СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Меткий стрелок" (интеллектуальная игра)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Меткий стрелок" (интеллектуальная игра)»

МКОУ «Аялизимахинская СОШ им. Абдуллаева Б.Ю.»






«Меткий стрелок»

интеллектуальная игра

русский язык





Разработала и провела

с учащимися 7 класса

Гамидова Светлана Ивановна,

учитель русского языка и литературы














Аялизимахи

Цель игры: создать условия для повторения курса русского языка 7 класса, закрепить знания, полученные на уроках, формировать умение работать командой, чувствовать ответственность за свою команду, вырабатывать чувство сплочённости


Оборудование: небольшой мяч с мишенью (урна или ведро), доска, мел, символические призы, ноутбук.

Ход игры:

Класс делится на 2 команды стрелков. Каждый по очереди подходит к  условленному месту и кидает мяч в ведро, в зависимости от того сколько очков выбил, столько и будет стоить вопрос. Например, если будет 5 попаданий мячом в ведро, то за правильный ответ на вопрос ученик получает 5 баллов, если одно попадание, то стоимость вопроса 1 балл. Если же ученик неправильно отвечает на вопрос или не попадает мячом в ведро, то тогда ход переходит к другой команде.


Побеждает та команда, которая была самая меткая и при этом правильно отвечала на вопросы.

Учитель: Здравствуйте, дорогие участники игры, коллеги, компетентное жюри! Сегодня нашим игрокам предстоит не только метко стрелять, но и отвечать на вопросы и за правильные ответы получать баллы. Каждый участник команды может принести баллы своей команде, метко попав мячом в ведро и правильно ответив на вопрос. Я желаю вам удачи в меткости и показать свои знания по русскому языку! На доске я буду фиксировать баллы, в конце игры их суммируем и узнаем победителей – лучших стрелков и знатоков русского языка.

Ученики по одному по очереди выходят и кидают мяч в ведро. Если ученик не попал, то ход передается другой команде.


Первый блок вопросов (за правильный ответ 1 балл):

1. Дайте определение глаголу. (Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?)

2. Каким образом определить вид глагола? (По вопросу. Если глагол отвечает на вопрос что делает? (что делал? что будет делать? )– глагол несовершенного вида, если отвечает на вопрос  что сделать? (что сделал? что сделает?) – глагол несовершенного вида)

3. Как пишется частица Не с глаголами? (всегда ли? назовите исключения) (Частица Не  пишется с глаголами раздельно. Не пишется слитно только с теми глаголами, которые без НЕ не употребляются: ненавидеть, нездоровится)



4. Дайте определение инфинитиву. (Инфинитив –  начальная форма глагола, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать?)


5. Какие глаголы называются возвратными, ( Глаголы, имеющие суффикс –ся   (-сь), называются возвратными, если нет этих суффиксов – глагол невозвратный)

6. Перечислите наклонения глагола. ( Изъявительное, условное, повелительное).


7. Какие времена глагола существуют? (Настоящее, прошедшее и будущее).


8. Дайте определение имени прилагательному. (Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей?)

9. Перечислите разряды прилагательных по значению. (Качественные, относительные, притяжательные).


10. Назовите постоянные признаки имени прилагательного. (Разряд по значению).


11. Назовите непостоянные признаки имени прилагательного. (Полная или краткая форма, род, число, падеж).


12. Дайте определение имени числительному. (Числительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счёте и отвечает на вопросы сколько? который? какой?).


13. На какие группы делятся числительные по строению? (Простые, сложные, составные).


14. Назовите несколько количественных, собирательных и порядковых числительных. Количественные – три, два, пять; собирательные – семеро, девятеро, трое, оба; порядковые – второй, двадцатый, сотый).


15. Дайте определение наречию. (Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действия или признаки признаков и отвечает на вопросы: как? куда? когда? где? почему? для чего? в  какой степени?)


16. Какая особенность сближает наречие с инфинитивом? (Являются неизменяемыми частями речи).

17. Назовите степени сравнения наречий. (Сравнительная, простая сравнительная, сложная сравнительная, превосходная).


18. Расскажите правило о написании дефиса в наречиях. (Дефис пишется: 1. В наречиях с приставкой по-, оканчивающихся на –ому, -ему, -и; 2. В наречиях с приставкой в- (во-), оканчивающихся на –ых (-их); 3. В наречиях, образованных повторением слов или из однокоренных слов).


19.Чем слова состояния отличаются от наречий? А что их объединяет? ( Отличаются тем, что обозначают душевное состояние человека, физическое состояние человека и животных, состояние природы и  окружающей среды, оценку действий, в предложении не зависят от других слов, являются сказуемыми. Схожи формой, не изменяются и отвечают на вопросы как? каково?).


20. Дайте определение местоимению. (Местоимение – самостоятельная  часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называют их).


Второй блок вопросов

1. Назовите морфологические признаки глагола. (Вид, спряжение, возвратность, наклонение, время, лицо, род, число).

2. Перечислите постоянные признаки глагола. (Вид, спряжение, возвратность).



3. Перечислите непостоянные признаки глагола. ( Наклонение, время, лицо, род, число).

4. Вспомните спряжение глагола. Как можно его определить? ( По личному ударному окончанию, по инфинитиву).

5. Назовите исключения из 1 спряжения и из 2-го. (Исключение из 2 спряжения: брить, стелить; исключения из 1 спряжения: слышать, дышать, держать, гнать, видеть,  ненавидеть, обидеть, зависеть, смотреть, вертеть, терпеть).


6. Назовите основные отличия наклонения глагола друг от друга. (Глаголы в

изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить. Глагол в форме условного наклонения обозначает действие, которое может произойти только при определенных условиях, есть частица бы. Глагол в форме повелительного наклонения обозначает действие, к которому говорящий побуждает своего собеседника, часто присутствуют частицы  пусть, пускай).


7. Как определить лицо и число глагола? (при помощи чего?) (При помощи окончания).


8. Какие глаголы мы называем разноспрягаемыми? (Хотеть, бежать).


9. Какие глаголы мы называем безличными? Почему? (Безличные глаголы обозначают действие, которое совершается без действующего лица, поэтому называются безличными).


10. Как отличить разряды прилагательных друг от друга? (Качественные прилагательные называют признаки, обозначающие различные качества предмета: по величине, по возрасту, по цвету, по весу, по внешнему виду, по внутренним качествам. Относительные прилагательные обозначают материал, из которого сделан предмет, указывают на признак предмета по месту, по времени его существования, по назначению предмета. Притяжательные  прилагательные обозначают признак предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному).


11. Каким членом предложения обычно являются краткие прилагательные? (Сказуемым).


12. Чем отличаются полные и краткие имена прилагательные? (Окончанием).


13. Какие степени сравнения прилагательных существуют? Как они образуются? (Сравнительная простая и сложная, превосходная простая и сложная. Простая сравнительная степень образуется при помощи суффиксов: -ее (-ей), -е, -ше. Сложная сравнительная степень при помощи слов более или менее. Простая превосходная при помощи суффикса –ейш или –айш. Сложная превосходная степень при помощи слов самый, наиболее, наименее).


14. Когда Не  с прилагательными пишется слитно?  (Если слово без Не не употребляется, если слово с Не можно заменить близким по значению синонимом без не-).


15. Когда Не с прилагательными пишется раздельно? ( Если в предложении есть или подразумевается противопоставление).


16. На какие  2 разряда по значению и грамматическим особенностям делятся числительные? (Количественные и порядковые).


17. Когда в наречиях после шипящих пишется  О, а когда Е? От чего это зависит? Назовите исключения. (на конце наречий после шипящих под ударением пишется О, без ударения Е. Зависит от ударения).

18. Когда в наречиях пишется одна буква Н, а когда две? ( В наречиях пишется столько Н, сколько их в прилагательном, от которого данное наречие образовано).


19. В каких случаях на конце наречий пишется мягкий знак? (назовите исключения). (На конце наречий после шипящих пишется мягкий знак. Исключения: уж, замуж, невтерпёж).


Третий блок вопросов


Загадки-шутки

  1. В какую бочку не нальёшь воды?

  2. В какой клетке не держат птиц и зверей?

  3. Из какого крана не берут воду?

  4. Какой вид литературного произведения обозначается мужским именем? (Роман)

  5. 5.Каким патроном не зарядишь ружьё? (Патроном для лампочки)

  6. В каких лесах не водится дичь?( В строительных лесах)

  7. Каким поясом нельзя подпоясаться? (Географическим поясом)

  8. 8. Из какого сосуда не напьёшься? (Из сосудов в теле человека).

  9. В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес золота? (Узнать, почём фунт лиха)

  10. Согласно какой поговорке зубы могут находиться не во рту?

  11. Какая поговорка говорит нам о каком – либо событии, которое неизвестно, когда было, да и было ли вообще? (На воде вилами писано)

  12. Плеваться некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец – пригодится воды напиться)


Подведение итогов, подсчет баллов.

Учитель: Молодцы, ребята! Поработали сегодня хорошо, и каждый получит сегодня отметку на уроке, а выигравшая команда небольшие призы!

Выведение отметок за урок и вручение небольших подарков, грамот.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!