Тема урока | Место урока по теме |
Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи | Первый урок по теме «Местоимение» |
Тип урока | Формы, приемы, методы |
Изучение нового материала | Фронтальная, работа в паре, сравнение, подводящий диалог |
Цель урока | Задачи урока |
Знакомятся с новой частью речи местоимением, его значением и употреблением в речи | Предметные результаты: 1. Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении. 2. Различать местоимения и имена существительные. Метапредметные результаты: Личностные результаты: - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Регулятивные результаты: - самостоятельно определять учебную задачу - планировать свою деятельность по решению учебной задачи - адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия. Познавательные результаты: - ученики понимают, что такое местоимение, роль местоимения в речи - осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме - осознают ценности своего языка. Коммуникативные результаты: - применять правила делового сотрудничества - участвовать в продуктивном диалоге. |
Предполагаемый результат |
Знать | Уметь |
Определение местоимения как части речи , его употребление и значение в речи | 1. Распознают личные местоимения среди других слов в предложении. 2. Различают местоимения и имена существительные. |
Компетенции/УУД | Педагогические технологии | Оборудование |
учебно-познавательная, информационная, коммуникативная | метод проблемного обучения, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве | мультимедийное оборудование, карточки с заданиями, смайлики |
ХОД УРОКА
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
(Слайд 3)
- Посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесь тайны открывать!»
-А что такое тайна?
-А вы готовы открывать тайны? Так, начнём.
- Ребята, сегодня на уроке мы откроем ещё одну маленькую тайну русского языка, но чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий
2. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА
1.Словарная работа (фронтальная работа) (Слайд 4)
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
Где птиц нет, там и лягушки за соловьёв сходят.
Урожай сам не придёт, за посевами нужен уход.
-Прочитайте предложения.
-Что это записано? (пословицы)
-Найдите и выпишите словарные слова из пословиц (Мороз, лягушка, урожай)
-Образуйте от слов однокоренные прилагательные, запишите с подходящим по смыслу существительным. Обозначьте непроверяемую безударную гласную. (Морозный день, лягушачья икра, урожайное лето)
-Запишите пословицу о трудолюбии. (Урожай сам не придёт, за посевами нужен уход)
-Какая орфограмма вам здесь встретилась, связанная с глаголом?
2.Определение темы урока
- Посмотрите на первую пословицу. Какое бы вы хотели выполнить задание с этой пословицей? (определить части речи)
-А я предлагаю вам задание, в котором мы проверим свои знания. Обратите внимание на слайд и скажите, какое это задание, что нужно сделать? (групповая работа) (Слайд 5)
Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол |
| | |
| | |
| | |
| | |
Карточки со словами:
работа, голубой, он, писать, медведь, ты, я, храбрая, косить, учиться, весна, яркое.
Докажите, почему объединили слова в одну группу.(каждая группа доказывает свою часть речи)
- Почему вы не все слова распределили?
- А мы употребляем эти слова в речи?
-Значит они тоже часть речи?
- А как называется эта часть речи?
- Значит, какая цель нашего урока.( Узнать, как называется новая часть речи.) (Слайд 6)
3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
- Прочитайте два текста и сравните их. (Слайд 7)
1. Помидор – овощ. Помидоры бывают зелёными, красными, жёлтыми. Помидоры содержат много витаминов.
2. Он – овощ. Они бывают зелёными, красными, жёлтыми. Они содержат много витаминов.
- О чём говорится в первом тексте?
-О чём говорится во 2 тексте?
- Вместо каких слов употреблены слова он, они?
-Место какой части речи заняли эти слова?
- Так эти слова заняли место имени существительного, то они и называются МЕСТОИМЕНИЯМИ.
Так какая тема сегодняшнего урока. (Слайд 8)
.
- Почему местоимение получило такое название?
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!
4. ФИЗМИНУТКА
Я называю слова.
Если это существительное – вы хлопаете в ладоши,
Если прилагательное – топаете ногами,
Если глагол – прыгаете,
Если местоимение – стоите на месте.
Радуга, домашняя, они, решать, пень, весёлый, я, говорить, песня, вы, солнечный, день, мы.
5.ПЕРВИЧНОЕ УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
1.Молодцы! Отдохнули, давайте продолжим дальше разгадывать тайну русского языка. Ребята, а давайте немного понаблюдаем за местоимениями и узнаем о них ещё кое-что интересное. Готовы?
Прочитайте стихотворение В. Степанова о слоне. (Слайд 9-10)
-На какой вопрос отвечает слово «слон»?
-Каким местоимением заменяется слово СЛОН?
-На какой вопрос отвечает слово «он».
Значит, какой вывод мы можем сделать? (Слайд 11)
Молодцы! Это сходство с именем существительным, а в чём же различие?
Давайте понаблюдаем.
Уберём из стихотворения первую строчку и прочитаем. (Слайд 12)
Понятно ли о ком говорится в стихотворении?
Значит, какой вывод мы можем сделать?
- Давайте попробуем составить определение понятия местоимения
Продолжим предложения,, выбрав верные высказывания):
Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это (глаголы, имена существительные, местоимения).
Местоимение – (часть речи, не часть речи), которая (указывает на предметы, но не называет их; указывает на предметы и называет предметы).
-А теперь давайте полностью прочитаем определение, которое у нас получилось? Что же такое местоимение? (Слайд 13)
- Давайте сравним наше определение с эталоном. Что нам говорит тётушка сова?
(учебник с.101)
2.Физминутка (Слайд 14)
А как вы думаете, зачем же нам местоимения нужны? Может, мы бы без них могли обойтись?
3.Самостоятельная работа по упр.174.
- Выполните упр. А затем обменяйтесь тетрадями и проверьте товарища.
Оцените товарища по таким критериям:
4.Работа в парах. (Слайд 15)
У вас на столах небольшие карточки с заданием. Что нужно выполнить? Кто скажет?
Посовещайтесь в парах, какие местоимения нужно вставить в предложения. Какая пара быстрее справится, поднимает вместе руки вверх и мы проверяем.
……нарисую белочку. А … что будете рисовать?.... умеешь вырезать? Какую задачу … будем решать? Как хорошо … поёт! Почему … улетают? Сегодня …получила пятёрку.
5.Самостоятельно. Упр.171.
6.ИТОГ УРОКА
-Вспомните девиз нашего урока. Какую тайну мы сегодня разгадали?
- Какую часть речи изучали?
- Какое определение вывели?
-Что вы можете сказать о роли местоимений в речи?
Оцените свою работу на уроке при помощи смайликов.
Я понял, что такое местоимения, (Слайд 15)
и могу это объяснить одноклассникам.
Я понял, что такое местоимения, но не уверен, что объясню другому.
Я не совсем понял, что такое личные местоимения.