СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Медицина и лекарственное врачевание в Древнем Египте".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю исследовательскую работу студентки медицинского колледжа на тему: "Медицина и лекарственное врачевание в Древнем Египте".

Просмотр содержимого документа
«"Медицина и лекарственное врачевание в Древнем Египте".»

СОГБПОУ «Вяземский медицинский колледж

имени Е.О. Мухина»











Исследовательская работа на тему:

«Медицина и лекарственное врачевание в Древнем Египте».







Автор: студентка группы 1 «Ф»

Гусарова Александра



Научный руководитель:

Наташенков Н.А.













Вязьма 2018г





План.

1. Введение.

2. Основные источники по медицине Древнего Египта.

3. Мировоззрение Древнеегипетского общества и его взаимосвязь с деятельностью в области медицины.

4. Развитие медицины. Лечение с помощью магии и врачевание.

5. Достижения в области фармакологии.

6. Заключение.

7. Используемая литература.



























1. Истоками для создания современной научной медицинской базы стали знания, которые передавались из поколения в поколение, записывались, систематизирова- лись, развивались теоретиками и практиками, начиная с глубокой древности. Нас- тоящее начало своего развития медицина получила во времена существования древневосточных цивилизаций, в особенности – Древнего Египта. До нашего времени сохранились множество письменных источников, часть которых содер- жит сведения с точными указаниями по лечению того или иного заболевания, описанием использовавшихся при этом лекарственных средств, классификацией болезней по медицинским отраслям, которые являются одними из величайших находок в истории Египта.

Цель моей исследовательской работы:

1. Изучить историю появления медицинских знаний о том, как облегчить боль, лечить ту или иную травму или болезнь, и какая оригинальная Древнеегипетская методика при этом используется?

2. Провести анализ текста папирусов и рассмотреть этапы развития медицины Древнего Египта.

3. Попытаться выяснить, в какой период истории государства и почему был найден способ борьбы с травмой или болезнью, которая раньше считалась неизлечимой.

4. Определить вклад Древнеегипетской медицины в развитие мировой медицинской мысли.











  1. Медицинские папирусы

Древний Египет — страна удивительная и загадочная. Испещренные над- писями стены храмов, колонны, стелы, предметы домашнего обихода и папирусы сохранили память о египетской цивилизации. Изучение древне- египетских текстов началось относительно поздно, после 1822 г., когда фран- цузский ученый Жан Франсуа Шампольон (1790-1832гг.) разгадал тайну египетского иероглифического письма. Благодаря расшифровке всех этих надписей перед миром предстала одна из наиболее ярких страниц древней истории человечества. Пытливому взору ученых открылся необычайно высокий уровень знаний древних египтян во многих областях и особенно в медицине. Усиленный интерес египтян к врачеванию, целенаправленный и научный подход к болезням, довольно сложная рецептура приготовления лекарств — все это не может не поражать воображение даже специалистов, наших современников.

Писцы фиксировали в письменной форме устные традиции врачей, основанные не только на собственных приемах, но и на практике их предшественников, как только была изобретена письменность. (т.е. в начале III тысячелетия до н.э.) Благодаря тому, что писцы записали медицинские наблюдения и рецепты в корпус письменных документов, эти тексты стали копировать последующие поколения. Таким образом, они были спасены от забвения. Первое упоминание существования сборника медицинских предписаний относится к XXVIII веку до н.э. Подтверждением этого является надпись на блоках гробницы визиря и главы архитекторов Вешптаха. Содержание текста, записанного на камне, таково: «При посещении сооружения, построенного под руководством Вешптаха, фараон Неферкара, расхваливая работу строителей, обратил внимание, что глава архитекторов никак не реагирует на его слова. Срочно вызванный врач констатировал, что Вешптах мертв и в подтверждение представил папирус, в котором, по всей видимости, этот случай был описан».

Наши знания о древнеегипетской медицине основаны на текстах древних медицинских руководств и сборников предписаний, свидетельствующих о эрудиции врачей и их отношении к больным.

До наших дней сохранилось всего десять медицинских папирусов, получивших свои названия по имени первых владельцев (Эдвин Смит, Херст, Чес-тер-Битти, Карлсберг), или по месту находки (Кахунский, из Рамсессума), или по названию города, где хранятся (Берлинский, Лондонский, Лейденский), или по имени первого издателя (Г.Эберс).

Наиболее древним медицинским папирусом является Кахунский, датируемый примерно 1950 г. До н.э. Папирус был найден в Файюмском оазисе, недалеко от поселка Иллахун, но ошибочно назван Кахунским. Папирус состоит из трех частей, посвященных медицине, ветеринарии и математике.

Медицинский раздел состоит из трех листов. Первый лист сохранился в нескольких фрагментах, причем еще в древности он ремонтировался путем подклейки папирусных полосок с обратной стороны. Второй лист имеет дыру в центре и только семь строк сохранилось полностью. Третий лист был восстановлен египтологом Гриффитом из 46 отдельных кусочков.

Первые два листа содержат 17 гинекологических рецептов. В качестве лекарств рекомендуется пиво, молоко, финики, травы и некоторые вещества. В целом этот раздел имеет много общего с рецептами папирусов из Рамсессума и Эберса.

Третий лист содержит 17 рецептов, касающихся определения беременности (по состоянию женских грудей, цвету лица и глаз), выяснения пола будущего ребенка. Рекомендации аналогичны тем, которые изложены в Берлинском папирусе. Столь же древними являются два папируса из Рамсессума IV и V. Папирус IV — это магико-медицинский, напоминающий Кахунский, что во многом помогло заполнить лакуны последнего.

Рецепты касаются родов, ухода за новорожденным, прогноза его жизнеспособности. Имеется один рецепт по предотвращению зачатия с применением экскрементов крокодила.

Папирус из Рамсессума V — чисто медицинский. Начало и конец утеряны. В оставшейся части приведено более 20 рецептов, большинство из которых упоминается в папирусах Эберса и Херста. В основном рецепты касаются болезни, называемой «негибкость членов».

Особенностью этих папирусов является то, что они написаны иероглифическим письмом, а не иератическим, как большинство медицинских папирусов. Названия рецептов написаны в горизонтальную строчку наверху страницы, а сам рецепт размещен в вертикальной колонке под названием. Используемый шрифт и форма размещения напоминает надписи на саркофагах. Без сомнения, это свидетельствует о древнем происхождении этих двух медицинских текстов.

В Берлинском папирусе, написанном примерно в 1300 г. До н.э., имеются главы о ревматизме и о кровеносных сосудах, приводится способ определения пола будущего ребенка, дается совет, как определить, сможет ли женщина родить. В папирусе для установления, родится мальчик или девочка, рекомендуется смочить зерна ячменя и пшеницы мочой беременной женщины и посмотреть, что прорастет раньше: если пшеница — будет девочка, если ячмень — будет мальчик. «Для распознания женщины, которая сможет родить и которая не сможет, растение «бедедука» растереть и смешать с молоком женщины, которая родила мальчика, и дать проглотить. Если это вызовет рвоту — то будет рожать, если вспучит — никогда не будет рожать». В папирусе Херста на 18 с половиной «страницах» описывается 260 случаев болезней, из которых 96 упоминаются в папирусе Эберса, имеется глава о болезнях костей, лечении переломов конечностей и мерах предосторожности при укусах ядовитыми насекомыми.

В Лейденском папирусе, написанном примерно в 1250 г. До н.э., приводятся рецепты и описаны приемы магического и эмпирического врачевания, аналогичные тем, которые приводятся в других папирусах.

В Лондонском папирусе основное внимание уделено магическим приемам лечения. Вместе с тем там приводятся и рациональные рецепты — такие, как применение для лечения куриной слепоты бычьей печени, в изобилии содержащей витамин А, как употребление при желудочных заболеваниях клещевины, имеющей в своем составе касторовое масло.

Огромное познавательное значение имеет папирус Эберса. Это справочник врачей-практиков, датированный 1500 г. До н.э. Он содержит рецепты лечения различных болезней, диагностические описания, советы, что надо предпринимать при укусах насекомых и крупных животных.

В папирусе имеется косметический раздел, в нем даются советы по разглаживанию морщин, удалению родинок, изменению цвета кожи, окраске волос и бровей, усилению роста волос и даже исправлению косоглазия. В 877 параграфах папируса, помимо рецептов, излагаются мысли о проблемах жизни, здоровья и смерти. Дается теоретическое обоснование учения о сердце и кровеносных сосудах. Указывается, что от сердца кровь по 22 сосудам поступает ко всем членам.

Оценивая эти сведения, академик Струве В.В. писал: «В ряде египетских медицинских папирусов мы находим свидетельство существования замечательного учения, названного «Тайна врача — знание хода сердца и знание сердца». Это первый засвидетельствованный в истории человечества проблеск научной теории о возбудителе болезни. Он устанавливает, что основной причиной болезни человеческого организма является изменение в системе кровеносных сосудов, связанных с сердцем, а не чары магов, ведьм и злых духов».

Знаменитый хирургический папирус Эдвина Смита поражает своей исключительной научной точностью и ясностью изложения. Ознакомление с текстом папируса позволяет отметить следующее.

17 колонок на лицевой стороне составляют часть хирургического трактата, самого древнего из когда-либо найденных в мире. Текст на оборотной стороне — это набор случайно полученных сведений, включающих магические заклинания против вредителей, рецепты лечения гинекологических заболеваний, рецепты по уходу за кожей, приемы омолаживания.

Хирургический трактат состоит из последовательных и взаимосвязанных описаний 48 различных травм. По стилю это четкие указания учителя ученику. Каждое описание включает название травмы, описание симптомов, формулировку заключения, перечень рецептов лечения и разъяснение впервые использованных фраз и выражений.

Трактат четко систематизирован по случаям, начиная с повреждения головы, затем носа, горла, ключицы, грудной клетки, позвоночника. Текст заканчивается буквально на полуслове при наличии значительного незаполненного текстом пространства.

Лечение травм, в основном, осуществляется рациональными методами путем хирургического вмешательства. Обращение к магическим приемам, точнее сказать, к заклинаниям, имеется только в одном из 48 случаев.

Каждый из 48 случаев травм классифицируется по одному из трех вердиктов: благоприятный — «эту болезнь я вылечу», неопределенный — «с этой болезнью я буду бороться» и неблагоприятный — «эта болезнь неизлечима».

Неблагоприятный вердикт выносится в 14 случаях и составляет группу травм, которые врач не может вылечить и которые представляют для него, говоря современным языком, научный интерес.

Дошедшие до нас папирусы, как показывает анализ их содержания и тщательная палеографическая экспертиза, являются копиями очень древних медицинских трактатов. Древность этих источников подтверждается прямыми ссылками в текстах. Так, в папирусе Эберса приведено средство для ращения волос, впервые приготовленное для матери фараона I династии (начало — около 3000 г. До н.э.). В этом же папирусе имеется ссылка на папирус о кровеносных сосудах, найденный под скульптурным изображением бога Анубиса в Летополе во времена правления третьего фараона I династии. Об этом же факте сообщается и в Берлинском папирусе.

3. Основное место в мировоззрении древних египтян занимала религия, существовавшая на протяжении более трех тысячелетий. Взгляды египтян на окружающий мир, человека и окружающую природу влияли на их представ- ления и деятельность, в том числе и медицинскую. Значительное место в верованиях древних египтян занимал культ животных. В каждом номе (городе-государстве) имелось свое священное хивотное или птица: бык, кошка, крокодил, баран, лев, сокол, ибис, коршун и т. Д. Умершее культовое животное бальзамировали и хоронили в священных гробницах. Убийство священного животного каралось смертной казнью.

Предметом особого культа были змеи. Богиня змея — кобра Уаджит (егип. Зеленая), покровительница Нижнего Египта — почиталась как защитница от всех врагов. Она «входила в состав царской эмблемы (урей) и изображалась на головном уборе фараона как покровительница царской власти наряду с соколом, пчелой и коршуном. На амулетах — Исида и бог Уснри {греч. Осирис) — почитался как властелин неба и воздуха и изображался в образе сокола или человека с головой сокола. Искусство врачевания он воспринял от своей матери богини Исиды, которая считалась изобретательницей магического врачевания и покровительницей детей. Она олицетворяла материнство, и оплодотворенную природу. Лекарства носившие имя Исиды,.были известны' даже в древнем Риме и упоминаются в книгах Галена (II в.).

Супруг (и брат) Исиды, потомок бога Солнца Ра-Осирис почитался как бог загробного мира и изображался в виде ожившей мумии. До него владыкой древнеегипетского некрополя считался бог бальзамирования Ин-пу {греч. Анубис) — изобретатель и первый мастер мумификации, приготовивший (согласно преданию) первую египетскую мумию — мумию Осириса. Анубис изображался в виде черной собаки или шакала, а также в образе человека с головой шакала.

Среди главных божеств древнего Египта, имевших отношение к врачеванию был бог письма и знаний Джехути {греч. Тот). Он изображался в виде чело- века с головой птицы ибиса или в образе павиана (оба символы мудрости в Древнем Египте). Согласно преданию Тот разделил человечество по языкам и изобрел письменность, придумал математику и астрономию, религиозные обряды, музыку и врачевание природными средствами; ему приписывалось составление самых древних египетских медицинских текстов.

Помимо главных божеств в древнеегипетской мифологии были и боги враче- вания. Это покровительница врачевателей могучая Сохмет, или Сахмет (егип. Могущественная) богиня войны, супруга верховного бога г Мемфис Птаха (она почиталась в образе львицы или львиноголовой женщины; и покровительница женщин и рожениц богиня Тауэрт (ее изображали в виде самки гиппопотама. Небольшие статуэтки богини Тауэрт всегда помещались рядом с новорожденным, будь то наследник великого фараона или простой египтянин.

Яркой особенностью египетской религии был заупокойный к у л ь т, который возник еще в додинастический период и является ключом к пониманию всей египетской культуры. Древние египтяне верили в загробную жизнь и считали ее продолжением земной. Они полагали, что загробная субстанция человека проявляется в нескольких формах: одна из них — душа (егип. Ба, изобража- лась в виде птицы с головой человека) — существует при теле умершего, но может на время покидать гробницу и подниматься на небо к богам; другая - «двойник», или жизненная сила человека (егип. Ка), - обитает в гробнице, потустороннем мире и даже поселяется в изваяниях умершего. Представле- ния о том, что после смерти человека его загробные субстанции связаны с местом погребения, вызвало стремление сохранить тело от разрушения, т. Е. набальзамировать его (от греч. Balsamon — бальзам). Мумификацией в древнем Египте занимались специальные люди, которых греки называли тарихевтами. Их секрет бальзамирования навеки утерян, однако трупы умерших, обработанные тысячи лет назад, сохранились до наших дней. Процедура бальзамирования, занимавшая 70 дней, достаточно подробно описана Геродотом в середине V в. до н. э. Однако исследования, проведен- ные в XX в., внесли некоторые коррективы и дополнения в это ставшее классическим описание.

Понятно, что возможность набальзамировать труп умершего родственника имели далеко не многие. Народ Египта, начиная с додинастического периода, хоронил умерших в песке соседних с долиной Нила пустынь.

Завернутые в циновки (без гроба и мумификации) тела умерших в течение долгого времени оставались почти без изменения: песок высушивал их, предохраняя от дальнейшего разрушения.

Согласно религиозным представлениям древних египтян, каждый умерший представал перед загробным судом (идея суда оформилась в эпоху Нового царства). Загробный суд возглавлялся богом Осирисом. В качестве обвини- теля выступал бог знания Тот. Бог Анубис взвешивал сердце покойного. Если оно было легче страусового пера (символ закона и справедливости), умершему открывался доступ в мир богов.

Заупокойный культ древнего Египта не имеет себе равных ни в одной из религий народов древности. Тем не менее, египетский народ всегда оставался жизнерадостным и сильным. По словам русского египтолога Б. А. Тураева, каждый египтянин в течение всей своей жизни думал о смерти и, собирая все необходимое для загробной жизни, «главным образом готовился к тому, чтобы не умереть, несмотря на смерть».

4. Неотъемлемой составной частью яркой и своеобразной культуры древнего Египта было врачевание. Оно возникло из практического опыта народа. Дошедшие до нас папирусы медицинского содержания представляют собой лаконичные практические руководства для врачевателей. Первые представле- ния о строении человеческого тела (анатомия) египтяне получали из практи- ки бальзамирования, которая также свидетельствовала и о достижениях в области химии (ученые полагают, что современное слово «химия» произош- ло от древнего названия Египта - «Кемет», или «Кхемет»).

Познания древних египтян в области строения тела были достаточно высоки- ми для своего времени и сравнимы лишь с достижениями древних индийцев, с той оговоркой, что египетские тексты датируются II тысячелетием до н. э., а индийские медицинские трактаты — первыми веками нашей эры. Уже в середине II тысячелетия до н. э. Древние египтяне описали крупные органы: мозг, сердце, сосуды, почки, кишечник, мышцы и т. Д. Однако они не подвергали их специальному изучению, что связано, по всей вероятности, с влиянием догматов религии. Египтянам принадлежит первое из дошедших до нас описание мозга. Оно приведено в папирусе Э. Смита, в котором движе- ние мозга в открытой ране сравнивается с «кипящей медью».

Древние египтяне заметили, что повреждение мозга вызывает болезненное состояние других частей тела (например, паралич конечностей), и, таким образом, положи- ли начало естественно-научным представлениям о мозге.

Особую роль в жизни человека они отводили сердцу и сосудам: «Начало тайн врача — знание хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врачеватель, всякий жрец богини Сохмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног, везде касается сердца: от него направлены сосуды к каждому члену…» говорится в папирусе Г. Эберса. Таким образом, древние египтяне в середине II тысячелетия до н. э. владели искусством определения болезней по пульсации сосудов, т. Е. пульсу, который они наблюдали в различных точках тела. Известно, что наивысшего расцвета в древнем мире пульсовая диагностика достигла в древнем Китае (тексты III в. до н. э. и позднее).

Причины болезней древние египтяне связывали как с естественными явле- ниями (нездоровая пища, кишечные паразиты, изменения погоды), так и со сверхъестественными представлениями (например, вселение злого духа умершего в тело заболевшего). По свидетельству Геродота, они были убеждены в том, что «все людские недуги происходят от пищи». Вот почему «желудок свой они очищают каждый месяц три дня подряд, принимая слабительные средства, и сохраняют здоровье рвотными и клистирами» (изобретение клизмы приписывают египтянам).

Самую обширную информацию о внутренних болезнях и лекарственном врачевании в древнем Египте содержит большой медицинский папирус Г. Эберса (XVI в. до н. э.), обнаруженный в 1872 г. В Фивах и названный по имени изучавшего его ученого. Склеенный из 108 листов, он достигает в длину 20,5 м и вполне оправдывает свое название «Книга приготовления лекарств для всех частей тела». Папирус содержит около 900 прописей ле-\ карств для лечения органов пищеварения, дыхательных путей, уха, горла и носа, ожогов и кровотечений, глазных болезней, кожных, паразитарных и многих других заболеваний. При составлении лекарств широко использовались растения (лук, мак, финики, лотос, гранат, алоэ, виноград, папирус), минеральные вещества (сурьма, сера, железо, свинец, сода, алебастр, глина, селитра) и части тела многих животных. Так, лекарство для изгнания глистов («умерщвления червей») содержало среди прочих компонентов: косточек фиников - 8, растения дисарт — 8, сладкого пива 25 частей. Пропись заканчивалась словами: «сварить, смешать, выпить — выйдет тотчас». В лекарство от слепоты входили бычья печень и мед.

Некоторые прописи были чрезвычайно сложными и включали до 37 составляющих. Основой для приготовления лекарств были молоко, мед, пиво. Многие компоненты лекарственных Средств до, сих пор не идентифицированы, что значительно затрудняет их изучение. Большинство рецептов в папирусе Эберса сопровождается ссылками на магические заклинания и заговоры, которые, как полагали египтяне, отпугивали злых духов. В этих же целях в состав лекарств часто включали неприятные на вкус вещества: части хвоста мыши, выделения из ушей свиньи, экскременты и мочу животных и т. Д. Прием подобных лекарств сопровождался устрашающими заговорами и заклинаниями.

Отдельный раздел папируса Эберса посвящен косметическим средствам. В нем приводятся прописи лекарств для разглаживания морщин, удаления родинок, изменения цвета кожи, окраски волос и бровей, усиления роста волос и даже для исправления косоглазия. Для защиты глаз от палящего солнца и некоторых заразных болезней египтяне (как женщины, так и мужчины) покрывали веки зеленой пастой, содержащей соли сурьмы и порошок малахита, при этом глазам придавалась миндалевидная форма. Египтяне носили парики, которые надевались поверх коротко остриженных волос (что способствовало предупреждению вшивости). Парик состоял из множества туго переплетенных косичек и, защищая от палящего солнца, заменял головной убор. Давность этих традиций дает основания считать древний Египет родиной косметики.

В древнем Египте были распространены некоторые тяжелые инфекционные (оспа, малярия, чума) и паразитарные' заболевания. Об этом свидетельствуют описания историков, оспенные пустулы на коже лица Рамсеса II, палочка чумы, обнаруженная при обследовании мумий, и другие бесспорные доказательства. Долина Нила была крупным очагом тяжелых глистных заболеваний — мочеполового и кишечного шистосомбзов. Эти болезни описаны под названием Ста в папирусах Эберса, Хёрста, Берлинском и Лондонском. Древние тексты сообщают, что характерными признаками заболевания ааа были наличие червей в организме, появление крови в моче («египетская гематурия»), поражение прямой кишки и понос. Существование шистосомоза в древнем Египте подтверждается исследованием египетских мумий'(XX династия, XII в. до н. э.), в почках которых обнаружено большое количество кальцифицированных яиц его возбудителя — Schistosoma haematobium. Сегодня известно, что возбудитель шистосомоза 13О13но13авляя13я- ется водным путем через промежуточного хозяина — моллюска.

Отсюда понятно, почему сооружение оросительных систем в древнем Египте способствовало широкому распространению этого заболевания на всей территории страны. Из первоначального ареала в Египте шистосомоз проник на другие терри- тории Африки и Азии. Обширный очаг мочеполового шистосомоза возник и в древней Месопотамии, где также сооружались оросительные системы. В XVI-XVIII вв. он был завезен в Америку. Об этом заболевании писали исто- рики средневекового арабоязычного Востока и французские врачи, сопрово- ждавшие Наполеона в его походе в Египет. В настоящее время шистосомр-зами поражено около 200 миллионов жителей нашей планеты; свыше 500 миллионов подвергаются риску заражения. Целенаправленная программа по борьбе с этим заболеванием осуществляется под руководством Всемирной организации здравоохранения с 1958 г. По предложению Египта — страны, население которой и сегодня наиболее поражено шистосомозом.

В древнем Египте был составлен самый древний из дошедших до нас текстов о строении человеческого тела и оперативном лечении (хирургии) – хирур- гический папирус Эдвина Смита, датируемый XVI в. до н.э.

В 1930 г. Американский египтолог Дж. Г. Брэстед (Breasted J. Н.) впервые опубликовал его иератический (полускорописный) текст, транслитерацию в иероглифах и перевод на английский язык с обширными комментариями в виде отдельного тома. Текст трактата расположен на папирусной ленте длиной 4,68 м и шириной около 33 см. Он состоит из 17 колонок, в которых описаньг 48 случаев травматических повреждений костей черепа, мозга, шейных позвонков, ключиц, предплечья, грудной клетки и позвоночного столба, а также способы их лечения при полном отсутствии элементов магии и мистики. Врачебная этика Египта того времени требовала, чтобы врачева- тель, осмотрев больного, открыто сообщил ему о предполагаемом исходе лечения в одной из трех фраз: 1) «это болезнь, которую я могу вылечить»; 2) «это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить»; 3) «это болезнь, которую я не смогу вылечить». В тех случаях, когда излечение 14О14но14авляя- лось возможным, автор папируса дает четкие рекомендации врачевателю, как ему следует действовать. В то же время в папирусе Смита описаны явно безнадежные случаи травма- тических повреждений, которые имеют для врача лишь теоретическое значе- ние. Среди них древнейшее описание паралича верхних и нижних конечнос- тей с потерей речи и слуха, которые автор папируса объясняет повреждением мозга: в результате трагического падения человека с большой высоты голова вошла в плечи, позвоночник сломан в трех местах, позвонки вдавлены один в другой.

При лечении переломов древние египтяне применяли деревянные лубки («шины») и тугое бинтование поврежденной конечности льняной тканью, пропитанной смолой. Однако, в целом, дошедшие до нас источники дают весьма ограниченное представление об оперативных вмешательствах в древнем Египте: известно о лечении ран (папирус Э. Смита), ритуальном обрезании (рельефы на стенах гробниц и храмов) и о кастрации евнухов для гаремов фараонов. Для обозначения пациентов в древнеегипетском языке существовало специальное слово херидес. Буквально оно означало «тот, кто под ножом», но употреблялось в более широком смысле. Так называли и укушенных змеей и других больных, нуждавшихся в лечебной помощи «без ножа».

В древнем Египте издавна существовала профессия врачевателя зубов- «он, который заботится о зубах». Болезни зубов и десен описаны в папирусах Среднего и Нового царств. Зубную боль и разрушение зуба египтяне (как это уже отмечалось) объясняли наличием «червя, который — растет в зубе». Лече- ние зубов было консервативным. Оно заключалось в прикладывании к боль- ному зубу или деснам лечебных паст и растворов. В папирусе Эберса приве- 15О15но 11 прописей таких лекарств, которые способствовали оздоровлению полости рта и укреплению зубов, лечили воспаление десен и снимали зубную боль, т. Е. оказывали местный лечебный эффект, однако это не останавливало дальнейшего развития заболевания.

Древние египтяне не лечили кариозных зубов и не знали оперативного зубо- врачевания, в результате чего были широко распространены тяжелые воспа- лительные заболевания надкостницы, приводившие к изменениям челюсти и прижизненному выпадению зубов. Даже у фараонов, при которых служили «главные зубоврачеватели Великого дома» (греч. Пер «15О» большой дом; отсюда произошло — фараон) не обнаружено никаких следов пломбирования кариозных полостей, заполнения зубов золотом или другими металлами. Единственным свидетельством использования золота в зубоврачевании в древнем Египте является находка двух нижних моляров, соединенных между собой тонкой золотой проволокой по линии шеек обоих зубов.

Большое значение в древнем Египте придавалось соблюдению традиционно установленных гигиенических требований и тесно связанному с ними предупреждению болезней. Традиции и обычаи предписывали опрятность в быту и умеренность в пище: «Египтяне… пьют только из медных сосудов, которые чистят ежедневно… Платье носят полотняное, всегда свежевымытое, и это составляет для них предмет большой заботы.

Обрезают себя ради чистоты, предпочитая быть опрятными нежели красивыми. Жрецы через день стригут себе волосы на всем теле для того, чтобы не иметь на себе ни вши, ни какой-либо другой скверны во время служения богам. Одежда жрецов только полотняная, а обувь из папируса… Моются они два раза в день и два раза в ночь» (Геродот). Не случайно эллины (греки) считали египтян «изобретателями» медицины, и в особенности медицины предупредительной.

Передача медицинских знаний в древнем Египте была тесно связана с обуче- нием сложному иероглифическому письму, которое осуществлялось в спе —циальных школах писцов при храмах и высших школах писцов - «домах жизни» (егип. Пер анх) в крупных городах: Гелиополь, Саис и др. Поскольку знания носили главным образом прикладной характер, в школах обучали математике, архитектуре, ваянию, врачеванию, астрономии, а также тайнам культов и обрядов. Ученики изучали и переписывали древние папирусы, овладевали искусством каллиграфии и стилистики, постигали «правила прекрасной речи» (ораторского искусства). Вместе с тем медицинские знания продолжали передаваться и по наследству — от отца к сыну. Дома жизни были также и местом хранения древних папирусов, многие из которых считались священными. До нас дошли лишь только третьи или четвертые списки этих древних свитков. Во времена Геродота в египетские школы принимали хоро- шо подготовленных состоятельных иноземцев, что способствовало широко- му распространению медицинских знаний древних египтян в других странах древнего мира. Впоследствии выдающиеся философы и писатели античного мира отмечали историческое значение культуры древнего Египта для станов- ления древнегреческой культуры.

Египетские врачеватели пользовались всеобщим признанием в древнем мире. Правители многих стран приглашали их на службу ко двору. По свидетель- ству Геродота, персидский царь Кир II Великий (558—529 гг. до н. э.) просил фараона Амасиса (570-526 гг. до н. э.) прислать ему «лучшего в целом Егип- те» врачевателя глаз. «Врачебное искусство, писал Геродот, разделено у них таким образом, что каждый врачеватель излечивает только одну болезнь. Поэтому везде у них полно врачевателей; одни лечат глаза, другие голову, третьи зубы, четвертые желудок, пятые внутренние болезни». Геродот посе- тил долину Нила в V в. до н. э., когда древняя культура Египта насчитывала по меньшей мере три тысячелетия и клонилась к закату своей славной исто- рии (в то время как Эллада только вступала в эпоху расцвета (классический период).

К тому времени Египет уже оказал (и на протяжении всей своей истории продолжал оказывать) огромное влияние на развитие культуры и медицины народов Азии, Африки и Европы.

5. Высоко специфичной была египетская фармакопея: для каждой болез- ни предписывались свои лекарства и точные их дозы. Некоторые из этих сре- дств, в частности касторовое и оливковое масло, опиум и шафран, исполь- зуются до сих пор. Применение хирургических операций было ограничено из-за стремления египтян сохранить тело для загробной жизни и воскресения, так что ампутации исключались. Раны закрывали свежим мясом, вывихи вправляли, при переломах использовали шинные повязки, но рискованная хирургия первобытных времен была уже отвергнута.

В сохранившихся папирусах содержится множество рецептов лекарств. Тра- вы — корни, стебли, листья, плоды — использовались либо сухими, либо свежими, растертыми и просеянными или размоченными и прокипяченными. Они смешивались с пивом, уксусом, медом или жиром. На основании изучения рецептов удалось расшифровать названия отдельных растений. Среди них встречаются такие, которые с успехом применяются и в наши дни: алоэ, анис, белена, семена льна, подорожник, лук, мак, финик, можжевель- ник. А вот примеры описаний из неразгаданных рецептов: растение «сенутетраста на животе», т.е. ползучее; растение надет» — у него цветы, как у лотоса; а также «гиу», «шау» и т.п.

В качестве примера можно привести рецепт мази для ращения волос: «Когти борзой собаки, цветы финиковой пальмы, ослиные копыта сварить в масле до готовности, растереть и втирать в голову».

Необходимо отметить, что приведенные рекомендации не так уж нелепы, как кажется на первый взгляд. В настоящее время установлено, что копыта, рога и когти состоят из рогового вещества, высоким содержанием сернистых соединений, при термической обработке которых выделяются сернистые соединения. А сера неизменно входит в состав различных современных лекарственных средств для ращения волос. Только для получения серы сейчас нет необходимости сжигать или варить рога и копыта.

В качестве примера можно привести и рецепт приготовления напитка из «диадиа», приводящего человека в бесчувственное состояние на несколько часов. Судя по описанию в папирусе Эберса, — это мандрагора, бесстеблевое растение с длинными широкими листьями и сложным корнем. Напиток из мандрагоры действительно приводил человека в бесчувственное состояние на несколько часов.

По-видимому, сведения о целебных свойствах трав египтяне широко заим- ствовали у вавилонян и ассирийцев, и многие лекарственные растения фигу- рируют у них под вавилонскими названиями, причем иногда вавилонские названия применяются к растениям, которые заведомо в Вавилоне не могли быть известны, так как отсутствуют во флоре Западной Азии. Египтяне еще за 4000 лет до н. э. составили некоторое подобие фармакопеи — последова- тельное описание применяемых в Египте лекарственных растений. Упомина- ния об этих фармакопеях исследователи находят в записях, сделанных на папирусе. Изображения лекарственных растений довольно обычны на стенах египетских храмов и пирамид; некоторые из них довольно легко узнать по этим рисункам. Многие растения, применявшиеся египтянами, до сих пор еще продаются в наших аптеках, например касторка. Египтяне совершали специальные экспедиции в соседние страны для вывоза оттуда лекарствен- ных и ароматических растений. Известна, например, экспедиция пяти кораб- лей в 1500 г. До н. э. в страну Пунт (нынешнее Сомали) именно с этой целью. Рисунок на стене египетского храма, изображает данное путешествие за бальзамовыми деревьями.











6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После подробного знакомства с историей медицины и фармакологии Древнего Египта порой возникает ощущение, что современная медицина почти не открыла ничего нового, а только развила уже известные знания и методы лечения. В то далёкое для нас время были известны многие знания, которыми мы пользуемся сейчас, но в несколько изменённом виде. Конечно же, никто из современных врачей не выпишет вам, при ране мягких тканей, прикладывать сырое мясо, а затем замазать рану жиром и мёдом, ведь на смену этим природным средствам пришли фармакологические аналоги. Но ведь методика сохраняется и по сей день. Если исключить аргоновые лазеры и высокоточные роботизированные хирургические установки, и рассмотреть только «холодные» инструменты современного хирурга, а потом сравнить их в Древнеегипетскими аналогами, разница в их форме и назначении будет минимальной. А если учесть, что не все медицинские папирусы сохранились до наших дней, и, что более вероятно, не все сохранившиеся были найдены, то вполне вероятно, что медицина Древнего Египта была гораздо более развитой, чем принято считать сейчас. Возможно, ответ на этот вопрос нам могут дать только последующие археологические открытия.















Используемая литература.



  1. Семеченко В.Ф. История Фармации: Учебное пособие М. ИКЦ «Март» Ростов на Дону 2003г;

  2. Сорокина Т.С. История медицины. М. 1994г;

  3. Сорокина Т.С. Атлас истории медицины М 1994г;

  4. Егоров В.А., Абдулменова Е.Л. История фармации Самара. 2002г;

  5. Лисицин Ю.П. История медицины М. 2004г;

  6. Новиков В.Е. Никулина С.С. История фармации Смоленск 2004г;

  7. Древнеегипетская мифология М. ЭКСМО 2004г;

  8. Грибанов И.Д. «Медицина в эмблемах и символах» М. «Медицина» 1990г, стр. 10-30;

  9. Рецепты на глиняных табличках. Медицинская газета 2005г. №44, стр.5;

10. Блинов Г.М., Гарибова Т.М. «Медицина Древнего Египта» Советское здравоохранение 1975г. №7, стр. 73-77.












































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!