СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мелодия-душа музыки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот материал поможет учителям подготовиться к уроку по данной теме. Мелодия — главная мысль любого музыкального произведения. Выявление характерных особенностей жанров: песня, танец, марш на примере пьес из «Детского альбома» П.И. Чайковского.

Просмотр содержимого документа
«Мелодия-душа музыки»

Урок музыки в 1-А классе

«Мелодия – душа музыки»


Цель урока: ознакомление с понятием мелодия.


Задачи урока:

- уметь находить и напевать в произведении мелодию;

- развивать вокально-хоровые навыки,  чувства ритма;

- развивать умения  размышлять о музыке, сравнивать, обобщать.

- воспитывать музыкально-художественный вкус;

- развивать навыки цельного восприятия музыкальных произведений. 


Планируемые результаты:

Предметные: Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Мелодия — главная мысль любого музыкального произведения. Выявление характерных особенностей жанров: песня, танец, марш на примере пьес из «Детского альбома» П.И. Чайковского. В марше — поступь, интонации и ритмы шага, движение. Песня — напевность, широкое дыхание, плавность линий мелодического рисунка. Танец — движение и ритм, плавность и закругленность мелодии, узнаваемый трехдольный размер в вальсе, подвижность, четкие акценты, короткие “шаги” в польке. В песне учащиеся играют на воображаемой скрипке. В марше пальчики — “солдатики” маршируют на столе, играют на воображаемом барабане. В вальсе учащиеся изображают мягкие покачивания корпуса.


Метапредметные:

Познавательные: выделение и формулирование учебной цели умение структурировать знания планирование деятельности для достижения результата.


Коммуникативные: постановка вопросов умение выражать свои мысли полно и точно решение конфликтов, постановка вопросов


Регулятивные: целеполагание, волевая саморегуляция, коррекция, оценка качества и уровня усвоения.


Личностные: ценностно-смысловая ориентация учащихся, действие смыслообразования, нравственно-этическое оценивание.

Тип урока: урок открытия нового знания.















Ход урока


I. Организационный момент.

Ребята, вспомните, была ли в жизни у вас такая ситуация, что какой – либо мотив никак не уходит из памяти, и вы его постоянно напеваете и «мурлычите» себе под нос, идя домой или гулять? (ответы: да, была, много раз).


II. Новый материал.

Оказывается, это вы «мурлычите» себе под носик – мелодию. Какая бы музыка не звучала – танец, песня, марш, грустная или весёлая, мы всегда выделяем мелодию, именно её мы и можем напеть.

Мелодия – это главная мысль любого произведения.

Слайд №2. Но Муза наша хочет, чтобы мы убедились в этом и доказали ей, что мелодия есть в любом произведении.

  • Выполним просьбу Музы? Докажем ей, что без мелодии нет произведения? (да)


Мы послушаем сегодня три произведения великого русского композитора XIX в.

П.И. Чайковского.

Слайд №3. Эти пьесы будут из фортепианного цикла, который называется «Детский альбом».


  • Как вы думаете, почему композитор назвал его «Детским»? (ответы: наверно будет рассказывать о детях)

Правильно! Цикл этот состоит из 24 пьес, и посвятил композитор его своему племяннику Володе Давыдову.


Слайд №4. Первая пьеса, с которой мы познакомимся, называется «Марш деревянных солдатиков».

  • А что такое марш и что под него делают? (это музыка, под которую шагают)

Значит, мы должны услышать интонации шага.

Сейчас, пока будет звучать музыка, вы попробуете своими пальчиками изобразить шагающих солдатиков.

Звучит «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского.

(ребята выполняют задание)

  • Как звучал марш?

  • Какой темп был? (подвижный, быстрый)

  • Какой характер мелодии? (маршевый)

  • Какое настроение у марша?

Молодцы! Мы сейчас организуем игрушечный парад!

Девочки – будут маршировать– это будут игрушки.

Мальчики – будут маршировать и играть на воображаемом барабане.

Звучит марш, ребята выполняют задание, помочь тому, кто не справляется.

Звучит «Марш деревянных солдатиков»


Хорошо! А теперь надо выполнить просьбу Музы. Мы должны найти у марша мелодию. То, что можно напеть. Попробуем?


Молодцы! Напоём мелодию ещё раз все вместе!

Исполняем небольшой фрагмент мелодии марша.


А сейчас мелодию будем искать в танце, который называется «Вальс».

  • Что такое вальс? Как его танцуют? (вальс танцуют парами, кружатся)


Слайд №5. Правильно! Пока будет звучать вальс, ваши руки Муза превратит в фей, которые будут танцевать под эту музыку.

  • Какие движения вы подберёте?

  • Как звучит вальс? Какое настроение у вальса?

Звучит «Вальс» П.И.Чайковского

(ответы: движения полёта, кружения, лёгкости, подвижно…)


А теперь, ищем мелодию в танце.

Молодцы! Напоём мелодию ещё раз все вместе!

Исполняем мелодию вальса.


Слайд №6. А теперь вас ждёт сложная задача, мы будем искать мелодию в пьесе «Старинная французская песенка».


Представьте, что в руках у вас скрипка.

  • Покажите, как будете играть на инструменте? (Показывают).

Исполните эту мечтательную пьесу на скрипке.

  • С каким настроением вы будете играть?

  • Как звучит пьеса? Какое настроение у пьесы?

Звучит «Старинная французская песенка» П.И.Чайковского

(ответы: спокойная, грустная пьеса)


А теперь, ищем мелодию.

Молодцы! Напоём мелодию ещё раз все вместе!

Исполняем небольшой фрагмент мелодии.


Молодцы, мы нашли с вами мелодии в таких разных пьесах. Мелодия есть и в маршах, и в танцах, и в песнях. Убедились в этом? Доказали Музе? (да!)


III. Хоровая работа.


А сейчас вспомним и исполним песню « Веселый музыкант» А. Филипенко.

Но сначала нужно распеться.

Встали все.

Подравнялись, расправили плечики, подбородки приподняли, животики подтянули. Как дышим? (через нос). Хорошо открываем рот.

Распевка:

Деда, деда, дедушка,

Баба, баба, бабушка,

Папа, папа, папочка,

Мама, мама, мамочка

И, конечно, я.

Вышла на прогулку

Дружная семья.


Исполнение и работа над песней « Веселый музыкант» А. Филипенко (под минус)



IV. Итог урока.

Итак, ребята, что мы делали сегодня на уроке? (мы доказывали Музе, что мелодия есть в любом произведении)

  • Что такое мелодия? (это душа музыки, то, что мы можем напеть)

  • В каких пьесах мы искали мелодию? (марш, вальс и песня)

  • Кто написал эти пьесы? (П.И.Чайковский)

  • Из какого цикла пьесы? (Детский альбом)

  • Кому посвятил композитор цикл? (своему племяннику, Володе Давыдову)


V. Рефлексия «Закончи предложения».

- Сегодня мы узнали о…

- Я запомнил…

- Мне было интересно…



Слайд №7. Вы сегодня – Молодцы! Ребята, вы хорошо поработали, и Муза дарит вам хорошее настроение (смайлики).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!