СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МДК.02.01. Технология производства неорганических веществ профессии Аппаратчик – оператор производства неорганических веществ

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по профессиональному модулю 

Просмотр содержимого документа
«МДК.02.01. Технология производства неорганических веществ профессии Аппаратчик – оператор производства неорганических веществ»

Министерство образования Республики Башкортостан

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Стерлитамакский химико-технологический колледж



РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании ЦМК

Директор ГБПОУ СХТК

технологического цикла

___________ Г.А. Губайдуллин

Протокол №___

«___ » ___________201__ г

от «___»__________201__ г.


Председатель ЦМК________Н.Г. Абдеева











Рабочая программа

профессионального модуля

ПМ.02 Ведение технологических процессов производства неорганических веществ

МДК.02.01. Технология производства неорганических веществ


профессии Аппаратчик – оператор производства неорганических веществ




















Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО (далее - ФГОС) по профессии Аппаратчик – оператор производства неорганических веществ

Организация-разработчик: ГБПОУ СХТК

Разработчики:

Сагинбаева Эльвира Хатмулловна - преподаватель ГБПОУ СХТК




Содержание



1. Паспорт рабочей программы профессионального модуля

4

2. Результаты освоения профессионального модуля

6

3. Структура и содержание профессионального модуля

7

4.  Условия реализации программы профессионального модуля

9

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

13



1. Паспорт рабочей программы профессионального модуля

МДК.02.01. Технология производства неорганических веществ



1.1. Область применения программы

Рабочая программа профессионального модуля - является частью программы подготовки профессионалов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по профессии Аппаратчик – оператор производства неорганических веществ

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (повышении квалификации и переподготовке аппаратчиков, аппаратчиков – операторов, лаборантов химического анализа) в рамках профессии СПО Аппаратчик – оператор производства неорганических веществ.

Опыт работы не требуется.


1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

- подготовки сырья и материалов;

- дозировки и загрузки сырья и материалов;

- выполнения учета расхода сырья, материалов, количества вырабатываемой продукции, энергоресурсов;

- получения неорганических веществ;

- контроля и регулирования параметров технологического процесса;

- ведения операционного журнала;

- работы с инструкциями по рабочему месту;

- работы с технологическими схемами;

- принятия решений при нестандартных ситуациях;

- соблюдения правил безопасной работы на производстве;

- использования средств индивидуальной и коллективной защиты, противопожарной техники;

уметь:

- составлять материальный и тепловой балансы технологического узла;

- определять расходные нормы сырья, материалов и энергетических ресурсов;

- обосновывать параметры технологического процесса с целью получения конечного продукта заданного качества;

- работать со справочной и нормативной документацией;

- обеспечивать безопасные условия труда;

- обеспечивать безопасность окружающей среды;

знать:

- физические и химические свойства неорганических веществ;

- методы получения неорганических веществ и способы выделения основных и побочных продуктов;

- типовые технологические схемы производства неорганических веществ;

- требования, предъявляемые к качеству продуктов производства; правовые, нормативные и организационные основы охраны труда и окружающей среды на предприятии;

- правила, способы отбора и подготовки проб;

- безопасные методы и приемы работы с оборудованием и химическими реактивами;

- требования, предъявляемые к качеству проб;

- устройство и принцип действия пробоотборников;

- методы анализа проб, контроля качества сырья, материалов и готовой продукции



1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:


максимальной учебной нагрузки обучающегося – 75 часа, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 50 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 25 часов;

2. Результаты освоения профессионального модуля

МДК.02.01. Технология производства неорганических веществ


Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Обслуживание и ремонт типового технологического оборудования, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:



Код

Наименование результата обучения

ПК 2.1.

Подготавливать и загружать сырье и материалы в аппараты.

ПК 2.2.

Контролировать и регулировать параметры технологического процесса по показаниям контрольно-измерительных приборов и результатам анализов.

ПК 2.3.

Проводить анализы и определять характеристики сырья, полупродуктов и продуктов по показаниям контрольно-измерительных приборов и результатам анализов.

ПК 2.4.

Вести учет сырья и количества полученной продукции.

ПК 2.5

. Выполнять требования техники безопасности, промышленной санитарии и пожарной безопасности.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 7.

Исполнять воинскую обязанность*(2), в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


3. Структура и содержание профессионального модуля

МДК.02.01. Технология производства неорганических веществ


3.1. Объем профессионального модуля в виде учебной работы

вид учебной работы количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 75
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 50
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 25
итоговая аттестация экзамен
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю

МДК.02.01. Технология производства неорганических веществ



№ урока

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Структура химических предприятий. Взаимосвязь цехов.

2

2

Производство хлора, водорода и каустика, свойства.

4

3

Диафрагменный электролиз, ртутный электролиз.

4

4

Производство хлористого водорода и соляной кислоты.

4

5

Производство аммиака. Устройство колонны синтеза.

4

6

Производство кальцинированной соды, виды.

4

7

Производство серной кислоты, устройство абсорбера.

4

8

Производство минеральных удобрений.

4

9

Технология основного органического синтеза.

4

10

Переработка твердого топлива и нефти.

4

11

Охрана окружающей среды. Безотходные технологии.

4

12

Очистка сточных вод производства.

4

13

Тестирование обучающихся. Итоги профессиональных модулей ПМ.01, ПМ.02.

4

Итого

50























4. Условия реализации программы профессионального модуля

МДК.02.01. Технология производства неорганических веществ



4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

мастерская аппаратчиков;

Оборудование мастерской аппаратчиков и рабочих мест кабинета

  • комплект макетов, схем;

  • комплект учебно-методической документации;

  • наглядные пособия;

  • инструменты;

  • оборудование;

  • посадочные места по количеству обучающихся

  • рабочее место преподавателя

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основная литература:

1.Багманова, Р.Х. Б14 Материальные балансы химико-технологических процессов: методические указания для выполнения практических работ/ Р.Х. Багманова, В.П.Дорожкин. - Нижнекамск: Нижнекамский химико-технологический институт(филиал) ФГБОУ ВПО «КНИТУ», 2013.- 73с.


Справочная литература:

  1. Новый справочник химика и технолога, 2014



Список нормативной литературы.

1. ГОСТ 14332-78 Поливинилхлорид суспензионный. Технические условия.

2. ГОСТ 14040-82 Поливинилхлорид и сополимеры винилхлорида. Метод определения числа вязкости разбавленных растворов и значения К.

3. ГОСТ 14043-78 Поливинилхлорид и сополимеры винилхлорида. Методы определения содержания влаги и летучих веществ.

4. ГОСТ 25138-93 Пластмассы. Поливинилхлоридные смолы. Определение примесей инородных частиц.

5. ГОСТ 11035-64 Пластмассы. Методы определения насыпной плотности формовочных масс, просыпаемых и не просыпаемых через воронку.

6. ГОСТ 25265-91 Пластмассы. Поливинилхлоридные смолы общего назначения. Определение поглощения пластификатора при комнатной температуре.

7. ГОСТ25737-91 Пластмассы. Гомополимеры и сополимеры винилхлорида. Определение остаточного мономера винилхлорида. Газохроматографический метод.

8. ГОСТ 6433.2 - 71 материалы электроизоляционные твердые. Методы определения электрического сопротивления при постоянном напряжении.

9. ГОСТ 25139-93 (ИСО 6186-80) Пластмассы. Метод определения сыпучести.

10. ГОСТ 8728-88 Пластификаторы. Технические условия.

11. ГОСТ 18522-93 Смолы и пластификаторы жидкие. Методы определения цветности.

12. ГОСТ 18329 – 73 Смолы и пластификаторы жидкие. Методы определения плотности.

13. ГОСТ 4333-87 Нефтепродукты. Методы определения температур вспышки и воспламенения в открытом тигле.

14. ГОСТ 6581 – 75 Материалы электроизоляционные жидкие. Методы электрических испытаний.

15. ГОСТ 18300 – 87 Спирт этиловый ректификованный технический. Технические условия.

16. ГОСТ 17299-78 Спирт этиловый технический. Технические условия.

17. ГОСТ 5964 – 82 Спирт этиловый. Правила приемки и методы испытаний.

18. Спирт этиловый технический. Методы анализа. (ГОСТ 10749. 1-80, ГОСТ 10749.3-80 – ГОСТ 10749.7-80, ГОСТ 10749.9-80 – ГОСТ 10749.15-80)

19. ГОСТ 3639-79 Растворы водно-спиртовые. Методы определения концентрации этилового спирта.

20. ГОСТ 10749.1-80 Спирт этиловый технический. Метод определения внешнего вида.

21. ГОСТ 10749.5-80 Спирт этиловый технический. Метод определения кислот.

22. ГОСТ 10749.6-80 Спирт этиловый технический. Метод определения сложных эфиров.

23. ГОСТ 10749.3-80 Спирт этиловый технический. Метод определения карбонильных соединений.

24. ГОСТ 10749.14-80 Спирт этиловый технический. Метод определения метилового спирта.

25. ГОСТ 10749.12-80 Спирт этиловый технический. Метод определения фурфурола.

26. ГОСТ 10749.7-80 Спирт этиловый технический. Метод определения серы.


Периодические издания (журналы):

1.«Химическая промышленность»;


Интернет-ресурсы:

1.http://www.iqlib.ru/book/preview/7EA3B4E3919B4E23BF1A32925DAA7664

2.http://rushim.ru/books/promyshlennost/promyshlennost.htm

3.http://rushim.ru/books/books.htm

4.http://chemistry-chemists.com/Uchebniki/Chemistry-books-Organika.html

5.http://chemistry-chemists.com/index.html

6.http://engenegr.ru/tehnicheskaya_literatura/himicheskie_tehnologii /

www.informika.ru

7.http://fcior.edu.ru

8.http://www.ahtp.rusoil.net/atp.htm

9.http://abc.vvsu.ru/Books/p_standartisation/page0001.asp

10.http://abc.vvsu.ru/Books/metrolog_standar_i_sertif/page0001.asp

11.http://de.ifmo.ru/bk_netra/page.php?dir=4&tutindex=18&index=26&layer=4

12.http://www.e-college.ru/xbooks/xbook066/book/index/index.html?go=part-011*page.htm

13.http://fen.nsu.ru/posob/htt/OXT1.pdf

14.http://ido.tsu.ru/schools/chem/data/res/chemprom/uchpos для тем: Перегонка нефти, производство метанола

15.http://window.edu.ru/window/catalog?p_rid=48067

16.http://www.iqlib.ru/book/preview/7EA3B4E3919B4E23BF1A32925DAA7664

17.http://www.isuct.ru/testlib/system/files/mahp_19012009.pdf

18.http://booksshare.net/index.php?id1=4&category=chem&author=tihvinskaya-myu&book=1984&page=2


4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

При проведении теоретического обучения рекомендуется применение современных личностно-ориентированных и развивающих педагогических технологий.

При работе над курсовой работой (проектом) обучающимся оказываются групповые и индивидуальные консультации.

Все виды учебной практики проводятся в лабораториях образовательного учреждения, оснащенных оборудованием и тренажерами.

Производственная практика проводится на действующих производствах промышленных предприятий соответствующего профиля.


Освоению данного модуля должно предшествовать изучение:

профессиональных модулей ПМ 01 и ПМ 02

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю профессии.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой

Инженерно-педагогический состав: наличие высшего профессионального образования и опыта практической работы.









5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

МДК.02.01. Технология производства неорганических веществ



Образовательное учреждение, реализующее подготовку по программе профессионального модуля, обеспечивает организацию и проведение текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе обучения.

Обучение по профессиональному модулю завершается промежуточной аттестацией, которую проводит экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии могут входить представители общественных организаций обучающихся.

Формы и методы текущего и итогового контроля по профессиональному модулю самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.

Для текущего и итогового контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).

ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы 1 и 2)

Таблица 1


Результаты

(освоенные

профессиональные

компетенции)

Основные показатели оценки

результата

Формы и методы

контроля и оценки

ПК 2.1. Подготавливать и загружать сырье и материалы в аппараты.

  • качество выполнения схем материальных и тепловых потоков аппаратов для выполнения расчетов;


Текущий контроль :

  • оценка логичности и правильности выполнения схем на практических занятиях, в комплексных домашних заданиях, учебной и производственной практиках;

  • оценка правильности выполнения расчетов, в соответствии методики на практических занятиях, в комплексных домашних заданиях, учебной и производственной практиках;

  • оценка точности и правильности заполнения лабораторного журнала учета сырья, материалов на лабораторных занятиях, учебной и производственной практиках;

  • контрольная работа по теме

Итоговый контроль:

  • дифференцированный зачет по разделу ПМ:

  • зачеты по учебной и производственной практикам;

  • квалификационный экзамен по ПМ;

  • ВКР

  • владение методикой расчета материального и теплового балансов;

  • расчет расходных коэффициентов по сырью, материалам, энергоресурсам

  • сравнение полученных расходных коэффициентов по сырью, материалам, энергоресурсам с утвержденными расходными нормами для контроля расхода сырья, материалов, энергоресурсов, полупродуктов, готовой продукции и отходов, согласно технологической документации

  • ведение учета сырья, материалов, энергоресурсов, полупродуктов, готовой продукции и отходов в соответствии с утвержденными нормами

ПК 2.2. Контролировать и регулировать параметры технологического процесса по показаниям контрольно-измерительных приборов и результатам анализов.

  • определение качества сырья и продукции в соответствии с требованиями ГОСТ.

Текущий контроль :

  • поэтапный контроль выполнения работы по определению качества продукции на практических, лабораторных занятиях и учебной практике.

Итоговый контроль:

  • экзамен по разделу ПМ;

  • дифференцированный зачет по разделу ПМ;

  • зачеты по учебной и производственной практикам;

  • квалификационный экзамен по ПМ.

ПК 2.3. Проводить анализы и определять характеристики сырья, полупродуктов и продуктов по показаниям контрольно-измерительных приборов и результатам анализов.

  • владение методикой выявления отклонений качества продукции от требований нормативной документации.

  • анализ причин отклонений качества продукции.

  • планирование мероприятий и действий, направленных на устранение причин брака.

Текущий контроль :

  • поэтапный контроль и оценка выполнения работы по выявлению брака продукции на практических, лабораторных занятиях и учебной и производственной практике;

  • оценка защиты отчетов лабораторных и практических работ;

  • решение проблемных ситуаций.

Итоговый контроль:

  • дифференцированный зачет по разделу ПМ:

  • зачеты по учебной и производственной практикам;

  • квалификационный экзамен по ПМ

ПК 2.4. Вести учет сырья и количества полученной продукции.

  • демонстрация знаний о мероприятиях по снижению расхода сырья, энергоресурсов и материалов

  • разработка мероприятий по снижению расхода сырья, энергоресурсов и материалов

Текущий контроль :

  • устный опрос

  • оценка плана мероприятий по анализу расходов сырья и материалов на практических и лабораторных занятиях, учебной и производственной практиках;

  • контрольная работа по разделу;

  • решение ситуационных задач

Итоговый контроль:

  • дифференцированный зачет по разделу ПМ:

  • зачеты по учебной и производственной практикам;

  • квалификационный экзамен по ПМ



Таблица 2

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели результатов подготовки

Формы и методы контроля

ОК2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

  • обоснованный выбор и адекватность принятия решения в смоделированной нестандартной ситуации с оценкой возможных рисков при ее реализации;

  • экспертная оценка результатов деятельности обучающихся по решению смоделированных нестандартных ситуаций на практических и лабораторных занятиях и при выполнении работ учебной и производственной практик






0



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!