СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Медиабезопасность внеурочная деятельность 5 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по внеурочной деятельности модуль «Медиаграмотость»

на тему: «Что такое «фейки» и как проверять информацию 

Подготовила:

классный руководитель: 5 «б» класса

Малышева О.А., учитель географии МБОУ «Лицей № 7»

2022/2023 учебный год

Цель занятия:

формирование критического мышления, обучение детей выявлению и сопоставлению фактов, умению отличать их ложную информацию, а также знакомство обучающихся с основными стратегиями и тактиками информационного воздействия.

Задачи:

– изучение и систематизация предпосылок распространения фейковой информации;

– знакомство обучающихся с системой коммуникативных особенностей при производстве и распространении ложной информации.

Оборудование и материалы:

·         Компьютер, проектор

·         Презентация к занятию

·         Карточки с новостями в конвертах

·         Закладки-памятки

 

Ход занятия:

  1. Вступительное слово учителя.

Слайд 1 .

В современном мире всё труднее становится ориентироваться в потоке ежедневной информации, человек старается оптимизировать её поиск, отбор и усвоение. Только высокий культурно-образовательный уровень позволяет получить доступ ко всем источникам информации.

Слайд 2.

Медиа – эта любая информация, которая нас окружает. Она может быть в любой форме и поступать откуда угодно. С помощью медиа можно информировать о новостях и фактах, рекламировать продукт, передавать нормы и традиции, развлекать. Но важно получать достоверную информацию.

Слайд 3

Учитель: На сколько Вы верите, данным новостям и представленной информацией?

Кто-то принимает это за чистую правду, кто-то за первоапрельский розыгрыш. Кто-то восхищается, пересказывает, пересылает, делиться и т.п

Так где же правда? 90% аудитории не может отличить достоверные новости от фальшивых. Так о чем же мы сегодня будем говорить?

Слайд 4

Что такое «фейки»?

Это информация, которая не соответствует действительности. Говоря простым языком – информационные «вбросы». Зачастую они появляются в социальных сетях, в телеграм-каналах, а также и, казалось бы, в авторитетных СМИ.

Фейк (англ. fake — подделка) — что-либо ложное, недостоверное, сфальсифицированное, выдаваемое за действительное, реальное, достоверное с целью ввести в заблуждение.

         Контрафакт — поддельная продукция, намеренно выдаваемая за оригинальный товар.

         Фейковые новости (англ. fake news) — намеренная дезинформация в социальных медиа и традиционных СМИ.

         Фото-фейк (фотожаба) — разновидность фотомонтажа (в графическом редакторе).

         Виртуал (Интернет) — фальшивый аккаунт в интернете, который используется для обмана или манипулирования.

         Дипфейк — фальшивые видео с помощью замены лица одного человека на другого с помощью специальных программ.

 

Слайд 5

Зачем их вообще распространять?

Цели могут быть разные, но основные: получение политической или финансовой выгоды.

 

•      И если одни фейки условно безвредны, то большая их часть представляет угрозу здоровью людей или является инструментом для манипулирования сознанием.

Например, весной 2020 года в Британии пытались поджечь 20 сотовых вышек из-за появления слуха о том, что 5G распространяет коронавирус. А ещё раньше поджог, который совершили поверившие в этот фейк, уничтожил оборудование для передачи связи, которой пользовались аварийно-спасательные службы и несколько мобильных операторов, лишив кого-то тем самым, возможно, надежды на спасение.

 Слайд 6

А вы умеете отличать фейк от правды? Давайте проверим!

 Практическая работа (4 мин)

Учащиеся делятся на группы (пары). Каждая группа получает новость или картинку  на экране проектора. Задача учащихся: определить представлен или правда. Учащиеся могут пользоваться компьютерами (ноутбуками) или своими телефонами.

 

 Слайд 7

Перед вами детёныш утконоса?

Фейк, на самом деле эта мягкая игрушка

 Слайд 8

Перед Вами фотография, сделанная на простой телефон обычным прохожим в тундре?

Правда, действительно эту фотографию сделал мой брат на самый обычный телефон прогуливаясь по окрестностям г. Мурманск.

 Слайд 9

Новость круизные корабли Уругвая сбрасывают отходы прямо в океан.

Фейк, на самом деле судно запускает турбины , которые и подняли со дна толщу песка и ила.

 Слайд 10

Перед Вами граница раздела вод двух морей, которые не смешиваются!

Правда. В большинстве случаев границы морей и океанов — просто районы на карте. Но иногда бывает так, что воды не могут быстро смешаться. Самый очевидный случай — разная соленость, при которой разные водоемы оказываются разделены визуально заметной границей.

 Слайд 11

Это фото сделано за несколько секунд до…

Фейк, а точнее фотошоп(((

 Представление результатов практической работы (по 1 мин)

Каждая группа представляет свою новость, приводит доводы, доказывающие правдивость или ложность данной новости. Учитель на экране представляет верный ответ.

Слайд 12

Как же защитить себя от «фейков»?

Учащиеся предлагают свои способы защиты от фейков. Совместно с учителем выводят правила:

Чтобы защитить себя от фейков, необходимо приучить себя к медиагигиене или фактчекингу. Специалисты НЦПТИ расскажут о сущности такой полезной «привычки» и как ее выработать.

Слайд 13.

1. Главное орудие такой полезной привычки, как фактчекинг — это сомнение.

Прочитав публикацию по важной для вас проблеме или теме, задумайтесь: кому выгодна такая точка зрения на факт, последователен ли автор публикации в своём рассуждении или хаотичен в данных, и главное, есть ли ссылки на первоисточники и доказательства.

2. Оценка источника информации

Столкнувшись с публикацией в соцсетях, вызвавшей ваше сомнение, проверьте размещена ли она на других платформах (сайтах, видеохостингах). Есть ли фото или видеоматериалы, подтверждающие данное событие или ситуацию.

3. Проверка источника публикации в соцсетях

Основной путь передачи информации в соцсетях — репосты. Если вы можете перейти на страницу пользователя, разместившего публикацию первым — первоисточника поста, и она мало заполнена информацией о владельце или почти пуста — это фейк.

4. Сопоставьте данные из разных источников

Даже если вы доверяете основному источнику, постарайтесь найти другой источник, который подтвердит этот факт. Это хороший способ убедиться в точности информации или найти противоречивость в данных.

5. Обратитесь к сайтам проверки фактов

Это независимые сайты, позволяющие проверить информацию на достоверность, а авторов публикаций и их профили на фейковость. Такие ресурсы анализируют факты на любую тематику: от политических заявлений до научных публикаций.

6. Обратитесь к экспертам

Если сомнения в фактах укрепились, то свяжитесь с экспертами в этой области. Они помогут прояснить данные и дать четкий ответ или по крайней мере некоторые точки зрения на то, что действительно происходит.

Фейк-факты искажают нашу картину мира, а их авторы навязывают нам свою позицию и манипулируют нами. Фактчекинг или медиагигиена позволяет нам обрести информационную независимость, делает нас более осознанными потребителями информации.

Учитель: Полезной ли для вас была информация? Чему вы сегодня научились?

Учитель раздает памятки-закладки учащимся.

Вывод:

         Безопасность в интернете – очень важная и актуальная проблема  на сегодня. И касается она всех, от детей до пенсионеров. Однако , если Вы удете следовать простым правилам и не будете так доверчивы, то вы справитесь и отсеете лишний поток «мусора от себя».  

Ребята, будьте внимательны, информативны, осторожны.

Слайд 15.

И конечно же не забывайте, все приходит с практикой.

Слайд 16.

Спасибо за внимание

PS Повышение зарплат учителей 1 января 2023 года составит 8%

 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок Медиабезопасность внеурочная деятельность 5 класс»

Тема: «Что такое «фейки» и как проверять информацию» Курс: внеклассное мероприятие Модуль: «Медиаграмотность» Подготовила: Малышева О.А., Учитель географии МБОУ «Лицей № 7» Классный руководитель: 5 «б» класса Новочеркасск 2022/2023 учебный год

Тема: «Что такое «фейки» и как проверять информацию»

Курс: внеклассное мероприятие

Модуль: «Медиаграмотность»

Подготовила: Малышева О.А.,

Учитель географии

МБОУ «Лицей № 7»

Классный руководитель:

5 «б» класса

Новочеркасск

2022/2023 учебный год

Фейк  Фейк (англ. fake — подделка) — что-либо ложное, недостоверное, сфальсифицированное, выдаваемое за действительное, реальное, достоверное с целью ввести в заблуждение.  Контрафакт — поддельная продукция, намеренно выдаваемая за оригинальный товар.  Фейковые новости (англ. fake news) — намеренная дезинформация в социальных медиа и традиционных СМИ.  Фото-фейк (фотожаба) — разновидность фотомонтажа (в графическом редакторе).  Виртуал (Интернет) — фальшивый аккаунт в интернете, который используется для обмана или манипулирования.  Дипфейк — фальшивые видео с помощью замены лица одного человека на другого с помощью специальных программ.

Фейк

Фейк (англ. fake — подделка) — что-либо ложное, недостоверное, сфальсифицированное, выдаваемое за действительное, реальное, достоверное с целью ввести в заблуждение.

Контрафакт — поддельная продукция, намеренно выдаваемая за оригинальный товар.

Фейковые новости (англ. fake news) — намеренная дезинформация в социальных медиа и традиционных СМИ.

Фото-фейк (фотожаба) — разновидность фотомонтажа (в графическом редакторе).

Виртуал (Интернет) — фальшивый аккаунт в интернете, который используется для обмана или манипулирования.

Дипфейк — фальшивые видео с помощью замены лица одного человека на другого с помощью специальных программ.

Так зачем же распространять фейковую информацию ?

Так зачем же распространять фейковую информацию ?

Чтобы защитить себя от фейков, необходимо приучить себя к медиагигиене или фактчекингу. Специалисты НЦПТИ расскажут о сущности такой полезной «привычки» и как ее выработать. Что такое фактчекинг?  Дословно это проверка фактов, задача которой выяснить, насколько информация достоверна.

Чтобы защитить себя от фейков, необходимо приучить себя к медиагигиене или фактчекингу. Специалисты НЦПТИ расскажут о сущности такой полезной «привычки» и как ее выработать.

Что такое фактчекинг?

Дословно это проверка фактов, задача которой выяснить, насколько информация достоверна.

 1. Главное орудие такой полезной привычки, как фактчекинг — это сомнение. 2. Оценка источника информации 3. Проверка источника публикации в соцсетях 4. Сопоставьте данные из разных источников 5. Обратитесь к сайтам проверки фактов 6. Обратитесь к экспертам    Фейк-факты искажают нашу картину мира, а их авторы навязывают нам свою позицию и манипулируют нами. Фактчекинг или медиагигиена позволяет нам обрести информационную независимость, делает нас более осознанными потребителями информации.

1. Главное орудие такой полезной привычки, как фактчекинг — это сомнение.

2. Оценка источника информации

3. Проверка источника публикации в соцсетях

4. Сопоставьте данные из разных источников

5. Обратитесь к сайтам проверки фактов

6. Обратитесь к экспертам

Фейк-факты искажают нашу картину мира, а их авторы навязывают нам свою позицию и манипулируют нами. Фактчекинг или медиагигиена позволяет нам обрести информационную независимость, делает нас более осознанными потребителями информации.

ПРАКТИКА!!!!

ПРАКТИКА!!!!

Спасибо за внимание! PS Повышение зарплат учителей 1 января 2023 года составит 8%

Спасибо за внимание!

PS Повышение зарплат учителей 1 января 2023 года составит 8%


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!