СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Местоимение как часть речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целевые установки  – уточнить представления учащихся о местоимении как части речи, о роли местоимений в речи, познакомить с этимологией названия местоимения; формировать умения распознавать личные местоимения среди других слов и в предложении, заменять имена сущ. местоимениями, определять, каким членом предложения являются местоимения; развивать речь; развивать умение оценивать свои достижения при выполнении заданий урока.

 

Просмотр содержимого документа
«Местоимение как часть речи»

«Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи»


Целевые установки – уточнить представления учащихся о местоимении как части речи, о роли местоимений в речи, познакомить с этимологией названия местоимения; формировать умения распознавать личные местоимения среди других слов и в предложении, заменять имена сущ. местоимениями, определять, каким членом предложения являются местоимения; развивать речь; развивать умение оценивать свои достижения при выполнении заданий урока.


Учебные задачи, направленные на достижения личностных результатов обучения:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослым;

  • формирование потребности грамотно употреблять слова родного языка;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • формирование индивидуальных учебно-познавательных мотивов.


Учебные задачи, направленные на достижения метапредметных результатов обучения:

  • формирование опыта индивидуальной деятельности в соответствии с заданной ролью;

  • формирование умения работать с различными видами информации (текстом, таблицей)

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.


Учебные задачи, направленные на достижения предметных результатов обучения:

  • развитие умения писать под диктовку слова и предложения по правилам русского языка;

  • развитие умения списывать предложения по правилам русского языка;

  • формирование общего представления о частях речи;

  • расширение словарного запаса учащихся;

  • формирование умения соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи;

  • формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению;



Оборудование:

Ученики: учебник «Русский язык», 2 часть В. П. Канакина, цветные карандаши, листы с индивидуальным заданием.

Учитель: электронная презентация, электронное пособие к учебнику, учебник «Русский язык», 2 часть В. П. Канакина,











I. Орг. мом.

Прозвенел звонок.

Он сказал: «Начнём урок!»

- Девизом нашего урока будет пословица: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».

- Как вы понимаете смысл пословицы? (Каждый день мы узнаём что-то новое).

Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём и используем. - Сегодня мы отправляемся за новым запасом знаний.


II. Актуализация знаний.

- Какую большую тему мы изучаем? (части речи)

- Какие части речи мы уже изучили? (Сущ., прил., гл.)

- Соберите схему об изученных частях речи.


Словарная работа.

- Выпишите из словарика 4 имени сущ. и подберите к ним подходящие по смыслу имена прил.

(в столбик)

- А в ладошку положите мне глагол.


III. Самоопределение к деятельности.

РОМАШКА, ОНА, МЫ, ДРУЗЬЯ, Я, СОЛНЦЕ, УЧЕБНИК, ТРУД, ОНО.

- Выпишите слова, которые указывают на предмет, но не называют его.

- Как называются эти слова? (Местоимение)

- Почему эта часть речи так называется? (употребляется вместо существительных и прилаг.)


- Послушайте стихотворение и догадайтесь о чем идёт речь:

Утром - так заведено-

Разомкнешь ресницы,

И к тебе придет ОНО

Розовой жар-птицей…

А стемнеет - ОН придет:

Тоненький, смущенный,

Он на цыпочках войдет

Долькою лимонной.

Срок прошел - плывет ОНА

В пелене тумана,

Круглолица и грустна,

Будто Несмеяна…


- Учитель: Кто же ОН, ОНО, ОНА? (Месяц, солнце и луна)


- Назовите тему урока.

- Стихотворение о местоимении.

IV. Работа по теме.

Обоснование принадлежности выделенных слов к части речи – местоимению.

1. С. 101 № 173 (устно)

Вывод: местоимение указывает на предмет, но не называет его.


Упражнение в замене имен сущ. подходящими по смыслу местоимениями.

2. С. 102 № 174 (письм.)

Вывод: местоимения могут употребляться вместо имен существительных.


3. Упражнение в замене имён прилаг. подходящими по смыслу местоимениями.

МОЯ МАМА, УВИДЕТЬ ЕГО, РАССКАЗАТЬ ЕМУ, НАШ КЛАСС, ЗАБОТИТЬСЯ О НЕЙ.

Вывод: местоимения могут употребляться вместо имен прилагательных.


4. Упражнение в определении, каким членом предложения является местоимение.

(Вставить в предложения подходящие по смыслу местоимения)


….. РИСУЮ. ….. РИСУЕМ.

……РИСУЕШЬ. ……РИСУЕТЕ.

…… РИСУЕТ. …. РИСУЮТ.


- Прочитайте, что у вас получилось? (нераспространённые предложения).

- Докажите.

- Какой частью речи выражено в них подлежащее? Сказуемое?

- Выберите любое предложение и распространите его второстепенными членами.

- Запишите его, подчеркните грамматическую основу. Подпишите части речи.

Вывод: местоимения в предложении могут быть главными членами – подлежащим.


5. Упражнение в определении, каким членом предложения является местоимение.

- Запишите под диктовку:

БАБУШКА УГОСТИЛА ЕГО ГОРЯЧИМ ПИРОЖКОМ.

- Разберите предложение по членам.


Вывод: местоимения в предложении могут быть второстепенными членами.


V. Рефлексия.


Т. С. 50 № 107. (в паре)


VI. Подведение итога.

- Прочитайте девиз нашего урока: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».

- Кто считает, что он стал сегодня мудрее?

- Что нового вы узнали о местоимении? (выложить схему)

- Оцените свою работу на уроке.


Игра.

1. В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я)

2.Какие два местоимения мешают движению на дорогах? (ЯМЫ)

3.Сколько личных местоимений в слове СЕМЬЯ? (СЕМЬ)

4. Первый слог - личное местоимение, второй- детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, который помогает судну держаться на месте?

5. Какое местоимение читается одинаково слева направо и справа налево? (ОНО)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!