СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мероприятие «Никого дороже нет…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи мероприятия:

- познакомить учащихся с литературными произведениями, поднимающими проблему взаимоотношения детей и родителей;

- способствовать воспитанию чувства любви, уважения и бережного отношения к родителям.

Просмотр содержимого документа
«Мероприятие «Никого дороже нет…»»

«Никого дороже нет…» 26 ноября - День матери в России

«Никого дороже нет…»

26 ноября - День матери в России

https://www.youtube.com/watch?v=l1iobqQ8_hs притча

https://www.youtube.com/watch?v=l1iobqQ8_hs

притча

И.А. Бунин. «Матери» Я помню спальню и лампадку, Я помню ночь, тепло кроватки, Игрушки, теплую кроватку И милый, кроткий голос твой: Лампадку в сумраке угла «Ангел-хранитель над тобой!» И тени от цепей лампадки…  Не ты ли ангелом была?  Бывало, раздевает няня И полушепотом бранит, А сладкий сон, глаза туманя, К ее плечу меня клонит.  Ты перекрестишь, поцелуешь, Напомнишь мне, что он со мной, И верой в счастье очаруешь… Я помню, помню голос твой! Иван Алексеевич Бунин 1870 - 1953

И.А. Бунин. «Матери»

Я помню спальню и лампадку,

Я помню ночь, тепло кроватки,

Игрушки, теплую кроватку

И милый, кроткий голос твой:

Лампадку в сумраке угла

«Ангел-хранитель над тобой!»

И тени от цепей лампадки…

Не ты ли ангелом была?

Бывало, раздевает няня

И полушепотом бранит,

А сладкий сон, глаза туманя,

К ее плечу меня клонит.

Ты перекрестишь, поцелуешь,

Напомнишь мне, что он со мной,

И верой в счастье очаруешь…

Я помню, помню голос твой!

Иван Алексеевич Бунин 1870 - 1953

Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Мама» Мама. Ты ещё не умел говорить, а мама понимала тебя без слов. Угадывала, что ты хочешь, что у тебя болит. Когда ты ещё не умел ходить, мама носила тебя на руках. А потом мама научила тебя говорить, ходить... Мама прочла первую книжку. Мама учила тебя видеть и открывать мир. … Мама всегда рядом с тобой. И всё, что ты видел, всё, что окружало тебя, как бы начиналось с мамы. Каждый день твоего и моего детства связан с мамой. Озабоченная и радостная, спокойная и печальная, она всегда рядом. … любовь к матери проходит у нормального человека через всю жизнь. И моя мама до сих пор живёт в моём сердце, словно мама жива, только она где-то далеко, так далеко, что письма не доходят. Но она всегда есть. Я слышу её голос. Помни, что нет большего горя на свете, чем потерять родную мать. Не причиняй ей страданий. Береги её, как можешь. С чего начинается Родина? Я задаю себе этот вопрос и сам отвечаю на него: Родина для каждого из нас начинается с мамы. Юрий Я́ковлевич Я́ковлев 1922 - 1995

Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Мама»

  • Мама.
  • Ты ещё не умел говорить, а мама понимала тебя без слов. Угадывала, что ты хочешь, что у тебя болит. Когда ты ещё не умел ходить, мама носила тебя на руках. А потом мама научила тебя говорить, ходить...
  • Мама прочла первую книжку. Мама учила тебя видеть и открывать мир.
  • Мама всегда рядом с тобой. И всё, что ты видел, всё, что окружало тебя, как бы начиналось с мамы. Каждый день твоего и моего детства связан с мамой. Озабоченная и радостная, спокойная и печальная, она всегда рядом.
  • любовь к матери проходит у нормального человека через всю жизнь. И моя мама до сих пор живёт в моём сердце, словно мама жива, только она где-то далеко, так далеко, что письма не доходят. Но она всегда есть. Я слышу её голос.
  • Помни, что нет большего горя на свете, чем потерять родную мать. Не причиняй ей страданий. Береги её, как можешь.
  • С чего начинается Родина? Я задаю себе этот вопрос и сам отвечаю на него: Родина для каждого из нас начинается с мамы.

Юрий Я́ковлевич Я́ковлев

1922 - 1995

Проблема отцов и детей в литературе Связь между поколениями. Вместе по жизни. Передача жизненных ценностей. Роль родительского наставления в жизни человека. Большая родительская любовь иногда приводит к эгоизму ребенка. Конфликт «отцов» и «детей». И т.д.

Проблема отцов и детей в литературе

  • Связь между поколениями.
  • Вместе по жизни.
  • Передача жизненных ценностей.
  • Роль родительского наставления в жизни человека.
  • Большая родительская любовь иногда приводит к эгоизму ребенка.
  • Конфликт «отцов» и «детей».
  • И т.д.
Задачи:   познакомить учащихся с литературными произведениями, поднимающими проблему взаимоотношения детей и родителей; способствовать воспитанию чувства любви, уважения и бережного отношения к родителям.

Задачи:

  • познакомить учащихся с литературными произведениями, поднимающими проблему взаимоотношения детей и родителей;
  • способствовать воспитанию чувства любви, уважения и бережного отношения к родителям.
И.А. Гончаров. Роман «Обломов» Иван Александрович Гончаров 1812 - 1891 https://www.youtube.com/watch?v=GRJiJFxBKwo

И.А. Гончаров. Роман «Обломов»

Иван Александрович Гончаров

1812 - 1891

https://www.youtube.com/watch?v=GRJiJFxBKwo

И.А. Гончаров. Роман «Обломов» Вопрос Какие качества формировались у Илюши Обломова в семье? Мать нежно и бережно относится к своему любимому сыну, формируя в нем поэтическую мечтательность и нежность, «хрустальную душу». Однако родители не приучают Илюшу к труду, не уделяют должного внимания его образованию. И в итоге он проводит жизнь на диване, не снимая удобного халата. Ничего не делает, ничем не интересуется. Иван Александрович Гончаров 1812 - 1891

И.А. Гончаров. Роман «Обломов»

Вопрос

Какие качества формировались у Илюши Обломова в семье?

Мать нежно и бережно относится к своему любимому сыну, формируя в нем поэтическую мечтательность и нежность, «хрустальную душу». Однако родители не приучают Илюшу к труду, не уделяют должного внимания его образованию.

И в итоге он проводит жизнь на диване, не снимая удобного халата. Ничего не делает, ничем не интересуется.

Иван Александрович Гончаров

1812 - 1891

И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети» https://www.youtube.com/watch?v=VmB6Q3x1QpA&list=UUbM26PCF2muPgcV-sWWf35w&index=23 Иван Сергеевич Тургенев 1818 - 1883

И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»

https://www.youtube.com/watch?v=VmB6Q3x1QpA&list=UUbM26PCF2muPgcV-sWWf35w&index=23

Иван Сергеевич Тургенев

1818 - 1883

И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети» Вопрос Охарактеризуйте взаимоотношения между Базаровым и его родителями? Для родителей Базарова нет ничего главнее, чем их единственный сын. Именно в нем заключается смысл их жизни. Базаров испытывает к родителям ответные чувства. Но проявлять их открыто он не то, что, не умеет, он просто не считает нужным. Перед смертью он понимает, что был не прав, и просит Одинцову не забывать его стариков: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». Иван Сергеевич Тургенев 1818 - 1883

И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»

Вопрос

Охарактеризуйте взаимоотношения между Базаровым и его родителями?

Для родителей Базарова нет ничего главнее, чем их единственный сын. Именно в нем заключается смысл их жизни.

Базаров испытывает к родителям ответные чувства. Но проявлять их открыто он не то, что, не умеет, он просто не считает нужным. Перед смертью он понимает, что был не прав, и просит Одинцову не забывать его стариков: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать».

Иван Сергеевич Тургенев

1818 - 1883

Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир» Лев Николаевич Толстой 1828 - 1910 https://www.youtube.com/watch?v=j74U30FBBQE

Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир»

Лев Николаевич Толстой

1828 - 1910

https://www.youtube.com/watch?v=j74U30FBBQE

Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир» Вопрос В какой семье вырастают добрые и отзывчивые дети? В семье Ростовых дети любимые. Им многое разрешается. Родители всегда готовы прийти на помощь своим дочерям и сыновьям, поддерживают их инициативы. У дочерей близкие отношения с матерью, ей они доверяют свои тайны. В семье Ростовых царят мир и гармония, отношения между родителями и детьми строятся на любви и уважении. Дети в такой семье вырастают добрыми и отзывчивыми. Во время эвакуации из Москвы Наташа велит снять с подвод семейные вещи и отдать подводы раненым. И родители полностью её поддерживают. А Петя кормит французского мальчика и радуется тому, что может помочь пленному. Лев Николаевич Толстой 1828 - 1910

Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир»

Вопрос

В какой семье вырастают добрые и отзывчивые дети?

В семье Ростовых дети любимые. Им многое разрешается. Родители всегда готовы прийти на помощь своим дочерям и сыновьям, поддерживают их инициативы. У дочерей близкие отношения с матерью, ей они доверяют свои тайны.

В семье Ростовых царят мир и гармония, отношения между родителями и детьми строятся на любви и уважении.

Дети в такой семье вырастают добрыми и отзывчивыми.

Во время эвакуации из Москвы Наташа велит снять с подвод семейные вещи и отдать подводы раненым. И родители полностью её поддерживают.

А Петя кормит французского мальчика и радуется тому, что может помочь пленному.

Лев Николаевич Толстой

1828 - 1910

Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир» https://www.youtube.com/watch?v=wFVgWRciEo8&list=UUbM26PCF2muPgcV-sWWf35w&index=14  Лев Николаевич Толстой 1828 - 1910

Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир»

https://www.youtube.com/watch?v=wFVgWRciEo8&list=UUbM26PCF2muPgcV-sWWf35w&index=14

Лев Николаевич Толстой

1828 - 1910

Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир» Вопрос Какие жизненные ценности передает отец сыну? Отец Николай Болконский – бывший военный. Считает, что только военная служба - настоящее занятие для мужчины. Деятельный. Все время занят чем-либо. Ни одна минута не проходит в лени и праздности. Педантичен. Любит чистоту и порядок. В его кабинете всё разложено по своим местам. Распорядок дня соблюдается безукоснительно. Свои жизненные ценности он передает сыну Андрею. Во время боевых действий Андрей Болконский не стремится отсидеть в штабе, а при любой возможности оказывается на передовой. После неудавшейся военной карьеры старается найти себе применение на гражданской службе. Любит порядок и чистоту. Смысл жизни для Андрея – это служение родине и народу. Лев Николаевич Толстой 1828 - 1910

Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир»

Вопрос

Какие жизненные ценности передает отец сыну?

Отец Николай Болконский – бывший военный. Считает, что только военная служба - настоящее занятие для мужчины.

Деятельный. Все время занят чем-либо. Ни одна минута не проходит в лени и праздности.

Педантичен. Любит чистоту и порядок. В его кабинете всё разложено по своим местам. Распорядок дня соблюдается безукоснительно.

Свои жизненные ценности он передает сыну Андрею.

Во время боевых действий Андрей Болконский не стремится отсидеть в штабе, а при любой возможности оказывается на передовой. После неудавшейся военной карьеры старается найти себе применение на гражданской службе. Любит порядок и чистоту. Смысл жизни для Андрея – это служение родине и народу.

Лев Николаевич Толстой

1828 - 1910

А.И. Куприн. Рассказ «Святая ложь»

Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы, Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол. Чем существует Семенюта, − он и сам не скажет. Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, точно взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью, сапоги просят каши.

Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид. Это на Новый год, на Пасху, на Троицу и на тринадцатое августа. Накануне этих дней он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек − пять копеек на баню, пять на цирюльника и пять копеек на плитку шоколада или на апельсин.

Александр Иванович Куприн

18 70 - 1938

И будет жить Семенюта вместе со своей мамашей ещё очень долго, будет с ней жить в тихом, скромном и тёплом уюте. Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает. Это острое место всегда будет осторожно обходиться. Святая ложь − это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения.

А.И. Куприн. Рассказ «Святая ложь» Вопрос Когда ложь может быть оправдана? Ложь может быть оправдана, если произносится ради спокойствия близкого человека. В рассказе «Святая ложь» А.И. Куприн рассказывает историю маленькой бедной семьи, попавшей в трудную ситуацию. Иван потерял работу, совсем опустился, ютится в подвале. Однако четыре раза в год он преображается, когда идет навещать свою мать и несёт ей обязательный гостинец. Развязным, независимым тоном он врет матери, так как боится потревожить её душевное спокойствие. Мать догадывается в том, что сын обманывает её, но никогда не признается ему в этом, а сын не признается в том, что знал о её догадках. Два любящих человека обманывают из-за любви друг к другу. Александр Иванович Куприн 18 70 - 1938

А.И. Куприн. Рассказ «Святая ложь»

Вопрос

Когда ложь может быть оправдана?

Ложь может быть оправдана, если произносится ради спокойствия близкого человека.

В рассказе «Святая ложь» А.И. Куприн рассказывает историю маленькой бедной семьи, попавшей в трудную ситуацию.

Иван потерял работу, совсем опустился, ютится в подвале. Однако четыре раза в год он преображается, когда идет навещать свою мать и несёт ей обязательный гостинец. Развязным, независимым тоном он врет матери, так как боится потревожить её душевное спокойствие.

Мать догадывается в том, что сын обманывает её, но никогда не признается ему в этом, а сын не признается в том, что знал о её догадках. Два любящих человека обманывают из-за любви друг к другу.

Александр Иванович Куприн

18 70 - 1938

К.Г. Паустовский. Рассказ «Телеграмма»

Я поселился поздней осенью в деревне под Рязанью, в усадьбе известного в свое время гравера Пожалостина. Там одиноко доживала свой век дряхлая ласковая старушка - дочь Пожалостина, Катерина Ивановна.

Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. Но я знал от соседей и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриевича, сторожа при пожарном сарае, что у Катерины Ивановны - не жизнь, а одно горе горькое. Настя вот уже четвертый год как не приезжает, забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. Неровен час, так и умрет она, не повидав дочери, не приласкав ее, не погладив ее русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов - никому не известно.

Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить ее в сад, в нем она не была с ранней весны, все не пускала слабость.

- Дорогой мой, - сказала Катерина Ивановна, - не взыщите с меня, со старой. Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. Да и кое-какие деревья я посадила сама.

Она одевалась очень долго. Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

Уже вечерело. Сад облетел. Палые листья мешали идти. Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. Далеко над лесом висел серп месяца.

Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

Я крепко держал её, чтобы она не упала. Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

- Не дай вам бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой одинокой старости! Не дай вам бог!

Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мать!

Константин Георгиевич Паустовский

1892 - 1968

Вопрос Какими должны быть отношения между близкими, чтобы престарелые люди не чувствовали одинокую старость?

Близкие люди не должны забывать престарелых родственников, не оставлять их в одиночестве.

В рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» показано отношение дочери к своей постаревшей матери. Катерина Петровна жила одна в деревне, в то время как дочь была занята своей карьерой в Ленинграде. Последний раз Настя видела свою мать 3 года назад, письма писала крайне редко, раз в два-три месяца присылала ей 200 рублей. Эти деньги мало волновали Катерину Петровну, она перечитывала несколько строк, которые дочь писала вместе с переводом.

Когда Катерине Петровне стало совсем плохо, она попросила дочь приехать, чтобы повидаться перед смертью. Однако Настя не восприняла слова матери всерьез, у нее как всегда было много дел.

И только получив телеграмму о том, что ее мать умирает, Настя осознала, что «никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка». Она поняла слишком поздно, что никого роднее, чем мама, в ее жизни никогда не было и уже не будет.

Константин Георгиевич Паустовский

1892 - 1968

А.Г. Алексин. Повесть «Безумная Евдокия»   В семье, состоящей из трех человек, всегда кто-нибудь оказывается в меньшинстве: либо мужчина, либо женщина. У нас в меньшинстве были мы с Надей: центром семьи и её лицом стала дочь. Она заслужила это право, и мы были счастливы. Нелегко было нашей талантливой дочери среди людей обыкновенных. Мы с Надюшей были очень довольны, что Оля еще ни в кого пока не влюблялась. И объясняли это ее нравственной цельностью. А может, ее любви хватало лишь на себя? Она (классный руководитель Евдокия Савельевна) приглашала на те знаменитые встречи не только героев, а и диспетчеров с поварами. Зачем? Наверно, хотела объяснить нашей дочери и её одноклассникам, что, если они будут честными и порядочными людьми, просто честными и порядочными, они тоже будут иметь право на внимание к себе. И на память. Мы с Надюшей боролись против «безумной Евдокии» за право строить …или, как говорится, формировать Олин характер, – размышлял я. – Мы победили. И эта победа стоила Наденьке жизни. Или здоровья.  Анатолий Георгиевич Алексин 1924 - 2017

А.Г. Алексин. Повесть «Безумная Евдокия»

В семье, состоящей из трех человек, всегда кто-нибудь оказывается в меньшинстве: либо мужчина, либо женщина. У нас в меньшинстве были мы с Надей: центром семьи и её лицом стала дочь. Она заслужила это право, и мы были счастливы.

Нелегко было нашей талантливой дочери среди людей обыкновенных.

Мы с Надюшей были очень довольны, что Оля еще ни в кого пока не влюблялась. И объясняли это ее нравственной цельностью. А может, ее любви хватало лишь на себя?

Она (классный руководитель Евдокия Савельевна) приглашала на те знаменитые встречи не только героев, а и диспетчеров с поварами. Зачем? Наверно, хотела объяснить нашей дочери и её одноклассникам, что, если они будут честными и порядочными людьми, просто честными и порядочными, они тоже будут иметь право на внимание к себе. И на память.

Мы с Надюшей боролись против «безумной Евдокии» за право строить …или, как говорится, формировать Олин характер, – размышлял я. – Мы победили. И эта победа стоила Наденьке жизни. Или здоровья.

Анатолий Георгиевич Алексин

1924 - 2017

Вопрос  Как  вы понимаете слова главной героини Евдокии Савельевны: « Людей талантливых много. Но именно этого таланта часто не хватает людям»?  О каком таланте идёт речь?        С самого рождения Оли родители благодарили ее. Хотя жизнью рисковала мать, рисковал своей любовью и счастьем отец. «Слепая» родительская любовь выливается в то, что они во всем соглашаются с дочерью. Даже свое отношение к учителю и одноклассникам Оли строят на том, как и что рассказывает им дочь. Их дочь Оля прекрасно рисует, лепит, знает английский и итальянский языки. Однако живет своей жизнью: школа, художественная школа, погружение в творчество. В отношении к людям проявляет себялюбие и эгоизм. Девочке кажется, что все вокруг нападают на неё, не хотят признавать её талант скульптора. А «безумная Евдокия», Евдокия Савельевна, пытается воспитывать в своих учениках талант человечности. «К человечности талант художника может и не применяться, но к дарованию художника человечность…..». Анатолий Георгиевич Алексин 1924 - 2017

Вопрос Как вы понимаете слова главной героини Евдокии Савельевны: « Людей талантливых много. Но именно этого таланта часто не хватает людям»? О каком таланте идёт речь?

С самого рождения Оли родители благодарили ее. Хотя жизнью рисковала мать, рисковал своей любовью и счастьем отец. «Слепая» родительская любовь выливается в то, что они во всем соглашаются с дочерью. Даже свое отношение к учителю и одноклассникам Оли строят на том, как и что рассказывает им дочь.

Их дочь Оля прекрасно рисует, лепит, знает английский и итальянский языки. Однако живет своей жизнью: школа, художественная школа, погружение в творчество. В отношении к людям проявляет себялюбие и эгоизм. Девочке кажется, что все вокруг нападают на неё, не хотят признавать её талант скульптора.

А «безумная Евдокия», Евдокия Савельевна, пытается воспитывать в своих учениках талант человечности. «К человечности талант художника может и не применяться, но к дарованию художника человечность…..».

Анатолий Георгиевич Алексин

1924 - 2017

Б.П. Екимов. Рассказ «Говори, мама, говори…» По утрам теперь звонил телефон-мобильник. Черная коробочка оживала: загорался в ней свет, пела веселая музыка и объявлялся голос дочери, словно рядом она: — Мама, здравствуй! Ты в порядке? Молодец! Вопросы и пожелания? Замечательно! Тогда целую. Будь-будь! …— Мама! Слышишь меня?! Живая-здоровая? Молодец. Целую. Не успеешь и рта раскрыть, а коробочка уж потухла. …— Мама, слышишь меня? — Слышу, слышу… Это ты, доча? А голос будто не твой, какой-то хрипавый. Ты не хвораешь? Гляди одевайся теплей. А то вы городские — модные, платок пуховый повяжи. И нехай глядят. Здоровье дороже. — Мама, — донеслось из телефона строгое. — Говори по делу… Мы же тебе объясняли: тариф.  Борис Петрович Екимов Род. 1938

Б.П. Екимов. Рассказ «Говори, мама, говори…»

По утрам теперь звонил телефон-мобильник. Черная коробочка оживала:

загорался в ней свет, пела веселая музыка и объявлялся голос дочери, словно рядом она:

Мама, здравствуй! Ты в порядке? Молодец! Вопросы и пожелания? Замечательно! Тогда целую. Будь-будь!

…— Мама! Слышишь меня?! Живая-здоровая? Молодец. Целую.

Не успеешь и рта раскрыть, а коробочка уж потухла.

…— Мама, слышишь меня?

Слышу, слышу… Это ты, доча? А голос будто не твой, какой-то хрипавый. Ты не хвораешь? Гляди одевайся теплей. А то вы городские — модные, платок пуховый повяжи. И нехай глядят. Здоровье дороже.

Мама, — донеслось из телефона строгое. — Говори по делу… Мы же тебе объясняли: тариф.

Борис Петрович Екимов

Род. 1938

 Как всегда поутру, засветил и запел телефон мобильный. — Здравствуй, моя доча, здравствуй. Одно лишь звание, что — живая. Я ныне так вдарилась, — пожаловалась она. — Не то нога подыграла, а может, склизь. Где, где… — подосадовала она. — Во дворе. Воротца пошла отворять, с ночи. А тама, возля ворот, там грушина-черномяска. Ты ее любишь. Она сладимая. Я из нее вам компот варю. Иначе бы я ее давно ликвидировала. Возля этой грушины… — Мама, — раздался в телефоне далекий голос, — конкретней говори, что случилось, а не про сладимую грушину. ...На том и закончился с дочерью разговор. Остальное самой себе пришлось досказывать: “Чего болит, не болит… Все у меня болит, каждая косточка. Такая жизнь позади…” … А за окном — день осенний, словно бы сумерки. И вроде зябко. Надо бы протопить, но дровишек — внатяг. Вдруг и впрямь зимовать придется.

Как всегда поутру, засветил и запел телефон мобильный.

Здравствуй, моя доча, здравствуй. Одно лишь звание, что — живая. Я ныне так вдарилась, — пожаловалась она. — Не то нога подыграла, а может, склизь. Где, где… — подосадовала она. — Во дворе. Воротца пошла отворять, с ночи. А тама, возля ворот, там грушина-черномяска. Ты ее любишь. Она сладимая. Я из нее вам компот варю. Иначе бы я ее давно ликвидировала. Возля этой грушины…

Мама, — раздался в телефоне далекий голос, — конкретней говори, что случилось, а не про сладимую грушину.

...На том и закончился с дочерью разговор. Остальное самой себе пришлось досказывать: “Чего болит, не болит… Все у меня болит, каждая косточка. Такая жизнь позади…”

А за окном — день осенний, словно бы сумерки. И вроде зябко. Надо бы протопить, но дровишек — внатяг. Вдруг и впрямь зимовать придется.

В свою пору включила радио, ожидая слов о погоде. Но после короткого молчания из репродуктора донесся мягкий, ласковый голос молодой женщины: — Болят ваши косточки?.. Так впору и к месту были эти душевные слова, что ответилось само собой: — Болят, моя доча… — Ноют руки и ноги?.. — словно угадывая и зная судьбу, спрашивал добрый голос. — Спасу нет… Молодые были, не чуяли. В доярках да в свинарках. А обувка — никакая. А потом в резиновые сапоги влезли, зимой и летом в них. Вот и нудят… — Болит ваша спина… — мягко ворковал, словно завораживая, женский голос. — Заболит, моя доча… Век на горбу таскала чувалы да вахли с соломой. Как не болеть… Такая жизнь… Жизнь ведь и вправду нелегкой выдалась: война, сиротство, тяжкая колхозная работа. Ласковый голос из репродуктора вещал и вещал, а потом смолк. Старая женщина даже всплакнула, ругая себя: “Овечка глупая… Чего ревешь?..” Но плакалось. И от слез вроде бы стало легче.

В свою пору включила радио, ожидая слов о погоде. Но после короткого молчания из репродуктора донесся мягкий, ласковый голос молодой женщины:

Болят ваши косточки?..

Так впору и к месту были эти душевные слова, что ответилось само собой:

Болят, моя доча…

Ноют руки и ноги?.. — словно угадывая и зная судьбу, спрашивал добрый голос.

Спасу нет… Молодые были, не чуяли. В доярках да в свинарках. А обувка — никакая. А потом в резиновые сапоги влезли, зимой и летом в них. Вот и нудят…

Болит ваша спина… — мягко ворковал, словно завораживая, женский голос.

Заболит, моя доча… Век на горбу таскала чувалы да вахли с соломой. Как не болеть… Такая жизнь…

Жизнь ведь и вправду нелегкой выдалась: война, сиротство, тяжкая колхозная работа.

Ласковый голос из репродуктора вещал и вещал, а потом смолк.

Старая женщина даже всплакнула, ругая себя: “Овечка глупая… Чего ревешь?..” Но плакалось. И от слез вроде бы стало легче.

И тут совсем неожиданно, в обеденный неурочный час, заиграла музыка и засветил, проснувшись, мобильный телефон. Старая женщина испугалась:

Доча, доча… Чего случилось? Не заболел кто? А я всполохнулась: не к сроку звонишь. Ты на меня, доча, не держи обиду. Я знаю, что дорогой телефон, деньги большие. Но я ведь взаправду чуток не убилась. Тама, возля этой дулинки… — Она опомнилась: — Господи, опять я про эту дулинку, прости, моя доча…

Издалека, через многие километры, донесся голос дочери:

Говори, мама, говори…

Вот я и гутарю. Ныне какая-то склизь. А тут еще эта кошка… Да корень этот под ноги лезет, от грушины. Нам, старым, ныне ведь все мешает. Я бы эту грушину навовсе ликвидировала, но ты ее любишь. Запарить ее и сушить, как бывалоча… Опять я не то плету… Прости, моя доча. Ты слышишь меня?..

В далеком городе дочь ее слышала и даже видела, прикрыв глаза, старую мать свою: маленькую, согбенную, в белом платочке. Увидела, но почуяла вдруг, как все это зыбко и ненадежно: телефонная связь, видение.

Говори, мама… — просила она и боялась лишь одного: вдруг оборвется и, может быть, навсегда этот голос и эта жизнь. — Говори, мама, говори…

Вопрос Какими должны быть отношения между детьми и их родителями? Люди должны проявлять чуткость и внимание к своим близким. Одинокая бабка Катерина живёт на хуторе и связь со взрослой дочерью поддерживает с помощью мобильного телефона. Каждое утро дочь звонит, задаёт короткие вопросы, выслушивает торопливые ответы и на этом общение заканчивается. Молодая женщина вовремя понимает, что жалеть надо не деньги, отданные за телефонные переговоры, а престарелую мать, чья жизнь может оборваться в любой момент. Дочь осознает, что равнодушно обрывая рассказ матери, она наносит ей обиду, и поэтому просит: «Говори, мама, говори…». Борис Петрович Екимов Род. 1938

Вопрос

Какими должны быть отношения между детьми и их родителями?

Люди должны проявлять чуткость и внимание к своим близким.

Одинокая бабка Катерина живёт на хуторе и связь со взрослой дочерью поддерживает с помощью мобильного телефона. Каждое утро дочь звонит, задаёт короткие вопросы, выслушивает торопливые ответы и на этом общение заканчивается.

Молодая женщина вовремя понимает, что жалеть надо не деньги, отданные за телефонные переговоры, а престарелую мать, чья жизнь может оборваться в любой момент. Дочь осознает, что равнодушно обрывая рассказ матери, она наносит ей обиду, и поэтому просит: «Говори, мама, говори…».

Борис Петрович Екимов

Род. 1938

Эдуард Асадов «Мне уже не 16, мама!»

Ну что ты не спишь и все ждешь упрямо?

И не полезу куда-то в яму,

Не надо. Тревоги свои забудь.

Мне ведь уже не шестнадцать, мама!

Коль повстречаю в пути беду,

Мне больше! И в этом, пожалуй, суть.

Я тотчас приду за советом, мама,

Сразу почувствую и приду.

Я знаю, уж так повелось на свете,

И даже предчувствую твой ответ,

Когда-то же надо ведь быть смелее,

А если порой поступлю не так,

Что дети всегда для матери дети,

Ну что ж, значит буду потом умнее,

Пускай им хоть двадцать, хоть тридцать лет

И лучше синяк, чем стеклянный колпак.

И все же с годами былые средства

Дай твои руки расцеловать,

Как-то меняться уже должны.

Самые добрые в целом свете.

И прежний надзор и контроль, как в детстве,

Уже обидны и не нужны.

Не надо, мама, меня ревновать,

Дети, они же не вечно дети!

Ведь есть же, ну, личное очень что-то!

Когда ж заставляют: скажи да скажи! -

И ты не сиди у окна упрямо,

Готовя в душе за вопросом вопрос.

То этим нередко помимо охоты

Тебя вынуждают прибегнуть к лжи.

Мне ведь уже не шестнадцать, мама.

Пойми. И взгляни на меня всерьез.

Родная моя, не смотри устало!

Любовь наша крепче еще теперь.

Прошу тебя: выбрось из сердца грусть,

Ну разве ты плохо меня воспитала?

И пусть тревога тебя не точит.

Верь мне, пожалуйста, очень верь!

Не бойся, родная. Я скоро вернусь!

Спи, мама. Спи крепко . Спокойной ночи!

И в страхе пусть сердце твое не бьется,

Ведь я по-глупому не влюблюсь,

Не выйду навстречу кому придется,

С дурной компанией не свяжусь .

Эдуард Аркадьевич Асадов

1923 - 2004

Булат Шалвович Окуджава  Песня «Давайте восклицать» Булат Шалвович Окуджава,  советский и российский поэт, бард, прозаик и сценарист, композитор  1924 - 1997 https://www.youtube.com/watch?v=BlEcOV3MY1Y

Булат Шалвович Окуджава Песня «Давайте восклицать»

Булат Шалвович Окуджава,

советский и российский поэт, бард, прозаик и сценарист, композитор

1924 - 1997

https://www.youtube.com/watch?v=BlEcOV3MY1Y

Рефлексия Какие уроки можно извлечь из нашей беседы? Свой ответ прокомментируйте, опираясь на художественные произведения и жизненный опыт.

Рефлексия

  • Какие уроки можно извлечь из нашей беседы?
  • Свой ответ прокомментируйте, опираясь на художественные произведения и жизненный опыт.
Источники: https://www.youtube.com/  https://yandex.ru/images  Личный архив

Источники:

  • https://www.youtube.com/
  • https://yandex.ru/images
  • Личный архив


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!