СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая работка урока "Строение атома"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка актуальна как при изучении новой темы "Строение атома" в 8 классе, так и при повторении этой же темы в начале 9 класса.

Просмотр содержимого документа
«Методическая работка урока "Строение атома"»

«10» сентября 2018 г.

Тема урока: ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН. ПСХЭ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА.

ХАРАКТЕРИСТИКА ХИМ. ЭЛЕМЕНТОВ.

Цель: повторить и систематизировать знания по данной теме

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы: диф. подход, элементы проблемного обучения, самооценка, ИКТ, элементы игрового метода

Средства обучения: дид материал, компьютер, ПСХЭ, презентация

Понятия: период, группа, периодичность, гидроксиды, оксиды.

Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний

  3. Опрос Д/З

  4. Формирование новых знаний

  5. Закрепление

  6. Домашнее задание

  7. Рефлексия. Итоги урока

Ход урока:

  1. Организационный момент

Приветствие. Знакомство. Пожелание хорошего настроения и продуктивной работы обучающимся. Введение в игровую ситуацию.


  1. Актуализация знаний

На предыдущем уроке вы говорили о строении атомов хим. элементов; а также вспоминали о строении ядерного ядра и электронной оболочке.

Вопрос: с чего вы начнете свой ответ о строении атома хим. элемента? (подсказка: с какого движения, жеста, взгляда..).

Предполагаемый ответ: ПСХЭ

Следовательно, предположите, какова тема урока?) о чем мы будем говорить сегодня? Какие вопросы желательно рассмотреть более подробно?

Предполагаемый ответ: о ПСХЭ, ее строении, свойствах, значении, типах элементов, их свойствах в зависимости от положения в ПСХЭ…

Таким образом, тема урока: ПЗ. ПСХЭ ДИМ. Характеристика хим. элементов. СЛАЙД 1


  1. Опрос Д/З

Понятия: атом, молекула, протон, нейтрон, электрон, ядро, электронная оболочка, порядковый номер хим. элемента. СЛАЙД 2

Вопрос: назвать те термины, которые вам не известны или хорошо вами забыты.

1 Задание: соотнести термин и его определение (см прил 1)

Прежде чем, мы проверим это задание, просмотрим ВИДЕО.

Самопроверка. (цифра – Буква). Ключ с ответами – на СЛАЙДЕ 3


  1. Формирование новых знаний

1 марта 1869 г вошло в историю мировой науки как день открытия ПЗ и ПСХЭ ДИМым (дид м-л – Лист 1) СЛАЙД 4

Формулировка ПЗ: Свойства простых тел находятся в периодической зависимости от заряд атомного ядра (дид м-л – Лист 2) САЙД 5

Вопрос: что же подразумевал ДИМ под понятием «ПЕРИОДИЧНОСТЬ»? (дид м-л – Лист 3)

Периодичность – это повторение хим. свойств через каждые 7 элементов на восьмой (по ДИМ) СЛАЙД 6

Известным фактом является и то, что ПСХЭ – является письменным отражением ПЗ.

Вопрос: по какому принципу построена ПСХЭ? Что взято за главную характеристику? Что лежит в основе расположения хим. элементов?

Предполагаемый ответ:………….

((дид м-л – Лист 4) ПСХЭ построена в порядке возрастания атомной массы. СЛАЙД 7


Задание: рассмотреть ПСХЭ, найти подтверждение вышесказанному.

Вопрос: что называют «ПОРЯДКОВЫМ НОМЕРОМ»?

Предполагаемый ответ: ………..

Вопрос: каково значение порядкового номера? Какая информация скрыта в пор номере? Зная порядковый номер элемента, какие атомные характеристики можно сразу сказать?

Предполагаемый ответ:………………..


Запись в терадь:

Порядковый номер хим. элемента равен:

  1. Заряду ядра

  2. Числу протонов в ядре

  3. Числу электронов, вращающихся вокруг ядра. СЛАЙД 8


Например: разбор элемента № 8 (О – кислород).

Указать заряд ядра, число протонов, электронов, нейтронов.


Вопрос: расположение, вращение, движение всех электронов подчиняется ли какому либо правилу или они находятся в хаосе?))

Предполагаемый ответ: ………

Вопрос: из чего состоит электронная оболочка атома?

Предполагаемый ответ: строение структурировано: эн уровни состоят из подуровней, которых состоят из орбиталей . СЛАЙД 9


Вопрос: какова структура ПСХЭ? Как она построена? Из чего состоит?..

Предполагаемый ответ:…..


Структура ПСХЭ: СЛАЙД 10

  1. ПЕРИОДЫ – горизонтальное расположение хим. элементов в порядке возрастания их атомных масс ( )

  2. ГРУППЫ – вертикальное расположение хим. элементов в порядке увеличения их атомных масс ( )


Вопрос: все ли периоды одинаковы? Чем отличаются? Одинаково ли расположены хим. элементы в группах? Вспомните, какие бывают периоды

Предполагаемый ответ:…………..


Запись в тетрадь:

  1. Периоды - ( ). Малые (1 ряд) и большие (2 ряда)

  2. Группы - ( ). Главные подгруппы (под элементами 2 периода) и побочные подгруппы (только металлы)


Вопрос: какая важная информация заложена в номера периодов и групп?

Предполагаемый ответ: ……….


Запись в тетрадь: СЛАЙД 11

  1. Номер периода равен количеству энергетических уровней в атоме

  2. Номер группы для элементов главных подгрупп равен высшей валентности и количеству электронов на последнем (внешнем) энергетическом уровне (электронном слое)


Задание: суммируя все вышесказанное, постараемся изобразить схематично строение атома эл № 13

+13 Al )2e )8e )3e


Запись в тетрадь: СЛАЙД 12

  1. Если на внешнем эн. уровне 1-3 электрона, то элемент МЕТАЛЛ

  2. Если на внешнем эн. уровне 4-7 электронов, то элемент НЕМЕТАЛЛ

  3. Если на внешнем эн. уровне 8 электронов, то элемент ИНЕРТНЫЙ (благородный газ)


Напомните: какова природа хим. элементов ПСХЭ? Как они расположены в ПСХЭ?

Предполагаемый ответ: мет и немет………….

Вопрос: самые сильные Мет и Немет? Какие эл-ты – амфотерные?

Предполагаемый ответ: Фтор и Франций, амф - ……….

Вопрос: как изменяются свойства элементов в зависимости от их расположения в ПСХЭ?


Запись в тетрадь:

  1. Изменение свойств в ПЕРИОДАХ: СЛАЙД 13

А) возрастают справо налево Б) убывают слева направо

Металлические свойства (наоборот)

Неметаллические свойства


  1. Изменение свойств в ГРУППАХ: СЛАЙД 14

А) возрастание: - металлических свойств сверху вниз

- неметаллических свойств снизу вверх

Б) убывание: наоборот

Мет Немет

свойства свойства

ФИЗ. МИНУТКА: 1)встать/сесть – ½ названия хим. эл-та

2) Поворот (с рукой и головой в сторону) – металл/неметалл

Задание: сравнить свойства элементов: №11 и №13, №15 и №33. СЛАЙД 15

Вопрос: как строение атома влияет на природу и свойства хим. элемента?


Задание: изобразить (у доски 2 чел) схематично строение атомов эл №12 и

эл №16. Сделать выводы о природе элементов.



ВНИМАНИЕ!!! Учитывая весь изложенный материал, мы сможем теперь дать характеристику любому хим элементу)) что и будет являться реальным продутом нашей работы на уроке.

Задание: дать характеристику хим. элемента № 7 по плану (Прил 2)

У доски 1 ученик (остальные на местах) + учитель отрабатывают каждый пункт плана. СЛАЙД 16


  1. Закрепление

Задание 1: расположить в порядке возрастания (убывания) элементы

Задание 2: самостоятельно дать характеристику хим. элемента (№ __) по плану

(Прил 3)


  1. Домашнее задание

Аналогичное Закреплению (Прил 4)


  1. Рефлексия. Итоги урока

Прием «Одним словом» - каждый ученик 2-3 словами характеризует урок и свое состояние, настроение.

Прием «Закончи предложение» СЛАЙД 17

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!