СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод-разработка "Основные понятия о вышивке петлёй и плетении из природных материалов"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка предназначена для педагогов, ведущих занятия в дополнительном образовании, а так же для всех желающих самостоятельно овладеть этим ремеслом. Направлена на развитие у обучающихся начальных знаний, умений и навыков по предмету, что содействует формированию личности, способной к творческому самовыражению.

Просмотр содержимого документа
«Метод-разработка "Основные понятия о вышивке петлёй и плетении из природных материалов"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского юношеского творчества

п. Тульский







Тема: «Основные понятия о вышивке петлёй и плетении из природных материалов»















Методист дополнительного

образования МБОУ ДО ЦДЮТ

Платонова Светлана Сергеевна











п. Тульский, 2024г.

Методическая разработка занятия

Тема: Основные понятия о вышивке петлёй и плетении из природных материалов

Родная земля всегда являлась основным вдохновляющим источником народного творчества. Уже много столетий подряд   люди увлекаются различными видами рукоделия. Вышивка, ткачество, вязание, плетение и другие виды рукоделия были признаком благородного воспитания девиц, также как и знание французского языка, изысканные манеры и умение себя преподнести. И сегодня, несмотря на бурное развитие легкой промышленности, рукоделие продолжает оставаться востребованным и восхищает тех, кто ценит настоящее искусство. 

Цель: развить у обучающихся начальные знания, умения и навыки по предмету, что содействует формированию личности, способной к творческому самовыражению.

Задачи:

Обучающие

- рассказать об истории развития народных промыслов;

- повторить правила ТБ;

- познакомить с основными материалами.

Развивающие

- развить логическое мышление, умения сравнивать, анализировать;

- развить творческое воображение, фантазию;

развивать эстетический вкус и творческие способности учащихся.
Воспитательные

– воспитание любознательности и интереса к чтению книг по прикладному творчеству;

- воспитание чувств патриотизма;

- воспитание уважения к народным традициям;

- воспитание уважения к мастерам ручного труда;

- воспитание здорового образа жизни.

Оснащение занятия:

1. Выставка изделий: вышивка петлёй, плетение из талаша, плетение из бумажных трубочек, плетения из соломки.

2. Образцы материалов и инструментов для вышивки.

Методы обучения:

Словесные – рассказ.

Наглядные – образцы готовых изделий, эскизы, рисунки.

Практические – самостоятельная работа.

Игровые – разминка «Гусеница».

Межпредметная связь – с историей и ИЗО.

Материалы и инструменты:

Для педагога: тематическая литература, эскизы, рисунки.

Для учащихся: станки, с натянутой тканью, приспособление для выполнения петлистого стежка (ткацкая игла), пряжа разных цветов, кукурузные листья, соломка, бумага, спицы.

Вид занятия: комбинированное.

План занятия:

  1. Организационный момент.

  2. Вводная беседа.

  3. Основная часть.

  4. Подведение итогов. Просмотр работ. Обсуждение.


I. Организационная часть занятия

Приветствие обучающихся, проверка явки и готовности к занятию. Сообщение темы и краткий обзор.

Добрый день дорогие ребята!

Тема занятия: Основные понятия о вышивке петлёй и плетении из природных материалов.

Повторение техники безопасности. Раздаточный материал – карточки имитирующие инструменты, необходимые на занятии.

2. Вводная беседа

Подготовка к восприятию нового материала: беседа-обобщение.

Осмотр выставки образцов готовых изделий и беседа с учащимися о месте вышивки, плетёных изделий в жизни людей в наши дни, применении для создания интерьера жилища.

Примерные вопросы беседы:

1. Нравятся ли вам изделия, представленные на этой мини-выставке?

2. Есть ли в ваших домах подобные изделия? Какие?

3. Кто их выполнял?

4. С какими изделиями приятнее иметь дело: с купленными в магазине или сделанными своими руками? Почему?

6. Какие изделия вы хотели бы выполнить сами для своих друзей и близких?

7. Что в доме можно украсить, применяя данные техники?

3. Основная часть

Краткий экскурс в историю.

Педагог, используя иллюстрации и поделки, рассказывает о старинных русских традициях, связанных с девушкой 13–15 лет, с приготовлением приданого, замужеством, обязанностью женщины шить одежду для всех членов семьи, ее украшении вышивкой, плетении об изначальном обереговом предназначении вышивки.

Вышивка петлей или техника нетканый гобелен

Может быть, кто-то из вас видел панно или коврики ручной работы в технике вышивки петлей? Хотя, на первый взгляд, такое творение сложно назвать вышивкой. А вот если увидеть, как это делается – сразу все становиться на свои места. Вышивка петлей выполняется на ткани с помощью иглы и нити. А называется «вышивка петлей» потому, что на лицевой стороне получаются красивые петельки.

В последние десятилетия в ткачестве появились новые текстильные приёмы и материалы, изменилась техника ручного ткачества, что позволяет выйти за рамки традиционного гобелена.

С одной стороны, техника «нетканый гобелен» - это упрощённый быстрый способ создания изделия, которое внешне кажется сотканным. С другой стороны, она имеет много достоинств. Процесс создания нетканого гобелена близок к живописи: художник выкладывает свой рисунок  шерстяной нитью различных оттенков. Нетканый гобелен, в отличие от традиционного, не связан с процессом ткачества, а лишь имитирует его, так как не имеет основного признака гобелена  - тканого исполнения изображения. Пока ещё не существует чётко сформулированного  определения нетканому гобелену, но уже появилась литература, где под этим понятием  подразумевается техника вышивания петлями  с помощью  специальной иглы. Техника изготовления  нетканых гобеленов позволяет  создавать оригинальные произведения декоративно-прикладного искусства необыкновенной динамичности и красоты.

Для работы в технике вышивка петлей необходимы следующие инструменты и приспособления:

  1. Игла для ковровой техники. Есть  в продаже специальные иглы для вышивки петлей. Выглядят они примерно так: (Приложение 1)

  2. Ткань для основы. Ткань подбирают по двум принципам – цвет и плотность. Цвет основы сочетают с преобладающим цветом будущего шедевра таким образом, чтобы основа не просвечивала через вышитые петли (например, некрасиво будет, если в вышивке много светлых оттенков, а  ткань основы темная). По плотности ткань должна быть достаточно рыхлой, но в то же время в ней должна держаться нить. Также при выборе ткани желательно, чтобы игла не рвала ткань. Мы в своей работе используем мешковину.

  3. Пряжа. Выбор нитей для работы зависит только от ваших предпочтений. Рекомендуют использовать акриловые нити, а также шерстяные, полушерстяные, штопальные нити и хлопковые.

  4. Рама для основы или пяльцы. Если работа небольшая, то можно использовать и пяльцы для вышивки, а если вы работаете, скажем, над подушкой или даже целым ковром – необходимо сделать раму для вышивки или станок как в нашем случае. Рама делается по размеру работы и выглядит как рамка для картин, только желательно покрепче укрепить углы рамки, чтобы в процессе работы она не разлетелась.

  5. Ножницы. Большие ножницы для раскройки ткани основы и маленькие, удобные для вас, для обрезания нити.

  6. Флизелин или клей ПВА. Используем для обработки изнаночной стороны вышивки по окончанию работы.

  7. Проволока для продевания нити в иглу.

  8. Маркер для нанесения рисунка на основу ткани.

Когда все материалы подготовлены, нужно выбрать рисунок. Затем рисунок наносят на ткань, которая крепиться на рамку. Нить заправляют в иглу, вышивают на изнаночной стороне, так как красивые петли должны получаться с лицевой стороны. Вышивку начинают с контуров рисунка и постепенно заполняют весь объем рисунка нужными цветами. При вышивке нужно стараться не вытягивать сильно нить,  а аккуратно вкалывать в ближайшее место ткани, чтобы на изнанке не образовывались ненужные петли.

Разминка «Кокон»

1 этап. Дети изображают гусеницу. Выпрямить над головой руки и соединить ладошки. Легким плавным движением изображаем движение гусеницы, как гусеница ползет по ветке.

2 этап «Кокон».

Гусеница закрепилась на ветке и начинает плести кокон легкими движениями рук перед собой. Кокон готов.

Замираем и начинаем превращаться в бабочку.

3 этап. «Бабочка»

Один, два, три медленно выбираемся из кокона, выпрямляем крылышки, разводим руки в сторону.

Мы с вами немного познакомились с вышивкой петлёй. А сейчас познакомимся с не менее интересным ремеслом, плетением из природных материалов.

Плетение из трав и листьев растений известно на всех континентах и насчитывает многовековые традиции. В нашей стране для плетения традиционно используется рогоз (многолетнее травянистое растение, произрастающее по заболоченным берегам рек, озер, прудов). В плетении используют солому ржаную, пшеничную, рисовую, овсяную, липовое мочало, осиновую стружку, а также бамбук, корень хвойных пород деревьев, ну и, конечно, традиционно на Украине и Кубани очистки от кукурузных початков, называемые в народе талашом.

Инструменты и приспособления, необходимые для плетения, просты, легки и занимают мало места.

Считается, что первая кукуруза была завезена в Европу Колумбом в 15 веке под названием маис. На Кубань кукуруза уже под своим современным названием попала с Украины.

В нашем крае кукуруза – одна из самых распространённых культур, поэтому материал для изготовления поделок у нас всегда под рукой, как и у наших предков, придумавших этот вид ремесла.

Хозяйки отдавали предпочтение талашу, потому, что он более лёгок в работе по сравнению с рогозом и соломой и не требует никакой специальной заготовки и обработки.

Талаш – это листья кукурузы. (Приложение2)

Изначально сплетённые листья талаша использовались как связующий материал (вместо бечевы). Затем из засушенных листьев плели лопаточки детям, прикроватные коврики, оплетали мебель, глиняную посуду, потом стали делать из них украшения, рамки для фотографий, детские игрушки. (Дети рассматривают листья талаша сухие и увлажнённые).

Также древним ремеслом считается и соломоплетение. Связано соломоплетение с культом хлеба. Люди тонко чувствовали особую сущность, хлебный дух, живущий в сухом стебле. Чувствовали они и земной дух, дух почвы. Так появилась потребность сделать солому чем-то большим, чем поделочный материал. Именно из соломы стали делать первые обереги, поскольку это был доступный материал (Приложение 3).

Соломоплетение ведет свою историю от стародавних обрядов, связанных с культами хлеба и соломы. Наши предки верили в божественную силу соломы и зерна. По их верованиям, солома сохраняла в себе силу природы и даже могла передавать ее. Поэтому так почитался последний сноп, убранный с поля, который хранился в доме до нового урожая.

Человек научился изготавливать из соломы полезные вещи так же давно, как выращивать хлеб. Соломоплетение изначально было связано с жатвенными обрядами. Существовали обычаи украшать первый

« зажиночный » и последний « дожиночный » сноп, сплетать из хлебных колосьев венки, оставлять на ниве заплетенные последние колоски. Этим действиям придавали магический смысл.

Солома обувала, одевала крестьянина, утепляла его дом и была ему постелью. Из нее изготавливали шляпы, половики, корзины и другую хозяйственную утварь.

Приемы плетения из соломки знакомы почти всем народам, занимающимся земледелием. Скрученные, согнутые и связанные пучки соломы превращались в руках мастеров в кукол, фигурки животных и птиц.

Сухая солома – материал хрупкий и ломкий, но при распаривании она становится мягкой, пластичной, приобретает способность изгибаться, а высохнув, хорошо сохраняет заданную форму. (Просмотр детьми сухой соломки, распаренной и готовых поделок из неё).

Высушенную солому предварительно обрабатывают. С каждой соломины отрезают ножницами колос или метелку, удаляют покровные листья, а затем разрезают её на отдельные коленца, удаляя узлы. Нарезанные коленца сортируют и делят на части в зависимости от длины и толщины. Рассортированные соломины хранят в пучках или в отдельных коробках.

На Руси было распространено плетение корзинок из лозы. Каждый крестьянин мог похвастаться надежной корзиной, которую он сплел своими руками.

Если вам не по силам плести из лозы, то можно попробовать сначала освоить плетение из бумаги. Эта техника была до недавнего времени совсем не известна в нашей стране, но в последние годы приобрела огромную популярность. Между тем в таких странах как Китай, Япония, Польша, Чехословакия, Германия и др. этот вид рукоделия известен давно. Мастера и мастерицы этих стран творят из газет настоящие шедевры.

Газеты и журналы – самый простой и дешевый материал, который зачастую мы просто выбрасываем. Технология плетения из газетных трубочек мало чем отличается от плетения из настоящей лозы. Именно поэтому газетные трубочки некоторые Мастера предпочитают называть не иначе как «газетная (или журнальная) лоза». Техника плетения из газет и журналов замечательна еще и тем, что нет никаких ограничений в размере бумажной «лозы»: бумажные трубочки легко соединяются и могут наращиваться до бесконечности. Возможно, в прочности такие изделия уступают обычным плетеным корзинам, но если их правильно обработать и найти им соответствующее применение, они прослужат долго.

Творческое задание "Русские загадки"

1.Из липы свито дырявое корыто. По дороге идет, клетки кладет. (ЛАПТИ)

2. Привяжешь – пойдут, отвяжешь – останутся. (ЛАПТИ)

3.Как звали в старину людей, которые изготавливали предметы быта, украшения нашего интерьера и одежды? (Ремесленники)

4.Косы есть, а не из волоса, Зёрна есть, а не из колоса.(кукуруза)

4. Подведение итогов.

1. Закрепление изученного материала.

2. Фронтальная беседа по основным понятиям урока.

3. Подведение итога урока, выставление оценок.


Литература

  1. http://knittochka.ru/pletenie.

  2. nhpko.ru. История народных промыслов.

  3. https://rukodelkino.com. Соломка.

  4. Festival.1september.ru

  5. uprobr.ucoz.ru. История плетения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!