СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Место и роль интернет-технологий в образовательном процессе школьников

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Место и роль интернет-технологий в образовательном процессе школьников»

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ

Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО»


Кафедра социологии социальной работы


Отчет по исследованию на тему:

«Место и роль интернет-технологий в образовательном процессе школьников»




Студентки 5 курса 551 группы

Направления 39.03.02 «Социальная работа»

Социологического факультета

Умновой Алины Александровны





Научный руководитель ______________________________ С.В. Курганова

Зав. Кафедрой

доктор социологических наук, профессор _______________ М.Э. Елютина




Саратов 2021

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение……………………………………………………………………

  2. Раздел 1. Интерпретация и операционализация основных понятий……

  3. Раздел 2. Описательный анализ результатов исследования…………….

  4. Раздел 3. Аналитическая часть исследования…………………………..

  5. Заключение……………………………………………………………......

  6. Приложение А……………………………………………………………..

























ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день интернет стал неотъемлемой частью жизни большинства людей, имеющих к нему доступ. Круг возможностей, доступных с использованием Сети, стремительно расширяется. Прогнозировать перемены, которые повлечет за собой все более широкое распространение Интернет-технологий, трудно, так как инновации на этом рынке часто появляются неожиданно и мгновенно завоевывают аудиторию. Наряду с этим отмечается, что аудитория Интернета молодеет — дети, подростки и молодежь осваивают новые технологии гораздо быстрее взрослых и, соответственно, быстро приобщаются к ним. Многие дети знакомятся с интернетом в школе, очень быстро осваиваются и становятся более активными интернет-пользователями, чем педагоги и родители, значительно быстрее взрослых накапливают пользовательский опыт.

Интернет предоставляет детям и подросткам огромные возможности, а обучаемость и гибкость позволяют им гораздо быстрее, чем взрослым, осваиваться в интернете и чувствовать себя там "как дома". В Сети и с ее помощью школьники приобретают знания и социальные навыки, но в этом так же присутствуют огромные минусы. Не всегда школьники используют Интернет - технологии именно в приобретении знаний, а чаще всего для экономии времени. Лет 10-15 назад некоторые не особо честные школьники пользовались покупными книжками, в которых можно было найти ответы и способы решения упражнений из домашнего задания. Назывались такие книги «решебниками». С одной стороны, они позволяли сэкономить время, если правила были хорошо известны, с другой стороны, они позволяли двоечникам и троечникам без проблем выполнять домашнее задание, не понимая правил и методов решения. Домашнее задание ученики списывали1 всегда, только теперь оно стало масштабнее и проще, в результате появления широкого доступа к интернету.

Какие именно стороны обращения к Интернету в наибольшей степени востребованы школьниками, должно показать планируемое исследование.

Степень изученности: В своем исследовании опиралась на научные статьи психологов, анализирующих влияние социальных сетей на школьников, влияние интернет зависимости на общество в целом, например, работы Кимберли Янг, Айвен Голдберг, Дэн Гринфилд2. Так же научные статьи  Асеевой Ольги Владимировны «Социологический анализ социальной активности молодежи в сетевых сообществах интернет» и Попова Дмитрия Сергеевича «Интернет для школьников и школьники в интернете»3.

Объект исследования - школьники в возрасте от 14 до 17 лет.

Предмет исследования – интернет-технологии в школьном образовательном процессе.

Цель: выявить особенности вовлечения интернет - технологий в учебный процесс в школе.

Задачи исследования:

  1. Выяснить посещаемость школьников интернет - ресурсов с целью обучения.

  2. Определить, с какой целью школьники обращаются к интернет -ресурсам в образовательном процессе.

  3. Выявить причины, по которым школьники обращаются к интернет -ресурсам в образовательном процессе.

  4. Оценить отношение к интернет - технологиям со стороны школьников в образовательном процессе.

Методологическая база: Теоретически - методологической базой исследования стали публикации Кимберли Янг, Айвен Голдберг, Дэн Гринфилд, Асеевой Ольги Владимировны, Попова Дмитрия Сергеевича.

Эмпирическая база: данные, полученные в ходе авторского исследования методом анкетирования.




РАЗДЕЛ 1. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

Интернет существует в России уже более 15 лет. За этот период доступ к Глобальной сети появился не только в крупных, но и в средних городах. Можно говорить, что навык обращения с компьютером и Интернетом будет только увеличиваться, учитывая то, что 30 июня 2006 г. в рамках национального проекта «Образование» вышел приказ Минобрнауки России и Мининфор-м связи России «Об организации подключения к сети Интернет образовательных учреждений, не имеющих такого доступа». 
Интернет может выступать как электронный справочник или даже как библиотека. В сети Интернет существует большое количество электронных энциклопедий, словарей, справочников и даже первоисточников различных текстов (от работ Платона и Аристотеля до книги Ф. Диксона «Клубная культура», запрещенной для продажи). Интернет является менее затратным по времени ресурсом, чем классическая библиотека или справочник, что делает Сеть более привлекательной как источник получения оперативной информации. 
Интернет –всемирная система объединенных компьютерных сетей для хранения и передачи информации. Часто упоминается как Всемирная сеть и Глобальная сеть, а также просто Сеть.

Интернет - технологии в школе нередко воспринимаются как технический раздел школьного курса информатики и как вспомогательное средство для решения задач из различных предметных областей. Иначе говоря, на уроках информатики ученики знакомятся с интернет- технологиями, которые в дальнейшем помогут им выполнять задания по другим предметам. Однако эта схема объяснения роли и целесообразности освоения школой интернет - технологий слишком бедна и прямолинейна.

Использование Интернет - технологий в учебной деятельности дает возможность переосмыслить традиционные подходы к изучению многих вопросов учебных дисциплин.

В связи с активным внедрением в учебный процесс интернет- технологий изменились образовательные цели, которые в значительной степени теперь направлены на формирование и развитие способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и представлению информации. Школа сегодня и сегодняшний учебный процесс предполагают внедрение новых форм работы и предусматривает новые роли: учителя, как консультанта и ученика как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационно-коммуникационные технологии для получения необходимой информации. 

Интернет предоставляет детям и подросткам огромные возможности, а обучаемость и гибкость позволяют им гораздо быстрее, чем взрослым, осваиваться в интернете и чувствовать себя там "как дома». По мнению Попова Дмитрия Сергеевича, автора научной статьи «Интернет для школьников и школьники в интернете», в интернет - ресурсах есть положительные моменты : «Интернет может выступать как электронный справочник или даже как библиотека. В сети интернет существует большое количество электронных энциклопедий, словарей, справочников и даже первоисточников различных текстов. Интернет является менее затратным по времени ресурсом, чем классическая библиотека или справочник, что делает сеть более привлекательной как источник получения оперативной информации». В Сети школьники приобретают знания и социальные навыки, но в этом так же присутствуют огромные минусы. Не всегда школьники используют Интернет - технологии именно в приобретении знаний, а чаще всего для экономии времени. Школьники тратят огромное количество времени на социальные сети, чтобы пообщаться с друзьями, а так же на сайты ГДЗ(Готовые домашние задания), что совсем не улучшает учебный процесс. . В особенности касается школьников от 14 до 17 лет, т.к. многие родители не особо следят за деятельностью своих детей данных возрастов в интернете.

Причины, по которым школьники обращаются к интернет- ресурсам в образовательном процессе разнообразны. Многие используют сайты учебной литературы, для набора определенной информации для доклада или реферата, другие же, чтобы просто списать домашнее задание. Возникает вопрос, какая причина, что школьники посещают сайты ГДЗ(Готовые Домашние Задания)? Зачастую, это самая обыкновенная лень. Ребенку лучше «посидеть» в социальных сетях, пообщаться с друзьями, чем «посидеть» над задачкой по математике. Так же отмечается, что многие школьники просто не заинтересованы в предмете, который списывают, по разным причинам, например: разногласия с учителем; ребенок считает, что данный предмет ему не пригодится в жизни; подростку просто «не дано» понять этот предмет. Не мало важно еще взаимоотношения в семье школьника, т.к. многим родителям бывает просто не до детей, которым необходима помощь с домашним заданием. Родители либо допоздна на работе, либо они вовсе не заинтересованы в учебном процессе своего ребенка, в следствии чего школьнику просто ничего не остается, как зайти в интернет и списать от туда ГДЗ(готовые домашние задания).

Гипотезы:

1.Предположительно, больше половины школьников посещают интернет -ресурсы в образовательном процессе для набора информации (доклады, рефераты) несколько раз в неделю, по 2 часа.

2. Предположительно, школьники обращаются к интернет – ресурсам (ГДЗ, разобраться в теме домашнего задания) с целью экономии времени и из-за отсутствия времени в связи с дополнительными кружками и секциями.

3.Предположительно, школьники обращаются к интернет - ресурсам по причине занятости родителей и натянутых отношений с учителями.

4. Предположительно, больше половины школьников доверительно относятся к интернет - ресурсам в образовательном процессе.

Описание выборочной совокупности:

Респонденты отбирались для анкетирования в рамках исследования интернет-технологий в школьном образовательном процессе в городе Энгельсе. Применялась гнездовая выборка. Гнездовая выборка — вид выборки, при котором отбираемые объекты представляют собой группы или гнезда (кластеры) более мелких единиц.

При использовании данного метода отбираются единицы генеральной совокупности, обладающие средним (или типичным) значением признака. Данный метод целесообразно применять для изучения таких объектов, о которых мы уже обладаем некоторой информацией.

У целевого отбора отмечаются плюсы в организационных моментах –незначительные финансовые затраты, высокий уровень репрезентативности, контроль за основными параметрами единиц исследования, которые отбираются в выборку.

Для опроса использовалась анкета, которая состоит из:

1)Вступительного обращения к респондентам, которое содержит просьбу принять участие в опросе, сообщение об анонимности анкеты, информация об основных правилах ее заполнения, благодарности за участие в опросе.

2) Паспортички, (2 вопроса), направленной на выявление социально-демографических характеристик респондентов.

3) Основной части , (15 вопросов) которая посвящена выяснению места и роли интернет – технологий в образовательном процессе школьников.

4) Благодарности за участие.

Вопросы, направленные на решение первой задачи (посещаемость школьников интернет - ресурсов с целью обучения) - с 3-го по 8-й включительно , 11, 13.

Вопрос, направленный на решение второй задачи (с какой целью школьники обращаются к интернет -ресурсам в образовательном процессе)-вопрос 9.

Вопрос, направленный на решение третей задачи (причины, по которым школьники обращаются к интернет -ресурсам в образовательном процессе) – вопрос 12.

Вопросы, направленные на решение четвертой задачи (отношение к интернет - технологиям со стороны школьников в образовательном процессе) – вопросы 16,17.

В анкете под номерами 2,5,6 – открытые вопросы, под номерами 7,9,12,13,14,15,16,17 – полузакрытые вопросы, под номерами 1,3,4,8,10,11 – закрытые вопросы.



РАЗДЕЛ 2. ОПИСАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе социологического исследования в городе Энгельс было опрошено 91 респондент – ученики МОУ «СОШ №32». Время опроса – январь 2021.

Всего в рамках исследования было опрошено 91 респондент -100%, из них -48,35% мальчиков и 51,65% девочек. Возраст респондентов колеблется от 14 до 17 лет. Средний возраст – 15 лет.

Средним респондентом, который использует интернет – технологий в образовательном процессе является девочка 15 лет.

По уровню использования интернета респонденты распределились следующим образом: 100% - пользуются интернетом. Таким образом, мы видим, что все опрашиваемые ученики – дети, которые пользуются интернетом.

       Оценка успеваемости респондентами в школе, были полученные следующие данные:

Отличник – 16,48%; ударник – 52,75%; троечник – 30,77% (см.график 1).

 Следовательно, исходя из полученных данных видно, что наибольший процент респондентов ударники .

График 1- Оценка успеваемости, %




Что касается частоты использования интернета респондентами, то 81,32 % – используют интернет каждый день, 16,48% - раз в два-три дня, 1,10% – раз в неделю, 1,10% – затруднились ответить(см. график 2). Следовательно, подавляющее большинство респондентов используют интернет каждый день, т.е. очень интенсивно.

График 2- Частота использования интернета, %


В день по времени проведения в интернете вне зависимости от целей получились следующие данные:

3,30% - проводят 1-2 часа;

16,48% - 2-3 часа;

17,58% - 3-4 часа;

10,99% - 4-5 часов;

12,09% - 5-6 часов;

10,99% - 6-7 часов;

4,40%- 7-8 часов;

24,18% - затруднились ответить (см. график 3).

Таким образом видно, что большинство респондентов затруднились ответить на вопрос, но все же наибольший процент респондентов проводит 3-4 часа в день в интернете вне зависимости от целей.


График 3- Время проведения в интернете в день вне зависимости от целей, %



В день по времени проведения в интернете по учебным целям получились следующие данные:

39,56% - затруднились ответить; 39,56% - 1-2 часа; 20,88% - до 1 часа (см.график 4).

Следовательно, исходя из полученных данных видно, что больший процент респондентов затруднился ответить, но и такой же процент респондентов ответили, что по времени в интернете по учебным целям они проводят 1-2 часа в день, значит можно сделать еще один вывод, если в среднем ученики проводят в интернете 3-4 часа вне зависимости от целей, а по учебным целям всего 1-2 часа, можно увидеть, что школьники много лишнего времени проводят вне учебных целях.







График 4 – Время проведения в интернете в день по учебным целям, %



На вопрос, какие сайты используют школьники чаще всего, были получены следующее данные (см. таблицу 1):

Таблица 1 – Предпочтение посещения сайтов, %

Варианты ответов

Процент ответов респондентов

Социальные сети

98,90%

Сайты, содержащие музыку и фильмы

64,84%

Развлекательные сайты

21,98%

Учебные сайты

46,15%

Сайты СМИ

31,87%

Сайты ГДЗ

69,23%

Сайты по созданию мультфильмов

1,10%

          

Исходя из данных таблицы 1 видно, что школьники чаще всего используют социальные сети – 98,90%, так же их внимание привлекают сайты ГДЗ - 69,23%, сайты, содержащие музыку и фильмы – 64,84 %.







График 5 – Часто используемые сайты, %

Можно сделать вывод по графику 5, что 46,15% учеников обращаются в сеть по учебным целям, а этот показатель в процентах выше, чем обращение школьников в сеть по развлекательным сайтам – 21,98%.

          Респондентам был предложен вопрос, как часто они посещают учебные сайты, получились следующие данные:

3,30% - каждый день;

14,29% - раз в два-три дня;

29,67% - раз в неделю;

25,27% - реже, чем раз в неделю;

27,47% - затруднились ответить (см.график 6).









График 6 – Частота посещения учебных сайтов, %



Следовательно, исходя из данных графика 6 видно, что наибольший процент респондентов посещают учебные сайты раз в неделю – 29,67%, но и так же 27,47% затруднились ответить.

На вопрос, с какой целью респонденты посещают учебные сайты были получены следующие данные (см.таблицу 2):

Таблица 2 – Цель посещения учебных сайтов, %

Варианты ответов

Процент ответов респондентов

Для расширения своих знаний

61,54%

Для набора ценной информации в учебном процессе(доклады, рефераты)

82,42%

Для того, чтобы списать ГДЗ

7,69%

Набрать знаний для олимпиад

1,10%

      

 Исходя из данных таблицы 2 видно, что наибольший процент респондентов(82,42%) посещают учебные сайты с целью набора информации в учебном процессе для докладов и рефератов. В данном вопросе маленький процент респондентов получил вариант ответа «с целью списать ГДЗ» (7,69%), из этого можно сделать вывод, что школьники не просто списывают с интернета, а активно пользуются и познают ценную информацию в учебных целях.

 Респондентам был предложен вопрос, как часто они используют сайты ГДЗ. Были получены следующие данные:

4,40% - каждый день;

39,56% - раз в неделю;

29,67 % - раз в два-три дня;

15,38% - реже, чем раз в неделю;

10,99% - не используют сайты ГДЗ (см. график 7).

График 7 – Частота использования сайтов ГДЗ, %

   Исходя из данных графика 7 можно сделать вывод, что школьники чаще всего используют сайты ГДЗ раз в неделю. В сравнении с таблицей 2 можно сказать, что 82,42% респондентов посещают учебные сайты с целью набора информации в учебном процессе для докладов и рефератов, но делают они это раз в неделю (см.график 6) и затрачивают на это 1-2 часа (см.график 4), что говорит о том, что это мало времени для того, чтобы набрать полноценную информацию в учебных целях, к примеру, на целую неделю.

Респондентам был задан вопрос, по какой причине они используют сайты ГДЗ. По данному вопросу были получены следующие данные (см. таблицу 3):

Таблица 3 – Причина использования сайтов ГДЗ, %

Варианты ответов

Процент ответов респондентов

Лень самому выполнять домашнее задание

49,45%

Непонятен материал

52,75%

Незаинтересованность в предмете

29,67%

Не у кого попросить помощи с домашним заданием

19,78%

Нет времени из-за занятий в кружках/секциях

37,36%

Зачем делать, если можно списать

12,09%

Не могу найти общий язык с учителем

1,10%



Исходя из данных таблицы 3 видно, что наибольший процент респондентов используют сайты ГДЗ по причине непонятного материала ( 52,75%), так же 49,45 % респондентам просто лень выполнять самому домашнее задание, так же не отстает ответ респондентов в 37,36%- у школьников не хватает времени на выполнение домашнего задания в связи с посещением секций или кружков. Не малый процент(19,78%) респондентов указали на то, что им не у кого попросить помощи с домашним заданием, что говорит о том, что ребенок либо не хочет просить помощи, к примеру у родителей, либо у родителей нет времени, к примеру, если они на работе. 12,09% школьников не скрывают, что они списывают, ведь для них нет смысла делать домашнее задание, т.к. все есть в интернете, вероятнее, это экономит для них время и не заставляет их задуматься «над задачкой». Так же стоит отметить, что 1,10% респондентов ответили, что прибегают к сайтам ГДЗ по той причине, что они просто не могут найти общий язык с учителем.



На вопрос как респонденты считают, помогает ли им сайты ГДЗ разобраться с материалом, были получены следующие данные (см. таблицу 4):

Таблица 4 – Оценка использования сайтов ГДЗ, %

Варианты ответов

Процент ответов респондентов

Да, я разбираю задание и потом делаю по аналогии

67,03%

Нет, я просто списываю

20,88%



Исходя из данных таблицы 4 видно, что наибольший процент респондентов разбирают задание и делают потом по аналогии, а не просто бездумно списывают. Это говорит о том, что школьники все таки задумываются, что им необходимо вникать в информацию, ведь это благоприятно влияет на их успеваемость в школе.

Респондентам был задан вопрос, систематически ли они выполняют домашнее задание, были получены следующие данные (см. таблицу 5):

Таблица 5- Оценка систематического выполнения домашнего задания, %

Варианты ответов

Процент ответов респондентов

Да, всегда выполняю

31,87%

Нет, иногда могу себе позволить ничего не выполнять

65,93%

Вообще не выполняю

1,10%



Исходя из данных таблицы 5 видно, что наибольший процент респондентов иногда могут себе позволить не выполнять домашнее задание, и только 1,10% не выполняет домашнее задание вообще, это и понятно, т.к. успеваемость данных учеников очень «хромает».



На вопрос о том, что респонденты предпочитают больше, читать/изучать учебную литературу в виде книг или читать/изучать электронные учебники, были получены следующие данные (см.таблицу 6):

Таблица 6 – Предпочтения респондентов учебной литературе, %

Варианты ответов

Процент ответов респондентов

Учебная литература в виде книг

65,93%

Электронные учебники

32,97%

Учебная литература в аудиозаписях

1,10%



Исходя из данных таблицы 6 видно, что наибольший процент респондентов предпочитают учебную литературу в виде книг. Это все таки говорит о том, что школьники читают и изучают учебники, и бумажный вариант им нравится больше, нежели читать электронные версии, но все же и находятся те ученики, которые отдают предпочтение электронным носителям(32,97%), так же стоит отметить, что 1,10% предпочитают учебную литературу в аудиозаписях, возможно , она быстрее усваивается и запоминается.

Респондентам было предложено ответить на вопрос, как они оценивают использование интернет – ресурсов в образовательном процессе, были получены следующие данные (см. таблицу 7):

Таблица 7- Оценка использования интернет- ресурсов в образовательном процессе, %

Варианты ответов

Процент ответов респондентов

Помогает развивать самостоятельность

74,73%

Помогает формировать практические умения и навыки, полезные для освоения знаний

43,96%

Интернет – ресурсы помогают мне сэкономить время

65,93%



Исходя из данных таблицы 7 видно, что наибольший процент респондентов считают, что использование интернет – ресурсов в образовательном процессе помогает развивать самостоятельность. Это говорит о том, что школьники все таки не бездумно обращаются к интернет- ресурсам в образовательном процессе, они понимают, что им это помогает развиваться самостоятельно без посторенней помощи, а так же формирует практические умения и навыки, полезные для освоения знаний. Так же 65,93% респондентов, не скрывают, что интернет- ресурсы им помогают просто сэкономить время, но тем не менее, экономя время, они так же познают полезную информацию, что помогает им развивать самостоятельность, о чем говорилось выше.

На последний вопрос в анкете, как считают респонденты, помогают ли интернет- ресурсы в образовательном процессе или наоборот, мешают, были получены следующие данные:

94,51% - благодаря интернет- ресурсам в образовательном процессе многое узнали в плане учебы, 5,49% - интернет- ресурсы в образовательном процессе никак не помогли в учебе (см. график 8):

График 8- Оценка использования интернет- ресурсов в образовательном процессе, %

Из графика 8 видно, что подавляющая часть респондентов 94,51% считают, что благодаря интернет- ресурсам в образовательном процессе они многое узнали в плане учебы, что говорит о том, что все таки ученики не просто списывают, а запоминают информацию, которая пригождается им в учебном процессе.

Таким образом, подведя итог описательной части можно сказать, что средним респондентом, который использует интернет – технологий в образовательном процессе является девочка 15 лет.

Подавляющее большинство респондентов по уровню использования интернета распределились следующим образом: 100% - пользуются интернетом. Таким образом, мы видим, что все опрашиваемые ученики – это дети, которые пользуются интернетом.

Основная масса респондентов 81,32 % – используют интернет каждый день.

Так же 82,42% респондентов посещают учебные сайты для набора ценной информации в учебном процессе.

Подавляющее большинство респондентов считают, что использование интернет – ресурсов в образовательном процессе помогает развивать самостоятельность, а так же благодаря интернет- ресурсам в образовательном процессе многое узнали в плане учебы.

В наше время интернет- технологии в учебный процесс внедрены очень глубоко. Каждый школьник активно пользуется интернетом, в частности, и учебными сайтами, как с пользой, так и с вредом для своего учебного процесса. Исходя из ответов учеников видно, что использование интернет- ресурсов активно сказывается на их успеваемости, как положительно, так и отрицательно. Неудивительно, что кто-то просто бездумно списывает, не вникая в материал, давал оценку своей успеваемости «удовлетворительно», а те ученики, кто давал ответы, что если и списывают ГДЗ, то усердно его разбирают и вникают, что используют интернет – ресурсы для поиска важной информации по учебе, соответственно, их успеваемость была на отметке « отлично» и «хорошо». Но все же, несмотря на все «за» и «против» интернет- технологий в учебном процессе, подавляющее количество респондентов считают, что благодаря интернет- ресурсам в образовательном процессе они многое узнали в плане учебы, что говорит о том, что все таки ученики не просто списывают, а запоминают информацию, которая пригождается им в учебном процессе. Все таки можно сделать вывод, что интернет -технологии в учебном процессе не плохой источник знаний, если только использовать его в правильном русле.

































РАЗДЕЛ 3. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

При проведении анализа полученных данных в ходе исследования решения задачи, необходимо сравнить, как пол респондентов влияет на предпочтение интернет-сайтов.

Социальные сети посещают 97,73% мальчиков и 100% девочек, что говорит о небольшой разнице в посещении данных сетей между мальчиками и девочками, но у всех данная социальная сеть вызывает большое предпочтение. (см. таблицу 8).

Таблица 8 – Влияние пола на посещение социальных сетей, % по столбцу

     Сайты, содержащие музыку и фильмы, посещают 65,91% мальчиков и 63,83 % девочек, что также говорит о невысокой разнице в процентах между полом респондентов (см. таблицу 9).

Таблица 9 -Влияние пола на посещение сайтов, содержащих музыку и фильмы, %по столбцу

            Развлекательные сайты посещают 29,55% мальчиков и 14,89% девочек, в данном случае видна разница в 14, 66% в посещении между мальчиком и девочкой. Мальчиков интересуют развлекательные сайты больше, чем девочек (см. таблицу 10).



Таблица 10- Влияние пола на посещение развлекательных сайтов, % по столбцу

            Учебные сайты посещают 52,27% мальчиков и 40,43% девочек, в данном случае разница видна, девочки посещают учебные сайты немного меньше, чем мальчики (см. таблицу 11).

Таблица 11- Влияние пола на посещение учебных сайтов, % по столбцу

             Сайты СМИ посещают 34,09% мальчиков и 29,79% девочек, видно, что мальчики посещают данные сайты на несколько процентов больше, чем девочки, но эта разница невысока (см. таблицу 12).

Таблица 12- Влияние пола на посещение сайтов СМИ, % по столбцу

             Сайты ГДЗ посещают 68,18% мальчиков и 70,21% девочек, видно, что данную сеть девочки посещают больше, но разница не ощутима (см. таблицу 13).







Таблица 13 - Влияние пола на посещение сайтов ГДЗ, % по столбцу

Можно сделать вывод о том, что разница между полом респондентов одинакова в посещении социальных сетей, сайтов, которые содержат музыку и фильмы, сайтов СМИ и ГДЗ, но все же есть исключения, где видна большая разница в предпочтения между полом респондентов, а именно: развлекательные сайты посещают 29,55% мальчиков и 14,89% девочек, в данном случае преобладают мальчики, их интересуют развлекательные сайты больше, чем девочек, а так же посещение учебных сайтов: 52,27% мальчиков и 40,43% девочек.

          При решении следующей задачи сравнивали, как пол респондентов влияет на их отношение к использованию интернет – ресурсов в образовательном процессе.

              65,91% мальчиков и 82,98% девочек считают, что использование интернет- ресурсов помогает им развивать самостоятельность. В данном случае видно, что большее количество девочек считают, что интернет ресурсы им помогают в самостоятельности, мальчики решили, что им не так сильно помогает, разница видна в 17,07%(см. таблицу 14).

Таблица 14- Влияние пола на развитие самостоятельности при использовании интернет -ресурсов, % по столбцу

            В следующем критерии о том, что интернет- ресурсы помогают формировать практические умения и навыки, полезные для освоения знаний, получились следующие данные: 47,73% мальчиков и 40,43% девочек считают, что им действительно интернет- ресурсы помогают в формировании навыков, но все же видно, что на 7% мальчиков больше в данном вопросе, разница не велика, но мальчики преобладают (см. таблицу 15).

Таблица 15- Влияние пола на формирование практических умений и навыков при использовании интернет -ресурсов , % по столбцу

          В следующем критерии говорилось о том, что интернет- ресурсы помогают просто сэкономить время, 70,45% мальчиков и 61,70% девочек действительно так считают, в данном случае видна разница в 9% между полом респондентов, она не велика, но все же заметна (см. таблицу 16).

Таблица 16- Влияние пола на экономии времени при использовании интернет- ресурсов, % по столбцу

         Одинаковая разница получилась между отношением мальчиков и девочек   в критериях формирования практических умений и навыков и экономии времени при использовании интернет- ресурсов, но есть исключение в критерии использования интернет - ресурсов помогает для развития самостоятельности: 65,91% мальчиков и 82,98% девочек считают именно так, разница в 17,07%, девочки преобладают в данном случае.



          При решении следующей задачи сравнивали, как пол респондентов влияет на цель посещения учебных сайтов.

56,82% мальчиков и 65,96% девочек действительно посещают данные сайты для расширения знаний, но все же видно, что в данном случае преобладают девочки в 9,14%, разница не особо большая, но все же ощутимая (см. таблицу 17).

Таблица 17- Влияние пола на цель расширение своих знаний при использовании интернет -ресурсов

84,09% мальчиков и 80,85% девочек посещают данные сайты с целью набора информации, в данном случае разница между полом респондентов не велика, всего 3%, но все же она есть и мальчики тут преобладают (см. таблицу 18).

Таблица 18- Влияние пола на цель набора информации при использовании интернет -ресурсов

6,82% мальчиков и 8,51% девочек действительно посещают данные сайты с целью списать ГДЗ. В данном случае видна разница в 2% в пользу девочек, но все же эта разница минимальна (см. таблицу 19).







Таблица 19- Влияние пола на цель, чтобы списать ГДЗ

            В данном случае одинаковая разница между полами респондентов получилась в критериях набора информации и списать ГДЗ. Большая разница между отношением мальчиков и девочек получилась   в критерии, что респонденты посещают учебные сайты с целью расширения своих знаний: 56,82% мальчиков и 65,96 девочек, все же видно, что преобладают девочки в 9,14%, разница не особо большая, но все же ощутимая.







ЗАКЛЮЧЕНИЕ

             Было проведено социологическое исследование на тему «Место и роль интернет -технологий в образовательном процессе школьников» в г.Энгельсе в МОУ «СОШ №32».

                Было опрошено 100 респондентов в возрасте 14 – 17 лет. По результатам получились следующие данные, что 100% респондентов пользуются интернетом. Более 80% респондентов используют интернет каждый день. По учебным целям школьники проводят в интернете в день 1-2 часа. Чаще всего практически половина респондентов предпочитают использовать учебные сайты, при том, что часть учеников посещают учебные сайты исключительно раз в неделю, что говорит том, что небольшой процент респондентов заходят на данные сайты реже, чем раз в неделю.

             Так же было выяснено, с какой целью школьники обращаются к интернет –технологиям- 83% респондентов заходят на учебные сайты с целью набора информации для докладов и рефератов, а с целью посещения сайтов ГДЗ всего – 8%, что говорит о том, что школьники все таки предпочитают набирать полезную информацию и знания, а не просто списать готовое задание.

             Были выяснены причины, по которым школьники обращаются к интернет-технологиям: половина респондентов просто не понимают материал, именно по этой причине они заполучают дополнительную информацию в интернете. Чуть меньше процентов респондентов лень выполнять самостоятельно домашнее задание, либо не хватает времени из-за посещения дополнительных кружков и секций.

             75% респондентов отметили, что интернет-технологии в образовательном процессе помогают им развивать самостоятельность, чуть меньше респондентов считают, что интернет- технологии помогают им формировать практические умения и навыки, полезные для освоения знаний.

             Все же, несмотря на все «за» и «против» интернет- технологий в учебном процессе, подавляющее количество респондентов считают, что благодаря интернет- ресурсам в образовательном процессе они многое узнали в плане учебы, что говорит о том, что все таки ученики не просто списывают, а запоминают информацию, которая пригождается им в учебном процессе. Все таки можно сделать вывод, что интернет -технологии в учебном процессе не плохой источник знаний, если только использовать его в правильном русле.

              Значительный объем, открытость и доступность информации в сети Интернет не требуют от учащегося ее полного усвоения и репродукции. Акцент в данном случае переносится на деятельность ученика, на технологию, с помощью которой он создает планируемую образовательную продукцию.

             





ПРИЛОЖЕНИЕ А

АНКЕТА

Уважаемые респонденты!

Я, Умнова Алина Александровна, студентка Саратовского Государственного университета социологического факультета, прошу вас принять участие в социологическом исследовании на тему: «Место и роль интернет - технологий в образовательном процессе школьников».

Для вас составлена анкета с вариантами ответов. Вариант ответа может быть только один. В некоторых вопросах вам предлагается ответить самостоятельно. Анкетирование проводится анонимно!

Заранее благодарю Вас за участие!

1.Укажите Ваш пол:

1)мужской 2)женский

2.Укажите Ваш возраст: _____________ лет

3. Пользуетесь ли Вы интернетом?

1)да 2)нет ПЕРЕХОД К ВОПРОСУ № 10

4.Как часто Вы пользуетесь интернетом?

1)каждый день 2)раз в два-три дня 3)раз в неделю 4)реже, чем раз в неделю

5)затрудняюсь ответить

5.Сколько времени в день Вы проводите в сети интернет вне зависимости от целей?

1 ) ________ ЧАСОВ / _________ МИНУТ 2 ) ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ

6. Сколько времени в день Вы проводите в сети интернет по учебным целям?

1 ) ________ ЧАСОВ / _________ МИНУТ 2 ) ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ

7.Какие сайты Вы используете чаще всего? (МОЖНО УКАЗАТЬ НЕСКОЛЬКО ВАРИАНТОВ ОТВЕТА)

1)социальные сети 2)сайты, содержащие музыку и фильмы 3)развлекательные сайты

4)учебные сайты 5)сайты СМИ 6)сайты ГДЗ( Готовые Домашние Задания)

7)иное ___________________________________

8.Как часто Вы посещаете учебные сайты?

1)каждый день 2)раз в два-три дня 3)раз в неделю 4)реже, чем раз в неделю

5) затрудняюсь ответить





9.С какой целью Вы посещаете учебные сайты? (МОЖНО УКАЗАТЬ НЕСКОЛЬКО ВАРИАНТОВ ОТВЕТА)

1)для расширения своих знаний

2)для набора ценной информации в учебном процессе (доклады, рефераты)

3)для того, чтобы списать ГДЗ( Готовые Домашние Задания)

4)иное______________________________________

10. Как ты оцениваешь свою успеваемость в школе по баллам?

1) отличник (5) 2) ударник (4-5) 3) троечник ( 3) 4) двоечник (2)

5) затрудняюсь ответить

11. Как часто Вы используете сайты ГДЗ( Готовые Домашние Задания)?

1)каждый день 2)раз в два-три дня 3)раз в неделю 4) реже, чем раз в неделю

5)не использую ПЕРЕХОД К ВОПРОСУ № 14

12.По какой причине Вы используете сайты ГДЗ - Готовые Домашние Задания? (МОЖНО УКАЗАТЬ НЕСКОЛЬКО ВАРИАНТОВ ОТВЕТА)

1)лень самому выполнять домашнее задание

2)непонятен материал

3)незаинтересованность в предмете

4)не у кого попросить помощи с домашним заданием

5)нет времени из-за занятий в кружках/секциях

6)зачем делать, если можно списать

7)иное ____________________________________________

13. Как вы считаете, помогает ли Вам сайт ГДЗ( Готовые Домашние Задания) разобраться с материалом?

1) да, я разбираю задание и потом делаю по аналогии 2)нет , я просто списываю

3) иное________________________________________

14. Систематически ли Вы выполняете домашнее задание?

1) да, всегда выполняю 2) нет, иногда могу себе позволить ничего не выполнить

3)вообще не выполняю 4) иное _______________________________

15. Что Вы предпочитаете больше, читать/изучать учебную литературу в виде книг или читать/изучать электронные учебники?

1)учебная литература в виде книг 2) электронные учебники

3) иное_________________________________________

16. Как Вы оцениваете использование интернет – ресурсов в образовательном процессе? (МОЖНО УКАЗАТЬ НЕСКОЛЬКО ВАРИАНТОВ ОТВЕТА)

1)помогает развивать самостоятельность

2)помогает формировать практические умения и навыки, полезные для освоения знаний

3)интернет – ресурсы помогают мне сэкономить время

4) иное___________________________________________________

17. Как Вы считаете, интернет - ресурсы помогают Вам в образовательном процессе или наоборот, мешают в обучении ?

1) благодаря интернет – ресурсам в образовательном процессе я многое узнал в плане учебы

2) интернет – ресурсы в образовательном процессе никак мне не помогли в учебе

3) иное_____________________________________________________



БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!


1 https://psychojournal.ru/article/892-internet-v-zhizni-sovremennyh-podrostkov-problema-i-resurs.html

2 https://megalektsii.ru/s18964t1.html

3 https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00282619_0.html


Скачать

© 2021 776 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!