СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Место человека в системе органического мира"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по теме "Место человека в системе органического мира"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Место человека в системе органического мира"»

Технологическая карта урока по теме: «Место человека в системе органического мира»




ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

8 класс

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Первый урок в теме «Изучение человека», первый урок в изучаемом курсе

Тема урока

Место человека в системе органического мира

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

☐ урок освоения новых знаний и умений

☐ урок-закрепление

☐ урок-повторение

☐ урок систематизации знаний и умений

☐ урок развивающего контроля

☐ комбинированный урок

☐ другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные. Будут сформированы: интерес к изучению природы; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; понимание уникальности человека и ценности жизни каждого человека

Метапредметные

Регулятивные –составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; формировать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации; систематизировать информацию, формулировать проблему

Познавательные - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию

Коммуникативные – научится принимать участие в работе группами


Предметные

Формировать представления об особенностях строения человека, сравнивать человека с представителями класса млекопитающих и отряда приматов и делать вывод на основе сравнения

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): систематика, отряд Приматы

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Место человека в системе органического мира. http://school-collection.edu.ru


БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Исторический факт

Карл Линней (1707–1778 гг.) — исследователь, биолог, натуралист шведского происхождения, который приложил много усилий, чтобы систематизировать по родам и видам растения и животных, а также поделил весь мир на три царства. Благодаря его трудам биология стала полноценной наукой.

В 1735 году учёный издал брошюру, состоящую из 14 страниц. Она называлась «Systema naturae» и содержала в себе систему природы, которую создал Линней. Изучение многих научных сочинений и трудов привело его к мысли о том, что такая систематизация поможет другим учёным. Исследования, заложенные в этом издании, стали самыми важными в жизни Линнея. Он всю жизнь проработал над их усовершенствованием, и к её окончанию переизданное издание составляло 4 тома, а это в общей сложности 2335 страниц.

Выскажите гипотезу, благодаря чему труд Линнея из брошюры превратился в 4 тома?


Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Фронтальная беседа, работа в парах


  • Почему организм человека мы изучаем после зоологии?

  • Что изучает наука систематика?

  • Из предложенных систематических категорий составьте правильную последовательность, начиная с наибольшей: вид, класс, отряд, царство, род, тип, семейство

  • Как вы понимаете термин «эволюция»?

  • Назовите ученого, имя которого непрерывно связано с эволюционным учением?

  • Заполните таблицу столбик «До»

Игра «Верю-не верю (+/-)


До

Утверждения по теме «Место человека в системе органического мира»

После


Люди всех рас относятся к 1 виду – Человек разумный



Ближайшие родственники человека – сумчатые животные



У всех людей на одной из стадий жизненного цикла имеются жабры



Человека, как и рыб, относят к типу Хордовых



Человек относится к классу Люди




Осевым скелетом на ранних стадиях развития всех хордовых и человека является хорда



Кровеносная система человека, как и млекопитающих, замкнутая, имеет 2 круга кровообращения



Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься


Ты узнаешь:

Место человека в системе органического мира

Доказательства, что человек является неотъемлемой частью природы

Ты научишься:

Определять место человека в системе органического мира

Доказывать, что человек является неотъемлемой частью природы

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.


Работа по учебнику

Используя текст учебника на с.5-6 заполните в таблице столбик «После».

Фронтальная беседа

-В каких утверждениях ваше мнение изменилось и почему?

-Какие из данных утверждений у вас вызвали наибольшие трудности?

-Какие утверждения остались непонятными для вас?


Работа со слайдами презентации. Прочитайте факты сравнения человека и приматов.Сделайте вывод.


Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Самостоятельно определить систематическое положение человека. Из предложенных вариантов выпишите верный ответ.

Царство: Растения, Грибы, Животные

Подцарство: Многоклеточные, Одноклеточные

Тип: Членистоногие, Хордовые

Подтип: Позвоночные, Бесчерепные

Класс: Птицы, Пресмыкающиеся, Млекопитающие

Отряд: Приматы, Первозвери, Сумчатые

Семейство: Гиминиды

Род: Человек

Вид: Человек разумный



БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Выберите 1 правильный ответ

  • У человека как представителей класса Млекопитающие имеются:

  • 1) s –образный позвоночник

  • 2) сросшиеся кости таза

  • 3) хорошо развитые кости пальцев рук

  • 4) сальные и млечные железы

  • Биохимический анализ крови и анализ молекул ДНК человека и животных показали родство человека

  • 1) и парнокопытных

  • 2) приматов

  • 3) сумчатых

4) хордовых

  • На основе какого факта подтверждается родство человека и животных

  • 1) общий план строения

  • 2) прямохождение

  • 3) особенности размножения и кормления молоком

4) сходство эмоций

  • Основным признаком человека как представителя млекопитающих является

  • 1) разделение нервной системы на спинной и головной мозг

  • 2) четырехкамерное сердце

  • 3) наличие млечных желез и вскармливание детенышей молоком

  • 4) постоянная температура тела

В каком из вариантов правильно указана иерархия систематических групп животных?

1) тип – класс – отряд – семейств – род – вид

2) тип – отряд – класс - семейств – род – вид

3) тип – класс – отряд – вид – род – семейство

4) класс – тип – отряд – семейство – род – вид



Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания




Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

  1. Современные люди, принадлежащие к разным расам, являются представителями

  1. Одного вида

  2. Разных видов

  3. Одной популяции

  4. Разных родов одного семейства

2.В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.

Объект

Систематическая единица

Человек разумный

вид

Хордовые


  1. Тип

  2. Семейство

  3. Класс

  4. Царство


3.Верны ли суждения о систематическом положении человека разумного?

А) Человек разумный относится к типу Хордовые

Б) Человек разумный относится к подтипу Позвоночные или Черепные

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


4. Как называют семейство, в котором помимо человека включены человекообразные обезьяны?

1) гоминиды

2)сумчатые

3) разумные

4) лемуровые


Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Прочитайте текст, заполните таблицу

Человекообразные обезьяны (гиббоны, орангутанги, гориллы, шимпанзе) обладают признаками, сближающих их с человеком. Например, большой размер тела, отсутствие хвоста, сходная форма ушной раковины, крупный мозг с развитыми бороздами и извилинами, эмоции (одинаковое выражение чувств радости, гнева, печали), строение внутренних органов (почек, легких и др.), в наличие аппендикса и пр. , группы крови (О, А, В, АВ) и её иммунные свойства. По совокупности особенностей анатомического строения и ряду физиологических показателей наибольшее сходство с человеком обнаруживают шимпанзе и гориллы. Было установлено сходство генов у человека и шимпанзе (до 91%). Сходство в течение патологических процессов и инфекционных заболеваний делает человекообразных обезьян (особенно шимпанзе) наиболее полноценной моделью человеческого организма при биологических медицинских исследованиях. Человекообразные обезьяны нежно ласкают детенышей, заботятся о детях, но и наказывают их за непослушание. У них хорошо развита память, имеют высокоразвитую ВНД. Они способны использовать предметы природы как простейшие орудия. Для них характерно конкретное мышление. Обезьяны могут ходить на задних конечностях, опираясь на руки. На пальцах у обезьян, как у человека, ногти, а не когти.

Сходное строение зубов. Человек и обезьяны имеют общих паразитов (головная вошь), могут болеть гриппом, оспой, холерой, брюшным тифом, СПИДом и другими инфекционными болезнями.

Приложение № 3

Различия человека от человекообразных обезьян.

Между человеком и человекообразными обезьянами есть различия. Только человеку присуще истинное прямохождение и связанные с этим особенности строения S-образного позвоночника с 4 изгибами, низким расширенным тазом, уплощенной в переднезаднем направлении грудной клеткой, пропорциями конечностей (удлинение ног сравнительно с руками), сводчатой стопой, большой палец кисти противопоставлен остальным, большой палец на руке человека длиннее и подвижнее, чем у обезьян, а также особенности мускулатуры и расположения внутренних органов. На ногах, наоборот, у человека большой палец параллелен остальным, а у обезьян расположен под углом, поэтому их ноги могут выполнять хватательные движения. Череп человека более высокий и округленный, не имеет сплошных надбровных дуг; мозговая часть черепа в большей степени преобладает над лицевой, лоб высокий, челюсти слабые, с маленькими клыками, подбородочный выступ отчетливо выражен. Мозговая часть черепа у человека больше лицевой, а у обезьян – меньше. У человека на 15кг веса тела приходится примерно 400г мозга (1400 – 1600см3), а у шимпанзе на тот же вес тела – почти вдвое меньше мозга (600см3). Таким образом, мозг человека примерно в 3 раза больше мозга человекообразных обезьян по объему, в 3-4 раза - по массе. Полушария мозга человека изобилуют глубокими извилинами, а у шимпанзе извилин меньше. Поверхность коры больших полушарий у человека в 3,5 раз больше, чем у шимпанзе.У человека сильно развита кора больших полушарий мозга, в которых расположены важнейшие центры психики и речи. Только человек обладает членораздельной речью, в связи с этим для него характерно развитие лобной, теменной и височной долей мозга, наличие особого головного мускула в гортани и других анатомических особенностей. Человеку присуще сознание и образное мышление, с чем связана деятельность (живопись, литература, наука). Вторая сигнальная система не врожденная, она формируется в процессе обучения человека в детском возрасте. Таким образом, для формирования человека обязательно требуется общество.

1 — человек, 2 — горилла, 3 — орангутан, 4 — гиббон

Части тела

Морфологические признаки

Человек

Человекообразные обезьяны

1.

Головной мозг

V мозга около 1600м3, развиты извилины, борозды и кора больших полушарий

V мозга около 600м3, менее развиты извилины, борозды и кора больших полушарий

2.

Лицо

Мозговая коробка преобладает над лицевым отделом черепа, облегчение челюстного аппарата, отсутствие надбровных валиков

Преобладает лицевой отдел черепа с мощными челюстями, ярко выражены надбровные валики

3.

Позвоночник

S – образная форма, наличие 4 изгибов

Изгибов нет

4.

Грудная клетка

Гудная клетка расширена в стороны


5.

Таз

Широкий таз принимает на себя основную нагрузку при хождении на двух ногах

Таз не широкий

6.

Передняя конечность

Менее длинные, большой палец кисти противопоставлен остальным, большая подвижность пальцев

Относительно более длинные кисти рук крюкообразные, хватательного типа, пальцы менее подвижны

7.

Стопа

Сводчатая стопа

Стопа плоская, свод отсутствует



Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами




БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания




БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности.

Что нового вы узнали на уроке?

Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

Что осталось непонятным?


Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

Прочитать п.1, ответить на вопросы устно после параграфа, индивидуально подготовить сообщения Ч. Дарвин и его работа «Происхождение человека и половой отбор», К. Линней и его система природы.






4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!