Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для 1 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающих
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основании следующих нормативно-правовых документов: - Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями).
- АООП (Вариант 2) и Программы воспитания ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №11» по модулю «Школьный урок»; - учебника «Математика» 1 класс / Т. В. Алышева, - М.: «Просвещение», 2020.
Указанная рабочая программа рассчитана на базовый уровень преподавания.
Цель программы обучения:
подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном
обществе и овладение доступными профессионально - трудовыми навыками.
Основные задачи:
-Формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно- познавательных , учебно- практических. Житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования для решения соответствующих возрасту задач;
- коррекция и развития познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения.
-формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, целеустремлённости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, умения планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
Распределение часов по годам обучения
класс/часы | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | за год |
4класс | 8 | 8 | 9 | 8 | 33 |
Программа в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели и отводится 33 часа (1 час в неделю).
Планируемые результаты на уровне образования:
Личностные результаты обеспечивают овладение детьми необходимым комплексом жизненных компетенций, которые необходимы для введения обучающихся с интеллектуальными нарушениями в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
К личностным результатам относятся:
Осознание себя, как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
освоение навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости , понимания и сопереживания к чувствам других людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Познавательные БУД:
- выделяет некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
- делает простейшие обобщения, сравнения, классификации на математическом материале;
- пользуется знаками, символами, предметами-заместителями при решении примеров и задач;
- читает; записывает; выполняет простые арифметические действия;
- наблюдает под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- работает с несложной по содержанию и структуре арифметической (математической) информацией.
Коммуникативные БУД:
- вступает в контакт и работает в коллективе (учитель −ученик);
- использует принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем (здоровается, прощается, благодарит);
- обращается за помощью и принимает помощь;
- слушает и понимает инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;
- сотрудничает со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- договаривается и изменяет свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные БУД:
- адекватно соблюдает ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимает учебную задачу, и произвольно включатся в деятельность, следует предложенному плану;
- активно участвует в деятельности, контролирует и оценивает свои действия и действия одноклассников;
- соотносит свои действия и их результаты с заданными образцами, принимает оценку деятельности, оценивает ее с учетом предложенных критериев, корректирует свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Предметные результаты:
- развивается понимание математической терминологии, понимание слов, обозначающих объекты, происходит развитие жизнеобеспечивающей ориентировки в пространстве.
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
Элементарные математические представления о цвете, форме, величине; пространственные представления |
Умение различать предметы по цвету, форме, величине. Умение ориентироваться в схеме тела. | Умение различать и сравнивать предметы по цвету, форме, величине. Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости. |
Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания
с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы
Тематическое планирование по предмету «Математические представления» 1 класс |
№ п\п | Тема | Ключевые воспитательные моменты | Модуль воспитательной программы «Школьный урок» | Количество часов |
1 | Раздел «Пространственные представления» | 1.Формирование умений через использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная агитация школьных стендов, предметной направленности, совместно производимые видеоролики по темам урока). 2.Формирование умения различать и сравнивать предметы по цвету. | «Безопасная дорога». «Терроризм -глобальная проблема человечества». «Беслан: помним, скорбим». «Цвети, земля!». Международный день учителя Всемирный день защиты животных Неделя безопасности дорожного движения | 8 |
2 | Раздел «Представления о цвете». | Всероссийский урок: «Экология и энергосбережение» в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения «Вместе Ярче» «Человек в мире правил» Международный день инвалидов Международный день толерантности. Час памяти: «Блокада Ленинграда» День памяти жертв Холокоста День космонавтики. Гагаринский урок. «Все профессии важны, все профессии нужны».День славянской письменности. | 10 |
3 | «Представления о форме». | Формирование умения различать и сравнивать предметы по форме. | | 10 |
4 | «Представления о величине». | Формирование умения различать и сравнивать предметы по величине. | | |
Модуль программы воспитания ГКОУ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа –интернат № 11»
Месяц | Проделанная работа |
Сентябрь | Поговорим о главном: День солидарности в борьбе с терроризмом |
Октябрь | Поговорим о главном: 5 октября - Международный день учителя |
Ноябрь | Поговорим о главном: 27 ноября - День матери в России |
Декабрь | Поговорим о главном: День Героев Отечества |
Январь | Поговорим о главном: Здоровый образ жизни12 декабря - День Конституции Российской Федерации (12 декабря) |
Февраль | Поговорим о главном: Как научиться быть ответственным за свои поступки. Уроки этики |
Март | Поговорим о главном: 27 марта - Всемирный день театра |
Апрель | Поговорим о главном: Мы за ЗОЖ (беседа) |
Май | Поговорим о главном: 1 мая - Праздник Весны и Труда |
«Работа с родителями»
Цель: работы с родителями: формирование сотрудничества между семьей и педагогами школьного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Задачи:
1.Познакомить родителей с закономерностями развития детей школьного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.
2.Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам обучения воспитания детей.
3. Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.
4. Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.
Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.
Формы работы:
-консультации;
-информационно – просветительные;
-индивидуальные беседы по телефону;
- личные встречи;
- анкетирование родителей.
Ожидаемые результаты:
- У родителей повысится заинтересованность школьной жизнью детей.
- Дети научатся жить дружно, сплочённо.
- Сформируется взаимодействие семьи и школы
Содержание учебного предмета
Наименование разделов и тем учебного предмета | Количество часов | Содержание тем учебного предмета | Практическая часть |
1 класс | 33 | | |
Раздел «Пространственные представления» | 8 | Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу). Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): перед (спереди), зад (сзади). Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): правая (левая) рука (нога, сторона тела). Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева. | |
Раздел «Представления о цвете». | 10 | Цвет, назначение предметов (красный). Цвет, назначение предметов (синий). Цвет, назначение предметов (желтый). Цвет, назначение предметов (зеленый). Цвет, назначение предметов (зеленый, красный, синий и желтый). | |
Раздел «Представление о форме» | 10 | Геометрические фигуры плоскостные и объёмные (круг, шар). Соотнесение формы предметов с геометрическими телами. Геометрические фигуры плоскостные и объёмные (квадрат, куб). Узнавание (различение) геометрических фигур: квадрат, круг. Дифференцирование фигур в группы по форме. | |
Раздел «Представление о величине» | 5 | Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине (большой – маленький). Одинаковые, равные по величине. Сравнение по величине 2 –х, 3-х предметов. | |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол.час | Дата | Основные понятия | Основные виды деятельности обучающихся | Коррекционная работа |
1 | Выявление знаний и умений. Свойства предметов. | 3 | | Знания, умения | Беседа учителя. Выполнение заданий по инструкции учителя. | Коррекция зрительного восприятия и пространственных отношений через упражнения в определении места в ряду. |
2 | Положение предметов в пространстве: «в центре», «между», «в середине». | 3 | | В центре, между, в середине | Выполнение практических заданий. Дид. игры «Кто твой сосед», «Расставь фигуры». Зарисовка и раскрашивание в тетради. | Коррекция пространственных представлений через формирование умения располагать предметы относительно себя. |
3 | Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине. Практическая работа. | 2 | | На, в , за, над, под, перед | Обводка по трафаретам геометрических фигур и раскрашивание по образцу. | Коррекция пространственных представлений через формирование умения располагать предметы в порядке следования. |
4 | Цвет, назначение предметов (красный). | 2 | | Нахождения предметов такого же цвета | Учатся находить его в окружающих предметах. | Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения выделять существенные признаки. |
5 | Цвет, назначение предметов (синий). | 2 | | Нахождения предметов такого же цвета | . Учатся находить его в окружающих предметах. | Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения выделять существенные признаки. |
6 | Цвет, назначение предметов (желтый). | 2 | | Нахождения предметов такого же цвета | Учатся находить его в окружающих предметах. | Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения выделять существенные признаки. |
7 | Цвет, назначение предметов (зеленый). | 2 | | Нахождения предметов такого же цвета | Учатся находить его в окружающих предметах. | Коррекция мыслительной деятельности через упражнения в установлении последовательности. |
8 | Цвет, назначение предметов (зеленый, красный, синий и желтый). | 2 | | Нахождения предметов такого же цвета | Учатся находить его в окружающих предметах. | Развитие мышления через обучение приемам сравнения цветов. |
9 | Геометрические фигуры плоскостные и объёмные (круг, шар). | 2 | | Образец | Под руководством учителя овладевают смыслом практических действий, убирая или добавляя предметы. | Коррекция связной устной речи через формирование умения различать круг от шара. |
10 | Соотнесение формы предметов с геометрическими телами. | 2 | | Сравнение | Овладевают приёмами работы с предметами, убирают предметы под руководством учителя. | Коррекция связной устной речи через формирование умения соотнесения формы с объектом. |
11 | Геометрические фигуры плоскостные и объёмные (квадрат, куб). | 2 | | Сравнение | Овладевают приёмами работы с предметами, убирают предметы под руководством учителя. | Коррекция геометрических представлений. |
12 | Узнавание (различение) геометрических фигур: квадрат, круг. | 2 | | Сравнение | Овладевают приёмами работы с предметами, убирают предметы под руководством учителя | Коррекция зрительного восприятия через упражнения в определении фигуры. |
13 | Дифференцирование фигур в группы по форме. | 2 | | Соотнесение | Сравнивают, называют, выполняют действия. | Коррекция представлений о формах через формирование понятия сравнения. |
14 | Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине (большой – маленький). | 2 | | Соотнесение | Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют предметы под руководством учителя. | Коррекция связной устной речи через формирование умения различать примеры по признакам. |
15 | Одинаковые, равные по величине. | 2 | | Соотнесение | Овладевают приёмами работы с предметами, убирают предметы под руководством учителя. | Коррекция связной устной речи через формирование умения различать примеры по признакам. |
16 | Сравнение по величине 2 –х, 3-х предметов. | 1 | | Соотнесение | Овладевают приёмами работы с предметами, убирают предметы под руководством учителя | Коррекция связной устной речи через формирование умения различать примеры по признакам. |