СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Местоимение как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Местомение как часть речи".

Просмотр содержимого документа
«Местоимение как часть речи»

РАЗРАБОТКА УрокА по русскому языку в 4 «А» классе

Тема: Местоимение как часть речи.

Цели: сформировать представление о новой части речи

Задачи:

1.Обучающие:

  • Создать условия для работы над понятием «Местоимение».

  • Познакомить с ролью местоимения в речи, своеобразии личных местоимений, разъяснить, почему их называют личными.

  • Формировать умение правильно употреблять в речи местоимения.

2. Развивающие:

  • Развивать внимание, память, культуру общения.

  • Обогащать словарный запас учащихся.

  • Расширять кругозор.

3. Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность и организованность.

  • Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в коллективе.

  • Воспитывать интерес к предмету.


Место занятия – учебный кабинет.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

1-й урок в теме «Местоимение».

Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение.

Формы организации работы учащихся: фронтальная, парная, групповая.

Методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, словесный, вопрос-ответ, метод стимулирования интереса к учению, наблюдение, сравнение, рассуждение, самоконтроль, инструктаж, алгоритм, незаконченное предложение.

Методы и формы контроля: наблюдение, самооценка, взаимопроверка, рефлексия.

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, ПК, слайдовая презентация, рабочие тетради, карточки для работы, учебник 4.

Используемая литература.

  • Л.А. Кравченко, И.В. Федотова. Поурочные разработки по русскому языку 4 класс, к учебнику А.В. Поляковой – Волгоград: Учитель,

2012


















Этап урока

Ход урока

Речь и деятельность учащихся

1.Организаци-онныймомент.

Цель: сформировать самооценку готовности к уроку.


Слайд 1(открытый)

Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку. Мотивирует к деятельности.

В школу мы пришли учиться,

Надо хорошо трудиться,

Много нового узнать,

Чтобы грамотными стать.

- Проверьте всё ли у вас готово к уроку.

- А теперь, приступим к работе. Запишите число, «Классная работа».

Учащиеся проверяют готовность к уроку.

Проверяют свою посадку, положение тетради.






2.Актуализация знаний с использованием чистописания.


Цель: актуализировать знания о частях речи.


Слайд 2(открыт наполовину)

Учитель показывает образец написания и нацеливает на деятельность.

- Если вы правильно сформулируете и выполните задание, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.


сухой – мокрый

старый - …

гладить - …

глубокий - …

твёрдый - …

большой - …

-Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.

Мм Ммм Мммм ….


- Запишите буквы по образцу с правильным соединением (показ на доске)


- Еще раз внимательно посмотрите на слова первого столбика.

- Как вы думаете, какое слово лишнее? Почему?


- Какие еще части речи вы знаете?





К словам левого столбика нужно подобрать противоположные по смыслу слова, начинающиеся на букву м.






-Значит, мы будем писать букву м

- К каждой следующей цепочке добавляется ещё одна строчная буква м.

Прописывают цепочки букв Мм Ммм Мммм …


- Лишнее слово – гладить – это глагол, все остальные слова – имена прилагательные.

- Существительное, предлог.

3.Определение темы и целей урока.

Цель: сформировать представление о результате.


Слайд 3(проявление слова с помощью фигуры)

Сегодня мы познакомимся с новой частью речи, название вы сейчас скажете сами.

-Вычеркните повторяющиеся буквы.


Учитель задает вопросы.


- Какое слово у вас получилось?

Слайд 4(открытый)

-Итак, тема нашего урока –« Понятие о местоимении»

- Отталкиваясь от темы, сформулируйте цели урока:

Познакомимся с ….

Учиться отличать …

Учиться использовать …



Учитель обобщает высказывания детей.


Ученики вычеркивают повторяющиеся буквы.


ооМррЕззСааТллОууИккМяяЕччНппИввЕ


Ученики отвечают на вопросы учителя, читают название темы урока.

- МЕСТОИМЕНИЕ.

Ученики, формулируют цели урока, опираясь на слова.





4.Открытие новых знаний.


Цель: познакомить с ролью местоимений в речи, своеобразии личных местоимений, разъяснить, почему их называют личными.


Слайд 5(открытый)

1. Краткие сведения о местоимениях.

Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почётное место после глаголов и существительных.

Местоимение произошло от слияния двух слов

вместо + имени.

Слайд 6 (закрыт на половину шторкой)

2. Знакомство с личными местоимениями.


Я и МЫ, ТЫ и ВЫ

ОН, ОНА, ОНО, ОНИ-

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это без сомнения,

Все местоимения.


3. Работа по учебнику (с.50) над правилом.

- Что такое местоимение?

- Какую часть речи заменяет?

- На какие вопросы отвечает?

- Почему их называют личными?

(Личный – осуществляемый самим,

непосредственно данным лицом, данной

личностью)



Слайд 7(закрытый шторкой)

4. Сообщение о птице кулик.

- Это зимующие или перелётные птицы?

- Сколько видов насчитывается?

- Где устраивают гнездо?

- Что хорошо умеют делать?

- Вы хотите посмотреть на эту птицу?

- Я предлагаю послушать, как она поёт.





















5.Работа с предложениями.

-Прочитайте.

- Как вы считаете, удачно ли построены эти предложения?

-Какой имеется недостаток и как его исправить?

-Давайте его отредактируем.

- Какие части речи ещё встретились в предложении?


Слайд 8(открытый)

6. Игра « Найди личные местоимения»

Тыква, корона, борона, агроном, выставка, ягода, пластырь, выбор, мыло, понимание.













Учащиеся читают с доски стихотворение о местоимениях.

Записывают их в тетрадь.






Учащиеся самостоятельно читают правило и потом отвечают на вопросы учителя.



Учащаяся зачитывает реферат о птице кулик

Это перелётные птицы мелкой и средней величины и разнообразной наружности, насчитывается около 180 видов. Ноги куликов, как правило, длинные. Клюв у одних видов длинный и тонкий, прямой или изогнутый вниз или вверх. Бегают кулики хорошо, прекрасно плавают и при случае могут нырять. Гнездо устраивается обычно на земле оно очень простое. Потомство появляется летом.

Живут кулики на открытых пространствах, часто сильно увлажненных, но есть виды, которые гнездятся в сухих местах и даже в пустынях. Этих птиц можно встретить увидеть в нашей местности.


Учащиеся читают предложения и отвечают на вопросы учителя.

На болоте живут кулики.

Кулики лакомятся клюквой.

Учащиеся записывают предложения в тетрадь по памяти.



Учащиеся выходят к доске и подчёркивают местоимения

5.Физкультминутка.


Цель: формировать ценностное отношение к своему здоровью.


Учитель показывает упражнения.

- Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.


Я иду, и ты идёшь (шагают на месте)

Раз, два, три (хлопки в ладоши)

Я пою, и ты поёшь

Раз, два, три

Мы идём и мы поём

Раз, два, три

Очень дружно мы живём

Раз, два, три.

- Какие местоимения вы услышали?

Учащиеся выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения.


6.Закрепление.

Цель: формировать умения применять полученные знания на практике, использовать личные местоимения в речи.


Слайд 9 (закрытый шторкой)

- Учащимся предлагается разбиться на группы и выполнить задание у мольберта

( Прочитайте. Вставьте пропущенные местоимения.

нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?)

Учащиеся выполняют задание. Проверка после выполнения с помощью доски.

7.Самостоятельная работа.

Цель: формировать умение применять новые знания на практике.


Слайд 10 (закрытый шторкой)

Учитель предлагает выполнить задания

Инструктаж учителя.

-Прочитайте текст, определите границы предложений. Подчеркните местоимения.

Начался листопад он покрыл землю разноцветным ковром подул лёгкий ветерок он поднял в воздух листочки они закружились в медленном танце.


Учащиеся работают по карточкам и выполняют задания.



8.Итог урока.

Цель: подведение учащихся к итогу урока.


Слайд 11(открытый)

Учитель предлагает, обобщить знания, продолжив фразу в таблице.


1.Местоимение – это

2.Употребляется вместо

3.Не называет предмет, а

4.Личные местоимения

5. Местоимения отвечают на вопросы


Учащиеся работают по карточке и заполняют её, затем идёт проверка (учащиеся обмениваются карточками)


9.Домашнее задание.

Цель: мотивировать детей работу.


- Переписать текст с карточки, озаглавить, выполнить задание.

Мотивация детей на работу.

Ученики записывают задание в дневник.

10. Самооценка.

Рефлексия.


Цель: мобилизация учащихся на самооценку и рефлексию своей деятельности.


Слайд 12

Учитель предлагает оценить работу на уроке.

- Продолжите фразу:

«На уроке я узнал…»

«Мне на уроке удалось…»

«Мне бы хотелось похвалить…»

«Самым интересным на уроке было…»

«Урок для меня показался …»


Слайд 13


Сегодня на уроке вы были активны, внимательны и старательны. Самое главное, что вы работали дружно как одна большая дружная семья. Об этом и поётся в песне «Родина моя», предлагаю вам её послушать и посмотреть в исполнении ансамбля «Непоседы».


Учащиеся анализируют свою работу и оценивают свою деятельность.

































Уважаемые коллеги! Вашему вниманию был предложен урок русского языка в 4 классе по теме « Местоимение как часть речи». Данный урок является первым в разделе «Местоимение» в соответствии с программой.

Тип урока – это урок «открытия новых знаний».

Цель: Сформировать представление у учащихся о новой части речи.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1.Обучающие:

- Создать условия для работы над понятием «Местоимение».

- Познакомить с ролью местоимения в речи, своеобразии личных местоимений, разъяснить, почему их называют личными.

- Формировать умение правильно употреблять в речи местоимения.

2. Развивающие:

- Развивать внимание, память, культуру общения.

- Обогащать словарный запас учащихся.

- Расширять кругозор.

3. Воспитательные:

- Воспитывать самостоятельность и организованность.

- Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в коллективе.

- Воспитывать интерес к предмету.

Для успешного усвоения нового материала учащимися, мною использованы следующие методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, словесный, вопрос-ответ, метод стимулирования интереса к учению, наблюдение, сравнение, рассуждение, самоконтроль, инструктаж, алгоритм, незаконченное предложение.

На уроке я использовала следующие методы и формы контроля: наблюдение, самооценка, взаимопроверка, рефлексия.

Активизации учения способствовал разнообразный материал урока и оборудование: мультимедийный проектор, ПК, слайдовая презентация, рабочие тетради, карточки для работы, учебник; смена видов деятельности и форм работы: фронтальная, парная, групповая. Такая работа способствовала развитию толерантности, коммуникативных умений учащихся, созданию ситуации успеха, развивала положительную мотивацию к учебной деятельности.

На уроке использовала межпредметные связи с предметами: окружающий мир и литературное чтение.

Время, отведенное на всех этапах занятия, старалась распределить рационально.

Компьютер был задействован в течение всего урока.

Использование компьютерной презентации позволило создать эмоциональный настрой у детей, обеспечить воздействие на различные сферы умственной деятельности учащихся (эмоциональную, осмысление содержания).

Система заданий, используемая на уроке была направлена на формирование представлений по теме урока.

Для сохранения и укрепления здоровья учащихся приходилось чередовать различены виды деятельности.

В течение урока старалась создать благоприятный психологический климат.



Структура этапов урока.

Урок включал 9 этапов:

1. Организационный момент.

2.Актуализация знаний с использованием чистописания.

3. Определение темы и целей.

4. Открытие новых знаний.

5. Закрепление новых знаний.

6.Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

7. Итог с взаимопроверкой.

8. Домашнее задание.

9. Самооценка и рефлексия деятельности.


Поэтапный анализ урока:

1) Организация детей на занятия. Мобилизующее начало урока осуществлено мною в форме вступительного обращения к детям, что позволило реализовать мотивационный компонент урока, поддержать эмоционально-положительный настрой на урок, создать ситуацию успеха, доверия.

2) На минутке чистописания учащиеся не только совершенствовали свой графический навык, но и развивали мышление, внимание, наблюдательность, речевые и аналитико-синтетические способности. Работа с доской позволила придать этому этапу динамику и разнообразие. Выполнение заданий по чистописанию помогло актуализировать знания учащихся по ранее изученным темам, реализовать одну из воспитательных задач урока.

3)Этап сообщения темы и целей урока был проведён на основе приёма незаконченных предложений, который позволил учащимся самостоятельно сформулировать цели и сформировать представление о результате.

4) Основной этап урока - открытие новых знаний включал в себя 6 этапов:

- сообщение знаний о местоимении учителем с целью расширения кругозора учащихся;

- работа над стих. (разучивание стих.);

- самостоятельная работа по учебнику, где учащиеся самостоятельно добывают знания;

- получение дополнительной информации, расширения кругозора;

- работа над предложениями, реконструкция, редактирование с помощью местоимения.

Работа осуществлялась фронтально;

- игра «Найди меня», использовано упражнение для активизации познавательной активности учащихся.

5) Физкультминутка.- Её не было т.к. её заменила работа учащихся у мольбертов.

6) Закрепление.

Были использованы интерактивные формы обучения: работа в группах.

Кроме того, что это задание способствовали реализации основных целей урока, воспитания уважение к чужому мнению, умению работать в коллективе.

7) Самостоятельная работа- проверка умения применять свои знания на практике.

8) Итогом урока являлась таблица, созданная на основе знаний учащихся. При помощи данного вида работы удалось осуществить этап систематизации и обобщить знания по теме урока.

9) Домашнее задание.

10) Самооценка и рефлексия.

В заключении, следует отметить, что все задания соответствовали выбранной сюжетной линии урока. Считаю поставленные цели достигнутыми, что доказывает активность детей на уроке, общая атмосфера урока (рабочая, деловая).
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!