Поурочное планирование
Предмет: Физика (7 класс)
Тема урока: Механическое движение
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цели урока:
Обучающая:
сформировать понятие «механическое движение»
ввести понятие «тело отсчета» для определения механического движения тела
Развивающая: развить мышление (сравнивать и выявлять общие и отличительные свойства механического движения тела)
Воспитательная: формировать физическую картину мира
Оборудование: мультимедийный проектор, шарик, металлический желоб, горизонтальная опора.
Демонстрации: относительность механического движения; движение шарика по движущейся горизонтальной опоре.
Ход урока
Организационный момент (2 мин).
У: Здравствуйте! Присаживайтесь. Открываем рабочие тетради, записываем число. Тема нашего урока: «Механическое движение».
Подготовительный этап.
Цель: выявить уровень знаний по пройденной теме
У: На прошлом уроке, мы прошли последнюю тему раздела «Агрегатные состояния вещества». Давайте вспомним, верно ли утверждение, что молекулы газа движутся, а молекулы твердого тела нет?
Д: Это так, потому что расстояние между молекулами газа много больше размеров самих молекул, следовательно, эти молекулы движутся хаотично. А расстояние между молекулами твердого тела много меньше размеров самих молекул, поэтому они не могут двигаться, молекулы образуют кристаллическую решетку вещества.
У: Молодцы! А что означают слова: молекулы взаимодействуют?
Д: Это значит, что между молекулами есть силы притяжения или отталкивания молекул. Например, если мы смешаем два разных вещества – воду и пищевой краситель, то вода окрасится, а все потому, что молекулы одного вещества проникают в другое вещество, то есть молекулы взаимодействуют.
У: Верно. А как вы думаете, похоже ли движение молекул на движение тел, которое вы наблюдаете в повседневной жизни?
Д: Да, т.к если бы молекулы не двигались, то мы бы не смогли, например, перелить жидкость, духариться и т.д. Также движется все вокруг нас: люди, транспорт, животные и т.д. Вывод: если бы не было движения, то не было бы мира, жизни.
У: Действительно, это так. А как вы думаете, что такое движение?
Д: …..
У: Давайте разберемся, что значит движение.
Мотивационно-ориентировочный этап
Цель: Побудить интерес к изучаемому понятию.
Вид мотивации: создание ситуации затруднения, свидетельствующей о нехватке знаний.
У: Кто из вас наблюдал, как движется автомобиль, летит самолет, идут люди и т.д?
Д: Наблюдали. Приближаются или удаляются.
У: Как вы думаете, движется ли сейчас здание, в котором вы находитесь?
Д: Нет.
У: Вы не правы. А движется ли сейчас самолет, который вы видите в небе?
Д: Да
У: Вы снова заблуждаетесь. Но если вы скажете, что он покоится, то и в этом случае ваш ответ будет неверным.
Д: Почему?
У: Для того, чтобы определить движется тело или находится в покое, что нам нужно знать?
Д: Нужно сначала понять, что такое движение.
У: Правильно. Попробуем разобраться, какие тела движутся, а какие покоятся.
Введение понятия в содержание обучения
Этап введения определения понятия
Способ введения определения: Абстрактно-дедуктивный
Цель: сформировать понятие «механическое движение», тело отсчета.
У: В физике, изменение положения тела относительно какого-либо другого тела, выбранного за тело отсчета, называют не просто движением, а механическим движением. Давайте запишем еще одно определение: Тело отсчета – это тело, относительно которого рассматривается положение остальных тел. Тело отсчета выбирают произвольно. Это может быть и Земля, и здание, и автомобиль и т.д.
Итак, для того, чтобы судить движется тело или нет, нужно:
Выбрать тело, движение которого нужно охарактеризовать;
затем выбрать тело отсчета;
Пронаблюдать, изменяется ли положение тела относительно выбранного тела отсчета с течением времени. (При этом тело может двигаться относительно одного какого-либо тела отсчета и одновременно с этим не двигаться по отношению к другому телу отсчета);
Сделать вывод о движении тела.
Например, посмотрим на следующий слайд (слайд №5) и определим:
У: Движется ли вагон относительно земли?
Д: да. Для доказательства можно также за тело отсчета взять рельсы, которые относительно земли не движутся.
У: Верно. А движется ли пассажир относительно вагона?
Д: нет, т.к поезд движется относительно земли, а пассажиры находятся в поезде.
У: Правильно. Как вы думаете, движется ли вагон относительно вагона?
Д: Нет.
У: А движутся ли пассажиры относительно земли?
Д: да, т.к поезд движется относительно земли, а люди находятся в поезде, значит они движутся относительно земли.
У: А как вы думаете, покоится ли здание, в котором вы находитесь?
Д: Если мы возьмем за тело отсчета Землю, то здание покоится, а если, например, за тело отсчета взять проезжающий мимо здания автомобиль, то здание будет двигаться.
У: Хорошо.
Демонстрация опытов с двигающимся шариком.
У: Относится ли данный пример к механическому движению?
Д: Сначала нужно выбрать тело отсчета, благодаря которому мы можем сделать вывод.
У: Молодцы! Относительно каких тел движется шарик? Какие тела удобнее принять в качестве тела отсчета?
Д: Шарик движется относительно Земли, желоба, нас. За тело отсчета удобнее взять металлический желоб.
Этап формирования ведущего действия:
3.2.1. Действие распознавания механического движения
У: Относительно каких тел перечисленные ниже тела находятся в покое и относительно каких – в движении: пассажир в движущемся грузовике; легковой автомобиль, едущий за грузовиком на одном и том же расстоянии; груз в прицепе автомобиля? (слайд №11)
Д: Пассажир относительно грузовика покоится; легковой автомобиль движется относительно грузовика; груз в прицепе автомобиля покоится относительно автомобиля, но движется относительно грузовика.
У: Укажите тело отсчета для следующих случаев движения: спуск парашютиста, полет воздушного шара, движение плота по реке, скоростной бег конькобежца.
Д: Для спуска парашютиста – Земля, дерево или облака; полет воздушного шара – тоже самое; движение плота по реке – река, дерево и т.д; скоростной бег конькобежца – Земля, трибуны т .д.
У: Хорошо, теперь запишите домашнее задание (слайд №12)
§13, 14, задание 4.
Рефлексия (3 мин).
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Я научился…
Меня удивило…
Мне захотелось…