СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая минутка "Учебно-методический комплекс дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой материалы методической минутки для педагогов дополнительного образования на тему «Учебно-методический комплекс дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» и знакомит педагогов со спецификой проектирования учебно-методического комплекса (УМК) в организации дополнительного образования.

Просмотр содержимого документа
«Методическая минутка "Учебно-методический комплекс дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы"»

Методическая минутка «Учебно-методический комплекс дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»


Проектирование учебно-методического комплекса (УМК) в организациях дополнительного образования – это относительно новая проблема, стоящая сегодня перед педагогами. Одним из возможных вариантов современного решения проблемы методического обеспечения образовательной деятельности в системе ДОД может стать создание набора программно-методических материалов, который и может быть представлен в виде учебно-методического комплекса. Создание УМК педагогом дополнительного образования является актуальным и перспективным средством повышения качества дополнительного образования. Именно в УМК каждый педагог может разработать технологию определения результатов обучения по дополнительной общеобразовательной программе. Акцентирование внимания на методической составляющей профессиональной деятельности, приобретение опыта методической работы, прежде всего, полезно самим педагогам, поскольку позволит им легче адаптироваться в динамично меняющемся мире детских потребностей и интересов, с меньшими издержками переходить при необходимости от одних видов деятельности к другим. В целом работа педагога по проектированию и созданию учебно-методического комплекса не только позволяет систематизировать опыт, накапливаемый им как специалистом, но и способствует проявлению творческой активности и профессиональному росту.

УМК – это система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной реализации дополнительных общеобразовательных программ в соответствии с учебным планом.

Целью учебно-методического комплекса является обеспечение успешного освоения программы учащимися, оказание им педагогической помощи и поддержки в познавательной, творческой, исследовательской и коммуникативной деятельности. Документы и материалы, входящие в УМК, характеризуют методическое обоснование образовательного процесса по освоению программы, а также конкретные, апробированные приемы, методы, технологии его организации.

УМК может быть разработан как отдельным педагогом, так и коллективом педагогов в зависимости от вида ДОП.

Рассмотрим более подробно компоненты УМК и отбор их содержания.

УМК дополнительной общеобразовательной программы включает в себя следующую учебно-методическую документацию:

• дополнительную общеобразовательную программу;

• учебные пособия;

• дидактические материалы;

• методические материалы;

• диагностический материал и критерии контроля за результатами освоения учащимися ДООП.


Учебные пособия – материалы, обеспечивающие реализацию содержания дополнительной общеобразовательной программы. Учебными пособиями могут быть:

  • справочная литература (энциклопедии, словари, справочники, таблицы, базы данных, ссылки, сайты и др.);

  • художественная литература;

  • научная и научно-популярная литература (научные, научно-популярные издания и публикации, описание экспериментов и др.);

  • периодические издания;

  • видеоматериалы (видеолекции, художественные и научно-популярные фильмы, видеозаписи занятий, мероприятий и др.);

  • аудиоматериалы (фонограммы музыкальных произведений, аудиокниги, аудиозаписи, необходимые для изучения данной темы);

  • электронные средства образовательного назначения (виртуальные лекции по темам образовательной программы, демонстрационные модели, слайдовые презентации, виртуальные контрольные и лабораторные работы, индивидуальные задания и др.).

Содержание учебного пособия может быть:

  • в целом по дополнительной образовательной программе;

  • по отдельным разделам дополнительной образовательной программы;

  • по отдельным темам дополнительной образовательной программы.


Дидактические материалы должны соответствовать содержанию дополнительной общеобразовательной программы, целям обучения, уровню подготовленности обучающихся, их возрастным и индивидуальным особенностям, санитарно-эпидемиологическим требованиям. Дидактический материал может быть представлен в следующем виде:

  • раздаточный материал для обучающихся (рабочие тетради, бланки тестов и анкет, бланки диагностических и творческих заданий, карточки с заданиями, готовые шаблоны и трафареты, объекты живой и неживой природы, фотографии, инструкционные карты, технологические карты), наглядные пособия (таблицы, графики, объемные модели, муляжи и др.).


Методические материалы по темам, занятиям дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы должны содержать:

  • планы занятий, включающие перечень вопросов, выносимых на занятие;

  • контрольные задания для отслеживания результатов освоения каждой темы; для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, которые включают: перечень вопросов, выносимых на итоговое занятие и ключ для проверки правильности ответов;

  • виды практических работ, выполняемых обучающимися по итогам освоения темы, раздела, программы и критерии оценки выполнения данных работ;

  • методические рекомендации, раскрывающие одну или несколько частных методик, задача которых – рекомендовать наиболее эффективные рациональные варианты действий при решении конкретных педагогических задач.


наличие блока (модуля) для работы с детьми с особыми образовательными потребностями (одарённые дети, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиантным поведением и др.);


Диагностический материал и критерии контроля за результатами освоения учащимися ДООП (оценочные материалы – пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов. Оценка образовательных результатов учащихся по ДООП должна носить вариативный характер.

Инструменты оценки достижений детей и подростков должны способствовать росту их самооценки и познавательных интересов в общем и дополнительном образовании, а также диагностировать мотивацию достижений личности).


воспитательный компонент может включать:

- сценарии праздников,

- летопись объединения,

- информационные материалы о коллективе (буклеты, реклама, статьи и т.п.),

- творческие отчеты,

- фотоальбомы и видеоматериалы,

- информация о работе объединения в сети Интернет,

- материалы по работе с родителями, планы проведения родительских собраний, и т.п.),

- памятки и т.п.

Таким образом, учебно-методический комплекс обладает рядом объективных факторов, позволяющих педагогу дополнительного образования более результативно решать многие вопросы организации своей деятельности:

- позволяет идти в ногу со временем, так как использование УМК придает целостность процессу образования, позволяет педагогу поднять на более высокий уровень организацию педагогического процесса, подготовку и проведение занятий;

- является важным средством более совершенной организации педагогического труда, так как позволяет педагогу осуществлять свою деятельность в системе, чувствуя слагаемые этой системы;

- позволяет педагогу принципиальным образом повысить свою педагогическую компетентность, мобилизуя имеющиеся знания и опыт на решение тех или иных педагогических задач, осуществляя в ходе работы над УМК анализ и самоанализ своей деятельности;

- способствует творческой самореализации педагога, так как работа педагога по проектированию и созданию УМК не только позволяет систематизировать опыт, но и способствует проявлению творческой активности и осознанному профессиональному развитию;

- создает благоприятные условия для самореализации учащихся на занятиях, так как включение в УМК системы разноуровневых заданий, учитывающих наличие у обучающихся разных темпераментов, типов мышления, видов памяти, позволяет идти в обучении от возможностей и потребностей ребенка, содействуя тем самым интеллектуальному и личностному развитию каждого учащегося;

- обеспечивает освоение детьми различных видов деятельности, так как приглашая ребенка включиться в ту или иную деятельность, педагог дополнительного образования обеспечивает ему условия реализации собственных интересов и развития его индивидуальных способностей.




























Памятка

педагогу дополнительного образования по разработке

учебно-методического комплекса к общеобразовательной программе (далее УМК)


Структура учебно-методического комплекса

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа является основным документом, в котором фиксируются и аргументировано, в логической последовательности определяются цель, формы, содержание, методы и технологии реализации дополнительного образования, критерии оценки его результатов в конкретных условиях.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа оформляется в соответствии с Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей.

УМК дополнительной образовательной программы включает в себя следующую учебно-методическую документацию:

  • дополнительную образовательную программу;

  • учебные пособия;

  • дидактические материалы;

  • методические материалы;

  • мониторинг по дополнительной образовательной программе.

Учебные пособия – материалы, обеспечивающие реализацию содержания дополнительной образовательной программы. Учебными пособиями могут быть:

  • справочная литература (энциклопедии, словари, справочники, таблицы, базы данных, ссылки, сайты и др.);

  • художественная литература;

  • научная и научно-популярная литература (научные, научно-популярные издания и публикации, описание экспериментов и др.);

  • периодические издания;

  • видеоматериалы (видеолекции, художественные и научно-популярные фильмы, видеозаписи занятий, мероприятий и др.);

  • аудиоматериалы (фонограммы музыкальных произведений, аудиокниги,

  • аудиозаписи, необходимые для изучения данной темы);

  • электронные средства образовательного назначения (виртуальные лекции по темам образовательной программы, демонстрационные модели,

  • слайдовые презентации, контрольные и лабораторные работы, индивидуальные задания и др.);

Содержание учебного пособия может быть:

  • в целом по дополнительной образовательной программе;

  • по отдельным разделам дополнительной образовательной программы;

  • по отдельным темам дополнительной образовательной программы.


Дидактические материалы должны соответствовать содержанию дополнительной образовательной программы, целям обучения, уровню подготовленности обучающихся, их возрастным и индивидуальным особенностям, санитарно-эпидемиологическим требованиям.


Дидактический материал может быть представлен в следующем виде:


Раздаточный материал для обучающихся:

- рабочие тетради,

- бланки тестов и анкет,

- бланки диагностических и творческих заданий,

- карточки с заданиями, готовые шаблоны и трафареты,

- объекты живой и неживой природы,

- фотографии.


Наглядные пособия:

- таблицы,

- графики,

- объемные модели,

- муляжи и др.


Методические материалы по темам, занятиям дополнительной образовательной программы должны содержать:


- планы занятий, включающие перечень вопросов, выносимых на занятие;

- контрольные задания для отслеживания результатов освоения каждой темы; для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, которые включают: перечень вопросов, выносимых на итоговое занятие и ключ для проверки правильности ответов;

- виды практических работ, выполняемых обучающимися по итогам освоения темы, раздела, программы и критерии оценки выполнения данных работ;

- методические рекомендации, раскрывающие одну или несколько частных методик, задача которых – рекомендовать наиболее эффективные рациональные варианты действий при решении конкретных педагогических задач.

Диагностический материал и критерии контроля за результатами освоения учащимися ДООП позволяют более качественно и дифференцированно подойти к результатам обучающегося и отследить реальную степень соответствия того, что обучающийся усвоил, а также внести коррективы в процесс его последующего обучения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!