РАЗРАБОТКА УрокА по русскому языку в 4 «А» классе
Тема: Местоимение как часть речи.
Цели: сформировать представление о новой части речи
Задачи:
1.Обучающие:
Создать условия для работы над понятием «Местоимение».
Познакомить с ролью местоимения в речи, своеобразии личных местоимений, разъяснить, почему их называют личными.
Формировать умение правильно употреблять в речи местоимения.
2. Развивающие:
3. Воспитательные:
Место занятия – учебный кабинет.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
1-й урок в теме «Местоимение».
Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение.
Формы организации работы учащихся: фронтальная, парная, групповая.
Методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, словесный, вопрос-ответ, метод стимулирования интереса к учению, наблюдение, сравнение, рассуждение, самоконтроль, инструктаж, алгоритм, незаконченное предложение.
Методы и формы контроля: наблюдение, самооценка, взаимопроверка, рефлексия.
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, ПК, слайдовая презентация, рабочие тетради, карточки для работы, учебник 4.
Используемая литература.
Л.А. Кравченко, И.В. Федотова. Поурочные разработки по русскому языку 4 класс, к учебнику А.В. Поляковой – Волгоград: Учитель,
2012
Этап урока | Ход урока | Речь и деятельность учащихся |
1.Организаци-онныймомент. Цель: сформировать самооценку готовности к уроку. | Слайд 1(открытый) Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку. Мотивирует к деятельности. В школу мы пришли учиться, Надо хорошо трудиться, Много нового узнать, Чтобы грамотными стать. - Проверьте всё ли у вас готово к уроку. - А теперь, приступим к работе. Запишите число, «Классная работа». | Учащиеся проверяют готовность к уроку. Проверяют свою посадку, положение тетради. |
2.Актуализация знаний с использованием чистописания. Цель: актуализировать знания о частях речи. | Слайд 2(открыт наполовину) Учитель показывает образец написания и нацеливает на деятельность. - Если вы правильно сформулируете и выполните задание, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. сухой – мокрый старый - … гладить - … глубокий - … твёрдый - … большой - … -Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. Мм Ммм Мммм …. - Запишите буквы по образцу с правильным соединением (показ на доске) - Еще раз внимательно посмотрите на слова первого столбика. - Как вы думаете, какое слово лишнее? Почему? - Какие еще части речи вы знаете? | К словам левого столбика нужно подобрать противоположные по смыслу слова, начинающиеся на букву м. -Значит, мы будем писать букву м - К каждой следующей цепочке добавляется ещё одна строчная буква м. Прописывают цепочки букв Мм Ммм Мммм … - Лишнее слово – гладить – это глагол, все остальные слова – имена прилагательные. - Существительное, предлог. |
3.Определение темы и целей урока. Цель: сформировать представление о результате. | Слайд 3(проявление слова с помощью фигуры) Сегодня мы познакомимся с новой частью речи, название вы сейчас скажете сами. -Вычеркните повторяющиеся буквы. Учитель задает вопросы. - Какое слово у вас получилось? Слайд 4(открытый) -Итак, тема нашего урока –« Понятие о местоимении» - Отталкиваясь от темы, сформулируйте цели урока: Познакомимся с …. Учиться отличать … Учиться использовать … Учитель обобщает высказывания детей. | Ученики вычеркивают повторяющиеся буквы. ооМррЕззСааТллОууИккМяяЕччНппИввЕ Ученики отвечают на вопросы учителя, читают название темы урока. - МЕСТОИМЕНИЕ. Ученики, формулируют цели урока, опираясь на слова.
|
4.Открытие новых знаний. Цель: познакомить с ролью местоимений в речи, своеобразии личных местоимений, разъяснить, почему их называют личными. | Слайд 5(открытый) 1. Краткие сведения о местоимениях. Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почётное место после глаголов и существительных. Местоимение произошло от слияния двух слов вместо + имени. Слайд 6 (закрыт на половину шторкой) 2. Знакомство с личными местоимениями. Я и МЫ, ТЫ и ВЫ ОН, ОНА, ОНО, ОНИ- Все слова отличные, Важные и личные. Это без сомнения, Все местоимения. 3. Работа по учебнику (с.50) над правилом. - Что такое местоимение? - Какую часть речи заменяет? - На какие вопросы отвечает? - Почему их называют личными? (Личный – осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью) Слайд 7(закрытый шторкой) 4. Сообщение о птице кулик. - Это зимующие или перелётные птицы? - Сколько видов насчитывается? - Где устраивают гнездо? - Что хорошо умеют делать? - Вы хотите посмотреть на эту птицу? - Я предлагаю послушать, как она поёт. 5.Работа с предложениями. -Прочитайте. - Как вы считаете, удачно ли построены эти предложения? -Какой имеется недостаток и как его исправить? -Давайте его отредактируем. - Какие части речи ещё встретились в предложении? Слайд 8(открытый) 6. Игра « Найди личные местоимения» Тыква, корона, борона, агроном, выставка, ягода, пластырь, выбор, мыло, понимание. | Учащиеся читают с доски стихотворение о местоимениях. Записывают их в тетрадь. Учащиеся самостоятельно читают правило и потом отвечают на вопросы учителя. Учащаяся зачитывает реферат о птице кулик Это перелётные птицы мелкой и средней величины и разнообразной наружности, насчитывается около 180 видов. Ноги куликов, как правило, длинные. Клюв у одних видов длинный и тонкий, прямой или изогнутый вниз или вверх. Бегают кулики хорошо, прекрасно плавают и при случае могут нырять. Гнездо устраивается обычно на земле оно очень простое. Потомство появляется летом. Живут кулики на открытых пространствах, часто сильно увлажненных, но есть виды, которые гнездятся в сухих местах и даже в пустынях. Этих птиц можно встретить увидеть в нашей местности. Учащиеся читают предложения и отвечают на вопросы учителя. На болоте живут кулики. Кулики лакомятся клюквой. Учащиеся записывают предложения в тетрадь по памяти. Учащиеся выходят к доске и подчёркивают местоимения |
5.Физкультминутка. Цель: формировать ценностное отношение к своему здоровью. | Учитель показывает упражнения. - Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Я иду, и ты идёшь (шагают на месте) Раз, два, три (хлопки в ладоши) Я пою, и ты поёшь Раз, два, три Мы идём и мы поём Раз, два, три Очень дружно мы живём Раз, два, три. - Какие местоимения вы услышали? | Учащиеся выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения. |
6.Закрепление. Цель: формировать умения применять полученные знания на практике, использовать личные местоимения в речи. | Слайд 9 (закрытый шторкой) - Учащимся предлагается разбиться на группы и выполнить задание у мольберта ( Прочитайте. Вставьте пропущенные местоимения. … нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?) | Учащиеся выполняют задание. Проверка после выполнения с помощью доски. |
7.Самостоятельная работа. Цель: формировать умение применять новые знания на практике. | Слайд 10 (закрытый шторкой) Учитель предлагает выполнить задания Инструктаж учителя. -Прочитайте текст, определите границы предложений. Подчеркните местоимения. Начался листопад он покрыл землю разноцветным ковром подул лёгкий ветерок он поднял в воздух листочки они закружились в медленном танце. | Учащиеся работают по карточкам и выполняют задания. |
8.Итог урока. Цель: подведение учащихся к итогу урока. | Слайд 11(открытый) Учитель предлагает, обобщить знания, продолжив фразу в таблице. 1.Местоимение – это | 2.Употребляется вместо | 3.Не называет предмет, а | 4.Личные местоимения | 5. Местоимения отвечают на вопросы | | Учащиеся работают по карточке и заполняют её, затем идёт проверка (учащиеся обмениваются карточками) |
9.Домашнее задание. Цель: мотивировать детей работу. | - Переписать текст с карточки, озаглавить, выполнить задание. | Мотивация детей на работу. Ученики записывают задание в дневник. |
10. Самооценка. Рефлексия. Цель: мобилизация учащихся на самооценку и рефлексию своей деятельности. | Слайд 12 Учитель предлагает оценить работу на уроке. - Продолжите фразу: «На уроке я узнал…» «Мне на уроке удалось…» «Мне бы хотелось похвалить…» «Самым интересным на уроке было…» «Урок для меня показался …» Слайд 13 Сегодня на уроке вы были активны, внимательны и старательны. Самое главное, что вы работали дружно как одна большая дружная семья. Об этом и поётся в песне «Родина моя», предлагаю вам её послушать и посмотреть в исполнении ансамбля «Непоседы». | Учащиеся анализируют свою работу и оценивают свою деятельность. |
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию был предложен урок русского языка в 4 классе по теме « Местоимение как часть речи». Данный урок является первым в разделе «Местоимение» в соответствии с программой.
Тип урока – это урок «открытия новых знаний».
Цель: Сформировать представление у учащихся о новой части речи.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.Обучающие:
- Создать условия для работы над понятием «Местоимение».
- Познакомить с ролью местоимения в речи, своеобразии личных местоимений, разъяснить, почему их называют личными.
- Формировать умение правильно употреблять в речи местоимения.
2. Развивающие:
- Развивать внимание, память, культуру общения.
- Обогащать словарный запас учащихся.
- Расширять кругозор.
3. Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность и организованность.
- Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в коллективе.
- Воспитывать интерес к предмету.
Для успешного усвоения нового материала учащимися, мною использованы следующие методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, словесный, вопрос-ответ, метод стимулирования интереса к учению, наблюдение, сравнение, рассуждение, самоконтроль, инструктаж, алгоритм, незаконченное предложение.
На уроке я использовала следующие методы и формы контроля: наблюдение, самооценка, взаимопроверка, рефлексия.
Активизации учения способствовал разнообразный материал урока и оборудование: мультимедийный проектор, ПК, слайдовая презентация, рабочие тетради, карточки для работы, учебник; смена видов деятельности и форм работы: фронтальная, парная, групповая. Такая работа способствовала развитию толерантности, коммуникативных умений учащихся, созданию ситуации успеха, развивала положительную мотивацию к учебной деятельности.
На уроке использовала межпредметные связи с предметами: окружающий мир и литературное чтение.
Время, отведенное на всех этапах занятия, старалась распределить рационально.
Компьютер был задействован в течение всего урока.
Использование компьютерной презентации позволило создать эмоциональный настрой у детей, обеспечить воздействие на различные сферы умственной деятельности учащихся (эмоциональную, осмысление содержания).
Система заданий, используемая на уроке была направлена на формирование представлений по теме урока.
Для сохранения и укрепления здоровья учащихся приходилось чередовать различены виды деятельности.
В течение урока старалась создать благоприятный психологический климат.
Структура этапов урока.
Урок включал 9 этапов:
1. Организационный момент.
2.Актуализация знаний с использованием чистописания.
3. Определение темы и целей.
4. Открытие новых знаний.
5. Закрепление новых знаний.
6.Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
7. Итог с взаимопроверкой.
8. Домашнее задание.
9. Самооценка и рефлексия деятельности.
Поэтапный анализ урока:
1) Организация детей на занятия. Мобилизующее начало урока осуществлено мною в форме вступительного обращения к детям, что позволило реализовать мотивационный компонент урока, поддержать эмоционально-положительный настрой на урок, создать ситуацию успеха, доверия.
2) На минутке чистописания учащиеся не только совершенствовали свой графический навык, но и развивали мышление, внимание, наблюдательность, речевые и аналитико-синтетические способности. Работа с доской позволила придать этому этапу динамику и разнообразие. Выполнение заданий по чистописанию помогло актуализировать знания учащихся по ранее изученным темам, реализовать одну из воспитательных задач урока.
3)Этап сообщения темы и целей урока был проведён на основе приёма незаконченных предложений, который позволил учащимся самостоятельно сформулировать цели и сформировать представление о результате.
4) Основной этап урока - открытие новых знаний включал в себя 6 этапов:
- сообщение знаний о местоимении учителем с целью расширения кругозора учащихся;
- работа над стих. (разучивание стих.);
- самостоятельная работа по учебнику, где учащиеся самостоятельно добывают знания;
- получение дополнительной информации, расширения кругозора;
- работа над предложениями, реконструкция, редактирование с помощью местоимения.
Работа осуществлялась фронтально;
- игра «Найди меня», использовано упражнение для активизации познавательной активности учащихся.
5) Физкультминутка.- Её не было т.к. её заменила работа учащихся у мольбертов.
6) Закрепление.
Были использованы интерактивные формы обучения: работа в группах.
Кроме того, что это задание способствовали реализации основных целей урока, воспитания уважение к чужому мнению, умению работать в коллективе.
7) Самостоятельная работа- проверка умения применять свои знания на практике.
8) Итогом урока являлась таблица, созданная на основе знаний учащихся. При помощи данного вида работы удалось осуществить этап систематизации и обобщить знания по теме урока.
9) Домашнее задание.
10) Самооценка и рефлексия.
В заключении, следует отметить, что все задания соответствовали выбранной сюжетной линии урока. Считаю поставленные цели достигнутыми, что доказывает активность детей на уроке, общая атмосфера урока (рабочая, деловая).