СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал для подготовки к ОГЭ по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Полезная информация для учащихся 8 -9 классов. Подготовка к ОГЭ по биологии

Просмотр содержимого документа
«Биология как наука 1»

9 класс. Биология как наука. Методы биологии (245). 1-я часть.

1. В какой области биологии была разработана клеточная теория?

1) вирусологии 2) цитологии 3) анатомии 4) эмбриологии

2. Примером применения экспериментального метода исследования является

1) описание строения нового растительного организма

2) сравнение двух микропрепаратов с различными тканями

3) подсчёт пульса у человека до и после нагрузки

4) формулирование положения на основе полученных фактов

3. Какой научный метод, используемый в биологии, относят к теоретическим?

1) наблюдение 2) описание 3) измерение 4) моделирование

4. Чтобы проверить научную гипотезу в области иммунологии, необходимо

1) создать теорию 2) построить модель

3) провести эксперимент 4) собрать научные факты

5. Что является объектом изучения в области гистологии?

1) экосистемы 2) нуклеиновые кислоты 3) миграции птиц 4) животные ткани

6. Какие уровни организации живой материи являются предметом изучения экологии? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) молекулярный 2) клеточный 3)организменный

4) популяционно-видовой 5) органо-тканевый 6) биогеоценотический

7. Для измерения мышечной силы у человека экспериментатору необходим

1) спирометр 2) тонометр 3) электрокардиограф 4) динамометр

8. Доказать родство изображённых организмов позволит метод

1) эксперимента 2) сравнения 3) наблюдения 4) моделирования


9. В какой области биологии сделал свои открытия И.И. Мечников?

1) анатомия 2) зоология 3) селекция 4) иммунология

10. Чем метод моделирования отличается от метода наблюдения?

1) его проводят квалифицированные учёные

2) в процессе его проведения собираются достоверные научные факты

3) изучается не сам объект, а его копия

4) он более продолжителен по времени

11. Чтобы доказать невозможность самозарождения, итальянский естествоиспытатель Ф. Реди должен был

1) изолировать мясо от комнатных мух

2) рассмотреть кусочки мяса под микроскопом

3) постоянно убирать с мяса появившихся личинок

4) держать мясо в тепле

12. Какой научный метод, используемый в биологии, относят к теоретическим?

1) наблюдение 2) эксперимент 3) измерение 4) анализ

13. Основоположником науки систематики является

1) К. Линней 2) Ж. Б. Ламарк 3) Ч. Дарвин 4) Аристотель

14. Наиболее точно узнать, как влияют разные условия на прорастание семян разных растений, можно методом

1) наблюдения 2) моделирования 3) описания 4) эксперимента

15. На рисунке изображён фрагмент энцефалограммы человека. Расшифровать её позволят знания в области

1) гигиены 2) генетики 3) физиологии 4) анатомии

16. Обезьяна впервые с помощью лежавшей на полу верёвки достаёт чашку с пищей, подвешенную к потолку. Как называют такую форму поведения?

1) инстинкт 2) безусловный рефлекс

3) элементарная рассудочная деятельность 4) запечатление


17. На фотографии изображена камера Скиннера, в которой содержится крыса. Она, нажимая на определённые кнопки и рычажки, получает корм. Какой метод является ведущим в изучении поведения млекопитающего в таких условиях?

1) анализ 2) эксперимент 3) измерение 4) моделирование

18. В какой области биологии сделал свои открытия Л. Пастер?

1) анатомия 2) ботаника 3) генетика 4) иммунология

19. В какой области биологии были разработаны представления о наследственности?

1)генетики 2) вирусологии 3) микробиологии 4) физиологии

20. Чем метод эксперимента отличается от метода наблюдения?

1) его осуществляют квалифицированные учёные

2) в процессе его проведения собираются достоверные научные факты

3) он проводится в специально создаваемых и контролируемых условиях

4) он более продолжителен по времени проведения

21. В какой области биологии была разработана рефлекторная теория поведения?

1) цитология 2) анатомия 3) физиология 4) эмбриология

22. Каким методом воспользовались учёные Дж. Уотсон и Ф. Крик для построения трёхмерной структуры ДНК?

1) наблюдения 2) моделирования

3) сравнительно-историческим 4) экспериментальным

23. Данная фотография иллюстрирует метод

1) моделирования 2) эксперимента 3) обобщения 4) статистический

24. Специальность врача, специализирующегося на лечении болезней желудка и двенадцатиперстной кишки, –

1) отоларинголог 2) гастроэнтеролог 3) офтальмолог 4) эндокринолог

25. Какой метод используется при изучении под микроскопом передвижения инфузории туфельки?

1) моделирования 2) эксперимента 3) сравнения 4) наблюдения

26. Какой научный метод, используемый в биологии, относят к теоретическим?

1) наблюдение 2) описание 3) измерение 4) обобщение

27. Установите последовательность действий в эксперименте по доказательству образования крахмала в листьях на свету в зелёных частях растения хлорофитума. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) на обе стороны листа хлорофитума наложите полоски чёрной бумаги так, чтобы они плотно облегали весь лист, включая белую каёмку по краю

2) опустите лист хлорофитума в раствор йода

3) прокипятите лист хлорофитума в воде в течение 2–5 мин.

4) расположите лист хлорофитума напротив источника света и оставьте на сутки

5) прокипятите лист хлорофитума в спирте (40–70%)

28. Активное применение учёными-биологами компьютера позволило широко внедрить в научную деятельность метод

1) наблюдения 2) измерения 3) эксперимента 4) моделирования

29. Какой научный метод, используемый в биологии, относят к теоретическим?

1) наблюдение 2) экспериментальный 3) измерение 4) обобщение

30. Какая наука изучает ископаемые остатки вымерших организмов?

1) систематика 2) палеонтология 3) генетика 4) эмбриология

31. Какие науки изучают живые системы на организменном уровне? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) анатомия 4) молекулярная биология

2) биоценология 5) психология

3) физиология 6) эволюционное учение

32. Создание схем, чертежей, объектов, похожих на натуральные, относят к группе методов

1) измерения 2) наблюдения 3) экспериментальных 4) моделирования

33. Сформулировать гипотезу – значит

1) подтвердить объективность полученных данных

2) провести эксперимент

3) выдвинуть предположение

4) собрать имеющиеся факты

34. Какая практическая наука разрабатывает методы сохранения и улучшения здоровья человека?

1) ветеринария 2) анатомия 3) гигиена 4) антропология

35. Точно установить степень влияния удобрений на рост растений можно методом

1) эксперимента 2) моделирования 3) анализа 4) наблюдения

36. Закономерности передачи наследственных признаков изучает

1) генетика 2) экология 3) антропология 4) молекулярная биология

37. Примером применения экспериментального метода исследования можно считать

1) описание нового вида организмов

2) сравнение двух микропрепаратов

3) формирование условного рефлекса на звонок

4) измерение кровяного давления у пациента

38. Система наиболее общих знаний в определённой области науки – это

1) гипотеза 2) эксперимент 3) теория 4) факт



39. Микробиолог хотел узнать, насколько быстро размножается один из видов бактерий в разных питательных средах. Он взял две колбы, заполнил их до половины разными питательными средами и поместил туда примерно одинаковое количество бактерий. Каждые 20 минут он извлекал пробы и подсчитывал в них количество бактерий. Данные его исследования отражены в таблице.

Изучите таблицу «Изменение скорости размножения бактерий за определённое время» и ответьте на вопросы.

Изменение скорости размножения бактерий за определённое время

Время после введения бактерий в культуру, мин.

Число бактерий в колбе 1

Число бактерий в колбе 2

20

18

20

40

36

40

60

72

80

80

140

160

100

262

314

120

402

620

140

600

1228

1) Сколько бактерий поместил учёный в каждую колбу в самом начале эксперимента?

2) Как изменялась скорость размножения бактерий на протяжении эксперимента в каждой колбе?

3) Чем можно объяснить полученные результаты?


40. Каким будет увеличение микроскопа, если увеличение линзы окуляра ×7, а линзы объектива ×40? 1) 740 2) 280 3) 47 4) 33

41. Какой уровень организации жизни отражён на гравюре И. Шишкина «Ручей в лесу»? 1) биосферный 2) органоидно-клеточный

3) биогеоценотический 4) популяционно-видовой

42. Установите последовательность биологических систем в порядке усложнения их организации. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) биоценоз 2) популяция 3) нейрон 4) многоклеточный организм 5) биосфера

1) 2)

43. Каким методом воспользуется учёный-ботаник при установлении родства между растениями рожь посевная (1) и кукуруза сахарная (2)?

1) абстрагирования 2) экспериментальным

3) моделирования 4) сравнения


Просмотр содержимого документа
«Биология как наука 2»

9 класс. Биология как наука. Методы биологии (245). 2-я часть.


44. На рисунке изображён великий английский естествоиспытатель и биолог середины XIX в., известный тем, что создал

1) теорию эволюции 2) клеточную теорию

3) рефлекторную теорию 4) теорию иммунитета

45. Систематика – это наука, изучающая

1) внешнее строение организмов 2) функции организмов в природе

3) образ жизни организмов 4) родственные связи организмов

46. Какой уровень организации жизни отражён на данном рисунке? 1) молекулярно-генетический 2) органоидно-клеточный

3) организменный 4) биогеоценотический

47. Какой прибор позволяет определить содержание сахара в крови у человека?

1) глюкометр 2) динамометр 3) спирометр 4) фонендоскоп

48. Каким методом воспользовался И.П. Павлов, чтобы установить рефлекторную природу выделения желудочного сока?

1) наблюдение 2) описание 3) эксперимент 4) моделирование

49.Марии необходимо сделать рисунки разных по форме клеток. Какой микроскоп ей лучше выбрать для такого исследования?

1) линза окуляра ×7, а линза объектива ×40

2) линза окуляра ×20, а линза объектива ×20

3) линза окуляра ×15, а линза объектива ×40

4) линза окуляра ×5, а линза объектива ×80

50. Как называют науку, изучающую закономерности исторического развития органического мира? 1) экология 2) анатомия 3) эволюционное учение 4) генетика

51. Выдающийся русский физиолог, учёный-энциклопедист конца XIX в. И.М. Сеченов известен тем, что объяснил

1) механизмы зрительного восприятия сетчаткой глаза

2) природу образования условных и безусловных рефлексов у человека и животных

3) механизмы движения крови по малому и большому кругам кровообращения

4) природу психических явлений, в основе которых лежат физиологические процессы – рефлексы

52. Факт существования сезонной линьки у животных был установлен

1) экспериментальным методом 2) методом наблюдения

3) методом микрокопирования 4) гибридологическим методом

53. Учёный предположил, что некоторые насекомые похожи на ветки растений, потому что это сходство спасает их от хищников. С большей точностью он может подтвердить или опровергнуть это предположение методом

1) эксперимента 2) измерения 3) описания 4) сравнения

54. На рисунке изображён великий французский естествоиспытатель и биолог конца XVIII – начала XIX в., известный тем, что создал первую научную

1) теорию иммунитета 2) клеточную теорию

3) теорию эволюции живого мира 4) хромосомную теорию

55. Какой уровень организации жизни отражён на данной фотографии? 1) молекулярно-генетический

2) органоидно-клеточный 3) биогеоценотический 4) популяционно-видовой

56. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, доказывающего выделение растениями углекислого газа. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) Накройте комнатное растение стеклянным колпаком.

2) Поместите рядом с комнатным растением стакан с известковой водой.

3) Поместите комнатное растение, накрытое стеклянным колпаком, в тёмный шкаф.

4) Рассмотрите помутневшую известковую воду.

5) Возьмите комнатное растение с большим числом листьев.

57. Специальность учёного, изучающего строение и функции клеток, называется

1) селекционер 2) цитолог 3) эмбриолог 4) анатом

58. При разведении растений на приусадебном участке Вы, скорее всего, воспользуетесь знаниями, полученными из области

1)агротехники 2) молекулярной биологии

3) медицины 4) эволюционного учения

59. Законы наследования признаков организма установил

1) Ч. Дарвин 2) Г. Мендель 3) И.И. Мечников 4) И.П. Павлов

60. Какая наука изучает процесс фотосинтеза?

1) генетика 2) экология 3) физиология 4) систематика

61. Учёный хочет выяснить закономерности наследования цвета глаз у детей в нескольких поколениях одной семьи. Каким методом исследования он воспользуется?

1) экспериментальным 3) генеалогическим

2) гибридологическим 4) наблюдения

62. Какой термин в переводе с греческого означает «знание о душе»?

1) гигиена 2) физиология 3) психология 4) анатомия

63. Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии? 1) биосферный 2) клеточный

3) популяционно-видовой 4) биогеоценотический


64. Кого считают создателем клеточной теории иммунитета?

1) И.И. Мечникова 2) Л. Пастера 3) И.П. Павлова 4) Ч. Дарвина

65. Наука цитология получила своё развитие благодаря созданию

1) эволюционного учения 2) генной теории

3) клеточной теории 4) рефлекторной теории

66. Ручная лупа с 10-кратным увеличением позволяет увидеть

1) хлоропласты растительной клетки 2) ядро растительной клетки

3) форму клетки простейших 4) рибосомы бактерий

67. На рисунке изображён великий русский и советский естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель XX в., известный тем, что создал 1) клеточную теорию 2) теорию возникновения человека

3) учение о биосфере 4) учение о доминанте

68. Специальность учёного, занимающегося лечением домашних животных, называется

1) ветеринар 2) зоотехник 3) агроном 4) селекционер

69. Какие примеры относят к биологическому эксперименту? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) рассматривание под микроскопом клетки крови лягушки

2) слежение за миграцией косяка трески

3) изучение характера пульса после разных физических нагрузок

4) лабораторное исследование влияния гиподинамии на состояние здоровья

5) описание внешних признаков бобовых растений

6) выработка условного пищевого рефлекса

70. Какое биологическое исследование может провести женщина, изображённая на картине Анри Матисса «Женщина перед аквариумом»?

1) определить физические свойства воды в аквариуме

2) определить видовой состав обитателей аквариума

3) описать форму аквариума

4) сравнить состав воды в аквариуме с водой в реке

71. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата кожицы чешуи лука и рассматриванию её под микроскопом.

В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) предметное и покровное стёкла протрите салфеткой

2) осторожно расправьте кожицу препаровальными иглами и накройте покровным стеклом

3) пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло

4) положите кусочек кожицы в каплю слабого раствора йода

5) рассмотрите приготовленный препарат при увеличении в 56 раз (объектив – ×8, окуляр – ×7)

6) пинцетом снимите маленький кусочек тонкой кожицы с сочной чешуи лука

72. Какая наука разрабатывает методы лечения болезней человека?

1) гигиена 2) физиология 3) анатомия 4) медицина

73. В какой области биологии сделал свои открытия Т. Шванн?

1) цитологии 2) анатомии 3) психологии 4) генетики

74. Какая наука изучает условия сохранения здоровья человека?

1) анатомия 2) физиология 3) гигиена 4) генетика

75. В какой области биологии сделал свои открытия Г. Мендель?

1) цитология 2) ботаника 3) генетика 4) медицина

76. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по прорастанию семян. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) на бумагу положите 10 предварительно замоченных (в течение 8–10 ч) семян огурцов

2) закройте тарелку полиэтиленовой плёнкой

3) смочите бумагу водой и следите, чтобы во время опыта она была постоянно влажной

4) через сутки обследуйте семена, изменения заносите в дневник наблюдений

5) возьмите тарелку и уложите на её дно фильтровальную бумагу

6) оставьте тарелку в тёплое место

77. На рисунке изображён выдающийся российский ученый, лауреат Нобелевской премии в области медицины за 1908 г., известный тем, что создал

1) учение о пристеночном пищеварении 2) учение об условных рефлексах

3) теорию эволюции 4) учение о клеточном иммунитете

78. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата листа элодеи и рассматриванию его под микроскопом. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) с помощью пипетки капните на предметное стекло каплю воды

2) препаровальными иглами осторожно расправьте лист и покройте его покровным стеклом

3) протрите салфеткой предметное и покровное стёкла

4) отделите пинцетом один лист элодеи и положите его в каплю воды

5) рассмотрите препарат под микроскопом при увеличении в 300 раз (объектив – ×20, окуляр – ×15)

79. На рисунке изображён выдающийся российский ученый, получивший Нобелевскую премию за описание процессов нервной регуляции пищеварения, который известен тем, что создал современную

1)анатомию 2) физиологию 3) генетику 4) цитологию

80. В какой области биологии сделал свои открытия В.И. Вернадский?

1) анатомия 2) ботаника 3) генетика 4) экология

81. Какая наука изучает химический состав, строение и процессы жизнедеятельности клетки? 1) физиология 2) гистология 3) эмбриология 4) цитология



82. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, подтверждающего дыхание семян. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) для контроля рядом поставьте пустую банку с плотно закрытой крышкой

2) поместите на дно небольшой банки проросшие семена фасоли

3) спустя 2–3 дня проверьте наличие в банках кислорода, опустив в каждую банку горящую лучинку (длинная тонкая палочка)

4) плотно закройте банку крышкой и поставьте в тёплое, тёмное место

на 2–3 дня

5)прорастите на влажной ткани горсть семян фасоли в течение 5–6 дней

6) добавьте в банку немного воды

83. Н.И. Пирогов известен в науке тем, что

1) впервые применил наркоз в хирургии 2) создал учение об иммунитете

3) доказал невозможность самозарождения 4) создал учение о биосфере

84. Выявить необходимость углекислого газа для образования крахмала в листьях можно с помощью

1) эксперимента по фотосинтезу 2) наблюдения за развитием растения

3) сравнения растений разных природных зон 4) измерения органов растений

85. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по измерению артериального давления. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) закройте клапан баллона тонометра и нагнетайте с помощью резинового баллона воздух до исчезновения пульса или до показания на циферблате тонометра 140–150 мм рт. ст.

2) ниже манжетки в локтевом сгибе установите фонендоскоп

3)в момент исчезновения пульса монометр указывает минимальное (диастолическое) давление

4) плотно оберните манжетку тонометра вокруг обнажённого плеча испытуемого и закрепите её

5)в момент появления пульсовых ударов показатель манометра соответствует максимальному (систолическому) давлению

6) приоткройте вентиль, медленно выпускайте воздух из манжеты. Внимательно следите за показаниями манометра и одновременно прислушивайтесь к звукам в фонендоскопе

86. В какой области биологии сделал свои открытия И.М. Сеченов?

1) анатомии 2) ботаники 3)физиологии 4) зоологии

87. Чтобы проверить научную гипотезу в физиологии человека, необходимо

1) создать теорию 2) построить модель

3) провести эксперимент 4) провести наблюдение

88. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом крови человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) зарисуйте микропрепарат крови человека, сделайте обозначения

2) зажмите препарат крови человека лапками-держателями

3) положите микропрепарат крови на предметный столик

4) глядя в окуляр, настройте свет

5) медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату, пока не увидите чёткого изображения крови человека

6) поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5–10 см от края рабочего стола

89. Какая наука изучает химический состав, строение и процессы жизнедеятельности клетки? 1) гистология 2) эмбриология 3) экология 4) цитология

90. Какой учёный выделил три формы борьбы за существование?

1) Аристотель 2) К. Линней 3) Ж.Б. Ламарк 4) Ч. Дарвин

91. Наиболее точный метод, с помощью которого можно узнать, как влияют разные условия на рост растений, – это метод

1) наблюдения 2) моделирования 3) описания 4) экспериментальный

92. В какой области биологии сделал свои открытия М. Шлейден?

1)цитологии 2) анатомии 3) психологии 4) медицины

93. На рисунке изображён великий шведский ботаник, врач XVIII в., известный тем, что создал

1) теорию эволюции 2) систему живой природы

3) теорию возникновения жизни на Земле 4) клеточную теорию

94. Какой метод исследования применяет девушка, изображённая на картинке? 1) эксперимент 2) наблюдение 3) сравнение 4) анализ

95. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата мякоти плода томата. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) препаровальной иглой возьмите маленький кусочек мякоти плода томата и положите его в каплю воды на предметное стекло

2) рассмотрите препарат с помощью лупы

3) протрите салфеткой предметное и покровное стёкла

4) разомните мякоть плода томата препаровальной иглой до получения кашицы и накройте её покровным стеклом

5) пипеткой нанесите каплю воды на предметное стекло

96. И.П. Павлов внёс огромный вклад в развитие науки

1) анатомии 2) физиологии 3) генетики 4) экологии

97. В какой области биологии сделал свои открытия К. Линней?

1) цитологии 2) систематики 3) генетики 4) вирусологии

98. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по изучению действия ферментов слюны на крахмал. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) в две пробирки добавьте по 1 мл слюны, а в третью – столько же воды

2) пометьте пробирки и налейте в каждую по 2–3 мл клейстера

3) сделайте вывод

4) через 10 мин. во все пробирки добавьте по две капли йодного раствора

5) возьмите три чистые пробирки

6) первую пробирку поместите на лёд, а вторую и третью – в тёплую воду

99. На рисунке изображён выдающийся английский врач, анатом, физиолог, эмбриолог первой половины XVII в., известный тем, что

1) создал учение о кровообращении 2) открыл явление фотосинтеза

3) создал учение о естественном отборе 4) открыл законы наследственности

Просмотр содержимого документа
«Биология как наука 3»

Биология как наука. Методы биологии (245). 3-я часть.

100. В какой области биологии сделал свои открытия К.А. Тимирязев?

1) цитологии 2) ботаники 3) психологии 4) медицины

101 Расположите в правильном порядке пункты инструкции подсчета пульса до и после дозированной нагрузки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) сделайте 10 приседаний и снова подсчитайте число ударов за 1 мин.

2) приложите два пальца правой руки на внутреннюю сторону запястья левой руки

3) освободите от одежды запястье левой руки и нижнюю часть предплечья

4) после 5 мин. отдыха в положении сидя подсчитайте пульс

5) подсчитайте число ударов пульса за 1 мин. в спокойном состоянии

6) слегка надавите пальцами до ощущения биения сердца

102. В какой области биологии сделал свои открытия Л. Пастер?

1) цитологии 2) ботаники 3) психологии 4) микробиологии

103. В какой области биологии сделал свои открытия Ч. Дарвин?

1) цитологии 2) молекулярной биологии

3) генетики 4) эволюционного учения

104. Шведский ученый К. Линней создал

1) теорию эволюции 2) классификацию растений

3) теорию возникновения жизни на Земле 4) клеточную теорию

105. Какая наука изучает сортовое разнообразие растений?

1) физиология 2) систематика 3) экология 4) селекция

106. На фотографии изображен шаростержневой фрагмент ДНК. Какой метод позволил ученым создать такое трехмерное изображение молекулы?

1) классификации 2) эксперимента

3) наблюдения 4) моделирования

107. Выберите пару животных, в экспериментах с которыми были сделаны основные открытия в области физиологии животных и человека.

1) лошадь и корова 2) пчела и бабочка 3) собака и лягушка 4) ящерица и голубь

108. Кого из перечисленных ученых считают создателем эволюционного учения?

1) И.И. Мечникова 2) Л. Пастера 3) Ч. Дарвина 4) И.П. Павлова

109. Учёный-селекционер хочет выяснить влияние величины освещённости на скорость фотосинтеза у нового сорта пшеницы. Для этого в первую очередь он должен

1) поставить эксперимент

2) провести наблюдения

3) прочитать статью о фотосинтезе

4) сравнить данные из разных литературных источников

110. Какой научный метод используется при изучении под микроскопом передвижения инфузории туфельки?

1) синтеза 2) сравнения 3) наблюдения 4) анализа

111. Как называется наука о наследственности и изменчивости?

1) эмбриология 2) цитология 3) физиология 4) генетика

112. Предположение Ч. Дарвина о том, что у каждого современного вида или группы видов были общие предки, – это

1) закон 2) научный факт 3) теория 4) гипотеза

113. С применением какого научного метода связано исследование процесса образования условного рефлекса?

1) описательный 2) сравнительный 3) исторический 4) экспериментальный


114. На рисунке изображен фрагмент электрокардиограммы человека. Знания в области какой биологической науки позволят ее расшифровать? 1) гигиена 2) генетика 3) физиология 4) анатомия

115. Пример какого научного метода иллюстрирует сюжет картины голландского художника Я. Стена «Пульс», написанной в середине XVII в.? 1) моделирование 2) эксперимент 3) наблюдение 4) измерение

116. Какая наука изучает меры предупреждения болезней человека?

1) гигиена 2) физиология 3) медицина 4) психология

117. Какая наука занимается улучшением уже существующих пород животных и сортов растений?

1) экология 2) цитология 3) селекция 4) биохимия

118. Какая наука изучает развитие зародыша человека и животных?

1) эмбриология 2) анатомия 3) цитология 4) иммунология

119. Примером применения экспериментального метода исследования можно считать

1) формулирование положения на основе полученных фактов

2) формирование у собаки условного рефлекса на звонок

3) внешнее описание нового вида организмов

4) сравнение двух микропрепаратов

120. Какой метод используется при изучении под микроскопом клеток крови больного?

1) измерения 2) моделирования 3) наблюдения 4)синтеза

121. Главным объектом изучения науки эмбриологии является (-ются)

1)развитие организма от зачатия до рождения

2) строение и функции яйцеклетки

3) развитие организма после рождения

4) строение и функции половых желёз

122. Роль клеточной теории в науке заключается в

1) открытии клеточного ядра 2) выяснении механизмов деления клеток

3) открытии клетки 4) обобщении знаний о строении организмов

123. Специальность учёного, изучающего тонкие структуры хромосом, называется

1) селекционер 2) цитогенетик 3) эмбриолог 4) анатом

124. Строение, жизнедеятельность и значение насекомых изучают

1) экологи 2) энтомологи 3) вирусологи 4) физиологи

125. Какой из приведенных ниже терминов в переводе с греческого означает «вне» и «рассекать»? 1) анатомия 2) физиология 3) генетика 4) зоология

126. К какому врачу-специалисту вы обратитесь в первую очередь, если заметите изменения на поверхности кожи?

1) отоларинголог 2) невропатолог 3) окулист 4) дерматолог

127. Пример какого научного метода иллюстрирует сюжет картины голландского художника Рембрандта «Уроки анатомии доктора Николаса Тюльпа» , 1632 г?

1) моделирования 2) эксперимента 3) наблюдения 4) измерения

128. Антропогенез – это

1) происхождение и эволюция человека

2) индивидуальное развитие человека

3) историческое развитие живой природы

4) эмбриональное развитие человека

129. Какая наука изучает многообразие организмов и объединяет их в группы по степени сходства и родства?

1) селекция 2) систематика 3) анатомия 4) физиология

130. Какая наука изучает влияние загрязнений на окружающую среду?

1) систематика 2) экология 3) генетика 4) селекция

131. Систематика – это наука, изучающая

1) внешнее строение организмов 2) функции организмов в природе

3) образ жизни организмов 4) родственные связи организмов

132. Какую процедуру, из приведенных, можно считать биологическим экспериментом?

1) исследование реакций лягушки на механические раздражения

2) изучение размеров и формы листьев растений одного вида

3) сбор ископаемых остатков древних животных

4) разработка научной теории

133. Впервые обнаруженный ученым-биологом в природе организм изучается с помощью метода

1) моделирования 2) наблюдения 3) эксперимента 4) сравнения

134. Селекция как наука решает задачи

1) сохранения биосферы 3) создания новых удобрений

2) создания агроценозов 4) выведения новых пород и сортов

135. Какой метод позволяет выявить признаки, общие для всех царств живой природы?

1) микроскопирование 2) прогнозирование

3) сравнение 4) центрифугирование

136. Какой метод позволяет сделать окончательные выводы о чертах сходства и различия человека и приматов?

1) описания 2) наблюдения 3) сравнения 4) измерения

137. Предположим, что у вас в руках есть справочник по физиологии. Какую информацию, из предложенной, вы сможете в нем найти?

1) нормальная частота пульса у человека – 60–80 ударов в минуту

2) цветковых растений, известных на сегодня, около 250 тысяч видов

3) в пасти у тигра есть мощные клыки, резцы и коренные зубы

4) к методам селекции относят искусственный отбор

138. Какой метод используется для изучения под микроскопом передвижения амёбы обыкновенной?

1) моделирования 2) эксперимента 3) сравнения 4) наблюдения

139. К какому врачу-специалисту вы посоветуете обратиться своему товарищу, если он будет жаловаться на боли в области горла при глотании?

1) урологу 2) дерматологу 3) кардиологу 4) отоларингологу

140. На рисунке изображена собака и одна из многочисленных установок, которыми пользовался И.П. Павлов в своей научной деятельности. Наличие такой установки предполагает, что учёный использовал метод

1) описания 2) эксперимента 3) сравнения 4) измерения



141. Изучите график, отражающий процесс роста и развития насекомого.

В какой день длина насекомого составит 3,5 см?

1) 38 2) 39 3) 40 4) 42

[

Просмотр содержимого документа
«Биология как наука 4»

Биология как наука. Методы биологии (245). 4-я часть.

142. В какой области биологии сделал свои открытия М. Шлейден?

1) анатомия 2) генетика 3) цитология 4) психология

143. Метод исследования, с помощью которого можно установить количество и форму хромосом в клетке, называется

1) биохимическим 2) цитологическим

3) центрифугированием 4) сравнительным

144. Какая наука изучает ископаемые остатки вымерших организмов?

1) систематика 2) экология 3) физиология 4) палеонтология

145. Какая наука изучает строение живых организмов?

1) цитология 2) анатомия 3) физиология 4) психология

146. Как называют систему взглядов, идей в определенной научной области?

1) гипотеза 2) теория 3) описание 4) научный факт

147. Примером применения экспериментального метода исследования можно считать

1) формулирование выводов на основе полученных фактов

2) формирование у домашней собаки условного рефлекса на команду «Сидеть!»

3) словесное описание нового вида организмов

4) сравнение двух тканей под микроскопом

148. С одного куста смородины взяли несколько черенков, укоренили их и вырастили взрослые растения. Однако оказалось, что дочерние растения отличаются не только друг от друга, но и от материнского растения по числу и мощности побегов, размерам и числу листьев. Результаты этого эксперимента позволяют установить

1) наличие ненаследственной изменчивости у растений

2) способность растений к половому размножению

3) высокую скорость размножения растений

4) особенности опыления растений

149. Какая наука изучает условия сохранения здоровья человека?

1) анатомия 2) физиология 3) гигиена 4) генетика

150. В эксперименте Дж. Пристли обнаружил, что мышь не гибнет в закрытом сосуде, если там находится растение в горшочке. Выберите еще одно необходимое условие для того, чтобы мышь осталась жива.

1) солнечный свет 2) комнатная температура

3) пучок сена 4) раствор хлорофилла

151. Английский физик Р. Гук при изучении клетки пользовался таким методом получения знаний, как

1) наблюдение 2) моделирование 3) синтез 4) анализ

152. Наука цитология получила своё развитие благодаря созданию

1) эволюционного учения 2) генной теории

3) клеточной теории 4) атомно-молекулярной теории

153. Основоположником современной систематики органического мира был

1) Ж. Ламарк 2) Ч. Дарвин 3) Л. Пастер 4) К. Линней

1) 2)

154. Каким методом воспользуется ученый-зоолог при установлении родства между озёрной лягушкой (1) и зелёной жабой (2)?

1) абстрагирования 2) экспериментальным

3) моделирования 4) сравнения

155. Законы наследования признаков организма установил

1) Ч. Дарвин 2) И. Мечников 3) Г. Мендель 4) И. Павлов

156. Первое описание клетки дал

1) А. Левенгук 2) Р. Гук 3) Т. Шванн 4) М. Шлейден

157. Какой из приведенных ниже терминов в переводе с греческого языка означает «изучение жизни»?

1) анатомия 2) физиология 3) генетика 4) биология

158. Чтобы выяснить, нужно ли тепло для прорастания семян, необходимо

1) поместить по 100 семян одного растения в разные температурные условия

2) сначала выставить группу семян на холод, а затем поместить ее в тепло

3) 100 семян теплолюбивых растений проращивать в холоде

4) 100 семян холодостойких растений проращивать в тепле

159. Какой прибор позволяет определить жизненную емкость легких (ЖЕЛ) у человека?

1) динамометр 2) фонендоскоп 3) тонометр 4) спирометр

160. При описании размеров и массы тела представителей отряда Крокодилы ученые чаще всего используют следующие единицы измерения:

1) м и т 2) см и кг 3) м и кг 4) мм и г

161. Экология изучает

1) многообразие организмов 2) закономерности наследственности

3) взаимоотношения организмов и среды 4) строение и функции организмов

162. «Красная книга» – это

1) сборник научных трудов о наиболее важных для человека видах организмов

2) документ, содержащий сведения об охраняемых государствами видах организмов

3) энциклопедия наиболее часто встречающихся видов организмов, населяющих Землю

4) международный закон об охране редких и исчезающих видов организмов

163. В области какой науки широко используют гибридологический метод исследования?

1) физиология 2) генетика 3) цитология 4) анатомия

164. Наука, изучающая жизнедеятельность бактерий, — это

1) микробиология 2) паразитология

3) эпидемиология 4) гельминтология

165. Примером применения экспериментального метода исследования можно считать

1) формулирование положения на основе полученных фактов

2) формирование у кролика условного рефлекса на свет

3) внешнее описание нового вида организмов

4) сравнение двух микропрепаратов

166. Чтобы проверить научную гипотезу в физиологии человека, необходимо

1) разработать теорию 2) построить модель

3) провести эксперимент 4) обдумать наблюдение

167. Выяснить, необходим ли свет для образования крахмала в листьях, можно с помощью

1) описания органов растений

2) сравнения растений разных природных зон

3) наблюдения за ростом растения

4) эксперимента по фотосинтезу

168. При разведении растений на приусадебном участке Вы, скорее всего, воспользуетесь знаниями, полученными в области

1) молекулярной биологии 2) зоологии

3)цитологии 4) агротехники

169. Как формулируется одно из положений клеточной теории?

1) клетки организма выполняют сходные функции

2) клетки организмов отличаются друг от друга размерами

3) клетки разных организмов сходны по своему строению

4)клетки одноклеточных и многоклеточных организмов имеют разный состав химических элементов


170. В естественно научном познании природы эксперимент в первую очередь позволяет

1) проверить гипотезу 2) зафиксировать факт

3) сформулировать закон 4) описать явление

171. Как называют объект, отмеченный буквой А?

1) предметное стекло 2) покровное стекло

3) оптическое стекло 4) матовое стекло

172. Клеточная теория имеет важнейшее значение для понимания

1) процессов дыхания и питания

2) круговорота веществ в биосфере

3) приспособленности организмов к среде обитания

4) общих принципов построения тел живой природы

173. Суть клеточной теории отражена в следующем положении:

1) вирусы – наименьшие клеточные организмы, обитающие на Земле

2) клетки всех организмов выполняют схожие функции

3) все клетки имеют ядро

4) многоклеточные организмы развиваются из одной исходной клетки

174. Какое открытие было сделано в биологии благодаря применению метода наблюдения?

1) установление условно-рефлекторного выделения пищеварительных соков

2) создание вакцины против полиомиелита

3) открытие клеточного ядра у растений и животных

4) создание нового сорта пшеницы

175. На какой фотографии изображён один из создателей клеточной теории?

1)2)3)4)

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4


176. Николаю дали задание изучить сходства и различия человека и приматов. Каким методом он воспользуется в первую очередь, чтобы выполнить такое задание?

1) описания 2) моделирования 3) сравнения 4) измерения

177. Что позволяет эксперимент в биологии?

1) наблюдать явление 2) проверить гипотезу

3) проверить наблюдение 4) описать явление


Просмотр содержимого документа
«Биология как наука 5»

Биология как наука. Методы биологии (245). 5-я часть.

177. В инструкции к лабораторной работе перепутан порядок действий. Восстановите последовательность хода работы и запишите правильный порядок пунктов.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Как работать с микроскопом

Цель: изучить приёмы работы с микроскопом.

Оборудование: а) микроскоп, б) салфетки, в) готовый микропрепарат, г) тетрадь, д) учебник.

Ход работы

1) Открыть диафрагму.

2) Определить увеличение окуляра и объектива микроскопа.

3) Установить микроскоп в удобное положение перед собой на рас­сто­яние ширины ладони от края парты.

4) Вращая макровинт, установить тубус в таком положении, чтобы расстояние от линзы до предметного столика было не более 1 см.

5) Чистой салфеткой протереть все линзы, микроскоп убрать в спе­ци­аль­ный футляр.

6) Поместить препарат на предметный столик микроскопа и, глядя сбоку, опускать объектив при помощи винта до тех пор, пока расстояние не станет 4-5 мм.

7) Медленно поворачивая макровинт, добиться резкого изображения объекта

8) Глядя в окуляр, поворачивать зеркало, чтобы добиться равномерного максимального освещения поля зрения.

178. Объекты изучения какой из приведённых наук находятся на надорганизменном уровне организации живого?

1) молекулярная биология 2) экология 3) эмбриология 4) анатомия

179. Укажите грамотно записанное название вида (по Линнею).

1) жёлтый одуванчик 2) одуванчик лекарственный

3) сорняк одуванчик 4) одуванчик

180. Самой крупной из перечисленных систематической категорией является

1) род 2) вид 3) тип 4) царство

181. В каком из вариантов правильно указана иерархия систематических групп растений

1) класс – отдел – порядок – семейство – род – вид

2) отдел – класс – порядок – семейство – род – вид

3) класс – отдел – порядок – вид – семейство – род

4) класс – отдел – порядок – род – вид – семейство

182. Для разделения органоидов клетки по плотности Вы выберете метод

1) наблюдения 2) хроматографии 3) центрифугирования 4)выпаривания

183. Известно, что Луи Пастер – французский микробиолог и иммунолог, разработавший технологию пастеризации. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг ученого.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) В своих экспериментах учёный доказал, что живые организмы не могут зарождаться сами, у них обязательно есть родители.

2) Изучая физические свойства винной кислоты, обнаружил, что она обладает оптической активностью.

3) Разработал метод предохранительных прививок.

4) Открыл мельчайшие организмы - анаэробы, которые могут жить без кислорода.

5) Учёный был награждён орденами почти всех стран мира.

6) Для продления срока хранения и обеззараживания пищевых продуктов предложил нагревать жидкие продукты или вещества до 60 °C в течение 60 минут или при температуре 70—80 °C в течение 30 мин.

184. Установите хронологическую последовательность появления научных теорий и открытий в биологии. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) эволюционное учение Ч. Дарвина

2) клеточная теория Т. Шванна и М. Шлейдена

3) установление структуры молекулы ДНК Дж.Уотсоном и Ф. Криком

4) теория условных рефлексов И.П. Павлова

185. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом крови человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) зарисуйте микропрепарат крови человека, сделайте обозначения

2) зажмите препарат крови человека лапками-держателями

3) положите микропрепарат крови на предметный столик

4) глядя в окуляр, настройте свет

5) медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату, пока не увидите чёткого изображения крови человека

6) поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5–10 см от края рабочего стола

186. В колбу налили молока и добавили йогуртовую культуру бактерий. На графике каждый час отмечали кислотность (рН) молока. Рассмотрите график и ответе на вопрос: в какое время происходило наиболее активное снижение кислотности молока?

1) с 1-го по 3-й час 2) с 3-го по 7-й час

3) с 7-го по 12-й час 4) с 12-го по 16-й час

187. Известно, что Иван Сеченов – выдающийся русский физиолог, эволюционист, предложивший систему исследования сложных форм поведения человека. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг ученого.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) Работал в химической лаборатории Д.И. Менделеева и читал лекции в клубе художников.

2) Вместе с женой впервые перевёл на русский язык сочинение Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор».

3) Родился учёный в 1829 году.

4) В лаборатории К. Бернара экспериментально проверил гипотезу о влиянии центров головного мозга на двигательную активность.

5) Автор статьи «О поглощении СО2 растворами солей и сильными кислотами».

6) Углублённо изучал различные направления философии и психологии, полемизировал с представителями разных философско-психологических направлений — П. Лавровым, К. Г. Струве.



189. Известно, что Карл Линней – выдающийся ботаник, креационист, создатель единой системы классификации растительного и животного мира. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг ученого.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) К. Линней заложил основы современной бинарной номенклатуры в биологии.

2) У себя на родине учёного ценят как путешественника, который открыл для шведов их собственную страну.

3) В своих работах учёный писал, что «видов столько, сколько их создало Бесконечное существо (Бог)».

4) К. Линней одним из первых начал вести научные фенологические наблюдения в природе.

5) Учёным было описано около полутора тысяч новых видов растений.

6) К. Линней родился 23 мая 1707 года в Южной Швеции— в деревне Росхульт в провинции Смоланд.

190. Известно, что Иван Павлов – один из авторитетнейших мировых учёных, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг ученого.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) Иван Павлов читал много художественной и научной литературы.

2) В 1883 году учёный защитил докторскую диссертацию «О центробежных нервах сердца».

3) Создал общепризнанное учение о двух сигнальных системах.

4) Разработал методику опытов с мнимым кормлением.

5) Предки Павлова по отцовской и материнской линиям были служителями церкви.

6) Лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года.


191. Прочитайте текст и выполните задание 29.

РАЗВИТИЕ ИММУНОЛОГИИ

История иммунологии – науки об иммунитете – началась в Англии в 1796 г. В то время было известно, что человек, единожды переболевший и оставшийся в живых, больше оспой не заболевает, а также то, что коровы тоже подвержены похожей болезни.

Сельский врач заметил, что доярки, как правило, не болели тяжёлым инфекционным заболеванием – натуральной оспой, главным признаком которой являлись пузырьки на коже, заполненные бесцветной жидкостью. Врач понял, что коровья оспа – легкая форма натуральной. У больных коров на вымени также появлялись пузырьки с жидкостью. Они лопались во время дойки, так как доярки интенсивно массировали вымя. При этом жидкость из пузырьков попадала в трещины кожи на ладонях доярок. Женщины заболевали, но болезнь протекала у них в лёгкой форме. Э. Дженнер понял, что жидкость, выделявшаяся из оспенных пузырьков коровы, обладает лечебными свойствами и может быть использована в качестве вакцины.

Открытие Дженнера основывалось не на знании причин возникновения оспы, а на наблюдательности. Лишь столетием позже было выяснено, что инфекционные заболевания вызывают болезнетворные микроорганизмы, которых исследователи научились выделять. В 1879 г. Л. Пастер, изучая куриную холеру, обнаружил, что после введения ослабленных бактерий куры не гибли, а, наоборот, становились совершенно невосприимчивыми к этой болезни. Открытие привело Л. Пастера к разработке методов предупредительных прививок и созданию вакцин. Ученый получил вакцины против сибирской язвы, бешенства и других инфекционных болезней.

Используя содержание текста «Развитие иммунологии», ответьте на следующие вопросы.

1) Какой научный метод применял в своем исследовании Э. Дженнер?

2) Что являлось объектом изучения в работах Л. Пастера?

3) Что служило основой для получения вакцины Э. Дженнером?





194. Прочитайте текст и выполните задание 29.

МЕХАНИЗМ ИММУНИТЕТА

Иммунология — это наука о механизмах защитных реакций организма. У её истоков стояли Л. Пастер, И.И. Мечников, П. Эрлих. Л. Пастер применил вакцинацию для предупреждения инфекционных заболеваний. И.И. Мечников разработал клеточную (фагоцитарную) теорию иммунитета. П. Эрлих создал гуморальную теорию, согласно которой невосприимчивость к инфекциям обусловлена выработкой защитных белковых веществ — антител.

В настоящее время иммунитет подразделяют на неспецифический и специфический. Неспецифическая клеточная защита осуществляется фагоцитами крови, которые поглощают из крови чужеродные элементы — бактериальные клетки, белковые молекулы и другие мельчайшие частицы.

Специфический иммунитет образуется на конкретный антиген, и при повторном заражении организм реагирует только на него. В специфических иммунных реакциях участвуют Т и В- лимфоциты. Т-лимфоциты узнают и поражают чужеродные вещества и пересаженные ткани, а также собственные раковые клетки организма, то есть участвуют в выработке специальных белков — антител. Именно они создают специфический клеточный иммунитет. В-лимфоциты способны нейтрализовать определенные антигены, растворяя или склеивая их. Специфический иммунитет бывает врождённый и приобретённый. При приобрётенном иммунитете антитела образуются в течение жизни, а при врождённом иммунитете они имеются в крови от рождения.

Используя содержание текста «Механизм иммунитета», ответьте на следующие вопросы.

1) Кто из ученых является автором гуморальной теории иммунитета?

2) Какие клетки, согласно теории И.И. Мечникова, обеспечивают иммунитет?

3) Что, согласно гуморальной теории иммунитета, вызывает иммунный ответ организма?

Используя содержание текста «Механизм иммунитета», ответьте на следующие вопросы.

1) Кто является создателем теории клеточного иммунитета?

2) Какие клетки, согласно теории П.Эрлиха, обеспечивают иммунитет?

3) Что, согласно клеточной теории иммунитета, вызывает иммунный ответ организма?


Пользуясь текстом «Механизм иммунитета» и собственными знаниями, перечислите три важнейших научных и практических проблемы, которые помогла решить теория иммунитета.


193. Прочитайте текст и выполните задание 29.

«ИСТОРИЯ О ЗОЛОТОМ МАЛЬЧИКЕ»

В 1496 году в роскошном замке миланского герцога Моро проходило праздничное шествие, которое возглавлял мальчик, тело которого сплошь было покрыто краской, по цвету напоминавшей золото. Подросток должен был олицетворять собой «Золотой век» Возрождения, который переживала в то время вся Северная Италия, а постановщиком этого действия был великий Леонардо да Винчи.

Забава знатных гостей стала роковой для артиста. После представления о нем забыли, и подросток остался на всю ночь в холодном помещении зала на каменном полу. Лишь на следующий день испуганного и плачущего мальчика нашли лежащим в дальнем углу зала. Вскоре он заболел и умер. Причина смерти долго оставалась непонятной. Одни учёные считали, что ребёнок погиб от недостатка воздуха, так как дыхание через кожу стало невозможным. Другие утверждали, что причина гибели — прекращение работы потовых желёз. Однако у этих объяснений были противники, которые попытались опровергнуть неверные гипотезы экспериментально.

Опыт, объясняющий причину смерти ребёнка, был проведён только в ХIХ веке. В эксперименте участвовали двое взрослых мужчин, тела которых были покрыты лаком. В помещении, где находились испытуемые, постоянно поддерживали благоприятную температуру воздуха. Один мужчина пребывал в таком состоянии сутки, а другой — 8 суток без каких-либо последствий для организма. Этот смелый эксперимент, по мнению учёных, позволил им объяснить причину гибели мальчика.

Используя содержимое текста «История о золотом мальчике», ответьте на следующие вопросы.

1) В каких условиях находились люди в эксперименте, проведённом в XIX в.?

2) Каковы результаты эксперимента, проведённого в XIX в.?

3) Каковы истинные причины смерти подростка в замке герцога?

Используя содержимое текста «История о золотом мальчике», ответьте на следующие вопросы.

1) Какова продолжительность эксперимента, который проводился в XIX в.?

2) Объясните, почему оказались несостоятельными первоначальные версии гибели подростка?

192. Прочитайте текст и выполните задание 29.

ЧТО ТАКОЕ СИСТЕМА?

Все живые и неживые тела (мебель, посуда, приборы, растения, животные), с которыми Вы встречаетесь каждый день, и все вещества (вода, сахар, соль, сода, уксусная кислота и многие другие), из чего-то состоят: предметы – из определённых деталей, эти детали состоят из веществ, а вещества, в свою очередь, состоят из мельчайших частиц – молекул и атомов. Атомы и молекулы, взаимодействуя друг с другом, образуют новые, более сложные вещества. Мельчайшие частицы, взаимодействуя между собой, образуют систему.

Взаимодействующие между собой части системы называют элементами этой системы. Чем больше взаимодействующих элементов составляют систему, тем она сложнее. Вспомните хотя бы разные конструкторы. Чем больше в них деталей, тем сложнее и длительней будет их сборка.

Детали различных приборов и механизмов, части организмов взаимодействуют между собой. В результате такого взаимодействия приборы нормально работают, а в организме идут процессы жизнедеятельности.

И прибор, и организм – это системы, работающие благодаря взаимодействию деталей или органов. Но прибор – это неживая система, а организм – живая. Так как мы изучаем биологию, то нас будут интересовать живые системы, т.е. организмы.

Примером не самой сложной системы в организме может служить рука человека. Она состоит из костей, мышц, связок. Лишённая хотя бы одного из составляющих элементов, рука работать не сможет. Рука является подсистемой (элементом) более сложной системы «человеческий организм».

Глаза и уши, мозг и сердце, кости и мышцы – это элементы системы «человек». Все вместе они удивительно слаженно работают, образуя организм, хотя каждый из органов имеет свои особенности строения. Только взаимодействуя, отдельные органы образуют полноценный организм и обеспечивают его долгую и слаженную работу. Важно понять ещё одну мысль: свойства любой системы отличаются от свойств тех элементов, которые составляют систему. Так, например, лист, отделённый от растения, не способен создавать органические вещества, так как в него не поступает вода из корней. Клетка, лишённая ядра, не способна к размножению. Можно назвать много подобных примеров, чтобы доказать, что система приобретает новые свойства, которых не было у элементов, составляющих данную систему.

Используя содержание текста «Что такое система?», ответьте на вопросы и выполните задание.

1) Что является главным условием возникновения системы?

2) Чем с позиции анатомии отличается система «рука» от системы «мышца»?

3) На примере строения цветка докажите, что это система.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!