Глава 17. Материаловедение.
Для постройки судов применяют разные материалы, как металлы, так и неметаллические материалы.
Металлы разделяют на три группы: черные металлы, цветные металлы и сплавы цветных металлов.
Номенклатура неметаллических материалов очень широка, некоторые из них будут рассмотрены в этом разделе.
17.1. Черные металлы. Чугун
— это сплав железа с углеродом (1,7-7%). В состав чугуна входит также кремний (0,5-4%), марганец (1,2-2,5%) и вредные примеси — сера и фосфор.
Различают белый, серый и модифицированный чугун.
Белый чугун или предельный используется для изготовления стали.
Серый чугун, с матово-серым изломом, хорошо обрабатывается. В судостроении из него отливают кнехты, кипы, клюзы, дейдвудные трубы, арматуру, станины машин, маховики.
Маркируются серые чугуны буквами и цифрами, например: СЧ 21-40, где СЧ - серый чугун, первое двухзначное число означает минимально допустимый предел прочности при растяжении, а второе — минимально допустимый предел прочности при изгибе в кгс/мм2.
Модифицированный чугун получают из серого чугуна, добавляя в него различные присадки. Модифицированный чугун обладает хорошими литейными и механическими качествами, отливки из него успешно заменяют стальные.
К модифицированным чугунам относятся высокопрочные чугуны ВЧ 45-0, ВЧ 50-1,5 и т.д., ковкие чугуны КЧ 30-6, КЧ 35-10 и т.д., антифрикционные чугуны АСЧ-1 , АСЧ-2 и т.д.
Песня сталеваров
Сталь в работе - главная деталь.
Трактор - это сталь!
Танкер - это сталь!
Провод - это сталь!
Город - это сталь!
Поезда из стали,
И мосты из стали,
Перья у поэтов - это тоже сталь!
Сталь.
Основным материалом для постройки судов является сталь, представляющая собой сплав железа с углеродом. В зависимости от содержания углерода, сталь обладает большей или меньшей твердостью, чем больше углерода, тем сталь тверже. Однако при содержании углерода более 1,7% сталь становиться хрупкой и непригодной для изготовления судовых конструкций.
Кроме железа и углерода, в состав стали входят примеси других химических элементов, которые делают сталь легированной.
В состав стали могут входить следующие химические элементы: В — вольфрам, Г — марганец, М — молибден, Н — никель, Р — бор, С — кремний, Т — титан, X — хром, Ф — ванадий, Ю — алюминий.
В зависимости от наличия примесей различают углеродистую сталь, то есть не содержащую легирующих элементов, и легированную. Легированная сталь может быть низколегированной, среднелегированной и высоколегированной.
Основными конструкционными материалами в судостроении являются высококачественные углеродистые, низколегированные и стали с особыми свойствами (нержавеющая, высокопрочная, износоустойчивая, жаропрочная).
Углеводородистая сталь
в основном используется для постройки корпусов судов внутреннего плавания и изготовления менее ответственных корпусных конструкций (платформы, настилы второго дна).
Толстолистовая низколегированная сталь применяется для изготовления прочных конструкций морских судов (наружная обшивка, палубы, набор). Тонколистовая сталь используется для изготовления стенок надстроек, кожухов дымовых труб, вентиляционных труб. Из угольников изготовляют обрешетники, мелкие фундаменты.
Сталь легированная конструкционная поставляется в виде фасонных отливок, поковок, проката для изготовления деталей машин и судовых устройств, арматуры и труб судовых систем, валопроводов, баллеров рулей.
Нержавеющая сталь идет на изготовление деталей механизмов, подвергающихся сильному износу: для изготовления арматуры и деталей, работающих в условиях трения с большой нагрузкой; для изготовления рулей, кронштейнов гребных валов.
Сталь жаростойкая,
жаропрочная и теплоустойчивая применяется для изготовления паровой арматуры и трубопроводов, котельных труб, деталей ДВС, газопроводов.
Для изготовления следующих сложных по форме деталей корпусных устройств применяется стальное литье: фор- и ахтерштевни крупных судов, кронштейны и мортиры гребных валов, дейдвудные трубы, якорные клюзы, гребные винты, рамы и секторы рулей, якоря, якорные цепи, кнехты, арматура.
Из стальных поковок изготовляют штыри, леерные стойки, башмаки, задрайки, коуши и для малых судов фор- и ахтерштевни, румпели, баллеры, шлюпбалки.
17.2. Цветные металлы и их сплавы.
Марка цветных металлов состоит из заглавной буквы металла: А - алюминий, М - медь, Н никель, О - олово, С - свинец, и цифры, характеризующие чистоту металла. Чем цифра меньше, тем металл чище.
Цветные металлы в основном используются для получения сплавов, но находят применение в чистом виде.
В судостроении применяется медь четырех марок: M1, М3, М3р и M4:
M1 используется только для изготовления проводников тока, шин, токопроводящих деталей.
М3 используется в виде катанных листов, труб, прутков, поковок и штамповок. Изготовляются трубы для свежего и отработанного пара, пресной и морской воды, масляных и топливных трубопроводов, штуцеров, прокладок высокого давления.
-М4 применяется для изготовления литейных бронз и латуней.
Алюминий —
легкий серебристый металл с голубоватым оттенком. В судостроении из алюминия марки АД 1 изготовляют переговорные трубы, емкости для хранения пищевых продуктов и воды; алюминий марки А00 идет на производство фольги для изоляции.
Свинец
— очень мягкий и тяжелый металл синеватого цвета. Входит в состав различных сплавов и припоев и используется в качестве защитного покрытия судовых электрокабелей.
Олово
— мягкий серебристо-белый металл. Используется для лужения и при изготовления мягких припоев. Является важной составной частью различных сплавов.
Цинк
— мягкий металл, применяется для изготовления протекторов и входит в состав различных сплавов.
Сплавы цветных металлов и их применение в судостроении.
Наиболее распространенные сплавы цветных металлов следующие:
Бронзы оловянистые.
Бронзы безоловянистые.
Сплавы медно-цинковые (латуни).
Сплавы алюминиевые.
Баббиты оловянные и свинцовые.
Припои твердые и мягкие.
Припои твердые медноцинковые.
Припои мягкие оловянно-свинцовистые.
Твердыми называются припои, температура плавления которых не менее 500°С, а мягкие припои — с температурой плавления менее 500°С.
Сплавы на медной основе: латуни и бронзы.
Все марки латуней начинаются с буквы «Л» — латунь, а бронз — с «Бр» — бронза. Последующие буквы обозначают элементы, имеющиеся в сплаве: А — алюминий, В —- бериллий, Ж — железо, К — кремний, Мц — марганец, Н — никель, О — олово, С — свинец. Ф - фосфор, Ц — цинк.
Латунь
— сплав меди с цинком. Простая латунь состоит из меди (60%) и цинка (40%). В марках латуней первое число указывается среднее содержание меди в %, последующие числа — среднее содержание элементов в той последовательности, в которой расположены буквы, остаток — цинк. Например: латунь ЛЖМц 59-1-1 — латунь железомарганцевая, содержащая 59% меди, 1% железа, 1% марганца, остальное - цинк.
В судостроении применяются литейные латуни следующих марок:
Латунь марганцовистая ЛМц 58-2 - для изготовления деталей, работающих в морской воде, пресной воде, паровой среде до 300"С и среде жидкого топлива, для изготовления подшипников вкладышей.
Латунь железисто-марганцовистая ЛЖМц 59-1-1 для изготовления облицовок гребных валов, клинкетов, трубных досок, грундбукс.
Латунь ЛМцЖ 55-3-1 для изготовления винтов, деталей, работающих в морской воде.
Латунь ЛМц 58-2 для изготовления деталей штуцерных соединений медных труб, работающих в среде воздуха, пресной воды, пара, масла, топлива.
Бронза
— сплав меди с оловом, алюминием, марганцем, железом, кремнием и другими элементами.
В марках бронз дается среднее процентное содержание только элементов, указанных буквами в той последовательности, в которой они расположены, остальное медь. Например: БР ОЦСН-3-7-5-1 — бронза оловяно-цинково-свинцово-никелевая, содержащая 3% олова, 7% цинка, 5% свинца, 1% никеля, остальное медь.
Буква «Л» стоящая в конце марки латуни или бронзы, обозначает литейный сплав.
В судостроении применяются бронзы следующих марок:
• Бр. АМц 9-2, Бр АМц 10-2 — бронзы алюминиево-марганцевые — для изготовления деталей, работающих в морской и пресной воде, в топливе, крышек, коробок сальников, корпусов и пробок кранов, зубчатых и червя пых колес, втулок, деталей узлов трения, работающих при консистентной смазке.
Бр. СЗО — бронза свинцовистая — для изготовления вкладышей подшипников.
Бр. ОЦСН 3-7-5-1 для изготовления облицовок валов, корпусов насосов.
Бр. ОЦ 10-2, ОЦ 8-4 — для изготовления деталей арматуры и трущихся деталей.
Бр. ОНЦ 9-3-1 — для изготовления сильно нагруженных деталей, работающих в морской воде.
Припои.
Припой твердый ЛОК 59-1-0,3 — пайка меди, латуни, углеродистых и нержавеющих сталей, пайка разнородных металлов, пайка чугуна.
Припой ЛК 62-0,5 — пайка меди, латуни, стали, разнородных металлов. Применяется тогда, когда припой не имеет контакта с морской водой.
Припой твердый ПСр 25 - пайка тонких деталей.
Припой твердый ПСр45 — пайка нержавеющей стали, турбинных лопаток.
Припой ПСр70 — пайка проводов и др. электродеталей.
Припой ПОС 90 — пайка внутри пищевой посуды.
Припой ПОС40 — пайка латуни, железа, медных проводов.
Припой мягкий ПОС30 — пайка латуни, меди, оцинкованного железа; лужение подшипников из латуни и бронзы всех марок под заливку оловянно-свинцовистых баббитом.
Буква «П» означает припой, а последующие буквы — его основные компоненты. Число указывает процентное содержание элементов, отмеченных в марке буквами, стоящими за буквой «П».
Рекомендуемые флюсы.
Для пайки твердыми припоями:
При пайке припоями ЛК 62-0,5, ПМц 36, ПМц 54, ЛОК 59-1 -0,3 применять плавленую буру.
При пайке припоем ПСр 12 м применять механическую смесь плавленой буры 90% и борной кислоты 10% .
Для пайки мягкими припоями применять раствор хлористого цинка и нашатыря, канифоль, соляную кислоту, хлористый цинк.
Баббиты.
Буква «Б» в марке означает баббиты. Число, стоящее после буквы «Б», указывает процентное содержание олова.
Баббит оловянистой Б 83 применяется для заливки коренных подшипников, опорных подшипников валопроводов, электродвигателей.
Баббит свинцовистой Б16 применяется для заливки опорных подшипников электродвигателей, генераторов, компрессоров, центробежных насосов, верхних и нижних вкладышей опорных подшипников промежуточных и гребных валов, опорных подшипников брашпиля, шпиля, лебедок. Не применяется при ударной нагрузке.
Алюминиевые сплавы.
В судостроении используют сплавы на основе алюминия следующих марок:
- АМц — изготавливают резервуары для хранения масла и топлива, межкаютные выгородки.
- АМг 2 — изготавливают вентиляционные трубы, декоративные заливки различные штампуемые изделия.
- АМг 3 — изготавливают радиаторы парового отопления, подогреватели, трубы для топлива и масла, кожухи дымовых труб, вентиляционные трубы.
- АМг 5 и АМг 61 — изготавливают корпуса судов, надстройки, мачты, спасательные шлюпки.
- АК 4 — поршни ДВС.
- Литейные сплавы алюминиево-кремнистые (силумины) и алюминиево-магниевые (маналгий) обозначаются АЛ.
- АЛ 2 — изготавливают контейнеры.
- АЛ9 — корпуса электродвигателей и водяных насосов.
- АЛ 10В — поршни ДВС.
17.3. Неметаллические материалы, применение их на судах.
Полиэтилен.
Антифрикционный, поделочный, электроизоляционный и антикоррозийный материал. Из него изготовляют прессованные и литые детали, трубы, вентили, шестерни.
Винипласт.
Антикоррозийный и электроизоляционный материал, выпускается в виде листов, труб, стержней, профилей. Заменитель цветных сплавов в аппаратуре, где имеются агрессивные среды в электротехнике.
Фторопласт.
Конструкционный, электроизоляционный материал. Из него изготавливают прессованные детали, работающие в агрессивной средах, трубы, гибкие шланги.
Плексиглас. Стекло органическое. Электроизоляционный и антикоррозийный материал. Выпускается в виде листов от 0,8 до 60 мм. Изготавливают стекла приборов, иллюминаторов, ручки, рукоятки, крышки.
Текстолит. Выпускается в виде листов и плит. Из него изготавливают вкладыши дейдвудных труб, подшипниковые втулки, поршневые кольца, работающие при низких температурах, зубчатые колеса, прокладки, детали судовых машин и механизмов.
Гетинакс. Выпускается в виде листов. Применяется как прокладочный, уплотнительный и конструкционный материал для изготовления деталей, работающих в трансформаторном масле, в воздушной среде, в условиях повышенной влажности.
Эпоксидная смола. Эпоксидная смола и другие средства, изготовленные на ее основе, применяются для производства ремонта механизмов, труб, конструкций в судовых условиях и антикоррозийной защиты деталей.
Эбонит. Эбонит — это резина, обработанная серой (вулканизация). Выпускается в виде пластин, палок диаметром 5-75 мм, труб с внутренним диаметром 4-40мм. Из него изготовляют поршневые кольца, работающие при низкой температуре в среде топлива, масла и воды; пластинчатые клапаны, рукоятки др. детали.
Фибра. Выпускается в виде прутков и листов. Из нее изготавливают клапаны, прокладки.
Бакаут. Это тропическое твердое дерево. Антифрикционный материал. Из него изготавливают вкладыши для дейдвудных труб и втулки штырей руля. Почти все неметаллические материалы плохо работают при повышенных температурах, поэтому применять их при температурах больше 50°С не следует.
Огнеупорные материалы.
Огнеупорные материалы применяются для обмуровки топок паровых котлов. В качестве огнеупоров применяются многошамотный каолиновый кирпич, не ниже, чем класса «О», или многошамотный кирпич не менее, чем класса «А».
17.4. Прокладочные материалы и область их применения.
Картон прокладочный. Выпускается пропитанный и непропитаиный. Для высоких температур не пригоден. Применяется для уплотнения фланцев масло- и топливопроводов. Перед постановкой рекомендуется намочить в воде, просушить, а затем на 20-30 минут опустить в горячую олифу.
Пресшпан. Это лощеный картон, пропитанный изолирующими веществами. Для высоких температур и давлений не пригоден. Применяется для уплотнения фланцевых соединений масло-, топливо-, водотрубопроводов.
Фибра. Эластичный и упругий материал. Набухает в воде, масле, топливе, но не пропускает их. Применяется для уплотнения топливных, масляных и углекислых трубопроводов.
Резина техническая. Выпускается в виде листов, шнура круглого и прямоугольного сечения, а также с тканевой прослойкой. Изготовляется пяти типов: кислотощелочно-стойкая, теплостойкая, морозостойкая, масло- и бензостойкая. Все типы резины термостойки при температурах от -30°С до +50°С. Морозостойкая резина работоспособна при температуре -45°С, а теплостойкая в среде воздуха при температуре до 90°С, а в среде водяного пара — до 140°С.
Паронит. Паронит — это композиция из асбеста, каучука и наполнителя. Выдерживает в среде воды и пара давление до 50 ат и температуру до 150°С, а в среде масла и топлива — давление до 40 ат при температуре до 400°С. Применяется для уплотнения водо-, паро-, топливо- и маслопроводов. Перед постановкой паронитовых прокладок, их, во избежание прикипания к горячим фланцам, рекомендуется смачивать в горячей воде и обмазывать графитовой смазкой.
Существует два основных типа асбестов — серпентин-асбест (хризотил-асбест, или белый асбест) и амфибол-асбесты.
Картон асбестовый. Плотный картон из асбестового волокна с минеральными наполнителями. Огнестоек, кислото- и щелочноупорен. Размокает в нефти, масле и теплой воде. Применяется для уплотнения трубопроводов выхлопных газов.
Нить кручения и шнур асбестовый. Термостоек при температурах до 600°С. Применяется для уплотнения и изоляции теплопроводных систем и тепловых агрегатов.
Медь листовая. Применяется для уплотнения трубопроводов: нефти, дизтоплива, масла, фреона, СО2 и выхлопных газов при давлении до 200 ат и температуре до 250°С, а также воздухе- и паропроводов при высоком давлении и температуре. Прокладку перед установкой на место необходимо отжечь при температуре 600-750С, с последующим охлаждением в воде. Отжиг снимает наклеп и снижает твердость, а охлаждение в воде улучшает отделение окалины от металла. Перед постановкой рекомендуется прокладку обмазать графитовой смазкой.
Железо «Армко». Мягкий коррозионно-стойкий материал. Применяются в отожженном состоянии для уплотнения фланцевых соединений трубопроводов, цилиндров ДВС.
Свинец листовой. Стоек против высокоагрессивных сред. Пригоден для давления не более 40-50 ат и температуры до 100°С при гладких фланцах. При фланцах с выточкой и уступом можно применять при давлении до 1000 ат, но при температуре 15-30°С.
Комбинированные прокладки.
Состоят из сердцевины (асбестовый, картон, резина, паронит), окантованной или заключенной в металлическую оболочку из меди, латуни, алюминия, либо имеющие металлическую основу, на которую накладывается неметаллические материал.
17.5. Уплотнительные материалы. Сальниковые набивки.
Область применения прокладочных материалов.
С
Среда | Прокладочный материал |
1. Вода питьевая | Резина пищевая |
2. Вода мытьевая и | Резина, паронит |
забортная, Р=6-50 ат, t=50°C | |
3. Вода горячая | Резина теплостойкая с тканью, |
| паронит |
4. Воздух, Р-6-50 ат, t=60-350C | Паронит, медь Ml |
5. Углекислота | Фибра, медь |
б. Аммиак газообразный | Паронит, алюминий |
7. Фреон | Медь |
8. Выхлопные газы | Картон асбестовый |
9. Мазут | Паронит |
10. Масло минеральное | Фибра, паронит, медь |
альниковые набивки изготовляют: мягкие, полуметалличес
кие, твердые.
Мягкие набивки изготовляют из хлопковой или льняной
пряжи, из асбестовой пряжи с хлопковым волокном или резиной. В зависимости от характера среды набивки изготавливают сухими или пропитывают разными составами — техническим вазелином, графитовой смазкой и т.д.
Набивка в одной оплетке — это скрученный жгут пряжи квадратного или круглого сечения. Мягкая и износоустойчивая. Применяется для уплотнения малоподвижных деталей: сальников, вентилей, задвижек.
Набивка многослойного плетения. Сердцевина пряди оплетена несколькими слоями оплетки. Применяются для уплотнения сальниковых уплотнений тихоходных штоков.
Набивка насквозь плетеная. Несколько крученых жгутов, переплетенных между собой. Применяется для сальниковых уплотнений, вращающихся валов и штоков с возвратно-поступательным движением.
Набивка комбинированная. Насквозь плетеная набивка, внутри имеет резиновый сердечник и проволоки или пластинки из антифрикционных металлов. Применяется для уплотнения арматуры водо-, паро-, нефте- и маслопроводов.
Скатанные набивки. Прорезиненные хлопчатобумажные, льняные и асбестовые без сердечника или с резиновым сердечником.
Твердые набивки.
Металлические полукольца 3-х угольного сечения. Изготавливают из различных мягких антифрикционных сплавов. Обращены основанием к уплотняемой детали или обращены основанием в сальниковую коробку, и выполняют роль нажимного кольца. Изготавливают их из чугуна или бронзы.
Металлические разрезные кольца. Имеют прямоугольное или квадратное сечение. Каждое кольцо состоит из трех частей. Изготавливается из чугуна. Кольцо прижимается к валу с помощью надетой на него пружины.
Угольные разрезные кольца квадратного сечения. Изготавливаются из смеси ненового кокса, графита, битума и каменноугольного пека. Каждое кольцо состоит из трех частей. В сальниках удерживается на валу спиральными кольцевыми пружинами из нержавеющей стали. Все эти сальники применяются для уплотнения высокооборотных валов турбин, компрессоров.
17.6. Лакокрасочные материалы.
Лакокрасочные материалы одно из главных средств защиты корпусных конструкций от коррозии и основное средство декоративно-художественной отделки.
Первый слой, наносимый непосредственно на окрашиваемую поверхность, называют грунтом. Применяют масляные, протекторные грунты и грунты на синтетических смолах.
Краски разделяют на масляные (густотертые), этиловые, эмульсионные, специальные (антикоррозийные), маслостойкие, необрастающие и негорючие.
Эмали отличаются от красок тем, что в качестве связующего в них используются лаки.
В судостроении применяют: нитроэмали, антикоррозионные, глифталевые, жаростойкие, эпоксидные эмали и эмали для окраски переменной ватерлинии.
17.7. Цемент.
Цемент — вяжущее порошкообразное вещество зеленоватого или голубовато-серого цвета, образующее при смешении с водой тесто, которое, отвердевая, превращается в высокопрочное камневидное тело. Цемент, смешанный с песком и гравием, образует более прочный материал — бетон, а при введении стальной арматуры — железобетон.
Прочность бетона зависит от качества цемента, количества песка, гравия и воды. Чаще всего применяют бетон, содержащий 2-4 части песка и гравия на одну часть цемента. По мере высыхания прочность бетона повышается. Затвердевший бетон может находиться в условиях низких и высоких температур, а также в воде в течение практически неограниченного времени. Не действует на него бензин, смазочные масла и смолы. Однако, кислоты, жиры, растительные и животные масла разрушают бетон.
В судостроении применяют цементы марок «200», «250», «300», «400».
Железобетон используют в железобетонном судостроении для изготовления корпусов несамоходных судов и плавучих сооружений - барж, доков, дебаркадеров, для ремонта некоторых стальных судов внутреннего плавания.
Бетоном заливают узкости в корпусных конструкциях - в форпике, ахтерпике и в трюмах, где может скапливаться влага, вызывающая коррозию.