СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая мастерская «Методы, приемы и технологии формирования математической грамотности обучающихся»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая мастерская «Методы, приемы и технологии формирования математической грамотности обучающихся»»

Методическая мастерская «Методы, приемы и технологии формирования

математической грамотности обучающихся»


Детей надо учить тому,

что пригодится им, когда они вырастут.
Аристипп



Приоритетной целью современного образования становится формирование функциональной грамотности в системе общего образования.

С 1 сентября 2020 года МБОУ Бунинская СОШ является участником региональной инновационной площадки «Развитие функциональной грамотности школьников как ключевой фактор достижения современного качества образования». Институтом развития образования Орловской области был разработан план действий по развитию функциональной грамотности школьников, который призван обеспечить целенаправленность, целостность и системность действий по развитию функциональной грамотности школьников как ключевого ориентира для совершенствования качества образования Орловской области.

При изучении любого учебного предмета есть потенциал для формирования и развития функциональной грамотности.  На формировании математической грамотности, как одной из составляющих функциональной грамотности я сегодня хотела бы остановиться.

«Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».

Поэтому, как учитель математики, я прекрасно понимаю важность развития математической грамотности моих учеников, вижу в этом с одной стороны насущную необходимость в развитии способности учащихся, с другой - применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.

В чем же, по-моему, мнению, заключается проблемное поле при формировании функциональной грамотности на уроках математики?

Во-первых, успешное выполнение математических заданий имеет прямую зависимость от уровня читательской компетентности. Если для работы предлагается объемный текст, учащиеся не могут выделить существенную информацию, вопрос и данные, важные для решения задачи.

Во-вторых, трудность для школьников представляют задания, в которых нужно учитывать много условий. Если информация представлена в косвенном виде или вопрос не слишком стандартный, дети теряются и лишь около 30% обучающихся справляются с такими заданиями. Непривычность и необычность формулировок пугает учащихся.

В-третьих, учащиеся испытывают проблемы при работе с интегрированными заданиями, в которых нужно применять знания из нескольких учебных предметов. Они показывают неплохие результаты в заданиях, где нужно проявить знания и предметные умения, и не справляются с заданиями, в которых эти знания нужно применить.

Ни для кого не секрет, что важнейшим видом учебной деятельности на уроках математики является решение задач.

Обучающиеся часто задаются вопросами: зачем им математика, как она пригодится им в дальнейшем, как знания формул и теорем помогут им в повседневной жизни? Ответить на эти вопросы, а также показать ученикам связь математики с их будущей профессией, изменить их отношение к предмету позволяют задачи прикладного характера.

Понимая проблему, я пытаюсь решить ее, включая в свой урок практико-ориентированные или, так называемые, контекстные задачи.

Контекстная задача:

  • Имитирует жизненную ситуацию

  • Адаптирована к возрастному уровню обучаемых

  • Выходит за рамки одной образовательной области

  • Обладает избыточным или недостаточным количеством данных

Приведу примеры типов задач, которые можно рассматривать на уроках математики, в зависимости от контекста:

  • общественная жизнь (обмен валюты, денежные вклады в банке, прогноз итогов выборов, демография);

  • личная жизнь (повседневные дела: покупки, приготовление пищи, игры, оплата счетов, туристическое маршруты, здоровье и др.);

  • образование/профессиональная деятельность (школьная жизнь и трудовая деятельность, включают такие действия, как измерения, подсчёты стоимости, заказ материалов, например, для построения книжных полок в кабинете математики, оплата счетов и др.);

  • научная деятельность (работа с формулами из различных областей знаний).

Формирование математической грамотности - сложный, многосторонний, длительный процесс. Передо мной встала серьёзная проблема, как заложить основы этой грамотности, с помощью каких педагогических технологий, приемов, методов, как воспитать функционально - грамотного человека?

Одним из трендов математического образования является формирование ключевых компетенций XXI века или, как мы говорим, компетенции будущего. К ним относятся:

  1. Критическое мышление

  2. Креативность

  3. Коммуникация

  4. Кооперация

Те педагогические технологии, которые мы используем для формирования МГ они должны также способствовать формированию этих компетенций.

Итак, я бы хотела перечислить методы и педагогические технологии которые использую на своих уроках для формирования МГ:

- Мозговой штурм

- Древо проблем

- Интеллект-карты

- Кластерные карты

- Групповые технологии

- Проектное обучение

- EduScram

Рассмотрим пару методов вкратце:

  1. Интеллект-карта является графическим изображением процессов мышления, это инструмент, который позволяет структурировать и обрабатывать информацию.

Опыт показывает, что использование интеллект-карт обеспечивает в первую очередь развитие:

  1. системности мышления учащихся;

  2. памяти;

  3. логического мышления.

Работа с интеллект-картой занимает на уроках небольшое количество времени: на первом (вводном) уроке 7 – 10 минут, в дальнейшем 2 – 3 минуты. В процессе этой работы достигается следующее:

- учащиеся видят перспективный план учебной деятельности;

- учащиеся знакомятся с понятиями, свойствами и теоремами, которые им предстоит усвоить;

- учащиеся знакомятся с содержанием большой темы;

- учащиеся могут проследить последовательность изучения тем;

- учащиеся приобретают опыт чтения схемы;

- работа разворачивается в наглядно смысловом пространстве урока.

Все это дает возможность сформировать у учащихся осознанное отношение к изучаемому материалу, а наглядный, яркий, структурированный материал еще и легче запоминается.

Полагаю, что создание интеллект-карт будет эффективным и интересным методом не только на уроках математики, но и на уроках по другим предметам.

Кластерные же карты — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Работа по этим методикам позволяет формировать и развивать у учащихся следующие умения:

- выделять главное;

- устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;

- переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;

- сравнивать и анализировать;

- проводить аналогии.

Эффективность использования группового и проектного обучения. Эти технологии востребованы в связи тем, что командная работа является одной из ключевых компетенций, а проектная деятельность входит сегодня в обязательный компонент нашего образования.

Метод обучения EduScram строится как работа над образовательным проектом. И суть этой технологии заключается в том, что учащиеся в процессе совместной работы осваивают умения работать в команде, у них вырабатывается критическое мышление, продуктивная коммуникация и кооперация. Метод EduScram используется следующим образом: учитель выбирает тему, составляет к ней задачи, составляет маршрут продвижения и предлагает учащимся. В него вносятся изучаемые разделы темы, все учебные задачи, требования к результатам изучения темы, задания по теме, рекомендуемые источники, вид и сроки представления результатов, а также список творческих заданий или проектов по теме, которые дети должны выполнить после изучения темы.

Учащиеся разбиваются на команды по 4-5 человек и работая в этой команде продвигаются в изучение данной темы. Ученики работают с маршрутным листом самостоятельно: решают, как достичь поставленной цели, разбить большой путь на задачи и распределить их между членами команды. Каждый выбирает себе из предложенного списка творческую работу, которую он выполнит по завершению изучения темы. Учащиеся составив самоорганизующие команды, где принцип заключается в том, что каждый член команды должен чувствовать себя комфортно. И здесь речь идет не о составления по принципу слабый-сильный, а по тому вкладу, который каждый может дать своей команде: один хорошо решает математические задачи, другой может хорошо визуализировать, третий может хорошо представить…

Кроме того, каждая команда выбирает своего Scrum- мастера – это лидер команды, который помогает остальным строить работу оптимальным образом, отслеживая движение к общей цели, но он не руководит командой. Выбирается командой сообща.

Для того, чтобы заинтересовать, мотивировать, нацелить учащихся на достижение результатов, часто использую на уроках интерактивные технологии.  С их помощью мне удается вовлечь всех учащихся в обсуждение темы, выполнение заданий, презентацию результатов самостоятельной работы. Учащиеся легче вникают, понимают и запоминают материал. Классы, в которых я работаю, недостаточно большие, но все же я имею возможность организовать работу с учащимися как в группах, так и в парах. Данный вид деятельности можно использовать на различных этапах урока. 

Как видим, математическая грамотность становится фактором, содействующим развитию способностей учащихся творчески мыслить и находить нестандартные решения, умений выбирать профессиональный путь, использовать информационно-коммуникационные технологии в различных сферах жизнедеятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.

И, в заключение своего выступления хочется сказать, что модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева.  Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и личности учащегося необходимы компетенции.

Поливая это дерево спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения, яблочки, то есть образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей.

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!