Курс внеурочной деятельности «Математические исследования»
Внеурочная деятельность учащихся – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий (УУД).
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.
Содержание программы курса «Математические исследования» соответствует познавательным возможностям учащихся и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Каждое занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического курса должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы, основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет успешно овладеть не только обще-учебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии.
Цель, задачи и принципы программы:
Цель: развивать математический образ мышления
Задачи:
1. расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
2. расширять математические знания в области многозначных чисел;
3. учить применять математическую терминологию;
4. развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
5. уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Принципы программы:
Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности «Математические исследования»
Ученик научится:
1. овладевать методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
2. использовать догадку, озарение, интуицию;
3. использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
4. приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов
5. целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства
Получит возможность научиться:
составлять и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
анализировать объекты с целью выделения признаков;
самостоятельно выбирать способы решения проблемы творческого и поискового характера.
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Как устроена задача? Осваиваем разбор текста задачи. Вопросы к задаче. | Научиться производить разбор текста задачи |
Решение типовых текстовых задач. Разбор, анализ, методы решения задач. | Рассмотреть методы решения текстовых различных задач |
Решение задач на составление уравнения. | Научиться решать задачи на составления уравнений |
Дроби. Их роль в истории. | Познакомиться с историей дробей |
Клуб историко-математических задач | Рассмотреть историко- математические задачи |
Задачи на движение тел по течению и против течения. Практикум-исследование решения задач на движение | Исследовать решения задач на движения |
Построение золотого сечения. | Научиться строить золотое сечения |
Решение задач на построение “Золотого сечения” | Научиться решать задачи на построение «Золотого сечения» |
Исследование ряда Фибоначчи и золотого сечения. | Познакомиться с рядом Фибоначчи |
Паркеты, мозаики. Исследование построения геометрических, художественных паркетов. | Исследовать построения геометрических, художественных паркетов |
Золотое сечение в архитектуре. | Рассмотреть золотое сечение в архитектуре |
Практическое занятие с целью исследования объектов архитектуры на наличие в них элементов, содержащих симметрии и Золотое сечение. | Исследовать объектов архитектуры на наличие в них элементов, содержащих симметрии и Золотое сечение |
Задачи на перекраивание и разрезания | Научиться решать задачи на перекраивание и разрезания |
Задачи на вычисление площадей. | Научиться решать задачи на вычисление площадей |
Задачи на вычисление объемов | Научиться решать задачи на вычисление объемов |
Практикум – исследование решения задач геометрического характера | Исследовать решения задач геометрического характера |
Математика растений | Познакомиться с математикой растений |
Элементы теории вероятности. Задачи на случайную вероятность | Познакомиться с элементами теории вероятности. Научиться решать задачи на случайную вероятность |
Решение нестандартных задач | Научиться решать нестандартные задачи |
Решение олимпиадных задач | Научиться решать олимпиадные задачи |
Задачи на концентрацию. | Научиться решать задачи на концентрацию |
Задачи на работу. | Научиться решать задачи на работу |
Календарно – тематическое планирование по внеурочной деятельности
«Математические исследования»
№ | Дата | Тема | Количество занятий | Примечание |
По плану | По факту |
1 | | | Как устроена задача? Осваиваем разбор текста задачи. Вопросы к задаче. | 1 | |
2 | | | Решение типовых текстовых задач. Разбор, анализ, методы решения задач. | 1 | |
3 | | | Решение задач на составление уравнения. | 1 | ГИА Часть№2, №22(ОГЭ) |
4 | | | Дроби. Их роль в истории. | 1 | |
5 6 | | | Клуб историко-математических задач | 2 | |
7 8 | | | Задачи на движение тел по течению и против течения. Практикум-исследование решения задач на движение | 1 | |
9 | | | Построение золотого сечения. | 1 | |
10 11 | | | Решение задач на построение “Золотого сечения” | 2 | |
12 13 | | | Исследование ряда Фибоначчи и золотого сечения. | 2 | |
14 | | | Паркеты, мозаики. Исследование построения геометрических, художественных паркетов. | 1 | |
15 | | | Золотое сечение в архитектуре. | 1 | |
16 17 | | | Практическое занятие с целью исследования объектов архитектуры на наличие в них элементов, содержащих симметрии и Золотое сечение. | 2 | Межпредметная связь с исскуством |
18 19 | | | Задачи на перекраивание и разрезания | 2 | Межпредметная связь с черчением |
20 21 | | | Задачи на вычисление площадей. | 2 | ГИА Часть№1, №12(ОГЭ) |
22 23 | | | Задачи на вычисление объемов | 2 | |
24 25 | | | Практикум – исследование решения задач геометрического характера | 2 | Межпредметные связи с геометрией |
26 27 | | | Математика растений | 2 | Межпредметная связь с химией |
28 29 | | | Элементы теории вероятности. Задачи на случайную вероятность | 2 | |
30 31 | | | Решение нестандартных задач | 2 | |
32 33 | | | Решение олимпиадных задач | 2 | |
34 | | | Задачи на концентрацию. | 1 | Межпреметная связь с химией |