СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод тестирования, как средство активизации познавательной деятельности и коррекции высших психических функций учащихся с овз на уроках чтения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье приводятся примерные тесты, которые я использую на своих уроках чтения.

Просмотр содержимого документа
«Метод тестирования, как средство активизации познавательной деятельности и коррекции высших психических функций учащихся с овз на уроках чтения.»

16





МЕТОД ТЕСТИРОВАНИЯ, КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КОРРЕКЦИИ

ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ НА

УРОКАХ ЧТЕНИЯ.




Першина Марина Анатольевна, учитель чтения и развития речи




КГБ ОУ «Славгородская общеобразовательная школа – интернат»












2020 г.

Уроки чтения в школе-интернате проводятся с учётом индивидуальных особенностей развития учащихся с нарушением интеллекта. Для этого учитель использует на уроках чтения разнообразные методы для проверки знаний, умений, навыков. Одним из методов является - метод тестирования. Данный метод даёт возможность в большей мере выявить знания по пройденной теме, корригируя у учащихся высшие психические функции: память, внимание, логическое мышление. Тестирование является важным средством развития познавательной деятельности учащихся, закрепления и повторения изученного материала. Тест является важной частью урока, способствует формированию осознанных знаний, даёт возможность каждому учащемуся работать в доступном ему темпе. Поэтому задания для тестов составляются с учётом разного уровня подготовки учащихся. Задания содержат вопросы, ответы на которые требуют всестороннего использования приобретённых знаний. Тестирование способствует ускоренной проверке знаний учащихся, способствует накоплению оценок.

На уроках чтения в школе- интернате метод тестирования можно применять на этапе проверки домашнего задания, на обобщающих уроках, на этапах повторения и закрепления нового материала. Большое значение имеют обобщающие уроки, на которых систематизируется изучаемый материал. На таких уроках целесообразно проводить тесты, которые помогают учащимся повторить и закрепить пройденный материал. Так после изучения пьесы – сказки С. Я. Маршака «12 месяцев», можно предложить учащимся ответить на вопросы теста:

1.Что захотела иметь королева к Новому году?

а) ягоды;

б) цветы;

в) грибы;


2. Что королева обещала в награду?

а) золото;

б) шубу;

в) каменный дом;


3. Почему Старуха и Дочка сами не пошли в лес, а послали Падчерицу?

а) знали, что подснежников зимой нет;

б) не хотели выходить из дома в мороз;

в) чтобы избавиться от Падчерицы.


4. Кто не дал Падчерице замёрзнуть, разбудив её?

а) Волк;

б) Белка;

в) Ворон.


5. Чьей гостьей оказалась Падчерица у месяцев?

а) Января;

б) Марта;

в) Апреля.


6. О чём просили месяцы Падчерицу?

а) не показывать никому дороги к ним;

б) не рассказывать никому про них;

в) не отдавать никому корзину с подснежниками.

Тестирование оправдывает себя на этапе проверки изученного материала целого раздела, например в 5 классе после изучения раздела «Из прошлого нашего народа» предлагается провести учащимся такой тест:

1. Из какого произведения отрывок?

Подчеркни ответ.


От матери молодцу ласка,

отец мальчугана щипнул;

Меж тем не дремал и савраска:

Он шею тянул да тянул.

- из рассказа;

- из сказки;

- из стихотворения.


2. Кто автор этих строчек?

- Некрасов;

- Куприн;

- Алексеев.


3. Подчеркни из какого произведения слова?

С потерей Москвы на потеряна Россия.

- Бородино;

- Снега, поднимитесь метелью!

- Куликовская битва.


4. Кто сказал?

Отступать некуда. Позади Москва.

- Дмитрий Донской;

- Кутузов;

- Клочков.

5. Какое произведение так начинается?

Утром 8 сентября в густом тумане выстраивается русское войско.

– Снега, поднимитесь метелью!

- Бородино.

- Куликовская битва.

6. Какие защитники Родины вам запомнились? Запишите.

_____________________________________________________

В конце учебного года на уроках повторения и обобщения в 7 классе можно предложить детям игру – тест «Кто может стать знатоком литературы?»

1. Кто из героев оказался с волдырём на носу?

1) Повариха

2) Ткачиха

3) Бабариха

2. В каком произведении всегда есть мораль?

1) Басня

2) Рассказ

3) Стихотворение

3. Из какой басни слова? "Поди ж, приятель убирайся, да берегись: вперёд ты мне не попадайся"

1)Волк и Ягнёнок

2) Волк и Журавль

3) Волк и семеро козлят

4. "Бородино" – это…

1) Сказка

2)Рассказ

3) Стихотворение

5. Кто сказал: "Невесёлая. Это от серого камня"

1) Валек

2) Маруся

3) Вася

6. Кто является автором рассказа "Хамелеон"?

1) Короленко

2)Лермонтов

3) Чехов

7. М. Горький написал повесть:

1) Детство

2) Молодость

3) Старость

8. Назовите автора строк:

Все в танцующей дымке –

Холмы перелески.

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

1) Тютчев

2) Некрасов

3) Рыленков

9. Закончи фразу: Легли на землю солнечные пятна.

Ушёл с девчонкой рядом командир

И подчинённым было непонятно…

1) …куда он пошёл.

2) … что это он из детства уходил.

3) … что это он девчонку провожал.

10. Какую профессию выбрал герой рассказа "Время говорит – пора"?

1) Слесарь

2) Сварщик

3) Банщик

11. Кого звали Лаптем?

1) Сеттера

2) Таксу

3) Боксёра

Таким образом учитель стимулирует познавательную активность детей, повышает мотивацию к урокам чтения, воспитывает самостоятельность. Зная психологические особенности умственно отсталых учащихся, учитель корригирует логическое мышление, внимание, память. У старшеклассников школ VIII вида, начиная с 7 класса, усложняется программный материал по чтению. Учащиеся начинают изучать биографии писателей и поэтов. Проверить знания по данным темам можно с помощью теста в начале урока на этапе проверки домашнего задания. На данном этапе отмечалась определённая эмоциональность и заинтересованность умственно отсталых старшеклассников в самостоятельной работе над тестом.

И. С. Тургенев

Биография

1. Где провёл детство?

1) в деревне

2) в городе

3) в родном поместье

2. Кто занимался воспитанием И. Тургенева?

1) мать

2) отец

3) бабушка

3. Любимое занятие маленького Тургенева?

1) игры с крепостными детьми

2) чтение книг

3) пение в церковном хоре

4. Каким по характеру был И. С. Тургенев?

1) эгоист

2) добрый

3) искренний

5. Где учился Тургенев?

1) в университете

2) в гимназии

3) в воскресной школе

6. О чём мечтал?

1) печатать рассказы

2) писать рассказы

3) издавать журнал

А. П. Чехов

Биография

1. Чехов родился в:

а) Москве;

б) Петербурге;

в) Таганроге.

2. Отец был:

а) купцом;

б) служителем церкви;

в) певчим.

3. Семья уехала в Москву, потому что:

а) дети поступили учиться;

б) отец разорился;

в) купили новый дом в городе.

4. Антон остался в городе т. к.:

а) не захотел уезжать;

б) должен был закончить гимназию;

в) родители не разрешали.

5. Чтобы выжить Антон:

а) пишет рассказы;

б) издаёт журнал;

в) даёт уроки детям богатых родителей.

6. Поступает в университет на :

а) литературный факультет;

б) медицинский факультет;

в) педагогический факультет.

7. Чехов пишет юмористические рассказы в которых:

а) беспощадно высмеивает недостатки людей:

б) весело смеётся над недостатками людей.

8. Какие особенности характера писателя помогли ему стать мастером юмористического рассказа?

а) остроумие и весёлость;

б) недовольство жизнью;

в) трудолюбие.

Опыт работы показал, что в сочетании с другими видами проверки, использование тестовых заданий является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету.

Успешное и эффективное применение метода тестирования зависит от разнообразных и проблемных вопросов, что стимулирует старшеклассников к осознанному чтению произведений. Очень важно уметь правильно составить тест. К сожалению, некоторые преподаватели считают, что если придумать вопрос и пять ответов к нему, то тест готов. Подобный подход, а также отсутствие учёта целого ряда особенностей при составлении тестовых заданий приводят к ошибкам. При этом достоверность информации по успеваемости, полученной на основании этих тестов, значительно снижается. Встречаются варианты, которые наряду с ошибками в фактическом материале содержат неоднозначное толкование вопросов и предлагаемых ответов, повторяющиеся и однотипные вопросы. Очень часто очевидность проводимых неверных ответов столь явственна, что старшекласснику не составляет труда угадать правильный ответ методом исключения неправильных вариантов. При составлении вопросов и ответов нужно помнить:

1. Все ответы к данному вопросу должны выглядеть правдоподобно, заставляя учащегося анализировать каждый вариант ответа и выявлять в нём неточность или ошибку.

2. Вопросы по каждой теме стоит подбирать таким образом, чтобы они наиболее полно охватывали все разделы и позволяли контролировать усвоение учащимися знаний.

3. Прежде чем использовать задания для контроля и оценки знаний учащихся всего класса, их необходимо предложить для решения небольшой группе ребят. Этот метод наиболее эффективно выявляет все ошибки, допущенные при составлении тестов.

Использование тестов на уроках чтения в школе VIII вида показал такие положительные моменты:

1. Устранена возможность подсказок.

2. Повысилась объективность оценки знаний.

3. Возросла познавательная активность учащихся при изучении биографий писателей, художественных произведений.

4. Улучшилась психологическая атмосфера в классах. Возникла устойчивая обратная связь – учитель – ученик – учитель.

Учащиеся стали более ответственно готовиться к каждому уроку, внимательней прочитывать произведения и биографии. Тест позволяет быстро проверить знания, умения и уже в конце урока учитель может сообщить о том, как усвоен материал.

Систематическая проверка знаний на основе тестирования, наряду с другими методами проверки и контроля, не только способствует прочному усвоению учебного предмета, но и воспитывает сознательное отношение к учёбе, формирует трудолюбие, познавательную деятельность, корригирует внимание, память, развивает способность к анализу. При тестовом контроле обеспечиваются индивидуальный и дифференцированный подход для всех обучаемых. Наконец, этот метод вносит разнообразие в учебную работу, повышает интерес к предмету.







ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест №1. И. С. Никитин Биография

1. В каком году родился И. С. Никитин?

1) 1824 г;

2) 1830 г;

3) 1826 г;

4) 1828 г.

2. Каким человеком был отец поэта?

1) деспот;

2) добряк;

3) сердечный;

4) весельчак.

3. Кто был первым учителем Никитина?

1) ремесленник;

2) помещик;.

3) сапожник;

4) отец.

4. Нежные стихи поэт пишет:

1) о войне;

2) о море;

3) о природе;

4) о мире.

5. Главный герой его стихов:

1) любимая девушка;

2) дети;

3) народ;

4) друзья.

Тест №2. В. Г. Короленко Биография

1. Отец был:

1) богатым помещиком.

2) офицером.

3) судьёй.


2. Что воспитывали в детях?

1) Честность.

2) Умение брать взятки.

3) Доброту.


3. Как наказывали гимназистов?

1) Ставили в угол.

2) Пороли розгами.

3) Вызывали родителей.


4. Почему было трудно учиться в институте?

1) Мало знаний.

2) Нет денег.

3) Не нравился институт.


5. Почему был арестован?

1) Потому что протестовал против обысков, слежки.

2) Потому что воровал.

3) Потому что не понравился начальству.


6. Что главное в творчестве?

1) Призывает к правде.

2) Призывает к добру.

3) Призывает к справедливости.

Тест №3. Некрасов Биография

1. С чем связаны детские воспоминания?

а) с отцом

б) с матерью

в) с Волгой

г) с домом

2. Что причинило боль Некрасову?

а) жизнь

б) учёба

в) работа

г) бурлаки

3. Кто был причиной того, что ему жилось очень горько?

а) мать

б) отец

в) братья

г) друзья

4. О чём мечтал Некрасов?

а) учиться

б) писать стихи

в) печатать стихи

г) читать книги

Тест №4. И. А. Крылов Ворона и Лисица

1. Что такое басня?

- рассказ о животных;

- поучительный рассказ;

- весёлый рассказ.


2. Как называет Крылов Лису по-другому?

________________________________________________


3. Зачем Лиса хвалит Ворону?

- чтобы сделать ей приятное;

- чтобы показать ум и красоту;

- чтобы обмануть её.


4. Есть такое выражение – "считать ворон". Когда так говорят?

- когда ловят птиц;

- когда не слышат то, что говорят;

- когда просто мечтают.


5. О чём просит Лиса Ворону? Найди и запиши.

________________________________________________

________________________________________________

Тест №5. «Лучший знаток литературы» 5 класс II четверть

1. К какому произведению можно отнести пословицу?

Человек познаётся в беде.

- Фосфорический мальчик

- Витя Малеев в школе и дома

- Рыцарь Вася

2. Кто больше всего страдал от Колючки?

- он сам

- Вера

- одноклассники

3. Кем хотел стать Костя из повести «Витя Малеев в школе и дома»?

- дрессировщиком

- акробатом

- клоуном

4. О ком эти строки?

«Хороших вырастил ребят

Твой друг за много лет»

- учитель

- мама

- одноклассник

5. Из какой басни слова?

« Недаром говорится,

что дело мастера боится»

- Квартет

- Щука и кот

- Ворона и Лисица

6. Герою какого рассказа относятся слова?

«Спешите делать добро»

- Будущий олимпиец

- Слепой домик

- Бабка

7. Закончи строку:

Светло и торжественно смотрит на них …

- огромное солнце

- огромное небо

- огромная страна














Список использованной литературы

1. Аксёнова А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе, -М., 1999. – 315с.

2. Выготский Л. С. Основы дефектологии. С.-Пб., 2003.

3. Мозговой В. М. Основы олигофренопедагогики, - М., 2008. – 224с.

4. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника, - М., 2001. – 200с.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!