Мероприятия по профилактике заболеваний и здорового образа жизни в организации учебно-воспитательного процесса.
Много лет я работала по развивающей системе Л.Занкова. При переходе с традиционной программы на данную, я анализировала и сравнивала два различных подхода к организации учебно-воспитательного процесса, к планируемым результатам обучения, целям и задачам, которые ставят перед собой данные программы. Для себя я отметила, что программа Л.Занкова изначально проектировалась для детей с проблемами в обучении, в усвоении програмного материала, с проблемами здоровья. Программа Занкова направлена на:
- общее развитие учащихся;
- знакомство учащихся с общей картиной мира на основе ценностей науки, литературы и искусства, усвоение ими знаний, умений и навыков;
- развитие мыслительных операций, речи, творческих способностей учащихся;
- воспитание и формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, интегрированной на систему национальной и мировой культуры, способной на участие в духовном развитии общества.
Главной целью своей работы определила общее развитие учащихся, а именно:
- развитие познавательных, эмоциональных и эстетических возможностей школьников;
- знакомство обучающихся с широкой картиной мира, используя возможности содержания предметов, природную любознательность младших школьников, их опыт и стремление к общению со взрослыми и сверстниками, создавая такие условия, которые ведут детей к сотрудничеству с соучениками, к сотворчеству с учителем;
- планомерное и последовательное общее развитие каждого ребёнка, включая наименее подготовленных к школе, и создание условий для сохранения их психического и физического здоровья.
По определению Всемирной Организации Здравоохранениия, «здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека, а не только отсутствие болезней и физических недостатков».
Что же может предпринять учитель при организации урочной, внеурочной и внеклассной работы для сохранения здоровья обучающихся?
Я начинаю с диагностик, с опроса родителей. На первом родительском собрании подготовительной школы провожу опрос о состоянии здоровья детей, об их индивидуальных особенностях характера. Это помогает правильно рассадить детей в подготовительном классе, грамотно строить учебное занятие, чтобы все дети были максимально задействованы, не получали перегрузки, усваивали учебный материал, не стеснялись раскрыться, получали положительные эмоции. В конце каждого месяца занятий провожу встречу с родителями, объясняю на что нужно обратить внимание, даю рекомендации по необходимости обратиться за консультациями к специалистам (логопеду, офтальмологу, ортопеду, невропатологу и т.д.). При необходимости индивидуальных консультаций, встречаюсь с родителями еженедельно, т.е. после каждого занятия. При таком подходе большинство родителей понимает, что у них с учителем единая цель – подготовить ребёнка к обучению в школе, помочь ему успешно справиться с освоением новой социальной роли – ученика школы, при этом максимально сохранить здоровье ребёнка во всех аспектах.
Перед 1 классом ещё раз провожу опрос родителей о состоянии здоровья будущих учеников, затем, совместно с медиком школы, составляю таблицу здоровья по классу. Из данной таблицы хорошо видно, с какими заболеваниями дети поступают в школу. Это помогает при планировании как учебного так и воспитательного процесса. Таблица корректируется каждые полгода.
В моих классах картина следующая: 90% детей с проблемами ортопедического характера; 45 % -зрение; 45% - логопедия, кроме того, присутствуют нарушения в эндокринной системе, кардиология, нефрология, пульмонология, ЛОР заболевания, 25% астматиков, 15% аллергиков, 20% детей нуждающихся в наблюдении невропатолога.
Потому далее идёт ежедневная работа, которая обязательно должна носить системный характер.
Урочная деятельность:
- организация физминуток;
- гимнастика для глаз;
- учёт показателей здоровья при рассаживании детей за парты;
-ежемесячная смена ряда;
- наблюдение за посадкой детей во время уроков, за правильной организацией рабочего места;
- соблюдение правил ТБ, обучение детей данным правилам;
- практика педагогики сотрудничества и сотворчества «ученик-ученик», «ученик-учитель»;
- соблюдение норм дозировки домашних заданий;
-вариативность форм и методов обучения;
- соблюдение гигиенических требований к режиму учебного процесса;
- творческие задания «Составь режим дня», «Почему опасен огонь», «Какая еда полезна», «Время и компьютер», «Чем полезен спорт» и т.д.;
- изготовление плакатов, памяток по ЗОЖ.
Последние два пункта выполняются как индивидуально, во время урока урока, так и дома, совместно с родителями. Кроме индивидуальной работы во время урока, практикую работу в парах и группами. Во время выполнения заданий дети учатся слушать друг друга, аргументировать своё мнение и учитывать чужое, налаживать контакт, распределять обязанности. Данные навыки и умения очень важны для ребёнка в его самореализации в детском коллективе, что опять же приводит к психологическому и эмоциональному комфорту ребёнка. Выполняя задания дома с семьёй, ребёнок лишний раз входит в контакт с родителями, которым часто не просто не хватает времени на общение, а они не знают, чем наполнить это время. Конечно, мне самой приходится увеличить общение с родителями, чтобы объяснить всю необходимость данной работы, важность эмоционального контакта с ребёнком, создания стабильного чувства защищённости и любви в семье, дать им необходимые рекомендации, помочь советом.
Для этого каждый год при планировании работы я продумываю темы, которые будут освещены на родительских собраниях в этом учебном году.
В первом классе говорим:
- об адаптации ребёнка в школе;
-о его физиологических и психологических изменениях в этом возрасте;
-о режиме дня;
- о том, как помочь ребёнку преодолеть трудности, возникающие в учёбе и общении;
- как научить ребёнка организовать своё рабочее место и время.
Второй класс – начало отметочного обучения. Соответственно, речь идёт:
- о первых оценках;
- о том, как научить ребёнка качественно готовить домашние задания;
- о привитии навыков личной гигиены;
- о том, как научить ребёнка безопасности в быту, на улице;
-о важности занятий в дополнительных кружках, спортивных секциях.
Для третьего класса готовлю темы:
- о развитии самостоятельности, самокритичности детей;
-о важности пропаганды в семье ЗОЖ, правильного питания, полезных привычек.
В четвёртом классе снова говорим:
-о физиологических и психологических изменениях в жизни ребёнка,
-о подготовке перехода в среднее звено школы,
-о воспитании активной жизненной позиции ребёнка.
Может, кому то покажется, что далеко не всё перечисленное относится к профилактике заболеваемости и ЗОЖ. Но ведь здоровье – это не только отсутствие хронических медицинских диагнозов, но и душевный, эмоциональный, психологический комфорт ребёнка; его правильная жизненная позиция. Именно это приводит к профилактике вредных привычек, заставляет родителей заранее обращаться к специалистам, не дожидаясь, когда проблема со здоровьем станет явной и будет доставлять существенные проблемы ребёнку.
Помимо урочной деятельности мы имеем широкие возможности по популяризации ЗОЖ во внеклассной работе. Это и система классных часов, как традиционных в каждом учебном году, так и по выбору учителя. Каждый год ежемесячно мы проводим классные часы по правилам ДД, по правилам БЖ. Главное, чтобы эти часы были не формальной передачей информации, а творчески продуманы, и каждый раз несли детям что-то новое, давали им возможность высказывать своё отношение к проблеме, т.е., чтобы они проходили в атмосфере сотрудничества и сотворчества.
В своих классах ежемесячно провожу занятие о пользе правильного питания. Узнаём какие продукты полезны или вредны, как часто нужно кушать, как составить правильное меню на день. Дети выполняют творческие работы. Одно из последних занятий было о пользе завтраков. «Обязателен ли завтрак?», «Чем полезно завтракать?» - на эти вопросы мы искали ответы вместе с детьми. Я заранее озвучиваю тему классного часа, дети подбирают дополнительную информацию из литературы, электронных ресурсов, опрашивая своих одноклассников или родных. После классного часа организовали фотовыставку рецептов вкусных и полезных каш. Дети с удовольствием обменивались рецептами, рассказывали, как готовили по этим рецептам дома.
Ещё одна традиционная линия классных часов в моих классах «Привычка – вторая натура». На этих классных часах идёт речь о правилах личной гигиены. Мы обсуждаем, как устроены наши органы чувств, какой за ними нужен уход, что может быть, если не соблюдать эти правила. После каждого занятия создаём Памятку здоровья – «Как сохранить хорошее зрение?», «Как без страха ходить к стоматологу?», «Как сохранить остроту слуха?», которую помещаем в уголок класса.
Помимо классных часов – организация внеклассных мероприятий совместно с родителями. Это также помогает повысить эмоциональный комфорт в коллективе детей и родителей, в ненавязчивой форме продвигать идеи ЗОЖ.
Я коснулась не всех аспектов профилактики здоровья и ЗОЖ. Сюда отосится и расписание, составленное по требованиям САНПиНА, и организация горячего питания и многое другое. Но в своём выступлении я попыталась рассказать о собственном опыте работы в этом направлении.
Конечно, на состояние здоровья влияют различные факторы. По данным ВОЗ 50% -образ жизни;
20%-наследственность;
20%-окружающая среда;
10%-уровень медицинской помощи.
Мы, учителя, не можем повлиять на три из четырёх факторов. Нам не изменить наследственность детей, уровень оказываемой медицинской помощи, состояние окружающей среды. Но в наших руках воспитывать будущее поколение с правильным образом жизни, которое, может быть, изменит и эти три фактора.
Пока, не заглядывая так далеко, желаю вам успехов в сохранении здоровья ваших учеников и приобщении их к здоровому образу жизни. И, конечно же, здоровья самим учителям, чтобы воплотить всё задуманное.