Коммуникативная компетентность рассматривается как важнейшее качество, необходимое человеку во всех ситуациях жизни, как готовность и способность субъектов педагогического процесса к вербальному и невербальному (мимика, язык тела) взаимодействию, к осуществлению успешной коммуникации с другими людьми:
• адекватно воспринимать устную речь, быть способным передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения;
• выбирать и использовать средства языка в соответствии с коммуникативной задачей и ситуацией общения;
• владеть монологической и диалогической речью, соблюдая принятые этические нормы общения;
• владеть навыками осознанного, беглого чтения текстов различных стилей и жанров, проводить их информационно-смысловой анализ;
• создавать письменные высказывания, адекватно передавая содержание прослушанного или прочитанного текста с заданной степенью конкретизации;
• составлять план, тезисы, конспект.
Таким образом, коммуникативная компетентность, с одной стороны, является характеристикой личности человека, его способностью, которая, с другой стороны, проявляется в его поведении, деятельности, позволяя ему разрешать жизненные, практические ситуации (в том числе и
коммуникативные). Коммуникативная компетентность – это готовность и способность к осуществлению успешной коммуникации.
Именно формированию и развитию коммуникативной компетенции у учащихся и помогают фасилитационные методы.
Фасилитация предполагает изменение позиции преподавателя в процессе обучения.
Преподаватель умело фасилитирует (управляет, направляет, помогает) образовательную деятельность обучающихся. В новом образовании главной фигурой является сам обучающийся как субъект собственной деятельности;
преподаватель, используя возможности образовательной среды, направляет деятельность обучающихся с целью их дальнейшего развития.
Фасилитация поиска познания предмета осуществляется переходом от регламентированных, рецептурных методов обучения к развивающим, интерактивным. Главный источник вдохновения и знаний – это группа обучающихся.
Именно в процессе коллективной мыследеятельности возникают «креативные вспышки», «ситуации озарения», подвигающие обучающегося к воспроизводству знания.
При фасилитации обучения учитель получает возможность использовать не догматические методы и приёмы, а те из них, которые способствуют творческому усвоению необходимой информации, формируют умение рассуждать, искать новые грани проблем в уже известном материале.
Она позволяет преподавателю занять позицию не «над», а «вместе» с учениками. Таким образом, он не надевает на себя маску педагога-догматика, дающего однозначные ответы на все без исключения вопросы учебной программы. Всё это вместе взятое создаёт условия для повышения интереса и познавательной активности учащихся.
В этой статье мне хотелось бы более подробно рассказать об одном из методов фасилитации – методе “World Café”.
Как же появился этот метод?
Калифорния, 1995 год. Небольшая группа лидеров из бизнеса и науки собралась в доме Хуаниты Браун и Дэвида Исаакса (Juanita Brown and David Isaacs) в Mill Valley. Никто из них не планировал создать социальную инновацию, которая быстро распространится по миру в следующие 16 лет.
Утром они расположились большим кругом во дворе дома, но их планы нарушил дождь. Переместившись в дом, участники спонтанно разделились на две группы, которые расположились за столами. Время от времени группы прерывались, чтобы поменяться столами и обменяться идеями. Общение оказалось гораздо плодотворнее, чем они могли себе представить. Так
появилось World cafe (Мировое кафе) — метод сфокусированного неформального обсуждения.
Сегодня этот метод пользует большой популярностью во всем мире. В 2005 году Дэвид и Хуанита написали об этом методе книгу The World Cafe:
Shaping Our Futures Through Conversations That Matter.
Как бы там ни было, метод уникален. Он применяется для решения комплексных проблем. Неформальная дружественная атмосфера способствует расслаблению и открытости при генерации идей и последующем обсуждении, снимает возможную тревожность и скованность.
От учителя требуется соблюдать тайминг и инструктировать участников.
Метод «Мировое кафе»
Цели. Метод идеально подходит, когда необходимо собрать информацию, организовать обмен мнениями большого количества людей по важным для организации или сообщества вопросам и проблемам; изучить возможности для дальнейших действий и принятия решений. Участники
процесса.
«Хозяин кафе»: фасилитатор – учитель, управляющий процессом, его «гости» - ученики.
Обзор процесса. Метод требует минимальной подготовки – определение темы и вопросов для обсуждения, но этот этап является важнейшим и определяет успех всего мероприятия.
Мероприятие:
Начало. Разделение участников на группы, формулирование обсуждаемых вопросов, объяснение правил работы кафе, назначение «хозяина стола».
Основная часть. Несколько (минимум 3–4) раундов бесед с переходом за разные столики. «Хозяева» остаются за своим столиком. Остальные участники переходят за другие столики. Задача «хозяев стола» – знакомить новых участников обсуждения с результатами предыдущей работы группы и фиксировать новые идеи.
Завершение. Возвращение участников за свой столик, обобщение идей
«хозяевами стола»; создание галереи идей, консолидация основных идей,
кластеризация основных идей.
Обычное количество участников - не менее 12-15 человек.
Рассаживаются, как это и бывает в обычных кафе, по трое-четверо за столик. При этом один человек становится «хозяином» за столом, остальные – его «гости». Для решения проблемы в малой группе есть большие листы бумаги (так называемые «бумажные скатерти») и куча фломастеров, все идеи фиксируются в любой форме - запись, рисунок, диаграмма. Через небольшой отрезок времени, например полчаса, «гости» отправляются к следующему столику, они выступают «посланцами новых идей», «хозяин» же остается на месте и вводит новых пришедших к нему «гостей» в курс дела: презентует основные соображения, рассмотренные до этого. Работа продолжается с учетом всего, что подготовили предыдущие «гости». К концу второго круга дискуссий все «посетители» кафе ознакомятся с идеями и предложениями друг друга, каждый выскажет свое мнение и выслушает коллег. После нескольких таких «хождений» между столиками все собираются для общего обсуждения темы. На этом этапе возможна провокация, необычный поворот разговора - с тем, чтобы углубить его и сделать более плодотворным. В конце работы устраивается «вернисаж бумажных скатертей» - результаты всех участников вывешивают для всеобщего ознакомления и обсуждения.
Этикет Кафе:
- «Не распыляйтесь» – Фокусируйтесь на самом важном
- «Не отсиживайтесь» - вносите свои мысли, мнения, размышления
- Говорите без задних мыслей и от всего сердца
- Слушайте, чтобы понимать
- Связывайте и соединяйте идеи
- Слушайте всех, слушайте все вместе, слушайте все время для озарений и углубляющих разговор вопросов
Играйте – не сидите на «трибуне»
Рисуйте и пишите на скатертях – здесь это можно и нужно!
Получайте удовольствие!
Просмотр содержимого документа
«Метод фасилитации «World Cafe » как способ формирования и развития коммуникативной компетенции учащихся»
Метод фасилитации «World Cafe » как способ формирования и развития коммуникативной компетенции учащихся
Учитель английского языка Магомедова З.К
Коммуникативная компетентность рассматривается как важнейшее качество, необходимое человеку во всех ситуациях жизни, как готовность и способность субъектов педагогического процесса к вербальному и невербальному (мимика, язык тела) взаимодействию, к осуществлению успешной коммуникации с другими людьми:
• адекватно воспринимать устную речь, быть способным передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения;
• выбирать и использовать средства языка в соответствии с коммуникативной задачей и ситуацией общения;
• владеть монологической и диалогической речью, соблюдая принятые этические нормы общения;
• владеть навыками осознанного, беглого чтения текстов различных стилей и жанров, проводить их информационно-смысловой анализ;
• создавать письменные высказывания, адекватно передавая содержание прослушанного или прочитанного текста с заданной степенью конкретизации;
• составлять план, тезисы, конспект.
Таким образом, коммуникативная компетентность, с одной стороны, является характеристикой личности человека, его способностью, которая, с другой стороны, проявляется в его поведении, деятельности, позволяя ему разрешать жизненные, практические ситуации (в том числе и
коммуникативные). Коммуникативная компетентность – это готовность и способность к осуществлению успешной коммуникации.
Именно формированию и развитию коммуникативной компетенции у учащихся и помогают фасилитационные методы.
Фасилитация предполагает изменение позиции преподавателя в процессе обучения.
Преподаватель умело фасилитирует (управляет, направляет, помогает) образовательную деятельность обучающихся. В новом образовании главной фигурой является сам обучающийся как субъект собственной деятельности;
преподаватель, используя возможности образовательной среды, направляет деятельность обучающихся с целью их дальнейшего развития.
Фасилитация поиска познания предмета осуществляется переходом от регламентированных, рецептурных методов обучения к развивающим, интерактивным. Главный источник вдохновения и знаний – это группа обучающихся.
Именно в процессе коллективной мыследеятельности возникают «креативные вспышки», «ситуации озарения», подвигающие обучающегося к воспроизводству знания.
При фасилитации обучения учитель получает возможность использовать не догматические методы и приёмы, а те из них, которые способствуют творческому усвоению необходимой информации, формируют умение рассуждать, искать новые грани проблем в уже известном материале.
Она позволяет преподавателю занять позицию не «над», а «вместе» с учениками. Таким образом, он не надевает на себя маску педагога-догматика, дающего однозначные ответы на все без исключения вопросы учебной программы. Всё это вместе взятое создаёт условия для повышения интереса и познавательной активности учащихся.
В этой статье мне хотелось бы более подробно рассказать об одном из методов фасилитации – методе “World Café”.
Как же появился этот метод?
Калифорния, 1995 год. Небольшая группа лидеров из бизнеса и науки собралась в доме Хуаниты Браун и Дэвида Исаакса (Juanita Brown and David Isaacs) в Mill Valley. Никто из них не планировал создать социальную инновацию, которая быстро распространится по миру в следующие 16 лет.
Утром они расположились большим кругом во дворе дома, но их планы нарушил дождь. Переместившись в дом, участники спонтанно разделились на две группы, которые расположились за столами. Время от времени группы прерывались, чтобы поменяться столами и обменяться идеями. Общение оказалось гораздо плодотворнее, чем они могли себе представить. Так
появилось World cafe (Мировое кафе) — метод сфокусированного неформального обсуждения.
Сегодня этот метод пользует большой популярностью во всем мире. В 2005 году Дэвид и Хуанита написали об этом методе книгу The World Cafe:
Shaping Our Futures Through Conversations That Matter.
Как бы там ни было, метод уникален. Он применяется для решения комплексных проблем. Неформальная дружественная атмосфера способствует расслаблению и открытости при генерации идей и последующем обсуждении, снимает возможную тревожность и скованность.
От учителя требуется соблюдать тайминг и инструктировать участников.
Метод «Мировое кафе»
Цели. Метод идеально подходит, когда необходимо собрать информацию, организовать обмен мнениями большого количества людей по важным для организации или сообщества вопросам и проблемам; изучить возможности для дальнейших действий и принятия решений. Участники
процесса.
«Хозяин кафе»: фасилитатор – учитель, управляющий процессом, его «гости» - ученики.
Обзор процесса. Метод требует минимальной подготовки – определение темы и вопросов для обсуждения, но этот этап является важнейшим и определяет успех всего мероприятия.
Мероприятие:
Начало. Разделение участников на группы, формулирование обсуждаемых вопросов, объяснение правил работы кафе, назначение «хозяина стола».
Основная часть. Несколько (минимум 3–4) раундов бесед с переходом за разные столики. «Хозяева» остаются за своим столиком. Остальные участники переходят за другие столики. Задача «хозяев стола» – знакомить новых участников обсуждения с результатами предыдущей работы группы и фиксировать новые идеи.
Завершение. Возвращение участников за свой столик, обобщение идей
«хозяевами стола»; создание галереи идей, консолидация основных идей,
кластеризация основных идей.
Обычное количество участников - не менее 12-15 человек.
Рассаживаются, как это и бывает в обычных кафе, по трое-четверо за столик. При этом один человек становится «хозяином» за столом, остальные – его «гости». Для решения проблемы в малой группе есть большие листы бумаги (так называемые «бумажные скатерти») и куча фломастеров, все идеи фиксируются в любой форме - запись, рисунок, диаграмма. Через небольшой отрезок времени, например полчаса, «гости» отправляются к следующему столику, они выступают «посланцами новых идей», «хозяин» же остается на месте и вводит новых пришедших к нему «гостей» в курс дела: презентует основные соображения, рассмотренные до этого. Работа продолжается с учетом всего, что подготовили предыдущие «гости». К концу второго круга дискуссий все «посетители» кафе ознакомятся с идеями и предложениями друг друга, каждый выскажет свое мнение и выслушает коллег. После нескольких таких «хождений» между столиками все собираются для общего обсуждения темы. На этом этапе возможна провокация, необычный поворот разговора - с тем, чтобы углубить его и сделать более плодотворным. В конце работы устраивается «вернисаж бумажных скатертей» - результаты всех участников вывешивают для всеобщего ознакомления и обсуждения.
Этикет Кафе:
«Не распыляйтесь» – Фокусируйтесь на самом важном
«Не отсиживайтесь» - вносите свои мысли, мнения, размышления
Говорите без задних мыслей и от всего сердца
Слушайте, чтобы понимать
Связывайте и соединяйте идеи
Слушайте всех, слушайте все вместе, слушайте все время для озарений и углубляющих разговор вопросов
Играйте – не сидите на «трибуне»
Рисуйте и пишите на скатертях – здесь это можно и нужно!
Получайте удовольствие!