«Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи»
Целевые установки – уточнить представления учащихся о местоимении как части речи, о роли местоимений в речи, познакомить с этимологией названия местоимения; формировать умения распознавать личные местоимения среди других слов и в предложении, заменять имена сущ. местоимениями, определять, каким членом предложения являются местоимения; развивать речь; развивать умение оценивать свои достижения при выполнении заданий урока.
Учебные задачи, направленные на достижения личностных результатов обучения:
формирование уважительного отношения к иному мнению;
развитие навыков сотрудничества с взрослым;
формирование потребности грамотно употреблять слова родного языка;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование индивидуальных учебно-познавательных мотивов.
Учебные задачи, направленные на достижения метапредметных результатов обучения:
формирование опыта индивидуальной деятельности в соответствии с заданной ролью;
формирование умения работать с различными видами информации (текстом, таблицей)
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Учебные задачи, направленные на достижения предметных результатов обучения:
развитие умения писать под диктовку слова и предложения по правилам русского языка;
развитие умения списывать предложения по правилам русского языка;
формирование общего представления о частях речи;
расширение словарного запаса учащихся;
формирование умения соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи;
формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению;
Оборудование:
Ученики: учебник «Русский язык», 2 часть В. П. Канакина, цветные карандаши, листы с индивидуальным заданием.
Учитель: электронная презентация, электронное пособие к учебнику, учебник «Русский язык», 2 часть В. П. Канакина,
I. Орг. мом.
Прозвенел звонок.
Он сказал: «Начнём урок!»
- Девизом нашего урока будет пословица: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».
- Как вы понимаете смысл пословицы? (Каждый день мы узнаём что-то новое).
Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём и используем. - Сегодня мы отправляемся за новым запасом знаний.
II. Актуализация знаний.
- Какую большую тему мы изучаем? (части речи)
- Какие части речи мы уже изучили? (Сущ., прил., гл.)
- Соберите схему об изученных частях речи.
Словарная работа.
- Выпишите из словарика 4 имени сущ. и подберите к ним подходящие по смыслу имена прил.
(в столбик)
- А в ладошку положите мне глагол.
III. Самоопределение к деятельности.
РОМАШКА, ОНА, МЫ, ДРУЗЬЯ, Я, СОЛНЦЕ, УЧЕБНИК, ТРУД, ОНО.
- Выпишите слова, которые указывают на предмет, но не называют его.
- Как называются эти слова? (Местоимение)
- Почему эта часть речи так называется? (употребляется вместо существительных и прилаг.)
- Послушайте стихотворение и догадайтесь о чем идёт речь:
Утром - так заведено-
Разомкнешь ресницы,
И к тебе придет ОНО
Розовой жар-птицей…
А стемнеет - ОН придет:
Тоненький, смущенный,
Он на цыпочках войдет
Долькою лимонной.
Срок прошел - плывет ОНА
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна…
- Учитель: Кто же ОН, ОНО, ОНА? (Месяц, солнце и луна)
- Назовите тему урока.
- Стихотворение о местоимении.
IV. Работа по теме.
Обоснование принадлежности выделенных слов к части речи – местоимению.
1. С. 101 № 173 (устно)
Вывод: местоимение указывает на предмет, но не называет его.
Упражнение в замене имен сущ. подходящими по смыслу местоимениями.
2. С. 102 № 174 (письм.)
Вывод: местоимения могут употребляться вместо имен существительных.
3. Упражнение в замене имён прилаг. подходящими по смыслу местоимениями.
МОЯ МАМА, УВИДЕТЬ ЕГО, РАССКАЗАТЬ ЕМУ, НАШ КЛАСС, ЗАБОТИТЬСЯ О НЕЙ.
Вывод: местоимения могут употребляться вместо имен прилагательных.
4. Упражнение в определении, каким членом предложения является местоимение.
(Вставить в предложения подходящие по смыслу местоимения)
….. РИСУЮ. ….. РИСУЕМ.
……РИСУЕШЬ. ……РИСУЕТЕ.
…… РИСУЕТ. …. РИСУЮТ.
- Прочитайте, что у вас получилось? (нераспространённые предложения).
- Докажите.
- Какой частью речи выражено в них подлежащее? Сказуемое?
- Выберите любое предложение и распространите его второстепенными членами.
- Запишите его, подчеркните грамматическую основу. Подпишите части речи.
Вывод: местоимения в предложении могут быть главными членами – подлежащим.
5. Упражнение в определении, каким членом предложения является местоимение.
- Запишите под диктовку:
БАБУШКА УГОСТИЛА ЕГО ГОРЯЧИМ ПИРОЖКОМ.
- Разберите предложение по членам.
Вывод: местоимения в предложении могут быть второстепенными членами.
V. Рефлексия.
Т. С. 50 № 107. (в паре)
VI. Подведение итога.
- Прочитайте девиз нашего урока: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».
- Кто считает, что он стал сегодня мудрее?
- Что нового вы узнали о местоимении? (выложить схему)
- Оцените свою работу на уроке.
Игра.
1. В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я)
2.Какие два местоимения мешают движению на дорогах? (ЯМЫ)
3.Сколько личных местоимений в слове СЕМЬЯ? (СЕМЬ)
4. Первый слог - личное местоимение, второй- детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, который помогает судну держаться на месте?
5. Какое местоимение читается одинаково слева направо и справа налево? (ОНО)