СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы к общественному проекту Клуба юных журналистов

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этом документе содержатся некоторые материалы, не отражённые в презентации. Файл представляет собой развёрнутую характеристику проекта, который представляли ведущие. Мы внесли в него выводы, к которым пришли в результате своего исследования, и что можно сделать, чтобы исправить ситуацию в отдельно взятом районе. В Год литературы это наиболее интересно.

Просмотр содержимого документа
«Материалы к общественному проекту Клуба юных журналистов»

ВСТРЕЧА ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ В СОЛОМЕНСКОЙ ШКОЛЕ.

(Статья в газету «Степновские вести»).

12 февраля 2014 года в Соломенской СОШ № 5 встречали гостей. Это была давно запланированная встреча юных журналистов района. На встрече присутствовали: Мишина А. В., методист ОО, учителя и делегации школ района, библиотекари, учащиеся школы № 5. Встреча проходила в узком кругу, но, может быть, поэтому атмосфера была домашняя.

Клуб юных журналистов предложил для обсуждения тему «Зачем надо читать?» и представил свой проект по данной теме.

Сначала присутствующие посмотрели видеоролик «Зачем Булгаков расстрелял Лермонтова из автомата?» Провоцирующий вопрос! С него и началось обсуждение темы. 2014 год объявлен Годом культуры, поэтому разговор был энергичным.

ЗАЧЕМ НАДО ЧИТАТЬ?

В настоящее время можно говорить о кризисе чтения в нашей стране. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения только 17% молодых людей называют своим любимым занятием чтение книг. Перестав читать, современная молодежь перестает анализировать, рассуждать, мыслить. Растет духовно бедное поколение.

Изменить сразу сложившуюся ситуацию не представляется возможным, но убедить в том, что чтение – это основа развития личности, необходимо. Надо, чтобы молодежь задумалась над тем, что она теряет, отказываясь от чтения художественной, публицистической литературы. Работа над проектом призвана мотивировать их к чтению, поэтому этот вопрос интересен для юных журналистов нашего района.

Тема 1. Анализ анкетирования.

Для того чтобы узнать, что думают учащиеся о чтении, о книгах, была составлена анкета. На нее отвечали 50 человек учащихся 9 – 11 классов, из них юношей 24, девушек 26. Возраст от 14 до 17 лет. Были предложены следующие вопросы:

Когда вы начали читать?

Любите ли вы читать художественную литературу?

Когда вы читали больше: с 11 до 15 лет или после 15 лет?

Есть ли у вас домашняя библиотека? Читаете ли вы книги из нее ?

Есть и в вашем доме традиция семейного чтения вслух?

Какие книги предпочитаете читать: развлекательного характера (детективы, приключения, фэнтези, мелодрамы) или серьезные?

Где предпочитаете получать информацию: из фильмов, книг, рассказов окружающих, учебников, компьютеров?

Оказались неожиданными такие факты, что около половины наших детей научились читать до школы, а регулярно читают только 20%, так как получать знания предпочитают из фильмов (видимо, боевиков и мелодрам) и Интернета. Почти у половины детей в семьях есть домашние библиотеки, но совместного чтения нет, эти книги не востребованы.

На просьбу объяснить свои ответы, назвать причины, по которым чтение почти исключено из интеллектуальной жизни ребят, были получены следующие ответы: читать сегодня немодно, нет времени читать, глаза жалко, лень…

На вопрос, почему предпочитаете черпать информацию из фильмов, а не из книг, отвечали: «Сериалы, фильмы думать не предлагают, а книги…»

Такие вот мы получили материалы к размышлению. Мы поняли, что просто ответить на вопрос проекта «Зачем надо читать?» не получится. Наоборот, вопросов становилось все больше: действительно, зачем? Может, место книги занял компьютер, и книга вскоре уйдет из нашей жизни? Какую роль играла книга в формировании человечества? Все ли сегодня отказались от нее? Читают ли сегодня в семьях?

Исследование идёт в разных направлениях.

Тема 2. Книга в жизни великих людей.

Книги содержат концентрированный опыт человечества, все лучшее, что создано его гением. Они возвышают человека, обогащая его ум и сердце, расширяя кругозор, наполняя его душу любовью и сочувствием к людям.

Книга прочно вошла в жизнь великих людей; она – незаменимый помощник в строительстве их внутреннего мира, в творчестве.

Узнать, как же относились к книгам те, которые сами творили их, вот цель первого исследования. Была прослежена роль книги в жизни таких выдающихся писателей, как А.С.Пушкин, Ф.М.Достоевский, М.Горький, Ж. П. Сартр, В. Набоков, А. Моруа, Э. Асмус, М. Цветаева. Мы поняли, что в жизни великих людей книга была источником знаний о мире, инструментом узнавания жизни, другом. Для многих она стала толчком к собственному творчеству. А.И. Герцен писал: «Книга – это духовное завещание одного поколения другому». Надо, чтобы это завещание было прочитано, чтобы возможным стало наше общение через века с высшими умами человечества, чтобы великие писатели приняли участие в нашем воспитании.

Тема 3. Книга в жизни нашего современника.

Целью данного исследования было изучить, какую роль играет чтение, книга в жизни людей, которые живут рядом с нами. Мы обратились к людям интересным, много читающим. Ребята брали интервью у учителей школы, выпускников, учащихся. Общение было ярким, запоминающимся. Самые интересные высказывания представили в проекте. Мы поняли, что человек читающий всегда найдет свое место в жизни, состоится как личность и сумеет стать нужным людям.

Тема 4. Семейное чтение – воспитание душевного родства.

Жизнь подсказала, что семейное чтение давно уже ушло из нашей жизни, а работа над темой исследования заставила задуматься: а хорошо ли, что в наших семьях перестали читать вслух?

Воспоминания писателя начала XX века Бориса Зайцева, воспоминания о семье Ф.М.Достоевского, рассказ дочери К.И.Чуковского о нем , воспоминания о детстве выдающегося ученого-филолога Д. С. Лихачева позволили сделать следующие выводы:

чтение вслух в кругу семьи дает возможность родным людям лучше узнать друг друга, позволяет проявить любовь и понимание;

семейное чтение может передать детям то, что дорого родителям, а значит, делает их родными не только по крови, но и по душе;

необходимо возрождать в современных семьях чтение вслух любимых книг.

Тема 5. Библиотека – память человечества. Для раскрытия данной темы журналисты ходили на экскурсию в библиотеку. В селе Соломенском две библиотеки: школьная и сельская. Нас поразил тот факт, что художественная литература в школьную библиотеку не поступала с 2002 года. А что же тогда читать школьникам? Детских книг всё меньше.

Тема 6. Интернет или книга? Заменит ли компьютер книгу?

Данная проблема интересует многих. Давно уже в печати идут споры о том, что будет с книгой, если все большее развитие получают компьютерные технологии. Появились электронные учебники, которые помогают получить знания и проверить их тут же в компьютере. Интернет помогает выполнить любое задание преподавателя, иногда даже не вникая в его суть: текст на бумаге есть - и ладно! Молодежь много времени тратит на компьютерные игры, увлекаясь погонями, стрельбой, виртуальными победами. На книгу уже просто нет времени. Да и зачем его на нее тратить, если машина решает все проблемы!

Ответ на поставленный вопрос представлен словами американского писателя-фантаста Рея Брэдбери, Д.С.Лихачева, американского писателя-фантаста Айзека Азимова.

Исследовав различные точки зрения на проблему: умрет ли книга с появлением компьютера, мы пришли к выводу, что проблемы просто нет. Компьютер и книга – настолько разные явления нашей жизни, что их нельзя сравнивать. Компьютер, как и всякая техника, упрощает людям жизнь, помогает быстро найти нужную информацию, выполнить ту или иную работу. А книга – это часть духовной жизни человека, источник развития мировоззрения, фантазии, мудрости. Внешне она может меняться: аудиокнига, книга в электронном виде, но суть ее остается прежней.

Каждому из нас нужны и компьютер, и книга!

Объём информации растёт из года в год в геометрической прогрессии. А количество читающих людей снижается.

Тема 7. Национальная программа поддержки и развития чтения.

Мы поняли, что положение с чтением гораздо серьёзнее, когда узнали, что в России существует «Национальная программа поддержки и развития чтения», которая была принята в 2006 году!

В преамбуле к этой программе говорится: «Современная ситуация с чтением в России представляет собой системный кризис читательской культуры». Россия теперь не самая читающая страна, мы на 41 месте в мире по уровню читательской грамотности.

Но почему так происходит? Оказывается, это проблема не только России, но и всего мира. Но в нашей стране по ряду причин положение ещё хуже.

Тема 8. Что читают те, кто читает?

По общественным опросам, читающая молодёжь становится элитой, узкой группой людей. Но мы оптимисты… Мы считаем, что всё ещё можно исправить, и с 41 места в мире по читательской культуре подняться выше.

Эти вопросы волнуют современную молодёжь. Завязалась жаркая дискуссия, в которой приняли участие юные журналисты, учителя, библиотекари.

После этого был представлен читательский проект младшей группы Клуба. Оказывается, даже в очень знакомой книге можно найти много нового. Вопрос «Колобок отрицательный или положительный герой?» раньше никогда никто себе не задавал.

Потом юным журналистам было предложено написать публицистическую работу любого жанра по заданной теме.

Интересно, что большинство заинтересовалось вопросом «Заменит ли Интернет книгу?» На эту тему работы написали делегации МКОУ СОШ № 2, № 6, 5, но так и не пришли к единому мнению. Кстати, работы МКОУ СОШ № 6 «Почему неграмотность становится нормой жизни?», МКОУ СОШ № 7 «В начале было слово, а не рубль!», МКОУ СОШ № 14 «Почему возникает негативное отношение к читающему человеку?» тем или иным образом тоже затрагивали проблему Интернета. Вот цитаты из работ наших учащихся:

МКОУ СОШ № 14 – «В нашей стране резко снизилось число читающих людей. Редко где можно встретить человека, сидящего на лавочке и с упоением читающего книгу. С каждой минутой всё больше понимаешь, что Интернет вытесняет книги, которые раньше были незаменимы.

Человек читающий очень сильно отличается от человека нечитающего. У человека читающего развита речь, кругозор гораздо шире, с ним приятно разговаривать, общаться. Чем людям не нравится книгочей? Он не такой, как все. А это настораживает: почему это он не такой, пусть будет, как все. Знающий и ценящий книги человек смотрит на мир иными глазами.»

МКОУ СОШ № 5 – «Ни для кого не новость, что проблема чтения стала одной из главных, ведь из самой читающей нации мы превратились в людей, которые не любят и не ценят книги. И это связано с появлением в нашей жизни компьютеров, Интернета. Он занимает всё большее место и время. То время, которое мы могли бы потратить на книгу».

Работы были интересными, но все присутствующие поняли, что на этом разговор не должен закончиться. По результатам встречи были выработаны рекомендации для молодых людей, как исправить, хоть немного, положение с чтением. Начать надо с себя.

Изучив проблему, связанную с современным отношением к чтению, чтобы не стать последними представителями «цивилизации читающей», мы каждому молодому человеку рекомендуем:

помнить, что чтение – это особый инструмент познания мира, основа формирования личности;

понять, что чтение никогда не устареет, его не сможет заменить никакое современное средство информации;

знать, что чтение без особых усилий помогает совершенствовать своё внимание, память, различные виды мышления, своё мировоззрение;

убедиться, что чтение может доставлять человеку ни с чем не сравнимое удовольствие;

прочесть главные книги русской и зарубежной литературы;

просить ОО Степновского района включить в учебные планы школ 1 урок внеклассного чтения в неделю;

просить администрацию района об открытии в Степновском районе книжного магазина, в котором любой мог бы познакомиться с новинками книжного рынка и приобрести их;

просить редакцию газеты «Степновские вести» ввести постоянную рубрику «Советуем прочитать» или «Сходите в библиотеку», которую могут вести как учителя литературы, библиотекари, так и юные журналисты района.

Победителями конкурса публицистических работ стали делегации МКОУ СОШ № 14, МКОУ СОШ № 5, остальные делегации получили грамоты за участие.

Все журналисты посетили музей и ДК с. Соломенского.

Встреча доставила нам огромное удовольствие, поэтому все решили встретиться в декабре 2014 года в МКОУ СОШ № 14.

Над проектом работали члены Клуба юных журналистов МКОУ СОШ № 5

Фурсова Алевтина, 9 – Б; Деревянко Ольга, 9 – Б;. Пасько Евгения, 11 класс, Пурелиани Нино, 9-Б; выпускники МКОУ СОШ № 5 Дорофеев Кирилл, Матвиенко Виталий.

Руководитель проекта – Дорофеева Л. М.

Были использованы материалы лекции Чекалова П. К. , профессора, д. п. н. СКИРО ПК и ПРО, интервью с Захаром Прилепиным в АИФ № 44 – 2013 год.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!