СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мероприятие "Исторический турнир" для старшеклассников

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Турнир включает в себя вопросы по  истории Российского государства с древних времен по девятнадцатый век включительно.

Просмотр содержимого документа
«Мероприятие "Исторический турнир" для старшеклассников»

ИСТОРИЧЕСКИЙ ТУРНИР

для старшеклассников

Цель мероприятия: развивать интерес к истории своего государства; поддерживать дух соперничества.

Ребята делятся на 2 команды.

Ход мероприятия

1 тур « Разминка». Заранее готовится раздаточный материал для каждой команды.

Командам предлагается исправить ошибки в предложении. (за каждый правильный ответ 1 балл)

«Крестьянин Пётр Ковалёв нажарил картошки на подсолнечном масле и съел её с помидорами». Сколько исторических ошибок в этой фразе, если дело происходило в 9 веке?

Ответ: В 9 веке на Руси не было слова "крестьянин": оно произошло от слова "христианин" только в 14 веке. Не было имени "Петр": оно появилось после крещения Руси в 10 веке. Фамилий не было - но слово "Ковалев" могло быть отчеством, от прозвища "Коваль" (кузнец). Картофель в России появился в середине 18 века. Помидоры вошли в русский обиход в конце 18 века. Жарить что-либо на сковороде в печи в 9 веке славяне также не умели: пищу пекли в углях очага, либо обжаривали на вертеле над очагом.

2 тур «Вспомним даты». Заранее готовится раздаточный материал для каждой команды.

Ребятам предлагается соотнести даты и события.

988

битва на реке Калке

1097

принятие христианства на Руси.

1147

Невская битва

1223

нашествие Батыя на Русь

1237

стояние на реке Угре

1240

Куликовская битва

1242

Любечский съезд князей

1380

Ледовое побоище

1480

первое упоминание о Москве













Ребятам предлагается немного отдохнуть, послушать стихотворения, узнать в них исторические события.

Шёл век тринадцатый. Нева.

И наступали шведы.

«Их много», - донесла молва. -

«Как нам достичь победы?»

Собрав дружину и молясь,

Наперерез армаде,

Предстал наш Благоверный Князь:

«Не в силе Бог, но в правде!»

И битва славная была,

Вторжение отбили.

Да будет воинам хвала,

И чести их, и силе.



... Уже смешались люди, кони,
Мечи, секиры, топоры,
А князь по-прежнему спокойно
Следил за битвою с горы.

...И, только выждав, чтоб ливонцы,
Смешав ряды, втянулись в бой,
Он, полыхнув мечом на солнце,
Повел Дружину за собой.

Подняв мечи из русской стали,
Нагнув копейные древки,
Из леса с криком вылетали
Новгородские полки.

По льду летели с лязгом, громом,
К мохнатым гривам наклонясь;
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь.

И, отступая перед князем,
Бросая копья и щиты,
С коней валились немцы наземь,
Воздев железные персты.



3 тур «Путаница». Заранее готовится раздаточный материал для каждой команды.



Переставьте буквы, и у вас получится слово.

1. Боярское правительство в России с 1610-1612 гг., РСИЩЯНИОМАБЕ ...

2. Глава боярского правительства 1610-1612 гг.,  СВИЛЙМТАСКИС- ...

3. Поддержал Лжедмитрия I, заключив с ним тайный договор. По воцарении в Москве самозванец обещал отдать ему Чернигово-Северскую землю. После смерти Лжедмитрия I в 1609 году возглавил осаду Смоленска - УДИЗИМГСН

4. Польский королевич, приглашенный на московский престол в 1610 г.,  САВИЛДАВЛ

5. Город, в котором в период Смутного времени было образовано первое земское ополчение, НАРЬЯЗ - ...

6. Один из организаторов первого земского ополчения, НЯЛОВУП ...

7. Агрессивное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства, РИНЕВИЦЯНЕТ ...

8. Прозвище Ивана Дмитриевича, сына Марины Мнишек и Лжедмитрия II, РОВЕКОН

9. Город, в котором в период Смутного времени было образовано второе земское ополчение, ИНЖЙИНОГНВОДОР







4 ТУР

«УЗНАЙ ГОСУДАРЯ ИЛИ ГОСУДАРЫНЮ».

Зачитывается вопрос. Член команды поднимает руку, если знает правильный ответ. Балл получает команда за каждый правильный ответ.

1.При этой императрице отменили смертную казнь. После своей смерти оставила 15 тыс. новых платьев. Однажды, неудачно покрасив волосы, заставила сбрить волосы всех придворных дам и надеть парики. Кто это?

2.«Не доверяя русским, поставила на службу своей безопасности кучу иностранцев, навезенных из Митавы. Немцы посыпались в Россию точно сор из дырявых мешков…» О правлении какой императрицы идет речь?

Любила не женские привычки: охоту и верховую езду. Заснуть не могла, чтобы не выслушать страшную сказку про разбойников. Причудой её была свадьба её шута, сыгранная в великолепном ледяном дворце.

3.Кого из русских императриц звали Софья -Шарлотта-Августа-Фредерика Ангальт-Цербская?

4.Его звали Карл Пе́тер У́льрих Го́льштейн-Го́тторпский. Под каким именем он недолго правил в России?

Ему нравилась муштра и парады. Научился играть на скрипке и это увлечение пронес через всю жизнь. Играл, судя по всему неплохо: в России он выступал в составе дворцового оркестра.

5. «…радел о народе, он до крайности напрягал его труд, тратил людские средства и жизни безрасчетно, без всякой бережливости…».

Особенно увлекался морским делом и фейерверками; досконально знал все мелочи морской службы и кораблестроения; любил токарное дело и мог часами работать на токарном станке.

6. О нем метко было сказано современниками, что тогда главным государственным учреждением была псарня.

5 ТУР. «НЕОТОСЛАННЫЕ ДЕПЕШИ».

Заранее готовится раздаточный материал для каждой команды.



  1. «Основали на Воронеже верфь добрую, строим галеры ладные. Будет Азов взят». Петр I, создание флота.

  2. «Противник разбит наголову. Генералы его пленены. Сам Карл ранен». Полтава, Петр I.

6 ТУР. «Таинственный предмет».

Заранее готовятся предметы, достаются из коробочки/конверта.

1.Этот предмет является символом борьбы с пережитками прошлого…..( ножницы ) .Если лично отказывались это делать то, по указу Петра I от 16 января 1705 г. во всех городах со всяких служилых чинов и посадских велено брать по 60 руб. с человека... за уклонение от выполнения определенной указом обязанности. За что именно бралась плата? (За разрешение носить усы и бороду.)
2. Эта вещица напоминает о другой реформе Петра, которая очень прижилась и мы с Вами с радостью следуем этим наставлениям, ставшим традицией. (ёлочка, еловая ветка. «О праздновании нового года. В знак доброго начинания и нового столетнего века поздравлять друг друга в веселии с Новым Годом. По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушечек и ружей...»



7 тур. Мини-сценки.

Командам раздается тексты сценок. Дается время, чтобы распределить роли, демонстрируется сценка. Каждая команда должна узнать, о каких исторических событиях идет речь.







Сюжет 1

Вступительное слово учителя: Начало XIX века тесным образом связано с историей Франции. И все-таки, оказавшись за пределами нашего государства, мы вспоминаем известные имена в российской истории. А попадаем мы в следующем сюжете в ставку Наполеона Бонапарта. Давайте посмотрим, что он мог обсуждать со своими офицерами Даву и Мюратом.

Сценка.

Реквизиты: стол, карта, гусиное перо, костюмы с погонами, треуголки.

Наполеон: Наша задача заключалась в том, чтобы помешать соединиться русской армии Кутузова и австрийской армии фельдмаршала Мака, а затем разбить их поодиночке.

Мюрат: Для достижения этой цели мы предприняли поход на Дунай, и сделали это в кратчайший срок.

Наполеон: На это ушло ровно 35 дней.

Даву: А на Дунае мы быстро окружили армию Мака и заперли её в крепости Ульм. Наполеон:( водит по карте пером):А затем надо было окружить армию Кутузова, которая в два раза меньше нашей и разбить ее.

Даву: Однако каким-то образом Кутузову удалось прорваться через несомкнувшееся кольцо и соединиться со своим резервом.

Наполеон: В таком случае мы меняем стратегию и (указывает на карте) даем генеральное сражение у деревни…

Вопрос: о каком сражении идет речь? Чем оно завершилось для русской армии?

Варианты ответов:

  1. Битва под Иеной. Победа русской армии.

  2. Битва под Смоленском. Поражение русской армии.

  3. Битва под Аустерлицем. Поражение русской армии.

  4. Битва под Бородино. Победа русской армии.

  5. Битва у Шевардино. Поражение русской армии.

Правильный ответ: разбив австрийскую армию, Наполеон дал генеральное сражение под Аустерлицем, названное «Битвой народов», которая произошла 2 декабря 1805 г.

Наполеон одержал в нем блестящую победу, Россия в этом сражении проиграла.


Сюжет 2

Вступительное слово учителя: Итак, мы побывали в ставке французского командования, а теперь прошло время посетить командный пункт русской армии. Посмотрим вместе с вами, какие страсти разгорались на русской земле.

Сценка.

Реквизиты: костюмы для офицеров с погонами, эполеты.

Перед сценой стоит охранник. Подходит офицер.

Офицер: Я могу попасть к командующим?



Охранник: Командующие очень заняты. Совещаются между собой.



Уходят.

1-й командующий: И я должен ему подчинятся?! Он, видите ли, военный министр! Должен же царь меня назначить главнокомандующим!

2-й командующий:( подходит к карте) Я думаю мы должны отступить.

1-й командующий: Но как можно! Сударь! Вы сдали уже пол России и кому? Французам!

2-й командующий: Мы не можем пока тягаться с Великой армией.

1-й командующий: Да что такое « Великая армия»? Это дрянь, которую русская армия готова закидать шапками.

2-й командующий: Наша главная задача-сохранить армию.

1-й командующий: Да Вы мерзавец! Под Смоленском ты отдал преславную позицию!

2-й командующий: Пока враг имеет численный перевес, я не вижу тактики иной.

1-й командующий: Ты немец! Тебе все русское нипочем!

2-й командующий: А ты дурак! Хоть и считаешь себя русским!

Уходят. Входит охранник.

Охранник: Да-а, один плохой главнокомандующий лучше, чем два хороших.

Вопрос: назовите имена этих командующих. Какой шаг в этой противоречивой ситуации предпринялАлександр I?

Варианты ответов:

  1. Тормасов и Багратион. Александр I назначил Багратиона главнокомандующим русской армией.

  2. Тормасов и Барклай де Толли. Александр I назначил Барклай де Толли главнокомандующим русской армией.

  3. Багратион и Барклай де Толли. Александр I назначил Багратиона главнокомандующим русской армией.

  4. Багратион и Барклай де Толли. Александр I назначил Кутузова главнокомандующим русской армией.

  5. Барклай де Толли и Кутузов. Александр I назначил Кутузова главнокомандующим русской армией.

Правильный ответ: после Смоленского сражения становилось нетерпимым отсутствие главнокомандующего, тем более 1и 2-ая армии объединились в одну, а командующих оставалось двое: Багратион и Барклай де Толли. Александр был растерян и озадачен, он доверил выбор Чрезвычайному комитету. Комитет высказался за Кутузова, и Александр 8 августа назначил Кутузова главнокомандующим русской армией.





Подводятся итоги.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!