Биологический энциклопедический словарь. - М.: Изд-во БРЭ, 1995.

  6. Биология охраны природы / под ред. М. Сулея и Б. Уилкокса. - М.: Мир, 1983.

  7. Грин. Н, Стаут. У., Тейлор Д. Биология: в 3 т. - М.: Мир, 1990.

  8. Дубинин, Н П. Общая генетика. - М.: Наука, 1986.

  9. Журнал «Химия и жизнь». 1985-2004 гг.

  10. Журнал «Вокруг света». 2000-2004 гг.

  11. Журнал «Природа». 1990-1999 гг.

  12. Журнал «Знание - сила». 2000-2004 гг.

  13. Журнал «Наука и жизнь» 1991-2004 гг.

  14. Жизнь животных. Т. 1,4.- М.: Просвещение, 1983.

  15. Заяц, Р. Г., Рачковская, И. В., Стамбровская, В. М. Пособие по биологии для абитуриентов. - Минск: Вышэйшая школа, 1997.

  16. Клауснитцер, Б. Экология городской фауны. - М.: Мир, 1990.

  17. Константинов, А. С. Общая гидробиология. - М.: Высшая школа, 1986.

  18. Лобашов, М. Е., Ватти, К. В., Тихомирова, М. М. Генетика с основами селекции. -М.: Просвещение, 1979.

  19. Наумов, Н. П., Карташев, Н. Н. Зоология позвоночных. - М.: Высшая школа, 1979.

20. Наумов, Д. Мир океана. - М.: Молодая гвардия, 1983.

Список литературы, рекомендуемый детям

  1. Никольский, Г. В. Экология рыб. - М.: Высшая школа, 1974.

  2. Одум, Ю. Экология: в 2 т. - М.: Мир, 1986.

  3. Скулачев, В. П. Электродвигатель бактерий / Соросовский образовательный журнал. - 2003.

  4. Смирнов, А. Мир растений. - М.: Молодая гвардия, 1988. - 303 с.

  5. Смирнов, А. Мир растений. - М.: Молодая гвардия, 1982. - 335 с.

  6. Смирнов, А. Мир растений. - М.: Молодая гвардия, 1979. - 320 с.

  7. Сосновский, И. П. Редкие и исчезающие животные. - М.: Энерго-атомиздат, 1987. - 366 с.

  8. Тупикин, Е. И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. -370.

  9. Халидов, А. Б. Насекомые - разрушители грибов. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1984. - 150 с.

  10. Шилов, И. А. Экология. - М.: Высшая школа, 1998. - 512 с.

  11. Эдхард, Ж.-П., Сежен, Ж. Планктон. -Л.: Гидрометеоиздат, 1984.

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!