СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мероприятие для 6-7 классов "Рыцарский турнир"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие поможет учащимся проникнуться духом Средневековья , узнать больше о жизни средневекового рыцаря

Просмотр содержимого документа
«Мероприятие для 6-7 классов "Рыцарский турнир"»

Внеклассное мероприятие по истории
«Рыцарский турнир»

для 8 – 9 классов

Автор:

Кузьминова Ирина Владимировна

Цель: привить интерес учащимся к изучению истории.


Эпиграфы к конкурсу:
«Доблесть умеет обходиться без покровителей.»
Лабрюйер


«Порой отвага вырастает из стремления добиться успеха.»
Дж. Байрон

«Чрезмерная отважность становится дерзостью, чрезмерная осмотрительность- трусостью.»
М. Стендаль

Проведение турнира:
Внимание! Внимание! Сегодня рыцари всех графств решили показать свое умение, знание и талант! Поприветствуем наших рыцарей! Оценивать наших рыцарей будет компетентное и беспристрастное жюри. (представление жюри)


1 конкурс «Представление рыцарей»: рыцари в должны представить себя и свое графство. На щите должен быть изображен герб (эмблема) рыцаря- он должен пояснить ее.


Максимальная оценка – 5 баллов.

2- ведущий: 2 конкурс «Блиц-опрос»- на знание
исторических фактов. Каждому графствубудет задано по 5 вопросов- за каждый
правильный ответ – 2 балла. Если не знает ответ ему может помочь зритель


8 «а» кл. 1. Как называется военное состязание
рыцарей? (турнир)
2. Как называется живописное изображение
бога? (икона)
3. В каком году Русь приняла христианство?
(988 г)
4.Как называли участников завоевательных походов на Восток в XI-XIII веках? (крестоносцы)
5. Первый русский царь? (Иван Грозный)

8 «б»кл. 1.Как называют отличительный знак рода?
(герб)
2. Как называется грамота о прощении грехов?
(индульгенция)
3. Что такое мануфактура? (крупное предприятие, где применяется ручной труд, существует разделение труда на отдельные операции , применяется труд наемных рабочих )
4.Государство, управляемое одним человеком, передающим власть по наследству? (монархия)
5.Победитель крестоносцев в Ледовом побоище?
(Александр Невский)

9 «а»кл. 1.Как называются доспехи из стальных
пластин? (латы)
2. Что называют летописями? (запись важнейших
событий по годам)
3.Назовите имена первых русских святых? (Борис
и Глеб)
4.Кто первым принял летоисчисление на Руси от Рождества Христова? (ПетрI, 1 января 1700 г.)
5.Имя князя, прозванного Мудрым? (Ярослав)

9 «б»кл. 1. Как называется металлическая пластинка с
прорезями для глаз? (забрало)
2.Что такое береста? (кора березы, на которой
писали)
3.Кто авторы славянской азбуки?(Кирилл и
Мефодий)
4. Каково настоящее имя Лжедмитрия I?
(Григорий Отрепьев)
5.Предводитель русских воинов в битве на поле
Куликовом? (Дмитрий Донской)

9 «в»кл. 1.Кого называли герольдами? (Специальных
глашатаев, объявлявших рыцарские турниры)
2.Что такое пергамент? (Специально
обработанная кожа животных, на которой писали)
3.Кто первым написал историю Руси, и как называется его труд? (монах Нестор, «Повесть временных лет»)
4.Фамилия царя Бориса? (Годунов)
5. Назовите имя князя , который ввел христианство на Руси? (князь Владимир Красно Солнышко)

3 конкурс : Всем известно , что рыцари чтобы завоевать сердце своей дамы сочиняли в их честь оды . ( 5 минут командам на составление оды)




Конкурс для болельщиков

Отвечая на задачу, болельщик приносит 2 балла своей команде

1.В Древнем Риме чем богаче был человек, тем больше юридически он имел детей. Как объяснить этот странный факт?

Ответ:В Древнем Риме рабы юридически считались детьми владельца

2.Император Франции Наполеон Бонапарт утверждал: "Я совершенно безвольный человек". Что имел ввиду под этими словами человек,  у ног которого лежала большая часть Европы?

Ответ:Он сказал, чем больше человек, тем меньше у него воли. И тем больше он зависит от событий и обстоятельств!

3.Древние римляне делали это по религиозным причинам. Александр Македонский ввел обычай делать это, как полагают из военных соображений. Греки делали это во время траура, а римляне наоборот. Африканус — первый римлянин, который стал это делать ежедневно. В нашей стране это вводилось сверху насильственными методами. Что это?

Ответ:Брили бороду

4. Сейчас она несправедливо считается символом зла. В США и Великобритании лет 100 назад она украшала тысячи ювелирных изделий, латунных пуговиц, почтовых открыток. Покупатели таковых были уверены, что она состоит из света, из жизни, из любви и из удачи. О чем идет речь? Объясните свой ответ.

Ответ: Свастика. Лучи ее представляют собой четыре буквы L - light, life, love, luck

5. Российское крестьянство получило вольность манифестом 1861 года. А кто получил то же самое только на без малого сто лет раньше?

Ответ: Дворянство

6. В инвентарях библиотеки французского короля Карла V рядом с названием книг, кроме имени автора и переводчика, если такой был, ставилось имя ещё одного человека. Что сделал этот человек?

Ответ: Переписчик

7. Галльские жрецы нашли безотказный способ быстрой мобилизации воинов в случае войны. Для этого они приносили в жертву только одного человека. Какого?

Ответ: Пришедшего последним

8. Японские тексты, как известно, читаются сверху вниз, европейские - слева направо, арабские и еврейские - справа налево, а в текстах протоиндийской цивилизации присутствовал бустрофедон (буквально "ход быка"). Каким образом следовало читать такие письмена?

Ответ:Так, как ходит бык по пашне: дойдя до ее края, поворачивает в обратном направлении.





4 конкурс : Определить, о каком событии идёт речь?

(Право ответа получает команда, первой поднявшая руку).

Правильный ответ оценивается в два балла.



Был страшный год, когда все страны

Боялись больше, чем огня,

Батыя – внука Чингисхана,

Своё соседство с ним кляня.

Жестоких воинов раскосых

Батый собрал со всей земли,

Быки их юрты на колёсах

С детьми и жёнами везли.

Так шла чудовищным потоком

На Русь монгольская орда

В одном стремлении жестоком

Сжигать и грабить города.

(Нашествие войск Батыя на Русь в 1237 г.)




По казанским стенам старым

Полтораста пушек бьют.

Пятый день они татарам

Передышки не дают…

Как раздался взрыв могучий,

И стена взлетела тучей,

С вихрем огненным взвилась, -

И царю Казань сдалась…

(Взятие Казани войсками Ивана Грозного 2 октября 1552 г.)


А ещё в воспоминанье

О победе над Казанью

Двум умелым мастерам

Царь велел построить храм.

И воздвигли люди эти

Небывалый в целом свете

Пёстрый сказочный собор,

Что стоит и до сих пор.

Двое зодчих – Постник с Бармой –

Создавали этот храм.

Москвичи им благодарны,

Этим древним мастерам.

(Покровский собор или Храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве)



Москва-река, тебе хвала!

В веках ты видела немало.

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

Ты б рассказала нам о том,

Как люди начали селиться,

За тыном – тын, за домом – дом

Росло на берегу твоём

Начало будущей столицы.

Ты отражала в глади вод

Тот первый Кремль и город новый,

Что строил русский наш народ

Под первою стеной сосновой…

Вот этот первый городок

На перекрёстке всех дорог.

(Основание Москвы в 1147 г.)

И созывается Земский собор:

Думные дьяки явились во двор.

Сердятся, спорят, бранятся, кричат,

Перья писцов на бумаге строчат,

Роются думные в сборниках разных,

В старых судебниках, в книгах указных,

В древних приказах, в законах всё рыщут

Да подходящих порядков всё ищут.

То, что им выгодно, то и берут.

Книга огромная выросла тут;

В ней все законы господского права

Были статьями уложены в главы.

То Уложенье, увидевши свет,

Прожило двести без малого лет.

(«Соборное Уложение», 1649 г.)

Поволжье Минин призывал,

Он ополчение собирал,

Всех одевал, всех обувал,

И всех вооружал.

И эту рать в туманной мгле

По нераспаханной земле,

Где колос уж давно не цвёл,

К Москве, к столице он повёл.

Та рать от каждого села

Всё прибывала и росла.

Сюда пришёл Пожарский князь,

За ним текла людей река,

И, с Мининым объединясь,

Сплотились русские войска…


Добрый памятник поставлен

Двум героям всей страной

В знак того, что был избавлен

От бесчестья край родной.

(Речь идёт о руководителях Второго ополчения, освободившего Москву от польско-шведских интервентов в 1612 г. и о памятнике Минину и Пожарскому работы И.П. Мартоса, 1818 г.)


На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел.

Пред ним широко

Река неслася; бедный чёлн

По ней стремился одиноко.

По мшистым, топким берегам

Чернели избы здесь и там,

Приют убогого чухонца;

И лес, неведомый лучам

В тумане спрятанного солнца,

Кругом шумел.

И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твёрдой стать при море.

А.С. Пушкин.

(Речь идёт о закладке Санкт-Петербурга и его основателе Петре Первом).


5 конкурс «Исторический портрет».

Определить по описанию исторического деятеля. Максимальный балл – 2. Отвечает тот кто первым поднимает руку.

Портрет №1

Имя, данное ему родителями, - Варфоломей. На Руси он стал известен под другим именем;

- именно с него на Руси началось пустынножитие, как вид монашеского подвижничества;

- живя в течение двух лет в лесу один, он питался только хлебом и водой, причём половину хлеба он оставлял на пне для зверей;

- он основал монастырь, который теперь является резиденцией патриархов Русской Православной Церкви;

- в основанном им монастыре выполнял все необходимые работы, трудясь больше простых монахов;

- он лично крестил сыновей московского князя Дмитрия Ивановича Донского;

- его имя связано с одной из самых важных побед русской дружины в борьбе с монголо-татарами.

(Ответ: Сергий Радонежский – основатель Троице-Сергиева монастыря под Москвой (ныне город Сергиев Посад).

Портрет №2

- Он родился в небогатой дворянской семье, закончил Морской корпус в Петербурге и вступил в жизнь без денег и покровителей;

- его служба началась на Дону под начальством адмирала А.Н. Сенявина, создавшего военно0морскую базу в Таганроге;

- его имя неотделимо от блистательных военных побед русского флота. Ему суждено было провести корабли через Босфор и Дарданеллы, проникнуть в Средиземное море и покрыть славой русский флот;

- его называли «морским Суворовым»;

- ему рукоплескали в Константинополе, в Италии, на Ионических островах, где он был увенчан «лаврами освободителя»;

- он был создателем новой тактики морского боя;

- прослужив 44 года, он подал прошение об отставке, указав причиной «телесную и душевную болезнь». «Душевной болезнью была его горечь из-за упадка и разорения флота, обречённого на бездействие;

- он умер в деревенской тиши, забытый двором и великосветским обществом.

(Ответ: Фёдор Фёдорович Ушакв)

Портрет №3

- Сын Святослава и рабыни, он с помощью родни сумел стать князем в Новгороде. Затем он захватил полоцкую землю. И, наконец, опираясь на варяжские войска, сверг с великокняжеского престола киевского князя Ярополка и превратился в верховного властелина Руси.

- В дальнейшем он приобрёл авторитет как полководец. Главная черта его деятельности состоит в защите Русской земли, в постоянной борьбе со степными варварами.

- Он решает принять христианство в качестве новой государственной религии. Введение христианства значительно укрепило власть киевского князя, ускорило процесс объединения русских земель вокруг Киева.

- «Сей князь, названный церковью Равноапостольным, заслужил в истории имя Великого». (Н.М. Карамзин).

(Ответ: Владимир Святославич – Красное солнышко)

Портрет №4

- Укрепившись на престоле, этот князь затратил большие средства на украшение своей столицы, взяв за образец столицу Византии Царьград.

- При нём переписывались многие книги, многое переводилось с греческого языка на русский. Возможно, что в то время уже были организованы школы для начального обучения грамоте.

- Обилие «книжных людей» позволило ему создать при дворе своеобразную средневековую академию, слава о которой распространилась далеко за пределами Руси.

- Он составил целую библиотеку переводных славянских церковно-учительных и богослужебных книг, которая была размещена в построенной им церкви святой Софии.

- Говоря о повседневной жизни киевского князя, летописец отмечает внешнюю скромность его жизни. Большую часть времени он проводил в беседах с людьми книжными и черноризцами.

- Он проявил себя мудрым государственным деятелем и как автор так называемой «Русской Правды» - памятника истории феодальных отношений и светского права в Киевской Руси.

- Погребён в Софийском соборе, на стене которого была сделана запись: об «успении царя нашего».

(Ответ: Ярослав Мудрый)

Портрет №5

- Сын великого князя Ярослава, большую часть своего детства и юности провёл в Северном Переяславе, подолгу жил в Новгороде со своим отцом и старшим братом.

- Ему досталось неспокойное наследство. Приходилось бороться с немецкими рыцарями, с регулярными нападениями литовских отрядов на Новгород и Псков.

- Но ключевыми моментами в военной биографии князя были, несомненно, победы над шведами на Неве в 1240 году и над немецкими рыцарями на льду Чудского озера два года спустя.

(Ответ: Александр Ярославич Невский)

Портрет №6

- Ему было всего три года, когда умер его отец, и 7 лет – когда умерла его мать.

- В январе 1547 г. первым из властителей Руси он венчается на царство в Успенском соборе Московского Кремля.

- Наиболее успешными были первые годы его царствования, связанные с учреждением так называемой «Избранной рады». Это было десятилетие реформ, способствовавших укреплению и централизации государства, крупных успехов на военном поприще, самыми заметными из которых стали присоединение в 1552 году Казанского, а в 1556 году Астраханского ханств.

- После отстранения Избранной рады от власти он правит единолично.

- Своё прозвище он приобрёл, прежде всего, как тиран и деспот, постоянно снедаемый мнительностью и подозрительностью. Жертвами необузданного гнева становились даже ближайшие к нему люди, в том числе и его старший сын Иван.

(Ответ: Иван Васильевич Грозный)

Портрет №7

- Под именем этого человека в русскую историю вошёл знаменитый авантюрист и самозванец, сумевший продержаться на Московском троне почти год. Он выдавал себя за царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного и Марии Нагой, чудом спасшегося в результате несчастного случая в Угличе.

- Беглый монах Григорий Отрепьев в конце 1602 г. добрался до Польши, где был поддержан местными магнатами и католическим духовенством.

- Осенью 1604 г. он с польско-литовскими сторонниками перешёл русскую границу. А в 1605 г. после смерти Бориса Годунова ему удалось овладеть Москвой.

- Конец его был плачевен. В Москве был организован заговор, возглавленный будущим царём Василием Шуйским. Ворвавшимся в Кремль заговорщикам удалось его захватить врасплох.

- Летописные источники свидетельствуют, что он был убит, а его прахом зарядили пушку и выстрелили в ту сторону, откуда он прибыл.

(Ответ: Лжедмитрий Первый)


Портрет №8

- Сын молдавского крестьянина, в миру Никита Минов, детские годы жизни нередко проводил вдали от родителей. В 17 лет по просьбе отца он вернулся домой, а через десять лет он решил покинуть суетный мир и уйти в монахи.

- В 1646 г. произошла его первая встреча с царём Алексеем Михайловичем, когда он прибыл в Москву за сбором подаяния и явился на поклон к царю.

- Дружба царя с ним крепла, и вскоре Алексей Михайлович добился назначения его на пост митрополита в Новгороде. В 1652 г. он был возведён в сан патриарха, а весной 1653 г. он начал проведение церковной реформы.

- Он добился независимости от светских властей в деле управления церковью и церковными делами. Он стал самовластным управителем церкви, стал вторым «великим государем» в государстве и даже, в отсутствие царя в столице, выполнял его функции.

(Ответ: патриарх Никон)

Портрет №9

- Она осталась единственной женщиной в русской истории, которая занимала посты директора и президента двух главных научных учреждений страны в течение 11 лет.

- Она была активной участницей одного дворцового переворота;

- по её инициативе был выпущен толковый словарь русского языка и первое издание сочинений М.В. Ломоносова;

- она была журналистом, драматургом, композитором, издателем периодической литературы;

- сын подруги отправил её в ссылку;

- воспитанная в роскоши и расточительстве, в 20 лет она была вынуждена отказывать себе во всём, кроме «простой одежды», чтобы расплатиться с долгами покойного мужа;

- один современник сказал о ней, что это женщина «необычайной силы ума, обладающая мужской отвагой и силой духа, способной преодолевать трудности, кажущиеся непреодолимыми».

(Ответ: Екатерина Романовна Воронцова – Дашкова)


Портрет №10

- Обладая стремлением учиться, познавать и осваивать новое, этот человек сделал очень многое для России.

- Овладев практикой корабельного дела в Голландии. Он предпринял поездку в Англию, главной целью которой было постижение секретов теории кораблестроения.

- Создание военного флота занимает особое место в его деятельности. В строительстве многих кораблей и спуске их на воду, он сам принимал непосредственное участие.

- Место в системе европейских государств, управление, судопроизводство, права сословий, «Табель о рангах», войско и флот, подати, ревизии, рекрутские наборы, фабрики, заводы, гавани, каналы, дороги, почты, земледелие, лесоводство, скотоводства, садоводство, рудокопство, виноделие, торговля внутренняя и внешняя, одежда, наружность, аптеки, лекарства, летосчисление, язык, печать, типография, военные училища, академия – суть памятники его неутомимой деятельности и его гонения.

(Ответ: Пётр Великий)


5 конкурс

: «Что? Где? Когда?»

(За каждый правильный ответ начисляется по 2 балла)

1. В «Хождении за три моря» Афанасий Никитин пишет: «Написал я грешное своё хождение за три моря: первое море – Дербентское, второе море – Индийское и третье море – Стамбульское». По каким морям нужно проплыть современному мореплавателю, чтобы повторить маршрут Афанасия Никитина?

(Ответ: Современник должен проплыть по Каспийскому морю, Индийскому океану и Чёрному морю).

2. Сегодня каждый старшеклассник, окончив школу, может продолжить своё образование. Эта возможность связана с событием, которое произошло в 1687 году в Заиконоспасском монастыре в Москве. Что это было за событие?

(Ответ: В 1687 г. в Заиконоспасском монастыре была открыта Славяно-греко-латинская академия, первое высшее учебное заведение в России).

3. В период строительства корабля «Предестинация» к Петру I прибыл прусский посол фон Принц. Что, если верить молве, пришлось сделать послу, чтобы вручить русскому царю верительные грамоты?

(Ответ: Посол вынужден был взобраться на верхушку корабельной мачты, где в это время находился Петр, увлечённый оснасткой корабля).

4. В прошлые века ордена и награды в России носили девизы. Например: «За доблесть», «За отвагу», «За храбрость» и т.д. Они точно указывали, какие человеческие качества увековечивал данный орден. Какую заслугу перед Россией прославил Пётр Первый, учредив орден, девизом которого стали слова «За любовь и Отечество»?

(Ответ: Орден Святой Екатерины был учрежден в честь жены Петра, которая во время Прутского похода в 1711 г подкупила турецких послов и тем самым спасла Петра и Россию от турецких войск).

5. В XVIII – XIX веках в России широкое распространение получила так называемая «служба без жалования». Это означало, что дворяне только числились на государственной службе, не выполняя никаких служебных обязанностей. А как, по-вашему, объяснил Меншиков А., отмену жалования все мелким чиновникам, которые, тем не менее, продолжали свою служебную деятельность.

(Ответ: Меншиков отменил чиновникам жалование, заявив, что они и так берут много взяток).

6. О каком государственном строе А.С. Пушкин писал в 1836 году: «С изумление увидели … в её отвратительном цинизме, в её жестоких предрассудках, в её нестерпимом тиранстве?»

(Ответ: Так А.С. Пушкин отозвался о демократии)

7. На картине И.И. Репина «Иван Грозный и сын его Иван» мы видим трагедию, о которой мало знаем. Лишь скудные сведения дошли до нас. В древнерусской литературе нет произведений об этой драме. А вот один из современников Ивана Грозного мог бы рассказать об этом языком подлинной трагедии, и наверняка это стало бы шедевром мировой литературы, как и многие другие его произведения. Кто же этот современник Ивана Грозного?

(Ответ: Уильям Шекспир – английский драматург, писатель, современник Ивана Грозного)

8. «Слово о полку Игореве», величайший памятник древнерусской литературы, и сегодня издаётся многотысячными тиражами. Во многих изданиях воспроизводится древнерусский текст памятника. Почему в современных изданиях древнерусский текст занимает гораздо больше места, чем в первоначальной рукописи? (Размер шрифта не учитывается).

(Ответ: В подлиннике «Слова…», по свидетельству А.И. Мусина-Пушкина, отсутствовало разделение текста на слова. В современном издании слова отделены друг от друга пробелами).

9. Он был и остаётся одним из величайших русских художников XIX века. Потомок французских гугенотов, сын академика Академии художеств; его старший брат расписывал Исаакиевский собор в Петербурге; средний брат – архитектор, строил много и в Петербурге и в других городах России. Его часто наделяют эпитетами «светоносный», «пламенный», «огненный». Критики отзывались о его картинах: «Огонь, заключенный в раму искусства». И даже сама фамилия художника косвенно напоминала про огонь. Назовите этого художника.

(Ответ: Карл Павлович Брюллов. Французский глагол bruler означает гореть, жечь, brulant – жгучий, горячий).

10. Какая связь может быть между основателем первого русского университета М.В. Ломоносовым и художественной резьбой по кости?

(Ответ: Родина резьбы по кости – село Холмогоры Архангельской области. Родина М. Ломоносова тоже село Холмогоры).

11. В любое открытое окно, как известно, можно забраться как с одной, так и с другой стороны, независимо от того, на запад или на восток оно выходит. Какое «окно» было устроено так, что, открытое на западную сторону, оно не давало возможности попасть в него с другой стороны, хотя находилось на уровне земли?

(Ответ: Имеется в виду Санкт-Петербург – «окно в Европу» - был построен как крепость, охраняющая западные границы России).

12. Жителей каких стран в старину на Руси называли немцами?

(Ответ: Немцами, то есть немыми, не умеющими говорить по-русски, называли в старину на Руси всех иноземцев. Были немцы аглицкие, немцы франкские и т.д. И только позже слово «немец» закрепилось за жителями Германии).



.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!