9 класс. Биология как наука. Методы биологии (245). 2-я часть.
44. На рисунке изображён великий английский естествоиспытатель и биолог середины XIX в., известный тем, что создал
1) теорию эволюции 2) клеточную теорию
3) рефлекторную теорию 4) теорию иммунитета
45. Систематика – это наука, изучающая
1) внешнее строение организмов 2) функции организмов в природе
3) образ жизни организмов 4) родственные связи организмов
46. Какой уровень организации жизни отражён на данном рисунке? 1) молекулярно-генетический 2) органоидно-клеточный
3) организменный 4) биогеоценотический
47. Какой прибор позволяет определить содержание сахара в крови у человека?
1) глюкометр 2) динамометр 3) спирометр 4) фонендоскоп
48. Каким методом воспользовался И.П. Павлов, чтобы установить рефлекторную природу выделения желудочного сока?
1) наблюдение 2) описание 3) эксперимент 4) моделирование
49.Марии необходимо сделать рисунки разных по форме клеток. Какой микроскоп ей лучше выбрать для такого исследования?
1) линза окуляра ×7, а линза объектива ×40
2) линза окуляра ×20, а линза объектива ×20
3) линза окуляра ×15, а линза объектива ×40
4) линза окуляра ×5, а линза объектива ×80
50. Как называют науку, изучающую закономерности исторического развития органического мира? 1) экология 2) анатомия 3) эволюционное учение 4) генетика
51. Выдающийся русский физиолог, учёный-энциклопедист конца XIX в. И.М. Сеченов известен тем, что объяснил
1) механизмы зрительного восприятия сетчаткой глаза
2) природу образования условных и безусловных рефлексов у человека и животных
3) механизмы движения крови по малому и большому кругам кровообращения
4) природу психических явлений, в основе которых лежат физиологические процессы – рефлексы
52. Факт существования сезонной линьки у животных был установлен
1) экспериментальным методом 2) методом наблюдения
3) методом микрокопирования 4) гибридологическим методом
53. Учёный предположил, что некоторые насекомые похожи на ветки растений, потому что это сходство спасает их от хищников. С большей точностью он может подтвердить или опровергнуть это предположение методом
1) эксперимента 2) измерения 3) описания 4) сравнения
54. На рисунке изображён великий французский естествоиспытатель и биолог конца XVIII – начала XIX в., известный тем, что создал первую научную
1) теорию иммунитета 2) клеточную теорию
3) теорию эволюции живого мира 4) хромосомную теорию
55. Какой уровень организации жизни отражён на данной фотографии? 1) молекулярно-генетический
2) органоидно-клеточный 3) биогеоценотический 4) популяционно-видовой
56. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, доказывающего выделение растениями углекислого газа. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Накройте комнатное растение стеклянным колпаком.
2) Поместите рядом с комнатным растением стакан с известковой водой.
3) Поместите комнатное растение, накрытое стеклянным колпаком, в тёмный шкаф.
4) Рассмотрите помутневшую известковую воду.
5) Возьмите комнатное растение с большим числом листьев.
57. Специальность учёного, изучающего строение и функции клеток, называется
1) селекционер 2) цитолог 3) эмбриолог 4) анатом
58. При разведении растений на приусадебном участке Вы, скорее всего, воспользуетесь знаниями, полученными из области
1)агротехники 2) молекулярной биологии
3) медицины 4) эволюционного учения
59. Законы наследования признаков организма установил
1) Ч. Дарвин 2) Г. Мендель 3) И.И. Мечников 4) И.П. Павлов
60. Какая наука изучает процесс фотосинтеза?
1) генетика 2) экология 3) физиология 4) систематика
61. Учёный хочет выяснить закономерности наследования цвета глаз у детей в нескольких поколениях одной семьи. Каким методом исследования он воспользуется?
1) экспериментальным 3) генеалогическим
2) гибридологическим 4) наблюдения
62. Какой термин в переводе с греческого означает «знание о душе»?
1) гигиена 2) физиология 3) психология 4) анатомия
63. Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии? 1) биосферный 2) клеточный
3) популяционно-видовой 4) биогеоценотический
64. Кого считают создателем клеточной теории иммунитета?
1) И.И. Мечникова 2) Л. Пастера 3) И.П. Павлова 4) Ч. Дарвина
65. Наука цитология получила своё развитие благодаря созданию
1) эволюционного учения 2) генной теории
3) клеточной теории 4) рефлекторной теории
66. Ручная лупа с 10-кратным увеличением позволяет увидеть
1) хлоропласты растительной клетки 2) ядро растительной клетки
3) форму клетки простейших 4) рибосомы бактерий
67. На рисунке изображён великий русский и советский естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель XX в., известный тем, что создал 1) клеточную теорию 2) теорию возникновения человека
3) учение о биосфере 4) учение о доминанте
68. Специальность учёного, занимающегося лечением домашних животных, называется
1) ветеринар 2) зоотехник 3) агроном 4) селекционер
69. Какие примеры относят к биологическому эксперименту? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рассматривание под микроскопом клетки крови лягушки
2) слежение за миграцией косяка трески
3) изучение характера пульса после разных физических нагрузок
4) лабораторное исследование влияния гиподинамии на состояние здоровья
5) описание внешних признаков бобовых растений
6) выработка условного пищевого рефлекса
70. Какое биологическое исследование может провести женщина, изображённая на картине Анри Матисса «Женщина перед аквариумом»?
1) определить физические свойства воды в аквариуме
2) определить видовой состав обитателей аквариума
3) описать форму аквариума
4) сравнить состав воды в аквариуме с водой в реке
71. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата кожицы чешуи лука и рассматриванию её под микроскопом.
В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) предметное и покровное стёкла протрите салфеткой
2) осторожно расправьте кожицу препаровальными иглами и накройте покровным стеклом
3) пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло
4) положите кусочек кожицы в каплю слабого раствора йода
5) рассмотрите приготовленный препарат при увеличении в 56 раз (объектив – ×8, окуляр – ×7)
6) пинцетом снимите маленький кусочек тонкой кожицы с сочной чешуи лука
72. Какая наука разрабатывает методы лечения болезней человека?
1) гигиена 2) физиология 3) анатомия 4) медицина
73. В какой области биологии сделал свои открытия Т. Шванн?
1) цитологии 2) анатомии 3) психологии 4) генетики
74. Какая наука изучает условия сохранения здоровья человека?
1) анатомия 2) физиология 3) гигиена 4) генетика
75. В какой области биологии сделал свои открытия Г. Мендель?
1) цитология 2) ботаника 3) генетика 4) медицина
76. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по прорастанию семян. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) на бумагу положите 10 предварительно замоченных (в течение 8–10 ч) семян огурцов
2) закройте тарелку полиэтиленовой плёнкой
3) смочите бумагу водой и следите, чтобы во время опыта она была постоянно влажной
4) через сутки обследуйте семена, изменения заносите в дневник наблюдений
5) возьмите тарелку и уложите на её дно фильтровальную бумагу
6) оставьте тарелку в тёплое место
77. На рисунке изображён выдающийся российский ученый, лауреат Нобелевской премии в области медицины за 1908 г., известный тем, что создал
1) учение о пристеночном пищеварении 2) учение об условных рефлексах
3) теорию эволюции 4) учение о клеточном иммунитете
78. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата листа элодеи и рассматриванию его под микроскопом. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) с помощью пипетки капните на предметное стекло каплю воды
2) препаровальными иглами осторожно расправьте лист и покройте его покровным стеклом
3) протрите салфеткой предметное и покровное стёкла
4) отделите пинцетом один лист элодеи и положите его в каплю воды
5) рассмотрите препарат под микроскопом при увеличении в 300 раз (объектив – ×20, окуляр – ×15)
79. На рисунке изображён выдающийся российский ученый, получивший Нобелевскую премию за описание процессов нервной регуляции пищеварения, который известен тем, что создал современную
1)анатомию 2) физиологию 3) генетику 4) цитологию
80. В какой области биологии сделал свои открытия В.И. Вернадский?
1) анатомия 2) ботаника 3) генетика 4) экология
81. Какая наука изучает химический состав, строение и процессы жизнедеятельности клетки? 1) физиология 2) гистология 3) эмбриология 4) цитология
82. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, подтверждающего дыхание семян. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) для контроля рядом поставьте пустую банку с плотно закрытой крышкой
2) поместите на дно небольшой банки проросшие семена фасоли
3) спустя 2–3 дня проверьте наличие в банках кислорода, опустив в каждую банку горящую лучинку (длинная тонкая палочка)
4) плотно закройте банку крышкой и поставьте в тёплое, тёмное место
на 2–3 дня
5)прорастите на влажной ткани горсть семян фасоли в течение 5–6 дней
6) добавьте в банку немного воды
83. Н.И. Пирогов известен в науке тем, что
1) впервые применил наркоз в хирургии 2) создал учение об иммунитете
3) доказал невозможность самозарождения 4) создал учение о биосфере
84. Выявить необходимость углекислого газа для образования крахмала в листьях можно с помощью
1) эксперимента по фотосинтезу 2) наблюдения за развитием растения
3) сравнения растений разных природных зон 4) измерения органов растений
85. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по измерению артериального давления. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) закройте клапан баллона тонометра и нагнетайте с помощью резинового баллона воздух до исчезновения пульса или до показания на циферблате тонометра 140–150 мм рт. ст.
2) ниже манжетки в локтевом сгибе установите фонендоскоп
3)в момент исчезновения пульса монометр указывает минимальное (диастолическое) давление
4) плотно оберните манжетку тонометра вокруг обнажённого плеча испытуемого и закрепите её
5)в момент появления пульсовых ударов показатель манометра соответствует максимальному (систолическому) давлению
6) приоткройте вентиль, медленно выпускайте воздух из манжеты. Внимательно следите за показаниями манометра и одновременно прислушивайтесь к звукам в фонендоскопе
86. В какой области биологии сделал свои открытия И.М. Сеченов?
1) анатомии 2) ботаники 3)физиологии 4) зоологии
87. Чтобы проверить научную гипотезу в физиологии человека, необходимо
1) создать теорию 2) построить модель
3) провести эксперимент 4) провести наблюдение
88. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом крови человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) зарисуйте микропрепарат крови человека, сделайте обозначения
2) зажмите препарат крови человека лапками-держателями
3) положите микропрепарат крови на предметный столик
4) глядя в окуляр, настройте свет
5) медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату, пока не увидите чёткого изображения крови человека
6) поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5–10 см от края рабочего стола
89. Какая наука изучает химический состав, строение и процессы жизнедеятельности клетки? 1) гистология 2) эмбриология 3) экология 4) цитология
90. Какой учёный выделил три формы борьбы за существование?
1) Аристотель 2) К. Линней 3) Ж.Б. Ламарк 4) Ч. Дарвин
91. Наиболее точный метод, с помощью которого можно узнать, как влияют разные условия на рост растений, – это метод
1) наблюдения 2) моделирования 3) описания 4) экспериментальный
92. В какой области биологии сделал свои открытия М. Шлейден?
1)цитологии 2) анатомии 3) психологии 4) медицины
93. На рисунке изображён великий шведский ботаник, врач XVIII в., известный тем, что создал
1) теорию эволюции 2) систему живой природы
3) теорию возникновения жизни на Земле 4) клеточную теорию
94. Какой метод исследования применяет девушка, изображённая на картинке? 1) эксперимент 2) наблюдение 3) сравнение 4) анализ
95. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата мякоти плода томата. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) препаровальной иглой возьмите маленький кусочек мякоти плода томата и положите его в каплю воды на предметное стекло
2) рассмотрите препарат с помощью лупы
3) протрите салфеткой предметное и покровное стёкла
4) разомните мякоть плода томата препаровальной иглой до получения кашицы и накройте её покровным стеклом
5) пипеткой нанесите каплю воды на предметное стекло
96. И.П. Павлов внёс огромный вклад в развитие науки
1) анатомии 2) физиологии 3) генетики 4) экологии
97. В какой области биологии сделал свои открытия К. Линней?
1) цитологии 2) систематики 3) генетики 4) вирусологии
98. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по изучению действия ферментов слюны на крахмал. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) в две пробирки добавьте по 1 мл слюны, а в третью – столько же воды
2) пометьте пробирки и налейте в каждую по 2–3 мл клейстера
3) сделайте вывод
4) через 10 мин. во все пробирки добавьте по две капли йодного раствора
5) возьмите три чистые пробирки
6) первую пробирку поместите на лёд, а вторую и третью – в тёплую воду
99. На рисунке изображён выдающийся английский врач, анатом, физиолог, эмбриолог первой половины XVII в., известный тем, что
1) создал учение о кровообращении 2) открыл явление фотосинтеза
3) создал учение о естественном отборе 4) открыл законы наследственности