СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы к итоговому уроку по творчеству А.Н.Островского.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок, который предлагается вашему вниманию, стал итогом не только  классной, но и внеклассной, исследовательской работы учащихся. На первых уроках по изучению творчества А.Н.Островского в десятом классе ребята решили создать свой  сборник статей о творчестве этого драматурга. Темы ими были выбраны самые разнообразные: «Жизнь и судьба  артиста в пьесах Островского», «Смысл заглавия пьес Островского», «Интерпретация «Бесприданницы» в кино», «Люди с горячим сердцем в пьесах Островского», « А.Н.Островский - создатель  русского национального театра» и другие. А когда материал был собран и оформлен, появилось желание поделиться возникшими мыслями. Так родился урок под названием «В свете рампы». В качестве эпиграфа взяты слова А.Н.Островского: «Моя задача - служить русскому драматическому искусству».

Просмотр содержимого документа
«Материалы к итоговому уроку по творчеству А.Н.Островского.»

Сценарий урока «В свете рампы»


Автор Положенцева Ирина Анатольевна

Класс десятый

Аннотация к уроку: урок, который предлагается вашему вниманию, стал итогом не только классной, но и внеклассной, исследовательской работы учащихся. На первых уроках по изучению творчества А.Н.Островского в десятом классе ребята решили создать свой сборник статей о творчестве этого драматурга. Темы ими были выбраны самые разнообразные: «Жизнь и судьба артиста в пьесах Островского», «Смысл заглавия пьес Островского», «Интерпретация «Бесприданницы» в кино», «Люди с горячим сердцем в пьесах Островского», « А.Н.Островский - создатель русского национального театра» и другие. А когда материал был собран и оформлен, появилось желание поделиться возникшими мыслями. Так родился урок под названием «В свете рампы». В качестве эпиграфа взяты слова А.Н.Островского: «Моя задача - служить русскому драматическому искусству».

Цель урока: обобщение изученного материала по творчеству А.Н.Островского

Задачи занятия:

-показать актуальность произведений А.Н.Островского, их гуманистическую направленность, утверждение писателем человеческих ценностей;

-формировать эстетическое восприятие, используя разные виды искусства: литературу, музыку, изобразительное искусство, театрализацию;

-развивать исследовательские и творческие способности учащихся, умение самостоятельно анализировать прочитанное произведение и критическую литературу, давать характеристику героям произведений, видеть авторскую позицию, выделять основные вопросы и проблемы;

-развивать устную и письменную речь учащихся.

Учебно-методическое обеспечение:

- Литература. 10 класс. Автор Коровин В.И.- Москва, 2012.

-тексты пьес А.Н.Островского

Время реализации занятия: 45 минут (1 урока).

Необходимое оборудование:

- компьютер, медиапроектор, экран, файлы с аудио и видео записями.


План проведения урока:


п/п

Этапы урока

Временная реализация

1

Организационный момент. Вступительное слово

1 минута

2

Обсуждение вопроса: зачем театр людям?

1 минута

3

Работа над понятиями: Театр Островского, Дом Островского.

1 минута

4

Выступления обобщающего характера о роли героев - актёров в пьесах Островского: ответы учеников, подкрепляемые текстом, чтение монолога Несчастливцева из пьесы «Лес» «Комедианты? Нет, мы артисты...» - явление 9, действие 5; чтение стихотворения Б.Пастернака «О, знал бы я, что так бывает…»

10 минут

5

Выступления обобщающего характера об особенностях речи персонажей пьес Островского: знакомство с рецензией на спектакль, чтение монолога Липочки – «Свои люди-сочтёмся»-1действие, 1 явление; прослушивание монолога Катерины из «Грозы» - действие, явление 7.

12 минут

6

Выступления обобщающего характера о роли поющих героев в пьесах Островского: ответы учеников, театрализация 11,12 явлений 3 действия пьесы «Бесприданница», прослушивание романсов «Он говорил мне…», «Мохнатый шмель».

13 минут

7

Вопросы и задания обобщающего характера по теме урока, ответы учеников, чтение стихотворения Ф.Тютчева «Как над горячею золой».

6 минут

8

Подведение итога, оценка работы, задание на дом


1 минута

Ход урока


Ход урока

( Слайд 2)Вступительное слово учителя:

Хотелось бы, чтобы наш сегодняшний разговор о жизни пьес Александра Николаевича Островского обогатил ваши представления о самом драматурге, побудил вас познакомиться с его творчеством ещё ближе.

( Слайд 3)Посмотрите внимательно на портрет драматурга. Живым, чистым, доверчивым и словно вопрошающим взором смотрит на нас Островский.

- Какая ты, Россия сегодняшняя? Какие вы, люди, которых я не знал ? Что в вас осталось от той прежней России, навсегда канувшей в прошлое? - читается в этих добрых бесхитростных глазах.

- Неужели совсем забылись, ушли в небытие, не оставив по себе следа, все, кто любил, верил, страдал; пусть по - своему , - но как мог, как умел строил себя, либо губил в отчаянии и боли...

Островский спрашивает нас об этом. И мы отвечаем ему, его героям своей постоянной верностью.

( Слайд 4) И нашими сегодняшними размышлениями мы и попытаемся ответить на вопросы:

Чем привлекает театр и зрителей драматургия А.Н.Островского?

Что мы открываем для себя в его пьесах?


( Слайд 5)Учитель: Зачем вообще людям театр, если пьесу можно прочесть?


- Театр - древнейшее искусство. Дети, да и взрослые любят играть, представлять, копировать. И какую радость испытывают, когда удаётся игра!

Вот также радостен людям театр - место, где путём искусства художники, музыканты, режиссёры, артисты - стараются доставить зрителю радость, сообщить ему новый взгляд на жизнь, заставить полюбить одних героев и осудить других.

- Дети играют в то, что наблюдают, о чём мечтают. Так и театр отображает то, что есть в жизни.

- А.Н.Островский говорил ( Слайд 6): « Только при сценическом исполнении драматический вымысел получает вполне законченную форму. Сцена, актёр дорисовывает его».


( Слайд 7)Учитель: Мы сегодня говорим об Островском и о театре. Но есть понятие «театр Островского». Какой смысл вкладывается в эти слова?


- Самое верное истолкование этого понятия дал Иван Александрович Гончаров. ( Слайд 8) В письме Островскому есть слова: «Литературе вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основе которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский драматический театр. Он по справедливости должен называться « Театром Островского»!»

- Ни до, ни после Островского ни один драматург России не устанавливал с театром таких тесных контактов. Жизнь русского театра стала частью его жизни. ( Слайд 9) Особенно крепко связал свою судьбу Островский с Малым театром. За Малым театром закрепилось и другое название «Дом Островского». Сюда он приходил ежедневно. Свои новые пьесы автор обязательно читал сам, задавая тем самым исполнителям верный тон. Островский был режиссёром-постановщиком своих пьес, он распределял роли, сам проводил репетиции.

- А.Н.Островский (Слайд 10) в «Автобиографической заметке»1884 года писал : «Моя задача - служить русскому драматическому искусству. Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов;...у русского драматического искусства один только я. Я - всё : и академия, и меценат, и защита.»

У Островского были основания для такого утверждения (Слайд 11). Почти пятьдесят пьес им написано. 46 были поставлены при жизни драматурга. Они заняли прочное место в репертуаре. «Нет дня в году, чтобы на пяти - шести театрах не шла моя пьеса»,- писал Островский в 1871 году.

- Отношение Островского к актёрам Малого театра в Москве и Александринского в Петербурге да и вообще ко всем актёрам - не просто отношение автора пьес к исполнителям ролей. Это истинно дружеские отношения: с очень многими актёрами он сохранял дружбу на многие годы.

- Актёры появляются среди персонажей пьес Островского. Любя театр, как он любил Замоскворечье или волжские, костромские места, Александр Николаевич выводит на сцену людей театра так же, как он выводит на сцену любых своих героев - не приукрашивая, не принаряжая, со всеми их недостатками и слабостями.

И оказывается, что актёры, которых зачастую «доброжелательные граждане» презирают, чище и выше окружающих. (Слайд 12) Мы хотим, чтобы прозвучали слова о назначении артистов, которые произносит актёр Несчастливцев в финале пьесы «Лес».

/ чтение наизусть монолога «Комедианты? Нет, мы артисты...» из явления 9 действия 5 /


-Пьесы об актёрах и театре, отражающие действительность 70-80 годов 19 века, содержат мысли об искусстве, которые живы и сегодня. Это мысли о трудной, порой трагической судьбе подлинного художника, который, создавая шедевры, тратит, сжигает себя, о счастье творчества, о высоком назначении искусства, утверждающего добро и человечность. Сам Островский выразил себя, раскрыл свою душу в созданных им пьесах, быть может, особенно откровенно в пьесах о театре и актёрах.

Многое в них созвучно тому, что пишет в своём стихотворении Борис Пастернак. ( Слайд 13)


/чтение наизусть

О, знал бы я, что так бывает,

Когда пускался на дебют,

Что строчки с кровью - убивают,

Нахлынут горлом и убьют!


От шуток с этой подоплёкой

Я б отказался наотрез.

Начало было так далёко,

Так робок первый интерес.


Но старость - это Рим, который

Взамен турусов и колёс

Не читки требует с актёра,

А полной гибели всерьёз.


Когда строку диктует чувство,

Оно на сцену шлёт раба,

И тут кончается искусство,

И дышат почва и судьба. /


Учитель: Кто желает продолжить наши размышления о театре Островского, о том, чем он для нас интересен?


-Я хочу сказать о пьесе «Горячее сердце» ( Слайд 14). По определению Петра Ильича Чайковского, просмотревшего премьеру пьесы «Горячее сердце» в Александринском театре (1893 г. ), у великого драматурга « что ни слово, то на вес золота». Весомое, «золотое» слово Островского оказалось удивительно современным. Его пьеса написана как бы о нашем времени. Она заставляет вспомнить о национальной самобытности русского народа. Процесс капитализации, который переживает наше общество, приводит к разрушению нравственных его основ, духовному обнищанию, потому что культивируется идеал силы - силы власти, силы денег.


(Слайд 15)Учитель: Откуда у нас берётся и сохраняется интерес к Островскому? Ведь всё, кажется, переменилось, всё прежнее ушло... В чём разгадка секрета?


-Пожалуй, (Слайд 16) наиболее точно ответил на эти вопросы сам же Островский, заметив, что «пусть лучше русский человек радуется, видя себя на сцене, чем тоскует. Исправители найдутся и без нас. Чтобы иметь право исправлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним и хорошее. Этим - то я теперь и занимаюсь, соединяя высокое с комическим.»

Ответ поражает глубиной. Исправлять людей искусством - одна из главных, пожалуй, задач сценического искусства. Об этой главной, нравственной миссии театра часто думают, говорят и сейчас.

-В конце жизни, став заведующим репертуарной частью всех театров Москвы, (Слайд 17) Островский так формулирует задачу театра : показывать, «что есть хорошего, доброго в русском человеке, что он должен в себе беречь и воспитывать и что есть в нём дикого и грубого, с чем он должен бороться.» Пьесы Островского потому так популярны и не сходят со сцены, что они продолжают выполнять эту свою задачу: учат, показывают, каким должен быть человек.

- Сюжеты комедий и драм Островского незамысловаты. Все они словно из жизни взяты. А жизнь - она серенькая, что её на сцену тащить: туда бы неземные чувства и страсти! А у Островского всё обыкновенное.

И вот на эти с обыкновенными, «скучными» сюжетами спектакли публика торопится попасть. (Слайд 18) Современник Островского вспоминал: «Мы, бывшие рогожские жители, для которых театр казался чем - то недосягаемым, были поражены игрой тогдашних артистов... Мы плакали горькими слезами над утонувшей Катериной в «Грозе» и серьёзно боялись Рыкаловой - Кабанихи в той же пьесе. Бесконечно поражались Тит Титычем Брусковым в исполнении Садовского, и ужасно нам хотелось помочь Любиму Торцову. Когда видишь, бывало, какую - нибудь сплетницу на сцене, чувствуешь, что эта сплетница принесёт много горя другому, так и хочется крикнуть: «Дяденька, не верьте ей, она всё врёт!» Нам казалось, что это «всамделишная» жизнь. Словно только что был в гостях у этих людей и от них поехал в театр, а они вот на сцене, и опять я с ними, опять у них в гостях. Театра, так сказать, не чувствовалось, а жилось настоящей жизнью !..»

- Люди, встречаясь в театре со своей жизнью, узнавая в героях Островского самих себя, своих близких, друзей или соседей со смехом или слезами, незаметно, может быть, для самих себя изменяются.


(Слайд 19)Учитель: Я думаю, что для вас не составит труда ответить на вопрос: что же заставляет публику в театре Островского жить настоящей жизнью?


- Слово. Речь персонажей. Речью, для каждого из героев своей, драматург заставляет их «проговариваться», выводить на «свет» их мысли и чувства.

- Герои Островского - болтуны. Но в том - то и секрет, что «болтовня» эта - та единственная форма, в которой наиболее совершенно могут воплощаться идеи писателя.

Александр Николаевич хочет научить людей жить по правде и совести. Но учит не проповедуя. Он поступает иначе: показывает людям их жизнь, высвечивая в ней всё тёмное и низкое и одновременно всё лучшее. Если

и проповедуют, то герои Островского.


Учитель: Такой герой нам был представлен и в спектакле Государственного академического русского театра драмы Киргизской республики по пьесе

А.Н.Островского «Правда - хорошо, а счастье лучше».( Слайд 20) Предлагаем обзор ваших отзывов о спектакле. / выдержки из отзывов можно прочитать в приложении /


Учитель: Мы продолжаем обсуждение вопроса: что же заставляет зрителя на спектаклях по пьесам А.Н.Островского жить настоящей жизнью?


-Для создания ярки, цельных, психологически верных образов Островский с изумительным искусством использует их речевую характеристику. Он подчиняет речевые средства раскрытию социальной и индивидуальной сущности действующих лиц своих пьес. Он усиливает, сгущает, подчёркивает именно те черты, которые способствовали выражению их главных свойств. (Слайд 21)Так оформился вульгарный, манерный, претенциозный стиль речи Липочки из пьесы «Свои люди - сочтёмся !»

/ чтение наизусть монолога из 1 действия 1 явления «Какое приятное занятие эти танцы !..»/


-Усиливая комизм речи Липочки, драматург даёт своеобразную мозаику слов и выражений неправильных, иностранных, немилосердно исковерканных, и грубых, резких, бранных. В речевом стиле Липочки ярко воплощаются претензии невежественности на образованность, себялюбие, пошлость, грубость.

- А Катерина в пьесе «Гроза» (Слайд 22) говорит красивым, образным народным языком; её речь отражает богатый внутренний мир героини.


/прослушивание или чтение наизусть монолога Катерины 1действия 7 явления « Отчего люди не летают?.. Такая ли я была! Я жила, ни об чём не тужила...» /


- Но у Островского герои не только говорят, но и поют. Например, в драме «Бесприданница». (Слайд 23) Пение Ларисы - кульминация драмы. Ожиданием этого события, ради которого и собралось общество в доме Карандышева, проникнуто почти всё 3 действие.


/ вниманию класса предлагается инсценировка 11и12 явлений 3 действия пьесы «Бесприданница» /


(Слайд 24) Учитель: Среди исполнительниц роли Ларисы на сцене была легендарная В.Ф.Комиссаржевская (1896 г.). Она заменила романс М.Глинки на стихи Е.Баратынского «Не искушай меня без нужды...» другим романсом на стихи М.Медведева «Он говорил мне: «Будь ты моею...» Этот же романс звучит и фильме Якова Протазанова(1937г.).

Давайте послушаем пение Ларисы и ответим на вопрос:

-Какое место в жизни героини занимает музыка? (Слайд 26)


- Лариса - натура талантливая, артистическая. Музыка для неё - это и спасение от пошлости и серости жизни, и средство самовыражения. Она увлечена музыкой, потому что не может найти в жизни красоты, романтичности, гармонии, к которой стремится её «крылатая» (Лариса - в переводе с греческого - чайка) душа.


Учитель: В фильме Э.Рязанова «Жестокий романс»(1984 г.) (Слайд 27) звучит не один романс, а пять. Но поёт здесь не только Лариса, но и Паратов. Он дважды исполняет романс «Мохнатый шмель» на стихи Р.Киплинга. Предлагаю послушать его и подумать, какие стороны характера Паратова помогает раскрыть этот романс? (Слайд 28)


- Цыганские мотивы играют важную роль во всей пьесе Островского. Цыгане - частые гости в доме Огудаловой. «Цыганский табор – с»- так характеризует Карандышев атмосферу её дома. В глазах Карандышева цыганщина - нечто непристойное, она несёт в себе хаос и ведёт к нравственному разложению. Лариса хоть и тяготится этой обстановкой, но не столь категорична ( д.1явл. 4).

- Так же, как и Ларисе, цыганская стихия сродни и Паратову. Появление его в Бряхимове встречено бурным ликованием цыган. Азартность, удаль, артистизм сближают Паратова с цыганами.

-Первый раз романс звучит во время поездки на «Ласточке». Словами романса Паратов провозглашает силу страсти, призывает следовать зову сердца. Второй раз романс звучит в эпизоде кутежа на пароходе. И если для Ларисы это «возвращение романса» и залог будущего счастья, то для Паратова обращение к музыке - это «рыцарство на час», это прощание с прошлым – у «Ласточки» есть новый владелец, да и Паратов не является уже хозяином собственной судьбы - всё продано.


(Слайд 29) Учитель: Почему режиссёр - постановщик комедий обращается к драме А.Н.Островского ?


- На этот вопрос есть ответ (Слайд 30) самого Э.Рязанова: «Я считаю «Бесприданницу» одной из лучших драм Островского, главный запал которой - в столкновении любви и цинизма, проблемы, по сути вечной. Эта пьеса была одной из самых любимых пьес демократической молодёжи 70 –х годов прошлого столетия. И сегодня нравственные проблемы, в ней затронутые, сохранили свою актуальность».


Учитель: Кто ещё хочет высказать своё мнение о том, чем привлекательна драматургия Островского.


- Пьесы А.Н.Островского дают ответы на «вечные» вопросы жизни - о любви, смысле человеческого существования, счастье. Очень привлекательны его женские образы, для которых смысл жизни можно определить словами Весны из «Снегурочки»: «На свете всё живое должно любить». Это и дочь Весны и лютого Мороза - Снегурочка, и Лариса из «Бесприданницы», и Катерина в драме «Гроза».

И думается, сколько бы ни прошло времени, как бы не менялось общество, вопросы человеческого счастья, чести, достоинства, любви не перестанут волновать новые поколения людей. Значит, героини Островского будут современны.

- Говоря об этих героинях Островского, (Слайд 31) мне хотелось бы прочитать стихотворение Ф.И.Тютчева «Как над горячею золой...» (1830 г.), в котором изображается мучительное «тление» однообразной жизни, не оставляющей места для свободного самовыражения личности. В образе Снегурочки, которой суждено испытать мгновенную вспышку чувств (которыми она щедро наделена, момент, когда «сей пламень развился по воле»), просиять и погаснуть, как бы воплощён поэтический идеал, выраженный Тютчевым. (Слайд 32)


/ чтение наизусть

Как над горячею золой

Дымится свиток и сгорает,

И огнь, сокрытый и глухой,

Слова и строки пожирает,


Так грустно тлится жизнь моя

И с каждым днём уходит дымом;

Так постепенно гасну я

В однообразье нестерпимом!..


О небо, если бы хоть раз

Сей пламень развился по воле,

И, не томясь, не мучась доле,

Я просиял бы - и погас! /


Учитель: Подводя итог наших размышлений о творчестве А.Н.Островского, мы понимаем: ценность искусства этого драматурга, его классичность в том, что лучшие из его пьес не стареют, они могут быть возвращены как бы заново к жизни, в каждую новую эпоху как бы заново прочитаны.

Вспомните, (Слайд 33) как говорил Н.В.Гоголь: каждое произведение можно сделать живым, если прочитать его «свежими и нынешними очами». Пьесы Островского исторически созвучны нашему обществу и человеку. Каждый из нас стремится постигнуть и приоткрыть тайники души человеческой, и в этом едины и великий драматург девятнадцатого века, и мы, и наш современный театр.


Домашнее задание.

На протяжении почти 150-летней жизни «Бесприданница» всегда была востребована. Она принадлежит к числу пьес Островского, пользующихся наибольшей любовью зрителей. Она ставилась во многих драматических театрах России, трижды экранизировалась. И персонажи Островского, стиль их жизни как никогда «рифмуются» с происходящим в современной России. Томский драматический театр предлагает свою версию прочтения пьесы. После посещения театра предлагается написать отзыв о спектакле «Лариса и купцы».



Список литературы

1.Акушкин Н.С., Ожегов С.И., Филиппов В.Я. Словарь к пьесам А.Н.Островского.-М.,1993.

2.А.Н.Островский в воспоминаниях современников.-М.,1966.

3.Гончаров И.А. Материалы, заготовляемые для критической статьи об Островском/ Собр.соч.:В 8т. Т8.-М.,1955.

4.Журавлёва А.И., Некрасов В.Н. Театр Островского.-М.,1986.

5.Костелянц Б.О. «Бесприданница» А.Н.Островского.-Л.,1982.

6.Штейн А.Л. Мастер русской драмы.-М.,1973.

7. http://garmoshkin.ru/pesn/ostrovskij-groza_monolog-katerini

8.http://muzofon.com/search/%D0%A0%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%81%20%D1%82%D1%8B%20%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BB%20%D0%BC%D0%BD%D0%B5%20%D0%B1%D1%83%D0%B4%D1%8C%20%D1%82%D1%8B%20%D0%BC%D0%BE%D0%B5%D1%8E 9.http://muzofon.com/search/%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%8B%20%D0%BC%D0%BE%D1%85%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%8B%D0%B9%20%D1%88%D0%BC%D0%B5%D0%





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!