СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы к уроку "Родовые общины охотников и собирателей"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект для проведения урока по теме "Родовые общины охотников и собирателей"  

Просмотр содержимого документа
«Материалы к уроку "Родовые общины охотников и собирателей"»

Родовые общины охотников и собирателей



Около 100 тыс.л.н. на Земле в очередной раз началось наступление ледника. Ледники наступали от Ледовитого океана, покрывая территорию в несколько млн. км2 толщиной 1-2 км. В Сибири оледенение было слабее, чем в Европе, это связано с тем, что влага, поступающая с Атлантического океана, аккумулировалась западнее. В период максимального движения ледник доходил почти до линии современных городов Волгограда, Днепропетровска, Львова, южнее Берлина и Лондона. (Работа с картой атласа).

Первые оледенения принесли некоторое похолодание, но всё же климат в Южной и Средней Европе оставался субтропическим, а в Южной Азии и Африке – тропическим. В Европе водились слоны, бегемоты, носороги Мерка, саблезубые тигры. Росли самшит, лавр, смоковницы. С новым наступлением ледника значительно похолодало, и теплолюбивые животные:

  • частично вымерли,

  • частично переселились на юг.

Остались только животные, приспособленные к холодному климату. (Д.Ламберт «Доисторический человек», А.Першиц «История первобытного общества»: материалы и иллюстрации)

Мамонт

Травоядное животное, покрытое желтовато-бурой или черной шерстью; бивни, загнутые вниз – 4,5 м; высота – 2,5-3,5 м; вес – до 6 т

Шерстистый носорог

Косматая шерсть, 2 рога; высота – 2 м

Пещерный медведь

Крупная голова с мощными челюстями, всеяден; длина от носа до хвоста – 2,7 м

Овцебык

Крупная голова с рогами, темная шерсть, свисающая до земли; высота в холке – 1,5 м

Северный олень

Высота – 1,4 м

Огромный бык - тур

Высота – 1,8 м

Лошадь

Некрупный дикий подвид современной лошади; высота – 1,4 м

Горный подвид каменного козла

Длинные загнутые вперед и вверх рога; высота – до 76 см



Для соотнесения можно использовать иллюстрации животного мира и изображение человека современного типа.



? Почему остался и выжил в этих условиях человек?

Ответ вывести на:

  • овладение огнем;

  • появление новых орудий труда (роль совершенствования орудий труда в развитии общества)

Сравнить орудия труда (использовать иллюстрации)

Ранний палеолит

Поздний палеолит

  • палка-копалка

  • дубинка

  • рубило

  • скребки

  • гарпун

  • копье

  • нож

  • проколка



?Материал для изготовления орудий труда?

  • камень

  • дерево

  • кость

  • рог

  • ?Цель совершенствования орудий труда?

  • пропитание

  • безопасность

  • С совершенствованием орудий труда шло развитие способов охоты на крупного зверя. Исследовав первобытные стоянки эпохи ледника, учёные по останкам костей составили список основных объектов охоты того периода:

    • Северный олень

    • 72%

    • Мамонт

    • 14%

    • Бизон

    • 5,4%

    • Лошадь

    • 4,6%

    • Шерстистый носорог

    • 2%

    • Другие животные

    • 2%

  • ?Предположение о способах охоты?

  • силки (использование сухожилий)

  • ловчие ямы

  • загоняли стада на утесы, в ущелья с помощью огня (В одной из таких ловушек в Чехии ученые насчитали кости около 100 мамонтов, во Франции – около 10 тыс. диких лошадей).

  • Т.о., основной пищей стало мясо, что дало возможность:

  • увеличения роста населения

  • увеличения продолжительности жизни

  • Хотя продолжало существовать и собирательство (ягоды, клубни, корни)

  • Охота способствовала и более оседлому, чем ранее, образу жизни, а также к созданию более постоянных коллективов, чем первобытное стадо, - родовой общины.

  • Родовая община – постоянный коллектив родственников, живущих и трудящихся вместе и имевших общее имущество.

  • ?Причины?

  • выживание, безопасность

  • бедность (общее имущество)

  • ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

  1. Добывание огня

  • С.П.Крашенинников «Описание земли Камчатки» (XVIII в.)

  • «…Огнива их были дощечки деревянные из сухого дерева, на которых по краям наверчены дырочки, да кругленькие из сухого дерева палочки, которые, вертя, в ямочках огонь доставали. Вместо труту (трут – высушенный трутовый гриб, несъедобный губчатый, воспламеняется от искры) употребляли они мягкую траву тоншичь, в которой раздували загоревшуюся от вертения сажу. Все сии принадлежности, обертя берестою, каждый камчадал носил с собою…»

  • Д.Лондон «Морской волк»: о добывании огня первобытными способами:

  • «Джентльмены! Быть может, жителям тихоокеанских островов это и удается, быть может, малайцам это удается, но даю вам слово, что белому человеку это недоступно».

  1. Таблица «Прогресс в эпоху палеолита»

  • Критерии

  • Урок «Какими были и как жили древнейшие люди»

  • Урок «Родовые общины первобытных охотников»

  • Выводы

  • Формирование человека

  • Древнейшие люди: объем мозга меньше, чем у современного человека, отсутствие речи, неумение пользоваться огнем

  • Появление «человека разумного»

  • Формирование типа современного человека

  • Человеческие коллективы

  • Первобытное стадо

  • Родовая община

  • Более сплоченные коллективы

  • Материалы, используемые в трудовой деятельности

  • Камень, дерево

  • Камень, дерево, кость, рог, шкуры и сухожилия животных

  • Использование новых материалов, нового способа обработки камня. В результате орудия труда стали разнообразнее и совершеннее.

  • Техника обработки камня

  • Оббивная

  • Сколотая

  • Основные орудия труда

  • Ручное рубило, дубина, палка-копалка

  • Ножи, скребки, проколки, составные орудия труда (копья, гарпуны), и др.

  • Одежда, жилища

  • Одежда из шкур животных. Пещеры, землянки, шалаши, хижины

  • Появляется защита от диких животных и неблагоприятных климатических условий

  • Занятия

  • Собирательство, охота

  • Охота – главное занятие. Собирательство, рыболовство

  • Питание людей становится более качественным

  • Духовная культура

  • Возникновение искусства. Попытки найти объяснение силам, управляющим природой. Зарождение религиозных верований.

  • Развитие культуры человека, его сознания. Люди пытаются найти объяснение силам природы, от которых зависит их жизнь


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!