СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Механическое движение

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать понятие «механическое движение»

Ввести понятие «тело отсчета» для определения механического движения тела

Просмотр содержимого документа
«Механическое движение»

Поурочное планирование

  1. Предмет: Физика (7 класс)

  2. Тема урока: Механическое движение

  3. Тип урока: Урок изучения нового материала

  4. Цели урока:

Обучающая:

  • сформировать понятие «механическое движение»

  • ввести понятие «тело отсчета» для определения механического движения тела

Развивающая: развить мышление (сравнивать и выявлять общие и отличительные свойства механического движения тела)

Воспитательная: формировать физическую картину мира

Оборудование: мультимедийный проектор, шарик, металлический желоб, горизонтальная опора.

Демонстрации: относительность механического движения; движение шарика по движущейся горизонтальной опоре.

Ход урока

Организационный момент (2 мин).

У: Здравствуйте! Присаживайтесь. Открываем рабочие тетради, записываем число. Тема нашего урока: «Механическое движение».

  1. Подготовительный этап.

Цель: выявить уровень знаний по пройденной теме

У: На прошлом уроке, мы прошли последнюю тему раздела «Агрегатные состояния вещества». Давайте вспомним, верно ли утверждение, что молекулы газа движутся, а молекулы твердого тела нет?

Д: Это так, потому что расстояние между молекулами газа много больше размеров самих молекул, следовательно, эти молекулы движутся хаотично. А расстояние между молекулами твердого тела много меньше размеров самих молекул, поэтому они не могут двигаться, молекулы образуют кристаллическую решетку вещества.

У: Молодцы! А что означают слова: молекулы взаимодействуют?

Д: Это значит, что между молекулами есть силы притяжения или отталкивания молекул. Например, если мы смешаем два разных вещества – воду и пищевой краситель, то вода окрасится, а все потому, что молекулы одного вещества проникают в другое вещество, то есть молекулы взаимодействуют.

У: Верно. А как вы думаете, похоже ли движение молекул на движение тел, которое вы наблюдаете в повседневной жизни?

Д: Да, т.к если бы молекулы не двигались, то мы бы не смогли, например, перелить жидкость, духариться и т.д. Также движется все вокруг нас: люди, транспорт, животные и т.д. Вывод: если бы не было движения, то не было бы мира, жизни.

У: Действительно, это так. А как вы думаете, что такое движение?

Д: …..

У: Давайте разберемся, что значит движение.

  1. Мотивационно-ориентировочный этап

Цель: Побудить интерес к изучаемому понятию.

Вид мотивации: создание ситуации затруднения, свидетельствующей о нехватке знаний.

У: Кто из вас наблюдал, как движется автомобиль, летит самолет, идут люди и т.д?

Д: Наблюдали. Приближаются или удаляются.

У: Как вы думаете, движется ли сейчас здание, в котором вы находитесь?

Д: Нет.

У: Вы не правы. А движется ли сейчас самолет, который вы видите в небе?

Д: Да

У: Вы снова заблуждаетесь. Но если вы скажете, что он покоится, то и в этом случае ваш ответ будет неверным.

Д: Почему?

У: Для того, чтобы определить движется тело или находится в покое, что нам нужно знать?

Д: Нужно сначала понять, что такое движение.

У: Правильно. Попробуем разобраться, какие тела движутся, а какие покоятся.

  1. Введение понятия в содержание обучения

    1. Этап введения определения понятия

Способ введения определения: Абстрактно-дедуктивный

Цель: сформировать понятие «механическое движение», тело отсчета.

У: В физике, изменение положения тела относительно какого-либо другого тела, выбранного за тело отсчета, называют не просто движением, а механическим движением. Давайте запишем еще одно определение: Тело отсчета – это тело, относительно которого рассматривается положение остальных тел. Тело отсчета выбирают произвольно. Это может быть и Земля, и здание, и автомобиль и т.д.

Итак, для того, чтобы судить движется тело или нет, нужно:

  1. Выбрать тело, движение которого нужно охарактеризовать;

  2. затем выбрать тело отсчета;

  3. Пронаблюдать, изменяется ли положение тела относительно выбранного тела отсчета с течением времени. (При этом тело может двигаться относительно одного какого-либо тела отсчета и одновременно с этим не двигаться по отношению к другому телу отсчета);

  4. Сделать вывод о движении тела.

Например, посмотрим на следующий слайд (слайд №5) и определим:

У: Движется ли вагон относительно земли?

Д: да. Для доказательства можно также за тело отсчета взять рельсы, которые относительно земли не движутся.

У: Верно. А движется ли пассажир относительно вагона?

Д: нет, т.к поезд движется относительно земли, а пассажиры находятся в поезде.

У: Правильно. Как вы думаете, движется ли вагон относительно вагона?

Д: Нет.

У: А движутся ли пассажиры относительно земли?

Д: да, т.к поезд движется относительно земли, а люди находятся в поезде, значит они движутся относительно земли.

У: А как вы думаете, покоится ли здание, в котором вы находитесь?

Д: Если мы возьмем за тело отсчета Землю, то здание покоится, а если, например, за тело отсчета взять проезжающий мимо здания автомобиль, то здание будет двигаться.

У: Хорошо.

Демонстрация опытов с двигающимся шариком.

У: Относится ли данный пример к механическому движению?

Д: Сначала нужно выбрать тело отсчета, благодаря которому мы можем сделать вывод.

У: Молодцы! Относительно каких тел движется шарик? Какие тела удобнее принять в качестве тела отсчета?

Д: Шарик движется относительно Земли, желоба, нас. За тело отсчета удобнее взять металлический желоб.

Этап формирования ведущего действия:

3.2.1. Действие распознавания механического движения

У: Относительно каких тел перечисленные ниже тела находятся в покое и относительно каких – в движении: пассажир в движущемся грузовике; легковой автомобиль, едущий за грузовиком на одном и том же расстоянии; груз в прицепе автомобиля? (слайд №11)

Д: Пассажир относительно грузовика покоится; легковой автомобиль движется относительно грузовика; груз в прицепе автомобиля покоится относительно автомобиля, но движется относительно грузовика.

У: Укажите тело отсчета для следующих случаев движения: спуск парашютиста, полет воздушного шара, движение плота по реке, скоростной бег конькобежца.

Д: Для спуска парашютиста – Земля, дерево или облака; полет воздушного шара – тоже самое; движение плота по реке – река, дерево и т.д; скоростной бег конькобежца – Земля, трибуны т .д.

У: Хорошо, теперь запишите домашнее задание (слайд №12)

§13, 14, задание 4.

Рефлексия (3 мин).

  • Сегодня я узнал… 

  • Было интересно… 

  • Было трудно… 

  • Я понял, что… 

  • Я научился… 

  • Меня удивило… 

  • Мне захотелось… 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!