СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метакогнитивное и рефлексивное обучение

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение комплексу рефлексивных навыков осуществляется в большей степени в процессе развития у детей именно метакогнитивных способностей

Просмотр содержимого документа
«Метакогнитивное и рефлексивное обучение»

Метакогнитивное и рефлексивное обучение

Барсукова Валентина Васильевна
учитель немецкого языка
МКОУ «Лобанихинская средняя общеобразовательная школа»
Новичихинский район Алтайский край


... школа должна помочь ребенку заглянуть в себя и определить некоторый набор ценностей, согласующийся с его неповторимой человеческой сущностью.

Абрахам Маслоу


Анализ множества психологической и педагогической современной литературы с точки зрения вопроса целенаправленного введения рефлексии в процесс обучения в школе позволил выяснить, что обучение комплексу рефлексивных навыков осуществляется в большей степени в процессе развития у учеников именно метакогнитивных способностей. Исходя из теории известного профессора РГПУ им. А. И. Герцена Елены Ивановны Николаевой, являющейся доктором биологических наук, термин мetacognition — это сверхзнание, «за знание», а конкретнее - способность уметь осознанно оценивать на каком уровне овладения знаниями обучающийся находится, и что ещё предстоит предпринять, чтобы двигаться дальше по ступенькам познания. Это значит, что учитель современности, не просто даёт ребенку знания, но и помогает отреагировать на то, как эти знания получены, что ученик узнал о том, как он получил новые знания, что он ещё не знает, и что нужно делать, чтобы увеличить уровень собственных знаний или навыков.

В своей научной работе «Метакогнитивная компетенция — в чём проблема?» Е.И. Николаева утверждает, что школе в первом классе учитель берет на себя организацию получения знаний. Более того, сам учитель должен наглядно представлять этапы метакогнитивных действий.

  • Сначала ученик оценивает задачу: знакомится с её формулировкой, относит к той или иной области (задачи могут быть не только арифметическими), проблеме, определяет к какому классу в определённой классификации можно отнести данную задачу, представляет возможные варианты решения.

  • Следующим этапом будет проведение оценки собственных возможностей по отношению к решению данной задачи: выполнял ли я когда-то похожие задачи, есть ли у меня необходимые ресурсы для её решения.

  • Затем: что будет конечным результатом решения — выполнение определенных действий, сочинение, реферат. Сколько времени понадобится для этого.

  • Что мне нужно для решения поставленной задачи: чтение каких-то источников, обращение к учебнику, консультация с учителем, или что-то иное?

  • Контролирование прохождения этапов решения задачи и оценка качества полученного результата.

  • И, последнее, включение данного результата как продукта в общую картину осознания мира и самого себя: как соотносится продукт с моим представлением о мире и как я сам(а) изменился в связи с решением этой задачи. [Е.И. Николаева, 2012]

Безусловно, такая этапность нужна только при освоении нового навыка. Как только навык будет освоен, он переходит на автоматизированный уровень, когда осознанная рефлексия каждого этапа «сворачивается» до мгновенной оценки предстоящего действия. А само действие происходит без контроля сознания. Он может включиться в том случае, если в силу тех или иных обстоятельств навык не приводит к желаемому результату.

Важный момент в формировании метакогнитивных компетенций: учителю нужно предлагать помощь только в таких пределах, которые помогут справиться с конкретной задачей. Если помощь будет избыточной, ребенок перестанет думать, предпочитая воспользоваться помощью там, где она ему не нужна. [Е.И. Николаева, 2012]

Важно то, что метакогнитивная компетентность будет сформирована именно тогда, когда сам ученик начнет задавать себе вопросы относительно каждого этапа выполнения задания, то, как он будет решать конкретную задачу, в каких условиях и какие ресурсы у него для этого имеются.

А также метакогнитивная компетентность позволяет ученику быть активным участником педагогического процесса, понимать, осознавать, что происходит в конкретный момент времени, выбирать оптимальный путь при обучении новым знаниям или навыкам.

Не стоит забывать, что для детей, особенно в начальных классах, родители остаются важнейшими фигурами, которым они подражают как в процессе обучения, так и в адаптации в социуме. Именно поэтому на одном из родительских собраний стоит поговорить о метакогнитивной компетенции и попросить родителей рассказывать детям о том, почему и как они выполняют те или иные действия по дому или на работе. Напомните, с каким интересом люди смотрят телевизионные программы, где показывается способ приготовления того или иного блюда. Также обратите внимание, почему последовательность действий при этом должна быть именно такой, а не другой. Наблюдение за действиями с объяснением — один из важнейших источников освоения новых навыков. [Е.И. Николаева, 2012]

Когда перед учителем стоит цель сформировать метакогнитивную компетенцию у учащихся, необходимо помнить, что способность к рефлексии относительно собственных мыслительных действий не дается от рождения.

Метакогнитивное осознание, на основе которого и будет сформирована соответствующая компетенция, впервые появляется у ребенка в возрасте около 6 лет. В этот момент ребенок впервые задумывается о том, что он сам порождает мысли. Но это понимание строится на более ранней функции — модели психического, то есть представления, которое возникает у ребёнка относительно того, что у других людей есть субъективный мир, отличный от того, который есть у него самого. [Е.И. Николаева, 2012]

Одна из главных проблем, с которой приходится сталкиваться при введении элементов рефлексии в учебный процесс, заключается в том, что ученики часто не испытывают потребности в осознании своего развития или, не обнаруживают причин своих проблем или результатов, затрудняются сказать, что именно происходит в их деятельности. Необходимо начинать обучение рефлексии уже с младшего школьного возраста. И здесь нужен психологический подход к организации рефлексии ученика. Задача педагога создать для ученика такие условия, чтобы он сам захотел говорить о своей деятельности на проведенном уроке.

Осуществлять рефлексию можно не только в конце каждого урока, темы курса, но и на отдельных этапах урока. Рефлексия может осуществляться по итогам года, учебной четверти.

Систематизируя знания учащихся, использую на своих уроках опыт работы педагога Л.А. Соколовой (школа №1, г. Киров). [Л.А. Соколова, 2005 г.]

Учебной рефлексии могут подвергаться:

1) настроение, эмоциональное состояние;

2) деятельность обучающихся;

3) содержание учебного материала.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска из них наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем как на этапе проверки домашнего задания, так и при защите проектных работ. Применение рефлексии в конце занятия дает возможность оценить степень активности каждого ученика на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха».

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения (тезиса). Возможны варианты незаконченных фраз, связанных непосредственно с тематикой урока. Можно использовать приём подбора афоризма, рефлексию достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…), прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

Существует много форм образовательной рефлексии – устное обсуждение, рисуночное или графическое изображение изменений, происходящих с учеником, письменное анкетирование.

Рекомендую приёмы рефлексии Гальсковой Н. Д., и Никитенко [Гальскова Н. Д., Никитенко З. Н., 2004], изложенные в методической литературе для начальной школы.

Итак, рефлексия — вершина сознания. Она является констатирующим признаком личности и формируется вместе с ней. Рефлексия помогает человеку оценить свои действия, мысли, их результаты, найти место в жизни.

Всё, что происходит на уроке по организации рефлексивной деятельности,— не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Впрочем, процесс рефлексии должен быть многогранным, поскольку оценивание личности должно осуществляться не только ею самой, но и присутствующими.

Рефлексия на уроке— это совместная деятельность учащихся и учителя, которая позволяет совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Список литературы:

  1. Гальскова Н. Д., Никитенко З. Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа:/ Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.

  2. Соколова Л. А. Рефлексивный компонент деятельности как необходимое условие для развития учителя и учащихся / Иностранные языки в школе – 2005. - № 1.

  3. Хуторской А. В. Современная дидактика: /Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001.

  4. Николаева Е.И. - доктор биологических наук, профессор РГПУ им. А. И. Герцена, Метакогнитивная компетенция — в чём проблема? /Вестник практической психологии образования №1(30) за 2012 год.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!