СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы к уроку по сказке А.Погорельского «Чёрная курица, или подземные жители»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные материалы можно использовать при проведении урока по сказке А.Погорельского "Чёрная курица, или подземные жители". В презентации акцент сделан на теме "средства создания фантастики" в сказке.

Просмотр содержимого документа
«Материалы к уроку по сказке А.Погорельского «Чёрная курица, или подземные жители»»

Средства создания фантастики в сказке А.Погорельского «Чёрная курица, или подземные жители»

Средства создания

фантастики в сказке А.Погорельского «Чёрная курица, или подземные жители»

 Антоний ПОГОРЕЛЬСКИЙ  1787-1836  Антоний Погорельский — псевдоним  Алексея Алексеевича Перовского. В детстве он получил прекрасное для того времени домашнее образование. Затем закончил Московский университет со степенью доктора философских и словесных наук. Участвовал в Отечественной войне 1812 года и заграничном походе русской армии. Во время этого похода познакомился с прозой немецкого композитора и писателя-сказочника Эрнста Теодора Амадея Гофмана, творчество которого произвело сильное впечатление на молодого русского офицера — будущего писателя.

Антоний ПОГОРЕЛЬСКИЙ

1787-1836

Антоний Погорельский — псевдоним

Алексея Алексеевича Перовского.

В детстве он получил прекрасное для того времени домашнее образование. Затем закончил Московский университет со степенью доктора философских и словесных наук. Участвовал в Отечественной войне 1812 года и заграничном походе русской армии. Во время этого похода познакомился с прозой немецкого композитора и писателя-сказочника Эрнста Теодора Амадея Гофмана, творчество которого произвело сильное впечатление на молодого русского офицера — будущего писателя.

Антоний Погорельский писал стихи, статьи о литературе, прозу. Наибольшую известность получили его волшебные повести «Лафертовская маковница», которой восхищался А. С. Пушкин, и «Черная Курица, или Подземные жители». Интересно то, что «Черную курицу...» писатель сочинил для своего племянника Алеши  (будущего известного поэта, прозаика и драматурга Алексея Константиновича Толстого). Главного героя своей сказочной повести автор называет Алешей. Этим А. Погорельский намекает читателю на то, что в герое сказки угадываются черты не только Алеши Толстого, но, возможно, и самого автора (тоже Алексея), который в детстве некоторое время был воспитанником пансиона для мальчиков.
  • Антоний Погорельский писал стихи, статьи о литературе, прозу. Наибольшую известность получили его волшебные повести «Лафертовская маковница», которой восхищался А. С. Пушкин, и «Черная Курица, или Подземные жители».
  • Интересно то, что «Черную курицу...» писатель сочинил для своего племянника Алеши

(будущего известного поэта, прозаика и драматурга Алексея Константиновича Толстого). Главного героя своей сказочной повести автор называет Алешей. Этим А. Погорельский намекает читателю на то, что в герое сказки угадываются черты не только Алеши Толстого, но, возможно, и самого автора (тоже Алексея), который в детстве некоторое время был воспитанником пансиона для мальчиков.

Антоний Погорельский – один из родоначальников русской романтической повести (сказки). «Чёрная курица, или Подземные жители» была написана в 1825-1826гг.,а вышла в свет в 1829г. Судьба творческого наследия А.Погорельского оказалась незавидной: многие произведения забыты, а сам автор приобрёл статус писателя второго ряда. Но были и современники, которые дали другую оценку его творчеству. «…Прошедший год был особенно богат произведениями в роде повествовательном. Назовём лучшие: …»Чёрная курица, сказка для детей» г. Погорельского» (И.В.Киреевский)
  • Антоний Погорельский – один из родоначальников русской романтической повести (сказки).
  • «Чёрная курица, или Подземные жители» была написана в 1825-1826гг.,а вышла в свет в 1829г.
  • Судьба творческого наследия А.Погорельского оказалась незавидной: многие произведения забыты, а сам автор приобрёл статус писателя второго ряда.
  • Но были и современники, которые дали другую оценку его творчеству.
  • «…Прошедший год был особенно богат произведениями в роде повествовательном. Назовём лучшие: …»Чёрная курица, сказка для детей» г. Погорельского» (И.В.Киреевский)
Одним из характерных признаков романтической сказки является фантастическое начало, которое (в отличие от зачина в фольклорной фантастике) носит скорее неявный, чем выявленный характер. Это обусловлено действием такого важного принципа романтического направления, как двоемирие . Типология видов фантастики ( явная и неявная ) предложена Ю. Манном. Под явной фантастикой исследователь подразумевает изображение чудесных событий без учета принципа правдоподобия, под неявной — усиливающееся «стремление ограничить прямое вмешательство фантастического в сюжет, в ход повествования, в поступки персонажей...»; в последнем случае «чудесное не разрушается и не остается в своей истинной форме, но приводится в соприкосновение с... внутренним миром».
  • Одним из характерных признаков романтической сказки является фантастическое начало, которое (в отличие от зачина в фольклорной фантастике) носит скорее неявный, чем выявленный характер.
  • Это обусловлено действием такого важного принципа романтического направления, как двоемирие . Типология видов фантастики ( явная и неявная ) предложена Ю. Манном.
  • Под явной фантастикой исследователь подразумевает изображение чудесных событий без учета принципа правдоподобия, под неявной — усиливающееся «стремление ограничить прямое вмешательство фантастического в сюжет, в ход повествования, в поступки персонажей...»; в последнем случае «чудесное не разрушается и не остается в своей истинной форме, но приводится в соприкосновение с... внутренним миром».
А Погорельский одним из первых в русской литературе использовал потенциал обоих типов фантастики. В его сказке можно выделить три основных типа единиц, по-разному участвующих в формировании фантастического колорита: 1)средства создания явной фантастики (конопляное семечко, которое выступает знаком ирреального мира, даруя Алеше чудесную способность знать уроки, не уча их);
  • А Погорельский одним из первых в русской литературе использовал потенциал обоих типов фантастики.
  • В его сказке можно выделить три основных типа единиц, по-разному участвующих в формировании фантастического колорита:
  • 1)средства создания явной фантастики (конопляное семечко, которое выступает знаком ирреального мира, даруя Алеше чудесную способность знать уроки, не уча их);
2) средства создания неявной фантастики: а) макрообразы, обладающие сюжетообразующим статусом (король, подземные жители); б) микрообразы — детали, которые служат средством создания атмосферы таинственности; 3) слова - операторы, с помощью  которых «включается» механизм  действия неявной фантастики.  Среди них важную роль играют  компоненты смысловых групп  «Время» и «Пространство».
  • 2) средства создания неявной фантастики: а) макрообразы, обладающие сюжетообразующим статусом (король, подземные жители); б) микрообразы — детали, которые служат средством создания атмосферы таинственности;
  • 3) слова - операторы, с помощью

которых «включается» механизм

действия неявной фантастики.

Среди них важную роль играют

компоненты смысловых групп

«Время» и «Пространство».

Конопляное семечко выступает в роли своеобразного маркера жанрового подтипа сказки, которую с полным правом можно отнести к разряду универсальных произведений, так как наряду с сюжетообразующим мотивом путешествия в ней присутствует явный философский подтекст. Именно конопляное семечко является единственным доказательством путе-шествия Алеши в подземное царство и сохраняет свои волшебные свойства в реальном мире. С ним связан и традиционный для сказки мотив подарка.

Конопляное семечко выступает в роли своеобразного маркера жанрового подтипа сказки, которую с полным правом можно отнести к разряду универсальных произведений, так как наряду с сюжетообразующим мотивом путешествия в ней присутствует явный философский подтекст.

Именно конопляное семечко является единственным доказательством путе-шествия Алеши в подземное царство и сохраняет свои волшебные свойства в реальном мире.

С ним связан и традиционный для сказки мотив подарка.

 В народной сказке дар имеет одну функцию: добрым героям он помогает или служит наградой, злых наказывает .  В сказке А.Погорельского этот образ имеет двойственный характер, поскольку герой «универсален» (в нем есть и положительное, и отрицательное). Дар, полученный героем незаслу-женно, без труда, приносит ему страдание, которое затем может вызвать либо окончательное нравственное крушение, либо духовное обновление персонажа .  Конопляное семечко в сказке А. Погорельского соотносится с мотивом испытания.

В народной сказке дар имеет одну функцию: добрым героям он помогает или служит наградой, злых наказывает .

В сказке А.Погорельского этот образ имеет двойственный характер, поскольку герой «универсален» (в нем есть и положительное, и отрицательное).

Дар, полученный героем незаслу-женно, без труда, приносит ему страдание, которое затем может вызвать либо окончательное нравственное крушение, либо духовное обновление персонажа .

Конопляное семечко в сказке

А. Погорельского соотносится с мотивом испытания.

Почему же выбран столь нехарактерного для сказочной поэтики предмет? По Словарю Даля семя — это «вещество, содержащее в себе зародыши... растений». Слово «зародыш» в контексте сказки может быть метафорически переосмыслено как «корень, начало, основание, причина нравственная, духовная». Именно таково употребление этого образа в библейских текстах. Слово конопля может быть определено как: «нечто предшествующее важному событию» (у Даля: «После урожая на конопляном поле родится рожь»);«позитивный, лучший» (у Даля: «Конопляник, конопник... огород или поле, засеваемое коноплями, обычно это лучшая и удобряемая земля»). Последнее толкование может быть дополнено — «требующий развития, обработки». По традиции коноплю сажали в огороде, чтобы она своим неприятным запахом отгоняла от полезных растений вредных насекомых. А в народной медицине это растение использовали и как снотворное, успокаивающее средство.

Почему же выбран столь нехарактерного для сказочной поэтики предмет?

По Словарю Даля семя — это «вещество, содержащее в себе зародыши... растений». Слово «зародыш» в контексте сказки может быть метафорически переосмыслено как «корень, начало, основание, причина нравственная, духовная». Именно таково употребление этого образа в библейских текстах. Слово конопля может быть определено как: «нечто предшествующее важному событию» (у Даля: «После урожая на конопляном поле родится рожь»);«позитивный, лучший» (у Даля: «Конопляник, конопник... огород или поле, засеваемое коноплями, обычно это лучшая и удобряемая земля»). Последнее толкование может быть дополнено — «требующий развития, обработки». По традиции коноплю сажали в огороде, чтобы она своим неприятным запахом отгоняла от полезных растений вредных насекомых. А в народной медицине это растение использовали и как снотворное, успокаивающее средство.

Указанные значения соотносятся с характеристикой главного героя, который благороден, добр, но непослушен, порой своеволен и не думает о последствиях своих поступков. Прежде чем он станет достойным человеком, ему придется пережить серьезный жизненный урок («обработку»). Таким образом, мотив конопляного семечка связан с идеей перерождения и нравственного самосовершенствования героя. Образ символизирует также лекарство.

Указанные значения соотносятся с характеристикой главного героя, который благороден, добр, но непослушен, порой своеволен и не думает о последствиях своих поступков.

Прежде чем он станет достойным человеком, ему придется пережить серьезный жизненный урок («обработку»).

Таким образом, мотив конопляного семечка связан с идеей перерождения и нравственного самосовершенствования героя. Образ символизирует также лекарство.

 Прежде чем перейти к рассмотрению средств создания неявной фантастики, обратимся к анализу слов-операторов.  Операторами, вводящими в текст единицы неявной фантастики, чаще всего являются элементы таких смысловых групп, как «ночь», «сон», «болезнь».  Так, всякий раз, когда речь идет о превращении Чернушки из обычной домашней птицы в говорящую или в министра подземного королевства, автор оговаривается, что Алеша не мог точно сказать, происходило ли виденное им в действительности.

Прежде чем перейти к рассмотрению средств создания неявной фантастики, обратимся к анализу слов-операторов.

Операторами, вводящими в текст единицы неявной фантастики, чаще всего являются элементы таких смысловых групп, как «ночь», «сон», «болезнь».

Так, всякий раз, когда речь идет о превращении Чернушки из обычной домашней птицы в говорящую или в министра подземного королевства, автор оговаривается, что Алеша не мог точно сказать, происходило ли виденное им в действительности.

В сцене первого фантастического появления Чернушки использованы элементы группы «ночь», и среди них важное место занимают слова луна, месяц, семантика которых включает компоненты смысла «призрачность», «таинственность», «зыбкость», «обман».

Эти же компоненты смысла содержатся и в глаголах (послышалось, показалось), что создает эффекты фантастики: событие изображается как реальное, но тут же этот факт подвергается сомнению, объясняется ложными слуховыми и зрительными ощущениями.

В другом фрагменте, где использованы компоненты групп «болезнь» и «сон», в большей степени ощущается выключенность события из потока реального, объективного времени:

Чернушка подняла хохол, распустила крылья... вдруг сделалась большая, большая, выше рыцарей, и начала с ними сражаться! Рыцари сильно на нее наступали, а она защищалась крыльями и носом. Алеше сделалось страшно, сердце в нем сильно затрепетало , и он упал в обморок . Когда пришел он опять в себя, солнце сквозь ставни освещало комнату, и он лежал в своей постели. Не видно было ни Чернушки, ни рыцарей, Алеша долго не мог опомниться ! Он не понимал, что с ним было ночью : во сне ли он всё то видел или в самом деле это происходило?

 Наряду с глаголами, указывающими на пограничное состояние, в отрывке используются элементы смысловых групп «бодрствование», «физическое здоровье», «день», выступающие маркерами событий, относящихся к плану реального.  Сходным образом функционируют и единицы группы «календарная последовательность событий» — праздники, воскресенья, будни.  Первые два компонента при этом противопоставлены последнему. Дни религиозных праздников, равно как и воскресений, название которых восходит к наименованию одного из христианских торжеств, делают людей более восприимчивыми ко всему высокому, светлому.   В сказке эти элементы служат маркерами неявной фантастики и также создают эффект двоемирия.

Наряду с глаголами, указывающими на пограничное состояние, в отрывке используются элементы смысловых групп «бодрствование», «физическое здоровье», «день», выступающие маркерами событий, относящихся к плану реального.

Сходным образом функционируют и единицы группы «календарная последовательность событий» — праздники, воскресенья, будни.

Первые два компонента при этом противопоставлены последнему. Дни религиозных праздников, равно как и воскресений, название которых восходит к наименованию одного из христианских торжеств, делают людей более восприимчивыми ко всему высокому, светлому.

В сказке эти элементы служат маркерами неявной фантастики и также создают эффект двоемирия.

 В одном случае фантастические события Алешиной жизни получают рационалистическое объяснение (любовь к чтению приключенческих книг, мечтательность) : По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг, которые учитель позволял ему брать из небольшой своей библиотеки. Учитель родом был немец, а в то время в немецкой литературе господствовала мода на рыцарские романы и волшебные повести... Итак, Алеша, будучи еще в десятилетнем возрасте, знал уже наизусть деяния славнейших рыцарей, по крайней мере так, как они описаны были в романах.

В одном случае фантастические события Алешиной жизни получают рационалистическое объяснение (любовь к чтению приключенческих книг, мечтательность) :

По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг, которые учитель позволял ему брать из небольшой своей библиотеки. Учитель родом был немец, а в то время в немецкой литературе господствовала мода на рыцарские романы и волшебные повести... Итак, Алеша, будучи еще в десятилетнем возрасте, знал уже наизусть деяния славнейших рыцарей, по крайней мере так, как они описаны были в романах.

 В другом случае делается акцент на временные единицы, что служит средством перевода событий в ирреальный план:  Однажды (это было во время вакаций между Новым Годом и Крещением) день был прекрасный и необыкновенно теплый...  По народным поверьям в этот период враждебные человеку силы свободно бродят по земле, показываются людям и вмешиваются в их дела. Таким образом объясняется не только возможность знакомства Алеши с подземными жителями, но и странное для благородного, доброго, «умненького, миленького мальчика», который «учился хорошо», желание — знать урок, не готовясь к нему.

В другом случае делается акцент на временные единицы, что служит средством перевода событий в ирреальный план:

Однажды (это было во время вакаций между Новым Годом и Крещением) день был прекрасный и необыкновенно теплый...

По народным поверьям в этот период враждебные человеку силы свободно бродят по земле, показываются людям и вмешиваются в их дела. Таким образом объясняется не только возможность знакомства Алеши с подземными жителями, но и странное для благородного, доброго, «умненького, миленького мальчика», который «учился хорошо», желание — знать урок, не готовясь к нему.

  С этих точек зрения (фантастической и реалистической) можно рассмотреть и числительные, указывающие на соотнесенность описываемых событий с моментом речи: Лет сорок тому назад...; мальчик, по имени Алеша, которому тогда было не  более девяти или десяти лет...;  Недель через шесть Алеша выздоровел...   Реалистическая интерпретация числи-тельных способствует созданию иллюзии достоверности описываемых событий, что является характерным признаком романтической сказки.  Правда, вполне в духе романтического двоемирия они сочетаются со сказочным зачином: « ...в С.Петербурге на Василь-евском острову, в Первой линии жил-был содержатель мужского пансиона» .

С этих точек зрения (фантастической и

реалистической) можно рассмотреть и

числительные, указывающие на

соотнесенность описываемых событий

с моментом речи:

Лет сорок тому назад...; мальчик,

по имени Алеша, которому тогда было не

более девяти или десяти лет...;

Недель через шесть Алеша выздоровел...

Реалистическая интерпретация числи-тельных способствует созданию иллюзии достоверности описываемых событий, что является характерным признаком романтической сказки.

Правда, вполне в духе романтического двоемирия они сочетаются со сказочным зачином: « ...в С.Петербурге на Василь-евском острову, в Первой линии жил-был содержатель мужского пансиона» .

Романтическая же интерпретация числительных опирается на их символику. Так число сорок имеет значение фатальности, рока, смерти, истины ( у Даля: Сорок недель хоть кого на чистую воду выведут…В сороковой день сороковины, большие поминки по усопшем. Сороковой роковой. Сороковой медведь охотника калечит). С этой точки зрения финал сказки следует понимать как обретение героем истинных нравственных ценностей и окончательное избавление от недостатков : Ни учитель, ни товарищи не напоминали ему ни слова ни о черной курице, ни о наказании, которому он подвергся. Алеша же сам стыдился об этом говорить и старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Все его снова полюбили и стали ласкать, и он сделался примером для своих товарищей...
  • Романтическая же интерпретация числительных опирается на их символику. Так число сорок имеет значение фатальности, рока, смерти, истины ( у Даля: Сорок недель хоть кого на чистую воду выведут…В сороковой день сороковины, большие поминки по усопшем. Сороковой роковой. Сороковой медведь охотника калечит).
  • С этой точки зрения финал сказки следует понимать как обретение героем истинных нравственных ценностей и окончательное избавление от недостатков :
  • Ни учитель, ни товарищи не напоминали ему ни слова ни о черной курице, ни о наказании, которому он подвергся. Алеша же сам стыдился об этом говорить и старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Все его снова полюбили и стали ласкать, и он сделался примером для своих товарищей...
Указание на возраст мальчика также важно: Алеше десять лет, а в традиционной символике «десятка содержит все числа, а следовательно, все вещи и возможности, это основа и поворотный пункт всего счета. ...Десятка — совершенное число, возврат к единому. ...Десятка — это также число завершения путешествий и возвращения в исходную точку».  Иными словами, сюжет сказки отражает поворотный пункт в жизни Алеши (а в идеале — каждого человека: один из святых, носивших это имя, был назван Божьим человеком). События, произошедшие с мальчиком, позволяют ему по новому взглянуть на традиционные нравственные постулаты, завершить «нравственно-философское путешествие», вернувшись «к самому себе».  Наконец, указание на время выздоровления Алеши также существенно: «Шесть означает равновесие, гармонию. ...Символизирует единство полярных сил».Писатель, таким образом, символически показывает возможность примирения внутри человека идеального и реального.
  • Указание на возраст мальчика также важно: Алеше десять лет, а в традиционной символике «десятка содержит все числа, а следовательно, все вещи и возможности, это основа и поворотный пункт всего счета. ...Десятка — совершенное число, возврат к единому. ...Десятка — это также число завершения путешествий и возвращения в исходную точку».

  • Иными словами, сюжет сказки отражает поворотный пункт в жизни Алеши (а в идеале — каждого человека: один из святых, носивших это имя, был назван Божьим человеком). События, произошедшие с мальчиком, позволяют ему по новому взглянуть на традиционные нравственные постулаты, завершить «нравственно-философское путешествие», вернувшись «к самому себе».

  • Наконец, указание на время выздоровления Алеши также существенно: «Шесть означает равновесие, гармонию. ...Символизирует единство полярных сил».Писатель, таким образом, символически показывает возможность примирения внутри человека идеального и реального.
Среди пространственных операторов выделяются топонимы и средства создания городского пейзажа, противопоставленные друг другу по выполняемым функциям. К числу топонимов относятся единицы: Петербург (Санкт-Петербург), Васильевский остров, Первая линия, Исаакиевский мост, Исаакиевская площадь Исаакиевская церковь, Адмиралтейство, Конногвардейский манеж. Фоновая семантика большинства из них соотносится, во - первых, с конфликтом сказки — борьбой разума и чувства, а во вторых, предваряет фантастическое развитие событий.

Среди пространственных операторов выделяются топонимы и средства создания городского пейзажа, противопоставленные друг другу по выполняемым функциям.

К числу топонимов относятся единицы: Петербург (Санкт-Петербург), Васильевский остров, Первая линия, Исаакиевский мост, Исаакиевская площадь Исаакиевская церковь, Адмиралтейство, Конногвардейский манеж.

Фоновая семантика большинства из них соотносится, во - первых, с конфликтом сказки — борьбой разума и чувства, а во вторых, предваряет фантастическое развитие событий.

 Санкт-Петербург — создание Петра Великого — был задуман как символ императорской власти, торжества разума. Не случайно многие названия улиц заменены нумерацией линий. Но разум в этом городе существует в отрыве от духа и души: памятник Петру Первому отделен от Исаакиевской церкви канавой (церковь — символ духовности), а Васильевский остров, где преимущественно жили немцы (основной мотив немецкой литературы этого времени — утверждение власти чувства), отделен от остальных частей города водным пространством. В финале сказки изображена гармонизация духа, чувств и разума Алеши, что подчеркивает романтическое положение об универсальном характере человеческой личности.

Санкт-Петербург — создание Петра Великого — был задуман как символ императорской власти, торжества разума. Не случайно многие названия улиц заменены нумерацией линий. Но разум в этом городе существует в отрыве от духа и души: памятник Петру Первому отделен от Исаакиевской церкви канавой (церковь — символ духовности), а Васильевский остров, где преимущественно жили немцы (основной мотив немецкой литературы этого времени — утверждение власти чувства), отделен от остальных частей города водным пространством. В финале сказки изображена гармонизация духа, чувств и разума Алеши, что подчеркивает романтическое положение об универсальном характере человеческой личности.

Указание на возможность дальнейшего фантастического развития событий осуществляется путём акцентирования внимания на топонимах, содержащих значение «необычность», «необъясни-мость». Так, тема Петра I находит развитие в описании комнат старушек голландок, «которые собственными глазами видели Петра Великого и даже с ним разговаривали»: ...обратились они к комнатам, где жили столетние старушки голландки. Алеша никогда у них не бывал, но слыхал, что комнаты у них убраны по - старинному, что у одной из них большой серый попугай, а у другой серая кошка, очень умная, которая умеет прыгать через обруч и подавать лапку.  Через комнату старушек проходит путь в подземное царство, вход в которое сторожат рыцари:  Вдруг вошли они в залу, освещенную тремя большими хрустальными люстрами. Зала была без окошек, и по обеим сторонам висели на стенах рыцари в блестящих латах, с большими перьями на шлемах, с копьями и щитами в железных руках.
  • Указание на возможность дальнейшего фантастического развития событий осуществляется путём акцентирования внимания на топонимах, содержащих значение «необычность», «необъясни-мость». Так, тема Петра I находит развитие в описании комнат старушек голландок, «которые собственными глазами видели Петра Великого и даже с ним разговаривали»:
  • ...обратились они к комнатам, где жили столетние старушки голландки. Алеша никогда у них не бывал, но слыхал, что комнаты у них убраны по - старинному, что у одной из них большой серый попугай, а у другой серая кошка, очень умная, которая умеет прыгать через обруч и подавать лапку.
  • Через комнату старушек проходит путь в подземное царство, вход в которое сторожат рыцари:
  • Вдруг вошли они в залу, освещенную тремя большими хрустальными люстрами. Зала была без окошек, и по обеим сторонам висели на стенах рыцари в блестящих латах, с большими перьями на шлемах, с копьями и щитами в железных руках.
Образ рыцаря появляется и в зарисовке, развивающей тему немецкой культуры: Итак, Алеша, будучи еще в десятилетнем возрасте, знал уже наизусть деяния славнейших рыцарей, по крайней мере так, как они описаны были в романах... Особливо в вакантное время, когда он бывал разлучен надолго со своими товарищами, когда часто целые дни просиживал в уединении, юное воображение его бродило по рыцарским замкам, по страшным развалинам или по темным, дремучим лесам. Образ рыцаря, первоначально выступающий как знак необъяснимой тайны, впоследствии становится символом проблемы, которую должен решить Алеша, — что такое настоящее рыцарство, благородство.
  • Образ рыцаря появляется и в зарисовке, развивающей тему немецкой культуры:
  • Итак, Алеша, будучи еще в десятилетнем возрасте, знал уже наизусть деяния славнейших рыцарей, по крайней мере так, как они описаны были в романах... Особливо в вакантное время, когда он бывал разлучен надолго со своими товарищами, когда часто целые дни просиживал в уединении, юное воображение его бродило по рыцарским замкам, по страшным развалинам или по темным, дремучим лесам.
  • Образ рыцаря, первоначально выступающий как знак необъяснимой тайны, впоследствии становится символом проблемы, которую должен решить Алеша, — что такое настоящее рыцарство, благородство.
Однако в сказке смысловой ряд «Пространство» формируется не только топонимами, но и единицами, содержащими смысл «локальная прикрепленность». В большинстве случаев они выполняют функцию реалистического описания: ...к дому этому принадлежал довольно пространный двор, отделенный от переулка деревянным забором из барочных досок. Ворота и калитка, кои вели в переулок, всегда были заперты... По наблюдениям А. Б. Ботниковой, «конкретность описания мужского пансиона на Васильевском острове сообщает повествованию оттенок достоверности».

Однако в сказке смысловой ряд «Пространство» формируется не только топонимами, но и единицами, содержащими смысл «локальная прикрепленность». В большинстве случаев они выполняют функцию реалистического описания:

...к дому этому принадлежал довольно пространный двор, отделенный от переулка деревянным забором из барочных досок. Ворота и калитка, кои вели в переулок, всегда были заперты...

По наблюдениям А. Б. Ботниковой, «конкретность описания мужского пансиона на Васильевском острове сообщает повествованию оттенок достоверности».

Антитезу Петербургу, существующему по законам рассудка, составляет подземное царство, важной стороной описания которого является изображение деталей. Наиболее существенной при этом оказывается фоновая семантика слов, их называющих. Значительную роль в реализации противопоставления реального и ирреального миров играет номинация их жителей: Петербург — содержатель мужского пансиона, учитель, его супруга, парикмахер, кухарка, директор училищ, ученики; подземное царство — король, рыцари, жители.
  • Антитезу Петербургу, существующему по законам рассудка, составляет подземное царство, важной стороной описания которого является изображение деталей. Наиболее существенной при этом оказывается фоновая семантика слов, их называющих.
  • Значительную роль в реализации противопоставления реального и ирреального миров играет номинация их жителей: Петербург — содержатель мужского пансиона, учитель, его супруга, парикмахер, кухарка, директор училищ, ученики; подземное царство — король, рыцари, жители.
Есть также группа образов, связывающих два мира: Алеша, Чернушка, старушки голландки, кошка, попугай, фарфоровые куколки. Каждая из единиц этих групп служит средством создания неявной фантастики.

Есть также группа образов, связывающих два мира: Алеша, Чернушка, старушки голландки, кошка, попугай, фарфоровые куколки. Каждая из единиц этих групп служит средством создания неявной фантастики.

При описании подземного царства А. Погорельский опирается на немецкую литературную сказку, но атмосфера тайны связана в произведении не с образами подземных жителей, а с героями, обладающими «пограничным статусом». Каждый из этих образов имеет отношение к понятию «нравственность». Наиболее значимым здесь является образ курицы, достаточно распространенный в эмблемах, где он символизирует «доброту и сердечность Всемогущего, изливающего свои блага даже бездуховным и безнравственным людям, не преодолевшим своих страстей». Этот образ заимствован из Библии, где обозначает Учителя. По аналогии, Чернушка, министр сказочного королевства, пытается поделиться своей мудростью с Алешей, еще не вполне готовым к ее восприятию (он добр, но непослушен, нескромен).
  • При описании подземного царства А. Погорельский опирается на немецкую литературную сказку, но атмосфера тайны связана в произведении не с образами подземных жителей, а с героями, обладающими «пограничным статусом». Каждый из этих образов имеет отношение к понятию «нравственность».
  • Наиболее значимым здесь является образ курицы, достаточно распространенный в эмблемах, где он символизирует «доброту и сердечность Всемогущего, изливающего свои блага даже бездуховным и безнравственным людям, не преодолевшим своих страстей». Этот образ заимствован из Библии, где обозначает Учителя. По аналогии, Чернушка, министр сказочного королевства, пытается поделиться своей мудростью с Алешей, еще не вполне готовым к ее восприятию (он добр, но непослушен, нескромен).
Символами пагубных страстей выступают в сказке образы крыс, мышей, кротов, хорьков. Крысы (мыши) традиционно относятся к разряду «нечистых животных» и олицетворяют зло, пороки, несовершенства. Символична в этом смысле сцена охоты подземных жителей, которую следует понимать как борьбу с темными инстинктами. Объектами охоты становятся кроты (аллегория духовной слепоты) и хорьки (обозначение хитрости, хищности, явной враждебности). Появление данного образа в сказке легко объясняется логически (хорьки охотятся на кур). Таким образом, животные и птицы выступают в сказке аллегориями добродетелей и пороков, находящихся в состоянии борьбы. Эта же идея передается и с помощью деталей.

Символами пагубных страстей выступают в сказке образы крыс, мышей, кротов, хорьков. Крысы (мыши) традиционно относятся к разряду «нечистых животных» и олицетворяют зло, пороки, несовершенства.

Символична в этом смысле сцена охоты подземных жителей, которую следует понимать как борьбу с темными инстинктами. Объектами охоты становятся кроты (аллегория духовной слепоты) и хорьки (обозначение хитрости, хищности, явной враждебности). Появление данного образа в сказке легко объясняется логически (хорьки охотятся на кур).

Таким образом, животные и птицы выступают в сказке аллегориями добродетелей и пороков, находящихся в состоянии борьбы. Эта же идея передается и с помощью деталей.

При описании подземного царства А. Погорельский часто использует эпитет золотой (золотые шандалы, панели, кресла, подносы, латы, цепи).  Золото «олицетворяет собой Солнце, просвещение... неподверженность порче, мудрость, стойкость... знатность, честь, превосходство, богатство. ...В христианстве значение символа... — это чистый свет, духовное сокровище, данное нам Христом, триумф в несчастии, неподверженность тлению» .

При описании подземного царства А. Погорельский часто использует эпитет золотой (золотые шандалы, панели, кресла, подносы, латы, цепи).

Золото «олицетворяет собой Солнце, просвещение... неподверженность порче, мудрость, стойкость... знатность, честь, превосходство, богатство.

...В христианстве значение символа... — это чистый свет, духовное сокровище, данное нам Христом, триумф в несчастии, неподверженность тлению» .

Использование эпитета в тексте подчеркивает вечные ценности, лежащие в основе устройства подземного царства, его гармонию. Эта идея актуализируется с помощью параллели: подземная тьма — духовный свет.  Эпитет черный (темный) не является в сказке средством негативной характеристики, он символизирует тайную мудрость, уходящую корнями во тьму древности. Не случайно Чернушка-министр одет в черный костюм.

Использование эпитета в тексте подчеркивает вечные ценности, лежащие в основе устройства подземного царства, его гармонию. Эта идея актуализируется с помощью параллели: подземная тьма — духовный свет.

Эпитет черный (темный) не является в сказке средством негативной характеристики, он символизирует тайную мудрость, уходящую корнями во тьму древности. Не случайно Чернушка-министр одет в черный костюм.

Используемая литература Средства создания фантастики в романтической сказке А.Погорельского

Используемая литература

  • Средства создания фантастики в романтической сказке А.Погорельского "Черная курица, или Подземные жители" / Грязнова А.Т.// Русский язык в школе. - 1997. - №4. - С. 31-43;90.
  • В. Маркович ДЫХАНИЕ ФАНТАЗИИ .Русская фантастическая проза эпохи романтизма (1820 - 1840 гг.): Сб. произведений.- Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1991.- С. 5 - 47.
  • www.pogorelskiy.org.ru
  • Р.Н.Коровина. "Сказка для будущего поэта".А.Погорельский."Чёрная курица, или Подземные жители". - ЛШ, 2002, №7


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!