XXV Школьная научно-практическая конференция обучающихся
«Поиски и открытия»
Секция «БИОЛОГИЯ»
Информационно-поисковый исследовательский проект.
Влияние вредных привычек (табакокурение и употребление спиртных напитков) на здоровье человека.
Егорова Екатерина Андреевна
(8 класс)
Научный руководитель:
Вартыкян Наталья Александровна,
учитель биологии
МАОУ «СОШ №40» г. Чебоксары
Чебоксары - 2019г.
Содержание.
Стр.
Введение…………………………………………………………………………………3
Этапы работы:
Этап I. Изучение теоретических основ. ………………………………………..……..4
Этап II. Проведение и анализ социологического опроса учащихся………………….6
Этап III. Практическая работа………………………………………………………...…7
Работа №1 ………………………………………………………………………..……...8
Работа №2…………………………………………………………………………...…...9
Заключение…………………………………………………………………………...…10
Список литературы…………………………………………………………………......11
Введение.
Желание сохранить крепкое здоровье, жить полноценной жизнью-важная социальная потребность людей.
«Человек может жить до 100 лет, - говорил академик И.П. Павлов. – Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры».
Проблема «болезней поведения», или вредных привычек, была, есть и остается актуальной для молодого поколения. Одними из самых распространенных вредных привычек сейчас являются курение и употребление алкогольных напитков.
Поэтому цель нашей работы – выяснить, как влияют на здоровье человека никотин и алкоголь.
Тема: Влияние алкоголя и никотина на состояние здоровья человека.
Объект исследования - учащиеся 8-11 классов.
Цель работы: изучить физиологические основы влияния курения и алкоголизма на здоровье человека.
Задачи исследования:
Изучить физиологические основы влияния вредных привычек на организм человека;
Выяснить влияние никотина и этилового спирта на активность амилазы слюны.
Гипотеза исследования: снижает ли активность амилазы слюны никотин и алкоголь?
Методы: изучение теоретического материала, опыты, анализ, сравнение.
Учебные предметы: биология, валеология, ОБЖ.
Анализ информационных ресурсов: научная литература.
Наглядное представление данных: мультимедийное приложение.
Этап I. Изучение теоретических основ.
Что каждый должен знать о курении:
- Опасность курения;
- Зарождение вредной привычки;
- Статистика: каждый четвертый из курящих людей умирает от болезней, которые находятся в прямой зависимости от вредной привычки;
- Признаки курящего человека;
- Последствия курения;
- Объективные исследования показывают, что курящие водители чаще нарушают правила управления автомобилем, чем некурящие;
- Установлено, что после 1-2 выкуренных сигарет или папирос снижается точность движений, уменьшается острота зрения и цветоощущений;
- Никотин стимулирует выделение гормонов, которые и без того при стрессовых ситуациях выбрасываются надпочечниками в кровь в избыточном количестве;
- Никотин вызывает спазмы сосудов нижних конечностей;
- В эксперименте на животных было установлено что угарный газ способствует развитию атеросклероза артерий сердца и аорты. CO, вдыхаемый курильщиком угнетает сердечную мышцу, что может быть причиной внезапной остановки сердца;
- Загрязненность табачного дыма значительно выше- в 4,25 раза- загрязненности выхлопных газов автомобилей, в 248 раз выше отработанного газа кухонной горелки, более чем в 1000 раз (!) выдыхаемого человеком воздуха;
- Результаты научных исследований показывают, что курильщики сокращают свою жизнь в среднем на 6-12 лет.
Отказ от курения: мифы и реальность.
Миф 1. Я могу сам отказаться от табака в любой момент.
По данным статистики, из тех, кто месяц не брал в руки сигарету, 70% вновь начинают курить, из не куривших 3 месяца - 50%, полгода - 30%, год - 5%.
Миф 2. Бросать курить бесполезно- здоровье все равно уже не восстановить.
Миф 3. Антиникотиновые пластыри и аэрозоли не могут быть полезны, потому что содержат тот никотин, от которого я пытался отказаться.
Миф 4. Если бросить курить растолстеешь.
Миф 5. Отказ от курения может быть вреден.
Что каждый должен знать об алкоголе.
Спирт, содержащийся в алкогольных напитках, обладает рефлекторным (вкусовым), токсическим, наркотическим и мутагенным свойствами.
Степени отравления:
1 степень (дурашливость);
2 степень (буйность);
3 степень (параличность);
4 степень (безумность);
5 степень (усыпленность);
6 степень (наркозность).
Этап II. Проведение и анализ социологического опроса учащихся.
Анкета для учащихся 8-11 классов
1. Ваш пол:
-мужской
-женский
2. Возраст
3. Состав вашей семьи:
4. Как вы учитесь:
-отлично -удовлетворительно
-хорошо -неудовлетворительно.
5. Курят ли ваши родные:
Отец -да -нет -изредка
Мать -да -нет -изредка
Брат -да -нет -изредка
Сестра -да -нет -изредка
Дедушка -да -нет -изредка
6. Курите ли вы?
-да -нет -изредка -на дискотеке
-да -нет -изредка -в школе
-да -нет -изредка -в компании
7. В каком возрасте вы стали курить
-до 7 лет -11-12 лет -16-17 лет
-до 8 лет -13-15 лет
8. Сколько сигарет в день вы выкуриваете?
-1 -6-7 -пачку сигарет в день
-1-2 -8-10
-3-5 -более 10
9. Отметьте мотивы, по которым, на ваш взгляд, чаще всего начинают курить подростки:
-от нечего делать -модно
-за компанию -любопытство
-успокаивает -хочется быть взрослым
-для снятия напряжения -помогает похудеть
-поднимает настроение -просто так
-баловство -затрудняюсь ответить
10. Если вы курите, отмечаете ли вы по утрам кашель?
-да -нет -изредка
11. Как часто вы болеете простудными заболеваниями?
-1 раз в месяц -1 раз в полгода -не болею
-1 раз в 3 месяца -1 раз в год
12. На какие органы и системы органов действует курение?
-на дыхательную систему
-на нервную систему
-на сердечно-сосудистую систему
-на репродуктивную систему
-на пищеварительную
-на органы чувств
-не знаю
-затрудняюсь ответить
13. Знаете ли вы, что такое пассивное курение?
-да -нет -затрудняюсь ответить
14. Влияет ли пассивное курение на окружающих людей?
-да -нет -затрудняюсь ответить
15. Совместимы ли спорт и курение?
-да -нет -затрудняюсь ответить
16. Пытались ли вы бросить курить? (для тех, кто курит)
-да
-нет
17. Какие меры вы могли бы предложить для предупреждения курения:
А) запретить продажу сигарет:
-вообще -нет
-до 21 года
Б) запретить рекламу сигарет:
-да -затрудняюсь ответить
-нет
В) ввести штрафы за курение в общественных местах:
-да -затрудняюсь ответить
-нет
Д) ваши предложения: __________________________________________________________
В социологическом опросе участвовали учащиеся 8-11 классов, в возрасте от 14 до 18 лет в количестве 111 человек (14-летних - 17 человек, 15-летних – 51 человек, 16- летних – 19 человек, 17-летних – 21 человек, 18-летних – 3 человека).
Результаты обработки анкет показали, что курящих учащихся среди опрошенных учеников в нашей школе 12% (из них 6% курят изредка). Среди родителей, курящих 48%, причем во многих семьях курит один родитель- отец, что составляет 42%.
Из опрошенных никто не указал в ответах о воздействии табакокурения и алкоголя на пищеварительную систему человека. В практической части мы проведем опыт, доказывающий вредное воздействие этих привычек на данную систему органов.
Этап III. Практическая работа.
Работа №1.
Выявление влияния алкоголя на активность ферментов слюны.
Цель работы: выявить влияние алкоголя на активность амилазы
Оборудование: штатив с 3-мя пробирками, стаканы химические, мерный цилиндр, пипетки, термометр лабораторный, спиртовка.
Реактивы и материалы: жидкий крахмальный клейстер, пробирки со слюной, разведенной 1:1, слабый раствор йода, горячая и холодная вода.
Ход работы:
Приготовим раствор слюны.
Пронумеруем пробирки.
В пробирки поместим раствор слюны.
В 2 пробирки нальем одинаковое количество крахмального клейстера.
В эти же пробирки капнем одинаковое количество раствора йода.
Содержимое одной из 2-ух пробирок (под №2) нагреем до t 37-39°С.
Окраска раствора изменится быстрее в той пробирке (под №1), которую не нагревали. Раствор стал слабоокрашенным.
В третью пробирку поместим раствор слюны и прильем к нему раствор этилового спирта. Затем хорошо перемешиваем, нагреваем и приливаем крахмальный клейстер.
В эту же пробирку добавим несколько капель раствора йода. Раствор сразу же окрашивается.
Вывод: реакция йода на крахмальный клейстер является количественной реакцией на углеводы.
В 1-ой пробирке (при нагревании) раствор был окрашен слабо, что доказывает, что ферменты слюны расщепляют углеводы при t тела человека.
В 3-й пробирке раствор был интенсивно окрашен, что доказывает, что этиловый спирт понижает активность амилозы слюны.
Работа №2.
Влияние никотина на активность ферментов слюны.
Цель работы: выявить влияние никотина на активность амилозы.
Оборудование: кусок накрахмаленного бинта, вата, спички, раствор йода, стеклянная палочка, блюдце.
Ход работы
Намотать на спичку вату, смочить ее слюной и нарисовать на бинте букву «О».
Подержать бинт между ладонями для того, чтобы его согреть.
Опустить бинт в блюдце с раствором йода, расправить его стеклянной палочкой. Бинт окрасится, а буква нет.
Опыт повторить в следующем варианте: намотать на спичку вату и попросить курильщика смочить ее своей слюной; написать букву «О»; проделать те же операции, что и в предыдущем опыте. Буква окрасилась.
Вывод: произошло окрашивание буквы; это говорит о том, что никотин понижает активность амилозы.
Результаты опытов:
Опытным путем установили, что никотин и алкоголь существенно снижают активность амилозы слюны.
Заключение.
Выводы по работе:
Исходя из данных анкет считаем, что % курящих в школе небольшой.
Результаты опытов убеждают в том, что курение и употребление алкоголя вредно для пищеварительной системы.
Практические рекомендации.
В целях пропаганды здорового образа жизни ознакомить всех учащихся с результатами опытов.
Выпустить газету «жизнь или смерть?» о вреде курения и употребления алкогольных напитков.
Список литературы.
Внеклассные занятия по биологии: необычные формы «методы активизации познания [текст] / под ред. Л.Ю.Ганич. - М.: школа-пресс, 1998.
Мельникова, Т.И. За здоровый образ жизни [текст] / Т.И.Мельникова // Биология. - 1997. -№6.
Новикова, Т.А. Наследие Жана Нико [текст] / Т.А.Новикова, Е.В. Кривотулова, А.В. Шишкина// Биология в школе. -1997. -№2.
Маюров А.Н. Табачный туман обмана [текст]. Кн. 2 / А.Н.Маюров, Я.А.Маюров. - М.: Педагогическое общество России, 2005.
Маюров А.Н. Алкоголь- маг в пропасть [текст]: кн.3 / А.Н. Маюров, Я.А.Маюров. -М.: Педагогическое общество России. -М., 2006.
18