СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы к уроку "Многовариантность общественного развития"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю материалы к еще одной теме 10 класса, которая вызывает проблемы у старшеклассников. Обычно к уроку даю опережающее задание - подобрать различные определения к понятию "модернизация". Интригую "непосильным заданием" - высказывание Стива Джобса "Инновация делает лидера"... Как изменится смысл, если фразу построить иначе "Лидер делает инновацию"?

Просмотр содержимого документа
«Материалы к уроку "Многовариантность общественного развития"»

Многовариантность общественного развития. Типология обществ

Основные пути общественного развития

Общественное развитие – это процесс, который может носить реформистский или революционный характер




Реформа

Какая-либо степень усовершенствования в какой-либо сфере жизни, проводимого одновременно через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры)

Революция

Коренное качественное изменение в основах каких-либо явлений природы, общества, познания. Носит скачкообразный характер перехода к новому качественному состоянию

В современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа – революция» на «реформа – инновация»






Инновация - рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях







виды



виды

Общественное развитие связано с процессом модернизации


кратковременные

Февральская революция 1917 года в России

долговременные

Неолитическая революция – свыше трех тысяч лет, промышленная революция – 18 – 19 века



Модернизация - процесс перехода от традиционного аграрного общества к обществам современным, индустриальным. Также это процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» формами


прогрессивные

регрессивные (реакционные)








Общество находится в состоянии непрерывного изменения и развития. Реформы связаны с эволюционными изменениями общества. Социальная революция отличается от них тем, что она концентрирована во времени и в ней непосредственно действуют народные массы. Сегодня она не провозглашается обязательной закономерностью решения назревших исторических задач, поскольку революция не всегда была главной формой общественной трансформации. Гораздо чаще изменения в обществе происходили в результате реформ. В современных условиях существует практика перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе. Модернизация — усовершенствование, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества. Модернизация — это процесс реконструкции общественной системы полной или частичной с целью ускорения развития. Классические теории модернизации описывают «первичную» модернизацию, исторически совпадавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории модернизации характеризуют ее через понятия «вторичная» или «догоняющая» модернизация. Она осуществляется в условиях существования «образца», например в виде западно-европейской либеральной модели. Парадигма «модернизации» основывается на нескольких постулатах, важнейшими из которых являются:

а) развитой или «современной» может считаться только страна со значительным уровнем индустриализации, устойчивым экономическим развитием при высоком валовом внутреннем продукте и с широким использованием неорганических (неживых) источников энергии, верой общества в силу рационального научного знания как основы прогресса, изобилием промышленных и пищепродуктов, потребительских товаров; высоким уровнем и качеством жизни; развитыми управленческими и политическими структурами; развитой профессионально-отраслевой структурой высокомобильного населения, занятого преимущественно в промышленности, науке и сфере обслуживания; большим удельным весом «среднего класса» в системе социальной стратификации и т.д.;

б) те общества или страны, которые не отвечают этим критериям, относятся либо к «традиционным», либо к «переходным»;

в) образцом развитости, «модернизированности» являются западные страны, поэтому сама теория «модернизации» нередко именуется и теорией «вестернизации»;

Типология обществ – классификация обществ по их ведущему признаку. Например, по наличию письменности – дописьменные и письменные, по уровню социальной дифференциации – простые и сложные, по формационному признаку – первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, по уровню развития – развитые, развивающиеся, отсталые, по технико-технологическому фактору – традиционное, индустриальное и постиндустриальное

Вопросы сравнения

Традиционное аграрное общество

Индустриальное общество

Постиндустриальное информационное общество

Взаимодействие с природой

Приспособление и подчинение общества природным условиям.

Использование природных богатств, нарушение экологического баланса, «победа» над природой.

Замена природных материалов искусственными, решение экологических проблем, стремление к коэволюции

Воздействие на природу

Локальное, неконтролируемое

Глобальное, неконтролируемое

Глобальное, контролируемое

Основа экономики.

Натуральное сельское хозяйство.

Промышленность, крупное машинное производство.

Преобладание сферы услуг, информационные технологии.

Черты производства

Ручной труд

Широкое применение механизмов и технологий

Автоматизация производства, компьютеризация общества

Основной продукт

Пища

Промышленные изделия

Услуги

Характер труда

Индивидуальный

Преимущественно стандартная деятельность

Резкое повышение творческого начала в труде

Занятость населения

Сельское хозяйство – около 75%

Сельское хозяйство – около 10%, промышленность – около 85%

Сельское хозяйство до 3%, промышленность – около 35%, услуги – около 66%

Главная ценность.

Сила, земля, власть.

Авторитет, богатство, капитал.

Знания, личные таланты, информация.

Основа экспорта

Сырье

Продукты производства

Услуги

Взаимодействие со странами

Несущественное

Тесная взаимосвязь

Открытость общества

Властные отношения.

Народ лишен власти. Власть у государства, армии, церкви.

Народ имеет доступ к власти через демократические институты. Власть у корпораций, бизнесменов.

Широкое развитие демократии, усиление роли «профессиональных политиков» из-за роста аполитичности.

Социальная структура.

Большинство населения – сельское. Жесткая сословная иерархия.

Рост городского населения, увеличение средних слоев и социальной мобильности.

Преобладание городского населения, стирание классовых различий, большинство общества – средние слои.

Социальные нормы.

Коллективизм, общинные принципы, нарушение прав личности.

Индивидуализм, защита прав личности через господство права и закона.

Осознанное добровольное ограничение индивидуализма; в системе права защита интересов личности приоритетна.

Духовная сфера

Господство религии, образование доступно лишь избранным, изменения происходят медленно.

Ограничение роли религии, появление атеизма. Массовая грамотность и образование. Развитие науки и техники.

Огромная роль науки и технического прогресса. Образование разноуровневое, непрерывное. Глобализация культурных процессов.

Данная типология была разработана в традициях цивилизационного подхода к обществу и ставит во главу угла критерий модернизации. При этом общество первобытных охотников и собирателей рассматривается как предцивилизационный этап развития человечества, экономике которого свойственны присваивающий, а не производящий характер, господство общиной собственности и влияние родо-племенных связей.

Самостоятельная работа

Задание 1. Такие установки трудовой этики, как предпочтение отдыха труду, стремление зарабатывать не больше, чем это необходимо для удовлетворения основных потребностей, характерны для общества 1) индустриального 2) традиционного 3) массового 4) постиндустриального.

Задание 2. Верны ли следующие суждения о различных типах обществ? А) В индустриальном обществе высоко ценятся индивидуальные особенности человека, поощряются инициатива и предприимчивость. Б) Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективного начала над частным отличают постиндустриальное общество от индустриального. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба 4) оба неверны

Задание 3. Какая из приведенных ситуаций отображает этические ценности, характерные для традиционного общества? 1) Предприниматель действует инициативно, открывая фабрику в густонаселенной сельской местности. 2) В обращении к прихожанам священник провозгласил успешность в коммерческих делах проявлением божьего расположения к человеку. 3) Крестьянин трудится вместе с семьей на своем наделе земли для того чтобы обеспечить себя продуктами, практически ничего не вынося на рынок. 4) На предприятии созданы творческие группы, занимающиеся разработкой нового продукта, как правило, они задерживаются и после рабочего дня, работают сверхурочно.

Задание 4. Широкое использование внеэкономического принуждения к труду является характерной чертой общества 1) индустриального 2) традиционного 3) гражданского 4) постиндустриального

Задание 5. Арабский историк писал о нашествии монголов: «Не было от сотворения мира катастрофы более ужасной для человечества...» И в самом деле, вторгаясь в богатые, цветущие страны, монгольские всадники вытаптывали возделанные поля, разрушали и сжигали селения и города. Всех, кто оказывал сопротивление, истребляли, массы людей — прежде всего ремесленников, женщин и детей — превращали в рабов. Какая форма общественных изменений может быть проиллюстрирована данным примером? 1) стагнация 2) эволюция 3) модернизация 4) деградация

Задание 6. Переход к индустриальному обществу связан с 1) осознанием необходимости бережно относится к природным ресурсам 2) высоким уровнем развития науки и техники, способствующим осуществлению промышленного переворота 3) созданием единого информационного пространства 4) компьютеризацией производства

Задание 7. Какой из признаков присущ традиционному обществу? 1) интенсивное развитие инфраструктуры 2) компьютеризация промышленности 3) преобладание патриархального типа семьи 4) светский характер культуры

Задание 8. Революция как форма социальных изменений 1) всегда связана с изменением территориально-государственного устройства 2) направлена на преобразование некоторых сторон жизни общества 3) как правило, осуществляется по инициативе власти 4) предполагает резкие качественные изменения общественных отношений.

Задание 9. Верны ли следующие суждения о путях развития общества? А) Постепенные частичные изменения в обществе, в результате которых система приобретает новые качественные или количественные свойства, элементы, свидетельствует об эволюционном пути развития общества. Б) Эволюционные изменения могут носить как сознательный, так и стихийный характер, а революции организуются сознательно. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба 4) оба неверны

Задание 10. Какая из ситуаций могла возникнуть только в постиндустриальном обществе? 1) Жители поселка на встрече с главой администрации предложили открыть магазин по продаже компьютеров 2) Рабочие завода вышли на забастовку с требованием введения восьмичасового рабочего дня 3) Чтобы прокормить младших сестру и брата, 11-летний подросток устроился работать на ткацкую фабрику. 4) В университете открылся факультет подготовки специалистов банковского дела

Задание 11. В ходе лекции профессор назвал черты, характерные для различных типов обществ. Какая из приведённых черт может относиться к традиционному обществу? 1) информатизация общественной жизни 2) высокий авторитет научного знания 3) возникновение социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом 4) замедленный темп общественного развития

Задание 12. В обществе Z активно развиваются наукоёмкие производства и средства коммуникации, выдвигается на первый план сфера услуг, возрастает удельный вес «среднего класса» в составе населения. К какому типу относится общество Z? 1) индустриальному 2) постиндустриальному 3) традиционному 4) аграрному

Задание 13. В ходе дискуссии один из участников сделал вывод о некомпетентности оппонента, поскольку тот, характеризуя индустриальное общество, назвал особенность, присущую традиционному обществу. Какая из названных характеристик вызвала критику? 1) сословная структура общества 2) рост количества крупных промышленных центров 3) преобладание семей нуклеарного типа 4) высокий уровень социальной мобильности.

Задание 14. П.Я Чаадаев писал: «Говорят про Россию, что она не принадлежит ни к Европе, ни к Азии, что это особый мир. Пусть будет так. Но надо еще доказать, что человечество, помимо двух своих сторон, определяемых словами - Запад и Восток, обладает еще третьей стороной». Бремя такого доказательства взяли на себя 1) западники 2) славянофилы 3) натурфилософы 4) идеалисты

Задание 15. В перечне терминов все, за исключением двух, характеризуют постиндустриальное общество. Найдите два термина выпадающие из общего ряда 1) наука 2) промышленная революция 3) информация 4) глобализация 5) традиционализм 6) Интернет

Задание 16. В перечне терминов все, за исключением двух, характеризуют индустриальное общество. Найдите эти два термина 1) массовая культура 2) переход от ручного труда к машинному 3) цеховая организация промышленного производства 4) частная собственность 5) касты 6) классы 7) экологический кризис 8) права и свободы человека

Задание 17. Классическим примером традиционной цивилизации является древнеиндийское общество. Найдите характеристики данного типа цивилизации 1) большую роль в жизни людей играет община, в собственности которой находится земля и ирригационные сооружения 2) высокий уровень социальной мобильности 3) кастовая стратификационная система 4) высокий уровень развития промышленного производства 5) господство религиозного мировоззрения 6) развитой институт прав и свобод человека

Задание 18. Установите соответствие между путями развития общества и их примерами

ПРИМЕРЫ ПУТИ РАЗВИТИ ОБЩЕСТВА

  1. отмена крепостного права в 1861 году

  2. события октября 1917 года в России А) революционный

  3. период перестройки

  4. реформы П.А.Столыпина Б) эволюционный

  5. период индустриализации

  6. якобинская диктатура во Франции

Задание 19. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски.

«Первый тип цивилизаций - _____ (А) общества. Он представлен многими государствами Африки и Азии. Среди духовных ценностей в них ведущее место занимает установка на ____ Б) к природе, а не её целенаправленное преобразование. Ценна активность, направленная вовнутрь человека, на _____ В). Особое значение в регулировании общественных отношений имеют ____ Г), а также обычаи и традиции. Большую роль в жизни людей играла _____ Д), в собственности которой находилась земля, ирригационные сооружения. Экономика таких обществ носит ____ Е) характер».

Список слов: 1) постиндустриальные 2) община 3) традиционные 4) религия 5) приспособление 6) индустриальные 7) интенсивный 8) самосозерцание 9) экстенсивный

Задание 20. Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого ниже списка понятия, которые необходимо вставить в пропуски.

«По мнению А. Тоффлера, 300 лет назад в Западной Европе произошла ____А). На смену аграрному (традиционному) обществу пришло ____Б). Человечество по-новому начинает воспринимать _____ В) – как поток, который нельзя остановить. В то же время его можно потерять, потратить зря. У человечества появляется ___ Г), но одновременно возникает проблема риска, ответственности. Важным процессом является ___Д) – рост городов, связи личного типа преобразуются в разнообразные связи с разнообразными социальными группами. Зарождается представление о ____ Е). В экономической сфере господствует ____ Ж)». Список понятий: 1) индустриальный 2) частная собственность 3) промышленная революция 4) аграрная революция 5) урбанизация 6) время 7) право выбора 8) индустриализация 9) права человека 10) государственная собственность.

Задание 21. Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого ниже списка понятия, которые необходимо вставить в пропуски. 1) направленность 2) социальные изменения 3) процесс 4) потребности 5) эволюция 6) информация 7) общественный прогресс 8) социальная революция 9) благосостояние

«Социальная система постоянно изменяется: появляются новые элементы, усложняются или исчезают старые. Существует две формы _____ А): эволюция и революция. Учёные называют _____ Б) постепенный процесс появления всё более сложных социальных образований. В процессе _____ В) социальная система оказывается в неустойчивом состоянии, нарушается баланс социальных сил. Важным является вопрос о _______ Г) социальных изменений и о факторах, их обусловливающих. Представление о том, что изменения в мире происходят в направлении от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, породило идею ____ Д). В результате этого социального явления происходит переход общества к более высокому уровню материального _____ Е) и духовного развития».

Задание 21. Назовите три черты, объединяющие индустриальное и постиндустриальное общества.

Задание 22. «Люди, хвалившиеся тем, что сделали революцию, всегда убеждались на другой день, что они не знали, что делали, - что сделанная революция совсем непохожа на ту, которую они хотели сделать» - писал Ф. Энгельс. Что он, по-вашему, имел в виду? «Революция – варварская форма прогресса». (Ж. Жорес)*

Задание 23. Многие видные учёные и общественные деятели полагают, что ведущей ценностью современного общества является инновация. Основатель компании «Эппл» Стив Джобс говорил: «Инновация делает лидера». Приведите любые три аргумента в обоснование приведённой точки зрения.

Задание 24. «Всякая перемена прокладывает путь другим переменам». (Н. Макиавелли) «Без борьбы нет прогресса» (Ф. Дуглас). Раскройте смысл высказываний.

Задание 25. Испанский социолог М. Кастелье вывел следующую формулу постиндустриального общества: «Я думаю, следовательно, я произвожу». Какую черту этого общества постарался выразить ученый?

Задание 26. «Мир нужно изменять, иначе он неконтролируемым образом начнёт изменять нас самих». (С. Лем)*

Задание 27. Прочитайте текст и выполните задания С1 – С4

Следует признать, что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Одни инновации были малозаметными, не выходили за рамки привычных форм деятельности и образа жизни, другие существенно видоизменяли способы производства и в конечном счёте структуру, устройство и функционирование социума.

В цепи нововведений время от времени происходили инновационные «скачки», влекущие качественные изменения форм общественной жизнедеятельности. Переход к земледелию положил начало аграрному обществу. Инновационный скачок, порождённый освоением машинного производства, открыл индустриальную эпоху, изменившую облик социума и создавшую почву для промышленного капитализма.

За последние полвека в самом фундаменте человеческого общества, несомненно, произошли качественные сдвиги. Они настолько глубоки, что получали в научном и общественно-политическом лексиконе названия, неизменно включавшие слово «революция»: «вторая промышленная революция», «научно-техническая революция», «информационная революция». Подстёгиваемая этими переменами глобализация, в свою очередь, способствовала их распространению на весь мир. Центр тяжести общественного производства стал быстро перемещаться с материальных факторов на духовные: знания, информацию, творчество. Учёные и публицисты заговорили об «экономике знаний», или об «умной экономике». Всё более очевидно, что доминирующую роль в общественном производстве начинает играть наука, сублимированный в ней интеллектуальный потенциал общества.

Теоретическим отражением этих сдвигов во второй половине прошлого столетия стали концепции «постиндустриального», «информационного», «постсовременного» общества. В результате меняется характер социально-экономического и социокультурного развития общества. Решающим фактором становится творческий потенциал индивида (человеческий капитал), включённый в основанную на доверии и солидарности систему общественных взаимодействий (социальный капитал).

(Ю.А. Красин)

С1. Какие два инновационных «скачка» назвал автор? Как каждый из этих скачков, по мнению автора, «изменил облик социума»? Почему для характеристики изменений, произошедших за последние полвека, используются названия, включающие слово «революция»?

С2 Как, по мнению автора, соотносятся человеческий и социальный капитал? Дайте два пояснения взаимосвязи этих видов капитала.

С3 Какие два основных изменения в общественном производстве постиндустриального общества выделил автор? Привлекая обществоведческие знания, укажите любое одно не упомянутое в тексте изменение.

С4. Опираясь на обществоведческие знания, текст и факты общественной жизни, назовите любые два позитивных и два негативных последствия глобализации. (Обязательно указывайте, какие последствия глобализации Вы относите к позитивным, а какие – к негативным, иначе ответ не будет засчитан)














Лист ответов

1 – 2 2 – 1 3 – 3 4 – 2 5 – 4 6 – 2 7 – 3 8 – 4 9 – 3 10 – 1 11 – 4 12 -2

13 – 1 14 – 2 15 – 2,5 16 – 3,5 17 – 1,3,5 18 – 1Б 2А 3Б 4Б 5Б 6А 19 – А3 Б5 В8 Г4 Д2 Е9

20 – А3 Б1 В6 Г7 Д5 Е9 Ж2

25. Социолог подчеркивал усиление и значение человеческого фактора в производстве


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!