СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Mendeleev PARTY

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по химии (для 8-11 классов)

Просмотр содержимого документа
«Mendeleev PARTY»



Третьякова Е.В.– учитель химии и биологии, II квалификационной категории

Внеклассное мероприятие «Mendeleev - PARTY»

Цель: углубление знаний по химии, расширение общего кругозора, комплексная реализация прикладной направленности в обучении химии.

Обучающие задачи: расширение и углубление знаний по темам «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Основные классы неорганических соединений», «Основные теоретические понятия химии».

Развивающие задачи:

Развитие творчества, способностей и дарований школьников;

Развить познавательный интерес к предмету, смекалку, эрудицию;

Развитие умений анализировать, прогнозировать и объяснять свойства веществ;

Формирование экспериментальных навыков и умений;

Воспитательные задачи:

Стимулировать познавательную активность учащихся;

Развить умения применять знания по химии в быту;

Работать коллективно с чувством сопричастности к общему делу.

Форма проведения: игра

Принимают участие – команды 8-11 классов (по 5 человек)

Ход мероприятия

(Участники игры занимают свои места)

Молчи, скрывайся и таи * Silentium — Молчание! (лат.)
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи,-
Любуйся ими — и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи,-
Питайся ими — и молчи.

Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи,-
Внимай их пенью — и молчи!..


Приветственное слово учителя

Добрый день, дорогие друзья!

Именно это стихотворение «Молчание» Ф.И.Тютчева любил декламировать Д.И.Менделеев

Я рада приветствовать Вас сегодня на нашем мероприятии.

Госпожа удача дается в руки, увы, далеко не каждому, а только тем, кто готов бороться и искать, найти и не сдаваться. И сегодня удачу будут испытывать самые смелые ребята из 8 и 10-х классов. Ура вам и громкие аплодисменты!

Вся неделя химии и сегодняшнее мероприятие посвящено выдающемуся человеку, человеку – загадка, которому 8 февраля 2020г. (1834 г) – исполнилось 186 лет. А его открытию Периодическому закону химических элементов (17 февраля (1 марта) 1869 г.) – 151 год.


Представление жюри и команд. (в каждой команде – бонусные игроки помощники – ученики из 11 класса – Николаенко Д., Гончаренко Д. и Доношенко И.)


В жюри у нас сегодня – самые, самые, звездные знатоки химии - Сметана Юлия, Пилипко Александр и Теренина Юлия


Ну конечно же бессменный ведущий Олинкевич Ярослав и скромный помошник ваш не менее бессменный учитель химии .

Объяснение правил игры


"Победы сами не придут, их - лишь упорные возьмут"


Разминка «Де – шифровщики»


  1. Если вы правильно назовете вещества, формулы которых приведены на доске, то из первых букв этих названий получится крылатая фраза. Какая?

Au, NH4ОН, NH3, Nb, CaCO3, Eu, - Na2CO3, In, AgNO3, Am


(золото, нашатырь, аммиак, ниобий, известняк, европий, сода, индий, ляпис, америций «знание – сила»)


На бумаге пишем ответ «знание – сила» растворами солей сульфатом железа (III), меди (II), висмута, железа (II). За тем протираем бесцветную запись тампоном, смоченным раствором желтой кровяной соли. Появляются синие, темно-коричневые, желтые, зеленые записи.






Вопросы викторины 1 тур «Перекрестная стрельба»



  1. То, из чего состоят физические тела. (Вещества). 8кл


  1. Химические явления. (Химические реакции). 9кл


  1. Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его химические свойства. (Молекула). 10кл


  1. Условная запись вещества с помощью знаков и индексов. (Химическая формула).


  1. Наиболее частая степень окисления водорода в соединениях. (“+1”).


  1. Один из отечественных авторов атомно-молекулярного учения. (М. В. Ломоносов).


  1. Реакция, при которой из одного сложного вещества получается несколько более простых веществ. (Реакции разложения).


  1. Единица измерения количества вещества. (Моль).


  1. Реакция, при которой из двух или более веществ образуется одно сложное. (Реакции соединения).


  1. Формула поваренной соли. (NaCl).


  1. Наука о веществах и их превращениях. (Химия).


  1. Назовите вещество Na2SO4. (Сульфат натрия).


  1. Мельчайшая химически неделимая частица. (Атомы).


  1. Число атомов в молекуле. (Индекс).


  1. Число Авогадро. (6,02 • 1023).













Вопросы викторины 2 тур «Д.И. Менделеев»


  1. Когда и где родился Д.И. Менделеев?

(Д.И. Менделеев родился 27 января (8 февраля) 1834 года в Тобольске. В семье он был последним, семнадцатым ребенком)


  1. Назовите дату открытия Периодического закона и его современную формулировку.

(Периодический закон был сформулирован Д.И. Менделеевым 6 марта 1869 года, по новому стилю – 17 февраля 1869 года.

Современная формулировка: свойства элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от заряда ядра атома или порядкового номера элемента)


  1. Сколько химических элементов было известно ко времени открытия Периодического закона?


(Ко времени открытия Периодического закона было известно 63 химических элемента)


  1. Кем и где работал Д.И. Менделеев во время своего великого открытия?


(В год, когда Д.И. Менделеев открыл периодический закон, ему исполнилось 35 лет. К этому времени он был уже профессором химии Петербургского университета, автором учебников по органической и аналитической химии ученым, известным своими работами по физической, органической и технической химии)


  1. Что было любимым занятием на досуге у знаменитого русского химика

(изготовление чемоданов и рамок для портретов).


  1. Каким по счету ребенком в семье был Дмитрий Иванович?

( Семнадцатым)


  1. Назовите любимых писателей Д.И.Менделеева.

(Ж.Верн и А.Дюма)


8. Существует портрет Д.И.Менделеева в мантии почетного доктора прав Эдинбургского университета. Кто из русских художников написал этот портрет?

(И.Е.Репин)


9. Д.И.Менделеев много работал над создание долговечных красок.

Кто помогал ему в этом?

(А.И.Куинджи)





Вопросы 3 тур “Темная лошадка”.

  • В состав пластмассы, из которой изготавливают детали конструктора «Лего». Это вещество безвредно для организма, однако оно хорошо видно на рентгеновских снимках. Если ребенок случайно проглотит деталь конструктора, то ее легко будет найти при помощи рентгеновского исследования. По своему составу это соль. Качественная реакция на нее – это белый молочный осадок. (сульфат бария)

  • Это органическое вещество было открыто случайно Александром Флемингом. Ученый оставил без присмотра пробирку с бактериями стафилококка, в которой начала размножаться плесень и разрушать бактерии. Первый антибиотик. (пенициллин)

  • Это органическое вещество, практически невозможно отличить от этилового спирта, его небольшая доза может лишить человека зрения, а употребление 30 миллилитров является смертельной дозой. В случае отравления некачественным алкоголем антидотом является этиловый спирт.(метанол или метиловый спирт)

  • Однажды, некий американский миллионер заказал себе яхту для

морских прогулок. Яхту построили богатую, прекрасно отделанную.

Подводную часть сделали железной, а сверху яхту облили красным

сплавом меди с никелем. Недешево обошлась она хозяину, но очень

скоро, не успев сделать и одного длительного рейса, яхта пришла в

полную негодность. Стали расследовать причину столь удивительного случая. И что же выяснилось?

(произошла коррозия).

  • Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии болели желудочно-кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковые, а вот посуда разная. Из какого чудодейственного металла была изготовлена офицерская посуда? (серебро).

  • Вещество, которое в чистом виде практически не встречается, это оксид, но его никто так не называет. У древних народов оно считалось символом бессмертия и плодородия. Что это? При образовании этого вещества может образоваться гремучий газ. В составе человеческого организма его 65-70%. (вода)

  • В 1890 г. оно явилось причиной гибели экипажа океанского парусника “Мальборо”. Корабль не получил никаких повреждений, но, потеряв управление, блуждал в океане.

Оно вызывает массовые самоубийства китов.

Оно входит в состав вулканических газов.

Оно образуется при неполном сгорании углерода.

При отравлении им наступает кислородное голодание тканей, в особенности клеток центральной нервной системы. (Угарный газ.)




Вопросы 4 тур

Уважаемые команды, в нашей гимназии профиль филологический поэтому мы решили химию объединить еще и с литературой и языком, поэтому и приготовили для вас такие задания «Переводчики»


Переведите с химического языка она общепринятый следующие фразы.

(За каждый правильный ответ команда получает 1 балл )


  1. Не все то аурум, что блестит.(Не все то золото, что блестит)


  1. Недонатрий хлористый на столе, перенатрий хлористый на голове.

(Недосол на столе,пересол на голове)


  1. Уходит как аш-два-о в оксид кремния.(Уходит как вода в песок)


  1. За купрумный грош удавился.(За медный грош удавился)


  1. Белый, как карбонат кальция.(Белый, как мел)


  1. Аллотропная модификация углерода чистой аш-два-о.

(Алмаз чистой воды)

  1. Много оксида водорода утекло с тех пор.

(Много воды утекло с тех пор)

  1. Феррумный характер (Железный характер)


  1. Много оксида водорода утекло с тех пор (Много воды утекло с тех пор)


  1. Свой глаз углерод, чужой стеклышко. (Свой глаз алмаз, чужой стеклышко)


  1. Друга узнать – пуд NaCl вместе съесть. (Друга узнать – пуд соли вместе съесть)


  1. Куй феррум – пока горячо. (Куй железо – пока горячо)



  1. Не хвались аргентумом, а хвались добром. (Не хвались серебром, а хвались добром)


  1. Белый, как карбонат кальция. (Белый как мел).


  1. Стойкий станумный солдатик. (Стойкий оловянный солдатик)



Подведение итогов (жюри подсчитывает результаты)




А пока жюри подводит результаты, мы продолжим нашу литературную минутку


1) Антуан Де Сент – Экзюпери. «Планета людей».писал об этом веществе: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь.» О чем идет речь? (о воде)

2) В 1865 году английский математик, поэт и писатель Льюис Кэрролл написал «Алису в стране чудес». Среди главных героев произведения был трагикомический персонаж Сумасшедший Шляпник. В Средние века среди работников шляпных фабрик действительно было распространено заболевание, названное «болезнью сумасшедшего шляпочника», так как им заболевали мастера, применявшие препараты, содержащие это вещество при изготовлении фетровых шляп. О каком веществе идет речь? (ртуть)

3) Имена великих поэтов: Анна Ахматова, Иван Бунин, Борис Пастернак, Николай Заболоцкий, Сергей Есенин, Владимир Маяковский и др., - абсолютно непохожих друг на друга объединяет химия металлов. Какой металл является общим для всех перечисленных великих личностей? (серебро, поэты серебряного века)


4) В таблице Менделеева трудно найти какой-либо иной элемент, с которым так неразрывно связалась бы жизнь всего человечества. Нет другого элемента, при участии которого проливалось бы так много крови, терялось бы столько жизней, происходило бы столько несчастий. Как сказал А. Блок:

Век девятнадцатый …,

Воистину … век,

Тобою в мрак ночной, беззвездный

Беспечный брошен человек.

О каком металле идет речь? (железо)


Если останется время

«Вальс химических соединений»

Найти свою половинку в другой команде.

NaOH  H2O  C O2  HSO4 Na Cl  Ca CO3  Al Cl3N H3 CH3 COOHСН4







Заключительное слово учителя, награждение команд.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!