Метапредметный подход в образовании.
Урок обществознания для 10 класса
Конспект урока
Приложение «Мой бизнес план»
Приложение «Анонс урока»
1.Конспект урока
«Способности профессия»
или «Я – будущий предприниматель?»
Цели урока:
- предметные: развитие у обучающихся навыков экономического мышления, систематизация знаний по теме «Бизнес и предпринимательство», развитие умений применять эти знания, действовать продуктивно в изучаемой области.
- метапредметные: расширение опыта творческой деятельности обучающихся, развитие предпринимательских способностей: умений моделировать первые шаги предпринимателя, принимать разумные последовательные решения, идти на допустимый, оправданный риск и др. Также развитие умений выступать публично и высказывать свое мнение.
- личностные: расширение социального опыта обучающихся, развитие стремления зарабатывать своим трудом, формирование позитивного отношения к предпринимательской деятельности. Создание условий для личностного и профессионального самоопределения.
Ход урока
1 этап – работа с метапредметным понятием, определение темы урока, целеполагание
Учитель предлагает обучающимся задание - определить, о чём идет речь в тексте (текст составлен на основе афоризмов):
ИХ считают самыми надежными нашими покровителями, ОНИ есть у каждого, но наибольшей помехой к ИХ развитию считается лень, для ИХ проявления нужен простор, ИХ сила определяется только в результате испытаний, ОНИ подпитываются в процессе воспитания, ОНИ влияют на могущество и престиж страны.
Предполагаемый ответ обучающихся - в тексте говорится о способностях человека.
Учитель демонстрирует слайд с афоризмами о способностях и организует обсуждение:
Попробуйте объяснить один из афоризмов
Какими способностями обладаете вы?
Какие способности необходимы для успешной учебной деятельности? (предполагаемый ответ – готовность к обучению, новым способам усвоения информации, усидчивость, кропотливость и т.д)
Учитель совместно с обучающимися делает вывод - способности – это индивидуальные возможности человека, которые способствуют его успешности в той или иной сфере деятельности.
Как вы думаете, в какой сфере деятельности способности играют определяющую роль ?В каком случае способности должны обязательно учитываться? Вспомните формулу «ХОЧУ – МОГУ – НАДО» (Предполагаемый ответ: способности определяют выбор профессии)
Сегодня на уроке мы постараемся узнать, есть ли у вас задатки определенных способностей. А каких именно, узнаем из видеоролика ( видео «Дети – бизнесмены).
После просмотра – обсуждение:
Учитель: действительно, не каждый способен, даже достигнув совершеннолетия, и в более старшем возрасте, стать успешным предпринимателем. Что необходимо для организации и ведения прибыльного бизнеса, кроме капитала и земли?
Предполагаемый ответ: для этого необходимы предпринимательские способности, т.е. умение принимать разумные последовательные решения, создавать и применять новшества, идти на допустимый, оправданный риск, креативность мобильность и т.д.
Учитель: тема урока сформулирована таким образом «Я – будущий предприниматель». Какую цель вы определите для себя на уроке? (ученики называют свои цели). Учитель обобщает ответы обучающихся: цель каждого из вас, понять, хотели бы вы вместо буквы «Я» поставить своё имя? Есть у вас способности к предпринимательской деятельности? Интересна ли вам эта сфера?
2 этап – работа над открытым заданием
Учитель: ваша задача – начать работу над созданием своего дела. Каждый успешный предприниматель может с уверенностью сказать, что одним из самых важных моментов в организации бизнеса является качественно составленный бизнес-план. Как вы думаете, для чего он нужен?
Предполагаемый ответ: Бизнес -план нужен для того, чтобы предприниматель видел ближайшие цели, понимал, сколько денег нужно вложить на каждом этапе развития проекта, когда пойдут очередные затраты и когда ожидать первую прибыль.
Учитель: Сегодня вы создаете свое дело и начинаете с составления бизнес – плана. Вам предлагается использовать данную адаптированную модель, заполнить предлагаемую форму и представить аудитории свой бизнес - проект.
Форма работа над открытым заданием – индивидуальная или парная (по выбору обучающихся). Модель бизнес – плана:
Структура | Содержание |
Наименование товара или услуги Совет – опирайтесь на ваши увлечения, хобби | |
Актуальность продукта или услуги | |
Целевая аудитория | |
Конкурентноспособность (отличия, преимущества продукта или услуги) | |
План привлечения покупателей (рекламный лозунг) | |
Планируемые объемы выпуска продукции | |
Затраты и себестоимость товара или услуги | |
Цена товара или услуги, предполагаемая прибыль | |
Учитель демонстрирует обучающимся культурно – исторический аналог бизнес – плана на основе данной модели:
Структура | Содержание |
Наименование товара или услуг Совет – опирайтесь на ваши увлечения, хобби | Обучение игре на гитаре |
Актуальность продукта или услуги | Среди подростков умение играть на гитаре считается модным |
Целевая аудитория | Подростки 14 – 18 лет, имеющие слух и музыкальные способности |
Конкурентноспособность (отличия, преимущества продукта или услуги) | Учим музыкальные композиции быстро, легко и по вашему выбору |
План привлечения покупателей (рекламный лозунг) | Приблизиться к искусству проще, чем кажется |
Планируемые объемы выпуска продукции | 3 занятия в неделю с группой 10 человек |
Затраты и себестоимость товара или услуги | Замена струн (при необходимости) – примерно 2 тыс. у.е. Себестоимость услуги : 2 тыс. у.е. / (3*10= 67 у.е. |
Цена товара или услуги, предполагаемая прибыль | 100 у.е за одно занятие. Прибыль - с 1 человека – 33 у.е. С 10 человек – 330 у.е. за одно занятие За 3 занятия – 990 у.е. |
3 этап – представление и обсуждение бизнес – проектов: учитель и обучающиеся задают вопросы по содержанию бизнес – проекта.
Возможные вопросы:
1) Почему именно этот товар или услугу ты выбрал?
2) Есть ли в твоем бизнес – плане слабые стороны?
3) Хотел бы ты в действительности реализовать свой бизнес – проект?)
Критерии оценки бизнес – проекта (оценивается от 1 до 10 баллов) – взаимооценка, оценка учителя, самооценка.
Оригинальность
Актуальность, востребованность
Креативность
Представление бизнес - проекта
4 этап – подведение итогов, рефлексия
А) Обучающимся предлагается сопоставить цели и результаты урока на основе следующих вопросов:
1. Оцените собственные приращения: что вы ожидали от урока и что получилось?
2. Хотели бы вы развивать в себе способности предпринимателя?
3. Я – будущий предприниматель?
Б) Рефлексия по методике «Комплимент»
Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, благодарность за сотрудничество - обучающиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
5 этап – домашнее задание.
2.Приложение «Мой бизнес – план»
Структура | Содержание |
Наименование товара или услуги Совет – опирайтесь на ваши увлечения, хобби | |
Актуальность продукта или услуги | |
Целевая аудитория | |
Конкурентноспособность (отличия, преимущества продукта или услуги) | |
План привлечения покупателей (рекламный лозунг) | |
Планируемые объемы выпуска продукции | |
Затраты и себестоимость товара или услуги | |
Цена товара или услуги, предполагаемая прибыль | |
3.Приложение «Анонс урока»
«Способности профессия»
1.Цели урока:
- предметные: развитие у обучающихся навыков экономического мышления, систематизация знаний по теме «Бизнес и предпринимательство», развитие умений применять эти знания, действовать продуктивно в изучаемой области.
- метапредметные: расширение опыта творческой деятельности обучающихся, развитие предпринимательских способностей: умений моделировать первые шаги предпринимателя, принимать разумные последовательные решения, идти на допустимый, оправданный риск и др. Также развитие умений выступать публично и высказывать свое мнение.
- личностные: расширение социального опыта обучающихся, развитие стремления зарабатывать своим трудом, формирование позитивного отношения к предпринимательской деятельности. Создание условий для личностного и профессионального самоопределения.
2. Фундаментальный образовательный объект – способности человека. Способности определяют успешность в различных сферах деятельности, в том числе в профессии (конкретно на данном уроке - предпринимательские способности).
3.Разработка образовательной ситуации урока
Инициирование процесса познания, проблематизация: на основе текста, составленного из афоризмов, и его обсуждения обучающиеся определяют ключевое понятие урока – способности. Проблематизация строится на взаимосвязи способностей и профессионального выбора. Далее – конкретизация темы урока: способности – предпринимательские способности- « Я – будущий предприниматель?»
Поиск методов разрешения проблемы – погружение в новую социальную роль «Я - Предприниматель» т. о. трансформация в метазнание – способности определяющий фактор выбора профессии.
4.Виды образовательной деятельности – создание личностного продукта – бизнес плана по реализации бизнес – проекта. Вследствие проявление качеств личности: умение задавать вопросы, анализировать, находить слабые и сильные стороны, сравнивать, проявлять свое мнение, оценивать свою деятельность и деятельность других, гибкость ума, фантазия и т.д.
5. Способы оценки, рефлексия
А) Самооценка, взаимооценка, оценка учителя бизнес – проектов на основе критериев:
Б) Рефлексия: вопросы для обсуждения + методика «Комплимент»
6.Домашнее задание