Цели урока: систематизировать знания по теме «Морфология» с опорой на ранее изученное в 6 классе;
развивать умение учащихся определять часть речи по морфологическим признакам, приводить примеры различных частей речи, определить заданные морфологические признаки именных частей речи; развивать связную речь.
Просмотр содержимого документа
«Повторение. Морфология. Имя существительное.Имя прилагательное. Имя числительное»
Русский язык, 7 класс. Учитель Колесникова С.Н.
Урок №4. Тема урока: «Повторение. Морфология. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное. Правописание»
Цели урока:
систематизировать знания по теме «Морфология» с опорой на ранее изученное в 6 классе;
развивать умение учащихся определять часть речи по морфологическим признакам, приводить примеры различных частей речи, определить заданные морфологические признаки именных частей речи; развивать связную речь;
воспитывать бережное отношение к учебнику.
Этапы урока
Организационный этап.
Ориентировочно-мотивационный этап.
Августину Аврелию, которого называли Учителем Благодати, принадлежат слова: «Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость». Римский философ, проповедник, Августин Аврелий всю жизнь, уча других, учился сам и постиг простую истину: все, что делает человек с любовью и интересом, приносит ему удовольствие.
В 7 классе мы продолжим путешествовать, я надеюсь, с удовольствием и интересом по миру русского языка, который живет по своим правилам и законам. Так же, как и в прошлом году, мы будем наблюдать за языком, задумываться над значением слов и выражений, анализировать языковые факты, самостоятельно делать выводы. Рядом с вами во время этого путешествия будет ваш верный спутник — учебник русского языка, с его помощью вы в этом году продолжите изучение частей речи.
III. Операционно-познавательный этап.
а) Актуализация опорных знаний по морфологии.
В каком разделе языкознания изучаются части речи?
Вспомнить части речи вам поможет стихотворение Ольги Высоцкой «Веселая грамматика».
Существительное — школа,
Просыпается — глагол.
С прилагательным веселый
Новый школьный день пришел.
Встали мы — местоименье,
Бьет числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
— Какие части речи в стихотворении не названы? На какие две группы делятся все части речи? Какие самостоятельные части речи вы изучали в 6 классе?
б) Заполнение таблицы с «белыми пятнами». Афиширование результатов. (Учащиеся работают в группах, заполняют все графы, кроме примеров.)
| Имя сущест- вительное | ... | Имя числительное | ... |
Значение | Обозначает … ; отвечает на вопросы: кто? что? | Обозначает признак предмета; отвечает на вопросы: ... ? ... ? | Обозначает ... или порядок предметов при счете; отвечает на вопросы: сколько? ... ? | Указывает на … , признак или … , но не называет их; отвечает на вопросы: кто? ... ? какой? ... ? который? сколько? |
Морфологические признаки | Собственное или … ; ... или ... ; … , склонение; … , падеж | Качественное, относительное или … ; число (в ед. числе ... ); падеж | Количественное, ... или порядковое; … , сложное или составное; падеж, число, род | Личное, возвратное, относи-тельное, вопросительное, неопределенное, отрицатель-ное, указательное, притяжа-тельное, определительное; ... ; число; ... |
Синтаксическая роль | Может быть любым членом предложения | … , сказуемое | Может быть любым членом предложения | Подлежащее, определение, дополнение, сказуемое |
Примеры | | | | |
в) Закрепление актуализированных знаний.
Работа по учебнику
П.6.стр.17-23
IV. Рефлексивно-оценочный этап.
а) Прием «Незаконченное предложение».
Сегодня на уроке я вспомнил...
Сегодня мне удалось...
Я похвалил бы себя за...
Было трудно...
V. Домашнее задание.
Отвечать на вопросы п.7. Упр.47, 48 (по выбору)