СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал к урокам литературы по изучению сказки-феерии А. Грина "Алые паруса"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал представляет собой материал к урокам литературы по изучению феерии А. Грина "Алые паруса". К каждому уроку создана презентация. Предложены творческие задания для учащихся, презентация сопровождается материалами для подготовки учителя к уроку. Может служить как электронное учебное пособие для самостоятельного изучения учащимися произведения

Просмотр содержимого документа
«Документ Microsoft Word»

К 2 СЛАЙДУ:


Объясните наличие контекстуальной синонимии – луна, ночь, море – жизнь, и почему люди должны открывать это будто впервые?


Словарная работа


Пейзаж (фр. Paysage от pays - страна, местность) - картина природы, имеющая различное художественное значение в зависимости от стиля автора, литературные направления (реализм, романтизм), с которым связано произведение.


Роль пейзажных зарисовок


В романтических произведениях

В реалистических произведениях

Помогает раскрыть характер героя, понять его мятежную или поэтическую натуру

Благодаря пейзажу подчеркивается душевное состояние героев, характер происходящих событий

Пейзаж интересен как часть реальной обстановки, в которой происходит действие.


Просмотр содержимого документа
«Материалы к уроку»

Урок № 4 «Символический смысл названия повести А. Грина «Алые паруса»



К слайду № 2



СИМВОЛ ( от греч.symbolon – условный знак) – предметный или словесный знак, условно выражающий сущность какого-либо явления с определенной точки зрения.

В Древней Греции так называли половины разрезанной надвое палочки, которые помогали их обладателям узнать друг друга в далеком месте.



ОБРАЗЫ- СИМВОЛЫ У А. ГРИНА:

  • Белый корабль с алыми парусами на фоне синего моря – свобода. Счастье, вечная и прекрасная любовь.

  • Алые паруса – мечта, надежда, величие любви, которое есть рукотворным чудом, символ жизни.

  • Море – неспокойная судьба, воля, природная гармония.

  • Звезда – осуществление мечты, пробуждение души, любовь.

  • Солнечный свет (когда Грэй увидел Ассоль) – просветление души, любви, идеала.

  • Название корабля «Секрет» - поиск смысла человеческого бытия.

  • Слово «рай» на старых бочках – духовное единение дум, возвышенная жизнь.

  • Кольцо, надетое Грэем на палец Ассоль, - любовь.

  • «гвозди из окровавленных рук Христа» Грэй вынул, т.е. замазал краской – неприятие насилия; человек не смеет гвоздями осквернять Христа.

  • Картина, которую увидел Грэй в библиотеке, – его будущая профессия, отвага, мужество.

  • Из рук любящего отца вышел в океан жизни пророческий бот с алыми парусами – олицетворение мечты его дочери и его собственной мечты о свободной и яркой жизни.

  • Жители Каперны – человеческое зло, жестокость, духовная пустота.






















К слайду № 3

Цвет всегда имеет символический характерологический смысл. Цветовые определения. Даже синонимы, под пером автора, обретают оттенок необычности, несут важную смысловую нагрузку. Вспомним, какие приготовления ведет Грэй, выбирая оттенок шелка для парусов, чтобы исполнить предсказание Эгля и сделать счастливой Ассоль.

«Он терпеливо разбирал свертки, откладывал, сдвигал, развертывал и смотрел на свет такое множество алых полос, что прилавок, заваленный ими, казалось, вспыхнет. На носок сапога Грэя легла пурпурная волна, на его руках и лице блестел розовый отсвет, он различал цвета: красный, бледный, розовый, темный, густые закипи вишневых, оранжевых и мрачно-рыжих тонов; здесь были оттенки всех сил и значений, различные в своем мнимом родстве...»

ТОЛКОВАНИЕ ЦВЕТОВЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ В ТЕКСТЕ:

* БЕЛЫЙ - цвет чистоты и незапятнанности, цвет оправдавшихся надежд : «Розовые

Тени скользили по белизне мачт, все было белым».

* АЛЫЙ - цвет любви, счастья, нежности: «Этот совершенно чистый, как алая

утренняя струя, полный благородного веселья и царственности цвет был

именно тем гордым цветом», «Он рдел, как улыбка, прелестью духовного

отражения».

* ЗОЛОТОЙ – цвет благородства, сказочности. В произведении он используется

неоднократно: «море, обведенное по горизонту золотой нитью»,

«золотая звезда».

* СТАЛЬНОЙ, СИНИЙ, ЧЕРНЫЙ – цвета, отображающие море, ассоциирующиеся

с загадочностью, непредсказуемостью.

Казалось бы, А.Грин поскупился, изобразив корабль мечты лишь в двух цветах: алом и белом. Однако, благодаря разнообразию оттенков, которые автор придал алому цвету, в воображении сразу же четко вырисовывается белый корабль с парусами любви.

Так говорит Грин о парусах: «алая рябь», «багровый разрыв», «разбрасывая веселье, он (цвет) плыл, как вино, роза, кровь, уста, алый бархат и пунцовый огонь», «вылился по реям в легкие формы, полные роз».

Под волшебным пером Грина оживает самая скучная и однообразная природа. Столько чувств и переживаний вложил, оттенков придал он цветовой гамме лесов и моря!

Впервые автор представляет природу зимой, во время шторма. Все: и море, и берег – предвещало что-то ужасное и необратимое. Это можно понять по тем цветам, в которых автор изобразил их: черный и белый (« черный штормовой горизонт», «седая пена», «белый песок»). Цвета холодные, резкие, равнодушные.

В следующий раз (происходит, когда Ассоль спускает в ручей свой парусник) природа настроена более доброжелательно. Теперь автор передает состояние с помощью таких цветов: синий, желтый, голубой, зеленый. Синий и желтый – цвета тайны и одиночества, голубой – мира и покоя, зеленый – надежды («синий разлив моря, облака и край желтого песчаного обрыва...», «струящаяся голубизна камней»).

Самая романтическая встреча с природой происходит накануне приезда Грэя, когда Ассоль встречает рассвет. Не зря автор выбирает для этого эпизода такие краски: золотая, стальная, синяя и черная, бело-розовая, белая. Они передают состояние души Ассоль и природы, которая предвещает нечто необычное, сказочное.

Золотой – цвет сказки, богатства, благородства: «море, обведенное по горизонту золотой нитью», «золотая звезда», «покрывала воздушного золота».

Стальной, синий, и черный цвета, отображающие море – загадочность (« стальной у берега цвет спящего океана переходил в синий и черный...», «черная даль»).

Белый цвет – начало нового дня («белые облака тронулись слабым румянцем», «трепетная снежная белизна»).

Просмотр содержимого документа
«Материалы»


ПОЭТИЧЕСКАЯ СТРАНИЦА

* * *

Чудо – это ты и я,

Чудо все, что рядом с нами:

Горный склон и плеск ручья,

Крики чаек над волнами;

Над безбрежьем небеса,

Гул прибоя небывалый;

Чудо - в море паруса.

Всех чудесней – парус алый.

Ж.Пилипенко






* * *

Везли мороз по небу волоком.

Сковало небо льдом, как реку.

И ледяным корявым облаком

Сломало крылья человеку.

Скорей к врачу, но ошарашенно

Таращась из дверей больницы,

Хирург ответил пострадавшему,

Что профиль клиники - не птицы.

Ветеринар с яйцо испариной

Покрылся, словно слон в простуде,

И разорался, как ошпаренный,

Что профиль клиники – не люди.

А крылья покрывались язвами

И заживо на теле гнили...

Нет, крылья не были заразными,

Но человека обходили...

И муки жгли, его испытывая,

Напившись, был от боли трезвый.

И как-то в ночь острейшей бритвою

Он крылья сгнившие отрезал.

И раны затянулись шрамами

И стали через месяц гладки,

И на спине торчали – самыми

Обыкновенными – лопатки.

А небо по весне оттаяло.

И человек, рожденный небом,

Стремился ввысь, взлетал отчаянно,

Но он уже крылатым не был.

Д. Филимонов









ОЖИДАНЬЕ


Ожиданье... Напряженье

Зренья, слуха: тень ли? Свет?

Скрип ли? Звон?.. Изнеможенье,

Замиранье – да иль нет?

Ожиданье... Наважденье,

Все одно лишь – каждый миг.

Яви ль, сна нагроможденье,

Отчужденье от других.

Не сочтешь и при желанье

Верст и дней в пустой тиши.

И – в мгновенье – оживанье,

Воскресение души.

Е. Николаевская



* * *

Верила в чудеса:

С берега – паруса,

Об руку – в небеса,

В даль!

Проглядела глаза.

Поседела коса.

Паруса... небеса...

Жаль...

Е. Лесная (г. Луганск)






* * *

Не привыкайте к чудесам!

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь.


Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам,

Ничто не повторится.


За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумленье,

Все будет так и все не так

Через одно мгновенье.

В. Шефн




ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

( к обобщающему уроку по творчеству А.Грина)


1- й чтец Он жил среди нас, этот сказочник странный,

Создавший страну, где на берег туманный

С прославленных бригов бегут на заре

Высокие люди с улыбкой обманной,

С газами, как отсвет морей в янтаре,

С великою злобой, с могучей любовью,

С соленой, как море, бунтующей кровью.

С извечной, как солнце, мечтой о добре...


2-й чтец Над морем пламенеют паруса,

Нам согревая души светом жарким...

Как щедры те, кто дарит чудеса,

Прекрасны и бесценны их подарки.


3-й чтец Спасибо им за детскость, за мечту,

Живущую во взрослом человеке.

За вечную, живую красоту,

Нам бескорыстно данную навеки.


1-й чтец За то, что мы становимся добрей,

За то, что в сердце расцветает нежность,

За то, что жили на земле Ассоль и Грэй,

За мужество, терпенье и надежду.


2-й чтец Люди! Дайте дорогу надежде.

Знайте: ничто не потеряно, прежде

Чем ушла она, бросив без света

Тех, чья действительно участь отпета.


3-й чтец Ведь лучше жить,

Надеждой душу грея,

Готовым плыть к неведомой земле

Последним юнгой в экипаже Грэя,

Чем Флинтом на пиратском корабле.


1-й чтец Пускай тот мир, нездешний и старинный,

От нашей современности далек;

Читаешь удивительного Грина –

И душу греет теплый огонек,

А он идет, веселый, добрый спутник,

Повсюду с нами в дружеском строю

И вносит в наши творческие будни

Романтики певучую струю.


(По стихам В.Саянова, О.Писаржевской и А.Монастырева, И.Ковалевой, С.Моесенкова, И.Никитова)

Просмотр содержимого документа
«Пейзажные зарисовки»


К СЛАЙДУ 3:


- Какие чувства рождались в душе моряка, глядевшего на валы, черный штормовой горизонт?


- Какие слова в описании стихии соответствовали душевному состоянию Лонгрена?


- Какие тропы (метафоры, эпитеты, сравнения, гиперболу) использует автор? Какую функцию выполняет данный пейзаж?


I глава повести.


Описание развернувшейся перед Лонгреном картины моря.

Лонгрен выходил на мостик… подолгу курил раздуваемую ветром трубку, смотря, как обнаженное у берегов дно дымилось седой пеной, еле поспевающей за волнами, грохочущий берег которых к черному, штормовому горизонту наполнял пространство стадами фантастических гривастых существ, несущих в разнузданном свирепом отчаянии к далекому утешению. Стоны и шумы, завывающая пальба огромных взлетов и, казалось видимая струя ветра, полосующего окрестность, - так силен был его ровный пробег, - давали измученной душе Лонгрена ту притупленность, оглушённость, которая, низводя горе к смутной печали, равна действиям глубокому сну.


І глава «Предсказание».


Первая встреча Ассоль с лесом.


- Каким - сказочным, волшебным или суровым страшным – показался ей лес?


- Что ее поразило?


Ассоль никогда не бывала так глубоко в лесу, как теперь. Ей, поглощённой нетерпеливым желанием поймать игрушку, не смотрелось по сторонам; возле берега, где она суетилась, было довольно препятствий, занимавших внимание. Мшистые стволы упавших деревьев, ямы, высокий папоротник, шиповник, жасмин и орешник мешали ей на каждом шагу; одолевая их, она постепенно теряла силы, останавливаясь, все чаще и чаще, чтобы передохнуть или смахнуть с лица липкую паутину. Когда потянулись в более широких местах осоковые и тростниковые заросли, Ассоль совсем было потеряла из вида алое сверкание парусов, но, обежав излучину течения, снова увидела их, степенно и неуклонно бегущих прочь. Раз, она оглянулась, и лесная громада с её пестротой, переходящей от дымных столбов света в листве к темным расселинам дремучего сумерка, глубоко поразила девочку.


ІІ глава Грэй.


Обернувшись к выходу, Грэй увидел над дверью огромную картину… Картина изображала корабль, вздымающийся на гребень морского вала. Струи пены стекали по его склону. Он был изображен в последнем моменте взлета.

……………………………………………………………………………………………………...


Гребень вала, распластанный корабельным килем, напоминал крылья гигантской птицы.

Пена неслась в воздух. Паруса, туманно видимые из – за бакборта и выше бушприта, полные неистовой силы шторма, валились всей громадой назад, чтобы, перейдя вал, выпрямиться, а затем, склоняясь над бездной, мчать судно к новым лавинам. Разорванные облака низко трепетали над океаном. Тусклый свет обреченно боролся с надвигающейся тьмой ночи. Но всего замечательнее в этой картине фигура человека, стоящего на баке спиной к зрительно. Она выражала все положение, даже характер момента.

……………………………………………………………………………………………………...


Завернутые полы его кафтана трепались ветром; белая коса и черная шпага вытянуто рвались в воздух; богатство костюма выказывало в нем капитана; танцующее положение тела – взмах вала; без шляпы: он был, видимо, поглощен опасным моментом и кричал – но что? Видел ли он, как валится за борт человек, приказывал ли повернуть на другой галс или, заглушая ветер, звал боцмана? Не мысли, его тени этих мыслей выросли в душе Грэя, пока он смотрел картину.

……………………………………………………………………………………………………


Беззвучный голос выкрикнул несколько отрывистых фраз, непонятных, как малайский язык; раздался шум как бы домик обвалов; эхо и мрачный ветер наполнили библиотеку.

Все это Грэй слышал внутри себя.

- С какой целью автор дает подробное описание пейзажа, изображенного на данной картине?


- Как связано описание моря на живописном полотне со следующим фрагментом текста?


Она стала для него тем нужным словом в беседе души с жизнью, без которого труд понять себя.

В маленьком мальчике постепенно укладывалось огромное море. Он жил с ним…


Глава IV Накануне


Пейзажные зарисовки этой главы помогают читателю раскрыть богатый духовный мир Ассоль, которая, как и Грэй, жила в своем мире.

В Коперне никто не понял бы состояния Ассоль, расскажи она кому – то, отчего ей не спится. Люди, духовно нищие, только посмеялись бы над ней. Окружающее Ассоль мы видим её глазами.

Ассоль тотчас уснула. Ей снился любимый сон: цветущие деревья, тоска, очарование, песни и таинственные явления, из которых, проснувшись, она припоминала лишь сверканье синей воды, подступающей от ног к сердцу с холодом и восторгом. Увидев это, она побывала еще несколько времени в невозможной стране, затем проснулась и села.

Сна не было, как если бы она не засыпала совсем. Чувство новизны, радости и желания что – то сделать согревало её.

……………………………………………………………………………………………………..


Взяв старенькую, но на ее голове всегда юную шелковую косынку, она прихватила ее рукой под подбородок, заперла дверь и выпорхнула босиком на дорогу.

Ассоль проникла в высокую, брызгающую росой луговую траву; держа руку ладонью вниз над её метёлками. Она шла, улыбаясь, струящемуся прикосновению. Засматривая в особенные лица цветов, в путаницу стеблей, она различала там почти человеческие намеки – позы, усилия, движения, черты и взгляды…

……………………………………………………………………………………………………...


То были крупные старые деревья среди жимолости и орешника. Их свисшие ветви касались верхних листьев кустов. В спокойно тяготеющей крупной листве каштанов стояли белые шишки цветов, их аромат мешался с запахом росы и смолы. Тропинка, усеянная выступами скользких корней, то падала, то взбиралась на склон. Ассоль чувствовала себя как дома…


- Какую цель ставит автор, описывая окружающую Ассоль природу?


- Назовите сказочные элементы в описаниях.


- С помощью каких художественных средств передана красота окружающего мира?


- Как все гармонично сочетается с характером героини?


- Почему и в снах ее есть цветущие деревья и сверкание синей воды?


- Как природа помогает раскрывать духовный мир Ассоль и Артура Грэя?


- Почему Ассоль мы чаще видим на лоне природы?


Просмотр содержимого документа
«жизнь и судьба»

Музей А.Грина в Феодосии


В 2000 году исполнилось 120 лет со дня рождения Александра Грина, писателя, создавшего "мир из выдумки и правды, мир блистающий, мир добрый". "Александр Грин - писатель солнечный и, несмотря на трудную судьбу, счастливый, потому что через все его произведения победно проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой души, вера в любовь, дружбу, верность и осуществимость мечты,- писала Вера Кетлинская.- Я люблю наблюдать совсем молодых людей, впервые читающих "Алые паруса" или такие рассказы, как "Жизнь Гнора". Когда юный читатель отрывается от последней строки, приятно видеть особое выражение светлого потрясения на его лице, блеск глаз, только что заглянувших глубоко-глубоко в мир человеческих чувств". И действительно, популярность Александра Грина велика особенно у молодежи. Жизнь писателя была тяжела, порой почти беспросветна. Она, казалось бы, сделала все, чтобы убить в нем романтические идеалы, очерствить и озлобить его душу. Но до конца своих дней Грин оставался одержимым мечтателем, сохранившим чистоту чувств, добрые глаза и детскую улыбку. Константин Паустовский в своей статье "Жизнь Александра Грина" писал:"... Грин создал в своих книгах мир веселых и смелых людей, прекрасную землю, полную душистых зарослей и солнца, - землю, не нанесенную на карту, и удивительные события, кружащие голову, как глоток вина. Мир, в котором живут герои Грина, может показаться нереальным только человеку нищему духом. Тот, кто испытал легкое головокружение от первого же глотка соленого и теплого воздуха морских побережий, сразу почувствует подлинность гриновского пейзажа, широкое дыхание гриновских стран". Такой страной обетованной стала для Александра Грина тихая солнечная Феодосия, которую он называл "городом нежных акварельных тонов". Писатель навсегда полюбил причудливые очертания окрестных гор, лазурное море у побережья. Эта любовь питала его творчество, рождала самобытные гриновские сюжеты. Переехал он в Крым в мае 1924 года. "Ему хотелось жить в тишине, ближе к любимому морю, - писал Паустовский.- В этом поступке Грина отразился верный инстинкт писателя - приморская жизнь была той реальной питательной средой, которая давала ему возможность выдумывать свои рассказы". В Феодосии прошли лучшие творческие годы Александра Грина. В доме № 10 по улице Галерейной, где сейчас находится Литературно-мемориальный музей писателя, им создана большая часть произведений крымского периода. Этот маленький одноэтажный домик неизменно привлекает внимание гостей Феодосии своим внешним видом, морской экзотикой - судовой якорь со штоком, лежащий у входа, дубовая дверь, обитая медью, часть фок-мачты, свисающий фонарь... Экспозиция музея, посвященная жизни и творчеству Грина, оформлена необычно. Это стилизация под старинный парусный корабль. Небольшие комнаты-каюты носят своеобразные названия: "Каюта странствий", "Кают-компания клипера", "Ростральная", "Каюта капитана Геза", "Корабельная библиотека". Автор проекта художественного оформления музея - заслуженный деятель искусств РСФСР и Карельской АССР художник С. Г. Бродский. Музей был открыт 9 июля 1970 года.


Романтическое оформление музея помогает многочисленным посетителям лучше понять бессмертные гриновские образы, внутреннюю, духовную жизнь его героев. Надолго останавливаются гости у большой рельефной карты-панно выдуманной страны Гринландии с нанесенными на нее известными нам названиями городов, островов и проливов.


Лисс, Гель-Гью, остров Рено, пролив Бурь... Через коридорчик "Трюм фрегата" посетители попадают в рабочий кабинет Грина, сохранившийся в том виде, каким он был при жизни писателя. Именно здесь, за ломберным столиком, создавались его замечательные романы и новеллы.


Оригинально оформлена следующая комната музея - "Каюта гриновских странствий". В центре ее расположено панно, на котором изображен корабль, плывущий по океану навстречу солнцу, рядом - глобус, пестрая шарманка, керосиновые лампы... фотоснимки, портреты, книги, литографии рассказывают о детстве и юношестве писателя, о годах тяжелых скитаний. В "Кают-компании клипера", украшенной оригиналами иллюстраций С. Г. Бродского к произведениям Александра Грина и большой моделью парусного клипера "Аврора", посетители знакомятся с жизнью и творчеством писателя в дореволюционные годы.

Экзотически выглядят комнаты "Ростральная" и "Каюта капитана Геза", посвященные периоду жизни Грина с 1917 по 1932 год. "Ростральную" украшает ростра - носовая часть древнего судна с головой морской девы, вырезанной из дерева, бронзовые кнехты, рында, бочонки. канаты, с бушприта свисает фонарь... Привлекают внимание прижизненные издания А. С. Грина, многочисленные фотографии, модель галиота "Секрет" под алыми парусами. Вспоминаются широко известные слова Константина Паустовского: "Если бы Грин умер, оставив нам только одну свою поэму в прозе "Алые паруса", то и этого было бы довольно, чтобы поставить его в ряды замечательных писателей, тревожащих человеческое сердце призывом к совершенству". "Каюта капитана Геза" обставлена морскими аксессуарами, ее стены до половины покрыты канатными матами. В экспозиции - первые издания книг "Золотая цепь", "Бегущая по волнам", "Дорога никуда", "Белый огонь", "Джесси и Моргиана", "Сердце пустыни". В "Корабельной библиотеке" собраны книги Александра Степановича Грина, переведенные на языки народов СССР и многие языки мира.


Старый Крым... Этот древний городок находится в 30 километрах от Феодосии. Окружающие его ореховые рощи и окрестные горы, покрытые лесами, бьющие из-под земли ключи очаровали Александра Грина, здоровье которого было подорвано тяжелой неизлечимой болезнью. Писатель переезжает в этот "город цветов, тишины и развалин" в 1930 году. Здесь он продолжает начатую в Феодосии "Автобиографическую повесть", о которой один из исследователей творчества Грина В. Вихров писал: "Когда читаешь эту исповедь настрадавшейся души, с трудом, лишь под давлением фактов, веришь, что та же рука писала заражающие своим жизнелюбием рассказы о моряках и путешественниках, "Алые паруса", "Блистающий мир"...".


В ноябре 1931 года исполнилось 25 лет литературной деятельности писателя. В своем творчестве Александр Грин был искренен, верен самому себе. "Когда я осознал, понял, что я писатель, хочу и могу быть им,- говорил он,- когда волшебная сила искусства коснулась меня, то всю последующую жизнь я никогда не изменял искусству, творчеству; ни деньги, ни карьера, ни тщеславие не столкнули меня с истинного пути: я был писателем, им и умру; я никогда не забывал слов Брюсова к поэту: "Да будет твоя добродетель - готовность взойти на костер" (Из письма Н. Н. Грин).


В мемориальной комнате домика-музея Грина в Старом Крыму бережно сохраняется подлинная скромная обстановка ее хозяина: простая железная кровать с барсучьей шкурой на полу вместо ковра, узкая кушетка и ломберный столик с зеленым вытертым сукном, на стене - портрет любимого писателя Эдгара По. В другой комнате - фотографии. рассказывающие о жизни Александра Грина в Старом Крыму, документы, автографы, прижизненные издания.


Последним неоконченным произведением писателя был роман "Недотрога" - роман о деликатных, ранимых и отзывчивых натурах, неспособных ко лжи, лицемерию и ханжеству, о людях, утверждающих добро на земле. "До конца дней моих,- писал Грин,- я хотел бы бродить по светлым странам моего воображения". Писатель скончался 8 июля 1932 года в Старом Крыму.


Произведения Александра Грина бессмертны. Они любимы всеми, ибо заставляют нас мечтать о прекрасном, учат мужеству и радости жизни.

"Сочинительство всегда было внешней моей профессией, а настоящей, внутренней жизнью являлся мир постепенно раскрываемой тайны воображения."

А. Грин

Отзывы об А.Грине

Это писатель замечательный, молодеющий с годами. Его будут читать многие поколения после нас, и всегда его страницы будут дышать на читателя свежестью такой же, как дышат сказки.

М. Шагинян

Александр Грин - писатель солнечный и, несмотря на трудную судьбу, счастливый, потому что через все его произведения победно проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой души, вера в любовь, дружбу, верность и осуществимость мечты.

В. Кетлинская.

Он научил меня мужеству и радости жизни.

Э. Багрицкий.

Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве.

Д. Гранин.

В Старом Крыму мы были в доме Грина. Он белел в густом саду, заросшем травой с пушистыми венчиками... Маленький дом был прибран и безмолвен... Мы не разговаривали, несмотря на множество мыслей, и с величайшим волнением осматривали суровый приют человека, обладавшего даром могучего и чистого воображения.

К. Паустовский




Александр Степанович Грин

[23.8.1880 - 8.7.1932]


Псевдоним, настоящее имя Александр Стефанович Гриневский


Писатель, автор знаменитой повести "Алые паруса", классик отечественной литературы.


Родился в г.Слободской Вятской губернии в семье ссыльного поляка Стефана Гриневского. В 1896 году окончил 4-классное Вятское городское училище и уехал в Одессу. Вел бродячую жизнь, работал матросом, рыбаком, мыл золото на Урале, служил в армии, где вступил в партию социалистов-революционеров. В Севастополе вел социалистическую агитацию, за что был арестован и осужден. Наказание отбывал в тюрьме и трех ссылках. Публикуется с 1906 года. Первый рассказ - "Заслуга рядового Пантелеева" - носил агитационный характер, за что тираж брошюры был конфискован жандармами. Вскоре Грин отходит от непосредственной политической деятельности и в дальнейшем работает как профессиональный литератор. В 1912 году приезжает в Петербург. В это время Грин пишет в основном рассказы. После революции, которую Грин пережил очень болезненно, что видно по его произведениям 1918-1919 годов, главной темой его творчества становится столкновение свободы и несвободы, особенно ярко проявившееся в романах "Блистающий мир" (1923), "Джесси и Моргиана" (1929) и "Дорога в никуда" (1930). Одним из лучших произведений Грина считается символическая повесть-феерия "Алые паруса" (1923). В 1924 Грин переезжает в Феодосию. Постепенно его творчество входит в явный конфликт с идеологическими установками партии и Грина почти перестают издавать. В 1930 году писатель перебирается в Старый Крым, где два года спустя умирает от рака легких.


Анатолий Довбня

"Капитан сочиненных морей"


Александр Степанович Гриневский был сыном участника польского восстания 1863 года, сосланного в провинциальную Вятку. Бухгалтер земской больницы, отец едва перебивался - без радости, надежды и мечты. Его жена, изможденная и больная, утешалась мурлыканьем песен - в основном скабрезных или воровских. Так и умерла тридцати семи лет...


Наталья Тендора

"Александр Грин"


Нужны ли нашему времени такие неистовые мечтатели, каким был Александр Грин? Принято считать, что мечты Грина были оторваны от жизни, являлись причудливой и ничего не значащей игрой ума, что он был авантюрным писателем, - правда, мастером сюжета. Но человеком, чьи книги лишены чувства действительности...


В. Вихров

"Рыцарь мечты"


С первых шагов Грина в литературе вокруг его имени стали складываться легенды. Были среди них безобидные. Уверяли, например, что Грин - отличнейший стрелок из лука, в молодости он добывал себе пищу охотой и жил в лесу на манер куперовского следопыта...


Анатолий Довбня

"Капитан сочиненных морей"


Заря туманной юности


Александр Степанович Гриневский был сыном участника польского восстания 1863 года, сосланного в провинциальную Вятку. Бухгалтер земской больницы, отец едва перебивался - без радости, надежды и мечты. Его жена, изможденная и больная, утешалась мурлыканьем песен - в основном скабрезных или воровских. Так и умерла тридцати семи лет.

Вдовец, Стефан Гриневский, остался с четырьмя полусиротами на руках: у 13-летнего Саши тогда были брат и две сестры.

Со временем отец будущего писателя женился вторично, и мачеха привела в дом своего сына. А для полноты счастья в положенный срок родилось и общее чадо.

С чем повезло семье польского ссыльного, так это с книгами. В 1888 году погиб на службе подполковник Гриневский, Сашин дядя. С похорон привезли наследство: три больших сундука, набитых томами. Они были на польском, французском и русском языках.

Тогда-то восьмилетний Александр впервые ушел от реальности - в притягательный мир Жюля Верна и Майна Рида. Эта вымышленная жизнь оказалась куда интересней: бескрайний морской простор, непролазные чащи джунглей, справедливая сила героев навсегда покорили мальчишку.

Возвращаться к действительности совсем не хотелось...

Когда Саше исполнилось девять, отец купил ему ружье - старое, шомпольное, за рубль. Подарок отрешил подростка от еды, питья и на целые дни увел в лес.

Но не только добыча влекла паренька. Он полюбил шепот деревьев, запах травы, сумрак зарослей. Здесь никто не сбивал с мысли, не портил грез. А стрелять - невелика наука. Порох - с ладони, пыж - из бумаги, дробь - на глазок, без номера. И летели пух и перья - галок, дятлов, голубей... Дома съедалось всеми все.

В тот же год недоросля отдали в Вятское земское реальное училище. Овладевать знаниями - дело трудное и неровное. Отличными успехами отмечались закон Божий с историей, пятеркой с плюсом - география.

Арифметику самозабвенно решал отец-счетовод. Зато по остальным предметам в журнале маячили двойки да колы...

Так и проучился несколько лет, пока не выгнали. Из-за поведения: дернул черт рифмы плести, ну и сварганил стишок о любимых учителях. За вирш и поплатился...

Потом было городское четырехлетнее училище, в предпоследний класс которого Александра устроил отец. Здесь новый ученик выглядел одиноким энциклопедистом, но со временем опять дважды оказался исключаем - за хорошие за всякие дела.

Восстановили ослушника только по милости Божьей. Зато последние месяцы Гриневский отучился старательно: узнал, что аттестат об окончании заведения открывает дорогу в мореходные классы.


В людях


Наконец - вот она, дорога в большой, манящий, неизвестный мир! За плечами - шестнадцать лет, в кармане - 25 рублей. Их дал отец. Еще пилигрим взял харч, стакан, чайник и одеяло с подушкой.

Пароход отчалил, забирая на быстрину. Сестры завыли, младший брат зашмыгал носом. Отец долго щурился против солнца, провожая глазами путешественника...

А тот, преисполненный взволнованной открытости новизне, уже забыл про дом. Все мысли занял океан с парусами на горизонте...

...Одесса потрясла юного вятчанина. Улицы, засаженные акациями, или робиниями, купались в солнечном свете. Увитые зеленью кофейни на террасах и комиссионные магазины с экзотическими товарами теснили друг друга. Внизу шумел порт, напичканный мачтами настоящих кораблей. И за всей этой суетой величаво дышало море. Оно разъединяло и соединяло земли, страны, людей. А когда очередное судно направлялось в поблескивающие голубые объятия дальней дали, море словно бы передавало его небу - там, за горизонтом. Такой эффект лишь усиливал впечатление причастности обеих стихий Высшему Промыслу.

...Но это издали. Вблизи преобладала горькая проза. Обойдя весь порт, Александр нигде не смог наняться на корабль. Лишь один помощник капитана участливо предложил:

- Могу взять юнгой...

Однако новичок уже знал, что ученикам не платят - наоборот, с них берут за питание.

Знакомство с прекрасным будущим окончилось ночлежным подвалом. Здесь роились грузчики с босяками, зато постой был копеечным.

Паренек начал было выпытывать у безработных матросов-соседей про дальние страны, ужасные тайфуны, дерзких пиратов... Но те, будто договорясь, сводили ответы к деньгам, пайкам и дешевым арбузам.

...Со временем у юного искателя дальних странствий сложился привычный маршрут: босяцкая столовая - порт - бульварная скамья. Скуку разгоняло пятиразовое купание за волноломом - пока однажды, забывшись, пловец чуть не утонул. Невесть как разгулялась волна, и он, уже обессиленный, не мог выбраться на опустевший берег. Лишь 99-й вал милостиво зашвырнул бедолагу на сушу, взяв плату его нехитрой одежонкой.

Так, в чем мать родила, и пришлось шнырять по причалам. Какой-то грузчик пожалел, ссудил обносками...

...Через два месяца, наконец, повезло: Александра взяли юнгой на пароход "Платон".

Восемь с половиной рублей за ученичество телеграфом выслал отец.

Наука началась от азов: бывалые матросы посоветовали глотать якорную грязь - спасает при морской болезни. Юнга с готовностью повиновался всем, но... Так и не научился вязать узлы, свивать лини, сигналить флажками. Даже "отбивать склянки" не получалось - из-за отсутствия резкого двойного удара в обе стороны колокола-рынды.

За все плавание Сашик ни разу не спустился в машинное отделение - что уж говорить о названиях парусов, снастей, такелажа, рангоута. Парня держал плен собственных представлений о морской жизни...

Скитания по морю ...

Плавание на "Платоне" сменилось прежним никчемным существованием, осложненным надвигающимися холодами. Однообразные серые недели складывались в месяцы.

Предложение сходить в Херсон "матросом за все" показалось волшебной музыкой в гробовой тиши. Судно - парусная шлюпка "Святой Николай"; команда - судовладелец, он же шкипер, и его сын; груз - черепица. Плата - шесть рублей. Выбирать не приходилось.

Рейс был тяжелым. Грин кашеварил, рубил дрова, стоял вахты и спал на голых досках под мокрым тряпьем. А вокруг насвистывал ветер при четырехградусном холоде. Но море было так близко, дали так чисты, а дельфины, резвясь, так мило поглядывали!..

В Херсоне Александр потребовал расчет. Оказалось, он еще должен за раздавленную в беготне черепицу. В итоге стороны расстались, каждая при своем. В Одессу Грин вернулся безбилетником на какой-то посудине.

...Ранней весной ему повезло: взяли матросом на корабль "Цесаревич", принадлежащий Русскому обществу пароходства и торговли. Рейс в Александрию оказался единственным заграничным в его жизни. Ни Сахары, ни львов Александр в Египте не увидел. Выйдя на окраину города, оступился в арык с мутной водой, посидел на пыльной обочине, помечтал... А потом вернулся в порт: время поджимало. Так завершилась его африканская эпопея.

Жизненная палитра Грина изобиловала мрачными красками. После Одессы он вернулся на родину, в Вятку - опять к случайным заработкам. Но жизнь упорно скупилась на место и занятие для горемыки...

Через год Александр оказался в Баку, где первым делом подхватил малярию. Эта хворь надолго привязалась к писателю.

Краткосрочная работа на нефтепромыслах сменилась долгим нищенским бездействием; рыбацкая карьера и вовсе длилась неделю: подкосила лихорадка...

...Недолго проплавав матросом, Грин опять вернулся к отцу.

А весной подался на Урал - за золотыми самородками. Но там, как и везде, мечты оборачивались суровой действительностью. Горы, поросшие синим лесом, берегли свои золотые жилы. Зато пришлось вдоволь намучиться в рудниках, шахтах и депо.

Черная работа у домен, на лесосеках и сплаве. Отдых на казарменных нарах, где рядом, вместо тропического солнца, краснела железная печка...

...Гриневский решил добровольно вступить в царскую армию - это был акт отчаяния.

Полк, в котором выпало служить, дислоцировался в Пензе. Армия оказалась жестокой муштрой, от которой новобранец сбежал через 4 месяца. Его поймали и покарали трехмесячной гауптвахтой.

Вторичный побег, уже в Севастополь, да еще отягченный случайной связью с эсерами, стоил Гриневскому двухлетнего тюремного срока. А неудачная третья попытка оставить неволю закончилась бессрочной сибирской ссылкой.

В 1905 году 25-летний Александр бежал и добрался до Вятки. Там он и жил по украденному паспорту, под фамилией Мальгинов, до самых Октябрьских событий.

Перо и писчая бумага

Долго и болезненно Александр Степанович искал себя как писателя.

В 1907 году вышла в свет его первая книга - "Шапка-невидимка".

В 1909-м напечатали "Остров Рено".

Потом были другие работы - более чем в ста периодических изданиях. Выкристаллизовался и псевдоним автора: А. С. Грин.

В послереволюционном Петрограде М. Горький выхлопотал писателю-нелегалу комнату в Доме искусств и академический паек.

Грин окунулся в свой выстраданный сказочный мир... А со временем опубликовал и лучшие образцы творчества: "Крысолов", "Алые паруса", "Бегущая по волнам".

С 1923 года писатель жил в Феодосии. Его комнату занимали только стол, стул и кровать. А на стене, против изголовья, красовалась просоленная деревянная скульптура из-под бушприта некоего парусника. Корабельная дева провожала писателя ко сну и встречала на рассвете.

Может, потому и вымышленные герои, несшиеся под алыми парусами, в его мыслях принадлежали будущему.

52-летний А. С. Грин умер от хронического истощения. Отчаявшись найти в жизни чудесное, он творил его своим воображением. Что ж, привычное спасение мечтательных натур. Бальмонт сказал об этом явлении:

"Будем лишь помнить, что вечно к иному

Ярко стремимся мы в сне золотом.

Будем молиться всегда неземному

В нашем хотенье земном!"

(Анатолий Довбня. "Капитан сочиненных морей".)












Просмотр содержимого документа
«материалы к уроку»

УРОК № 2 «Романтическая повесть-сказка о поэтической любви и возвышенной мечте»


К слайду №2


ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ


РОМАНТИКА – понятие, которое включает чувства, эмоционально возвышающие человека.


СКАЗКА – один из видов устного народного творчества, произведение, в котором идет речь о вымышленных событиях, иногда фантастического характера, имеющее воспитательное значение.


ПОВЕСТЬ – прозаический жанр описательно-повествовательного типа, в котором рассказывается о ряде событий из жизни человека, детально изображается действительность, взаимоотношения между человеком и обществом.


ФЕЕРИЯ - фр.Feerie; от fee фея, от лат. судьба.

Театральное представление со сказочным сюжетом, роскошными декорациями и костюмами, а также со всевозможными постановочными трюками, рассчитанными на внешний эффект.

Перен. Волшебное, сказочное зрелище, действие.





К слайду № 3


РЕАЛЬНОСТЬ В ПОВЕСТИ:

- правдоподобие образов (поведение, характеры);

- изображение социального и имущественного неравенства людей;

- правдивость в изображении интерьера, персонажей;

- картины природы.


ПРИЗНАКИ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ:

- вымышленность событий и ситуаций;

- необычные имена героев;

- победа добра, любви,;

- возвышенный стиль.















К слайду № 4


ЭПИТЕТЫ:

- счастливый блеск утра, странная летящая душа, великие случаи детской жизни, столетняя темная благодать, ужаснувшаяся навсегда Каперна и т.д.


СРАВНЕНИЯ:

- теплый, как щека, воздух; каждая черта Ассоль была выразительно легка и светла, как полет ласточки и др.

СРАВНЕНИЯ, ОБРАЗОВАННЫЕ ПОСРЕДСТВОМ ТВОРИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА:

- лучшие сорта тюльпанов... извивались в газоне линиями прихотливо брошенных ожерелий; счастье сидело в ней пушистым котенком и др.


МЕТАФОРЫ И ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ:

- тень листвы подобралась поближе к стволам; все спало на девушке; проник рассвет; неудержимо рвалась улыбка; виолончель вернулась подмышку своего хозяина; понравился ли ему (вину) я и др.

В произведении абсолютно все одушевлено и живет собственной жизнью.




К слайду № 5


СХЕМА ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЙ В ПРОИЗВЕДЕНИИ

Лонгрен

Ассоль: нежность, доброжелательность, приветливость, незлопамятность, умение верить и мечтать, тонкое чувство прекрасного в природе, в людях

Жители Каперны:

грубость, вульгарность, жестокость, пошлость, ограниченность, приземленность, неумение и нежелание мечтать, неспособность воспринимать прекрасное

Грэй

Родители Грэя

Ассоль (ожидание)

Грэй (действие)

Природа (живая)

Жители Каперны( мертвы душой)

Игрушки

Жизнь

Рассказ Эгля

Рассказ нищего

Матросы с «Секрета» (надо привычно и буднично объяснить покупку огромного количества алого шелка)

Грэй (стремление мечту сделать явью)

Поэтичная встреча Ассоль и Грэя

Примитивность, ущербная простота проявления чувств у людей, упрощенно воспринимающих жизнь.

Как люди должны жить

Как они живут


Просмотр содержимого презентации
«Урок 2»

Урок 2   «Алые паруса».   Романтическая повесть-сказка о поэтической любви  и возвышенной мечте

Урок 2 «Алые паруса». Романтическая повесть-сказка о поэтической любви и возвышенной мечте

Особенности жанра произведения А.Грина «Алые паруса» «Если бы Грин умер, оставив нам только одну свою поэму в прозе «Алые паруса», то и этого было бы достаточно, чтобы поставить его в ряды замечательных писателей,  тревожащих человече-  ское сердце призывом  к совершенству».  К. Паустовский

Особенности жанра произведения А.Грина «Алые паруса»

  • «Если бы Грин умер, оставив нам только одну свою поэму в прозе «Алые паруса», то и этого было бы достаточно, чтобы поставить его в ряды замечательных писателей,

тревожащих человече-

ское сердце призывом

к совершенству».

К. Паустовский

Реальное и сказочное в повести «Человек мечтает только о том, что может осуществить».  Античное изречение  «Если очень захотеть,  сказка дивной станет  явью».  В. Рождественский

Реальное и сказочное в повести

«Человек мечтает только о том, что может осуществить».

Античное изречение

«Если очень захотеть,

сказка дивной станет

явью».

В. Рождественский

Художественно-изобразительные средства, использованные А.Грином в повести «Поэт мыслит образами, он не доказывает истины, а показывает  ее».  В.Г.Белинский

Художественно-изобразительные средства, использованные А.Грином в повести

  • «Поэт мыслит образами, он не доказывает истины, а показывает

ее».

В.Г.Белинский

Основа композиции повести – антитеза-противопоставление «Один булыжник видит  под ногами,  Другой – звезду,  упавшую с небес».  Ю.Поройков

Основа композиции повести – антитеза-противопоставление

  • «Один булыжник видит

под ногами,

Другой – звезду,

упавшую с небес».

Ю.Поройков

Проверяем изученное 1. Определите черты – признаки сказки и повести и заполните таблицу.  2. Сделайте рекламу  повести-сказки А.Грина  «Алые паруса». Реальность в произведении Черты волшебной сказки 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4.

Проверяем изученное

  • 1. Определите черты

– признаки сказки и повести и заполните таблицу.

2. Сделайте рекламу

повести-сказки А.Грина

«Алые паруса».

Реальность в произведении

Черты волшебной сказки

1.

2.

3.

4.

1.

2.

3.

4.

Просмотр содержимого презентации
«Урок 3»

Путь Ассоль  к своим алым парусам

Путь Ассоль к своим алым парусам

Путь Грэя к счастью

Путь Грэя к счастью

Сходство судеб и душевных стремлений Ассоль и Грэя

Сходство судеб и душевных стремлений Ассоль и Грэя

Проверьте себя

Проверьте себя

Просмотр содержимого презентации
«Урок 4»

Урок 4  Символический смысл названия повести А. Грина «Алые паруса»

Урок 4 Символический смысл названия повести А. Грина «Алые паруса»

Образы-символы в произведении «Через все его (Грина) произведения победно проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой души,  вера в любовь,  дружбу, верность  и осуществляемость  мечты».  В. Кетлинская

Образы-символы в произведении

  • «Через все его (Грина) произведения победно проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой души,

вера в любовь,

дружбу, верность

и осуществляемость

мечты».

В. Кетлинская

Цветовая гамма произведения  А. Грина «Среди просторных газонов, избороздивших своим ненасытным шрифтом всю страницу, глаз восхищенно и как бы боковым зрением наслаждается каким-нибудь прилагательным, которое  взрывается в пустоте, подобно алому огненному сполоху».  Поль Клодель,  французский поэт, драматург

Цветовая гамма произведения А. Грина

«Среди просторных газонов, избороздивших своим ненасытным шрифтом всю страницу, глаз восхищенно и как бы боковым зрением наслаждается каким-нибудь прилагательным, которое

взрывается в пустоте, подобно алому огненному сполоху».

Поль Клодель,

французский поэт, драматург

Просмотр содержимого презентации
«Урок 5»

Урок 5   Работа с текстом .    Роль пейзажных зарисовок в повести-сказке «Алые паруса» для раскрытия авторского замысла

Урок 5 Работа с текстом . Роль пейзажных зарисовок в повести-сказке «Алые паруса» для раскрытия авторского замысла

Вернисаж А. Рылов «Лесная река» А. Рылов «В голубом просторе» В. Поленов «Заросший пруд» И. Айвазовский «Черное море» И. Айвазовский «Девятый вал»  «Вечно мы, будто в первый раз, всё должны открывать, как прекрасны восход солнца, луна, ночь, равнины и горы, земля и море… как прекрасна жизнь».   Рокуэлл Кент

Вернисаж

  • А. Рылов «Лесная река»
  • А. Рылов «В голубом просторе»
  • В. Поленов «Заросший пруд»
  • И. Айвазовский «Черное море»
  • И. Айвазовский «Девятый вал»

«Вечно мы, будто в первый раз, всё должны открывать, как прекрасны восход солнца, луна, ночь, равнины и горы, земля и море… как прекрасна жизнь».

Рокуэлл Кент

Эпизоды повести-сказки «Алые паруса», содержащие пейзажные зарисовки « Творить добро ты силы дай мне, родной природы благодать».  Л. Пилипенко

Эпизоды повести-сказки «Алые паруса», содержащие пейзажные зарисовки

  • « Творить добро ты силы дай мне,

родной природы благодать».

Л. Пилипенко

Творческая лаборатория Составь подборку материалов  (по выбору):  - Эпитеты Александра Грина  - Метафоры Александра Грина

Творческая лаборатория

  • Составь подборку материалов

(по выбору):

- Эпитеты Александра Грина

- Метафоры Александра Грина

Поэтическая страница

Поэтическая страница


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!