СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая проблема опыта: Реализация краеведческого принципа на уроках географии.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие краеведения в школе даёт возможность теснее связать воспитание и образование молодёжи с практикой повседневного труда, с жизнью местного населения, с его задачами в построении демократического общества. Краеведение приобретает огромное значение потому  что, занимаясь им, учащиеся глубоко познают особенности природных условий, население, хозяйство данной местности, даёт им отчётливое и всестороннее представление об окружающей среде, познание исторического прошлого своей малой Родины.

Просмотр содержимого документа
«Методическая проблема опыта: Реализация краеведческого принципа на уроках географии.»

Методическая проблема опыта: Реализация краеведческого принципа на уроках географии.

Использование краеведения на уроках географии


   Развитие краеведения в школе даёт возможность теснее связать воспитание и образование молодёжи с практикой повседневного труда, с жизнью местного населения, с его задачами в построении демократического общества. Краеведение приобретает огромное значение потому  что, занимаясь им, учащиеся глубоко познают особенности природных условий, население, хозяйство данной местности, даёт им отчётливое и всестороннее представление об окружающей среде, познание исторического прошлого своей малой Родины.

Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история - это история людей; корни человека - в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны.     В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия, чувство хозяина. Занятие краеведением помогает школьникам глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: "Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры", "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам" (статья 44, часть 3; статья 58).  

 Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени. Так, изучая со школьниками историю села, они познакомятся  с его современным состоянием, а также перспективами обновления и развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, содействует формированию исторического мышления.                                 Одна из проблем, связанных с изучением в школе прошлого родного края, как и истории Отечества и мира в целом, - разносторонняя оценка событий и явлений прошлого, дел, поступков и деятельности людей, общественных групп и структур.


Краеведение - всестороннее изучение родного края, которое предос­тавляет возможность каждому человеку посмотреть на себя из своего об­щественно-исторического прошлого, проанализировать взлеты и падения судьбы Отечества, с точки зрения многих поколений, делая сравнение в пользу Вечных истин и ценностей. Особенностью краеведческого знания является его комплексность: оно охватывает своеобразие и богатство культуры, истории, географии региона, характеризует уклад жизни, тра­диции, быт, социальные нормы поведения, духовно-нравственные устои населения родного края. Краеведение - это своеобразный метод познания от частного к общему, от простого к сложному, выявления особенного в общем. Интерес к тому, что ближе, доступнее, - основа интереса к иссле­дованию большого мира, что помогает составить общие представления о мире, о взаимосвязях явлений и времен, общества и природы.

Краеведение способствует решению задач социальной адаптации -воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать и их развитии, соци­ально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.

Вместе с тем в педагогических кругах нет единого видения понятия «краеведение». Наиболее распространённым является мнение о том, что краеведением занимается каждый, кто непосредственно изучает то или иное природное явление на данной территории. Но, несмотря на различное трактование понятия, большинство авторов сходятся на том, что «краеведение ставит себе такие же задачи, как и география. Оно стремится не только собрать данные о какой-то территории, но и поставить их в зависимость, выяснить влияние одних факторов на другие, т.е. стремится также дать комплексную картину природы и жизни в данной местности» (С.А.Барков. Вопросы методики и истории географии.) Исходя из того, что объект и методы изучения географии совпадают, А.С.Барков рассматривал краеведение как «малую географию», или, точнее, как «малое страноведение». Однако он не исключал, а предполагал возможность и краеведения литературного, исторического, зоологического и т.д.

На уроках географии краеведение играет большую роль, так как школьники совместно с учителем глубоко познают особенности природных

условий, населения и хозяйства своей местности, что, несомненно, способствует успешности в изучении размещения и развития процессов, явлений не только на региональном уровне, но и на глобальном. Таким образом, краеведение на уроках географии прежде всего изучение геогра­фии окружающей местности.

Организуя изучение родного края, я всегда помню слова М..И. . Калинина, который очень кратко, но емко сказал о важности этого вопроса: "Знакомство с "местной географией", с небольшим уголком окрестностей земли позволит детям более сознательно отнестись к географии всей страны и, кроме того, сделать их любовь к Родине более живой и непосредственной".

Начальный курс физической географии целиком строится на краеведческой основе. Он содержит много общих географических понятий: горизонт и его стороны, план и географическая карта, форма земной поверхности, погода и климат, которые необходимо усвоить для подготовки к изучению страноведческих курсов в старших классах. Формирование понятий происходит легче, если учащиеся обладают представлениями, полученными из знакомой действительности родного края. Лучшему усвоению учебного материала способствуют уроки в природе, т.е. экскурсии.

Особое место занимает изучение плана и карты. Карта как источник географических знаний, ее понимание школьниками стоится целиком на практических занятиях на местности и упражнениях с планами и картами своего края (ближайших окрестностей школы, города, области ). На уроках в природе учащиеся учатся ориентироваться выполнять съемку плана пути в окрестностях школы, усваивают условные топографические знаки реального окружения. Работая с планом своей местности, видят живые, очень знакомые ориентиры. В процессе краеведческой работы нами составлены различные планы местности, которые используем на уроках и во внеклассной работе.

На первых уроках организовываю ежедневные наблюдения учащихся за погодой. Понятие о климате и климатообразующих факторах формируется на основе знаний о погоде своей местности и ее сезонных изменениях, получаемых в результате систематических наблюдений. Это позволяет делать на уроках выводы об основных характерных чертах климата края. Сравнивая его с климатом других стран, можно вызвать более правильные представления у учащихся о разных типах климата.

В сентябре проводим экскурсию в природу для наблюдения за формами поверхности и водами своей местности. Это комплексная экскурсия. На ней учащиеся знакомятся с поверхностью ближайших окрестностей школы. Обращаем внимание на уникальность местного рельефа. Рассказываем о рельефе нашей местности, объясняем процессы его образования и развития его отдельных форм, показываем породы, слагающие рельеф. Знакомясь с водами своей местности, учащиеся на экскурсии усваивают процессы происхождения подземных и поверхностных вод, связь их с рельефом. Так прочнее усваиваются основные понятия о водах суши. Раздел «гидросфера» начинаем с вопросов о водах нашей местности. На основе ответов и знаний, полученных на экскурсии, я делаю обобщение.

Значение экскурсии состоит в том, что понятие о различных формах рельефа и о водах на Земле даётся не отвлеченно, а на основе наблюдений.

С учащимися составили краеведческий уголок «Край родной, навек любимый», в котором рассказывается о природе нашего края. Последующий осмотр школьного краеведческого уголка расширит и укрепит знания непосредственных наблюдений учащихся, полученных на экскурсии, значение для жизни на Земле рельефа и вод и ознакомление с примерами их хозяйственного использования, привлечение школьников к общественному полезному труду, охране вод, к наблюдениям за режимом водоёмов и т.д.

Весенняя экскурсия – завершающий этап начального курса физической географии. Её маршрут тот же, что и осенью, чтобы показать динамику природы, эрозионные процессы, отметить сезонные разливы и др.

В 7-8 классе также имеются возможности для сбора и использования конкретного краеведческого материала, но носят ограниченный характер. Работа направлена на усовершенствование и развитие умений учащихся по чтению планов местности, по работе с картами, разных масштабов и содержания, по составлению на основе их комплексных описаний природы различных территорий.

Продолжаем наблюдения погоды, проводим экскурсию, на которой изучаем взаимодействие природных компонентов и подводим учащихся в выводам о природных различиях и к понятию о зональности. Изучая географическое положение материков и определяя координаты их точек, можно установить, какие места расположены на одинаковой широте и долготе с нашей местностью и чем отличается географическое положение изученной территории от родного края. Продолжается работа по охране природы. Во внеклассной работе проводим походы по родному краю, сбор почв, изготавливаем схемы, диаграммы, фотографируем природные и хозяйственные объекты, изучаем население, населенные пункты и т.д.

В курсе «Географии России» большое внимание уделяется вопросам охраны природы. Поэтому на уроках мы рассматриваем практические мероприятия, направленные на восстановление какого-либо природного компонента или объекта нашей местности. Например, предложить проект по улучшению состояния водохранилища или выявить самый загрязненный район и т.д.

В 9 классе продолжаем экскурсионное изучение родного края. Изучаем природно - территориальные комплексы, знакомимся с хозяйственной деятельностью населения. Большая часть краеведческого материала собирается при изучении местного производства.

Нами был собран материал по истории села Барановское, города Воскресенска. Оформлены папки по этому материалу.

В процессе занятий продолжаем сбор дополнительного краеведческого материала, иллюстративных пособий, методические рекомендации.

Из своей работы я делаю вывод:

 успех школьного краеведения зависит от того, в какой степени учитель сам краевед и как он сумеет заинтересовать своих учеников;

 необходимо систематически изучать родной край, хорошо знать его;

 владеть навыками краеведческой работы с учащимися;

 самому учителю краеведение также приносит большую пользу – он обогащается знаниями, улучшает педагогическое мастерство.

Таким образом, знание особенностей природы своей территории, закономерностей ее развития и использование этих знаний на уроках физической и экономической географии я считаю одной из своих основных задач в преподавании предмета.


Сущность опыта заключается в практическом осуществлении связи обучения и воспитания с жизнью, трудом, практикой, в всестороннем изучении учащимися природных и социально – экономических условий родного края и использовании добытых при этом краеведческих знаний, практических умений и навыков учащихся в целях более глубокого и осмысленного усвоения учебного материала и активизации учебно-воспитательной работы.

В основу опыта взята проблема реализации краеведческого принципа на уроках географии.

Основная педагогическая идея реализуется посредством различных подходах, используемых учителем в изучении природных и социально-экономических условий родного края, его культуры, искусства, литературы, устного народного творчества.

Параметрическая характеристика опыта

В моей творческой работе раскрыто значение и реализация географического краеведения в обучении и воспитании школьников, рассматривается разносторонняя краеведческая деятельность учащихся, способствующая усвоению программного материала по учебному предмету физической и экономической географии. В работе содержится материал по вопросам географического направления краеведения, особенно проблемный вопрос реализации краеведческого принципа в обучении.

Особое внимание уделяется роли краеведения в преподавании географии.

Современный период развития географического краеведения характеризуется активизацией исследования его научно-педагогических проблем.

Неисчерпаемы образовательно-воспитательные возможности географического краеведения в практическом решении задач, поставленных перед общеобразовательной школой.

Одним из педагогических средств в практическом решении этих задач является разумно-организованная и систематически проводимая краеведческая работа в школе.

Роль краеведческой работы в общей системе воспитания, её место в истории народного образования и в практике учебно-воспитательной работы современной школы позволяет рассматривать школьное краеведение как систему.

Системный подход, наряду с раскрытием педагогической эффективности школьного краеведения позволяет установить закономерные связи между его элементами, определить организационную структуру и методы его проведения.

Содержание, организационные формы и методы школьного краеведения определяют целями и задачами воспитания, требованиями учебных программ, особенностями исторического прошлого, конкретными природными и социально-экономическими условиями родного края. Школьное краеведение как система в учебно-воспитательной работе проводится в плане географического, исторического, литературного, природоведческого краеведения и в других направлениях. Все эти направления, представляя собой части целого, являются основными структурными элементами общешкольного краеведения, тесно

связаны между собой как по своему содержанию, так и по форме организации и методам проведения.

Например, для географического и природоведческого краеведения является изучение природных условий родного края. Природоведческое краеведение основное внимание уделяет изучению жизни растений и животных, выяснению взаимосвязей между растительным и животным миром, взаимоотношений между условиями обитания и сообществами организмов, между условиями природной среды и культивируемыми растениями. Оно даёт возможность учащимся глубже изучить хозяйственное значение растений и животных, агротехнику и технологию сельскохозяйственного производства. А географическое краеведение при изучении природы родного края главное внимание уделяет изучен6ию отдельных элементов природы той или иной территории (рельефа, геологического строения, микроклимата, почв, растительного покрова, животного мира), установлению взаимосвязей между ними и хозяйственной деятельностью человека. Объектами географического краеведения являются также вопросы географии населения и населённых пунктов, хозяйственной деятельности населения родного края, связей между отдельными сторонами хозяйственной жизни и т.д. В этом отношении географическое краеведение имеет много общего с историческим и литературным краеведением.

Конкретным проявлением связей между различными направлениями краеведческой работы является исторический подход, осуществляемый учителем в изучении природных и социально-экономических условий родного края, его культуры, искусства, литературы, устного народного творчества.

Каждое из направлений школьного краеведения обусловлено конкретными задачами, стоящими перед тем или иным учебным предметом. Каждое направление имеет собственный объект изучения, представляет собой самостоятельную систему краеведческой работы в школе. Как любая система, географическое краеведение в школе представляет собой комплекс элементов находящихся в определённых организационно-методических взаимосвязях и взаимоотношениях.

Комплекс элементов географического краеведения - это его задачи и принципы организации, содержание краеведческой работы, формы и методы её проведения, планирования и руководства.

Географическое краеведение как система в учебно-воспитательной работе обусловлено общими целями и задачами народного образования. Основными задачами географического краеведения, направленными на практическое осуществление связи обучения и воспитания с жизнью, трудом, практикой, являются, во-первых, всестороннее изучение учащимися природных и социально – экономических условий родного края и, во-вторых, использование добытых при этом краеведческих знаний, практических умений и навыков учащихся в целях более глубокого и осмысленного усвоения учебного материала и активизации учебно-воспитательной работы.

Составными частями географического краеведения являются учебная (программная) и внеклассная краеведческая работа. По своему существу, педагогическому значению и целевым установкам оба эти направления тесно связаны между собой, взаимообусловлены и дополняют друг друга. Практически нельзя представить одно направление без другого.

Так, например, чем богаче жизненный и познавательный опыт и краеведческие знания учащихся, тем больше возможностей у учителя в осуществлении краеведческого подхода в процессе обучения. А в целенаправленном обогащении школьников жизненным и познавательным опытом и знаниями о природно-экономических условиях родного края значительную роль играет внеклассное краеведение. «Хорошо организованное первое направление (осуществление краеведческого подхода в обучении.), - указывает И.С.Матрусов, - готовит условия (даёт знания, навыки работы на местности юным краеведам) для успешного развития внеклассной краеведческой работы. В результате последнее обогащает и расширяет краеведческие знания учащихся и создаёт наилучшие предпосылки для решения краеведческого принципа в преподавании». Учебное краеведение является необходимым условием в активизации учебного процесса в преподавании географии. Его основные положения как обязательные предопределены учебными программами.

Нередко в методической литературе и очень часто в школьной практике внеклассное краеведение рассматривают как добровольное для учащихся занятие. Если учесть роль внеклассной краеведческой работы в практическом осуществлении краеведческого подхода в преподавании географии, то необходимость её организации в каждой школе становится очевидной. Отсюда задача учителя заключается в том, чтобы активизировать внеурочную учебно-краеведческую работу как промежуточное звено учебного и внеклассного краеведения.

В этих целях в нашей школе, где придают должное значение краеведческой работе в организации учебной и воспитательной работы, практикуются:

а) наблюдения учащихся за природно-экономическими явлениями и процессами своей местности;

б) природоведческие и производственные экскурсии;

в) индивидуальные задания учащимся по изучению и описанию отдельных природных и хозяйственных объектов или отдельных их сторон и особенностей; г) организация внеклассного чтения учащихся научной и художественной краеведческой литературы.

Предварительно собранный материал о родном крае и краеведческие знания учащихся, являясь одним из средств активизации учебного процесса, используются учителем на уроке при изучении соответствующей темы. На необходимость организации внеклассной краеведческой работы указывается и в учебной программе. «Главным содержанием внеклассной работы, - говорится в объяснительной записке учебной программы по географии, - должно стать активное изучение местной природы, мероприятий по её преобразованию и конкретных путей её хозяйственного использования. Широкое развитие в связи с этим должны получить походы по родному краю». Внеклассную краеведческую работу педагогически нецелесообразно отрывать от классных занятий, ибо она при этом не может служить источником и средством осуществления краеведческого принципа в обучении географии.

Содержание учебной краеведческой работы, определяемое учебными программами и конкретными природно-экономическими условиями школьного окружения и своей местности, является основой при выборе организационных форм и методов её проведения. Основные формы учебной краеведческой работы – это урок, природоведческие и производственные экскурсии и внеурочные занятия. Эти формы организации учебной краеведческой работы твёрдо вошли в школьную практику.

Осуществление краеведческого подхода как одного из педагогических средств активизации учебного процесса предполагает использование таких методов и приёмов, которые в зависимости от дидактических целей и содержания учебного и краеведческого материала являются основой в решении учебно-познавательных задач. При этом наряду с объяснительно-иллюстративными методами и эвристической беседой большое познавательное значение имеет организация систематических наблюдений за природно-экономическими явлениями и поисковой деятельности учащихся, а также проведение различных по содержанию практических работ.

Важнейшим условием повышения образовательно-воспитательной роли географического краеведения, проводимого в школе, является системный подход в его организации. Проводимая систематически и последовательно работа является эффективным педагогическим средством повышения общеобразовательной, трудовой подготовки и профессиональной ориентации школьников.

Если краеведческий принцип как один из общепедагогических принципов означает всестороннее использование краеведческих сведений и источников в организации учебной и воспитательной работы, то краеведческий подход как конкретный методический прием проявления краеведческого принципа означает уточнение, конкретизацию, раскрытие и подтверждение научных понятий фактами окружающей действительности и практического осуществления связи обучения с жизнью и практикой. Очень часто в методической литературе и в практике учебно-воспитательной работы выражения «краеведческий подход» и «краеведческий принцип» употребляются как синонимы.

При осуществлении краеведческого принципа в обучении в сознании учащихся устанавливается связь между изучаемыми географическими понятиями и закономерностями и их проявлениями на «конкретной территории». В данном определении краеведческий принцип означает осуществление краеведческого подхода в целях раскрытия сущности изучаемых понятий фактами окружающей

Краеведческие наблюдения позволяют не только познакомить учеников с многообразными явлениями и процессами, происходящими в природе, в хозяйственной жизни людей, но и показать взаимную связь физико- экономико- географических явлений, подвести к пониманию природы как единого, непрерывно развивающегося целого, где всё связано и взаимообусловлено. На примерах, полученных из непосредственного наблюдения природных явлений своего окружения, хозяйственной и культурной жизни села, района или города, учителю легче знакомить учащихся с причинной связью и взаимообусловленностью явлений, с взаимодействием между природной средой и хозяйственной деятельностью человека. В учебной работе процесс научного познания не всегда начинается с чувственного восприятия предметов и явлений реальной действительности. Следовательно, кроме непосредственного использования краеведческого материала, большое значение в теоретическом отражении действительности приобретает опора учителя на прежние знания и жизненный опыт учащихся, учет их способностей логически мыслить.

Учет жизненного опыта и краеведческих знаний о природных и экономических условиях своей местности и использование их в осуществлении краеведческого подхода в преподавании географии являются непременным условием активизации мыслительной деятельности учащихся. Приёмами активизации познавательной деятельности учащихся в процессе учебной краеведческой работы являются сравнения и сопоставления изучаемых географических факторов и явлений.

Краеведческий материал, используемый в зависимости от дидактических целей и воспитательных задач урока, выступает как источник теоретических знаний и подтверждение их истинности, как средство познания и как объект решения учебно-познавательных задач в процессе обучения.

Систематическое и целенаправленное осуществление краеведческого подхода в преподавании географии требует от учителя больших усилий, постоянного поиска, систематической и целенаправленной работы над собой, изучения и накопления обширного краеведческого материала, его анализа и дидактической обработки.

Большое значение при планировании учебной краеведческой работы имеет отбор и систематизация краеведческого материала в целях наилучшего использования его в учебной работе. В методической литературе и в школьной практике выработаны определённые требования к отбору используемого на уроке краеведческого материала.

Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края по разным источникам и главным образом на основе непосредственных наблюдений под руководством преподавателя.

Введение элементов краеведения в программу имеет и другие благотворные последствия. Так оно укрепляет связь школы с окружающей жизнью и усиливает её влияние на население. Оно даёт возможность обеспечить, учащимся лучшую подготовку к практической деятельности по окончании школы в соответствии с хозяйственной спецификой данной местности. Наряду с этим, введение элементов краеведения в школьные программы требует применения активных форм и методов преподавания: экскурсий, наблюдений, упражнений на географической площадке, создания краеведческого уголка или музея, сбора коллекций.

Таким образом, независимо от форм проведения уроков, их содержание и используемые методические приёмы должны обеспечивать высокий личностный интерес школьников к проблемам региона, в котором они живут, их вовлечение в самостоятельную практическую деятельность по их решению.

В учебниках и программах по географии краеведческий принцип нашел своё отражение.

Исследуемый опыт помогает разработать серию уроков с учётом особенности населения своей местности.

По широте опыт функциональный, так как характеризует профессиональную деятельность учителя, выявляет и раскрывает основные особенности реализации краеведческого принципа на уроках географии и внеклассной работе и достигаются лучшие результаты.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!