СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод последовательно-текстуального изучения исторических источников как основа формирования научно-исследовательских навыков учащихся

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс по работе с историческими источниками на уроках истории

Просмотр содержимого документа
«Метод последовательно-текстуального изучения исторических источников как основа формирования научно-исследовательских навыков учащихся»

Бекетова Жанна Викторовна учитель истории Староказинского филиала МОУ Новоникольская СОШ

Бекетова Жанна Викторовна

учитель истории

Староказинского филиала

МОУ Новоникольская СОШ

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО-ТЕКСТУАЛЬНЫЙ МЕТОД СОСТОИТ ИЗ ЧЕТЫРЕХ ОСНОВНЫХ ОРИЕНТИРОВ : Выделение основополагающих идей и положений, формулирование продуктивно-познавательных вопросов на уяснение их сущности; Работа над вопросами, поставленными самими авторами источников и выработка на них ответов; Анализ упоминаемых автором фактов, событий, личностей; Соотнесение идей и положений источников с событиями в жизни нашего общества, то есть попытка использования исторического опыта России в наше время.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО-ТЕКСТУАЛЬНЫЙ МЕТОД СОСТОИТ ИЗ ЧЕТЫРЕХ ОСНОВНЫХ ОРИЕНТИРОВ :

  • Выделение основополагающих идей и положений, формулирование продуктивно-познавательных вопросов на уяснение их сущности;
  • Работа над вопросами, поставленными самими авторами источников и выработка на них ответов;
  • Анализ упоминаемых автором фактов, событий, личностей;
  • Соотнесение идей и положений источников с событиями в жизни нашего общества, то есть попытка использования исторического опыта России в наше время.

Лабораторная работа «Начало Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Документ 1.

Документ 2

  • Из выступления А.Гитлера по радио, 22 июня 1941 г.
  • « Немецкий народ! Национал-социалисты! ...Вы все, вероятно, почувствовали, что этот шаг был для меня горьким и тяжелым. Никогда немецкий народ не питал враждебных чувств к народам России. Однако уже более двух десятилетий еврейско-большевистское правительство из Москвы пытается разжечь огонь вражды не только в Германии, но и во всей Европе. Не Германия пыталась привнести в Россию свое национал-социалистическое мировоззрение, а именно… правители в Москве непрестанно предпринимали попытки навязать нашему и другим европейским народам свое господство, причем не только идеологическими, но и милитаристскими методами. Последствиями деятельности такого режима во всех странах были лишь хаос, нищета и голод…
  • Поэтому мне стоило больших усилий послать в августе 1939 года своего министра в Москву для того, чтобы попытаться противодействовать британской политике изоляции Германии. Я сделал это только из сознания ответственности перед немецким народом и, прежде всего, в надежде на то, что удастся достичь длительной разрядки и, может быть, как-то уменьшить количество востребованных от нас жертв…
  • Уже во время нашего наступления на Польшу советские правители вопреки договору неожиданно предъявили претензии на Литву…Несмотря ни на что, я примирился и с этим новым требованием русских. Но это было только начало новых беспрерывных попыток шантажа, которые с тех пор постоянно повторялись…В то время, как Германия весной 1940 года, соблюдая так называемый договор о дружбе, отвела свои войска далеко от восточной границы, уже тогда началось стратегическое сосредоточение и развертывание русских сил в таком масштабе, что это могло быть расценено как демонстрация силы по отношению к Германии…Вопреки нашим законам и обычаям я дал совет… ради мира подчиниться советско-русскому давлению и уступить Бессарабию…
  • Немецкий народ!
  • В этот момент происходит сосредоточение и развертывание военных сил такого объема и размаха, которого до сих пор не видел мир. В союзе с финскими соратниками стоят воины…от Восточной Пруссии до Карпат простираются воинские подразделения восточного немецкого фронта . Задачей этого фронта не является только защита отдельных государств, но обеспечение безопасности Европы и тем самым спасение всех и вся. И поэтому я решился сегодня снова передать судьбу и будущее Германского рейха и нашего народа в руки наших солдат.
  • И да поможет нам Бог в этой борьбе!»
  • Из выступления В.М.Молотова по радио, 22 июня 1941 г.
  • «Граждане и гражданки Советского Союза!
  • Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали нашу границу во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города…Налеты вражеских самолетов и артиллерийский обстрел были совершены также с румынской и финляндской территорий…
  • Уже после совершившегося нападения германский посол сделал заявление, о том, что германское правительство решило выступить с войной против СССР в связи с сосредоточением частей Красной армии у восточной германской границы.
  • Теперь, когда нападение на Советский союз уже совершилось, Советским правительством дан нашим войскам приказ – отбить разбойничье нападение и изгнать германские войска с территории нашей Родины…
  • Не первый раз нашему народу приходиться иметь дело с нападающим врагом. В свое время на поход наполеона в Россию наш народ ответил Отечественной войной…То же будет и с зазнавшимся Гитлером…Красная армия и весь наш народ поведут победоносную войну за Родину, за честь, за свободу…
  • Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!»
Вопросы для сравнения 1. Каков характер источников? К кому и как обращаются выступающие? Какова их главная задача? 2. Определите главные идеи документов, выделите ключевые слова каждого источника. 3.Какие расхождения есть в источниках относительно причин войны? 4.Оцените степень достоверности каждого документа, используя известные вам факты. С чем связано, по-вашему мнению, использование ложной информации или фальсификации фактов? 5.Какие пропагандистские приемы использованы в каждом из выступлений? 6.Какое воздействие, на ваш взгляд, произвел каждый выступающий на аудиторию? Насколько выполнили они свою задачу? 7.Как вы оцениваете значение этих источников для изучения великой Отечественной войны? 8.Соонесите положения источников с событиями прошлого и нашего времени, приведите примеры, используя исторический опыт России.

Вопросы для сравнения

  • 1. Каков характер источников? К кому и как обращаются выступающие? Какова их главная задача?
  • 2. Определите главные идеи документов, выделите ключевые слова каждого источника.
  • 3.Какие расхождения есть в источниках относительно причин войны?
  • 4.Оцените степень достоверности каждого документа, используя известные вам факты. С чем связано, по-вашему мнению, использование ложной информации или фальсификации фактов?
  • 5.Какие пропагандистские приемы использованы в каждом из выступлений?
  • 6.Какое воздействие, на ваш взгляд, произвел каждый выступающий на аудиторию? Насколько выполнили они свою задачу?
  • 7.Как вы оцениваете значение этих источников для изучения великой Отечественной войны?
  • 8.Соонесите положения источников с событиями прошлого и нашего времени, приведите примеры, используя исторический опыт России.

Анализ источников

Документ 3

Документ 4

  • Из выступления У. Черчилля по радио, 22 июня 1941 г.
  • «Нацистскому режиму присущи худшие черты коммунизма. У него нет никаких устоев и принципов, кроме алчности и стремления к расовому господству. По своей жестокости и яростной агрессивности он превосходит все формы человеческой испорченности. За последние 25 лет никто не был более последовательным противником коммунизма, чем я… Я не возьму обратно ни одного слова, которое я сказал о нем. Но все это бледнеет перед развертывающим сейчас зрелищем…Я вижу русских солдат, стоящих на пороге своей родной земли, охраняющих поля, которые их отцы обрабатывали с незапамятных времен. Я вижу их охраняющими свои дома, где их матери и жены молятся – да, ибо бывают времена, когда молятся все, - о безопасности своих близких, о возвращении своего кормильца, своего защитника и опоры… Я вижу, как на все это надвигается гнусная нацистская военная машина с ее щеголеватыми, бряцающими шпорами прусскими офицерами…
  • Мы полны решимости уничтожить Гитлера, и все следы нацистского режима… Отсюда следует, что мы окажем России и русскому народу всю помощь, какую только сможем… Это не классовая война, а война наций без различия расы, вероисповедания или партии… Поэтому опасность, угрожающая России, - это опасность грозящая нам и США, точно так же, как дело каждого русского, сражающегося за свой очаг и дом, - это дело свободных людей и свободных народов во всех уголках земного шара. Удвоим свои усилия и будем бороться сообща, сколько хватит сил и жизни»
  • Из выступления И.В.Сталина по радио, 3 июля 1941 г.
  • «Товарищи! Граждане!
  • Братья и сестры!
  • Бойцы нашей армии и флота!
  • К вам обращаюсь я, друзья мои!
  • Вероломное военное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня, продолжается…
  • Как могло случиться, что наша славная Красная армия сдала фашистским войскам ряд наших городов и районов? Неужели немецко-фашистские войска в самом деле являются непобедимыми войсками…
  • Конечно, нет! История показывает, что непобедимых армий нет и не бывает… Дело в том, что войска Германии, как страны ведущей войну, были целиком отмобилизованы… Немаловажное значение имело здесь и то обстоятельство, что фашистская Германия неожиданно и вероломно нарушила пакт о ненападении, заключенный в 1939 году…
  • Враг жесток и неутомим. Он ставит своей целью захват наших земель… захват нашего хлеба и нашей нефти… Он ставит своей целью восстановление власти помещиков. Восстановление царизма, разрушение национальной культуры и государственности свободных народов Советского Союза, их онемечивание, их превращение в рабов немецких князей и баронов. Дело идет, таким образом, о жизни и смерти народов СССР, о том – быть народам Советского Союза свободными или впасть в порабощение.
  • Мы должны организовать всестороннюю помощь Красной армии…
  • Войну с фашистской Германией нельзя считать войной обычной. Она является не только войной между двумя армиями. Она является вместе с тем великой войной всего советского народа против немецко-фашистких войск. Целью этой всенародной отечественной войны против фашистских угнетателей является не только ликвидация опасности, нависшей над нашей страной, но и помощь всем народам Европы, стонущим под игом германского фашизма…
  • Все силы народа – на разгром врага! Вперед за нашу победу!
Сравнительная таблица Вопросы Документ 1 Характер и специфика источника Документ 2 К кому и как обращается автор Документ 3 Главные идеи документа, ключевые слова Документ 4 Причины и характер войны Главная задача документа

Сравнительная таблица

Вопросы

Документ 1

Характер и специфика источника

Документ 2

К кому и как обращается автор

Документ 3

Главные идеи документа, ключевые слова

Документ 4

Причины и характер войны

Главная задача документа

Завершающий этап работы с источником Соотнесите положения источников с событиями прошлого и нашего времени, приведите примеры, используя исторический опыт России.  Узнайте, есть ли среди ваших родственников и знакомых, те, кто пережил Великую Отечественную войну. Где они находились в первый день войны? Помните ли вы выступление Молотова, Сталина? Какое впечатление оно произвело на вас? Чьи слова были убедительнее?  Начните работу над исследованием «Судьба моей семьи в Великую Отечественную войну»  

Завершающий этап работы с источником

  • Соотнесите положения источников с событиями прошлого и нашего времени, приведите примеры, используя исторический опыт России.
  • Узнайте, есть ли среди ваших родственников и знакомых, те, кто пережил Великую Отечественную войну. Где они находились в первый день войны? Помните ли вы выступление Молотова, Сталина? Какое впечатление оно произвело на вас? Чьи слова были убедительнее?
  • Начните работу над исследованием «Судьба моей семьи в Великую Отечественную войну»

 

Эффективность работы Учащиеся выполняют широкий спектр заданий (вопросники, таблицы, опорные конспекты, исследование). Диапазон работ показывает степень восхождения от низшего уровня сложности к высшему. Работа на уроке в рамках лабораторных и исследовательских занятий позволит учителю осуществить проблемный подход в обучении, а ученикам – вынести свой собственный вердикт по поводу событий нашей истории.

Эффективность работы

  • Учащиеся выполняют широкий спектр заданий (вопросники, таблицы, опорные конспекты, исследование).
  • Диапазон работ показывает степень восхождения от низшего уровня сложности к высшему.
  • Работа на уроке в рамках лабораторных и исследовательских занятий позволит учителю осуществить проблемный подход в обучении, а ученикам – вынести свой собственный вердикт по поводу событий нашей истории.
Выводы: Самостоятельная работа учащихся над историческими источниками формирует все компоненты исследовательской культуры школьника. Учитываются индивидуальные качества учащихся. Повышается интерес к предмету. Это проявляется в стремлении ознакомиться с дополнительным материалом, в попытках анализировать события современности, находить аналогии в истории, давать свою оценку событиям сегодняшнего дня и прошлого времени. Лабораторные работы, как правило, проводимые в групповой или парной форме, учат детей работать совместно, правильно структурировать свою работу, чувствовать ответственность, развивать толерантность. Демонстрация фрагмента источника на уроке позволяет показать на уроке обыкновенного человека на фоне социальных, духовных и нравственных проблем, свойственных каждому историческому периоду.

Выводы:

  • Самостоятельная работа учащихся над историческими источниками формирует все компоненты исследовательской культуры школьника.
  • Учитываются индивидуальные качества учащихся.
  • Повышается интерес к предмету. Это проявляется в стремлении ознакомиться с дополнительным материалом, в попытках анализировать события современности, находить аналогии в истории, давать свою оценку событиям сегодняшнего дня и прошлого времени.
  • Лабораторные работы, как правило, проводимые в групповой или парной форме, учат детей работать совместно, правильно структурировать свою работу, чувствовать ответственность, развивать толерантность.
  • Демонстрация фрагмента источника на уроке позволяет показать на уроке обыкновенного человека на фоне социальных, духовных и нравственных проблем, свойственных каждому историческому периоду.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!