СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России.»

_____________________

Урок № 6. «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России.

Цели урока: рассмотреть поэму «Медный всадник» А.С. Пушкина как реалистическое произведение; повторить признаки реализма, применить теорию на практике (нахождение признаков в тексте); научить учащихся анализировать лирическое произведение в единстве формы и содержания (обсуждение жанра поэмы, нахождение средств выразительности, рассмотрение композиции); активировать межпредметные связи: обсудить историческую основу поэмы (связь с историей); приобщить учащихся к искусству (просмотр видео о видах Санкт-Петербурга, описанных в поэме).

Оборудование: презентация, учебник

Класс: 10-А

Учитель: Цымбалюк Т.А.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент


II. Актуализация знаний

1) Как автор определяет жанровую принадлежность «Медного всадника»?

а) эпическая поэма; б) поэма; в) петербургская повесть.

2) Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид…

Эти строки обращены к:

а) российскому флоту; б) Москве; в) Петербургу.

3) Как зовут главного героя?

а) Александр; б) Евгений; в) автор не дает ему имени.

4) Какое стихийное бедствие описывается в поэме?

а) землетрясение; б) извержение вулкана; в) наводнение.

5) Что случилось с домом Параши?

а) его сдуло ветром; б) его снесло водой; в) дом не пострадал.

6) Как отреагировал главный герой на известие о смерти невесты?

а) засмеялся; б) заплакал; в) бросился в Неву.

7) На площади возле всадника на бронзовом коне Евгений увидел:

а) сторожевых львов; б) сторожевых псов; в) каменных сфинксов.

8) И, озарен луною бледной,

Простерши руку в вышине,

За ним несется Всадник Медный

На звонко-скачущем коне;

Всадник Медный – это:

а) галлюцинация главного героя; б) памятник Александру I;

в) памятник Петру I.

9) После какого случая Евгений начал снимать картуз перед памятником:

а) после того, как юноша увлекся личностью Петра I и деятель стал его кумиром

б) после того как Петр I приснился Евгению в вещем сне

в) после того как памятник якобы ожил и преследовал его

10) Чем заканчивается поэма?

а) главный герой сходит с ума и умирает; б) главный герой выздоравливает;

в) главный герой пропадает без вести.

КЛЮЧ: 1) в, 2) в, 3) б, 4) в, 5) б, 6) а, 7) а, 8) в, 9) в, 10) а.


III. Введение в тему. Целеполагание

Сегодня мы продолжаем разговор о творчестве А.С. Пушкина. Мы говорим о 1830-х годах. В русле какого течения в это время работает поэт? в 1830-х годах А.С. Пушкин создаёт реалистические произведения.

- Сегодня мы будем говорить о реалистической поэме «Медный всадник».

Просмотр видеофрагмента «История создания памятника»

Целями нашего урока будут:

- Рассмотреть поэму как реалистическое произведение: мы будем искать признаки реализма в тексте; а для этого нам нужного, прежде всего, их повторить.

- Проанализировать поэму: рассмотрим композицию, будем искать средства выразительности.


IV. Работа над темой урока

Любое художественное произведение имеет свою предысторию. Какая она у поэмы? Ознакомьтесь с творческой историей «Медного всадника» и ответьте на вопросы, которые указаны после текста. (7 минут)

Карточки на парте

Медный всадник» был написан в октябре 1833 г. в Болдине. Пушкин намеревался издать за большие деньги в журнале «Библиотека для чтения» сразу три своих произведения («Медный всадник», «Анджело», «Пиковая дама» ) и поэтому в декабре 1833 года передал «Медного всадника» на цензуру Николаю I. Царь вернул поэму с 9 пометами (он вычеркнул все определения вроде «кумир», «истукан» в отношении памятника Петру, велел убрать все сравнения Петербурга с Москвой), но без резолюции, поэма была не запрещена, но и не разрешена. Пушкин делал исправления не хотел, но печатать без разрешения тоже не рисковал. Вот почему до конца 1833 г. «петербургская повесть» никому из друзей Пушкина не была известна.

Николай I был, вероятно, согласен с идеей, что в новейшей русской истории проведена четкая грань между двумя периода: войны и мира, поэтому в 1834 г. установил Александрийскую колонну.

Пушкин не разделял этих взглядов, считал их надуманными, и был прав. «Очень скоро обнаружилось, что Александровская колонна — всего только новый монумент, украсивший столицу, а Медный всадник — по-прежнему ее символ, “самое замечательное чудо чудесного Петербурга”. Александровская колонна стала объектом насмешек. Пушкин по-прежнему считал памятник Петру и самого Петра символом Петербурга и вообще современной России, поэтому его поэма о «медном всаднике» была, конечно, поэмой о судьбе России.

Не желая править «Медного всадника», Пушкин в 1834 году опубликовал Вступление в «Медному всаднику» . Это единственное прижизненное издание текста поэмы не вызвало внимания читателей, так как одно лишь вступление выглядело гимном «военной столице». Зато начались слухи о некой неопубликованной поэме Пушкина о Петербурге.

В августе 1836 года Пушкин решается опубликовать «Медного всадника» и для этого делает необходимые поправки. Почему до этого он не допускал и мысли о правке, а теперь делает это? Видимо, потому, что он считал необходимым заявить о себе читателям, среди которых появилось мнение о закончившемся пушкинском периоде русской литературы. В полном виде «Медный всадник» был напечатан после смерти Пушкина в 1837 г. в журнале «Современник».

Белинский первым предложил наиболее распространенное толкование: поэма о столкновении частной судьбы и исторической необходимости. Петр сделал великое и нужное дело, но при этом пострадали невинные частные люди. Позднее появилось другие акценты в интерпретации поэмы.

Вопросы к тексту:

  1. Когда была написана поэма?

  2. Кто был цензором поэмы? Что необходимо было заменить в поэме?

  3. Где проходят события поэмы

  4. Когда опубликована поэма (вступление, основная часть). Чем была вызвана задержка в публикации?

  5. Символом чего, по мнению Пушкина являлся Петр 1.


- Почему она называется «Медный всадник»? Кто подразумевается под этой метафорой? «Медный всадник» – это памятник Петру I в Санкт-Петербурге на Сенатской площади, созданный скульптором Этьеном Фальконе (1768-1770) по заказу императрицы Екатерины II. Героями поэмы являются Евгений – простой человек и оживший памятник Петра.

Поэма была написана в 1833 году. Окунёмся в историческое прошлое, чтобы понять, о чём думал великий поэт в это время, что сподвигло его написать рассматриваемую нами поэму.

В 1830 году Пушкин покидает Болдино и переезжает в Петербург вместе со своей женой, Натальей Гончаровой. Он с чуткостью следит за событиями, происходящими не только внутри страны, но и в мире. В это время поэт работает в русле исторической тематики: пишет роман «Дубровский», «Капитанскую дочку», собирает материал для «Истории Пугачева».

Пушкина очень интересовала личность Петра (как, впрочем, и многих других авторов), великого преобразователя России, так как именно этот император совершил переворот в различных сферах жизни России («прорубил» окно в Европу, завоевал выход к морю, организовал морской флот, построил Санкт-Петербург – культурную столицу России и т.д.) [1].

Микровывод: А.С. Пушкин в 30-х годах приступает к исторической тематике, выбирая героев-реформаторов, людей, сыгравших какую-то важную роль в судьбе России. В данной поэме представлен Пётр I – великий преобразователь XVIII века, совершивший коренной перелом в сторону европеизации.

Приступаем к анализу текста. Сейчас мы прослушаем вступление в исполнении профессионального чтеца, ритора. Ваша задача – определить, в каких традициях написано это вступление (назвать течение и доказать).

Просмотр видеофрагмента «Медный всадник. Вступление» (4-10 мин)

- Мы просмотрели видео, сопровождавшее текст вступления поэмы. В русле какого течения оно написано? Приведите доказательства (вступление написано в классицистической традиции. Об этом говорят следующие факты):

Тематика: прославление императора и его великих дел;

Произведение основано на реалистических событиях (о чём нам говорит предисловие);

«Возвышенная», патетическая (приводящий в волнение, восторг, сильно воздействующий на чувства, исполненный пафоса) лексика при описании отстроенного Петербурга; архитектурная тематика.


Анализ поэмы

- На какие композиционные части мы можем разделить поэму?

1. Вступление (восхваление Петра и его творения) – пролог;

2. Знакомство с героем (часть I до слов «Нева всю ночь…») – экспозиция;

3. Наводнение (до части II) – завязка;

4. Евгений узнаёт о гибели любимой (II часть до слов «Несчастье невских берегов…») – развитие действия (перипетии);

5. Бунт Евгения (до слов «И с той поры, когда случалось…») – кульминация;

6. Евгений удаляется на остров, где умирает (II часть до конца) – развязка.


Разобравшись с композицией, мы проанализируем поэму, двигаясь по композиционным частям.


ВСТУПЛЕНИЕ. Разберём средства художественной выразительности.

- Какие средства выразительности вы нашли во вступлении?

МЕТАФОРА:

«Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море» (то есть завоевать выход к Балтийскому морю, наладить торговые и дипломатические отношения с Европой)

«Люблю тебя, Петра творенье»… (иначе – Петербург).

СРАВНЕНИЕ:

«И перед младшею столицей

Померкла старая Москва,

Как перед новою царицей

Порфироносная вдова».

Порфироносная вдова (вдова умершего царя) перестает быть, условно говоря, первой леди государства. Поэтому и склоняется перед новой царицей, взошедшей на престол. А по контексту, после основания Санкт-Петербурга, Москва (порфироносная вдова) перестала быть первым городом России, склонилась перед новою столицей (новой царицей) [2].

ЭПИТЕТЫ:

«На берегу пустынных волн…»

«Приют убогого чухонца…» (показывается «ненаселённость» тех мест)

«Назло надменному соседу…» (о шведах)

«Да умирится же с тобой

И побеждённая стихия…» (о Неве)


- Что мы можем сказать о лексике? (в отрывке много старославянизмов («пред ними», «юный град», «из топи блат», «полнощных стран», «полнощная царица», «град Петров»). Это говорит о том, что отрывок написан в «высоком», книжном стиле. Ещё один признак классицизма).


ЭКСПОЗИЦИЯ - ввод в действие, короткий рассказ о событиях, предшествующих возникновению конфликта, экспозиция перерастает в завязку.

- Разберём вторую композиционную часть – экспозицию. Знакомство с героем (часть I до слов «Нева всю ночь…»).

- Какие реалистические черты сразу бросаются в глаза в этой части?

1. Действие происходит в России, в Санкт-Петербурге (не в экзотических странах).

2. В центре повествования – обычный человек из народа (обратите внимание на то, что Евгений живёт в Коломне – во времена Пушкина это был окраинный район Петербурга, где селился небогатый люд [3]).

3. Имена героев – Евгений и Параша (не античные, как в классицизме, не экзотические, как в романтизме). (Евгений – от др.гр. «благородный» [4], Параша – от ласк. Прасковья – «пятница» (канун праздника) [5].

- Мы не будем останавливаться подробно на этой части, так как нас больше интересует развитие сюжета и как автор, с помощью каких средств, «построил» своё произведение.


3. ЗАВЯЗКА (наводнение, до части II).

- В этой части нам будет интересно посмотреть, как А.С. Пушкин изобразил картину наводнения. Мы найдём выразительные средства, которые ярко показывают эту сцену.

- С помощью какого средства художественной выразительности автор изображает Неву? (поэт использует олицетворение и сравнение (со зверем, с ворами) при изображении Невы):

«Нева всю ночь

Рвалася к морю против бури,

Не одолев их буйной дури...

И спорить стало ей невмочь...

Поутру над ее брегами

Теснился кучами народ,

Любуясь брызгами, горами

И пеной разъяренных вод.

Но силой ветров от залива

Перегражденная Нева

Обратно шла, гневна, бурлива,

И затопляла острова,

Погода пуще свирепела,

Нева вздувалась и ревела,

Котлом клокоча и клубясь,

И вдруг, как зверь остервенясь,

На город кинулась. Пред нею

Всё побежало, всё вокруг

Вдруг опустело — воды вдруг

Втекли в подземные подвалы,

К решеткам хлынули каналы,

И всплыл Петрополь как тритон,

По пояс в воду погружен.


Осада! приступ! злые волны,

Как воры, лезут в окна…»


- С помощью чего достигается динамика, быстрый темп развития событий? (с помощью бессоюзия при перечислении событий):

«Осада! приступ! злые волны,

Как воры, лезут в окна. Челны

С разбега стекла бьют кормой.

Лотки под мокрой пеленой,

Обломки хижин, бревны, кровли,

Товар запасливой торговли,

Пожитки бледной нищеты,

Грозой снесенные мосты,


Гроба с размытого кладбища

Плывут по улицам!»

При помощи анафоры (единоначатия):

« Он не слыхал,

Как подымался жадный вал,

Ему подошвы подмывая,

Как дождь ему в лицо хлестал,

Как ветер, буйно завывая,

С него и шляпу вдруг сорвал…»


- Какие ещё средства выразительности вы нашли в этой части?

СРАВНЕНИЕ:

И всплыл Петрополь, как тритон,

По пояс в воду погружен.

Тритон – в древнегреческой мифологии – морское божество, получеловек, полурыба [3].

Обратите внимание, здесь мы опять сталкиваемся с чертами классицизма – обращение к античным образам – тритон, и название «Петрополь» (от греч. «город Петра).


4. РАЗВИТИЕ


Евгений узнаёт о гибели любимой (II часть до слов «Несчастье невских берегов…»).

- Здесь нам важно проследить изменение динамики повествования: Евгений ищет свою любимую и не находит ни одной живой души. Какие средства выразительности мы здесь выделим?

ЭПИТЕТЫ

«Но вот, насытясь разрушеньем

И наглым буйством утомясь,

Нева обратно повлеклась,


Своим любуясь возмущеньем

И покидая с небреженьем

Свою добычу. Так злодей,

С свирепой шайкою своей…»



«Вода сбыла, и мостовая

Открылась, и Евгений мой

Спешит, душою замирая,

В надежде, страхе и тоске

К едва смирившейся реке…»


«Он перевозчика зовет —

И перевозчик беззаботный

Его за гривенник охотно

Чрез волны страшные везет…»

ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ (АНТИТЕЗА)

«Утра луч

Из-за усталых, бледных туч

Блеснул над тихою столицей

И не нашел уже следов

Беды вчерашней; багряницей

Уже прикрыто было зло.

В порядок прежний всё вошло…»


Противопоставляется день-ночь, добро- зло.

- Комментарий: Граф Хвостов – третьестепенный писатель и поэт. Пушкин всегда относился к нему иронически.


5. КУЛЬМИНАЦИЯ - момент, когда происходят основные события литературного произведения.

Бунт Евгения (до слов «И с той поры, когда случалось…»)

Обратим особое внимание на эту часть. О чём мы узнаём? (Евгений не вернулся домой – бродил по городу):

МНОГОСОЮЗИЕ

«И так он свой несчастный век

Влачил, ни зверь, ни человек,

Ни то ни сё, ни житель света,

Ни призрак мертвый...»

- Но в один миг он очутился на том самом месте, где стал свидетелем ужасного наводнения:

СРАВНЕНИЕ

«Раз он спал

У невской пристани. Дни лета

Клонились к осени. Дышал

Ненастный ветер. Мрачный вал

Плескал на пристань, ропща пени

И бьясь об гладкие ступени,

Как челобитчик у дверей

Ему не внемлющих судей…»


- С этого места открывался вид на памятник Петру на Сенатской площади:

МЕТАФОРА

«Над огражденною скалою

Кумир с простертою рукою

Сидел на бронзовом коне».


Евгений рассуждает о Петре:

«Ужасен он в окрестной мгле!

Какая дума на челе!

Какая сила в нем сокрыта!

А в сем коне какой огонь!

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта? РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС


О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?» – МЕТАФОРА


Далее – «ропот» Евгения и преследование его Петром.

Обратите внимание на этот эпизод – преследование памятником Евгения. Здесь появляется фантастика, признак романтизма.


6. РАЗВЯЗКА

Евгений удаляется на остров, где умирает (II часть до конца)

Здесь всё сплошь ЭПИТЕТЫ:

«И с той поры, когда случалось

Идти той площадью ему,

В его лице изображалось

Смятенье. К сердцу своему

Он прижимал поспешно руку,

Как бы его смиряя муку,

Картуз изношенный сымал,

Смущенных глаз не подымал

И шел сторонкой.

Остров малый

На взморье виден. Иногда

Причалит с неводом туда

Рыбак на ловле запоздалый

И бедный ужин свой варит,

Или чиновник посетит,

Гуляя в лодке в воскресенье,

Пустынный остров. Не взросло

Там ни былинки. Наводненье

Туда, играя, занесло


Домишко ветхой. Над водою

Остался он, как черный куст.

Его прошедшею весною

Свезли на барке. Был он пуст

И весь разрушен. У порога

Нашли безумца моего,

И тут же хладный труп его

Похоронили ради бога».


- Мы разобрали с вами композицию поэмы, нашли выразительные средства, с помощью которых автор создал своё произведение. Но прежде чем подводить итоги, выявлять признаки реализма, мы должны выяснить конфликт поэмы. Почему поэма названа «Медный всадник»? Ведь герой её не Пётр I, а обычный человек, Евгений.

С названием связан конфликт поэмы: налицо противопоставление государя, императора Петра I, его интересов, и интересов обычного человека. Не случайно поэма начинается с прославления создания Петра – Санкт-Петербурга. Правитель, создавая этот великолепный город, думал о масштабных вещах (о выходе к Балтийскому морю, о создании выгодно расположенного города, о создании морского флота…), но Петру некогда было думать о простом, «маленьком» человеке, о его судьбе. Много простых людей погибло, но всё это меркнет на фоне прекрасно отстроенного города. В этом вся трагедия.


Теперь обобщаем: находим черты реализма.

1. Обращение к конкретным историческим фактам (наводнение);

2. Действие происходит не в экзотических странах, а в России, в Санкт-Петербурге;

3. Герой – обычный «рядовой» человек;

4. Конфликт: между интересами государства и обычного человека;

5. Средства выразительности: олицетворение (изображение Невы), сравнение, бессоюзие (динамика наводнения), метафоры.


Каким был и каким стал Санкт-Петербург? На столе лежат цитаты из вступления, распределите их на две колонки.

«берег пустынных волн», «широко река неслася», «по мшистым топким берегам чернели избы…», «приют убогого чухонца», «лес, неведомый лучам», «туман спрятанного солнца», «тьма лесов», «из топи блат».

«юный град», «полнощных стран краса и диво», «вознесся пышно, горделиво», «оживленным берегам», «громады стройные теснятся дворцов и башен», «корабли толпой… к богатым пристаням стремятся», «в гранит оделася Нева», «мосты повисли над водами», «и перед младшею столицей померкла старая Москва», «новая царица»


Какое ключевое средство выразительности представлено во вступлении? Зачем нужен этот контраст? «Было – старая допетровская Россия».. «С-П – это символ новой России». Как вы считаете, исходя из строчек вступления, какое отношение у поэта к Петру?

Обратимся к ключевой фигуре поэмы – образу Петра 1? Почему Пушкин решил выбрать именно этого императора? (предположения)


Что сделал Петр 1? – покорил стихию.

Реальное наводнение, произошедшее 7 ноября 1824 года в П. Пушкин в этот момент находится в южной ссылке, поэтому лично происходившиее в городе он не увидел, изучал по заметкам и газетным статьям. Но описать наводнение в Петербурге – это лишь внешняя «понятная» сторона сюжета. Для Пушкина наводнение – это не только природное бедствие, но и разгул стихии. В это время Пушкина живо интересует история пугачевского бунта. И чем стихия наводнения не похожа на русский бунт «бессмысленный и беспощадный»? Можно ли согласиться с этой мыслью? Выпишите из текста олицетворения и метафоры, подтверждающие эту мысль?


Сравнительная характеристика (работа в парах) 10 мин


Петр 1. Медный всадник

Евгений

Соц. Положение

Царь, власть, государство

Мещанин, мелкий чиновник, народ

Цели в жизни

- Дум великих полн

- Отсель грозить мы будем шведу, природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно, ногою твердой стать при море

- Все флаги в гости будут к нам, и запируем на просторе.

- Люблю тебя Петра творенье,

- Непоколебимо, как Россия.

- Был беден, трудом должен был доставить и независимость и честь, служит всего 2 года, жениться, трудится и день и ночь готов,

- Устроит приют смиренный и простой,

- Параше препоручу хозяйство наше и воспитание ребят. И станем жить … и внуки нас похоронят.

  1. Равны ли социально эти герои? Могут ли они понять друг друга? Чьи интересы важнее? Корректен ли такой вопрос?

  2. На чьей стороне правда? (и Петр прав и Евгения жалко).

Все реформы так или иначе несут за собой последствия, и самое страшное, по мнению Пушкина, страдает всегда наименее виновный или невиновный.

Как наводнение изменило жизнь Евгения, что произошло? (просмотр видео и прослушивание отрывка) . видео с 32 минуты- 35 минута

Кого на ваш взгляд Евгений будет считать виновником своей трагедии?

Евгений, окруженный бунтующей водной стихией тоже решается идти на бунт. Каковы причины?



Чего опасается Медный всадник – как символ власти и поэтому преследует Евгения? (бунта, безумия, когда все сметет с лица земли.. с божьей стихией царям не совладать).

Есть ли поддержка у Евгения? (нет, он одинок). Поэтому ему победы не одержать.

Чем закончилась история Евгения? (умер на пороге дома невесты). Символичен ли такой финал? И тут же хладный труп его похоронили ради бога.

Смерть все примиряет и сглаживает. Человеческая жизнь кратка век государства долог. И конец жизни Евгения предсказуем, герой примиряется с действительностью, только покинув ее.

- Каков философский вопрос медного всадника «как соединить счастье отдельного человека и прогресс? Как сделать так, чтобы бунта не существовало?» однозначного ответа на эти вопросы Пушкин не дает.

- Актуальны ли сейчас вопросы взаимоотношения народа и власти? Бунта и усмирения? (факты из жизни). Мысль Пушкина проста – люди не будут мирится, когда потеряют все, и тогда государство и власть падет, начнется стихийное бедствие, но в настоящий момент, в одиночку, человек неспособен к этому. А противоречия будут всегда.


V. Подведение итогов


VI. Домашнее задание



















Тест А.С.Пушкин «Медный всадник»

1) Как автор определяет жанровую принадлежность «Медного всадника»?

а) эпическая поэма; б) поэма; в) петербургская повесть.

2) Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид…

Эти строки обращены к:

а) российскому флоту; б) Москве; в) Петербургу.

3) Как зовут главного героя?

а) Александр; б) Евгений; в) автор не дает ему имени.

4) Какое стихийное бедствие описывается в поэме?

а) землетрясение; б) извержение вулкана; в) наводнение.

5) Что случилось с домом Параши?

а) его сдуло ветром; б) его снесло водой; в) дом не пострадал.

6) Как отреагировал главный герой на известие о смерти невесты?

а) засмеялся; б) заплакал; в) бросился в Неву.

7) На площади возле всадника на бронзовом коне Евгений увидел:

а) сторожевых львов; б) сторожевых псов; в) каменных сфинксов.

8) И, озарен луною бледной,

Простерши руку в вышине,

За ним несется Всадник Медный

На звонко-скачущем коне;

Всадник Медный – это:

а) галлюцинация главного героя; б) памятник Александру I; в) памятник Петру I.

9) После какого случая Евгений начал снимать картуз перед памятником:

а) после того, как юноша увлекся личностью Петра I и деятель стал его кумиром

б) после того как Петр I приснился Евгению в вещем сне

в) после того как памятник якобы ожил и преследовал его

10) Чем заканчивается поэма?

а) главный герой сходит с ума и умирает; б) главный герой выздоравливает; в) главный герой пропадает без вести.


Тест А.С.Пушкин «Медный всадник»

1) Как автор определяет жанровую принадлежность «Медного всадника»?

а) эпическая поэма; б) поэма; в) петербургская повесть.

2) Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид…

Эти строки обращены к:

а) российскому флоту; б) Москве; в) Петербургу.

3) Как зовут главного героя?

а) Александр; б) Евгений; в) автор не дает ему имени.

4) Какое стихийное бедствие описывается в поэме?

а) землетрясение; б) извержение вулкана; в) наводнение.

5) Что случилось с домом Параши?

а) его сдуло ветром; б) его снесло водой; в) дом не пострадал.

6) Как отреагировал главный герой на известие о смерти невесты?

а) засмеялся; б) заплакал; в) бросился в Неву.

7) На площади возле всадника на бронзовом коне Евгений увидел:

а) сторожевых львов; б) сторожевых псов; в) каменных сфинксов.

8) И, озарен луною бледной,

Простерши руку в вышине,

За ним несется Всадник Медный

На звонко-скачущем коне;

Всадник Медный – это:

а) галлюцинация главного героя; б) памятник Александру I; в) памятник Петру I.

9) После какого случая Евгений начал снимать картуз перед памятником:

а) после того, как юноша увлекся личностью Петра I и деятель стал его кумиром

б) после того как Петр I приснился Евгению в вещем сне

в) после того как памятник якобы ожил и преследовал его

10) Чем заканчивается поэма?

а) главный герой сходит с ума и умирает; б) главный герой выздоравливает; в) главный герой пропадает без вести.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!