ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА «ЭКСКУРСИЯ В КАБИНЕТ ХИМИИ»
Цель: закрепить и расширить у учащихся 3 классов знание понятий «вещество», «молекула», «атом», «химические и физические явления», познакомиться с основными правилами техники безопасности при работе с различными веществами.
Оборудование: Опыт 1- 2 хим. стакана; опыт 2- 3 хим. стакана; опыт 3- носовой платок, спиртовка, тигельные щипцы; опыт 4- детский меч, вата; опыт 5- фильтровальная бумага, вата; опыт 6- подставка, стеклянная палочка, спиртовка.
Реактивы: опыт 1- раствор сульфата натрия, раствор хлорида бария; опыт 2- раствор гидроксида натрия, раствор соляной кислоты, раствор фенолфталеинового; опыт 3- вода, спирт; опыт 4-100 мл 3%-го раствора хлорида железа, 100 мл 3%-го раствора родонита калия, раствор фторида натрия; опыт 5- рисовый отвар, раствор иодида калия; опыт 6- дихромат аммония.
План.
Подготовительный этап
Основная часть
Загадки.
Ход экскурсии.
1. Подготовительный этап
Среди учащихся старших классов подбираются помощники-ведущие. Их задача- подготовить текст выступления, с учителем подготовить и отработать технику проведения опытов. Особое внимание уделяется технике безопасности.
2. Проведение экскурсии.
Учащиеся 3 В класса приходят в кабинет химии. Здесь их встречают УЧАЩИЕСЯ 8 КЛАССА в белых халатах. На столе находятся все реактивы и необходимое оборудование.
Вступительное слово учителя
Однажды в осеннюю теплую пору
Ко мне 3 «В» целым классом зашли,
Зачем же? Не знаю?!! Быть может учиться,
Елену Алексеевну с собою привели.
А сколько ж здесь школьников? - всего двадцать пять,
Ни много, ни мало, ну как Вам сказать,
В своем кабинете приветствовать рада,
То - кабинет химии, стоит начать!
Ведущий 1: Добрый день, ребята! Сегодня вы находитесь в самом необычном кабинете нашей школы. Здесь постоянно происходят всевозможные чудеса!
-А что такое чудеса? (ученики дают различные варианты ответов)
-В каких литературных произведениях чаще всего встречаются чудеса? (в сказках)
- Правильно!
Ведущий 2: В сказках постоянно происходят различные необычные явления-звери, птицы и даже предметы разговаривают, разливаются чудесные реки из молока с кисельными берегами, а есть и опасные огненные реки. Герою приходится пройти множество чудесных испытаний и остаться живым.
Попробуем разобраться в сказочных превращениях.
Но прежде, мы познакомимся с посудой, которая нам пригодится.
Знакомство с посудой:
(1 ученик показывает Стакан):
«Чтобы опыт был красивым,
Нам поможет великан:
Из стекла, для реактивов,
Сам Химический Стакан».
(2 ученик показывает Пробирку):
«У меня вверху есть дырка,
Чтобы сыпать и вливать,
Я – стеклянная Пробирка,
Это химик должен знать».
(3 ученик показывает Фарфоровую чашку):
«Я – Фарфоровая чашка,
Из меня, увы, не пьют,
Для еды не варят кашу,
Во мне опыты ведут».
(4 ученик показывает Колбу с круглым дном):
«Химик знает об одном:
Что есть Колба с круглым дном,
Также есть и непреклонная -
Колба, только плоскодонная» (показ).
(5 ученик показывает Воронку):
«Из стакана струйкой звонкой:
Жидкость будем наливать.
Если лить через Воронку,
Можно будет фильтровать».
(6 ученик показывает Штатив):
«Химикам известно многим:
Целым будет реактив,
В их пробирке. Ведь, как ноги,
У пробирок есть Штатив».
(7 ученик показывает Мензурку):
«За расчерченным стеклом,
Пишут цифрами объем.
В меня только жидкость льют,
И Мензуркою зовут».
(8 ученик показывает Спиртовку):
«Фитилек мой зажигай,
И что хочешь нагревай.
Спирт во мне сгорает ловко,
А зовут меня Спиртовка».
Демонстрация опытов
Получение «молока»;
Ведущий 1: Как часто в сказках в описании волшебной страны мы встречаем рассказ о «молочных реках и кисельных берегах»
Попробуем получить «молоко» из «воды»
Описание опыта: В стакан с раствором сульфата натрия приливаем раствор хлорида бария. Наблюдаем выпадение белого осадка, который во взвешенном состоянии напоминает «молоко».
Получение «вишневого сока» из «воды» и обратное превращение;
Ведущий 2: Ох, как хочется пить! Но воду не хочу. Попробую получить вишневый сок
Описание опыта: В стакан с раствором гидроксида натрия добавляем раствор фенолфталеинового. Наблюдаем изменение окраски.
Ведущий 2: Нет, я передумал. Не хочу сок. Хочу воды
Добавляем в малиновый раствор соляной кислоты. Наблюдаем обесцвечивание раствора.
Ведущий 2 пытается выпить полученный раствор, но первый ведущий его останавливает:
Не пей! Козлёночком станешь! Ведь мы же говорим о сказочных превращениях! А если серьёзно, то помните всегда- в кабинете химии нужно соблюдать технику безопасности:
Ведущий 1.
Ведущий 2.
Ведущий 1.
Ведущий 2.
Ты над брюками держал,
С кислотой пробирку!
Круто, парень, ты попал,
На штанишки с дыркой».
Ведущий 1.
А кусочек вещества,
Надо брать пинцетом,
Не пустые то слова,
Помни, друг, об этом».
Ведущий 2.
Ведущий 1.
Ведущий 2.
Ведущий 1.
«Из-под крана воду пить,
Все равно, что ваниш,
Жажду можно утолить,
Но…козленком станешь!».
«Несгораемый платок»;
Ведущий 2: Да, несоблюдение правил безопасности может привести к серьёзным проблемам- отравлениям, ожогам, пожару.
Но сказочные герои проходят и огонь, и воду, и медные трубы. Как же им это удается? Может у них специальная одежда?
Описание опыта: Заранее носовой платок смачивают в воде и слегка отжимают. Затем перед зрителем эту заготовку смачивают в спирте и поджигают, используя тигельные щипцы. Спирт сразу вспыхивает - создается впечатление, что горит платок. Но горение прекращается, а платок остается невредимым.
«Кровь без раны»;
Ведущий 1: Да уж, сказочным героям приходится нелегко- а им хоть бы что! И в огне не горят, и в воде не тонут, а если мечом их и поранят- так на то и «живая вода» есть!
Описание опыта: Для проведения опыта используют 100 мл 3%-го раствора хлорида железа и 100 мл 3%-го раствора родонита калия. Для демонстрации опыта используют детский меч. Вызывают кого-нибудь из зрителей на сцену. Ваткой промывают ладонь раствором хлорида железа- «обеззараживают», а раствором родонита калия смачивают меч. Далее мечом проводят по ладони: на бумагу обильно течет «кровь». После окончания опыта ладонь протирают тряпочкой, смоченной раствором фторида натрия и тщательно моют руки.
«тайные письма»;
Ведущий 1 ведущему2, который демонстративно что-то пишет «гусиным пером»: Что ты там делаешь?
Ведущий 2: Как любой волшебник я должен уметь в тайне хранить свои знания от плохих людей, вот я тренируюсь- составляю рецепт «невидимых чернил».
Ведущий 1: Ну и как? Получается?
Ведущий 2: А вот посмотри! (показывает «чистый» листок фильтровальной бумаги). Здесь записана формула и название самого распространенного на Земле вещества.
Ведущий 1: Где? Тут же ничего нет!
Ведущий 2: Но это же «секретные» чернила! Ребята, как вы думаете, название какого вещества здесь записано? (учащиеся 3 го класса уже знают, что это вода). Проверим, так ли это.
Описание опыта: заранее готовится рисовый отвар, которым на фильтровальную бумагу наносится слово «вода» и её формула. Бумагу просушивают и используют уже эту заготовку. Её смачивают раствором иодида калия («йодом»(распылителем). Надпись «проявляется».
«Садовая годюка.;
Ведущий 1: Ой, подумаешь- невидимые чернила!
Я еще не то умею
Из песка полезут змеи.
Страшные, кусачие,
От страха все заплачите,
Не боитесь? Ну смотрите.
Не все сразу – подождите.
Чтобы змеек посмотреть –
надо хорошо прогреть
А пока я их бужу
Я про них вам расскажу.
Из магазина сода и сахарная пудра!
Ну до чего устроена реакция та мудро!
Добавим это мы в песок,
Плюс спирт, плюс небольшой поджег.
Будет пепел, сажа
И дракончик Саша!
Описание опыта. В фарфоровую чашку насыпать речного песка, положить сухое горючие, на него положить таблетки глюконата кальция и поджечь сухое горючие.
Ведущий 2: Как много чудес встречаем мы в сказках! Но, оказывается, нет ничего чудесного в этих превращениях и многие секреты этих «превращений» раскрывает наука ХИМИЯ!
А сейчас беседа с учащимися 3 класс. За каждый правильный ответ ученик получает 1 Химон- бумажную монетку с химической символикой. Старшеклассники объясняют, что по количеству Химонов ученики получат оценку за урок окружающий мир.
Ведущий 1
-А что это за наука- химия? (наука о веществах и их превращениях)
-что такое вещества? (это то, из чего состоят все физические тела)
-из чего состоят вещества? (из молекул)
- А молекулы из чего состоят? (из атомов)
-Что происходит с веществами при химических явлениях? (состав молекул меняется)
-Приведите примеры химических явлений, с которыми вы сталкиваетесь в жизни.
- А при физических явлениях что происходит? (состав молекул не меняется)
-Приведите примеры физических явлений.
Игра: ( 3 человека у доске)
Нарисовать на доске закрытыми глазами – колбу, пробирку, воронку .
Затем идет оценивание рисунков зрителями. (считаем поднятые руки) победитель получает 1 химон.
Ведущий 1: А теперь отгадайте наши загадки! (ведущие по очереди задают загадки, награждая победителя Химоном)
А ну, скорей снимите шляпу!
Я дочь космического папы.
И вездесуща и легка, -
Я лед, я пот, я - облака.
Я иней, чай, бульон, туман,
Река, ручей и океан.
Когда я злюсь, то закипаю;
А от мороза – застываю (вода)
Сообщаю: я спешу!
Я живу, пока пишу.
Исчертил всю доску белым…
Исчезаю. Был я ... (мелом)
Я, конечно, очень нужен.
Без меня не сваришь ужин,
Не засолишь огурца,
Не заправишь холодца.
Но не только лишь в еде -
Я живу в морской воде.
Если льет слеза из глаза,
Вкус припомнишь мой ты сразу.
Кто догадлив, говорит:
Это-натрия хлорид (соль)
Иду на мелкую монету,
В колоколах люблю звенеть,
Мне ставят памятник за это
И знают: имя мое - медь
Быть символом не каждому дано,
Но именем моим не без причины
Назвали руки, дождь, тельца, руно,
Сечение и мнений середину.
И в честь меня был назван даже век,
Когда был очень счастлив человек.
Что нынче в имени моем? А встарь
Считали все, что я - металлов царь. (золото)
Предупреждаю вас заранее:
Я непригоден для дыхания!
Но все как будто бы не слышат
И постоянно мною дышат. (азот)
Такова моя природа:
Известняк, песок и сода
Много требуют огня,
Чтобы выплавить меня.
Я прозрачно и светло
И зовут меня стекло.
Ведущие: Ребята, какие же вы молодцы! Мы очень надеемся, что вам понравилась экскурсия в кабинет чудес- в кабинет химии и вы с таким же интересом будете изучать этот предмет в старших классах!
Знакомство с посудой:
(1 ученик показывает Стакан):
«Чтобы опыт был красивым,
Нам поможет великан:
Из стекла, для реактивов,
Сам Химический Стакан».
(2 ученик показывает Пробирку):
«У меня вверху есть дырка,
Чтобы сыпать и вливать,
Я – стеклянная Пробирка,
Это химик должен знать».
(3 ученик показывает Фарфоровую чашку):
«Я – Фарфоровая чашка,
Из меня, увы, не пьют,
Для еды не варят кашу,
Во мне опыты ведут».
(4 ученик показывает Колбу с круглым дном):
«Химик знает об одном:
Что есть Колба с круглым дном,
Также есть и непреклонная -
Колба, только плоскодонная» (показ).
(5 ученик показывает Воронку):
«Из стакана струйкой звонкой:
Жидкость будем наливать.
Если лить через Воронку,
Можно будет фильтровать».
(6 ученик показывает Штатив):
«Химикам известно многим:
Целым будет реактив,
В их пробирке. Ведь, как ноги,
У пробирок есть Штатив».
(7 ученик показывает Мензурку):
«За расчерченным стеклом,
Пишут цифрами объем.
В меня только жидкость льют,
И Мензуркою зовут».
(8 ученик показывает Спиртовку):
«Фитилек мой зажигай,
И что хочешь нагревай.
Спирт во мне сгорает ловко,
А зовут меня Спиртовка».