Внеклассное мероприятие по истории
«Рыцарский турнир»
для 8 – 9 классов
Автор:
Кузьминова Ирина Владимировна
Цель: привить интерес учащимся к изучению истории.
Эпиграфы к конкурсу:
«Доблесть умеет обходиться без покровителей.»
Лабрюйер
«Порой отвага вырастает из стремления добиться успеха.»
Дж. Байрон
«Чрезмерная отважность становится дерзостью, чрезмерная осмотрительность- трусостью.»
М. Стендаль
Проведение турнира:
Внимание! Внимание! Сегодня рыцари всех графств решили показать свое умение, знание и талант! Поприветствуем наших рыцарей! Оценивать наших рыцарей будет компетентное и беспристрастное жюри. (представление жюри)
1 конкурс «Представление рыцарей»: рыцари в должны представить себя и свое графство. На щите должен быть изображен герб (эмблема) рыцаря- он должен пояснить ее.
Максимальная оценка – 5 баллов.
2- ведущий: 2 конкурс «Блиц-опрос»- на знание
исторических фактов. Каждому графствубудет задано по 5 вопросов- за каждый
правильный ответ – 2 балла. Если не знает ответ ему может помочь зритель
8 «а» кл. 1. Как называется военное состязание
рыцарей? (турнир)
2. Как называется живописное изображение
бога? (икона)
3. В каком году Русь приняла христианство?
(988 г)
4.Как называли участников завоевательных походов на Восток в XI-XIII веках? (крестоносцы)
5. Первый русский царь? (Иван Грозный)
8 «б»кл. 1.Как называют отличительный знак рода?
(герб)
2. Как называется грамота о прощении грехов?
(индульгенция)
3. Что такое мануфактура? (крупное предприятие, где применяется ручной труд, существует разделение труда на отдельные операции , применяется труд наемных рабочих )
4.Государство, управляемое одним человеком, передающим власть по наследству? (монархия)
5.Победитель крестоносцев в Ледовом побоище?
(Александр Невский)
9 «а»кл. 1.Как называются доспехи из стальных
пластин? (латы)
2. Что называют летописями? (запись важнейших
событий по годам)
3.Назовите имена первых русских святых? (Борис
и Глеб)
4.Кто первым принял летоисчисление на Руси от Рождества Христова? (ПетрI, 1 января 1700 г.)
5.Имя князя, прозванного Мудрым? (Ярослав)
9 «б»кл. 1. Как называется металлическая пластинка с
прорезями для глаз? (забрало)
2.Что такое береста? (кора березы, на которой
писали)
3.Кто авторы славянской азбуки?(Кирилл и
Мефодий)
4. Каково настоящее имя Лжедмитрия I?
(Григорий Отрепьев)
5.Предводитель русских воинов в битве на поле
Куликовом? (Дмитрий Донской)
9 «в»кл. 1.Кого называли герольдами? (Специальных
глашатаев, объявлявших рыцарские турниры)
2.Что такое пергамент? (Специально
обработанная кожа животных, на которой писали)
3.Кто первым написал историю Руси, и как называется его труд? (монах Нестор, «Повесть временных лет»)
4.Фамилия царя Бориса? (Годунов)
5. Назовите имя князя , который ввел христианство на Руси? (князь Владимир Красно Солнышко)
3 конкурс : Всем известно , что рыцари чтобы завоевать сердце своей дамы сочиняли в их честь оды . ( 5 минут командам на составление оды)
Конкурс для болельщиков
Отвечая на задачу, болельщик приносит 2 балла своей команде
1.В Древнем Риме чем богаче был человек, тем больше юридически он имел детей. Как объяснить этот странный факт?
Ответ:В Древнем Риме рабы юридически считались детьми владельца
2.Император Франции Наполеон Бонапарт утверждал: "Я совершенно безвольный человек". Что имел ввиду под этими словами человек, у ног которого лежала большая часть Европы?
Ответ:Он сказал, чем больше человек, тем меньше у него воли. И тем больше он зависит от событий и обстоятельств!
3.Древние римляне делали это по религиозным причинам. Александр Македонский ввел обычай делать это, как полагают из военных соображений. Греки делали это во время траура, а римляне наоборот. Африканус — первый римлянин, который стал это делать ежедневно. В нашей стране это вводилось сверху насильственными методами. Что это?
Ответ:Брили бороду
4. Сейчас она несправедливо считается символом зла. В США и Великобритании лет 100 назад она украшала тысячи ювелирных изделий, латунных пуговиц, почтовых открыток. Покупатели таковых были уверены, что она состоит из света, из жизни, из любви и из удачи. О чем идет речь? Объясните свой ответ.
Ответ: Свастика. Лучи ее представляют собой четыре буквы L - light, life, love, luck
5. Российское крестьянство получило вольность манифестом 1861 года. А кто получил то же самое только на без малого сто лет раньше?
Ответ: Дворянство
6. В инвентарях библиотеки французского короля Карла V рядом с названием книг, кроме имени автора и переводчика, если такой был, ставилось имя ещё одного человека. Что сделал этот человек?
Ответ: Переписчик
7. Галльские жрецы нашли безотказный способ быстрой мобилизации воинов в случае войны. Для этого они приносили в жертву только одного человека. Какого?
Ответ: Пришедшего последним
8. Японские тексты, как известно, читаются сверху вниз, европейские - слева направо, арабские и еврейские - справа налево, а в текстах протоиндийской цивилизации присутствовал бустрофедон (буквально "ход быка"). Каким образом следовало читать такие письмена?
Ответ:Так, как ходит бык по пашне: дойдя до ее края, поворачивает в обратном направлении.
4 конкурс : Определить, о каком событии идёт речь?
(Право ответа получает команда, первой поднявшая руку).
Правильный ответ оценивается в два балла.
Был страшный год, когда все страны
Боялись больше, чем огня,
Батыя – внука Чингисхана,
Своё соседство с ним кляня.
Жестоких воинов раскосых
Батый собрал со всей земли,
Быки их юрты на колёсах
С детьми и жёнами везли.
Так шла чудовищным потоком
На Русь монгольская орда
В одном стремлении жестоком
Сжигать и грабить города.
(Нашествие войск Батыя на Русь в 1237 г.)
По казанским стенам старым
Полтораста пушек бьют.
Пятый день они татарам
Передышки не дают…
Как раздался взрыв могучий,
И стена взлетела тучей,
С вихрем огненным взвилась, -
И царю Казань сдалась…
(Взятие Казани войсками Ивана Грозного 2 октября 1552 г.)
А ещё в воспоминанье
О победе над Казанью
Двум умелым мастерам
Царь велел построить храм.
И воздвигли люди эти
Небывалый в целом свете
Пёстрый сказочный собор,
Что стоит и до сих пор.
Двое зодчих – Постник с Бармой –
Создавали этот храм.
Москвичи им благодарны,
Этим древним мастерам.
(Покровский собор или Храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве)
Москва-река, тебе хвала!
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Ты б рассказала нам о том,
Как люди начали селиться,
За тыном – тын, за домом – дом
Росло на берегу твоём
Начало будущей столицы.
Ты отражала в глади вод
Тот первый Кремль и город новый,
Что строил русский наш народ
Под первою стеной сосновой…
Вот этот первый городок
На перекрёстке всех дорог.
(Основание Москвы в 1147 г.)
И созывается Земский собор:
Думные дьяки явились во двор.
Сердятся, спорят, бранятся, кричат,
Перья писцов на бумаге строчат,
Роются думные в сборниках разных,
В старых судебниках, в книгах указных,
В древних приказах, в законах всё рыщут
Да подходящих порядков всё ищут.
То, что им выгодно, то и берут.
Книга огромная выросла тут;
В ней все законы господского права
Были статьями уложены в главы.
То Уложенье, увидевши свет,
Прожило двести без малого лет.
(«Соборное Уложение», 1649 г.)
Поволжье Минин призывал,
Он ополчение собирал,
Всех одевал, всех обувал,
И всех вооружал.
И эту рать в туманной мгле
По нераспаханной земле,
Где колос уж давно не цвёл,
К Москве, к столице он повёл.
Та рать от каждого села
Всё прибывала и росла.
Сюда пришёл Пожарский князь,
За ним текла людей река,
И, с Мининым объединясь,
Сплотились русские войска…
Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страной
В знак того, что был избавлен
От бесчестья край родной.
(Речь идёт о руководителях Второго ополчения, освободившего Москву от польско-шведских интервентов в 1612 г. и о памятнике Минину и Пожарскому работы И.П. Мартоса, 1818 г.)
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел.
Пред ним широко
Река неслася; бедный чёлн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твёрдой стать при море.
А.С. Пушкин.
(Речь идёт о закладке Санкт-Петербурга и его основателе Петре Первом).
5 конкурс «Исторический портрет».
Определить по описанию исторического деятеля. Максимальный балл – 2. Отвечает тот кто первым поднимает руку.
Портрет №1
Имя, данное ему родителями, - Варфоломей. На Руси он стал известен под другим именем;
- именно с него на Руси началось пустынножитие, как вид монашеского подвижничества;
- живя в течение двух лет в лесу один, он питался только хлебом и водой, причём половину хлеба он оставлял на пне для зверей;
- он основал монастырь, который теперь является резиденцией патриархов Русской Православной Церкви;
- в основанном им монастыре выполнял все необходимые работы, трудясь больше простых монахов;
- он лично крестил сыновей московского князя Дмитрия Ивановича Донского;
- его имя связано с одной из самых важных побед русской дружины в борьбе с монголо-татарами.
(Ответ: Сергий Радонежский – основатель Троице-Сергиева монастыря под Москвой (ныне город Сергиев Посад).
Портрет №2
- Он родился в небогатой дворянской семье, закончил Морской корпус в Петербурге и вступил в жизнь без денег и покровителей;
- его служба началась на Дону под начальством адмирала А.Н. Сенявина, создавшего военно0морскую базу в Таганроге;
- его имя неотделимо от блистательных военных побед русского флота. Ему суждено было провести корабли через Босфор и Дарданеллы, проникнуть в Средиземное море и покрыть славой русский флот;
- его называли «морским Суворовым»;
- ему рукоплескали в Константинополе, в Италии, на Ионических островах, где он был увенчан «лаврами освободителя»;
- он был создателем новой тактики морского боя;
- прослужив 44 года, он подал прошение об отставке, указав причиной «телесную и душевную болезнь». «Душевной болезнью была его горечь из-за упадка и разорения флота, обречённого на бездействие;
- он умер в деревенской тиши, забытый двором и великосветским обществом.
(Ответ: Фёдор Фёдорович Ушакв)
Портрет №3
- Сын Святослава и рабыни, он с помощью родни сумел стать князем в Новгороде. Затем он захватил полоцкую землю. И, наконец, опираясь на варяжские войска, сверг с великокняжеского престола киевского князя Ярополка и превратился в верховного властелина Руси.
- В дальнейшем он приобрёл авторитет как полководец. Главная черта его деятельности состоит в защите Русской земли, в постоянной борьбе со степными варварами.
- Он решает принять христианство в качестве новой государственной религии. Введение христианства значительно укрепило власть киевского князя, ускорило процесс объединения русских земель вокруг Киева.
- «Сей князь, названный церковью Равноапостольным, заслужил в истории имя Великого». (Н.М. Карамзин).
(Ответ: Владимир Святославич – Красное солнышко)
Портрет №4
- Укрепившись на престоле, этот князь затратил большие средства на украшение своей столицы, взяв за образец столицу Византии Царьград.
- При нём переписывались многие книги, многое переводилось с греческого языка на русский. Возможно, что в то время уже были организованы школы для начального обучения грамоте.
- Обилие «книжных людей» позволило ему создать при дворе своеобразную средневековую академию, слава о которой распространилась далеко за пределами Руси.
- Он составил целую библиотеку переводных славянских церковно-учительных и богослужебных книг, которая была размещена в построенной им церкви святой Софии.
- Говоря о повседневной жизни киевского князя, летописец отмечает внешнюю скромность его жизни. Большую часть времени он проводил в беседах с людьми книжными и черноризцами.
- Он проявил себя мудрым государственным деятелем и как автор так называемой «Русской Правды» - памятника истории феодальных отношений и светского права в Киевской Руси.
- Погребён в Софийском соборе, на стене которого была сделана запись: об «успении царя нашего».
(Ответ: Ярослав Мудрый)
Портрет №5
- Сын великого князя Ярослава, большую часть своего детства и юности провёл в Северном Переяславе, подолгу жил в Новгороде со своим отцом и старшим братом.
- Ему досталось неспокойное наследство. Приходилось бороться с немецкими рыцарями, с регулярными нападениями литовских отрядов на Новгород и Псков.
- Но ключевыми моментами в военной биографии князя были, несомненно, победы над шведами на Неве в 1240 году и над немецкими рыцарями на льду Чудского озера два года спустя.
(Ответ: Александр Ярославич Невский)
Портрет №6
- Ему было всего три года, когда умер его отец, и 7 лет – когда умерла его мать.
- В январе 1547 г. первым из властителей Руси он венчается на царство в Успенском соборе Московского Кремля.
- Наиболее успешными были первые годы его царствования, связанные с учреждением так называемой «Избранной рады». Это было десятилетие реформ, способствовавших укреплению и централизации государства, крупных успехов на военном поприще, самыми заметными из которых стали присоединение в 1552 году Казанского, а в 1556 году Астраханского ханств.
- После отстранения Избранной рады от власти он правит единолично.
- Своё прозвище он приобрёл, прежде всего, как тиран и деспот, постоянно снедаемый мнительностью и подозрительностью. Жертвами необузданного гнева становились даже ближайшие к нему люди, в том числе и его старший сын Иван.
(Ответ: Иван Васильевич Грозный)
Портрет №7
- Под именем этого человека в русскую историю вошёл знаменитый авантюрист и самозванец, сумевший продержаться на Московском троне почти год. Он выдавал себя за царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного и Марии Нагой, чудом спасшегося в результате несчастного случая в Угличе.
- Беглый монах Григорий Отрепьев в конце 1602 г. добрался до Польши, где был поддержан местными магнатами и католическим духовенством.
- Осенью 1604 г. он с польско-литовскими сторонниками перешёл русскую границу. А в 1605 г. после смерти Бориса Годунова ему удалось овладеть Москвой.
- Конец его был плачевен. В Москве был организован заговор, возглавленный будущим царём Василием Шуйским. Ворвавшимся в Кремль заговорщикам удалось его захватить врасплох.
- Летописные источники свидетельствуют, что он был убит, а его прахом зарядили пушку и выстрелили в ту сторону, откуда он прибыл.
(Ответ: Лжедмитрий Первый)
Портрет №8
- Сын молдавского крестьянина, в миру Никита Минов, детские годы жизни нередко проводил вдали от родителей. В 17 лет по просьбе отца он вернулся домой, а через десять лет он решил покинуть суетный мир и уйти в монахи.
- В 1646 г. произошла его первая встреча с царём Алексеем Михайловичем, когда он прибыл в Москву за сбором подаяния и явился на поклон к царю.
- Дружба царя с ним крепла, и вскоре Алексей Михайлович добился назначения его на пост митрополита в Новгороде. В 1652 г. он был возведён в сан патриарха, а весной 1653 г. он начал проведение церковной реформы.
- Он добился независимости от светских властей в деле управления церковью и церковными делами. Он стал самовластным управителем церкви, стал вторым «великим государем» в государстве и даже, в отсутствие царя в столице, выполнял его функции.
(Ответ: патриарх Никон)
Портрет №9
- Она осталась единственной женщиной в русской истории, которая занимала посты директора и президента двух главных научных учреждений страны в течение 11 лет.
- Она была активной участницей одного дворцового переворота;
- по её инициативе был выпущен толковый словарь русского языка и первое издание сочинений М.В. Ломоносова;
- она была журналистом, драматургом, композитором, издателем периодической литературы;
- сын подруги отправил её в ссылку;
- воспитанная в роскоши и расточительстве, в 20 лет она была вынуждена отказывать себе во всём, кроме «простой одежды», чтобы расплатиться с долгами покойного мужа;
- один современник сказал о ней, что это женщина «необычайной силы ума, обладающая мужской отвагой и силой духа, способной преодолевать трудности, кажущиеся непреодолимыми».
(Ответ: Екатерина Романовна Воронцова – Дашкова)
Портрет №10
- Обладая стремлением учиться, познавать и осваивать новое, этот человек сделал очень многое для России.
- Овладев практикой корабельного дела в Голландии. Он предпринял поездку в Англию, главной целью которой было постижение секретов теории кораблестроения.
- Создание военного флота занимает особое место в его деятельности. В строительстве многих кораблей и спуске их на воду, он сам принимал непосредственное участие.
- Место в системе европейских государств, управление, судопроизводство, права сословий, «Табель о рангах», войско и флот, подати, ревизии, рекрутские наборы, фабрики, заводы, гавани, каналы, дороги, почты, земледелие, лесоводство, скотоводства, садоводство, рудокопство, виноделие, торговля внутренняя и внешняя, одежда, наружность, аптеки, лекарства, летосчисление, язык, печать, типография, военные училища, академия – суть памятники его неутомимой деятельности и его гонения.
(Ответ: Пётр Великий)
5 конкурс
: «Что? Где? Когда?»
(За каждый правильный ответ начисляется по 2 балла)
1. В «Хождении за три моря» Афанасий Никитин пишет: «Написал я грешное своё хождение за три моря: первое море – Дербентское, второе море – Индийское и третье море – Стамбульское». По каким морям нужно проплыть современному мореплавателю, чтобы повторить маршрут Афанасия Никитина?
(Ответ: Современник должен проплыть по Каспийскому морю, Индийскому океану и Чёрному морю).
2. Сегодня каждый старшеклассник, окончив школу, может продолжить своё образование. Эта возможность связана с событием, которое произошло в 1687 году в Заиконоспасском монастыре в Москве. Что это было за событие?
(Ответ: В 1687 г. в Заиконоспасском монастыре была открыта Славяно-греко-латинская академия, первое высшее учебное заведение в России).
3. В период строительства корабля «Предестинация» к Петру I прибыл прусский посол фон Принц. Что, если верить молве, пришлось сделать послу, чтобы вручить русскому царю верительные грамоты?
(Ответ: Посол вынужден был взобраться на верхушку корабельной мачты, где в это время находился Петр, увлечённый оснасткой корабля).
4. В прошлые века ордена и награды в России носили девизы. Например: «За доблесть», «За отвагу», «За храбрость» и т.д. Они точно указывали, какие человеческие качества увековечивал данный орден. Какую заслугу перед Россией прославил Пётр Первый, учредив орден, девизом которого стали слова «За любовь и Отечество»?
(Ответ: Орден Святой Екатерины был учрежден в честь жены Петра, которая во время Прутского похода в 1711 г подкупила турецких послов и тем самым спасла Петра и Россию от турецких войск).
5. В XVIII – XIX веках в России широкое распространение получила так называемая «служба без жалования». Это означало, что дворяне только числились на государственной службе, не выполняя никаких служебных обязанностей. А как, по-вашему, объяснил Меншиков А., отмену жалования все мелким чиновникам, которые, тем не менее, продолжали свою служебную деятельность.
(Ответ: Меншиков отменил чиновникам жалование, заявив, что они и так берут много взяток).
6. О каком государственном строе А.С. Пушкин писал в 1836 году: «С изумление увидели … в её отвратительном цинизме, в её жестоких предрассудках, в её нестерпимом тиранстве?»
(Ответ: Так А.С. Пушкин отозвался о демократии)
7. На картине И.И. Репина «Иван Грозный и сын его Иван» мы видим трагедию, о которой мало знаем. Лишь скудные сведения дошли до нас. В древнерусской литературе нет произведений об этой драме. А вот один из современников Ивана Грозного мог бы рассказать об этом языком подлинной трагедии, и наверняка это стало бы шедевром мировой литературы, как и многие другие его произведения. Кто же этот современник Ивана Грозного?
(Ответ: Уильям Шекспир – английский драматург, писатель, современник Ивана Грозного)
8. «Слово о полку Игореве», величайший памятник древнерусской литературы, и сегодня издаётся многотысячными тиражами. Во многих изданиях воспроизводится древнерусский текст памятника. Почему в современных изданиях древнерусский текст занимает гораздо больше места, чем в первоначальной рукописи? (Размер шрифта не учитывается).
(Ответ: В подлиннике «Слова…», по свидетельству А.И. Мусина-Пушкина, отсутствовало разделение текста на слова. В современном издании слова отделены друг от друга пробелами).
9. Он был и остаётся одним из величайших русских художников XIX века. Потомок французских гугенотов, сын академика Академии художеств; его старший брат расписывал Исаакиевский собор в Петербурге; средний брат – архитектор, строил много и в Петербурге и в других городах России. Его часто наделяют эпитетами «светоносный», «пламенный», «огненный». Критики отзывались о его картинах: «Огонь, заключенный в раму искусства». И даже сама фамилия художника косвенно напоминала про огонь. Назовите этого художника.
(Ответ: Карл Павлович Брюллов. Французский глагол bruler означает гореть, жечь, brulant – жгучий, горячий).
10. Какая связь может быть между основателем первого русского университета М.В. Ломоносовым и художественной резьбой по кости?
(Ответ: Родина резьбы по кости – село Холмогоры Архангельской области. Родина М. Ломоносова тоже село Холмогоры).
11. В любое открытое окно, как известно, можно забраться как с одной, так и с другой стороны, независимо от того, на запад или на восток оно выходит. Какое «окно» было устроено так, что, открытое на западную сторону, оно не давало возможности попасть в него с другой стороны, хотя находилось на уровне земли?
(Ответ: Имеется в виду Санкт-Петербург – «окно в Европу» - был построен как крепость, охраняющая западные границы России).
12. Жителей каких стран в старину на Руси называли немцами?
(Ответ: Немцами, то есть немыми, не умеющими говорить по-русски, называли в старину на Руси всех иноземцев. Были немцы аглицкие, немцы франкские и т.д. И только позже слово «немец» закрепилось за жителями Германии).
.