«10» сентября 2018 г.
Тема урока: ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН. ПСХЭ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА.
ХАРАКТЕРИСТИКА ХИМ. ЭЛЕМЕНТОВ.
Цель: повторить и систематизировать знания по данной теме
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: диф. подход, элементы проблемного обучения, самооценка, ИКТ, элементы игрового метода
Средства обучения: дид материал, компьютер, ПСХЭ, презентация
Понятия: период, группа, периодичность, гидроксиды, оксиды.
Структура урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний
Опрос Д/З
Формирование новых знаний
Закрепление
Домашнее задание
Рефлексия. Итоги урока
Ход урока:
Организационный момент
Приветствие. Знакомство. Пожелание хорошего настроения и продуктивной работы обучающимся. Введение в игровую ситуацию.
Актуализация знаний
На предыдущем уроке вы говорили о строении атомов хим. элементов; а также вспоминали о строении ядерного ядра и электронной оболочке.
Вопрос: с чего вы начнете свой ответ о строении атома хим. элемента? (подсказка: с какого движения, жеста, взгляда..).
Предполагаемый ответ: ПСХЭ
Следовательно, предположите, какова тема урока?) о чем мы будем говорить сегодня? Какие вопросы желательно рассмотреть более подробно?
Предполагаемый ответ: о ПСХЭ, ее строении, свойствах, значении, типах элементов, их свойствах в зависимости от положения в ПСХЭ…
Таким образом, тема урока: ПЗ. ПСХЭ ДИМ. Характеристика хим. элементов. СЛАЙД 1
Опрос Д/З
Понятия: атом, молекула, протон, нейтрон, электрон, ядро, электронная оболочка, порядковый номер хим. элемента. СЛАЙД 2
Вопрос: назвать те термины, которые вам не известны или хорошо вами забыты.
1 Задание: соотнести термин и его определение (см прил 1)
Прежде чем, мы проверим это задание, просмотрим ВИДЕО.
Самопроверка. (цифра – Буква). Ключ с ответами – на СЛАЙДЕ 3
Формирование новых знаний
1 марта 1869 г вошло в историю мировой науки как день открытия ПЗ и ПСХЭ ДИМым (дид м-л – Лист 1) СЛАЙД 4
Формулировка ПЗ: Свойства простых тел находятся в периодической зависимости от заряд атомного ядра (дид м-л – Лист 2) САЙД 5
Вопрос: что же подразумевал ДИМ под понятием «ПЕРИОДИЧНОСТЬ»? (дид м-л – Лист 3)
Периодичность – это повторение хим. свойств через каждые 7 элементов на восьмой (по ДИМ) СЛАЙД 6
Известным фактом является и то, что ПСХЭ – является письменным отражением ПЗ.
Вопрос: по какому принципу построена ПСХЭ? Что взято за главную характеристику? Что лежит в основе расположения хим. элементов?
Предполагаемый ответ:………….
((дид м-л – Лист 4) ПСХЭ построена в порядке возрастания атомной массы. СЛАЙД 7
Задание: рассмотреть ПСХЭ, найти подтверждение вышесказанному.
Вопрос: что называют «ПОРЯДКОВЫМ НОМЕРОМ»?
Предполагаемый ответ: ………..
Вопрос: каково значение порядкового номера? Какая информация скрыта в пор номере? Зная порядковый номер элемента, какие атомные характеристики можно сразу сказать?
Предполагаемый ответ:………………..
Запись в терадь:
Порядковый номер хим. элемента равен:
Заряду ядра
Числу протонов в ядре
Числу электронов, вращающихся вокруг ядра. СЛАЙД 8
Например: разбор элемента № 8 (О – кислород).
Указать заряд ядра, число протонов, электронов, нейтронов.
Вопрос: расположение, вращение, движение всех электронов подчиняется ли какому либо правилу или они находятся в хаосе?))
Предполагаемый ответ: ………
Вопрос: из чего состоит электронная оболочка атома?
Предполагаемый ответ: строение структурировано: эн уровни состоят из подуровней, которых состоят из орбиталей . СЛАЙД 9
Вопрос: какова структура ПСХЭ? Как она построена? Из чего состоит?..
Предполагаемый ответ:…..
Структура ПСХЭ: СЛАЙД 10
ПЕРИОДЫ – горизонтальное расположение хим. элементов в порядке возрастания их атомных масс ( ↔ )
ГРУППЫ – вертикальное расположение хим. элементов в порядке увеличения их атомных масс ( ↕ )
Вопрос: все ли периоды одинаковы? Чем отличаются? Одинаково ли расположены хим. элементы в группах? Вспомните, какие бывают периоды
Предполагаемый ответ:…………..
Запись в тетрадь:
Периоды - ( ↔ ). Малые (1 ряд) и большие (2 ряда)
Группы - ( ↕ ). Главные подгруппы (под элементами 2 периода) и побочные подгруппы (только металлы)
Вопрос: какая важная информация заложена в номера периодов и групп?
Предполагаемый ответ: ……….
Запись в тетрадь: СЛАЙД 11
Номер периода равен количеству энергетических уровней в атоме
Номер группы для элементов главных подгрупп равен высшей валентности и количеству электронов на последнем (внешнем) энергетическом уровне (электронном слое)
Задание: суммируя все вышесказанное, постараемся изобразить схематично строение атома эл № 13
+13 Al )2e )8e )3e
Запись в тетрадь: СЛАЙД 12
Если на внешнем эн. уровне 1-3 электрона, то элемент МЕТАЛЛ
Если на внешнем эн. уровне 4-7 электронов, то элемент НЕМЕТАЛЛ
Если на внешнем эн. уровне 8 электронов, то элемент ИНЕРТНЫЙ (благородный газ)
Напомните: какова природа хим. элементов ПСХЭ? Как они расположены в ПСХЭ?
Предполагаемый ответ: мет и немет………….
Вопрос: самые сильные Мет и Немет? Какие эл-ты – амфотерные?
Предполагаемый ответ: Фтор и Франций, амф - ……….
Вопрос: как изменяются свойства элементов в зависимости от их расположения в ПСХЭ?
Запись в тетрадь:
Изменение свойств в ПЕРИОДАХ: СЛАЙД 13
А) возрастают справо налево Б) убывают слева направо
Металлические свойства (наоборот)
Неметаллические свойства
Изменение свойств в ГРУППАХ: СЛАЙД 14
А) возрастание: - металлических свойств сверху вниз
- неметаллических свойств снизу вверх
Б) убывание: наоборот
Мет Немет
свойства свойства
ФИЗ. МИНУТКА: 1)встать/сесть – ½ названия хим. эл-та
2) Поворот (с рукой и головой в сторону) – металл/неметалл
Задание: сравнить свойства элементов: №11 и №13, №15 и №33. СЛАЙД 15
Вопрос: как строение атома влияет на природу и свойства хим. элемента?
Задание: изобразить (у доски 2 чел) схематично строение атомов эл №12 и
эл №16. Сделать выводы о природе элементов.
ВНИМАНИЕ!!! Учитывая весь изложенный материал, мы сможем теперь дать характеристику любому хим элементу)) что и будет являться реальным продутом нашей работы на уроке.
Задание: дать характеристику хим. элемента № 7 по плану (Прил 2)
У доски 1 ученик (остальные на местах) + учитель отрабатывают каждый пункт плана. СЛАЙД 16
Закрепление
Задание 1: расположить в порядке возрастания (убывания) элементы
Задание 2: самостоятельно дать характеристику хим. элемента (№ __) по плану
(Прил 3)
Домашнее задание
Аналогичное Закреплению (Прил 4)
Рефлексия. Итоги урока
Прием «Одним словом» - каждый ученик 2-3 словами характеризует урок и свое состояние, настроение.
Прием «Закончи предложение» СЛАЙД 17
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…