Внеклассное мероприятие по темам: «Оптические явления», «Физические открытия», «Электростатика».
Тип мероприятия: Творческая интеллектуальная игра по физике.
Цель: Расширить знания по физике по темам «Оптические явления», «Физические открытия», «Электростатика».
Проблема: Развивать умение логически мыслить, работать с дополнительной литературой, ориентироваться в мире физики и природы, развивать познавательный интерес учащихся, их кругозор.
Оборудование:
портреты ученых физиков;
4 плоских зеркала;
4 яблока;
ножницы;
2 листа формата А4;
2 расчески;
рейтинг участников игры;
этапы игры;
таблички ребусами;
коробки с призами.
Методика организации:
Дети делятся на равные по количеству человек команды. Задания, получаемы командами в ходе игры оцениваются по рейтинговой системе: правильный ответ – одна звездочка. Выигрывает та команда, у которой по результатам всей игры наибольшее количество звездочек.
Ход игры
Ведущий:
Девиз нашей встречи: “Физике все возрасты покорны”.
Эпиграфом нашей игры мы взяли слова:
И преграды нас не остановят
Новые миры к себе манят,
Нам оставить след в науке стоит
И внести в открытия свой вклад!
Ведущий:
Дорогие участники игры, захватите с собой смекалку, находчивость, а смелость говорят, города берет, и тогда победа всегда будет за вами. Успехов Вам! Начинаем игру.
I тур. Великие ученые – физики
Ведущий:
Перед вами 8 портретов физиков. Вам предстоит указать, про какого из этих ученых идет описание.
Вопрос 1. Ученый, физик, член Лондонского королевского общества. В 1699г. являлся директором монетного двора, открыл сопротивление, вывел формулу для скорости распространения волн.
(Исаак Ньютон)
Вопрос 2. Профессор экспериментальной физики в Кембридже, развивал теорию цветного зрения, исследовал устойчивость колец Сатурна, показал, что кольца представляют собой рой метеоритов.
(Дж. Максвелл)
Вопрос 3. Ученый, русский, разработавший немало различных физических приборов: анемометр, газовый барометр, сконструировал телескоп-рефлектор, в который наблюдал прохождение Венеры по диску Солнца. Учреждена золотая медаль его имени.
(М.В.Ломоносов)
Вопрос 4. Научные труды этого ученого относятся к математике, физике и астрономии, разработал основы статики, ввел понятие центра тяжести, автор многих изобретений, в частности катапульты и машины для орошения полей.
(Архимед)
Вопрос 5. Физик, член Петербургской академии наук, разработал методы расчета эл.магнитов в эл.машинах. Работы этого ученого относятся к геофизике, принимал участие в кругосветном путешествии на шлюпке “Предприятие”.
(Э.Ленц)
Вопрос 6. Физик, математик и химик. Предложил использовать эл. магнитные явления для передачи сигналов. Изобрел коммутатор, эл.магнитный телеграф. Исследования относятся к философии и ботанике.
(A.M.Ампер)
Вопрос 7. Ученик Галилея, помогавший ему в исследованиях. Он являлся придворным математиком герцога Тосканского и профессором математики, достиг совершенства в конструировании микроскопов и шлифовании линз телескопов.
(Э.Торричелли)
Вопрос 8. Кто поставил опыт?
“В славном граде Магдебурге
Начинается показ
Император сам приехал
Посмотреть на этот раз
…….. поставил опыт
Полушария он взял”
(Герике)
Ведущий:
Подведем итоги, за каждый правильный ответ команда получает звезду.
Итак, соревнование становится все более интересным! Ура! Мы преодолели первый барьер.
(Подводит итоги I тура, выставляют звезды на рейтинг)
Ведущий:
Открытия, которые совершали ученые-физики, всегда строились на наблюдении различных явлений. Даже величайшие писатели в своих произведениях говорили о различных физических явлениях. Сейчас мы с вами попытаемся определить, о каких же явлениях они рассказывали.
II тур. “Физический ералаш”
Ведущий:
Итак, вам будут представлены отрывки из различных произведений или стихотворений, а вы должны будете определить, о каких явлениях идет речь.
А. А. Блок «Шар раскаленный, золотой…»
Шар раскаленный, золотой
Пошлет в пространство луч огромный,
И длинный конус тени темной
В пространство бросит шар другой,
Таков наш безначальный мир,
Сей конус – наша ночь земная.
За ней – опять, опять эфир
Планета плавит золотая.
Какое свойство света нашло отражение в этом стихотворении?
(прямолинейное распространение света)
А. М. Волков «Волшебник Изумрудного города»
Правитель города Гудвин на вопрос Элли, где он взял столько зеленого мрамора, отвечает: «в моем городе не больше зеленого, чем во всяком другом. Тут все дело в зеленых очках, которые никогда не снимают мои подданные.»
Какого цвета кажутся красные цветы через зеленое стекло?
(черными)
Э. Ростан «Певец зари, Ода Солнцу»
О Солнце! .. Там, где тень
От лип густа и ароматна,
Кидаешь ты такие пятна,
Что жалко мне ступать
По ним.
Как объяснить происхождение световых пятен в тени деревьев?
(это световые пучки, проникающие сквозь просветы в кроне дерева)
Л. Н. Мартынов «Гиперболы»
И нефть, попав из бака в водоем,
Павлиний хвост внезапно распустила.
Она об органическом своем
Происхожденье снова загрустила.
Почему нефть на поверхности воды окрашивается в радужные цвета?
(Нефть на поверхности воды образует тонкую пленку, от обеих поверхностей которой происходит отражение света; в результате возникают когерентные волны, которые интерферируют. Волна, отраженная от нижней поверхности, отстает по фазе от волны, отраженной от верхней поверхности. Разность фаз между этими волнами зависит от толщины пленки и от длины световой волны а пленке. Вследствие интерференции будет происходить гашение одних цветов спектра и усиление других, поэтому места пленки, обладающие разной толщиной, будут окрашены в различные цвета.)
(подводятся итоги II тура, звезда вручается команде за каждый правильный ответ)
Ведущий:
Физика – это наука не только теоретическая, но и экспериментальная, поэтому следующий тур называется.
III тур. “Сможешь ли ты?!”
Ведущий:
Каждой команде будет выдано несколько предметов и даны задания, звезду получит та команда, которая раньше и правильнее все выполнит.
(Каждой команде выдается по 2 плоских зеркала, лист бумаги формата А4, ножницы, расческа и по 2 яблока на команду.)
Задание: с помощью этих предметов получить по 8 яблок на команду и продемонстрировать движение спрута в воде.
1). Что бы получить из 2х яблок восемь, необходимо поставить плоские зеркала под прямым углом друг к другу и поместить в этот угол оба яблока таким образом, что бы получить 6 мнимых изображений.
2). Что бы продемонстрировать движение спрута, необходимо нарезать из листа бумаги полос, одинаковой ширины, не дорезая их до конца, свернуть верхнюю часть в кольцо, наэлектризовать расческу о волосы и поднести к «спруту»; «щупальца» растопырятся колокольчиком, словно готовясь захватить добычу; если засунуть руку снизу этого купола, то «щупальца» немедленно ее облепят.
(Подводим итоги и выставляем звезды на рейтинг)
Ведущий:
Для человека, увлеченного физикой очень важно уметь логически мыслить, поэтому посмотрим, как оно развито у вас.
IV тур. “Физические обгонялки”
Ведущий:
Сейчас вам будут представлены физические термины в виде ребусов, шарад и логарифов, попробуйте их разгадать
(физика)
(радар)
(поляризация)
Что за прибор?
Три первые буквы на охоте
На выстрел отклик свой дают.
Приставьте то к ним, чем на флоте
До дна морского достают:
Я удивительный прибор
Для измерения глубин
(эхо-лот)
Я с полки книгу взял, прибавил «А» -
И превращенье вдруг свершилось сразу:
От книги не осталось и следа
И даже в микроскоп не видно глазу.
(том-атом)
(Подводим итоги и выставляем звезды на рейтинг)
Ведущий:
Вот и подошла к концу наша игра. А теперь выявим лучших из лучших!
Вручение грамот.
Ведущий:
И в заключение игры хочется сказать словами
Поскольку существует мирозданье
Такого нет, кто б ни нуждался в знанье,
Какой бы ни царил на свете век
Всегда стремился к знанью человек!!!
Начало формы