СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мероприятие по химии "Экскурсия в кабинет химии"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по химии "Экскурсия в кабинет химии" 

Цель: расширить у учащихся 3 классов знаний понятий "Вещество", "Атом", "Молекула". Познакомиться с основными правилами техники безопастности при работе с различными веществами.

Просмотр содержимого документа
«Мероприятие по химии "Экскурсия в кабинет химии"»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА «ЭКСКУРСИЯ В КАБИНЕТ ХИМИИ»

Цель: закрепить и расширить у учащихся 3 классов знание понятий «вещество», «молекула», «атом», «химические и физические явления», познакомиться с основными правилами техники безопасности при работе с различными веществами.

Оборудование: Опыт 1- 2 хим. стакана; опыт 2- 3 хим. стакана; опыт 3- носовой платок, спиртовка, тигельные щипцы; опыт 4- детский меч, вата; опыт 5- фильтровальная бумага, вата; опыт 6- подставка, стеклянная палочка, спиртовка.

Реактивы: опыт 1- раствор сульфата натрия, раствор хлорида бария; опыт 2- раствор гидроксида натрия, раствор соляной кислоты, раствор фенолфталеинового; опыт 3- вода, спирт; опыт 4-100 мл 3%-го раствора хлорида железа, 100 мл 3%-го раствора родонита калия, раствор фторида натрия; опыт 5- рисовый отвар, раствор иодида калия; опыт 6- дихромат аммония.

План.

  1. Подготовительный этап

  2. Основная часть

  3. Загадки.


Ход экскурсии.

1. Подготовительный этап

Среди учащихся старших классов подбираются помощники-ведущие. Их задача- подготовить текст выступления, с учителем подготовить и отработать технику проведения опытов. Особое внимание уделяется технике безопасности.

2. Проведение экскурсии.

Учащиеся 3 В класса приходят в кабинет химии. Здесь их встречают УЧАЩИЕСЯ 8 КЛАССА в белых халатах. На столе находятся все реактивы и необходимое оборудование.

Вступительное слово учителя

Однажды в осеннюю теплую пору

Ко мне 3 «В» целым классом зашли,

Зачем же? Не знаю?!! Быть может учиться,

Елену Алексеевну с собою привели.

А сколько ж здесь школьников? - всего двадцать пять,

Ни много, ни мало, ну как Вам сказать,

В своем кабинете приветствовать рада,

То - кабинет химии, стоит начать!

Ведущий 1: Добрый день, ребята! Сегодня вы находитесь в самом необычном кабинете нашей школы. Здесь постоянно происходят всевозможные чудеса!

-А что такое чудеса? (ученики дают различные варианты ответов)

-В каких литературных произведениях чаще всего встречаются чудеса? (в сказках)

- Правильно!

Ведущий 2: В сказках постоянно происходят различные необычные явления-звери, птицы и даже предметы разговаривают, разливаются чудесные реки из молока с кисельными берегами, а есть и опасные огненные реки. Герою приходится пройти множество чудесных испытаний и остаться живым.

Попробуем разобраться в сказочных превращениях.

Но прежде, мы познакомимся с посудой, которая нам пригодится.


Знакомство с посудой:
(1 ученик показывает Стакан): 
«Чтобы опыт был красивым,
Нам поможет великан:
Из стекла, для реактивов,
Сам Химический Стакан».

(2 ученик показывает Пробирку):
«У меня вверху есть дырка,
Чтобы сыпать и вливать,
Я – стеклянная Пробирка,
Это химик должен знать».

(3 ученик показывает Фарфоровую чашку):
«Я – Фарфоровая чашка,
Из меня, увы, не пьют,
Для еды не варят кашу,
Во мне опыты ведут».

(4 ученик показывает Колбу с круглым дном):
«Химик знает об одном:
Что есть Колба с круглым дном,
Также есть и непреклонная -
Колба, только плоскодонная» (показ).

(5 ученик показывает Воронку):
«Из стакана струйкой звонкой:
Жидкость будем наливать.
Если лить через Воронку,
Можно будет фильтровать».

(6 ученик показывает Штатив):
«Химикам известно многим:
Целым будет реактив,
В их пробирке. Ведь, как ноги,
У пробирок есть Штатив».

(7 ученик показывает Мензурку):
«За расчерченным стеклом,
Пишут цифрами объем.
В меня только жидкость льют,
И Мензуркою зовут».

(8 ученик показывает Спиртовку):
«Фитилек мой зажигай,
И что хочешь нагревай.
Спирт во мне сгорает ловко,
А зовут меня Спиртовка».

Демонстрация опытов

  1. Получение «молока»;

Ведущий 1: Как часто в сказках в описании волшебной страны мы встречаем рассказ о «молочных реках и кисельных берегах»

Попробуем получить «молоко» из «воды»

Описание опыта: В стакан с раствором сульфата натрия приливаем раствор хлорида бария. Наблюдаем выпадение белого осадка, который во взвешенном состоянии напоминает «молоко».

  1. Получение «вишневого сока» из «воды» и обратное превращение;

Ведущий 2: Ох, как хочется пить! Но воду не хочу. Попробую получить вишневый сок

Описание опыта: В стакан с раствором гидроксида натрия добавляем раствор фенолфталеинового. Наблюдаем изменение окраски.

Ведущий 2: Нет, я передумал. Не хочу сок. Хочу воды

Добавляем в малиновый раствор соляной кислоты. Наблюдаем обесцвечивание раствора.

Ведущий 2 пытается выпить полученный раствор, но первый ведущий его останавливает:

Не пей! Козлёночком станешь! Ведь мы же говорим о сказочных превращениях! А если серьёзно, то помните всегда- в кабинете химии нужно соблюдать технику безопасности:

Ведущий 1.

  • «Ты в хим. кабинет пришел, 
    Так запомни, кроха,
    Безопасность – хорошо!
    Быть безруким – плохо!».

Ведущий 2.

  • «Запах можно распознать,
    И на расстоянии,
    А в сосуды нос совать -
    Риск для обоняния».

Ведущий 1.

  • «К носу совершай рукой,
    Легкие движения,
    Вот тогда «нюхач» такой -
    Просто загляденье!».

Ведущий 2.

  • Ты над брюками держал,
    С кислотой пробирку!
    Круто, парень, ты попал,
    На штанишки с дыркой».

Ведущий 1.

  • А кусочек вещества,
    Надо брать пинцетом,
    Не пустые то слова,
    Помни, друг, об этом».

Ведущий 2.

  • «Чтоб спиртовку потушить,
    Дуть нельзя, парнишка,
    Должен ты ее накрыть
    Колпачком иль крышкой».

Ведущий 1.

  • Ты работу завершил,
    Стол протер рабочий.
    Руки хорошо помыл?
    Или так, не очень?!».

Ведущий 2.

  • «Перемена. Есть банан,
    У тебя и груша,
    Ничего здесь мальчуган,
    Никогда не кушай!».

Ведущий 1.

  • «Из-под крана воду пить,
    Все равно, что ваниш,
    Жажду можно утолить,
    Но…козленком станешь!».


  1. «Несгораемый платок»;

Ведущий 2: Да, несоблюдение правил безопасности может привести к серьёзным проблемам- отравлениям, ожогам, пожару.

Но сказочные герои проходят и огонь, и воду, и медные трубы. Как же им это удается? Может у них специальная одежда?

Описание опыта: Заранее носовой платок смачивают в воде и слегка отжимают. Затем перед зрителем эту заготовку смачивают в спирте и поджигают, используя тигельные щипцы. Спирт сразу вспыхивает - создается впечатление, что горит платок. Но горение прекращается, а платок остается невредимым.

  1. «Кровь без раны»;

Ведущий 1: Да уж, сказочным героям приходится нелегко- а им хоть бы что! И в огне не горят, и в воде не тонут, а если мечом их и поранят- так на то и «живая вода» есть!

Описание опыта: Для проведения опыта используют 100 мл 3%-го раствора хлорида железа и 100 мл 3%-го раствора родонита калия. Для демонстрации опыта используют детский меч. Вызывают кого-нибудь из зрителей на сцену. Ваткой промывают ладонь раствором хлорида железа- «обеззараживают», а раствором родонита калия смачивают меч. Далее мечом проводят по ладони: на бумагу обильно течет «кровь». После окончания опыта ладонь протирают тряпочкой, смоченной раствором фторида натрия и тщательно моют руки.

  1. «тайные письма»;

Ведущий 1 ведущему2, который демонстративно что-то пишет «гусиным пером»: Что ты там делаешь?

Ведущий 2: Как любой волшебник я должен уметь в тайне хранить свои знания от плохих людей, вот я тренируюсь- составляю рецепт «невидимых чернил».

Ведущий 1: Ну и как? Получается?

Ведущий 2: А вот посмотри! (показывает «чистый» листок фильтровальной бумаги). Здесь записана формула и название самого распространенного на Земле вещества.

Ведущий 1: Где? Тут же ничего нет!

Ведущий 2: Но это же «секретные» чернила! Ребята, как вы думаете, название какого вещества здесь записано? (учащиеся 3 го класса уже знают, что это вода). Проверим, так ли это.

Описание опыта: заранее готовится рисовый отвар, которым на фильтровальную бумагу наносится слово «вода» и её формула. Бумагу просушивают и используют уже эту заготовку. Её смачивают раствором иодида калия («йодом»(распылителем). Надпись «проявляется».

  1. «Садовая годюка.;

Ведущий 1: Ой, подумаешь- невидимые чернила!


Я еще не то умею

Из песка полезут змеи.

Страшные, кусачие,

От страха все заплачите,

Не боитесь? Ну смотрите.

Не все сразу – подождите.

Чтобы змеек посмотреть –

надо хорошо прогреть

А пока я их бужу

Я про них вам расскажу.

Из магазина сода и сахарная пудра!

Ну до чего устроена реакция та мудро!

Добавим это мы в песок,

Плюс спирт, плюс небольшой поджег.

Будет пепел, сажа

И дракончик Саша!


Описание опыта. В фарфоровую чашку насыпать речного песка, положить сухое горючие, на него положить таблетки глюконата кальция и поджечь сухое горючие.


Ведущий 2: Как много чудес встречаем мы в сказках! Но, оказывается, нет ничего чудесного в этих превращениях и многие секреты этих «превращений» раскрывает наука ХИМИЯ!


А сейчас беседа с учащимися 3 класс. За каждый правильный ответ ученик получает 1 Химон- бумажную монетку с химической символикой. Старшеклассники объясняют, что по количеству Химонов ученики получат оценку за урок окружающий мир.


Ведущий 1

-А что это за наука- химия? (наука о веществах и их превращениях)

-что такое вещества? (это то, из чего состоят все физические тела)

-из чего состоят вещества? (из молекул)

- А молекулы из чего состоят? (из атомов)

-Что происходит с веществами при химических явлениях? (состав молекул меняется)

-Приведите примеры химических явлений, с которыми вы сталкиваетесь в жизни.

- А при физических явлениях что происходит? (состав молекул не меняется)

-Приведите примеры физических явлений.


Игра: ( 3 человека у доске)

Нарисовать на доске закрытыми глазами – колбу, пробирку, воронку . 
Затем идет оценивание рисунков зрителями. (считаем поднятые руки) победитель получает 1 химон.


Ведущий 1: А теперь отгадайте наши загадки! (ведущие по очереди задают загадки, награждая победителя Химоном)


А ну, скорей снимите шляпу!
Я дочь космического папы.
И вездесуща и легка, -
Я лед, я пот, я - облака.
Я иней, чай, бульон, туман,
Река, ручей и океан.
Когда я злюсь, то закипаю;
А от мороза – застываю (вода)


Сообщаю: я спешу!
Я живу, пока пишу.
Исчертил всю доску белым…
Исчезаю. Был я ... (мелом)


Я, конечно, очень нужен.
Без меня не сваришь ужин,
Не засолишь огурца,
Не заправишь холодца.
Но не только лишь в еде -
Я живу в морской воде.
Если льет слеза из глаза,
Вкус припомнишь мой ты сразу.
Кто догадлив, говорит:

Это-натрия хлорид (соль)


Иду на мелкую монету,
В колоколах люблю звенеть,
Мне ставят памятник за это
И знают: имя мое - медь


Быть символом не каждому дано,
Но именем моим не без причины
Назвали руки, дождь, тельца, руно,
Сечение и мнений середину.
И в честь меня был назван даже век,
Когда был очень счастлив человек.
Что нынче в имени моем? А встарь
Считали все, что я - металлов царь. (золото)

Предупреждаю вас заранее:
Я непригоден для дыхания!
Но все как будто бы не слышат
И постоянно мною дышат. (азот)


Такова моя природа:
Известняк, песок и сода
Много требуют огня,
Чтобы выплавить меня.
Я прозрачно и светло
И зовут меня стекло.


Ведущие: Ребята, какие же вы молодцы! Мы очень надеемся, что вам понравилась экскурсия в кабинет чудес- в кабинет химии и вы с таким же интересом будете изучать этот предмет в старших классах!

Знакомство с посудой:
(1 ученик показывает Стакан): 
«Чтобы опыт был красивым,
Нам поможет великан:
Из стекла, для реактивов,
Сам Химический Стакан».

(2 ученик показывает Пробирку):
«У меня вверху есть дырка,
Чтобы сыпать и вливать,
Я – стеклянная Пробирка,
Это химик должен знать».

(3 ученик показывает Фарфоровую чашку):
«Я – Фарфоровая чашка,
Из меня, увы, не пьют,
Для еды не варят кашу,
Во мне опыты ведут».

(4 ученик показывает Колбу с круглым дном):
«Химик знает об одном:
Что есть Колба с круглым дном,
Также есть и непреклонная -
Колба, только плоскодонная» (показ).

(5 ученик показывает Воронку):
«Из стакана струйкой звонкой:
Жидкость будем наливать.
Если лить через Воронку,
Можно будет фильтровать».

(6 ученик показывает Штатив):
«Химикам известно многим:
Целым будет реактив,
В их пробирке. Ведь, как ноги,
У пробирок есть Штатив».

(7 ученик показывает Мензурку):
«За расчерченным стеклом,
Пишут цифрами объем.
В меня только жидкость льют,
И Мензуркою зовут».

(8 ученик показывает Спиртовку):
«Фитилек мой зажигай,
И что хочешь нагревай.
Спирт во мне сгорает ловко,
А зовут меня Спиртовка».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!