Анализ работы МО естественно-математического цикла МОБУ СОШ № 3 городского округа города Райчихинска Амурской области за 2012-2013 учебный год.
Состав МО естественно-математического цикла.
Кадровый состав методического объединения.
Методическое объединение учителей естественно-математического цикла функционирует в школе, начиная с сентября 2004 года. Постоянным руководителем МО является учитель математики, физики и информатики – Косенко Регина Владимировна.
На протяжении четырёх лет состав методического объединения постоянно менялся. Текучесть состава МО обосновывается сменой учителей химии (за указанный период сменилось 3 учителя). Постоянными членами МО являются учителя: Косенко Р.В., Аскарова О.Ф., Курносова Е.В. В 2012 – 2013 учебном году в состав МО входило 5 учителей: Косенко Регина Владимировна – учитель математики, физики, информатики, Курносова Елена Васильевна – учитель математики, Аскарова Ольга Фёдоровна – учитель математики, Карасюк Зоя Николаевна – учитель химии, биологии, Загоруйко Ольга Николаевна – учитель технологии и ИЗО.
Анализ образовательного уровня педагогических работников и квалификационный уровень членов МО.
В составе педагогических работников МО 80 % педагогов имеют высшее образование.
ФИО | Наименование образовательного учреждения профессионального образования | Дата окончания учебного заведения | Специальность по диплому | Квалификация по диплому |
Косенко Регина Владимировна | Благовещенский государственный педагогический университет | 18 июня 1999 года | «математика» | учитель математики и физики |
Аскарова Ольга Фёдоровна | Благовещенский государственный педагогический университет | 10 июля 1974 года | «математика» | учитель математики |
Курносова Елена Васильевна | Благовещенский государственный педагогический институт | 18 июня 1979 года | «математика» | учитель математики |
Карасюк Зоя Николаевна | Благовещенский государственный педагогический институт | 27 июня 1974 года | «биология-химия» | учитель биологии-химии |
Загоруйко Ольга Николаевна | Комсомольск-на-Амуре техникум лёгкой промышленности | 29 февраля 1984 года | «швейное производство» | техник-технолог |
Квалификационный анализ членов МО.
Квалификационная категория, разряд | 2012/13 учебный год |
количество | % |
высшая | 1 | 20 |
1 категория | 2 | 40 |
2 категория | 2 | 40 |
Без категории | 0 | 0 |
ФИО | Информация о квалификационной категории |
Косенко Р.В. | высшая (присвоена 15 марта 2013 г.), срок её действия до 16 марта 2018 года |
Аскарова О.Ф. | первая (присвоена 27 ноября 2008 г.), срок её действия до 28 ноября 2013 г. |
Курносова Е.В. | первая (присвоена 24.12.2010 г.), срок её действия до 25.12.15 года. |
Карасюк З.Н. | вторая (присвоена 26 ноября 2010 г.), срок её действия до 27 ноября 2015 г. |
Загоруйко О.Н. | вторая (присвоена 09 января 2009 г.), срок её действия до 10 января 2014 г. |
Повышение квалификации.
За 2012-2013 учебный год повышение квалификации прошёл один педагог – Косенко Р. В., что составляет 20 % педагогических работников- членов МО.
2012 год. |
Косенко Р.В. | 72 часа | 26.09.2012 – 04.10.2012 | «Аттестация работников сферы образования: технология и содержательные аспекты предметной области» | ГОАУ ДПО Амурский областной институт развития образования |
Средний стаж педагогической работы 28,4 года. Средний возраст педагогов МО – 53,8 года. 4 члена МО из 5 являются выпускниками нашей школы.
2. Применяемые технологии и методики.
ФИО | Применяемые идеи (элементы) педагогических технологий |
Косенко Р.В. | гуманно-личностную технологию Ш.А. Амоношвили, личностно ориентированное обучение (Якиманской И.С.), технологию уровневой дифференциации на основе обязательных результатов В.В. Фирсова, здоровьесберегающие технологии, метод проектов, метод проблемного обучения, обучение в сотрудничестве, игровое обучение. На уроках физики использую некоторые идеи элементов технологии Н.Н. Палтышева «Система поэтапного обучения физике». |
Аскарова О.Ф. | элементы методики Хазанкина Р.Г. 1) уроки – лекции, 2) зачетные уроки, 3) уроки – консультации |
Курновоа Е.В. | гуманно-личностную технологию Ш.А. Амоношвили, личностно ориентированное обучение Якиманской И.С., технологию уровневой дифференциации на основе обязательных результатов В.В. Фирсова. |
Карасюк З.Н. | личностно ориентированное обучение (Якиманской И.С.), здоровьесберегающие технологии. |
Загоруйко О.Н. | гуманно-личностную технологию Ш.А. Амоношвили, технологию уровневой дифференциации, здоровьесберегающие технологии, технологию проектного и модульного обучения, метод проблемного обучения, обучение в сотрудничестве, игровое обучение. |
Все педагоги используют в совей работе программы Министерства образования РФ (2008 г.), которые соответствуют обязательному минимуму содержания образования. Выбор учебников соответствует федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в учебном процессе в ОУ 2012-2013 уч. год.
Учебный план на 2012-2013 учебный год выполнен, учебные программы пройдены. Все учащиеся, успешно прошли курс и переведены в следующий класс.
3. Деятельность методического объединения естественно-математического цикла.
Деятельность МО учителей естественно-математического цикла МОБУ СОШ №3 в 2012-2013 гг. строилась в соответствии с планом методической работы школы и была направлена на совершенствование методики подготовки обучающихся к ЕГЭ и ГИА по предметам естественно-математического цикла. В качестве основных задач методической работы были определены следующие:
создание условий для свободного и полного самовыражения каждого педагога, удовлетворения его потребности в саморазвитии и самообразовании;
внедрение в практику работы учителей естественно-математического цикла современных образовательных технологий, направленных на развитие самостоятельности, творчества и активности учащихся (гуманизация процесса обучения);
качественное освоение учебно-методических задач по предметам, совершенствование технологии проведения современного урока, организации учебной деятельности учащихся, обеспечение наиболее высоких результатов в реализации действующих Государственных образовательных стандартов и в достижении новых образовательных целей;
изучение, обобщение, пропаганда и распространение опыта работы учителей предметников по всем направлениям учебно-воспитательного процесса.
пополнение фонда разноуровневых дидактических материалов, в то числе в формате ЕГЭ и ГИА.
В 2012 -2013 учебном году в работе МО было запланировано 5 заседаний, из которых состоялось – 4, вопросы, запланированные на перовом заседании (август) были включены и рассмотрены 1 сентября 2012 года (см. в протоколах заседаний МО) На всех заседаниях обсуждались вопросы распространения актуального педагогического опыта учителей, намечались стратегические и тактические задачи, направленные на повышение качества образования школьников, анализировались различные методические формы реализации мастерства учителей.
Основными формами повышения педагогического мастерства стали: прохождение курсовой переподготовки, самообразование, обучающие и методические семинары в школе и других ОУ города, круглые столы, мастер-классы и др.
Работа по распространению опыта в области повышения качества образования и воспитания обучающихся среди учителей школы и города:
За указанный период на базе нашей школы прошло 1 заседание городского методического объединения:
26.10.2012 – ГМО учителей физики, информатики.
Косенко Р.В. выступила с докладом по теме: «Усиление практической направленности обучения. Анализ ЕГЭ и ГИА по физике» и представила открытый урок в 10 классе на «Измерение коэффициента трения скольжения».
Учителя МО принимают в работе ГМО, проводящихся на базе других школ:
1.05.2013 г. - Косенко Р.В. выступала с докладом на городском методическом объединении учителей физики и информатики по теме: «Роль элективных предметов при подготовке к ЕГЭ и ГИА по физике и информатике».
Учителя МО естественно-математического цикла принимают активное участие не только в работе школьного и городских методических объединений, так
Февраль 2013 г. – руководитель МО выступала с докладом на городском семинаре по модернизации образования с докладом «Использование оборудования, поступившего в рамках реализации программы модернизации школы, учителями МО естественно-математического цикла МОБУ СОШ № 3 г.о.г. Райчихинска Амурской области».
Работа по распространению опыта в области повышения качества образования и воспитания обучающихся среди учителей школы:
Учитель | Распространение опыта |
Косенко Р.В. | 01.09.2012 г. – доклад: «Учебно-методическое обеспечение преподавания математики, физики, информатики, химии, биологии, черчения на 2012/13 учебный год»; 1.01.2013 г. – доклад «Профильное обучение математического образования в школе» и «Профильное обучение физике в процессе модернизации школьного образования». |
Аскарова О.Ф. | 06.12.2012 г. – доклад «Работа по предупреждению неуспеваемости школьников». |
Курносова Е.В. | 06.12.2012 г. - доклад «Обучение математике в рамках предпрофильного, профильного и углубленного обучении». |
В данном учебном году было проведено 2 круглых стола по темам «Исследовательская деятельность школьника как основа формирования творческого потенциала, проявления лидерских способностей и коммуникативных связей» и «Качество знаний учащихся», дисциплина и такт учителя – составляющие образовательного процесса». Все выступления, мастер-классы, открытые уроки и внеклассные мероприятия были представлены ярко, разнообразно, что позволило членам МО активно обмениваться опытом и решать совместные вопросы и проблемы, возникающие в ходе работы каждого педагога.
В наличии МО имеется богатая «методическая копилка», в которой представлена большая часть разработок учителей естественно-математического цикла, часть разработок хранится в личных портфолио педагогов.
Творческие профессиональные конкурсы.
Название | Уровень | Сроки | Результат |
Косенко Р.В. Городской конкурс профессионального мастерства «Учитель года - 2013» | муниципальный | 19.02.2013-20.02.2013 | Диплом призёра (III место) |
Участие в работе экспертных групп, жюри и т.д.
Учитель | Участие |
Косенко Р.В. | 2012 г. – член муниципальной предметной комиссии (предмет - информатика) по проверке олимпиадных работ участников второго тура Всероссийских олимпиад. 2012 г. – член муниципальной предметной комиссии (предмет - физика) по проверке олимпиадных работ участников второго тура Всероссийских олимпиад. |
Курносова Е.В. | 2012 г член экспертной группы по аккредитации образовательных учреждений (5, 22 школы) и член экспертной группы по аттестации педагогических кадров. |
Учебная нагрузка за 2012 – 2013 учебный год.
Косенко Р.В.
Предмет | Класс | Кол-во часов в неделю | Общее кол-во часов в неделю |
математика | 11 | 6 (профильный уровень) |
27 + 3 ч. элект. предм. |
физика | 7 | 2 |
8 | 2 |
9 | 2 |
10 | 5 (профильный уровень) |
11 | 5 (профильный уровень) |
информатика | 8 | 1 |
9 | 2 |
10 | 1 |
11 | 1 |
Аскарова О.Ф.
Предмет | Класс | Кол-во часов в неделю | Общее кол-во часов в неделю |
математика | 6 | 5 | 20 часов в неделю 17 часов электив в 9 классе (подготовка к ГИА) + 10 часов электив в 9 классе Итого:20,8 часа |
7 | 5 |
8 | 5 |
9 | 5 |
|
Курносова Е.В.
Предмет | Класс | Кол-во часов в неделю | Общее кол-во часов в неделю |
математика | 5 | 6 | 12 |
10 | 6 |
Загоруйко О.Н.
Предмет | Класс | Кол-во часов в неделю | Общее кол-во часов в неделю |
технология | 4 | 2 |
16+ 1 ч. элект. + 1ч.вн. |
5 | 2 |
6 | 2 |
7 | 2 |
черчение | 8 | 1 |
ИЗО | 4 | 1 |
5 | 1 |
6 | 1 |
7 | 1 |
8 | 0,5 |
9 | 0, 5 |
Основы выбора профессии (элективный курс) | 9 | 1 |
Внеурочная деятельность | 1 | 1 | |
Карасюк З.Н.
Предмет | Класс | Кол-во часов в неделю | Общее кол-во часов в неделю |
химия | 8 | 2 |
17+ 2 ч. элект. предм. |
9 | 2 |
10 | 1 |
11 | 1 |
биология | 5 | 2 |
6 | 1 |
7 | 2 |
8 | 2 |
9 | 2 |
10 | 1 |
11 | 1 |
Вовлеченность обучающихся в дополнительное образование по предметам естественно-математического цикла.
Учебный год | Предмет | Класс | Кол-во учащихся, посещающих занятие | % от общего кол-ва учащихся в классе | Учитель |
2012 - 2013 | «Подготовка к ГИА по физике» (9 класс). | 9 | 2 | 22,2 | Косенко Р.В. |
«Интенсивный тренинг курс подготовки к ЕГЭ по информатике» | 10 | 5 | 41,7 |
«Интенсивный тренинг курс по подготовке к ЕГЭ по информатике» | 11 | 5 | 38,5 |
«Мультимедийные технологии» | 11 | 9 | 69,2 |
«Юный математик» | 7 | 7 | 53,0 | Аскарова О.Ф. |
«Избранные вопросы математики» | 5 | 12 | 100,0 | Курносова Е.В. |
«Решение многовариантных задач по геометрии» типовые задания по ЕГЭ С4 | 10 | 8 | 75,0 |
Организация внеклассной работы по предмету.
Все разработки внеклассных мероприятий размещены в папке «Методическая копилка учителей естественно-математического цикла». При организации и проведении внеклассных мероприятий и занимательных уроков работа МО была направлена на формирование у учеников целостного представления о предметах, проявления интереса к предметам естественно-математического цикла и развитие осознанной мотивации изучения предмета.
4. Результаты деятельности МО естественно-математического цикла.
Результаты ЕГЭ (учитель – Косенко Р.В.).
Предмет | Учебный год | Количество выпускников | Кол-во сдававших/ % сдававших | Мин. балл по предмету | Средний балл по школе | Средний балл по городу | Высший балл по школе | Низший балл по школе | Кол-во выпускников, сдавших экзамен по предмету |
математика | 2012-2013 | 13 | 12\92,3 | 24 | 37,3 | | 66 | 15 | 12 |
физика | 2012-2013 | 5 | 4/80 | 36 | 42 | | 52 | 23 | 4 |
информатика | 2012-2013 | 2 | 2/100 | 40 | 55 | | 60 | 50 | 2 |
Результаты ГИА.
Предмет | Количество сдававших | «5» | «4» | «3» | «2» | % усп-ти | % качества | Средний балл |
Математика | 8 | 1 | 6 | 1 | 0 | 100 | 87,5 | 18,8 |
Физика | 2 | 0 | 0 | 2 | 0 | 100 | 0 | 12,5 |
Информатика | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | 100 | 100 | 15 |
Анализ результаты итоговой аттестации показывают соответствие уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. Успеваемость и качество знаний по предметам представлены в таблицах и диаграммах (см. папку МО).
Анализ участия в олимпиадах разного уровня.
Год | Предмет | Школьный уровень | Муниципальный уровень |
кол-во участников | кол-во призёров | кол-во победителей | кол-во участников | кол-во призёров | кол-во победителей |
2012 | математика | 31 | 14 | 5 | 4 | - | - |
физика (7- 11 кл.) | 22 | 7 | 3 | 4 | - | 1 (Власова Д., 10 кл. – учитель Косенко Р.В.), дальнейшее участие в региональном этапе олимпиады школьников |
информатика (8 – 11 кл.) | 11 | 5 | 3 | 2 | - | - |
технология (5-7 класс) | 12 | 5 | - | 1 | - | 1 (Машнева Ж., 7 класс – учитель Загоруйко О.Н.) |
биология (6-11 кл.) | 16 | 4 | 2 | 3 | - | - |
химия (8-11 кл.) | 24 | 11 | 6 | 6 | - | - |
Результаты олимпиад показывают, что все учителя МО принимают активное участие в их проведении и подготовке участников. Среди победителей - воспитанники всех учителей МО, что свидетельствует о профессионализме педагогов и их умении заинтересовать учеников. При подготовке к олимпиадам учителя применяли как систематичный, научный подход, так и творческий.
В будущем следует продолжать работу по совершенствованию системы раннего выявления и поддержки способных и одаренных детей, создавая им режим особого благоприятствования как на уроках через индивидуализацию и дифференциацию обучения, так и во внеурочное время, организуя индивидуальную работу.
Таким образом, деятельность МО учителей естественного цикла осуществлялась на основании нормативных документов и стала эффективной для развития педагогического мастерства учителей и качества естественного образования.
На протяжении работы МО в 2012-2013 учебном году определились следующие задачи:
создать условия для свободного и полного самовыражения каждого педагога, для удовлетворения его потребности в саморазвитии, самообразовании и самосовершенствовании;
внедрять в практику работы учителей предметников современные образовательные технологии, направленные на развитие самостоятельности, творчества и активности учащихся;
изучать, обобщать, пропагандировать и распространять опыт работы учителей предметников по всем направлениям учебно-воспитательного процесса;
создать условия для развития учебно-исследовательской культуры школьников на основе включения их в проектную и исследовательскую деятельность;
на основе оптимизации содержания образования, его индивидуализации и дифференциации обеспечить вариативность форм и методов организации учебно - воспитательного процесса с детьми, имеющими повышенный уровень мотивации к учению.
Проблемы, над решением которых необходимо работать учителям МО в ближайшее время:
Усиление работы с одаренными детьми.
Усиление работы со слабоуспевающими учащимися, с целью устранения пробелов в знаниях и преодолению минимального порога ГИА, а, возможно, и успешной сдачи ЕГЭ.
Практическое обеспечение преемственности в обучении. Сотрудничество у ШМО начальных классов.
Организация интегрированных уроков, совместных заседаний с другими школьными методическими объединениями.
Более активное внедрение педагогами МО современных педагогических технологий, методик и приёмов.
Повышение уровня квалификации педагогов.
Необходимость решения вопроса о замещении учителей на время отсутствия (болезнь, повышение квалификации, командировки и т.д.) совместно с администрацией школы.
июнь 2013 г.
Руководитель МО
естественно-математического цикла Р.В. Косенко